Научная статья на тему 'Инструмент инновационного развития инженерного образования в России'

Инструмент инновационного развития инженерного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструмент инновационного развития инженерного образования в России»

В. ЖУРАКОВСКИЙ, академик РАО, член Международного мониторингового комитета Ю№

Центральное место в национальных образовательных системах занимает высшая инженерная школа, выполняющая функции источника новых технических знаний и подготовки качественных кадровых ресурсов - необходимых факторов инновационного развития общества. Инженерные вузы играют все более заметную роль в разработке современных наукоёмких технологий и выполнении научно обоснованных технических проектов, в формировании национальных инновационных систем.

Правительством России утверждены «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации» (2004 г.), в числе которых повышение качества профессионального образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования. Для достижения этих целей сформирован комплекс мероприятий, конкретизировавший задачи по совершенствованию содержания и тех-

Инструмент

инновационного развития инженерного образования в России

нологий образования, структуры образовательной системы, организационно-финансовых механизмов и законодательной базы сферы образования, а также по укреплению связей образования, науки, производства и рынка труда.

При характеристике современного этапа модернизации высшей школы России в целом правомерно считать его самым радикальным в новейшей истории российского высшего образования. Даже революция 1917 г., существенно изменив социальный состав обучаемых и введя плановые начала в подготовку кадров, в основном сохранила концептуальные основы учебного процесса, эволюционировавшего в соответствии с развитием науки и технологий в ХХ в. Современная ситуация постиндустриального общества требует, во-первых, системных преобразований педагогической парадигмы, во-вторых, кардинального повышения роли вузов как центров инновационной активности в формирующейся глобальной экономике знаний.

Уникальным для современной России проявлением государственного воздействия на сферу высшего образования является реализуемый в 2006-2009 гг. приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого апробируется модель создания региональных учебно-научно-инновационных комплексов и осуществляется государственная поддержка университетов, активно внедряющих инновационные образовательные программы. По результатам открытого конкурса в 2006 и 2007 гг. отобраны 57 таких вузов. Они относительно равномерно распределены по всей территории России.

Задачами приоритетного проекта являются:

• поддержка центров инновационной активности на базе вузов-лидеров (институциональное развитие);

• совершенствование образовательных программ и технологий (педагогические инновации);

• усиление взаимодействия между ведущими вузами и сектором реальной экономики (повышение роли вузов в инновационном развитии страны, регионов, отраслей);

• развитие сетевого взаимодействия между лидирующими вузами и сферой науки (формирование сектора исследовательских университетов);

• поддержка взаимодействия вузов-лидеров с другими региональными/профильными вузами (развитие инженерной высшей школы России).

Общий объём финансового обеспечения проекта составляет 38,5 млрд. рублей, причем 8% от этой суммы предусмотрено выделить на решение задач, связанных с повышением квалификации профессорско-преподавательских кадров вузов. Сроквы-полнения каждой программы - 2 года, объём государственной поддержки составляет до 1 млрд. рублей.

Анализ инновационных образовательных программ показывает, что выбранные вузами направления инновационных преобразований в основном соответствуют как

мировым и европейским тенденциям, так и приоритетным направлениям развития стратегически важных отраслей регионов России, системы высшего образования, науки, технологий и техники.

Таким образом, в инновационных образовательных программах вузов-победителей отражена:

■ региональная направленность (укрепление конкурентоспособности эк-склавного региона России - Российский государственный университет им. И. Канта; подготовка кадров для науки и высокотехнологичных производств СевероЗападного региона России - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; создание центров инновационного развития Северо-Востока России - Якутский государственный университет; повышение эффективности природопользования в условиях интенсивного освоения ресурсов Западной Сибири

- Тюменский государственный университет; формирование научно-образовательного транспортного комплекса на Дальнем Востоке России - Дальневосточный государственный университет путей сообщения; открытие центра инновационного терминала России в АТР - Дальневосточный государственный технический университет; организация научно-образовательных центров для базовых отраслей промышленности Уральского региона -Уральский государственный технический университет);

■ отраслевая направленность (реализация транспортной стратегии России

- Московский государственный университет путей сообщения; развитие ядерной науки и промышленности - Московский инженерно-физический институт; разработка высоких технологий в области новых материалов, мехатроники, автоматизации, информационных технологий -Новосибирский государственный технический университет, Московский государственный институт электронной техники, Нижегородский государственный универ-

ситет им. Лобачевского; внедрение информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации сложных технических объектов - Уфимский государственный авиационный технический университет, Ставропольский государственный аграрный университет; информационные и оптические технологии -Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики; создание и использование информационных технологий в машиностроении - Казанский государственный технический университет им. Туполева; разработка инновационных технологий в животноводстве - Орловский государственный аграрный университет; создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности в области строительства -Московский государственный строительный университет; энерго- и ресурсосберегающие технологии - Южно-Уральский государственный университет; биотехнология, аэробиология, общая и промышленная микробиология - Вятский государственный университет);

■ направленность на формирование профессиональных компетенций (формирование профессиональных компетенций на базе учебно-исследовательского комплекса - Московский энергетический институт (ТУ), Московский государственный институт стали и сплавов (ТУ); формирование профессиональных компетенций на базе многопрофильного технического университета - Пермский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет; образовательные программы на базе регионального технопарка - Владимирский государственный университет; развитие профессиональных компетенций в виртуальной среде профессиональной деятельности - Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Пермский государственный университет; подготовка элитных специалистов и целевая подготовка по приоритетным направле-

ниям - Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Московский государственный технический университет им. Баумана, Томский государственный университет, Московский физико-технический институт (ТУ), Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Плеханова; образовательные программы и технологии на базе партнерства - Новосибирский государственный университет, Уральский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет).

Наряду с безусловно актуальным для всех вузов решением проблемы коренной модернизации материально-технической базы, практически все инновационные программы предусматривают развитие гибкой уровневой подготовки с использованием модульного построения образовательных программ, системы зачётных единиц (кредитов), эффективных методов менеджмента качества, активных технологий обучения в условиях интенсивно развивающейся современной информационной среды. Важными критериями инновационности новых и модернизируемых образовательных программ является их ориентация на приоритетные направления развития науки, техники и технологий, обеспечение их соответствия реальным потребностям рынка труда (массовая и элитная подготовка, профессиональная аккредитация образовательных программ и др.).

Важнейшей задачей современного этапа модернизации отечественного высшего образования является совершенствование содержания профессиональных образовательных программ с целью отражения в них как современных, так и перспективных требований к компетенциям специалистов в конкретных, но достаточно широких областях профессиональной деятельности. Инновационные научно-методические решения, полученные вузами в рамках приоритетного национального проекта, уже нахо-

дят своё воплощение в государственных образовательных стандартах нового поколения, и это является системным результатом национального проекта.

Мероприятия, проводимые всеми вузами - участниками проекта, направлены на комплексную модернизацию содержания образования, методик, технологии и организации учебного процесса. Инновационные преобразования в учебно-методических комплексах заключаются в модульном построении основных и дополнительных образовательных программ, методах формирования и методиках оценки компетент-ностей обучаемых, а также в корректировке содержания теоретической и практической подготовки в соответствии с перспективными потребностями реального сектора экономики. Они предусматривают: двухуровневую структуру подготовки; использование новых образовательных технологий, включая информационно-компьютерные; наличие научной составляющей в обучении; новую организацию учебного процесса; создание стратегического партнерства; развитие эффективной инфраструктуры; формирование современной системы подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров.

Важнейшим результатом совершенствования образовательных программ является разработка, методическое и материально-техническое обеспечение новых специализаций и магистерских программ в рамках существующих направлений и специальностей. Примечательно, что такие программы являются результатом совместной работы со стратегическими партнёрами в профильных отраслях промышленности.

К примеру, заслуживают внимания разрабатываемые в соответствии с потребностями наукоёмкого инженерного бизнеса новые образовательные программы МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению «Организация и управление наукоёмким производством» и по специальности «Менеджмент высоких технологий », а также МФТИ -«Наукоёмкие технологии и экономика инноваций », которые являются результатом совместной работы с институтами РАН и научно-производственными структурами в сферах микроэлектроники, радиотехники, авиации, космической техники, в наукоёмких секторах оборонно-промышленного комплекса. С опорой на новейшие достижения в сфере прикладного использования информационно-коммуникационных технологий разработаны и реализуются новые практикоориентированные специализации. К ним относятся, к примеру, следующие: «Компьютерные технологии проектирования, конструирования и производства авиационных изделий» (СамГАУ); «Современные информационные технологии для исследования живых систем» и «Системное и прикладное программирование для многоядерных компьютерных систем» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского). Реализация подобных программ предусматривает широкую межотраслевую мобильность в форме стажировок преподавателей в фирмах-партнё-

рах, привлечения практиков к проведению учебного процесса, длительных практик студентов. К настоящему моменту уже более 36 тыс. человек профессорско-преподавательского состава (ППС) (из них более 9 тыс. - преподаватели моложе 30 лет) и административно-управленческого аппарата инновационных вузов, финансируемых в рамках национального проекта «Образование», приняли участие в различных программах повышения квалификации. Наряду с вовлечением персонала и студентов в реальную инженерную деятельность, достаточно широко практикуется комплекс специальных мероприятий, направленных на формирование и повышение уровня компетенций в сфере предметно-ориентированного инновационного менеджмента.

К числу значимых результатов следует отнести методические, программные и организационные решения в области использования информационно-коммуникационных технологий. В рамках всех инновационных программ решается задача формирования качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды, необходимой для подготовки специалистов с высоким уровнем информационно-коммуникационной компетентности, а также для осуществления необходимых преобразований в информационном обеспечении учебной и исследовательской работы, в управлении учебно-научно-инновационными комплексами, в осуществлении связи с отечественным и мировым информационным образовательным пространством. Реальным инновационным результатом выполнения всей совокупности проектов является создание широкого спектра цифровых образовательных ресурсов и обеспечение свободного доступа к ним.

Ориентация инновационных образовательных программ технических университетов на научное и кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники обусловила включение в комплекс решаемых задач выполнение образовательных проектов или специальных

мероприятий по целенаправленномуформи-рованию у выпускников, а также у персонала вузов и бизнес-партнёров базовых знаний по инновационному менеджменту в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоёмкой продукции, маркетинга и коммерциализации результатов разработок. Наиболее системно эта работа проводится вузами, инновационные программы которых в качестве самостоятельных задач предусматривают методическое, научное и организационное обеспечение подготовки инновационныхменеджеров путём реализации специализированных основных и дополнительных образовательных программ (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МИЭТ, ТУСУР, ЛЭТИ, ННГУ, ТПУ), а также новых учебных курсов по тематике инновационной деятельности.

Кроме собственно образовательных инноваций значимыми результатами вузовских проектов являются преобразования в научно-технологической сфере, позволяющие существенно повысить уровень вовлеченности научно-педагогического персонала и студентов в инновационную деятельность, обеспечить актуализацию подготовки на основе интеграции обучения, научных исследований и реальной профессиональной практики. В рамках приоритетного проекта осуществлена существенная трансформация институциональной структуры вузов-участников, формируются элементы инновационной инфраструктуры с участием региональных органов власти и стратегических бизнес-партнёров. Создаваемая материально-техническая и технологическая база инновационных подразделений в значительной степени формируется на условиях частно-государственного партнёрства и имеет, как правило, «двойное назначение »: учебный процесс и научно-инновационные разработки рыночного характера. Большое значение имеет эффективное распространение лучших практик, используемых вузами - участниками проекта, для повышения своей инновационной активности и инвестиционной привлекательности

(центры компетенций, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры, учебно-научные полигоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, механизмы частно-государственного партнёрства, взаимодействие с технико-внедренческими зонами и др.).

В числе системных результатов уже выполненных этапов приоритетного национального проекта «Образование» можно назвать следующие.

V Создана основа распределенной системы подготовки кадров по нанотехноло-гиям и наноматериалам на базе ведущих российских вузов, подготовлено ее кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение.

V Получены уникальные возможности для проведения высокопроизводительных вычислений любой сложности с использованием суперкомпьютеров (Москва, Томск, Нижний Новгород и др.) в условиях развития межвузовского взаимодействия.

V Сформирована и апробирована научно-методическая база подготовки «инновационных менеджеров» (МФТИ, МИЭТ, МГТУ, ТУСУР, ТГУ, СГАУ, ННГУ и др.).

V Проведена коренная модернизация материально-технической базы обучения и исследований с формированием возможностей широкого доступа к уникальному учебно-исследовательскому оборудованию.

Какпоказывает российский и международный опыт, эффективность масштабных проектов в образовательной и научной сферах, в том числе связанных с инвестированием и обновлением материально-технической базы, может быть в полной мере оценена только через 3-5 лет после начала проекта. Сейчас, по истечении почти трёх лет с начала реализации приоритетного национального проекта, и для его участников, и для академической общественности стала очевидной плодотворность идеи и эффективность её практической реализации. Подведение окончательных итогов проекта потребует в дальнейшем серьёзной аналити-

ческой работы, причём оценка его эффективности должна учитывать проявление результатов в различные сроки и базироваться на регулярном постпроектном мониторинге. Для этого предусмотрено выполнение специального социологического исследования, которое позволит дать комплексную оценку эффективности выполненных проектов с точки зрения всех заинтересованных сторон в широком социально-экономическом контексте деятельности вузов.

Вузовское сообщество и его партнёры в промышленности справедливо озабочены проблемой устойчивого развития этой масштабной образовательной инновации. Безусловной гарантией стабильности результатов приоритетного национального проекта послужит сформированная в результате его выполнения инвестиционная привлекательность вузов для их стратегических партнёров, обусловленная заинтересованностью в высококвалифицированных кадрах и актуальных научно-технологических разработках. Вместе с тем решающее значение имеет и реализация системных мер по дальнейшему развитию и распространению инновационных практик в высшей инженерной школе страны.

Значение приоритетного национального проекта «Образование» для развития инженерного образования в России состоит в том, что в его рамках осуществляются:

• стратегический подход к реализации приоритетов развития высшего технического образования (концентрация средств и совмещение институциональных интересов с государственными задачами);

• новый механизм финансирования вузов (фининсирование программ, а не институтов), который может быть использован под любые задачи (содержательные, институциональные, инфраструктурные);

• преобразования в системе ВПО на основе механизма структурного реформирования (выявление лидеров, «исследовательские университеты», интеграционные процессы);

• государственное стимулирование развития принципов проектного менеджмента в вузах;

• интеграция с научной сферой и частно-государственное партнерство с наукоемким бизнесом.

Дальнейшее развитие приоритетного национального проекта «Образование» будет происходить на основе следующих принципов:

^ опора на сильных: продолжение государственной поддержки программ, направленных на развитие инновационного потенциала вузов или их подразделений;

^ поддержка межвузовского взаимодействия и партнерства с наукой и реальным бизнесом (совместная научная и образовательная деятельность, выход на российский и глобальный рынки);

^ развитие полученных результатов в увязке с программами отраслевого и регионального развития.

Реализация этих принципов будет осуществляться при соблюдении таких обязательных условий, как конкурсность, проектный подход, нацеленность на получение измеримых результатов, достаточный объем ресурсной поддержки, частно-государственное партнерство и софинансиро-вание бизнес-проектов.

Одним из источников ресурсной поддержки инновационных проектов отраслевого масштаба является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). Присущая приоритетному национальному проекту сосредоточенность вузов-участников на внутренних инновационных преобразованиях дополняется здесь специальными мероприятиями по распространению

достигнутых результатов и организации межвузовского взаимодействия. Примером такого подхода служит выполняемый с 2007 г. в рамках ФЦПРО проект «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования России». В ходе его выполнения инженерные вузы - участники приоритетного национального проекта обобщают опыт своей работы по созданию и методическому обеспечению современных образовательных многоуровневых программ по широким профессиональным областям (металлургия и материаловедение, авиастроение и космическая техника, электроника, машиностроение, химическая технология, энергетика и энергосбережение), а также организуют широкое взаимодействие с родственными вузами и работодателями.

Поддержка и развитие научных исследований и инновационной инфраструктуры, созданной инженерными вузами и эффективно функционирующей в масштабе регионов или конкретных отраслей, осуществляется также в рамках таких федеральных целевых программ, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная технологическая база», «Научные и научно-педагогические кадры

инновационной России», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы». В частности, в последней программе инвестиции в объёме от 111,5 до 129,5 млн. рублей выделяются 32 высшим учебным заведениям, которые все являются участниками приоритетного национального проекта.

Отчётливо проявившаяся мобилизующая и стимулирующая роль приоритетного национального проекта явилась основа-

нием для дальнейшего использования принципа адресной государственной поддержки инновационных преобразований в системе высшей школы. С 2009 г. намечено продолжение государственной поддержки инновационной активности инженерных вузов, реализующих сетевые инновационные программы, направленные на создание инновационно-образовательных кластеров на основе интеграции образования, науки и рынка технологий.

В. ПРИХОДЬКО, ректор, чл.-корр. РАН А. СОЛОВЬЕВ, профессор Московский автомобильно -дорожный институт (ГТУ)

Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями

Международное общество по инженерной педагогике (Ю1Р) создано в 1972 г. [1], а первым российским вузом, начавшим сотрудничество с Ю1Р, стал в 1990 г. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет). В1995 г. был образован Российский мониторинговый комитет (РМК) Ю1Р, президентом которого с тех пор является профессор В.М. Приходько, а генеральным секретарем - профессор В.Б. Борисевич. В1998 г. ежегодный симпозиум Ю1Р по инженерной педагогике впервые проводился в России на базе МАДИ (ГТУ). В 2008 г. очередной 37-й симпозиум снова проводится у нас. Основное направление деятельности КГР - всевозможные аспекты совершенствования преподавания инженерных дисциплин, в том числе - подготовка преподавательских кадров [2]. Каково влияние Ю1Р на решение этой задачи в нашей стране?

Российская школа подготовки инженерно-педагогических кадров имеет давние традиции. Однако известные события 1990-х годов привели к возникновению многих серьезных про-

блем в отечественном высшем образовании. Вместе с тем демократические преобразования в стране, выход из международной изоляции вызвали необходимость интеграции российского образования в мировое образовательное пространство. В 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.