Научная статья на тему 'Инструментальная обеспеченность предприятий в области управления затратами'

Инструментальная обеспеченность предприятий в области управления затратами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тевелевич А.Е.

Кризисные тенденции развития мировой и отечественной экономики усиливают внимание менеджмента к оптимизации затрат. В статье представлены результаты исследования обеспеченности отечественных предприятий специальными инструментами управления затратами, а также влияние применения этих инструментов на эффективность деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментальная обеспеченность предприятий в области управления затратами»

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

А. Е. ТЕВЕЛЕВИЧ,

аспирант, кафедры «Менеджмент» E-mail: aet2000@mail.ru Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Кризисные тенденции развития мировой и отечественной экономики усиливают внимание менеджмента к оптимизации затрат. В статье представлены результаты исследования обеспеченности отечественных предприятий специальными инструментами управления затратами, а также влияние применения этих инструментов на эффективность деятельности организации.

Ключевые слова: затраты, управление затратами, инструменты управления затратами, эффективность.

В современной экономической литературе описаны различные инструменты управления затратами. Однако систематизированная информация о том, какие из инструментов управления затратами действительно применяются на практике и какие факторы влияют на формирование набора соответствующих инструментов, отсутствует.

Под инструментами управления затратами следует понимать совокупность моделей и методов (способов и средств), используемых для решения задач управления затратами. Данное определение использовалось в ходе специального исследования, в ходе которого решались следующие основные задачи:

• определить, какие инструменты управления затратами являются сегодня наиболее применимыми;

• выявить основные планы предприятий по внедрению инструментов управления затратами;

• проанализировать готовность использования предприятиями определенных инструментов управления затратами;

• установить, каким образом использование специализированного инструментария управления затратами влияет на эффективность деятельности предприятия.

В ходе исследования использовались следующие методы:

• стандартизированное интервью;

• глубинное интервью;

• экспертное интервью.

Стандартизированное интервью было проведено по специально разработанной анкете. Этот метод позволил получить статистически значимую информацию об инструментах управления затратами, применяемых на омских предприятиях.

Глубинное интервью предполагало получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования. Такое интервью позволило получить неформализованную информацию качественного характера.

Экспертное интервью представляло собой беседу по теме исследования со специалистом в области управления затратами. В ходе исследования эксперты привлекались на этапе оценки эффективности деятельности исследуемых компаний. Им был предложен список предприятий, и они оценивали эффективность каждого предприятия в отдельности. При этом оценка проводилась методом ранжирования.

Генеральной совокупностью исследования являлись все предприятия г. Омска, а для отбора респондентов была использована квотная выборка. Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков или признаков, с ними взаимосвязанных. Число единиц (элементов выборочной совокупности) с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчетом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. На основании квотной выборки устанавливается,

I Малые предприятия ■ Средние предприятия ■ Крупные предприятия

ABC- и XYZ-

анализ

Сбалансированная система

Бюджетирование Системы управления

Точно в срок

Бережливое производство

Кайзен-костинг

Таргет-костинг

Модель оптимального объема заказа Функционально-стоимостной анализ

Учет затрат по местам

Операционный анализ

Стандарт-костинг Директ-костинг

100,0 96,0

о

20

40

60

80

95,2 96,0 95,2 92,0

100,0

100

Количество предприятий, использующих инструмент, % Рис. 1. Знание инструментов управления затратами

В исследовании приняли участие 100 предприятий г. Омска. Их описание по сферам деятельности и размеру приведено в табл. 1и2.

Респондентами выступали специалисты, ответственные за управление затратами на предприятиях.

В целом респонденты продемонстрировали широкую осведомленность в специализированном инструментарии управления затратами (рис. 1). По большинству инструментов наблюдалась прямая зависимость между размером предприятия и уровнем осведомленности его специалистов об инструментах управления затратами. Однако в ходе опроса были получены некоторые неожиданные результаты. Наблюдалась обратная связь между уровнем осведомленности специалистов о «сбалансированной системе показателей» и модели «точно в срок» и размером предприятия. Этот факт мог быть объясним тем, что на малых предприятиях

сколько лиц и с какими характеристиками следует опросить [2, с. 98]. Квотным признаком в исследовании являлся размер предприятия.

Всего на конец 2008 г. в г. Омске, по данным Федеральной службы государственной статистики, зарегистрировано 32 079 предприятий, из них 14 831 малых предприятий [3, с. 46].

Объем использованной выборочной совокупности — 100 предприятий. Из них 46 малых предприятий, 54 — средних и крупных. В исследовании деление предприятий на малые, средние и крупные осуществлялось по одному показателю — численности персонала. К малым предприятиям относились те, численность персонала которых составляет 100 и менее чел., средние — 101—250 чел., крупные — более 250 чел.

В рамках исследования выборка была ограничена предприятиями, работающими в трех сферах: производстве, торговле и услугах. Более глубокая дифференциация не проводилась.

Таблица 1

Количество предприятий различных сфер деятельности, %

Сфера деятельности Количество предприятий

Торговля 33,0

Производство 27,0

Услуги 24,0

Производство и торговля 8,0

Торговля и услуги 6,0

Производство и услуги 2,0

Таблица 2

Количество предприятий с различной

численностью персонала

Численность персонала, чел. Количество предприятий, %

Менее 10 11,0

От 10 до 50 24,0

От 50 до 100 19,0

От 100 до 200 23,0

От 200 до 300 2,0

ОтЗООдо 400 6,0

От 400 до 500 3,0

От 500 до 1000 3,0

Более 1000 9,0

в большом количестве случаев респондентами выступали собственники предприятий, которые более внимательно отслеживают последние тенденции в области менеджмента. «Модель оптимального объема заказа» более известна представителям малых предприятий, чем представителям средних предприятий. Это может быть объяснено тем, что эта модель наиболее востребована в производстве и торговле, а именно в этих отраслях в основном сосредоточены представители крупного и малого бизнеса, принявшие участие в исследовании. Концепция «бережливое производство» известна 61,9 % представителей крупного бизнеса, а очень близкая «кайзен-костинг» 71,4% этих же компаний. Это может быть связано с тем, что «бережливое производство» для некоторых специалистов крупных предприятий более известно как «лин-менеджмент».

Далее было установлено, что наиболее известными инструментами управления затратами среди малых, средних и крупных предприятий г. Омска являются «бюджетирование» и «операционный анализ». Все специалисты, ответственные за управление затратами на крупных предприятиях, знакомы с таким инструментом, как «бюджетирование» и «директ-костинг», что являлось вполне прогнозируемым.

Интересным явился тот факт, что менее 80 % специалистов, ответственных за управление затратами на предприятиях, знакомы с методом «АВС-анализ», известным также как «принцип Парето», несмотря на то, что он доступен даже в базовой версии системы «1С», которую использует большинство предприятий.

Набор тех инструментов, с которыми знакомы представители малых, средних и крупных предпри-

100,0 6,0

■ Малые предприятия ■ Средние предприятия ■ Крупные предприятия

ABC- и XYZ-анализ Сбалансированная система показателей Бюджетирование Системы упр. ресурсами предприятия Точно в срок Бережливое производство Кайзен- костинг Таргет-костинг Модель оптимального объема заказа Функционально-стоимостной анализ Учет затрат по местам возникновения Операционный анализ Стандарт-костинг Директ-костинг

95,2

95,2 96,0

95,2 2,0

100,0 92,0

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Количество предприятий, использующих инструмент, % Рис. 2. Использование инструментов управления затратами

ятий, оказался различным. Это обусловлено тем, что разные по размеру предприятия нуждаются в различных инструментахуправления затратами.

Данные об использовании инструментов управления затратами представляли наибольший интерес (рис. 2). Так, по большинству (11 из 14) показателей наблюдается прогнозируемая до исследования прямая зависимость между размером предприятия и количеством используемых им инструментов управления затратами. Исключение составляют лишь «ABC — и XYZ-анализ», «бережливое производство» и «точно в срок». Необходимо отметить, что осведомленность об инструментах «точно в срок», «бережливое производство» и «ABC- и XYZ-анализе» также не находится в прямой зависимости от размера предприятия. Рассмотрим последовательно возможные причины этого.

Вероятно, малые, средние и крупные предприятия вкладывают несколько разные значения в ис-

ABC- и XYZ-анали:

Сбалансированная система показателей

Бюджетирование

Системы управления ресурсами предприятия

Точно в срок Бережливое производство

I Производство ■ Торговля ■ Услуги 37,5

Кайзен-костинг

Таргет-костинг

Модель оптимального объема заказа

Функционально-стоимостной анализ

Учет затрат по местам возникновения

Операционный анализ

Стандарт-костинг

Директ-костинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66,7

Рис. 3. Использование инструментов управления затратами среди предприятий

различных отраслей, %

пользование таких инструментов, как «бережливое производство», «точно в срок» и «ABC- и XYZ-ана-лиз». Специалисты малых и средних предприятий отмечали использование указанных инструментов даже в том случае, когда использовали лишь некоторые их элементы, а представители крупных предприятий отмечали использование этих инструментов только в том случае, когда они использовали их как полноценную концепцию. Это предположение было подтверждено в ходе выборочного интервью, в рамках которого с респондентами проводилась беседа по наиболее непредсказуемым результатам исследования.

Метод «точно в срок», безусловно, явился полезным для подавляющего большинства предприятий, однако его реальное использование тем сложнее, чем больше у предприятия поставщиков. Вероят-

но, средние предприятия используют его в большем количестве случаев, чем малые и крупные в силу того, что они, в отличие от малых предприятий, уже подошли к тому этапу, когда применение специализированного инструментария необходимо, и в то же время, в отличие от крупных, имеют еще достаточно «управляемое» количество поставщиков.

«ABC- и XYZ-анализ» является инсургентом, наиболее часто применяемым малыми предприятиями (второе место), и наименее применяемым среди средних и крупных предприятий. Вероятно, это можно объяснить тем, что средние и крупные предприятия считают данный инструмент само собой разумеющимся и в рамках исследования не выделяли его отдельно. Гипотеза была подтверждена в ходе выборочных индивидуальных интервью.

На крупных и средних предприятиях применяется значительно больше различных инструментов управления затратами, чем на малых. Это обусловлено тем, что крупные и средние предприятия имеют более сложную структуру затрат, что требует и большего количества инструментов управления ими. Малые предприятия чаще занимаются управлением затратами на «интуитивном» уровне.

Наиболее часто применяемыми малыми предприятиями методами являются «операционный анализ» (63,0 % предприятий), «ABC-и XYZ-анализ» (38,9%), «бюджетирование» и «стандарт-костинг» (по 37,0 %).

Было установлено, что набор применяемых инструментов управления затратами на средних и крупных предприятиях отличается от соответствующего набора на малых. Так, на 84,0 % средних предприятий применяется «стандарт-костинг», на 76,0% — «бюджетирование», на 72,0% — «директ-костинг». На 90,5 % крупных предприятий применяется «бюджетирование», на 85,7% — «стандарт-костинг», на81,0 % — «директ-костинг».

Как показано на рис. 3, набор инструментов управления отличается в зависимости от сферы, в которой работает предприятие. Предприятия, работающие в сфере торговли и производства,

66,7

66,7

63,0

0

20

40

используют значительно больше специальных инструментов управления затратами, чем предприятия, работающие в сфере услуг. Данная зависимость может быть объяснима тем, что в сфере услуг в основном работают малые предприятия, которые в целом используют меньшее количество инструментов управления затратами. Наиболее используемыми инструментами среди предприятий сферы производства и торговли являются «бюджетирование», «операционный анализ» и «стандарт-костинг». На торговых предприятиях также достаточно распространена «модель оптимального объема заказа». На предприятиях сферы услуг наиболее часто применяемыми методами являются «директ-костинг», «стандарт-костинг» и «кайзен-костинг».

Данные по использованию инструментов управления затратами среди предприятий различных отраслей оказались соответствующими ожиданиям.

В результате исследования было установлено, что чем больше различных инструментов управления затратами использует предприятие, тем выше эффективность его деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что применение различных инструментов управления затратами напрямую влияет на эффективность деятельности компании. Это позволяет компании контролировать свою деятельность на всех этапах и вовремя принимать необходимые управленческие решения, контролировать свои затраты.

Респонденты, принявшие участие в глубинном интервью, указали на то, что, начиная с определенного момента, становится крайне сложно управлять предприятием на «интуитивном» уровне, и, следовательно, необходимым является применение специальных инструментов управления предприятием в целом и затратами, в частности. Без указанных инструментов, по мнению респондентов, предпри-

Список литературы

ятие не может перейти на следующий качественный этап своего состояния. «Критическая точка» у каждого предприятия своя, однако можно перечислить наиболее важные критерии, по которым ее можно описать:

• численность персонала различной квалификации;

• оборот предприятия;

• ассортиментный портфель;

• география деятельности;

• количество направлений деятельности;

• степень однонаправленности (разнонаправленное™) деятельности.

Данные исследования доказывают прямую зависимость между эффективностью предприятия и количеством используемых инструментов управления затратами. Но возник вопрос — что в данном случае является причиной: или предприятия, достигнув определенного уровня, начинают внедрять специализированные инструменты, или же, начав их применять, им удалось выйти на новый качественный уровень. Чтобы понять, что является здесь причиной, а что следствием, были проведены глубинные интервью. Респонденты указали, что бывают случаи, когда предприятия, уже перешедшие на определенный качественный этап, начинают с разными целями внедрять у себя всевозможные «модные» инструменты, которые в ряде случаев бывают нецелесообразными. Однако в подавляющем большинстве случаев именно применение специальных инструментов позволяет предприятиям работать более эффективно.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение на предприятии специальных инструментов управления затратами повышает эффективность его деятельности. Кроме того, набор применяемых инструментов управления затратами зависит отряда факторов, ключевыми из которых являются размер предприятия и сфера его деятельности.

1. Осипов Г. В. Рабочая книга социолога / М.: Наука, 1993.

2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2009: Стат. сб. / М.: Росстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.