Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЦИОН / РЕЖИМ ПИТАНИЯ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коликова Елена Георгиевна, Шибкова Дарья Захаровна

В статье представлены результаты исследования культуры питания и пищевого поведения подростков: соблюдение режима питания и рациона, пищевые предпочтения и ограничения, качество употребляемой пищи. Авторами были сопоставлены результаты анкетирования учащихся и их родителей с целью выявления причин нарушений пищевого поведения обучающихся. В статье сделан сравнительный анализ особенностей в питании различных групп респондентов, разделяемых по половому признаку и по месту проживания. Предложен способ решения поставленной проблемы посредством реализации межпредметных связей и синтеза когнитивной и преобразовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коликова Елена Георгиевна, Шибкова Дарья Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLKIT AND DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF ADOLESCENT NUTRITION CULTURE AS A BASIC COMPONENT OF THEIR LIFESTYLE

The article presents the results of a study on food culture and eating behavior of adolescents: the observance of diet and dietary intake, food preferences and restrictions, the quality of food consumed. The authors compared the results of surveying students and their parents in order to identify the causes of eating disorders of students. The article makes a comparative analysis of the eating habits of different groups of respondents, separated according to gender and place of residence. The conclusion of the article suggests the way to solve the problem through implementing interdisciplinary links and synthesis of cognitive and transformative activities.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ЖИЗНИ»

УДК 371.72+613.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-171-182

ББК 74.202.315+4.200.55

ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ДИАГНОСТИКА ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК БАЗОВОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗА ЖИЗНИ

TOOLKIT AND DIAGNOSTIC ASSESSMENT OF ADOLESCENT NUTRITION CULTURE AS A BASIC COMPONENT OF THEIR LIFESTYLE

Коликова Елена Георгиевна

Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, аспирант

E-mail: kolikova75@mail.ru

Kolikova Elena G.

Senior Lecturer at the Department of Natural Sciences and Mathematics, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, PhD post-graduate student E-mail: kolikova75@mail.ru

Шибкова Дарья Захаровна

Главный научный сотрудник центра спортивной науки Института спорта, туризма и сервиса, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), доктор биологических наук, профессор E-mail: shibkova2006@mail.ru

Shibkova Daria Z.

Senior Research Fellow at the Centre for Sports Science of the Institute of Sport, Tourism and Service, South Ural State University (National Research University), ScD in Biology, Full Professor E-mail: shibkova2006@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования культуры питания и пищевого поведения подростков: соблюдение режима питания и рациона, пищевые предпочтения и ограничения, качество употребляемой пищи. Авторами были сопоставлены результаты анкетирования учащихся и их родителей с целью выявления причин нарушений

Abstract. The article presents the results of a study on food culture and eating behavior of adolescents: the observance of diet and dietary intake, food preferences and restrictions, the quality of food consumed. The authors compared the results of surveying students and their parents in order to identify the causes of eating

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Коликова Е. Г., Шибкова Д. З., 2022

пищевого поведения обучающихся. В статье сделан сравнительный анализ особенностей в питании различных групп респондентов, разделяемых по половому признаку и по месту проживания. Предложен способ решения поставленной проблемы посредством реализации межпредметных связей и синтеза когнитивной и преобразовательной деятельности.

disorders of students. The article makes a comparative analysis of the eating habits of different groups of respondents, separated according to gender and place of residence. The conclusion of the article suggests the way to solve the problem through implementing interdisciplinary links and synthesis of cognitive and transformative activities.

Ключевые слова: здоровое питание, пищевое поведение, рацион, режим питания, культура питания.

Keywords: healthy eating, eating behavior, diet, eating habits, eating culture.

Для цитирования: Коликова Е. Г., Шибкова Д. З. Инструментарий и диагностика оценки культуры питания подростков как базового компонента образа жизни // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 171-182. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-171-182.

Cite as: Kolikova E. G., Shibkova D. Z. Toolkit and diagnostic assessment of adolescent nutrition culture as a basic component of their lifestyle. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 171-182. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-171-182.

Введение. В основе примерной программы воспитания, одобренной 2 июня 2020 г., и Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит личностное развитие обучающихся, включающее усвоение знаний общественных норм, приобретение соответствующего опыта поведения, ценностное отношение к своему здоровью.

Однако в последнее время данный вопрос вызывает серьезные опасения, что подтверждается результатами статистических исследований, проводимых медицинскими организациями. Сравнительный анализ заболеваемости детей и подростков в возрасте от 0 до 14 лет показал, что с 2005 по 2018 г. количество детей с сахарным диабетом возросло в 2 раза, а численность детей, страдающих ожирением, увеличилась в 1,7 раз, при этом учитывались лишь диагнозы, установленные впервые [1]. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование у обучающихся культуры питания.

Организм человека для стабильной работы всех систем жизнеобеспечения получает необходимые ему вещества с пищей и водой. Именно поэтому химический состав потребляемых продуктов питания и их биохимические свойства напрямую определяют темпы и особенности физического развития на разных этапах онтогенеза, когнитивные функции центральной нервной системы, состояние иммунитета, работоспособность, эмоциональное состояние и в целом здоровье. Однозначно можно утверждать, что рациональное питание - основа здорового образа жизни.

Базовой составной частью культуры личности является культура здоровья, которая отражает осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.

Здоровый образ жизни личности выражается в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии [2; 3]. Как элемент культуры здоровья, культура питания является объектом исследования разных наук: химии, физиологии питания [4], гигиены питания [5], нутрициологии [6]. В ряде исследований понятие «культура питания» трактуется как «наука о здоровом питании» [7; 8].

Главная проблема формирования культуры питания у обучающихся заключается в том, что у большинства учащихся сформированы знания компонентов культуры здорового питания, но при этом отсутствует мотивация к их соблюдению. Знания, полученные при освоении образовательной программы, в повседневной жизни часто не переходят в действия по реализации канонов здорового питания [9].

Общепринятым методом получения информации по определению пищевого поведения учащихся является анкетирование - один из видов письменного опроса, который наиболее часто используется в педагогическом диагностировании и социологических исследованиях.

Цель нашего исследования заключалась в разработке инструментария и его апробации в оценке культуры питания подростков 13-14 лет, проживающих в Челябинской области.

Организация и методы исследования. Исследование особенностей пищевого поведения обучающихся было проведено на выборке подростков в возрасте 13-14 лет. Выбор данной возрастной группы обоснован следующими факторами: по данным медицинской статистики, на этом этапе онтогенеза наблюдается увеличение доли заболеваний пищеварительной системы, связанных с особенностями питания; наличие проблемы переходного возраста, когда подростки стремятся проявить относительную самостоятельность в выборе пищи и ее приготовлении.

Авторские анкеты для детей и родителей «Вдохновленные едой, или искусство выбора» были разработаны с учетом возраста респондентов при помощи онлайн-сервиса Гугл-формы, позволяющего сократить время на их заполнение, при этом респондент мог использовать компьютер или мобильные устройства. Анкета размещена по адресу: https://docs.google.eom/forms/d/14WAfZmzEngkwR4zpiZyGISfW-p2xmZYRizJ0oISZu2w/edit. Анкетирование было направлено не на выявление знаниевого компонента культуры питания, а в большей степени на мотивационный и деятельностный компоненты.

В анкетировании приняли участие 215 обучающихся 8-х классов из шести образовательных организаций Челябинской области: МБОУ «Лицей № 142 г. Челябинска», МАОУ «Лицей № 120 г. Челябинска», МБОУ СОШ № 7 города Миасса, МБОУ «СОШ № 1 имени Героя России С. А. Кислова» города Коркино, МБОУ «ООШ № 8» города Корки-но, МБОУ «СОШ № 4» поселка Бажово, Копейского городского округа. В ходе исследования была получена в совокупности 841 анкета. При анализе данных было выявлено, что участники исследования заполнили разное количество анкет, поэтому в выборку были включены обучающиеся, заполнившие три и более анкет (п = 103), из них 83 девушки и 20 юношей, которые в сумме заполнили 535 анкет. Распределение респондентов по месту проживания было следующим: 20 человек являются жителями мегаполиса (г. Челябинск), 62 человека проживают в малых городах Челябинской области (г. Коркино и г. Миасс), 21 человек - в сельской местности.

Родителям обучающихся из полученной выборки было предложено ответить на вопросы анкеты, которая размещена по адресу: https://docs.google.com/forms/ d/1y5JmSekd7VPmBf1FgxFeyN8__oavgiU4_HepGMMPmFA/edit. Цель анкетирования - выявление нарушений пищевого поведения подростков, причин, вызвавших данные нарушения, и особенностей традиций питания, принятых в семье. Анкета включала 16 вопросов открытого и закрытого типа, часть из которых были созвучны с вопросами анкеты, предложенной учащимся. В анкетировании приняли участие 48 родителей.

Статистический анализ достоверности результатов педагогического эксперимента оценивался на основе обработки полученных данных по критерию х2 (хи-квадрат) Пирсона. Статистически значимыми считали различия при р ^ 0,05.

Процедура анкетирования. Обучающимся было предложено в течение недели ежеднев-но заполнять анкету, выбирая из предложенного списка блюда, которые они употребляли при каждом приеме пищи. В качестве мотивации подростков к участию в проводимом исследовании им был открыт доступ к личным результатам анкетирования пищевого по -ведения и культуры питания, которые в дальнейшем они могли сравнить с современными подходами и требованиями к организации рационального питания, спроектировать пути решения проблем, связанных с выбором пищи и с коррекцией образа жизни.

Результаты исследования. С целью выявления особенностей режима питания, респондентов дифференцировали на три группы: систематически принимают пищу, соблюдая режим, делают это не систематически и пропускают конкретный прием пищи. Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение учащихся по режиму питания (абсолютное число, %)

Количество респондентов (п = 103)

Прием пищи Соблюдают режим Не всегда соблюдают Прием пищи

питания режим отсутствует

Завтрак 68 / 66,02* 34 / 33,01 1 / 0,97

Второй завтрак 18 / 17,47 64 / 62,14 21 / 20,39

Обед 71 / 68,93* 31 / 30,09 1 / 0,97

Полдник 47 / 45,63 47 / 45,63 9 / 8,74

Ужин 81 / 78,64 21 / 20,39 1 / 0,97

Второй ужин 26 / 25,24 61 / 59,22 16 / 15,53

Из общей выборки систематически завтракают две трети респондентов, несистематически завтракает одна треть и одна девушка не завтракает (р = 0,000; Х2эмп=65,38). Из опрошенных юношей систематически завтракают 13, несистематически -7 (р = 0,002; х2эмп = 12,20). Из числа девушек завтракают ежедневно 55, иногда - 27 (р = 0,000; х2эмп = 52,72). Иную картину демонстрируют ответы родителей на этот вопрос: систематически завтракают подростки в 34 семьях, что составило 70,8% от общего количества опрошенных; завтракают иногда 8 человек -16,7%, не завтракают 6 человек - 12,5% (р = 0,000; х2 = 30,50). Полученные данные были соотнесены с ответами

обучающихся (р = 0,001; х2эмп = 13,68). Различие в числе лиц, которые никогда не завтракают, вероятно, можно объяснить тем, что обучающиеся уже знакомы с основами здорового питания и поэтому давали ожидаемый ответ, например, указывая минимальный набор продуктов (бутерброд и чай), который условно можно считать завтраком.

С целью определения соответствия рациона опрошенных основным канонам здорового питания при составлении вопросов анкеты в каждый прием пищи были включены варианты блюд, содержащих разные нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества). Выбор обучающимися тех или иных блюд позволил судить о разнообразии рациона. В исследовании был проведен анализ утреннего рациона отдельно среди юношей и девушек, а также среди представителей населенных пунктов различного типа.

Рис. 1. Выбор блюд на завтрак

Из предложенного меню наибольшее количество белка содержится в твороге, блюдах из яиц, молоке и кисломолочных продуктах. Из диаграммы видно, что юноши значительно реже, чем девушки, включают творог и вареные яйца (на 20% и 13% соответственно) в утренний рацион, в то же время они чаще употребляют блюда из молока и кисломолочных продуктов (рис. 1). Углеводы необходимы организму как запас энергии, поэтому их употребление на завтрак необходимо организму человека. Однако углеводная пища различается по гликемическому индексу, который показывает, насколько быстро она усваивается. Частое употребление продуктов с высоким гликемическим индексом может приводить к быстрому набору веса. Из блюд, выбранных опрошенными, в анкете к таким продуктам относятся хлеб, хлебобулочные изделия. Каши, макароны из твердых сортов пшеницы, свежие овощи относятся к продуктам с низким (средним) гликемическим индексом. Несмотря на это хлебобулочные изделия входят в утренний рацион у 42,7% опрошенных, а бутерброды предпочитают 50,5%. Юноши не употребляют на завтрак

салат из свежих овощей, в отличие от 24% девушек, в рацион которых входит данное блюдо. Завтрак 47% респондентов не включает горячие блюда (кашу, макаронные изделия). При анкетировании родителей на вопрос «Перечислите продукты питания или блюда, от употребления которых отказывается ваш ребенок» 22,9% опрошенных назвали каши. Еще одной причиной полученного результата является отсутствие в семейных традициях совместных завтраков. На вопрос анкеты «Как именно традиции совместных приемов пищи осуществляются в вашей семье?» лишь 1 человек (2,1%) указал на их наличие. Анализ особенностей завтраков по группам респондентов, проживающих в различных населенных пунктах, не выявил статистически значимых различий в их рационах.

Из всех опрошенных подростков доля обедающих всегда составила 68,93% человек, иногда - 30,09% (р = 0,000; х2эмп = 71,84). Доля юношей, для которых данный прием пищи не является обязательным, составила 35% (р = 0,002; х2эмп = 12,7). Из числа опрошенных девушек 28% обедают несистематически (р = 0,000; х2эмп = 59,45). Одной из причин полученного результата является то, что во время обеда обучающиеся находятся в школе, поэтому данный прием пищи связан с горячим питанием в школьной столовой, употреблением продукции буфета или пищи, принесенной из дома. Опрос родителей показал, что горячее питание в столовой не принимают 45,8%, питаются в столовой несистематически 8,3%, получают горячее питание ежедневно 45,8% (р = 0,001; х2эмп = 13,5). Большой процент обучающихся, не принимающих горячее питание, отчасти объясняется внедрением автоматической системы оплаты школьных обедов, при этом обучающийся имеет возможность отказаться от заказа конкретного обеда в случае, если предложенное меню его не устраивает, а средства, оставшиеся на электронном счете, он может потратить на продукцию буфета (рис. 2).

При анализе обеденного рациона подростков выявлено, что 77% из опрошенных не употребляют рыбу, при этом лишь у 15% юношей рыба входит в выбранное меню, в

■ Всего опрошенных ■ Юношей ■ Девушек

Рис. 2. Выбор блюд на обед

то время как у девушек данный показатель составляет 25%. Из числа родителей 16,7% подтверждают, что их дети не любят рыбу. Фрукты на обед употребляют лишь 14,5% из числа опрошенных подростков.

Рацион обеденного меню жителей мегаполиса отличается от меню обучающихся, проживающих в малых городах и сельской местности. Опрошенные из Челябинска реже употребляют на обед салат (р = 0,000; х2эмп = 24,13), рыбу (р = 0,000; х2эмп = 18,75), но чаще курицу (р = 0,019; х2эмп = 7,95) и мясо (р = 0,006; х2эмп = 10,36).

Ужин является самым популярным приемом пищи, что может объясняться пребыванием в это время суток дома и наличием совместных ужинов в кругу семьи. Опрос родителей показал, что совместные ужины являются семейной традицией для 40% опрошенных. Большинство опрошенных подростков (72%) предпочитают на ужин гарниры (макаронные изделия, картофельное пюре). Следует также отметить, что питание девушек и юношей отличается, юноши охотнее включают в свой вечерний рацион гарниры, чай и хлебобулочные изделия, в то время как рацион девушек больше изобилует полезными блюдами: горячее блюдо из рыбы, курица, салаты из свежих овощей, сок (рис. 3).

Особое место в питании подростков занимают «перекусы». К сожалению, школьные обеды не всегда по времени совпадают с естественным обеденным временем из-за перегруженности школ. Одни классы питаются после второго урока, другие после третьего, третьи после пятого. Таким образом, перерывы между основными приемами пищи могут составлять до 6 часов, а если между приемами пищи очень длительный промежуток, скорость метаболизма снижается примерно на 30-40%. Рекомендуется использовать два перекуса за день: второй завтрак и полдник. Следует также отметить, что последний прием пищи желательно делать за 3 часа до сна.

100 90 80 70 60

50 ■

■ Всего опошенных ■ Юношей ■ Девушек

Рис. 3. Выбор блюд на ужин

Полученные результаты показывают, что второй завтрак употребляют 17,5%, не употребляют 20,4%, большинство обучающихся второй завтрак принимают периодически (р = 0,000; х2эмп = 38,58).

Полдник оказался одним из самых популярных приемом пищи, так как 45,6% опрошенных полдничают ежедневно, 45,6% - периодически и лишь 8,8% не принимают пищу между обедом и ужином (р = 0,000; х2эмп = 28,04).

Ужинают перед сном четвертая часть респондентов, непостоянно - 59,2%, не имеют в рационе второго ужина - 15,5% (р = 0,000; х2эмп = 32,52). Одной из проблем «перекусов» считается привычка подростков принимать пищу во время просмотра телевизора или работы за компьютером. В анкетировании родителей на вопрос «Употребляет ли ваш ребенок пищу во время работы за компьютером или просмотра телепередач?» дали положительный ответ 25% опрошенных, делают это иногда - 45,8% и 29,2% респондентов выбрали ответ «нет».

При составлении анкеты в возможные варианты выбора перекуса были включены не только продукты, рекомендованные диетологами, но и продукты, не приносящие пользы здоровью (чипсы, сухарики, конфеты, шоколад и т. д.). Анализ анкет показал, что лишь 41% опрошенных в качестве второго завтрака используют фрукты, 24,3% - сок, в то время как конфеты, шоколад, кондитерские изделия употребляют 39% опрошенных, снеки - 21% учащихся, что противоречит рекомендациям диетологов. Девушки в два раза чаще юношей употребляют конфеты и шоколад (43% девушек, 20% юношей), а юноши чаще предпочитают кондитерские изделия (50% юношей, 37% девушек). Следует отметить, что в сельской местности подростки реже употребляют конфеты, чем в городах.

На полдник 47,6% опрошенных употребляют фрукты, 37,9% - йогурт, 34% - сок, в то время как снеки и конфеты на полдник едят 34% опрошенных, кондитерские изделия - 37,9 %.

В качестве второго ужина 43% всех опрошенных употребляют бутерброды, 22% -хлебобулочные изделия, 32% - кондитерские изделия, 32% - снеки, 43% - фрукты, 27% - кефир, 33% - йогурт. При этом девушки отдают предпочтение фруктам и йогурту, а юноши - кондитерским изделиям.

Проведенное анкетирование было направлено в основном на выявление рациона, однако обучающиеся не указывали количество съеденной пищи. В то же время в анкету для родителей был включен следующий вопрос: «Контролируете ли вы объем порций ребенка?», на который положительный ответ дали 39,6% опрошенных, 45,8% этого не де -лают. Для того чтобы у родителя возникла потребность в ограничении или увеличении порций ребенка, необходимы основания, которыми могут быть лишний вес или недостаток в весе, наличие заболеваний, связанных с нарушениями органов пищеварения.

В анкете обучающиеся могли так же указать блюда и продукты питания, которые хотели бы употребить в дополнении к съеденным. Родителям же было предложено назвать три блюда, которые любит их ребенок. Сопоставление выбора обучающихся и их родителей представлено в табл. 2.

Важно отметить, что 30% подростков в качестве желаемого дополнительного продукта указали фрукты, что объясняет причину низкого процента респондентов, употребляющих этот полезный продукт в основном меню. Среди ответов часто встречаются

Таблица 2

Перечень дополнительных блюд и продуктов

Блюда и продукты Обучающиеся Родители

Суп 5 15

Роллы 5 7

Мясо, котлеты, шашлык, гуляш, голубцы 12 20

Курица 6 5

Пицца 6 14

Салат, овощи 16 21

Пельмени, манты, беляши, пироги, гамбургер, шаурма, булочки 23 22

Макароны 11 11

Картофельное пюре, картофель фри 7 12

Мороженое 5 -

Фрукты 35 -

Йогурт 11 -

Творог 5 -

Шоколад 16 -

Чипсы 7 -

блюда ресторанов быстрого питания: роллы, пицца, гамбургер, шаурма, картофель фри, а также продукты, содержащие большое количество сахара.

Следует отметить, что часть желаемых блюд, указанных в ответах обучающихся и их родителей, были включены в список ежедневного меню, например: суп, блюда из мяса, курицы, гарниры (макароны, картофельное пюре), творог, фрукты. Данный факт указывает на то, что данные блюда и продукты доступны не всем подросткам, подтверждает наличие проблемы малообеспеченных семей, что не компенсируется бесплатным питанием в школьной столовой.

В ходе анкетирования родителей были определены факторы, влияющие на выбор ежедневного семейного меню, при анализе ответов на вопрос: «При выборе блюда для приготовления домашнего обеда вы чаще всего руководствуетесь...». Были получены следующие ответы: временем приготовления 39,6%; пользой продуктов - 62,5%; калорийностью продуктов - 8,3%; экономией семейного бюджета - 10,4%; наличием продуктов - 56,3%. Последние два ответа обнажают проблему социального характера: малообеспеченные семьи часто экономят средства за счет выбора более дешевых продуктов питания, что приводит к его однообразию.

Кроме пищевых предпочтений подростков в исследовании были выявлены блюда и продукты, от употребления которых они отказываются. В их перечень вошли следующие блюда: вареные и тушеные овощи- 21 человек; рыба - 9 человек; различные виды каш - 13 человек; различного вида супы- 6 человек. Следует отметить, что вареные и тушеные овощи и каши являются источником углеводов, витаминов и минеральных веществ, рыба богата кальцием, фосфором, жирными кислотами. Употребление в пищу супа стимулирует пищеварение; первые блюда быстро и легко усваиваются;

помогают поддержать водно-солевой баланс в организме; в процессе варки сохраняют полезные и питательные вещества продуктов. Благодаря легкой усвояемости и высокой питательности супы обязательно должны присутствовать в меню подростков.

Каким же образом включить в рационы данные продукты? Родители иногда не придают должного значения эстетическому оформлению блюда, что отталкивает подростков. Зрительное восприятие красивой пищи способствует выделению желудочного сока для ее переваривания. На вопрос «Заботитесь ли вы об эстетическом оформлении приготовленных блюд?» дали утвердительный ответ 27,1% респондентов, 12,5% - отрицательный, остальные украшают блюда несистематически. При ответе на вопрос «Как часто вы сервируете стол по правилам этикета?» выяснилось, что в 66,7% семей это делается по праздникам, 8,4% сервируют стол от 2 до 4 раз в неделю, только 14,6% занимаются сервировкой почти ежедневно.

Отдельным аспектом здорового питания является качество употребляемых пищевых продуктов. Основными критериями качества пищевых продуктов является наличие белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, энергетическая ценность и безопасность для человека. На вопрос о причине выбора тех или иных блюд для семейного завтрака, обеда или ужина 62% родителей руководствуются пользой продуктов, входящих в состав блюда, и лишь 8% - калорийностью блюд. Следовательно, для остальных опрошенных пищевая ценность употребляемых блюд, соблюдение канонов рационального и сбалансированного питания отходят на второй план. При ответе на вопрос «При выборе продуктов питания в магазине обращаете ли вы внимание на информацию на этикетке о составе продукта?» 25% опрошенных родителей ответили отрицательно или отметили, что делают это не всегда. Данный факт объясняется тем, что главным критерием при покупке продуктов питания становится их стоимость.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельный вопрос касается использования в питании полуфабрикатов, приготовление которых позволяет сэкономить время. При ответе на вопрос «Часто ли вы используете полуфабрикаты для приготовления пищи?» выяснилось, что не используют полуфабрикаты лишь 29,2% респондентов, 54,2% опрошенных отметили, что делают это 1-2 раза в неделю, а 6,3% употребляют полуфабрикаты систематически. Причиной этого является повышенная занятость родителей, отсутствие навыков приготовления пищи, относительно низкая стоимость полуфабрикатов.

Сохранность витаминов и минеральных веществ зависит от вида тепловой обработки, от среды, в которой она происходит, и от времени приготовления. В анкете для родителей предлагалось выбрать два вида тепловой обработки продуктов, которые они чаще всего используют. Анализ полученных данных показал, что наиболее популярным способом приготовления пищи остается варка (77,1%); 54% используют запекание; 45,8% - тушение; 33,3% - жарку; лишь 8,3% готовят продукты на пару несмотря на то, что это самый «щадящий» способ приготовления пищи, способствующий сохранению витаминов и минеральных веществ.

Заключение. Проведенное нами исследование позволило выявить ряд особенностей культуры питания подростков 13-14 лет Челябинской области:

• высокий процент обучающихся, у которых основные приемы пищи осуществляются несистематически;

• низкий процент обучающихся, имеющих полноценный завтрак и обед; злоупотребление во время перекусов сладостями и хлебобулочными изделиями;

• низкий процент обучающихся, употребляющих молочные и кисломолочные продукты;

• доля юношей, придерживающихся здорового питания, значительно меньше, чем девушек;

• четко выраженные различия в рационе у подростков из разных типов населенных пунктов.

В ходе анкетирования родителей на вопрос «Вызывает ли у вас беспокойство система питания вашего ребенка, если да, то укажите причину беспокойства» были получены следующие ответы:

• на злоупотребление сладким и мучным, большое количество перекусов, замещение полноценного обеда бутербродами и булочками указали 25% респондентов; на употребление энергетических напитков - 2,1%;

• на однообразное питание и выбор одних и тех же блюд указали 6,3%; переедание - 2,1%; недоедание - 4,2%; нерегулярное питание - 10,4%;

• на отказ от питания в школьной столовой из-за невкусной пищи указали 4,2%. Полученные ответы родителей подтверждают правильность выводов, сделанных на

основе анкетирования детей. Способы решения данных проблем должны найти отражение в содержании учебных предметов и реализации курсов внеурочной деятельности, разработанных на основе межпредметных связей биологии и технологии, в рамках которых учащиеся должны усвоить следующие истины: «Здоровая еда может быть красивой и вкусной»; «Правильное питание способствует повышению результатов в спорте и учебе»; «Здоровье и красота неразделимы»; «Полезно - не всегда значит дорого». В ходе синтеза когнитивной и преобразовательной деятельности учащиеся не только овладеют теоретическими основами здорового питания, но и в ходе практических занятий приобретут опыт реализации этих знаний в повышении личной культуры питания и здорового образа жизни.

Список литературы

1. Здравоохранение в России. 2019: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с.

2. Гаркуша Н. С. Формирование культуры питания в семье как ключевое направление воспитания культуры здоровья школьников: шведский опыт // Валеология. 2014. № 3. С. 73-77.

3. Диетология: руководство / под ред. А. Ю. Барановского. СПб.: Питер, 2012. 1024 с.

4. Физиология питания: учебник / В. М. Позняковский, Т. М. Дроздова, П. Е. Влощин-ский; под ред. В. М. Позняковского. СПб.: Лань, 2018. 432 с.

5. Королев А. А. Гигиена питания: учебник для студентов учреждений высш. образования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2017. 544 с.

6. Нутрициология: учебник / Л. З. Тель, Е. Д. Даленов, А. А. Абдулдаева, И. Э. Коман. М.: Литтерра, 2018. 543 с.

7. Организации питания школьников на принципах здорового питания / М. П. Могильный, Т. В. Шленская, Т. Ш. Шалтумаев, А. Ю. Баласанян // Успехи современной науки. 2017. Т. 2, № 6. С. 19-25.

8. Организация производства продукции здорового питания: (принципы здорового питания: рекомендации, правила, характеристика): учеб. пособие при подготовке магистров по направлению подготовки 260800 и 19.04.04 - Технология продукции и организация общественного питания / М. П. Могильный, Т. В. Шленская; под ред. М. П. Могильного. М.: ДеЛи плюс, 2015. 179 с.

9. Минина В. Н., Иванова М. С., Ганскау Е. Ю. Здоровое питание в контексте повседневной жизни россиян // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21, № 4. С. 182-202. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.4.8.

References

1. Zdravookhranenie v Rossii. 2019: stat. coll. Moscow, 2019. 170 p.

2. Garkusha N. S. Formirovanie kultury pitaniya v semye kak klyuchevoe napravlenie vospitaniya kultury zdorovya shkolnikov: shvedskiy opyt. Valeologiya. 2014, No. 3, pp. 73-77.

3. Baranovskiy A. Yu. Dietologiya: rukovodstvo. St. Petersburg: Piter, 2012. 1024 p.

4. Poznyakovskiy V. M., Drozdova T. M., Vloshchinskiy P. E. Fiziologiya pitaniya: uchebnik. St. Petersburg: Lan, 2018. 432 p.

5. Korolev A. A. Gigiena pitaniya: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2017. 544 p.

6. Tel L. Z., Dalenov E. D., Abduldaeva A. A., Koman I. E. Nutritsiologiya: uchebnik. Moscow: Litterra, 2018. 543 p.

6. Mogilnyy M. P., Shlenskaya T. V., Shaltumaev T. Sh., Balasanyan A. Yu. Organizatsii pitaniya shkolnikov na printsipakh zdorovogo pitaniya. Uspekhi sovremennoy nauki. 2017, Vol. 2, No. 6, pp. 19-25.

8. Mogilnyy M. P., Shlenskaya T. V. Organizatsiya proizvodstva produktsii zdorovogo pitaniya: (printsipy zdorovogo pitaniya: rekomendatsii, pravila, kharakteristika): ucheb. posobie pri podgotovke magistrov po napravleniyu podgotovki 260800 i 19.04.04 - Tekhnologiya produktsii i organizatsiya obshchestvennogo pitaniya. Moscow: DeLi plyus, 2015. 179 p.

9. Minina V. N., Ivanova M. S., Ganskau E. Yu. Zdorovoe pitanie v kontekste povsednevnoy zhizni rossiyan. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii. 2018, Vol. 21, No. 4, pp. 182-202. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.4.8.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 02.09.2021 The article was received on 02.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.