ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
ПАХОМОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail:[email protected]
ТАРАСОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В настоящее время инструментарий менеджмента предприятия сотовой связи является одним из основных элементов системы управления национальной экономикой, в которой основным компонентом является информация. В статье выявлены недостатки информационной подсистемы как центрального звена в рыночном инфраструктурном комплексе. Информационное обеспечение, функционирование и развитие экономики возможно на основе деятельности предприятий телекоммуникационного сектора на рынке связи. Вследствие этого большое значение приобретает разработка банка сведений телекоммуникационного рынка. Рассмотрены основные принципы управления на основе банка сведений. Представлен алгоритм выполнения функций управления предприятия сотовой связи. Проведен сравнительный анализ инструментов менеджмента на основе Интернет-ресурса. Глобализация, информатизация, коммуникационные технологии, система социального взаимодействия, влекущая к увеличению объема информационного потока, приводит к объективной необходимости в сокращении времени абонента, дающей возможность получить необходимую, своевременную и доступную информацию. Вследствие этого, необходимо постоянное и устойчивое использование телекоммуникационного средства. На основании проведенного анализа сделаны выводы о необходимости применения инструментария менеджмента предприятия сотовой связи, позволяющего ускорить развитие национальной экономики опережающими темпами путем расширения и развития рыночной инфраструктуры с помощью средств сотовой связи, способных осуществить обработку, обмен информационными составляющими, функционирующими в определенных экономических сферах в более короткий срок.
Ключевые слова: принцип, управление, инструмент, менеджмент, предприятие сотовой связи, экономика
В управлении развитием телекоммуникационного сектора на рынке связи большое значение приобретает применение методов, способствующих расширению и развитию опережающими темпами рыночной инфраструктуры, включающую отрасли и службы, способные обеспечить абонентам наличие надежной и быстрой связи, важный компонент которой - это информация.
Свобода конкурентной деятельности играет большую роль в доступности информационных потоков и эффективном функционировании региональных рынков.
Достоверная и полная информация о товаре, услуге, цене, условии продажи, переводе денежных средств также способствует развитию рынка сотовой связи. Поэтому инфраструктурное обес-
печение и информационная прозрачность являются взаимозависимыми факторами.
Для каждого элемента в инфраструктуре необходимы информационные ресурсы. Информационную подсистему можно рассматривать как центральную в рыночном инфраструктурном комплексе [1]. Организационная информационная инфраструктура - это все информационные, справочные системы, способствующие обеспечению функционирования различных сфер деятельности информационной и аналитической системы.
Информационными системами можно назвать материальные носители данных, информационные технологии, средства коммуникаций, в том числе и телекоммуникационную составляющую.
Основной проблемой является недостаточность развития информационной инфраструктуры. Информационной инфраструктурой является информационная, коммуникационная взаимосвязь сфер организационных структур, институтов, приводящих в движение рыночный механизм, позволяющих непрерывно осуществлять воспроизводственный процесс.
Таким образом, использование продуктов деятельности предприятий телекоммуникационного сектора окажет ключевое воздействие на информационное обеспечение, функционирование и развитие экономики. Поэтому возникает необходимость разработки банка сведений, основными элементами которого являются:
- корпоративный банк сведений, используемый для организаций;
- отраслевой банк сведений, содержащий материалы отраслевых применений, регламентированный пользователями;
- региональный банк сведений, предоставляющий информационные данные региональных форматов, позволяющих определить экономические, финансовые показатели в работе телекоммуникационных компаний конкретного региона, объединяющих банк сведений отрасли.
Вследствие этого, региональный банк сведений является совокупностью взаимодействующего банка сведений, объединенного общими телекоммуникационными программными и техническими сферами, позволяющими осуществить обработку, обмен информационными составляющими, функционирующими в определенных технологических, экономических, правовых нормах [2].
Региональный банк сведений должен включать общественные полезные социальные составляющие информационных ресурсов телекоммуникационных региональных рынков, используемые определенными пользователями.
Авторами выделены принципы разработки банка сведений телекоммуникационного рынка:
- защищенные законом права информационного ресурса местных, федеральных операторов;
- региональный банк сведений, формирующий автоматизированные экономические информационные системы телекоммуникационных предприятий;
- создание банка сведений в составе регионального банка сведений, подразумевающего определенные правила в описании сведений обмена, обработки запроса локального пользователя, санкционированный доступ на основе единых языковых составляющих, соблюдение правила, периода, позволяющего актуализировать данные;
- принцип координации в функционировании банка сведений с помощью соответствующих территориальных служб, взаимодействующих с федеральным ведомством.
Разработка банка сведений в составе регионального банка сведений осуществляется с помощью предметных или тематических подходов, предусматривающих сопоставление анализа информационных данных, характеризующих набор составляющих, способствующих управлению телекоммуникационным сектором на рынке связи. Банк сведений накапливает информацию в соответствии с признаками или свойствами объекта, хозяйствующего субъекта, абонентской базы.
Пути информационной совместимости банка сведений территориальной системы реализуются через справочную службу регионального банка сведений, функционирующую на основе информационных и аналитических положений [3]. Справочная служба регионального банка сведений обладает следующими функциями:
- функция обеспечения адресными и справочными информационными данными абонента;
- функция, указывающая на совместимость семантической модели, используемой банком сведений территориальной системы телекоммуникационного рынка;
- функция реализации ответа в соответствии с запросом, заключающаяся в обращении банка сведений территориальной системы к экономическим, организационным, техническим условиям, доступ к которым осуществляется на основе средств сотовой связи (рис. 1).
Таким образом, на основании сравнительной характеристики телекоммуникационных средств связи можно сделать вывод, что развитие средств сотовой связи происходит опережающими темпами по сравнению с фиксированным и мобильным Интернетом.
Таким образом, задачами в развитии телекоммуникационного сектора на региональном рынке представлены в таблице 1. С целью конкретизации поставленной задачи, а также реального содержания необходимо разработать серьезную методическую базу, использующую значительный аналитический материал [4; 5].
В результате сравнительного анализа управления телекоммуникационным рынком на основе применения мультимедийной технологии автором предложен инструментарий менеджмента на основе Интернет-ресурса, включающий такие составляющие, как (табл. 1):
I. Общий инструментарий:
- информация популярного сервера;
т V. PAKHOMOVA, O. т TARASOVA
- рассылка;
- дискуссионный лист;
- электронный банк сведений;
- сетевая конференция;
- сайт поисковой системы и каталога;
- ссылки.
II. Специальный инструментарий.
III. Инструментарий сбора, а также анализа первичных, вторичных информационных источников, дающих характеристику партнерам, потребителям, конкурентам с помощью комплексных, системных регулярных маркетинговых исследований.
1. Сотовая связь
2. Фиксированный и мобильный Интернет
3. Мобильный Интернет
Рис. 1. Сравнительная характеристика телекоммуникационных составляющих рынка связи
IV. Электронная коммерция для предпринимательства, благоприятные условия в развитии.
V. Конкурсы, характеристика актуальной проблемы интерактивного режима.
VI. Системный целевой управленческий процесс, включающий:
- определение цели на основе ситуационного анализа, формирования концептуальных особенностей;
- ситуационное управление;
- контроль результатов, а также оперативная выработка необходимого мероприятия.
Экономической целесообразностью применения инструментария менеджмента на основе Интернет-ресурса телекоммуникационного сектора на рынке связи является:
1. Достижение экономии усилия, сокращение временного интервала, финансовой составляющей для:
- поддержания контакта с потребителем в регионе, внутренним, внешним региональным партнером, взаимодействия муниципальных, региональных, федеральных субъектов в управлении с помощью Интернет-сайта, электронного адреса, электронной базы сведений;
- распространения необходимых информационных данных с минимальными затратами на копирование;
- структурирования аудитории пользователя информационным ресурсом, определения целевых групп потребителя;
- применения методов сбора необходимых информационных сведений об абоненте сотовой связи, услуги, с помощью возможностей Интернет, позволяющих голосовать онлайн;
- обслуживания абонента, сокращая личные контакты и телефонные переговоры,
- представление иллюстративного информационного материала онлайн.
2. Генерация дополнительных поступлений продаж рекламных роликов web-страниц.
Повышение качественных характеристик управленческой деятельности необходимо осуществлять на основании разработки управленческих решений системы управления, включающих последовательность выполнения управленческих функций от разработки до оформления управленческих решений. Принятие управленческих решений общих функций происходит циклично и включает всеобщие функции: обязательные и единые для каждой общей функции на основе алгоритма:
- организационные работы, разработка управленческих решений общих управленческих функций;
- анализ и синтез проблем данных общих управленческих функций;
- прогноз параметра, необходимого для выполнения данных общих функций;
- оптимизация и оценка решений данных общих функций;
Каждый этап менеджмента телекоммуникационного рынка подразумевает обязательное наличие специализированных управленческих методов информационных служб, оснащенных техническим средством, позволяющим осуществить сбор, обработку и распространение информационных сведений с помощью современных форм и методов, использующих математическое и программное обеспечение.
- оформление управленческих решений данных общих функций.
Данным алгоритмом представлены структурные преобразования в последовательности выполнения каждого этапа в осуществлении структурного изменения предприятий сотовой связи и конечного результата, получаемого при принятии управленческого решения.
Таким образом, система управленческих инструментальных обеспечений телекоммуникационного сектора на рынке связи позволяет эффективно функционировать рыночным субъектам региона, повысить степень удовлетворения потребителя - телекоммуникационного абонента, и, как следствие, повысить возможность эффективного развития структуры национальной экономики.
Таблица 1
Инструментарий менеджмента на основе Интернет-ресурса
Задача Технологический инструмент Интернет Целевая группа Инструменты
1. Благоприятный имидж 2. Проводимая политика государства 3. Происходящие изменения регионального рынка сотовой связи - сайты - адрес электронной почты - почтовый реестр - видеоконференция потребитель (абонент) - краткая информация на популярного сервера; - регистрационный запрос на сайте поисковой системы, каталоге; - ссылки на региональный, дружественный сайт, специализированный сервер; - ссылки положительных отзывов; - рассылка; - индивидуальное письмо; - текстовый блок; - новости, информация сайта
4. Рынок 5. Ожидания, предпочтения потребителя 6. Общественное мнение на основе мониторинга - информационная поисковая система; - адрес электронной почты; - почтовый реестр - субъект в региональном управлении; - потребитель - пресс-обзоры, статистическая информация, аналитические материалы; - рассылка; - дискуссионный лист; - конференция; - опрос, методы голосования, анкетирования
7. Деловые контакты 8. Багоприятные управленческие условия муниципального, регионального, федерального субъекта - сайты; - адрес электронной почты; - почтовый реестр; - видеоконференция; - многопользовательские диалоги; - услуга голосовой связи - потребитель, абонент; - субъект региональных и муниципальных уровней в управлении - рассылка - новости; - часто встречающиеся ответы; - консультации; - управленческая игра, тренинг
9. Региональные производители услуги, методы продвижения услуги на внутренний и внешний рынок 10. Методы стимулирования покупателей - сайты; - адрес электронной почты; - почтовый реестр; - видеоконференция; - многопользовательские диалоги; - услуга голосовой связи - производитель услуги - потребитель региональных товаров и услуг - виртуальная выставка; - электронный магазин; - аукцион; - интернет-банк, платежная система; - баннеры на популярной странице
т V. PAKHOMOVA, О. т TARASOVA
Литература
1. Нарукавникова А. В. Проблемы развития информационной инфраструктуры // Проблемы экономики, финансов и управления производством: сборник научных трудов. Иваново, 2006. Вып. 20. С. 343-348.
2. Рогачев А. Ф., Скопина И. В. IT - консалтинг на региональных потребительских рынках // Информационные ресурсы России. 2004. № 5 (81).
3. Скопина И. В. Развитие региональных потребительских рынков. Киров: Издательство ВятГУ, 2004.
4. Информационные технологии территориального управления. Тематический сборник. Основные положения по созданию инфраструктуры региональной информатизации. ВНИИПВТИ, М., 1994. Т. 5.
5. Основы электронного бизнеса / МэтХейг. пер. с англ. С. Косихина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
References
1. Narukavnikova А. V. Problemy razvitiya infor-matsionnoj infrastruktury [Problems of development of
information infrastructure] // Problemy ekonomiki, fi-nansov i upravleniya proizvodstvom: Sbornik nauchnykh trudov. Ivanovo, 2006. Vyp. 20. S. 343-348.
2. Rogachev A. F., Skopina I. V. IT - konsalting na regional'nykh potrebitel'skikh rynkakh [IT - consulting at the regional consumer markets] // Informatsionnye resursy Rossii. 2004. № 5 (81).
3. Skopina I. V. Razvitiye regional'nykh potrebitel'skikh rynkov. [Development of the regional consumer markets.] Kirov: Izdatel'stvo VyatGU, 2004.
4. Informatsionnye tekhnologii territorial'nogo upravleniya. Tematicheskij sbornik. Osnovnye polozheniya po sozdaniyu infrastruktury regional'noj informatizatsii. [Information technologies of territorial administration. Thematic collection. Basic provisions on creation of infrastructure of regional informational support.] VNIIPVTI, M., 1994. T. 5.
5. Osnovy elektronnogo biznesa [Bases of electronic business] / MehtKhejg. per. s angl. S. Kosikhina. M.: FAIR-PRESS, 2002.
* * *
TOOLS OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE CELLULAR COMMUNICATION AS CONTROL SYSTEM ELEMENT OF NATIONAL ECONOMY
PAKHOMOVA YULIYA VLADIMIROVNA Voronezh State Technical University, Voronezh, the Russian Federation, e-mail:[email protected]
TARASOVA OLGA YURYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Now the tools of management of the enterprise of cellular communication are one of basic elements of a control system of national economy in which the main component is information. The article revealed shortcomings of information subsystem as central link in a market infrastructure complex. Information support, functioning and development of economy possibly on the basis of activity of the enterprises of telecommunication sector at the market of communication. Development of bank of data of the telecommunication market gets as a result the great value. Authors considered the basic principles of management on the basis of bank of data; presented the algorithm of performance of functions of management of the enterprise of cellular communication; carried out the comparative analysis of instruments of management on a basis the Internet - resource. Globalization, informatization, communication technologies, the system of social interaction attracting to increase in volume of information stream results in objective need for reduction of time of the subscriber giving the chance to receive necessary, timely and available information. As a result continuous and steady use of telecommunication means is necessary. Authors drew conclusions on need of use of tools of management of the enterprise of cellular communication allowing to accelerate development of national economy by the advancing rates by expansion and development of market infrastructure by means of the means of cellular communication capable to carry out processing, an exchange of the information components functioning in certain economic spheres in shorter time on the basis of the carried-out analysis.
Key words: principle, management, tool, management, enterprise of cellular communication, economy.