Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ -ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ДЕВУШЕК 12-15 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ -ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ДЕВУШЕК 12-15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОВЕДЕНИЕ / ПИТАНИЕ / СОЦИО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ADOLESCENCE / BEHAVIOR / NUTRITION / SOCIO-PEDAGOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макеева А.Г.

Проведено исследование особенностей питания подростков разного пола. В исследовании приняли участие 350 школьников 13-14 лет, жители 2 городов России. Были выделены различия в представлениях, связанных с питанием, вкусовых предпочтениях, а также реальном поведении, связанном с питанием, у юношей и девушек. Проведен социо-педагогический анализ результатов исследования и выделен круг проблем, связанных с питанием подростков, которые могут быть решены за счет использования средств обучения и воспитания.The paper presents the study of nutrition characteristics of adolescents of both sexes. The study involved 350 schoolchildren aged 13-14 y.o., residents of 2 Russian cities. The study revealed differences in nutrition, taste preferences, and real nutrition-related behaviours among young men and women. There was held the socio-pedagogical analysis ofthe research results that helped to identify a range ofnutritional problems, which can be solved by the means ofeducation and upbringing ofadolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ -ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ДЕВУШЕК 12-15 ЛЕТ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ-ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ДЕВУШЕК

12-15 ЛЕТ

А.Г. Макеева1,

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва

Проведено исследование особенностей питания подростков разного пола. В исследовании приняли участие 350 школьников 13-14 лет, жители 2 городов России. Были выделены различия в представлениях, связанных с питанием, вкусовых предпочтениях, а также реальном поведении, связанном с питанием, у юношей и девушек. Проведен социо-педагогический анализ результатов исследования и выделен круг проблем, связанных с питанием подростков, которые могут быть решены за счет использования средств обучения и воспитания.

Ключевые слова: подростковый возраст, поведение, питание, социо-педагогический анализ

Nutrition characteristics in adolescent boys and girls aged 12-15 years old. The paper presents the study of nutrition characteristics of adolescents of both sexes. The study involved 350 schoolchildren aged 13-14 y.o., residents of 2 Russian cities. The study revealed differences in nutrition, taste preferences, and real nutrition-related behaviours among young men and women. There was held the socio-pedagogical analysis of the research results that helped to identify a range of nutritional problems, which can be solved by the means of education and upbringing of adolescents.

Keywords: adolescence, behaviour, nutrition, socio-pedagogical analysis

Современные исследования убедительно доказывают связь тендерного фактора с различными сторонами жизни человека [1; 2]. Изучение тендерных влияний оказывается важным условием для понимания процессов, происходящих как на уровне социума в целом, так и на уровне личности. В полной мере это относится и к такому социокультурному явлению как здоровый образ жизни, поскольку гендер - определяющий фактор для «структурирования жизненных шансов сохранения здоровья и доступа к материальным и общественным ресурсам, благоприятствующим его поддержке» [2; 8; 9].

При изучении тендерного влияния на те или иные аспекты поведения, связанные со здоровьем, возникает вопрос - являются ли эти различия биологически детерминированными или формируются культурой и окружающей средой. Сегодня очевидно, что для объяснения гендерных различий в стилях поведения, связанного со здоровьем, недостаточно опираться только на биологические различия между полами. Особенности мужских и женских социальных ролей также вносят существенный вклад в формирование стилей поведения [4; 8]. Это имеет важное практическое значение для разработки профилактических интервенций. Если на биологический «фундамент» профилактика повлиять не может (он может лишь учитываться), то социальные составляющие гендерных различий могут быть изменены за счет специально организованного воздействия.

Контакты: 1 Макеева А.Г. - E-mail: <Alexandra.Makeeva@ru.nestle.com>

Тендерные различия поведения, связанного со здоровьем, проявляются уже с детского возраста, когда ребенок, наблюдая за взрослыми, усваивает определенные нормы и стандарты «женского» или «мужского» роли. Анализ этих различий оказывается важным условием для разработки эффективных обучающих программ, направленных на формирование у детей здорового образа жизни, в том числе и программ, связанных с культурой питания [3; 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представлены результаты исследования поведения, связанного с питанием, проведенного среди подростков 13-14 лет. Сбор данных был организован в 2 городах России, всего исследованием было охвачено 350 школьников. Из них 180 девушек и 170 юношей.

Для сбора информации мы использовали два типа анкет.

Первая анкета представляла собой дневник, который подросток должен был заполнять в течение недели, отмечая там основные характеристики своего режима и рациона питания.

Вторая анкета включала вопросы, направленные на изучение общих установок и предпочтений подростков, связанных с питанием, и предполагала однократное заполнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Подростки-девушки по сравнению с подростками-юношами демонстрируют не только существенно больший интерес к информации, связанной с разными аспектами питания, но большую осведомленность в вопросах питания.

Так, более 80 % девушек отметили, что они готовы прочитать статью или прослушать передачу, посвященную питанию. Среди юношей интерес к такой информации проявляет только 60 % подростков. Подростки девушки выбирают большее число пунктов в списке вопросов, которые их интересуют. Среднее число выборов в группе - 7,8, тогда как среди подростков-юношей всего 4,2. Наиболее популярная информация о питании среди девушек связана с влиянием питания на здоровье, состав продуктов, способы приготовления блюд, связь питания и внешнего вида.

Общая осведомленность подростков-девушек в сфере питания также существенно выше. Девушки чаще дают правильные ответы на вопросы анкеты, направленные на выявление их знаний в сфере питания, в сравнении с юношами (85 % и 69 % соответственно).

Важным фактором, влияющим на реальное пищевое поведение индивида, является сфера его вкусовых предпочтений. Она во многом определяет особенности рациона и проявляется в актуальном выборе еды [6; 7]. Для изучения гендерной специфики вкусовых предпочтений у наших респондентов мы предложили им список основных групп пищи. Он включал фрукты, овощи, крупы, мясные и рыбные блюда, молочные продукты, а также снеки. Каждая из перечисленных групп, содержала по 5-10 конкретных примеров продуктов и блюд. Респонденты должны были отметить - какая еда им нравится.

Сфера вкусовых предпочтении в группе юношей несколько шире и разнообразнее в сравнении с девушками (см. табл. 1). Однако эти различия не являются достоверными

Таблица 1

Особенности вкусовых предпочтений в группах респондентов

Группы продуктов Среднее число оценок «нравится» в группе продуктов

Подростки-юноши Подростки-девушки

Фрукты 5 5,1

Молочные продукты 3,3 2,9

Мясо и рыба 5,2 4,7

Каши 2,8 2,6

Овощи 3 2,8

Снэки 4,5 3,9

Существенно ярче гендерные различия в группах наших респондентов проявляются при сравнении их режима питания. Несмотря на то, что среднее количество приемов пищи в группах совпадает - 3,2-3,3, распределение приемов пищи (завтрак дома, завтрак в школе, обед, полдник, ужин) отличается. Подростки-юноши реже завтракают в школе и чаще, в сравнении с девушками, пропускают обед. В группе девушек-подростков несколько чаще отмечается пропуск ужина. При этом в группе девушек реже отмечается поздний ужин (после 20.00). Полдник- наименее популярный прием пищи в обеих группах.

Помимо регулярных приемов пищи в течение дня у подростков есть и перекусы. Они более распространены среди юношей - частота их в среднем составляет 2,7, тогда как в группе девушек - 1,3.

В целом, режим питания подростков-юношей чаще отклоняется от оптимального. Девушки более внимательны к организации своего питания (табл. 2)

Таблица 2

Особенности организации режима питания у подростков

Приемы пищи в течении дня Среднее количество приемов пищи в течении недели

Подростки-юноши Подростки-девушки

Завтрак дома 5,6 6,3

Завтрак в школе 3,7 4,8

Обед 5,4 6,8

Полдник 2,4 2,1

Ужин 5,9 4,9

Поздний ужин 2,6 1,3

Большая часть приемов пищи наших респондентов связана с домом. Однако и школьная столовая играет в питании школьников важную роль. Она не только способствует регулярности питания, но и обеспечивает более здоровый рацион [6,9]. Однако при этом популярность школьного питания среди подростков отличается. Девушки чаще завтракают и обедают в школе, по сравнению с юношами. При этом частота посещения школьного буфета подростками в течение недели для покупки еды для перекуса выше среди юношей.

Помимо питания дома или в школьной столовой подростки осваивают и систему общественного питания. В среднем около 40 % подростков в течение недели хотя бы раз посещали места общественного питания - главным образом. кафе. Средняя частота посещения - 1,2 раза в неделю. Этот показатель практически одинаков как в группе юношей, так и в группе девушек. Как правило, речь идет о кафе быстрого питания. В основном посещение кафе происходит в сопровождении взрослых. Однако 35 % девушек и 46 % юношей отметили, что посещали кафе и самостоятельно.

Большинство наших респондентов имеет опыт покупки продуктов питания в магазине. Более 90 % подростков отметило, что регулярно покупает еду для себя в магазине на карманные деньги, 78 % подростков участвуют в организации семейного питания и покупают продукты по поручению родителей.

Мы попросили наших респондентов указать - какие именно продукты они выбирают в случае покупок «для себя». Чаще всего это снеки (чипсы, сухарики, орешки), сладости (мороженое, конфеты, маршмелоу и т.д.), сладкие газированные напитки. Менее распространённый вариант покупки - соки, фрукты, молочные продукты - йогурты, творожные десерты. Существенных различий в выборах между группами юношей и девушек нет.

Основное отличие между нашими респондентами, выражается в особенностях поведения во время выбора того или иного варианта еды. Девушки существенно чаще, в сравнении с юношами, уделяют внимание составу продукта и сроку его годности. Более 28 % девушек и только 13 % юношей отметили, что ищут такую информацию на упаковке.

Для того, чтобы выявить отличия в рационе питания наших респондентов был использован специальный дневник. Он включал список базовых продуктов, составляющих основу ежедневного здорового рациона (свежие овощи, фрукты молочные продукты, мясные и рыбные блюда, каши и хлопья и т.д.), так и продукты, относящиеся к категории junk-food. В течение недели каждый день респонденты должны были отмечать в списке те продукты и блюда, которые они ели на завтрак, обед, полдник или ужин.

Оказалось, что рацион питания в группе девочек-подростков и мальчиков подростков дает значимые отличия по ряду категорий продуктов. Девушки реже, в сравнении с мальчиками едят мясо и мясные продукты. При этом они и существенно реже используют junk food и сладости. В группе юношей гораздо менее популярны свежие овощи е молочные продукты, фрукты (Табл. 2). В определенной степени эти отличия носят биологический характер - в среднем организм подростка-мальчика тратит в течение дня большее количество калорий, поэтому подростки-юноши предпочитают более калорийную пищу. Однако здесь нельзя не учитывать и социальные влияния - подростки-девушки в большей степени оза-

бочены собственной внешностью и поэтому пытаются контролировать свой рацион.

Таблица 2

Особенности распространенности различных видов продуктов и блюд среди подростков-девушек и подростков-мальчиков.

Вид продукта Юноши (средняя частота употребления в неделю) Девушки (средняя частота употребления в неделю)

Фрукты 9,8 13

Молочные продукты 7,5 10,2

Свежие овощи 6 10

Мясо 10.2 8

Junk food (чипсы, газированные напитки) 9,1 6.3

ВЫВОДЫ

1. Тендерные отличия проявляются в разных сферах жизни подростков, в том числе и в поведении, связанном с питанием. Природа этих отличий носит множественный характер. С одной стороны, они обусловлены биологическими особенностями организма у подростков разных полов. С другой стороны, через особенности поведения, связанного с питанием, могут проявляться и особенности социальных стандартов, связанных с полом. Гендерные характеристики необходимо учитывать при разработке профилактических программ, направленных на формирование основ культуры питания.

2. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что подростки-девушки демонстрируют больший интерес к вопросам питания, в сравнении с юношами, и, как результат - больше знают о питании. Внимание и интерес подростков-девушек к питанию проявляется и в их реальном поведении. Режим и рацион питания девушек носит более правильный характер. Необходимы дополнительные мотивационные факторы, побуждающие подростков-юношей внимательней относиться к шбственному питанию.

3. С возрастом увеличивается самостоятельность подростков при организации своего питания. 13-14 летние школьники посещают места общественного питания, покупают еду в магазине. В связи с этим важное значение приобретает формирование навыков выбора продуктов, умение выбрать более полезный, определить его состав и другие свойства с помощью упаковки. В этом случае подростки-юноши также остаются в фокусе внимания, так как в повседневной жизни реже придают значение этим факторам при выборе еды.

4. В подростковой среде все большую популярность приобретают активности. связанные с приготовлением пищи. Это характерно как для подростков-юношей, так и для подростков-девушек. Стандартные социокультурные представления о кулинарии как «женской активности» устаревают. Интерес к кулинарии может стать одним из факторов, способствующим формированию у подростков основ культуры питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бельмер С.В. Распространение дефицита микронутриентов у детей в России // Вопросы диетологии. - 2015. - Т 5, № 1. - C. 16-20.

2. Громашева О. Организация питания в семье: гендерный аспект // Практики и идентичности: гендерное устройство. Сб. статей. / Под ред. Е. Здравомысло-вой, В. Пасынковой, А. Темкиной, О. Ткач. - СПб.: Европейский университет в СанктПетербурге, 2010. - С. 159-205.

3. Ищенко А.В. Здоровье как ценность и педагогическая практика // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 87-89.

4. Кон И. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2008. - № 4. - С. 5-7.

5. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты формирования основ культуры здоровья у детей и подростков//Вестник московского образования. 2011. N15. C.182-192

6. Макеева А.Г. Особенности организации и структуры питания подростков 12-15 лет//новые исследования. - 2016. - № 4(49). - C. 55-61.

7. Brown, Т., & Summerbell, C.A. A systematic review of school-based interventions that focus on dietary intake and physical activity levels to prevent childhood obesity: an update to the obesity guidance produced by the NICE. Obesity Reviews. -2008. - N 10. - P. 110-141.

8. Bullen,K. Changing Children's Food and Health Concepts: A Challenge for Nutrition Education // Education and Health. - 2004. - № 22 (4). - P.51-55.

9. Sobal J. Men, Meat, and Marriage: Models of Masculinity // Food and Food-ways. - 2005. - Vol. 13. № 1-2. March. - P. 135-158.

REFERENCE

1. Bel'mer S.V. Rasprostranenie deficita mikronutrientov u detej v Rossii // Voprosy diet-ologii, - 2015, - T. 5, N 1. - S. 16-20.

2. Gromasheva O. Organizaciya pitaniya v sem'e: gendernyj aspekt // Praktiki i iden-tichnosti: gendernoe ustrojstvo. Sb. statej. / Pod red. E. Zdravomyslovoj, V. Pasynkovoj, A. Tem-kinoj, O. Tkach. - SPb.: Evropejskij universitet v SanktPeteiburge, 2010. - S. 159-205.

3. Ishchenko A.B. Zdorov'e kak cennost' i pedagogicheskaya praktika // Vysshee obra-zovanie v Rossii. - 2006. - № 12. - S. 87-89.

4. Kon I. Gegemonnaya maskulinnost' kak faktor muzhskogo (ne)zdorov'ya // Sociologi-ya: teoriya, metody, marketing. - 2008. - № 4. - S. 5-7.

5. Makeeva A.G. Nauchno-metodicheskie aspekty formirovaniya osnov kultury zdo-rov'ya u detej i podrostkov // Vestnik moskovskogo obrazovaniya. - 2011. - N 15. - S. 182-192.

6. Makeeva A.G. Osobennosti organizacii i struktury pitaniya podrostkov 12-15 let //Novye issledovaniya. - 2016. - N 4(49). - S. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.