Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕПАТРИАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1944 - НАЧАЛА 1950-Х ГОДОВ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ-СОЮЗНИКОВ'

ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕПАТРИАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1944 - НАЧАЛА 1950-Х ГОДОВ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ-СОЮЗНИКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПАТРИАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДИАСПОРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / "МЯГКАЯ СИЛА" / REPATRIATION / INTERNATIONAL ORGANIZATIONS / INTRA-STATE ASSOCIATIONS / ETHNIC COMMUNITY INSTITUTIONS / "SOFT POWER"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

В статье рассматривается история институирования репатриационной политики СССР в период с окончания Великой Отечественной войны до начала 1950-х годов. Репатриация советских граждан и приравненных к ним лиц проходила на фоне ярко обозначившихся на завершающем этапе Второй мировой войны геополитических и системных противоречий между странами Запада и СССР. Государства-союзники активно применяли инструмент «мягкой силы» как концепт, демонстрировавший идеи организации послевоенного миропорядка и национально-государственного развития. Активно использовались в этом контексте правовые, пропагандистские средства, диаспоральные институты, внутригосударственные специальные объединения, международные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SOFT POWER" TOOL IN THE OF THE NATIONAL REPATRIATION POLICY IN 1944 AND EARLY 1950S: THE CONFLICT OF THE INTERESTS OF STATES ALLIES

The paper traces the history of instituting Soviet repatriation policies between the end of the Great Patriotic War and the early 1950s. Repatriation of Soviet nationals and similar persons proceeded against the background of geopolitical and system contradictions between the West and the Soviet Union that had grown increasingly conspicuous. Our allies were actively using the soft power instrument as a concept displaying the ideas of postwar world order organization. In this context, the actively used means ranged from legal, propaganda, and ethnic community institutions to intra-state special associations, and international organizations.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕПАТРИАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1944 - НАЧАЛА 1950-Х ГОДОВ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ-СОЮЗНИКОВ»

• ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ.

М.Л. ГАЛАС M.L GALAS

ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ силы» В РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕПАТРИАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 1944 — НАЧАЛА 1950-х ГОДОВ: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВ-СОЮЗНИКОВ

«SOFT POWER» TOOL IN THE REALIZATION OF THE NATIONAL REPATRIATION POLICY 1944 — EARLY 1950's: CONFLICT OF INTERESTS OF STATES ALLIES

Сведения об авторе. Галас Марина Леонидовна — главный научный сотрудник федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: MLGalas@fa.ru).

Аннотация. В статье рассматривается история институирования репатриационной политики СССР в период с окончания Великой Отечественной войны до начала 1950-х годов. Репатриация советских граждан и приравненных к ним лиц проходила на фоне ярко обозначившихся на завершающем этапе Второй мировой войны геополитических и системных противоречий между странами Запада и СССР. Государства-союзники активно применяли инструмент «мягкой силы» как концепт, демонстрировавший идеи организации послевоенного миропорядка и национально-государственного развития. Активно использовались в этом контексте правовые, пропагандистские средства, диаспоральные институты, внутригосударственные специальные объединения, международные организации.

Ключевые слова: репатриация; международные организации; внутригосударственные объединения; диаспоральные институты; «мягкая сила».

Information about author. Galas Marina — Chief researcher of the Federal State educational institution of higher education budget «Finance University under the Government Russian Federation», D. SC. (Hist.), Professor (Moscow. E-mail: MLGalas@ fa.ru).

Summary. This article deals with the history of institution of repatriation policy of The Soviet Union at the end of The Great Patriotic war until the beginning of 1950's. Repatriation of Soviet citizens and persons assimilated thereto took place against the backdrop of bright appeared in the final stages of World War II geopolitical and systemic contradictions between Western countries and the USSR. States allies actively used tool «soft power», as a concept, showing the Organization of the post-war world order and national and State development. Actively used in this context, legal, advocacy tools, institutions of the diaspora, domestic special associations and international organizations.

Keywords: repatriation; international organizations; domestic associations; institutions of the diaspora; "softpower".

ИНСТИТУИРОВАНИЕ репатриационной политики в период с 1944 до начала 1950-х годов выражалось в создании системы законов и подзаконных актов союзных государств. Так, в целях урегулирования процедуры репатриации Союз ССР, Соединённые Штаты Америки, Великобритания 11 февраля 1945 года входе Ялтинской конференции заключили соглашение о защите, содержании, репатриации граждан союзных государств на территории, освобождённой от фашистской оккупации. Репатриируемым должна была предоставляться гуманитарная помощь.

В эту систему нормативного регулирования репатриации входили приказы и директивы Народного комиссариата внутренних дел (с марта 1946 г. — Министерства внутренних

30

дел) Союза ССР1. Важную роль в этом процессе сыграло Управление Уполномоченного Совета народных комиссаров (с марта 1946 г. — Совета министров) Союза ССР по делам репатриации граждан СССР (далее — Управление). Деятельность Управления основывалась на законодательстве СССР; нормативных актах союзных государств и стран пребывания советских граждан, военнопленных, интернированных и перемещённых лиц, беженцев; международных соглашениях.

Военнопленные, бывшие служащие Русской армии, белоэмигранты, а также лица, прежде проживавшие на территории Советского государства (в их числе эстонцы, латыши, литовцы, поляки, западные украинцы и белорусы, проживавшие на территориях, присоединённых к

СССР в 1939—1940 гг.), направлялись в проверочно-фильтрационные лагеря на основании директивы Народного комиссариата внутренних дел СССР № 53/3714 от 7 мая 1945 года. Соединённые Штаты Америки, Великобритания, Французская Республика рассматривали жителей присоединённых к СССР западных территорий, равно и российских постреволюционных (т.н. «старых») эмигрантов и нисходящей их линии, советских невозвращенцев как «бесподданных» с правом свободы перемещения и выбора места жительства с предоставлением паспорта той страны, которую эти категории эмигрантов выбрали для проживания.

Советские компетентные органы не только проводили репатриацион-ные мероприятия административного характера, но и обеспечивали

№6 - 2019 • ВОЕШГО-ИСТОРИЧЕШИН ЖУРНАЛ

M.Л. ГАЛАС. Инструмент «мягкой силы» в реализации... •

а

граждан СССР и причисленных к ним лиц, военнопленных и перемещённых продовольствием, медицинской помощью, одеждой, правовой защитой и консульскими услугами, помогали в урегулировании трудовых отношений, финансовых вопросов. Важной функцией Управления была деятельность по информационному обеспечению репатриационных и сопутствовавших им социальных мероприятий и пропаганде возвращения в СССР эмигрантов, военнопленных, перемещённых, беженцев, других категорий лиц, подлежавших репатриации. Показательно, что на основании постановления Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 4 октября 1944 года при институте Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации граждан СССР было учреждено Управление агитации и пропаганды. Новая структура должна была проводить политическую и культурную работу среди подлежавших репатриации лиц. Управление агитации и пропаганды распространяло периодические издания, листовки, плакаты, художественную и популярную литературу. Отдел политического просвещения этого управления занимался организацией художественных и тематических выставок, демонстрацией кинофильмов, иных мероприятий.

В Управлении агитации и пропаганды рассматривались рапорты военнопленных, коллективные и персональные обращения беженцев, интернированных по вопросам нарушения прав человека, совершения правонарушений и преступлений в странах пребывания, а также по фактам ненадлежащего содержания репатриационных лагерей, организованных во исполнение международных соглашений СССР с союзными государствами и побеждёнными странами фашистского блока2. Например, советские граждане (военнопленные, бывшие узники концентрационных лагерей, участники движения Сопротивления), содержавшиеся в лагерях Великобритании (Отли-Воркс, Бароу Хаус и др.), жаловались на крайне тяжёлые условия, осложнённые совместным содержанием их с военнопленными фашистами, назначенными администрацией руководителями самоуправляемых лагерных структур. Среди документов Управления агитации и пропаганды подобных жалоб от советских граждан, находившихся в репатриационных лагерях на территории Италии, Египта, других стран, немало.

Карта проверочно-фильтрационных лагерей на май 1945 г.

В период апреля—августа 1945 года институт Уполномоченного СНК Союза ССР по репатриации советских граждан в Западной Европе проверил положение дел с репатриантами в зоне 12-й армейской группы, 1, 3, 9, 15-й армий Соединённых Штатов Америки, дислоцированных в Центральной Германии. Были освобождены около 800 тыс. пленных граждан СССР, изнурённых голодом, отсутствием одежды и обуви.

Симптоматично, что в концентрационных лагерях Третьего рейха советские военнопленные и гражданские узники содержались в принципиально разных условиях. Красноречив пример лагеря Stalag XVIНА, располагавшегося недалеко от г. Вольфсберг в Австрии. Советские военнопленные содержались изолированно в бесчеловечных условиях. Граждане Великобритании, Австралии, Канады, Франции и колоний обеспечивались продовольствием и одеждой, относительно добротными бараками, имели свою футбольную команду, театр.

Система двойного административного управления репатриаци-онным процессом эффективно действовала во Франции. Советские нормативные акты согласовывались с законодательством Французской Республики. Специализированные французские репатриационные структуры выстраивали свою деятельность сообразно межгосударственным соглашениям, политической линии СССР. Так, генеральным штабом военного министерства Французской Республики 25 января 1945 года во исполнение двустороннего соглашения для начальников репатриационных лагерей была составлена инструкция о мерах в отно-

шении граждан СССР, ограничившая перечень лиц, подлежавших репатриации, только теми советскими гражданами, которые покинули страну происхождения с 22 июня 1941 года ввиду военной опасности. Процедура подтверждения гражданства в военной миссии или консульстве СССР для последующей репатриации должна была проходить исключительно на добровольной основе. Также при соблюдении принципа добровольности в лагерях репатриации граждане СССР могли трудиться в составе рабочих команд, сформированных по согласованию с репатриационными структурами СССР французскими службами занятости и биржами труда, но без заключения трудового контракта. Такая форма трудоустройства не допускала получения вида на жительство во Франции. В интересах ограничения притока иностранных трудовых ресурсов установленное для советских граждан правило получило развитие в законодательстве3.

Последующая инструкция о мерах в отношении граждан СССР от 12 февраля 1945 года, разработанная министерством по делам военнопленных и беженцев совместно с генеральным штабом и отделом по освобождению военнопленных военного министерства Франции, расширила круг репатриантов, закрепив формулу о репатриации граждан СССР, вывезенных с территории страны происхождения вынужденно в связи с военными событиями. Соответственно подпадали под статус репатриантов военнопленные и беженцы Первой мировой войны, постреволюционные эмигранты, невозвращенцы. Военной миссии и представителям Уполномоченного

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № б - 2019

31

• ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ

СНК СССР разрешалось проводить инспектирование репатриационных лагерей для граждан СССР, процедуру установления личности. Советские граждане, находившиеся в репатриационных лагерях, получили статус жертв войны. Инструкция от 12 февраля 1945 года утвердила равную оплату труда граждан СССР и французов за одинаковую работу, а также идентичную уголовную, административную и гражданскую юридическую ответственность, процессуальные правила. Вместе с тем административные структуры Франции отказали представителям Уполномоченного Совмина СССР в принуждении «бесподданных», эмигрантов постреволюционного времени и их нисходящей линии, невозвращенцев к репатриации при условии легитимности их проживания на территории Франции, подтверждённого документами на право постоянного жительства, выданными префектурами департаментов4. В проведении данной ограничительной линии в отношении советской репатриационной политики для вышеперечисленных категорий лиц, причисленных руководством СССР к советским гражданам, помогала Администрация Организации Объединённых Наций по оказанию чрезвычайной помощи и восстановлению (United Nations Relief and Rehabilitation Administration (UNRRA))5. UNRRA распространила свою юрисдикцию на многие лагеря репатриируемых, находившиеся на территории Германии, подконтрольной союзным войскам. «Бесподданные», «отказники», невозвращенцы, российские постреволюционные мигранты, не

заинтересованные в возвращении в СССР, стремились попасть под административный контроль Великобритании, где действовал принцип non refoulement (невысылки).

Ограничительные меры по репатриации «бесподданных», постреволюционных эмигрантов, невозвращенцев препятствовали возвращению государственных преступников — коллаборационистов, служивших в вооружённых силах Третьего рейха, Русской освободительной армии Комитета освобождения народов России, организованной штабом войск СС. Граждане СССР, имевшие в СССР родственников, побеседовав со специалистами представительства Управления Уполномоченного СНК (Совмина) СССР по делам репатриации граждан СССР на территории Западной Европы, соглашались возвратиться на родину. Следует отметить, что тактика убеждения была эффективна применительно к интеллигенции и высококвалифицированным специалистам.

С другой стороны, опасения быть подвергнутыми репрессиям на родине были довольно распространены, и невозвращенцы, постреволюционные эмигранты, имевшие квартиры, дома, самоорганизовывались для противодействия репатриации, контроля проезда к своим домам, предупреждения проникновения в места их компактного проживания незнакомых людей, чтобы в случае опасности принудительной репатриации покинуть своевременно дома и квартиры. В случае встречи с офицерами репатриационной службы или Военной миссии

Групповая фотография заключённых граждан Великобритании, Австралии, Новой Зеландии в лагере Stalag XVIIIA

1943 г.

3Z

они имитировали гражданство других государств. Репатриационные структуры СССР практиковали и метод внезапности в проведении репатриационных процедур.

Несмотря на создание по инициативе Военной миссии СССР совместной с командованием США комиссии по установлению подданства, невозвращенцы и другие категории лиц, не заинтересованные в возвращении в СССР, скрывались в лесополосах, возвращаясь в расположение лагерей до выезда представителей советских репатриационных или военных структур. Создавались комитеты противников возвращения в СССР, которые направляли ходатайства военному командованию армейских частей США на территории Германии о прекращении работы совместной комиссии6. Советскому командованию военная администрация частей США передавала только военных преступников, служивших в СС и других фашистских институтах. Аналогичную позицию заняло армейское командование Великобритании.

В то же время с иМЯРА были связаны национальные организации и объединения эмигрантов, которые могут трактоваться какдиаспораль-ные институты. Такие организации осуществляли консульские услуги, оформляли паспортно-визовые документы. К данным диаспоральным институтам можно отнести «Русский эмигрантский комитет» (затем реорганизованный в «Частное бюро по русским вопросам в городе Мюнхене») под руководством С. Юрьева и белоэмигранта контр-адмирала К.В. Шевелёва7. В отчёте Управления уполномоченного СНК (Совмина) СССР организация была причислена к «антисоветским», дискредитирующим советскую репатриационную политику. Аналогичными по роду деятельности были: «Русский эмигрантский комитет» в Бад-Айблинге, «Русский эмигрантский комитет» в Некарсульме (руководитель экс-полковник царской армии Власик), «Православная русская община» (возглавлял белоэмигрант Л. Ма-чировский), «Белорусский комитет» (организатор Л. Вишницкий)8, «Организация по руководству лагерями для бесподданных» (поселение Менхенгоф)9, «Объединённый Прибалтийский комитет» (бюро в оккупационной зоне Великобритании в г. Ханау объединяло все прибалтийские организации в Германии), «Центральный совет литовских эмигрантов» в Мюнхене (лидер профессор К. Кундзин)10, «Литовский на-

№ 6 - 2019 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

М.Л. ГАЛАС. Инструмент «мягкой силы» в реализации... •

а

циональный комитет» в Ханау11, «Литовский национальный комитет» под руководством инженера Карушаса, агентов гестапо Киранки, Суцкаса, Петролиса, «Украинский национальный центр» в Ганновере12, «Трудовая христианская церковная община» в Мюнхене, «Центральный комитет литовцев» в Детмольде13.

Н. Гринупсом в Любеке издавалась газета UNRRA, главным редактором которой был Ю. Вайварс. В Кёльне издавался журнал «Рабочее утро», пропагандистские статьи сотрудников UNRRA публиковались в бюллетене «Табору им. М. Лисенко». Периодические издания UNRRA публиковались на английском, польском, латышском, литовском, эстонском, украинском языках14.

В лагерях UNRRA к советским гражданам и причисленным к ним лицам, выражавшим интерес к возвращению на родину, а также к сомневавшимся в массовости репрессий против репатриированных на территории СССР, относились нетерпимо и предлагали оставить лагерь, применяли карательные меры, конфисковывали личное имущество. Во исполнение распоряжения директора UNRRA к лицам, направлявшимся в Военную миссию СССР, репатриационные службы применяли задержания, обыски, досмотры.

Однако репатриационная политика СССР проводилась последовательно в интересах национальной безопасности. Статистика Управления Уполномоченного СНК (Совмина) СССР по делам репатриации15 показывает, что на 1 марта 1946 года насчитывалось 4 199 488 внешних репатриантов, из которых 56 проц. поступили из зон действия союзников, включая Швейцарию, и 44 проц.

— из зон действия Красной армии за границей. По национальному составу соотношение репатриированных с общей их численностью было следующим: русских — 36,75 проц., украинцев — 37,16, белорусов

— 11,72, литовцев — 1,14, латышей

— 0,8, эстонцев — 0,34, молдаван

— 0,82, поляков —1,2, карел — 0,08, финнов — 0,1, ингерманландцев — 0,97 проц. и т.д.

На 1 декабря 1946 года всего были зарегистрированы 5 715 162 репатрианта. Из общего числа репатриированных 62,73 проц. были направлены по месту жительства. Однако эти статистические данные расходятся с отчётными данными Управления,составленными в 1952 году — с учётом фактического въезда репатриантов на территорию

страны (с 1944 по 1952 г. включительно), смертности от болезней, ранений, истощения и прочих причин, гибели репатриантов по пути следования, в рядах Красной армии, а также с учётом бегства перемещавшихся лиц, сокрытия в лагерях союзных государств, освобождения от принудительной репатриации по различным правовым основаниям и в результате вмешательства международных организаций и т.п.16

Массовая репатриация завершилась уже в первой половине 1946 года. После этого репатрианты прибывали в СССР небольшими семейными группами. Наибольшее сосредоточение невозвращенцев, «бесподанных», постреволюционных эмигрантов и их нисходящих и прочих лиц на 1 января 1952 года наблюдалось в Великобритании (22,15 проц.), ФРГ (18,78 проц.), Австралии (11,14 проц.), Канаде (8,59 проц.), США (7,82 проц.), Швеции (6,12 проц.), Франции (4,36 проц.), в западных зонах Австрии (4,18 проц.), Бельгии (3,26 проц.). Возврат в СССР лиц, подлежавших репатриации с территории Германии, составлял 74,86 проц. от общего числа репатриированных в СССР к 1952 году.

Процесс репатриации в СССР активизировал применение инструмента «мягкой силы» для защиты интересов «бесподданных» и других групп, не выразивших интереса к репатриации в СССР. Деятельность организаций диаспоральных институтов отразилась в решениях ООН. Опыт институирования репатриаци-онной политики во взаимодействии и пересечении геополитических интересов СССР и государств Запада нашёл отклик в Женевских конвенциях по гуманитарному международному праву, принятых 12 сентября 1949 года17.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Галас М.Л. «Чужие среди своих»... Репатриационная политика России (СССР) в 1920-1940-е гг. М.: 2011. С. 283-287.

2 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 9526. Оп. 1. Д. 4. Л. 30-36.

3 Ордонанс от 2 ноября 1945 г. № 45-2658 «О въезде и пребывании иностранцев». Декрет от 18 марта 1946 г. № 46-448. Декрет от 31 декабря 1947 г. № 47-2410.

4 ГА РФ. Ф. 9526 сч. Оп. 6. Д. 241. Л. 234237.

5 Организация создана в 1943 г. в целях помощи восстановлению территорий, освобождённых от оккупации государств оси Берлин — Рим — Токио. 1ЖЛКА объединила 52 государства, которые вноси-

ли в уставный фонд организации 2 проц. от национального дохода. Организация проводила деятельность по обеспечению пострадавших от военных действий стран продовольствием, медикаментами, занималась восстановлением коммунальной инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности. Благодаря деятельности 1ЖМ1А примерно 7 млн вынужденно перемещённых, беженцев, пленных и пр. удалось возвратиться в страны происхождения.

6 ГА РФ. Ф. 9526. Оп. 1. Д. 200. Л. 347352.

7 Награждён Георгиевским и Аннинским оружием за доблесть, проявленную при выполнении боевых операций в исключительно тяжёлых условиях. Во время Гражданской войны сражался в Сибири в войсках А.В. Колчака.

8 Предлагал выход Белоруссии из состава СССР и создание нового самостоятельного демократического государства.

9 Возглавлял эмигрант Болдырев, которому активно помогал в числе других эмигрантов Е.И. Арбенин, действовавший под именем Е. Горина, скрывший факт своего руководства военно-юридическим отделом штаба РОА.

10 Организация издавала и распространяла в лагерях ТЖЯЯА18 газет на литовском языке. Ратовала за выход Литовской Республики из состава СССР.

11В комитете активно действовал генерал Повилас Плехавичус, бывший полковник царской армии, бывший глава немецкой оккупационной администрации генерального округа Литва генерал Пятрас Кубе-люнас. Кубелюнас инициировал формирование литовской национальной армии, с марта 1942 по июль 1944 г. возглавлял «доверительный совет» — оккупационную администрацию генерального округа Литва (рейхскомиссариат «Остланд»). В 1945 г. был вывезен советскими спецслужбами из английской зоны, казнён в Москве в 1946 г.

12 Под руководством центра действовала организация «Украинский областной комитет» («Священное общество») в Ауг-сбурге.

13 Бывший заместитель литовско-фашистского представителя в Германии и Литве Дымша оформлял заграничные паспорта лицам, причисленным к «бесподданным».

14 ГА РФ. Ф. 9526 сч. Оп. 6. Д. 241. Л. 216-219.

15 Там же. Ф. 9526. Оп. 3. Д. 53. Л. 175; Оп. 4а. Д. 1.Л. 62, 70, 223.

16 Там же. Ф. 9479. Оп. 1. Д. 614. Л. 178, 179; Д. 642. Л. 16; Д. 643. Л. 3.

17 Конвенция о защите гражданского населения во время войны, принята 12 августа 1949 г. Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 г. // Интернет-ресурс: Организация Объединённых Наций (официальный сайт): http://www.un.oig (дата обращения: 25 апреля 2010 г.). ■

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финуни-верситета.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № б - 2019

зз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.