Научная статья на тему 'Инструментально-методическое обеспечение повышения эффективности управления современной электроэнергетикой'

Инструментально-методическое обеспечение повышения эффективности управления современной электроэнергетикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / FUEL-ENERGY COMPLEX / УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКОЙ / POWER INDUSTRY MANAGEMENT / POWER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ноженков А.А.

Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования управления 169 ISNN 1029-3388 современной электроэнергетикой как составной частью топливно-энергетического комплекса страны. Рассматриваются экономическая устойчивость и топливно-энергетический баланс как теоретико-методологические принципы повышения эффективности управления электроэнергетикой. В качестве инновационной технологии повышения эффективности управления электроэнергетикой предлагается имитационное моделирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tool and methodical equipment for increasing efficiency in modern electroenergetics management

The article covers the actual problem of improvement in the actual power industry management as a component part of the nations fuel-energy complex. An economic sustainability and a fuel-energy balance are examined as theoretic-methodological foundations of the effectiveness increase in power industry. The simulation is proposed as an innovation technique for power industry management effectiveness increase.

Текст научной работы на тему «Инструментально-методическое обеспечение повышения эффективности управления современной электроэнергетикой»

Ноженков А. А.

Инструментально-методическое обеспечение повышения эффективности управления современной электроэнергетикой

Топливно-энергетический комплекс и экономика страны органически взаимосвязаны, а за годы реформ роль ТЭК еще более возросла. Доля комплекса в общем объеме производства промышленной про-екции увеличилась с 10,9% в 2000 году до 26,6% в 2008 году. В ТЭК формируется 40-45% доходной части бюджета, удельный вес топливно-энергетических ресурсов в общем экспорте составляет практически половину. Несмотря на ряд проблем, необходимыми поставками топлива и энергии страна в основном обеспечивается. Это связано не только с качеством функционирования ТЭК, но и со снижением спроса на топливно-энергетические ресурсы. Если в 2000 году по сравнению с 2008 годом добыча и производство первичных топливно-энергетических ресурсов сократились на 23,9%, а их потребление на 28,8%, то объемы произведенного ВВП и промышленного производства снизились соответственно на 40,5% и 50,1%, что привело к росту энергоемкости экономики страны.

Современное развитие экономики России, ориентированное на активизацию реальных секторов экономии, оказывает существенное влияние на энергоемкость экономики и спрос на топливно-энергетические ресурсы, что актуализирует проблему производства и распределения электроэнергии. Ситуация усиления спроса на электроэнергию требует системного рассмотрения топливно-энергетического комплекса страны и предложения мер по усилению его экономической устойчивости и безопасности.

Методология системного анализа позволяет, во-первых, выявить основные факторы, оказывающие влияние на функционирование ТЭК (во всех отраслях ТЭК отмечается сокращение геолого-разведочных работ, уменьшение инвестиций на модернизацию и развитие производственных фондов, износ основных фондов, высокая энергоемкость ВВП, неплатежи и перекос цен внутреннего рынка на взаимозаменяемые энергоресурсы: газ - нефть - уголь, снижение доли государственного сектора в ТЭК и ослабление роли государственного регулирования и др.), и, во-вторых, требует использования программно-целевого управления развитием ТЭК.

Система программно-целевого управления предназначается для формирования целей развития различных секторов экономики, выявления проблем развития с учетом временных иерархических уровней проектирования и планирования, определения направлений и требуемых средств для решения поставленных задач с учетом выделяемых ресурсов. В настоящее время в соответствии с указанной методологией Минтопэнерго РФ организовано формирование новой «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» (ЭС-2020), подготовлена вторая редакция ее проекта.

Ведущей целью создания и функционирования рынка электрической энергии является обеспечение условий энергетической безопасности страны при необходимом уровне надежности электроснабжения потребителей. Целевая программа РАО ЕЭС предполагает формирование конкурентных рынков электроэнергии, имеющих

следующие характеристики: конкурентный оптовый рынок электроэнергии (целевая модель) основан на коммерческих, свободных и конкурентных отношениях по купле-продаже электроэнергии между продавцами и покупателями электроэнергии, на необходимости принимать в качестве ограничений на рынке специфику распределения электроэнергии в энергетической системе.

Достаточно сильная взаимосвязь между различными территориями России, необходимость и эффективность централизованного ведения режимов обусловливают формирование единого, централизованного оптового рынка электроэнергии на европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях). Через этот рынок продаются все объемы электроэнергии, произведенные на указанных территориях. Рынок торговли электроэнергией состоит из трех, разделенных по времени, но связанных по формированию окончательных (фактических) объемов производства-потребления электроэнергии, секторов: сектор долго- и среднесрочных двусторонних финансовых договоров, рынок на сутки вперед, балансирующий рынок.

В данный момент рынок электроэнергии является самым динамично изменяющимся из всех рынков России, а реформирование электроэнергетической отрасли значительно ускорило изменение структуры и механизма функционирования рынка. Однако, как и любой сектор экономики, энергетический рынок в России не свободен от различных неблагоприятных моментов в его развитии.

Так, еще в 2003 году в России монопольно существовал Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) с государственным регулированием цен и государственным формированием балансов потребления и производства электроэнергии. Жесткий контроль государства, приведший к ситуации, когда рост тарифов на электроэнергию и мощность значительно отставали от уровня инфляции, поставил электроэнергетическую отрасль в состояние, близкое к стагнации. Денежных средств, получаемых в порядке оплаты за выработанную и поставленную электроэнергию, стало не хватать не только на строительство, ввод новых генерирующих мощностей, но и на поддержание в безаварийном состоянии силового оборудования на электростанциях, передающих устройствах, сетевых хозяйствах. Несмотря на то, что функции государства заключаются в выработке стратегии и проведении энергетической политики в стране, рыночные категории остаются удобными инструментами перспективного планирования [2].

По данным Минпромэнерго РФ, износ основных фондов в электроэнергетике -самый высокий в промышленности России (57,5%); проектный ресурс использовал около 20% всех мощностей, и к 2010 году его выработка может достигнуть 50% от всех мощностей электростанций, в то время как спрос на электроэнергию будет расти. Однако объемы инвестиций в электроэнергетику ниже оценок их необходимого уровня по «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» на 25%. Недостаток инвестиций обусловлен не только недавними в историческом масштабе событиями с объявлением дефолта, но и сложившейся средой существования электроэнергетики как отрасли с предельным износом оборудования, делающим ее (отрасль) неинтересным объектом инвестирования.

За прошедшее десятилетие инвестиции в отрасль сократились примерно в три раза (рис. 1.). Еще более значительно - в 4-5 раз - сократился ввод генерирующих мощностей и электросетевых объектов. В среднем за период удельная стоимость введенного киловатта мощности возросла примерно в 2 раза. В течение этого периода

не была решена стратегическая задача масштабного привлечения частных инвестиций в электроэнергетику как альтернативы бюджетным инвестициям во времена плановой экономики [3].

^^"Капиталовложения, млрд. руб. 1991 г.

Вводы генерирующих мощностей, МВт

Рис. 1. Объемы инвестиций и вводы мощностей в электроэнергетике.

Дальнейшее существование отрасли в сложившихся условиях представляется невозможным, поэтому необходима резкая интенсификация инвестиционного процесса.

Существующая система тарифообразования является недостаточно эффективной. Дело в том, что тарифы на электроэнергию устанавливаются не производителями, а энергетическими комиссиями, что не способствует свободной конкуренции производителей, поэтому АО -энерго заинтересованы в высоких ценах на электроэнергию.

Мы проанализировали основные негативные тенденции развития электроэнергетического рынка в современной России, далее необходимо подробно остановиться на путях преодоления данной кризисной ситуации. В контексте нашего исследования, направленного на решение методологических проблем гармонизации рыночных отношений в системе ТЭК, уместно предположить, что именно эти рыночные отношения и являются путем преодоления кризиса. Более того, большинство экономистов сходится в выводах о том, что назрела необходимость скорейшего вывода электроэнергетики из кризиса [5] и в качестве такого выхода указывают на переход к рыночным условиям.

В соответствии с общими экономическими положениями взаимодействие субъектов в рыночных условиях должно обеспечивать равновесное состояние ресурсов в спросе и предложении. Переход на почасовую оптимизацию производства и потребления электроэнергии обеспечит максимум суммарного экономического эффекта от партнерства на рынке и максимум прибыли каждого субъекта при минимуме издержек, купля-продажа электроэнергии и услуг осуществляется на основе системы договоров. Хотя до настоящего времени математической теорией игр получены лишь общие принципы анализа экономических ситуаций, доказано, что при наличии определенных правил игры каждый ее участник (субъект рынка) может выбрать свою оптимальную стратегию, которая позволит в конкретных условиях получить максимально возможную прибыль [7].

Далее необходимо наметить пути повышения эффективности функционирования электроэнергетических рынков. Аналитиками признано, что формирование конкурентного рынка электроэнергии является необходимым условием привлечения частных инвестиций в развитие электроэнергетики России. Одним из направлений разработанных менеджментом холдинга РАО «ЕЭС России» и поддержанных правительством реформ электроэнергетики является переориентация вертикально интегрированных структур на принципиально новые структуры - оптовые, территориальные генерирующие и сетевые компании, сбытовые организации с одновременным разделением монопольных и конкурентных видов бизнеса -производство, сбыт электроэнергии, дерегулирование рынка.

Как свидетельствует мировая практика, основным направлением проводимой политики дерегулирования является создание условий функционирования конкурентного рынка: формирование законодательной базы, проведение мероприятий по внутренней реструктуризации предприятий электроэнергетики, разделение естественно-монопольных (сети и диспетчеризация) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт) видов деятельности. Указанные мероприятия направлены на стимулирование конкурентных отношений и обеспечение недискриминационного выхода потенциальных участников, отвечающих требованиям правил оптовых рынков электроэнергии (ОРЭ), на оптовый рынок.

Мировые тенденции развития электроэнергетики свидетельствуют о ходе необходимого и объективного процесса объединения крупных территориальных, межгосударственных, межконтинентальных консорциумов с функциями инфраструктурной отрасли. Основы эффективности их создания хорошо известны и складываются за счет сохранения целостности электроэнергетического комплекса страны, включая единую электроэнергетическую систему (ЕЭС), созданную несколькими поколениями; снижения инвестиций и потребностей в топливе; возможностей покупки электроэнергии более дешевых источников; взаимопомощи резервами; привлечения потребителей к управлению режимами и др.

Под состоянием экономической устойчивости электроэнергетического предприятия понимается способность экономической системы, подвергнувшейся неблагоприятному отклонению за пределы ее допустимого значения, возвратиться в состояние равновесия (рис. 2).

Постановка проблемы по устойчивости системы управления

Адаптация поставленной

проблемы к условиям конкретного предприятия

Критерий устойчивости системы организационного управления

Исследование возможности использования известных критериев устойчивости

Показатели эффективности функционирования системы управления

Анализ мер и ресурсов для возвращения объекта управления в область равновесия

Рисунок 2. Устойчивость системы управления.

Экономическая устойчивость электроэнергетического предприятия определяется уровнем его экономического потенциала, зависящим от реализации ряда следующих логистических условий: организация коммерческого взаимодействия с поставщиками топлива и оборудования; организация коммерческого взаимодействия с энергосистемой, кредитно-финансовыми организациями и бюджетами разных уровней; организация системы управления и информационного контроля производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. Применительно к региональным рынкам электроэнергии (РРЭ) следует указать следующие факторы их экономической устойчивости: организационно-экономические характеристики функционирования рынков; осуществление взаимодействия субъектов рынков с внешней средой; состояние нормативной базы регулирования функционирования рынков и др.

Проведенный в исследовании анализ показал, что существующие подходы к оценке устойчивости экономической системы, находящейся в состоянии реформирования или в переходном периоде, крайне актуальны. Для выполнения необходимых и достаточных условий экономической устойчивости необходимо их комплексное рассмотрение в определенной последовательности с позиций системного подхода.

В исследовании применительно к электроэнергетическим рынкам адаптирован метод оценки вклада качества структурных сдвигов в экономике. Качество структурных сдвигов (К) представляет собой показатель, отражающий направление экономического прогресса и его математическое выражение в заданной экономической структуре:

К= | I | х К, где

К - качество структурных сдвигов в экономике;

| I | - индекс структурных сдвигов определенного направления по модулю, рассчитывающийся по формуле: 1=01/00, где

Б1, Б0 - соответственно доле структурного показателя в текущем и базовом

периоде;

N - направление структурных сдвигов в экономической системе.

Доля структурного показателя Б рассчитывается как отношение его натурального значения к величине всей экономической совокупности и выражается в процентах: N / Хп или N / Хп х 100% и 8 / 8 или 8 / Х х 100%, где и Х - общая величина экономической совокупности в натуральных единицах.

Для обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики на различных уровнях необходимо обеспечить внутреннее равновесие энергоресурсов, которое должно формироваться с учетом региональной специфики экономического роста и энергетической безопасности, и, соответственно, определяет топливно-энергетический баланс (ТЭБ), позволяющий точно определить необходимую нехватку ресурсов в количественных показателях для обеспечения стратегии регионального развития.

В данном случае ТЭБ выступает в качестве интегративного показателя экономического развития и представляет собой систему форм, в которой представлены все основные энергетические ресурсы (добываемые, транспортируемые, используемые в регионе и др.), и включает в себя добычу, импорт, экспорт и хранение первичных и вторичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразование в другие виды топлива и энергии; переработку энергетических ресурсов в неэнергетическое сырье; потери энергоресурсов.

Для мониторинга, анализа и прогнозирования топливно-энергетического баланса с целью осуществления информационной и прогнозно-аналитической поддержки процессов принятия управленческих решений в сфере управления топливно-

энергетическим комплексом используются автоматизированные информационные системы. Использование автоматизированных информационных систем при формировании топливно-энергетического баланса позволяет повысить эффективность решения управленческих задач в области многовариантного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса и оптимизации его территориально-производственной структуры.

В исследовании отмечается, что рассмотренные выше подходы к управлению электроэнергетикой в основном направлены на решение текущих проблем, но не ориентированы на принятие управленческих решений в будущих условиях. Рынок электроэнергии как экономическая система отношений в сфере производства и реализации товаров и услуг строго и определенно диктует свои требования к формированию прогнозных показателей, обеспечивающих социальную защищенность потребителя, механизм кредитования, ценообразования и налогообложения. В условиях трансформирующейся экономики наряду с традиционными подходами в управлении электроэнергетическими рынками возможно использование прогнозно-адаптивного управления с использованием экономико-математических и имитационных моделей.

Метод имитационного моделирования позволяет с научной точки зрения учесть стохастичность исследуемых процессов и включить в экономическое исследование нелинейные технологические и экономические взаимосвязи. Главной функцией имитационных моделей является воспроизведение с заданной степенью точности прогнозируемых параметров их функционирования, представляющих исследовательский интерес. Для формирования обобщенной модели социально-экономических систем, описания слабоструктурированных социальных систем в условиях неопределенности, осуществления анализа динамических процессов и большого количество альтернатив их развития используется метод имитационного моделирования.

Использование имитационного моделирования предполагает работу с такими моделями, с помощью которых результат исследуемой операции нельзя заранее вычислить или предсказать, поэтому необходим эксперимент (имитация) на модели при заданных исходных данных. В свою очередь, сущность машинной имитации заключается в реализации численного метода проведения на ЭВМ экспериментов с математическими моделями, описывающими поведение сложной системы в течение заданного или формируемого периода времени.

Литература

1. Воробьев С. В. Инвестиционно-инновационный процесс в электроэнергетике: особенности и перспективы. Автореф. ... канд. эконом. наук / С. В. Воробьев. - М: «Наука», 2006. - 12 с.

2. Папков Б. В. Проблемы формирования и функционирования рынка электроэнергии / Б. В. Папков // www. electro. nizhny. ru.

3. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки.

- Новосибирск: «Наука», 1995. - 14 с.

4. Системные исследования в энергетике в новых социально-экономических условиях.

- Новосибирск: «Наука», 1995. - С. 27-31.

5. Стратегия развития электроэнергетики на период до 2020 года. - М.: ИНЭИ РАН, 2000. - С. 6-8.

6. Шевелев Я. В., Клименко А. В. Эффективная экономика ядерного топливно-энергетического комплекса / Я. В. Шевелев, А. В. Клименко. - М.: РГТУ, 1996. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.