ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ОЦЕНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Илларионов Александр Ефимович
кандидат экономических наук, доцент, Владимирский филиал РАНХиГС, кафедра «Менеджмента», г. Владимир, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Новиков Александр Иванович
доктор экономических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Владимирский филиал РАНХиГС,
кафедра «Бухгалтерского учета и статистики»,
г. Владимир, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Старостин Артем Владимирович
кандидат экономических наук, Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье обосновывается инструментальная база социально-экономического развития России в свете новой экономической политики. Инструментальная база включает в себя целевые программы и проектные решения; территориальные кластеры и зоны с особыми условиями хозяйствования; зоны территориального развития и территории опережающего развития; региональные бренды. В научно-методологическом плане инструментальные изменения направлены на решение проблем современной экономики через призму общественного воспроизводства и затрагивают вопросы формирования субмодели новой экономической политики. Ее особенность заключается в совершенствовании методов, механизмов и инструментов по управлению процессами жизнедеятельности в стране и регионах.
Ключевые слова: инструменты, развитие, экономика, субмодель, политика, Россия.
JEL: О10
INSTRUMENTAL BASE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA: ASSESSMENT AND DIRECTIONS OF ITS FORMATION
Illarionov Alexander Efimovich candidate of economic Sciences,
associate Professor of management, Vladimir branch OF the RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation", Vladimir, Russian Federation
Alexander Novikov
doctor of Economics, professor,
Aleading researcher, Vladimir branch OF the RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the
President of the Russian Federation", Vladimir, Russian Federation
Starostin, Artem Vladimirovich candidate of economic sciences,
Vladimir branch of the RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation", Vladimir, Russian Federation
Abstract: Tthe article substantiates the instrumental base of socio-economic development of Russia in terms of the new economic policy. The instrumental base includes target programs and design options; territorial clusters and zones with special conditions of management; zones of territorial development and territories of advanced development; regional brands. In scientific and methodological terms, instrumental changes are aimed at solving the problems of the modern economy through the prism of social reproduction and addresses the issue of the formation of the submodel of the new economic policy. Its peculiarity lies in the improvement of methods, mechanisms and tools for managing life processes in the country and its regions.
Keywords: : tools, development, economy, submodel, politics, Russia.
В настоящее время функционирование и развитие национальной и региональной экономики все в большей степени определяется закономерностями глобализационных процессов, обусловливающих как формирование новых мирохозяйственных связей, так и определение конкретного статуса каждого государства и региона в структуре мировой экономики. Содержательную структуру этих процессов исследовали П.С. Лемещенко, В.И. Пефтиев и др., которые обратили внимание на необходимость переосмысления и пересмотра глобализации и ее результатов, в том числе в контексте управления национальной экономикой [5, с. 50 - 59], [8].
В Послании Федеральному Собранию (1 марта 2018 г.) Президентом России В.В. Путиным заявлена новая экономическая политика, ориентированная на технологический рывок [17]. В части пространственного развития предложено развернуть масштабную программу развития, включая развитие городов и других населенных пунктов. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, современных архитектурных решениях. В Послании говорится об увеличении объемов жилищного строительства с сегодняшних 80 до 120 миллионов квадратных метров в год. Планируется масштабное строительство инфраструктуры с особым акцентом на обустройство автодорог, на что предполагается выделить до 2025 года 11 триллионов рублей, то есть в два раза больше средств, чем выделялось в последнее время.
Социально-экономические преобразования, заявленные в отдельных тезисах Президента, и происходящие в современной России процессы предполагают изменение не только форм экономических отношений, но и формирование более эффективной инструментальной базы государственного регулирования.
К их числу можно отнести:
1. Целевые программы и проектные решения. Это ведет к концентрации средств государственного бюджета на основных целевых направлениях. В последнее время федеральный центр пытается сместить акцент в развитии регионов с бюджетной поддержки на формирование эффективных экономических институтов и среды, благоприятной для функционирования инвесторов. Широко рекламируется механизм финансовой и бюджетной поддержки регионов, направленных на сокращение дефицита бюджета отдельных территорий. Практику формирования и функционирования экономических институтов на региональном уровне можно найти в некоторых трудах А. Илларионова, В. Кретинина, А. Новикова и др. [7], [10, с. 155-159].
2. Территориальные кластеры. В свете теории Майкла Портера кластеры выступают как самоорганизующиеся экономические комплексы. Хозяйствующие субъекты этих комплексов
под влиянием экономических, структурных, географических, политических предпосылок, а также на основе мотивов повышения производственной эффективности предприятий тяготеют в современных российских условиях, в теоретическом плане, к мезокластерной концепции управления пространственным развитием [18].
3. Мезокластерная концепция в кластерной теории предполагает объединение усилий и координацию производственных и иных процессов в единую систему [2, с. 24 - 27].
4. Зоны с особыми условиями хозяйствования (ОЭЗ). Для решения задачи привлечения инвестиций и технологий в регионы Правительство РФ выбрало использование особых правовых режимов ведения бизнеса. Однако российская практика показала, что в реальности в каждой точке пространства могут проявиться (и проявляются) не только положительные, но и отрицательные эффекты воздействия полюса (отток ресурсов и населения из периферийных районов) в «полюс роста» [11, с. 150 - 152]. Так, по данным Росстата, в 2017 г. продолжался отток населения из регионов Дальнего Востока, а инвестиции в основной капитал оказались ниже уровня предыдущего года, то есть инструменты поддержки регионов в надежде быстрой отдачи пока не сработали.
5. Зоны территориального развития (ЗТР). С 2011 года в России стали создаваться зоны территориального развития. В отличие от ОЭЗ зоны территориального развития не специализированы, что, по замыслу разработчиков, должно было способствовать привлечению инвесторов в различные сектора экономики, за исключением запрещенных.
6. Территории опережающего развития (ТОРы). Основные принципы создания ТОРов базируются на применении лучших практик стран Азиатско - Тихоокеанского региона и включают налоговые льготы, низкие ставки по уплате страховых взносов, особый таможенный режим, особый порядок землепользования и создание инфраструктуры за счет государства. На начало 2017 г. на Дальнем Востоке было создано 13 ТОРов, общее число участников достигло 115. Анализ создания ТОРов свидетельствует, что большинство проектов рассчитано на локальный дальневосточный рынок или организацию импортозамещения.
7. Региональные бренды. Разработка и реализация пространственной политики в России есть формирование активной, динамичной жизни, а с учетом ее огромной территории, она не может сосредотачиваться в нескольких мегаполисах. Почти в каждом субъекте Российской Федерации, историческом мини-регионе есть свои точки роста. «Посмотрите, как действует бренд Золотого кольца: туристы едут туда, даже не всегда толком представляя, какие города в него входят. Бренд может обеспечить процветание на тысячелетие. Так, мощи святого Николая почти тысячу лет назад сделали Бари центром паломничества всего христианского мира, и этот факт - помимо его духовного значения - работает на город до сих пор» [6], [12].
Таким образом, в научно-методологическом плане инструментальные изменения затрагивают вопросы формирования субмодели новой экономической политики, заявленной Президентом В.В. Путиным. Все элементы государственной стратегии, частично озвученной Президентом, можно рассматривать как решения некоторой субмодели госрегулирования, см. рис 1.
С точки зрения моделирования крайне сложно описать процессы в рамках заявленной новой экономической политики, но отдельные тенденции заслуживают оценки. В частности, по мнению В. Нусратуллина и И. Нусратуллина, «...эволюционному подходу в исследовании экономики должны быть присущи свои характерные особенности, связанные с эволюционным мировоззрением, согласно которому все экономические системы находятся в процессе постоянных и причинно-следственных изменений» [15, с. 8 - 22]. Развивая мысли вышеуказанных авторов, рассмотрим проблемы современной экономики через призму общественного воспроизводства.
Следует учитывать, что если устранение противоречий в развитии экономики относится к политэкономическим аспектам, то с точки зрения социального и экономического развития требуются качественные изменения на базе институциональной экономики, что предполагает улучшение
делового климата, ориентацию на повышение конкуренции и трансформационные изменения экономики в инновационную плоскость.
Рисунок 1. - Субмодель госрегулирования в рамках новой экономической политики России
(составлено автором)
Есть три пути решения задачи:
1. Воспользоваться статистической информацией и выполнить прогнозные оценки по базовым показателям на необходимый временной горизонт.
2. Задать систему сценариев, как это делает в последнее время Правительство Российской Федерации.
3. Отталкиваясь от межотраслевого баланса, изучить взаимодействие с внешней средой. Безусловно, в рамках статьи эти задачи не решаемы. Но остановимся на некоторых подходах.
На рисунке 1 показано, что главная фаза воспроизводственного процесса «Производство» зависит от ресурсов, запасов, имеющихся в стране, а также от импорта технологий и технических средств. Заявленная новая экономическая политика потребует на порядок больше инвестиций и средств.
По определению К. Маркса, «всякий общественный процесс производства, рассматривавший в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства» [9, с. 573].
Возможно ли качественное изменение ВВП в России? Что требуется, чтобы увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза? Наши расчеты и мнение специалистов показывают, что один процент прироста ВВП предполагает увеличение инвестиций на 1,6%, для чего необходимо:
а) выход на темпы роста экономики в пределах 5-6 процентов (с текущих 1,7 процента);
б) повышение нормы инвестиций с текущих 18% до 25 - 27 процентов;
в) рост производительности труда на 5 - 6 процентов в год вместо нынешней стагнации [14, с. 33 - 39].
Долгие годы в основе развития российской экономики закладывались доходы от продажи углеводородного и другого сырья. В начале 2000 - х годов наблюдались процессы роста мировых цен на сырьевые ресурсы, российская экономика была сориентирована на соответствующий рост доходов. В результате падения цен во втором десятилетии XXI века Россия испытала потрясения, по мнению А.И. Субетто, обусловленные экономическими и финансовыми кризисами [16, с. 12 - 22]. Известен спор в 1980 г. между экономистом Д. Саймоном и экологом П. Эрлихом в части динамических изменений цен на сырье. Выводы П. Эрлиха относительно роста цен на сырье в условиях истощения природных ресурсов не оправдались. Модельные прогнозы имеют важное свойство рефлексии,
которые эффективно использовал и использует в своих прогнозах Дж. Сорос.
На второй фазе общественного воспроизводства «Распределение» решаются принципиальные вопросы формирования ВНП (ВВП), реализация налоговой политики. В то же время она является базой формирования госрасходов и социальных обязательств. В Послании Президента предусмотрено «увеличение в России к 2025 году ВВП на душу населения в полтора раза. По паритету покупательной способности это означает выход на уровень, близкий к среднеевропейскому». Чтобы ответить на вопрос о реальности этого процесса, обратимся к фактам. По данным Всемирного банка, за период с 1992 по 2016 г., то есть за 25 лет, рост ВВП в Российской Федерации составил 3,5 раза, при этом численность населения не изменилась. Поэтому вопрос относительно перспектив ускоренного роста при сохранении численности населения остается спорным. Государственные расходы продиктованы как содержанием аппарата чиновников и содержанием силовых структур, включая армию, так и оборонными расходами. Можно предположить, что в условиях сохранения и нарастания внешней напряженности, остается дискуссионным вопрос дополнительного роста социальных обязательств государства.
Фаза «Обмен», с одной стороны, во многом определяется экспортно-импортными операциями и ценовыми тенденциями. Субмодели фазы обмена могут быть построены на разнообразных принципах. Побудительным мотивом являются торговый баланс и экспортно-импортные операции. Ситуация на финансовом рынке и положение дел на мировых сырьевых рынках свидетельствуют о некоторой стабилизации, а вводимые ограничения по инициативе США тормозят процессы развития мировой торговли.
Фаза «Потребление» ресурсов и производства является ничем иным, как воплощением эволюционного принципа изменчивости в производственной сфере. Потребление как категория напрямую зависит как от уровня организации производства, так и от модели потребления, обусловленной пятью основными детерминантами потребителей: вкусами и предпочтениями покупателей, числом потребителей на рынке, денежными доходами, ценами на сопряженные товары и потребительскими ожиданиями относительно будущих цен и доходов.
Анализ показал, что российская экономика претерпевает структурные изменения, что предполагает совершенствование методов, механизмов и инструментов по управлению процессами жизнедеятельности в стране и регионах. Действующий ныне порядок и правила применения конкретных инструментов пока не согласуются с заявленными подходами [13, с. 122-126]. По мнению В. Гордеева, Правительство строит свою макроэкономическую политику на основе неоклассики, признанную на международных политэкономических конгрессах последних лет даже не вчерашним, а позавчерашним днем для науки» [4, с. 9]. Для выделения первоочередных проблем, требующих государственного вмешательства, с точки зрения Б. Бабаева и А. Новикова, требуется более однородное экономическое пространство [3, с. 38-50].
Характерная для России резкая дифференциация территорий по многим базовым параметрам (численности населения, экономическому потенциалу, пространственным характеристикам) и по условиям хозяйствования за последнюю четверть века не только не была смягчена, а, напротив, еще более усилилась. Среди объективных причин можно выделить: резкие различия природно -климатических и связанных с ними реальных условий хозяйствования, периферийное (глубинное) положение территорий, устаревшая структура производства, демографические и иные различия. В частности, по заявлению Президента РФ В.В. Путина, «в 2017 г., например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион».
Вопрос о государственном и региональном регулировании и смены модели экономического развития, с точки зрения сложившейся школы политэкономов (М. Альпидовская, В. Гордеев, В. Корняков и др.), является ключевым во всех экономических концепциях [1, с. 8 - 16].
Таким образом, принципиальное значение для региональной и национальной политики имеет
адаптация инструментов госрегулирования, которая позволяет сформировать благоприятную среду для инвесторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Альпидовская М. Л., Вахрушева Н. А., Корняков В. И. В чем могла бы состоять смена модели российской экономики /М.Л. Альпидовская , Н.А. Вахрушева, В.И. Корняков// Теоретическая экономика. - 2015. - № 6 (30). - С. 8 - 16.
2. Анисимова О., Новиков А, Палаткина Э. Мезокластерная организация как особая форма управления территориальным развитием / 2. О. Анисимова, А. Новиков, Э. Палаткина// Вопросы управления. - 2017. - Вып. № 2 (45). - С. 24 - 27.
3. Бабаев Б. Д., Новиков А. И. О новой концепции социально - экономического развития региона // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики: сб. науч. тр / под общ. ред. Б. Д. Бабаева и Е. Е. Николаевой. - Иваново: Иван. Гос. ун-т, 2014. - Вып. 6 (22). - С. 38 - 50.
4. Гордеев В. А. Теория А.И. Кащенко - предтеча теоретической экономии / В.А. Гордеев // Теоретическая экономика. - 2016. - № 6 (36). - С. 9.
5. Гультяев В. Е., Пефтиев В. И., Титова Л. А. Концептуальные основы среднесрочной стратегии России / В.Е. Гультяев, В.И. Пефтиев, Л.А. Титова// Теоретическая экономика. - 2017. - № 6 (42). - С. 50 - 59.
6. Зубков И. Территориям добавят известности. / И. Зубков // Российская газета. - 6 марта 2018 г. - № 48 (7511).
7. Илларионов А. Е., Кретинин В. А. Стратегический выбор региона. Методология и функциональные подходы развития. Книга первая / Под общ. ред. Илларионова А. Е. и Кретинина В. А. - Владимир: Собор, 2007. - 512 с.
8. Лемещенко П. С. Политическая экономия - наука королей или творческие начала эффективной политики реформ / П.С. Лемещенко// Весн. БДУ. Сер. 3. Шсторыя. Экономна. Права. - 2016. - № 2.
9. Маркс к., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2. Том 23. / К. Маркс, Ф . Энгельс. —М.: Политиздат, 1957 — 573с.
10. Новиков А. И. Комплексное диагностическое исследование экономики: пути повышения роста производительности труда // Современные тенденции организации и совершенствования управления региональной экономикой: межд. науч.-прак. конф. / ред. Н. М. Филимонова и др. -Владимир: Атлас, 2017. - С. 155 - 159.
11. Новиков А. И., Старикова Т. В. Влияние аллокации на формирование общественных финансов разноуровневых территориальных образований // Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и солидарности: Сборник научных трудов по итогам IV-й Международной научной конференции. - Краснодар: Научно-исследовательский институт экономики Южного федерального округа, 2017 (Краснодар). - С. 150 - 152.
12. Новиков А. И., Поздышева Л. Ф., Тимофеева Н. Ю. Территория, как экономика ценностей. -Иваново: ФГОУ ВПО «Ивановская ГСХА им. Академика Д.К. Беляева. - Иваново, 2009. - 140 с.
13. Новиков А. И. Новые парадигмы индустриального развития и формирования образа «Новой России» / А.И. Новиков // Ученые записки. Научно-практический журнал. № 2 (18), РАНХиГС, Владимирский филиал. - С. 122 - 126.
14. Новиков А. И. Производительность труда и научно-технологическая политика: проблемы и пути их решения / А.И. Новиков //Вестник Ивановского государственного университета. 2017. - Вып. 3 (33). - С. 33 - 39.
15. Нусратуллин В. К., Нусратуллин И. В. Воспроизводственные процессы в экономике как
фундаментальное эволюционное явление / В.К. Нусратуллин, И.В. Нусратуллин// Теоретическая экономика. - 2017. - № 4 (40). - С. 8 - 22.
16. Субетто А. И. Ноосферная парадигма целеполагания устойчивого развития человека и России / А. И. Суббето // Теоретическая экономика. - 2016. № 2. - С. 12 - 22.
17. Послание Владимира Путина Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: https:// ria.ru/politics/20180301/1515501294.html (дата обращения: 15.03.2018).