Научная статья на тему 'Инструментарий анализа предрасположенности к инновационной деятельности в современных университетах'

Инструментарий анализа предрасположенности к инновационной деятельности в современных университетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛИДНОСТЬ / ГРАНТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПАРАДИГМА / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / ПСИХОГЕОМЕТРИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СКРИНИНГ / СТАРТАПЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОКУС-ГРУППА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / VALIDITY / GRANTS / ACTIVITIES / INNOVATIONS / COMPETENCIES / COMPETITIVENESS / PARADIGM / PREDISPOSITION / PSYCHO-GEOMETRY / PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SCREENING / STARTUPS / TESTING / FOCUS GROUP / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковельский Виктор Владиславович

Введение: статья посвящена инструменту анализа существования предрасположенности человека к инновационной деятельности в современных российских университетах. Человеческий капитал формирует самую сердцевину, базис современных конкурентоспособных инновационных организаций. Вопросы его формирования от стадии поиска и развития внутри концептуальные вопросы современности. Не секрет, что удачный подбор персонала для инновационных предприятий и точечное развитие именно тех сотрудников, которые располагают потенциалом к инновационной деятельности важнейший элемент жизненного цикла инновационного предприятия. Материалы и методы: известно, что в мире существуют сотни тестов, посвященных выявлению предрасположенностей индивида к осуществлению той или иной деятельности. Чаще всего создатели тестов аппелируют к исследованиям таких известных психологов и практиков, как Фрейд, Люшер, Маслоу, Мейо. Автор предполагает, что объединение в одном тесте лучших теорий и практик поможет создать высоковалидный тест, являющийся к тому же универсальным, поскольку он будет базироваться на бессознательном, эмоциональном выборе, который очень сложно, а зачастую и невозможно подделать. Результаты: результатами явилось создание тестирующего мобильного приложения Your Test и матчинг-сайта abcmatching.com, получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612692. Обсуждение: существует несколько вариантов оценки валидности результатов для мобильных приложений-тестов. Помимо очевидной обратной связи от респондентов, оценивающих результат теста с их точки зрения, весьма интересным представляется анализ роста закачек приложений на мобильные устройства пользователей и поддержка на соответствующих страницах в социальных сетях («лайки»). Все эти три параметра оказались положительными, что говорит о том, что предложенная концепция оценки привлекает интерес респондентов и показывает результат, который необходимо развивать. Заключение: исследования по обозначенному направлению продолжаются, основными фокус-группами являются сотрудники вузов, занимающиеся или планирующие заняться инновационной деятельностью. В статье анализируется важность инновационного развития современных университетов России для повышения уровня конкурентоспособности и качественном позиционировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY PREDISPOSITION ANALYSIS TOOL IN MODERN UNIVERSITIES

Introduction: this article is devoted to the tool, which analyzes the probability of predisposition for innovative activity in modern Russian universities. Human capital forms the very core, the basis of modern competitive innovation organizations. The issues of its formation from the stage of search and development within are conceptual issues of our time. It is no secret that the successful selection of personnel for innovative enterprises and the targeted development of those employees who have the potential for innovative activity is an essential element in the life cycle of an innovative enterprise. Materials and Methods: there are hundreds of tests dedicated to identifying an individual's predispositions to carry out an activity in the world. Most often test creators appeal to the research of such well-known psychologists and practitioners as Freud, Lusher, Maslow, and Mayo. The author suggests that combining the best theories and practices in one test will help create a highly valid test, which is also universal, because it will be based on an unconscious, emotional choice that is very difficult, and often impossible, to fake. Results: the results were the creation of the testing mobile application Your Test and the matching site abcmatching.com; certificate of state registration of the computer program No. 2015612692 was received. Discussion: there are several options for evaluating the validity of results for mobile test applications. In addition to the obvious feedback from respondents evaluating the test result from their point of view, it is very interesting to analyze the growth of application downloads to mobile devices of users and support on the corresponding pages on social networks («likes»). All three of these parameters turned out to be positive, which suggests that the proposed assessment concept attracts the interest of respondents and shows a result that needs to be developed. Conclusion: research in the indicated direction is ongoing; the main focus groups are university employees engaged in or planning to engage in innovative activities. The article analyzes the importance of innovative development of modern universities in Russia to increase the level of co-competitiveness and quality positioning.

Текст научной работы на тему «Инструментарий анализа предрасположенности к инновационной деятельности в современных университетах»

08.00.05 УДК 331.108

ИНСТРУМЕНТАРИЙ АНАЛИЗА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

© 2020

Виктор Владиславович Ковельский, кандидат экономических наук, доцент Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, г. Самара, (Россия)

Аннотация

Введение: статья посвящена инструменту анализа существования предрасположенности человека к инновационной деятельности в современных российских университетах. Человеческий капитал формирует самую сердцевину, базис современных конкурентоспособных инновационных организаций. Вопросы его формирования от стадии поиска и развития внутри - концептуальные вопросы современности. Не секрет, что удачный подбор персонала для инновационных предприятий и точечное развитие именно тех сотрудников, которые располагают потенциалом к инновационной деятельности - важнейший элемент жизненного цикла инновационного предприятия.

Материалы и методы: известно, что в мире существуют сотни тестов, посвященных выявлению предраспо-ложенностей индивида к осуществлению той или иной деятельности. Чаще всего создатели тестов аппелиру-ют к исследованиям таких известных психологов и практиков, как Фрейд, Люшер, Маслоу, Мейо. Автор предполагает, что объединение в одном тесте лучших теорий и практик поможет создать высоковалидный тест, являющийся к тому же универсальным, поскольку он будет базироваться на бессознательном, эмоциональном выборе, который очень сложно, а зачастую и невозможно подделать.

Результаты: результатами явилось создание тестирующего мобильного приложения Your Test и матчинг-сайта abcmatching.com, получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612692.

Обсуждение: существует несколько вариантов оценки валидности результатов для мобильных приложений-тестов. Помимо очевидной обратной связи от респондентов, оценивающих результат теста с их точки зрения, весьма интересным представляется анализ роста закачек приложений на мобильные устройства пользователей и поддержка на соответствующих страницах в социальных сетях («лайки»). Все эти три параметра оказались положительными, что говорит о том, что предложенная концепция оценки привлекает интерес респондентов и показывает результат, который необходимо развивать.

Заключение: исследования по обозначенному направлению продолжаются, основными фокус-группами являются сотрудники вузов, занимающиеся или планирующие заняться инновационной деятельностью. В статье анализируется важность инновационного развития современных университетов России для повышения уровня конкурентоспособности и качественном позиционировании.

Ключевые слова: валидность, гранты, деятельность, инновации, компетенции, конкурентоспособность, парадигма, предрасположенность, психогеометрия, психология, профессиональное развитие, скрининг, стартапы, тестирование, фокус-группа, цифровая экономика.

Для цитирования: Ковельский В. В. Инструментарий анализа предрасположенности к инновационной деятельности в современных университетах // Вестник НГИЭИ. 2020. № 1 (104). С. 78-86.

INNOVATIVE ACTIVITY PREDISPOSITION ANALYSIS TOOL IN MODERN UNIVERSITIES

© 2020

Viktor Vladislavovich Kovelskiy, Ph. D. (Economy), associate professor

Samara University, Samara (Russia)

Abstract

Introduction: this article is devoted to the tool, which analyzes the probability of predisposition for innovative activity in modern Russian universities. Human capital forms the very core, the basis of modern competitive innovation organizations. The issues of its formation from the stage of search and development within are conceptual issues of our time. It is no secret that the successful selection of personnel for innovative enterprises and the targeted development of those employees who have the potential for innovative activity is an essential element in the life cycle of an innovative enterprise.

Materials and Methods: there are hundreds of tests dedicated to identifying an individual's predispositions to carry out an activity in the world. Most often test creators appeal to the research of such well-known psychologists and practitioners as Freud, Lusher, Maslow, and Mayo. The author suggests that combining the best theories and practices in one test will help create a highly valid test, which is also universal, because it will be based on an unconscious, emotional choice that is very difficult, and often impossible, to fake.

Results: the results were the creation of the testing mobile application Your Test and the matching site abcmatch-ing.com; certificate of state registration of the computer program No. 2015612692 was received. Discussion: there are several options for evaluating the validity of results for mobile test applications. In addition to the obvious feedback from respondents evaluating the test result from their point of view, it is very interesting to analyze the growth of application downloads to mobile devices of users and support on the corresponding pages on social networks («likes»). All three of these parameters turned out to be positive, which suggests that the proposed assessment concept attracts the interest of respondents and shows a result that needs to be developed.

Conclusion: research in the indicated direction is ongoing; the main focus groups are university employees engaged in or planning to engage in innovative activities. The article analyzes the importance of innovative development of modern universities in Russia to increase the level of co-competitiveness and quality positioning.

Keywords: validity, grants, activities, innovations, competencies, competitiveness, paradigm, predisposition, psycho-geometry, psychology, professional development, screening, startups, testing, focus group, digital economy.

For citation: Kovelskiy V. V. Innovative activity predisposition analysis tool in modern universities // Bulletin NGIEI. 2020. № 1 (104). P. 78-86.

Введение

могут варьироваться от одной до трехсот тысяч рублей за одного заявителя при основных формах тестирования, которые чаще всего используются организациями.

На сегодняшний день сбалансированное адекватно вызовам современного рынка участие хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе является невозможным без использования инновационных разработок. Именно деятельность, связанная с внедрением инноваций, позволяет предприятиям варьировать свое положение среди конкурентов на достойном уровне и создавать новые виды продукции или же схемы их изготовления, которые могут значительно сократить процесс производства и удешевить его за счет рационализации использования производственных ресурсов. Все это позволяет усилить конкурентное преимущество на рынке.

Первый тип скрининга тестирует эффективность. Это анализ как фактически проводимых работ, так и тестовые вопросы о том, как бы работник осуществлял свою деятельность. В центре внимания тестирования производительности является ответ на вопрос: «Как бы вы решили эту проблему?». Считается, что это один из наиболее эффективных методов скрининга.

Вторая группа скрининговых тестов включает в себя использование тестирования личности. Так, одним из самых популярных тестов личности, используемых для скрининга, является тест Майерс-Бриггс (МВТ1) [14]. Тест Майерс-Бриггс основан на типологических теориях, выдвинутых Карлом Юн-гом [6]. Тесты Майерс-Бриггс были признаны относительно эффективными в части того, что традиционные методы выполнения работы могут быть соотнесены с признаком добросовестности. Нетрадиционные аспекты выполнения работы также могут быть относительно скоррелированы с другими факторами личности, такие, как эффективность и лидерство. Миннесотский мультифазный личностный опросник (ММР1) [8] также тоже довольно часто использовался в качестве эффективной меры оценки потенциальной производительности труда. Первоначально созданный Мак-Кинли и Старке Хатавей этот тест был признан одним из лучших при проведении испытаний личности. Этот тест также может

Материалы и методы

Безусловно, проблема поиска нужных людей с необходимыми компетенциями была актуальна с самых древних времен. Тем не менее, в то время как промышленность и рынок развивались, чтобы соответствовать вызовам меняющегося времени, классический подход к интервью и найма сотрудников почти не изменился. В результате миллиарды работников нашли работу им не соответствующую, ту, где они не смогли реализовать свой потенциал, которая не соответствовала их предрасположенно-стям. Это создает глобальную проблему, которая отражается во всемирном масштабе.

В то время как некоторые предприятия и компании планируют затратить дополнительные средства для различных форм скрининга для качественного анализа, большинство считают, что это ненужные расходы. Расходы соискателей тестирования

быть использован для выявления психических расстройств. В Соединенных Штатах, где незаконно дискриминировать заявителя по состоянию медицинского или психического состояния, ММР1 может быть рассмотрен с точки зрения акта о равных возможностях занятости комиссией работодателя, анализирующей решение работодателя о найме. Следует отметить, что ММР1 может быть использован при выборе кандидатов, должностные обязанности которых предполагают ношение оружия во время исполнения своих обязанностей, то есть таких, как пожарные, полицейские или другие работающие в условиях чрезвычайных ситуаций и безопасности персонала.

Для рабочих мест, которые имеют особые интеллектуальные требования, многие компании выбирают для тестирования методы когнитивных способностей. Когнитивное тестирование оценивает общий интеллект, который имеет высокую корреляцию с общей производительностью труда. Было доказано, что люди с более высокими когнитивными способностями, как правило, лучше в исполнении своих должностных обязанностей и имеют более высокий инновационный потенциал.

Также компании могут выбрать для испытания тесты на знание потенциальной работы. Эти тесты являются наиболее полезными, когда заявители должны обладать техническими или специальными знаниями. Этот те знания, которые могут быть приобретены только через интенсивную подготовку и/или опыт.

Тесты по ситуационному суждению являются одним из наиболее часто используемых методов скрининга для потенциальных сотрудников. Они были разработаны, чтобы предсказать занятость, предлагая потенциальным кандидатам вопросы множественного выбора, представляющие реальные или гипотетические сценарии. В этих случаях кандидатов просят описать, что они могли бы сделать в той или иной ситуации. Эти тесты могут определить, насколько подходит соискателю работа путем определения их мышления в вариантах решения проблем.

Многочисленные существующие технологии оценки персонала и его тестирование используют в сути своей анализ перцепций, из которых психологи делают те или иные выводы. В том числе и по расположенности и предрасположенности к определенному виду деятельности. Вместе с тем в основе любого тестирования, как и реакций на него, лежит когнитивное восприятие индивидом, которое чаще всего с процессом обретения и развития жизненного опыта становится мультимодальным, состоящим из

самых разных парадигм, осложнённых стереотипами и установками. Соответственно, усложнение заданий, которое должно, по замыслу многих тесто-логов, приводить к повышению валидности результатов, на самом деле приводит к низким и неадекватным результатам, предполагающим множественность интерпретаций.

Таким образом, в особенности, если речь идёт о тестировании на потенциал, заложенный генетически, успешность результатов будет зависеть именно от простоты тестирования, его архаики и элементарности. Сложно найти что-либо более элементарное, чем цвета, звуки и простейшие фигуры. Если в случае со звуками, тестирование сталкивается с организационными трудностями, то (естественно, с рядом допущений) с цветами и фигурами сложностей значительно меньше.

Результаты

Тестирование такой специфичной целевой группы, как индивиды, формирующие не просто человеческий капитал университетов, а люди, имеющие предрасположенность к инновационной деятельности, иначе говоря, обладающие инновационной компетентностью, сталкивается с ещё одной, не самой очевидной, проблемой. Исследователи, ученые, изобретатели составляют максимально критически относящуюся к тестированию группу, будучи практически до единого уверенные в своей уникальности и в том, что оценить их склонность к творчеству и созданию добавленной стоимости для университетов невозможно. Пожалуй, ещё более критической группой являются только относительно или очевидно успешные бизнесмены. Таким образом, тестирование проходилось проводить в максимально анонимной обстановке, для проведения исследования были выбраны как классические, бумажные тесты, так и компьютерные. Для этого, для быстроты проведения тестирования и анализа результатов было разработано программное обеспечение - приложение для операционной системы iOS и выкуплен облачный сервер для анализа результатов. Тестирование предрасположенностей к формированию человеческого капитала университета через наличие творческого и монетизируемого потенциала проводилось через три большие группы. Группу сотрудников, уже реализующих стартап и гранто-вые проекты, группу сотрудников, так называемых «обслуживающих» подразделений, и группу выпускников вуза и только что устраиваемых на работу. При тестировании только по цвету результаты были неоднозначны, о чем часто говорят многие исследователи [7, с. 83]. Однако, при добавлении в тестирование второй составляющей - архитипиче-

ских фигур в стиле исследований Диллинжер [16] -результаты увеличили свою валидность практически в два раза. Среди первой вышеупомянутой группы результат стал 85 % из более чем ста протестированных, из второй - 35 %, из третьей - 58 %, что удостоверило постулат о том, что выбор определенных цветовых гамм и фигур с огромной вероятностью говорит нам о том, что такой индивид будет формировать человеческий капитал вуза.

Новые возможности для реализации вышеперечисленных задач находятся на границе технологии и психологии. С повышением точности результатов исследования человеческой психологии и поведения все более возможным становится возможность обеспечения точных и эффективных результатов. Передовые методы обеспечивают точность, равно как и являются экономически эффективными и не попадающими под прессинг личных мнений и опыта. Преимущество состоит в том, что тесты могут быть управляемы таким образом, что они позволяют заявителю чувствовать себя комфортно и расслабленно. Теперь руководители мо-

гут реализовать использование передовых инструментов скрининга, которые измеряют способности, отношение и черты личности заявителей. Один из таких инструментов, который был разработан специально для анализа предрасположенностей - методология ABCMatching - Your Test. ABCMatching - Your Test является коротким и легким тестом, который может быть пройден в Интернете или с помощью мобильного приложения и обеспечивает комплексные результаты, которые позволяют анализировать предрасположенности человека, в том числе, для осуществления инновационной деятельности. Этот тест заменяет традиционное тестирование тем, что он представляет собой сочетание ряда лучших личностных тестов, используемых по всему миру, вместо того, чтобы использовать тест, который фокусируется только на любом одном аспекте. После первоначальной выборки испытуемым предлагают пройти ABCMatching - Your Test (онлайн, офлайн или через мобильные приложения) [19], а результат ABCMatching - Your Test появляется сразу же.

Рис. 1. Отображение мобильного приложения Your Test в магазине приложений и примеры интерфейса приложения Fig. 1. The appearance of Your Test app in Appstore and samples of application interface

Некоторые инструменты из выбранных автором для создания теста хорошо известны, но дороги в использовании и анализе, равно как не в полной мере объясняют индивидуальные предрасположенности, например тест Люшера [18]. Некоторые инструменты не очень известны, такие как тест Psycho-Geometrics [16]. Такие исследования были объединены с исследованиями Фрейда [17, с. 374-375], и этот новый продукт был проверен на разных людях разных возрастов и социального статуса [20].

Релевантность оценивалась в том числе с помощью современных технологий - через интернет-

сайт и группы в социальных сетях, таких как facebook. Был проведён анализ переходов с релевантных источников, количество рекомендаций, которые осуществлялись нажатием поддерживающей интерес кнопки «like» - «нравится». Только за первые три месяца работы сайт получил более 500 «нравится» органическим способом (без задействования инструментов популяризации сайта. Для мобильного приложения было отслежено, сколько пользователей потратили деньги за возможность проходить тестирование более пяти раз. Это однозначно говорит о заинтересованности конечных пользователей в оценке своих предрасположенностей.

Таблица 1. Результаты ABCMatching тестирования Table 1. Results of ABCMatching testings

Количество опрошенных на предмет

валидности («лайки» на сайте, подписки

Тип теста / Type of test Количество в группе для прошедших онлайн) / Валидность

протестированных / Amount of tested Amount of reviewers who were asked to analyze validity (amount of 'likes' online, amount of subscribers in group for those who participated in online testing) теста / Test validity

Мобильное приложение Your Test 1 150 897 78 %

/ Mobile application Your Test

AB CMatching .com 940 775 72 %

Тест на бумажном носителе / Paperbased test 510 390 76 %

Итого / Total 2 600 2 062 79 %

Особое внимание в анализе получаемых результатов уделяется автором именно университетам, потому что в краткосрочной перспективе именно университетам принадлежит особая роль в формирующейся инновационной экосистеме. Благодаря появлению в ней оценки предрасположенно-стей, совершенно очевидным становится то, что концепции формирования новых траекторий развития инновационного потенциала через приращение интеллектуального капитала должны включать в себя помимо парадигмальных компонентов, таких как: развитие творческого потенциала в центрах развития инновационной активности молодёжи; поступление на обучение в университет под менторство и наставничество опытных инноваторов и бизнесменов; защита курсовых и дипломных работ в областях интереса будущих специалистов без давления со стороны руководителей, ряд важных новых составляющих. Это научно-исследовательские работы в форме творческих лабораторий, поддержка совместной групповой работы, как необходимый формат для развития инновационного продукта, оценка предрасположенностей и потенциала с помощью новейших технологий, которые бы использовали при этом синергетическую базу классических и современных знаний.

Внедрение тестирования как одного из основных элементов инструментария управления человеческим капиталом вуза представлено на рисунке 2.

В университетах структуризация траектории со сплошной оценкой компетенций и предрасполо-женностей вместе с выделением и поддержкой инновационной составляющей на каждом этапе находит свой результат в выпускной дипломной работе, которая будет инновационной и по желанию студента или группы студентов защищаться в формате стартапа. По сути, вместо широко распространён-

ных программ акселерации стартапов мы получаем «два в одном» и программу акселерации и программу формального высшего образования. Такие нововведения полностью коррелируют с понятиями инновационного, предпринимательского Университета 3.0 и с одним из базовых проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [9; 10]. Среди лидеров внедрения этой инновации автор выделяет такие вузы, как Дальневосточный федеральный университет [4], Томский политехнический университет [2], Санкт-Петербургский государственный университет [12] РЭУ имени Плеханова [13]. Успешное функционирование инновационной экосистемы очевидно в университетах и таких формированиях, как объединение университетов, приводя к росту инновационного капитала университета.

К таким объединениям относятся консорциум, совместные лаборатории, «точки кипения» (например, два крупнейших ВУЗа Ростова - ДГТУ и ЮФУ стали участниками масштабного нацпроекта «Точка кипения», предусматривающего создание бесплатных площадок для стартапов в области цифровой экономики. При этом особый акцент ростовские ВУЗы делают на искусственном интеллекте, формировании профессий будущего и развитии научно-технических инициатив студентов [15]); центры инновационного развития - управления инновационного развития, стартап-центры, центры трансформаций (как, например, подразделения с аналогичными наименованиями в ведущих вузах России - участники Проекта 5-100 [11]). Кроме того, экосистема интеллектуального капитала очень важна и в организационных структурах университета. Инновационная компетентность сотрудников организации - это комплексное явление, основывающееся на способностях человека к генерации и

реализации новых идей, а также возможности и готовности для раскрытия и применения своего творческого потенциала [5].

Именно конкурентная борьба вузов на рынке предоставления образовательных услуг, восприимчивость к инновациям и гибкость в осуществлении образовательной и научной деятельности превращаются в основные факторы долгосрочной привлекательности абитуриентов и позиционирования вуза среди работодателей [3, с. 67-71]. В инновационном

развитии государства имеются различные проблемы, требующие теоретического исследования и практического моделирования их использования. Одной из проблем является определение минимально необходимых и достаточных факторов влияния на инновационное развитие непосредственно субъектов инновационной деятельности - вузов [1]. И решением подобных проблем на одной из начальных стадий является тестирование на предрасположенность к определенным видам деятельности.

Оценка результата управления I Management Result Evaluation

Рис. 2. Функционал инструментария управления человеческим капиталом вуза Fig. 2. The functionality of the university human capital management tools

Заключение

Полученные и проанализированные выше результаты говорят о том, что разработанный и исследуемый инструмент является перспективным для определения предрасположенностей человека к инновационной деятельности. Безусловно, анализируемый в данной работе инструмент тестирования не является совершенным и абсолютно уникальным. В развитии его принимают участие сотни

респондентов, контактирующих с разработчиками теста во всем мире как онлайн, так и лично, поскольку тестирование проводится в университетах России. Любое исследование, таким образом, будучи интегрированным в систему решения новых задач, должно быть гибким, динамично отвечать на запросы обратной связи и становиться лучше для того, чтобы соответствовать вызовам современности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батрова О. Ф. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации. М., 2008.

2. Диплом по новому: как студенту ТПУ защитить диплом в виде стартапа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439/ (Дата обращения 03.12.2019)

3. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании : Учеб. пособие. М.,

2010.

4. Инновационные стартапы в качестве дипломов защищают выпускники ДВФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dvfu.ru/news/student_life/innovative_startups_as_protect_the_diplomas_ the_graduates_ of_the_university (Дата обращения 03.12.2019).

5. Калянов А. В., Клименко Е. А. Применение компетентностного подхода в практике высшего профессионального образования менеджера. Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования // Материалы международной научно-практической конференции. Орел, 2014.

6. Карл Густав Юнг. Психологические типы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (дата обращения 03.12.2019)

7. Леви В. Л. Направляющая сила разума. М. : ООО «Торобоан». 2008.

8. Миннесотский многоаспектный личностный опросник [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/MMPI (дата обращения 03.12.2019).

9. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://govemment.ru/rugovclassifier/614/events/ (Дата обращения 03.12.2019).

10. Опубликован паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/35568/ (Дата обращения 15.07.2019).

11. Российское образование мирового класса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://5top100.ru/ (дата обращения: 04.07.2019)

12. Стартап в зачёт? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2019/04/01/vypuskniki-vuzov-smogut-zashchishchat-ne-diplom-a-sobstvennyj-biznes-proekt.html (Дата обращения 03.12.2019).

13. Стартап от парты: вместо дипломов вузы будут принимать бизнес-проекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/825885/anna-ivushkina/startap-ot-party-vmesto-diplomov-vuzy-budut-prinimat-biznes-proekty (Дата обращения 03.12.2019)

14. Типология Майерс-Бриггс. Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0% BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%D1%81_%E2%80%94_%D0% 91%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B3%D1%81 (дата обращения 03.12.2019).

15. ЮФУ и ДГТУ объединили усилия ради студентов-инноваторов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://technodrive.ru/rostov.php?21801-Tochka-kipeniya-Rostov-DGTU-YuFU-startapy (дата обращения: 04.07.2019).

16. Dellinger S. Communicating Beyond Our Differences: Introducing the Psycho-Geometrics System. 2nd ed. Jade Inc. 1996.

17. Freud S. The Interpretation Of Dreams // Basic Books. 2010. С. 374-375.

18. LuscherM. The Luscher Color Test. Washington Square Press. 1969.

19. Your Test. Мобильное приложение [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://apps.apple.com/ru/ app/your-test/id568831182 (дата обращения 15.11.2019).

20. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2015612692, 2015 г.

Дата поступления статьи в редакцию 29.10.2019, принята к публикации 2.11.2019.

84

Информация об авторе: Ковельский Виктор Владиславович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент»

Адрес: Самарский университет, 443086, Россия, Самара, Московское шоссе, 34 E-mail: [email protected] Spin-код: 3851-8810

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Butrova O. F. Natsionafnaya ramka kvalifikatsii Rossiiskoj Federatsii: rekomandatsii [National framework of qualifications of the Russian Federation: Recommendations], Moscow, 2008

2. Diplom po novomu: kak student TPU zazhchitit diplom v vide startapa [Diploma in a new way: as a TPU student to defend a diploma in the form of a startup] [Electronic resource]. Mode of access: https://news.tpu.ru/news/2019/03/05/34439/ (accessed 03.12.2019)

3. Efremova N. F. Podhody k otsenivaniyu kompetentsij v vysshem obrazovanii [Approaches to the assessment of competencies in higher education], Study book. Moscow, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Innovatsionnye startapy v kachestve diplomov zashchishchaut vypuskniki DVFU [Innovative startups as protect the diplomas the graduates of the University] [Electronic resource]. Access mode: https://www.dvfu.ru/news/student_life/innovative_startups_as_protect_the_diplomas_the_graduates_of_the_university / (accessed 03.12.2019)

5. Kalyanov A. V., Klimenko E. A. Primenenie kompetentnostnogo podhoda v praktike vysshego profession-alnogo obrazovaniya menedzhera. Formirovanie regionalnoj kulturnoj politiki v kotekste modernizatsii obrazovani-ya [Application of competence approach in practice of higher professional education of the Manager. Formation of regional cultural policy in the context of modernization of education], Materialy konferentsii [Materials of international scientific-practical conference], Eagle, 2014.

6. Carl Gustav Jung. Psihologicheskie tipy [Psychological types] [Electronic resource]. Mode of access: http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (accessed 03.12.2019)

7. Levi V. L. Napravlyaushchaya sila razuma [The Guiding force of mind], Moscow: OOO «Coroban». 2008.

8. [Minnesota multidimensional personality questionnaire] [Electronic resource.] Mode of access: https://ru.wikipedia.org/wiki/MMPI (accessed 03.12.2019)

9. Natsionafnaya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoj Federatsii » [National program «Digital economy of the Russian Federation»] [Electronic resource]. Mode of access: http://government.ru/rugovclassifier/ 614/events/ (accessed 03.12.2019)

10. Opublikovan passport natsionalnoj programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoj Federatsii » [The passport of the national program «Digital economy of the Russian Federation» is published] [Electronic resource]. Mode of access: http://government.ru/info/35568/ (accessed 15.07.2019)

11. Rossijskoe obrazovanie mirovogo klassa [Russian world-class education] [Electronic resource]. Mode of access: https://5top100.ru/ (accessed: 04.07.2019)

12. Startap v zachete? [Start-up in the standings?] [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2019/04/01/vypuskniki-vuzov-smogut-zashchishchat-ne-diplom-a-sobstvennyj-biznes-proekt.html (accessed 03.12.2019).

13. Startap ot party: vmesto diplomov vyzy budut prinimat biznes-proekty [Startup from the Desk: instead of diplomas, universities will accept business projects] [Electronic resource]. Access mode: https://iz.ru/825885/anna-ivushkina/startap-ot-party-vmesto-diplomov-vuzy-budut-prinimat-biznes-proekty (accessed 03.12.2019)

14. Tipologiya Majers-Briggs. Material iz vikipedii - svobodnoj entsiklopedii [Myers-Briggs Typology. Material from Wikipedia-free encyclopedia] [Electronic resource]. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0% A2%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D0%B9% D0%B5%D1%80%D1%81_%E2%80%94_%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B3%D1%81 (accessed 03.12.2019)

15. UFU i DGTU obedinili usiliya radi studentov-innovatorov [SFU and DSTU joined forces for the sake of students-innovators] [Electronic resource]. Mode of access: https://technodrive.ru/rostov.php?21801-Tochka-kipeniya-Rostov-DGTU-YuFU-startapy (date accessed: 04.07.2019).

16. Dellinger S. Communicating Beyond Our Differences: Introducing the Psycho-Geometrics System. 2nd ed. Jade Inc. 1996.

17. Freud S. The Interpretation Of Dreams, Basic Books. 2010. pp. 374-375.

18. Luscher M. The Luscher Color Test. Washington Square Press. 1969.

19. Your Test. Mobile application [Electronic resource]. Mode of access: https://apps.apple.com/ru/app/your-test/id568831182 (accessed 15.11.2019)

20. Svidetefstvo o gosudarstvennoj registratsiiprogrammy EVM № 2015612692 [Certificate of state registration of computer programs], No. 2015612692, 2015.

Submitted 29.10.2019; revised 2.11.2019.

About the author:

Viktor V. Kovelskiy, Ph. D. (Economy), associate professor, associate professor of the chair «Management» Address: Samara University, 443086, Russia, Samara, Moskovskoe shosse, 34 E-mail: [email protected] Spin-code: 3851-8810

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.