Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ'

ИНСТИТУТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / INSTITUTE OF LEGISLATION / СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ / INSURANCE FUNDS / ОТРАСЛЬ СТРАХОВАНИЯ / INSURANCE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апанасенко А.Е.

Актуальность статьи обусловлена тем, что страхование является необходимым элементом социально-экономической системы общества, поскольку обеспечивает финансовую защищенность имущественных и личных прав граждан в случае наступления непредвиденных обстоятельств, природных явлений или других событий, повлекших за собой убытки. Институт страхования является одним из основных приоритетных направлений социальной политики государства. Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также оперативности и эффективности его деятельности - это приоритетные задачи стратегии развития страховой деятельности в России. Целью автора стал анализ институтов законодательства в области страхования. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительно-правовой, исторический. В заключении сделан вывод о том, что институты законодательства в области страхования в достаточной мере сформированы, однако требуют совершенствование нормативно-правовых основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INSTITUTES OF LEGISLATION IN THE FIELD OF INSURANCE

The relevance of the article is due to the fact that insurance is an indispensable element of the social and economic system of society, depending on how it happens: in the event of unforeseen circumstances, natural phenomena or other events that entailed damages. The Insurance Institute is one of the main priority areas of the social policy of states. Increasing the stability, reliability of the insurance market infrastructure, as well as the efficiency and effectiveness of its activities are priority tasks of the strategy of development of insurance activity in Russia. The author's goal in writing the article was to analyze the institutes of legislation in the field of insurance. During the research, the author used the following methods: analysis, synthesis, comparative-legal, historical. In conclusion, the conclusion was drawn that the institutes of legislation in the field of insurance are sufficiently formed, but it requires the improvement of the regulatory and legal framework.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ»

32. Финансовое право: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С.В. Запольский. — М.: Контракт : Волтерс Клувер, 2011. — 792 с.

33. Финансовое право России: учебник (Ю.А. Крохина) — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 720 с.

34. Финансовое право: Конспекты лекций и схемы: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2002. — 224 с.

А.Е. Апанасенко, A.E. Apanasenko,

ассистент кафедры Assistant Department of Administrative and

административного и финансового Financial Law North-Caucasian Federal

права Северо-Кавказского федерального University

университета

Институты законодательства в области страхования

Аннотация: актуальность статьи обусловлена тем, что страхование является необходимым элементом социально-экономической системы общества, поскольку обеспечивает финансовую защищенность имущественных и личных прав граждан в случае наступления непредвиденных Т. обстоятельств, природных явлений или других событий, повлекших за собой убытки. Институт s страхования является одним из основных приоритетных направлений социальной политики государства. Повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, а также к оперативности и эффективности его деятельности — это приоритетные задачи стратегии раз-оз вития страховой деятельности в России.

§ Целью автора стал анализ институтов законодательства в области страхования. При

gj проведении исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительно-^ правовой, исторический. В заключении сделан вывод о том, что институты законодательства s в области страхования в достаточной мере сформированы, однако требуют совершенствования < нормативно-правовых основ.

s Ключевые слова: страхование, институт законодательства, страховые фонды, отрасль

страхования.

J3

оо

Formation of institutes of legislation

< in the field of insurance

Abstract: the relevance of the article is due to the fact that insurance is an indispensable element of the social and economic system of society, depending on how it happens: in the event of unforeseen circumstances, natural phenomena or other events that entailed damages. The Insurance Institute is one of the main priority areas of the social policy of states. Increasing the stability, reliability of the insurance 90 market infrastructure, as well as the efficiency and effectiveness of its activities are priority tasks of the

- strategy of development of insurance activity in Russia.

The author's goal in writing the article was to analyze the institutes of legislation in the field of insurance. During the research, the author used the following methods: analysis, synthesis, comparative-O legal, historical. In conclusion, the conclusion was drawn that the institutes of legislation in the field of N insurance are sufficiently formed, but it requires the improvement of the regulatory and legal framework. OJ Keywords: insurance, institute of legislation, insurance funds, insurance industry.

В современных условиях российского финансового рынка наибольшую актуальность приобретают вопросы исторической, экономической и законодательной сущности страхования. Страхование выполняет важную

роль в развитии экономики страны, обеспечивает защитную функцию имущественных интересов граждан и юридических лиц, выступает в качестве центрального инструмента обеспечения государством гарантированных конституционных прав.

Однако вопрос о месте страхового права в системе российского права по-прежнему актуален и служит предметом оживленных дискуссий в среде ученых-правоведов.

Под страхованием следует понимать общественные отношения граждан и юридических лиц, именуемых как страхователь, с одной стороны, и страховых организаций, именуемых страховщиком, с другой, по защите имущественных интересов страхователей, возникающих при наступлении определенных событий за счет формируемых денежных фондов страховых организаций.

Страховая деятельность — это экономическое явление, входящее в группу перераспределительных отношений в общественном воспроизводстве, представляет собой совокупность мероприятий, непосредственно направленных на создание страхового фонда и на использование его средств для выплаты страхового возмещения (страхового обеспечения). Н

Страхование реализует свою экономическую деятельность через ряд | функций: распределительную, рисковую, предупредительную, сберегатель- т ную, контрольную, кредитную и инвестиционную. 3

Являясь наиболее устойчивой формой финансово-хозяйственной жизни О общества, страхование своими корнями уходит в историю. Еще в глубокой о древности прослеживались простейшие формы взаимного страхования. Так, е кочевники Древнего Востока, занимавшиеся скотоводством и караванной С торговлей, в случае падежа животного совместно возмещали убытки чле- а нам своего племени. В УШ—У1 вв. до н.э. греческие купцы, участвовав- ш шие в торговых экспедициях в период активного колониального освоения б Средиземноморья, были хорошо знакомы с механизмом раскладки платы за С ущерб от кораблекрушений на всех участников экспедиции. *

Зародившись в форме взаимопомощи, страхование постепенно преврати- р лось в способ накопления и перераспределения общественных средств для | социального обеспечения части населения, утратившей трудоспособность 8 [5]. С развитием страхования развивалась и его нормативная база, которая я постепенно сформировалась в институт законодательства, в котором присутствуют акты нескольких отраслей права. д^

Принято считать, что большая часть отношений в области страхования -

охватывается сферой гражданского права. При этом следует сказать о том, что страхование является комплексным правовым институтом, включающим в ¡^ себя нормы различных отраслей права. Разнообразие и сложность участников ^ правоотношений в сфере страхования обусловили необходимость их право- | вого регулирования нормами различных отраслей права: конституционного, ^ гражданского, финансового, административного. |

Высший нормативно-правовой акт, регулирующий все сферы право- ° отношений в России, — Конституция РФ. Согласно ст. 71 и 72 Основного Закона, к ведению Российской Федерации относится становление основ

федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, а также социальная защита и социальное обеспечение [1].

Поскольку страховое дело относится к государственному, социальному, экономическому сегменту правоотношений, можно говорить о том, что правовые акты отрасли конституционного права являются регулятором отношений по страхованию.

В гл. 2 Конституции РФ, устанавливающей основы прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их реализации, упоминается о необходимости применения обязательного социального и медицинского страхования для граждан Российской Федерации в целях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей, предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Поощряются также добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Как уже отмечалось, страховое законодательство в целом представля-^ ет собой совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы д. гражданского, финансового, административного и других отраслей права.

В настоящее время в России сложилась трехступенчатая система правового § регулирования страхового дела. Более того, данная система также присуща 2: и ряду развитых европейских стран.

Классификация актов правового регулирования страхового дела, по на-< шему мнению, может быть проведена по характеру общественных отношений, ^ на которые направлено действие соответствующего закона или подзаконного ^ акта, при этом юридическая сила самого акта будет вторична. о Первую ступень правового регулирования занимают кодифицирование ные правовые акты, к которым можно отнести Гражданский кодекс РФ, т Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ. ш Гражданский кодекс регулирует основные положения организации страхового дела. Понятия «физические лица» и «юридические лица», которые являются участниками страховых правоотношений, определены в части д2 первой Гражданского кодекса РФ.

— Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержащие основы обязательственного права, которые также являются частью страховых правоотношений, регулируются нормами граж-° данского права. Так, в гл. 48 второй части Гражданского кодекса содержатся нормы регулирования общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования, а также раскрыта классификация страхования [3].

В классификации страхования вся совокупность страховых отношений поделена на взаимосвязанные звенья, находящиеся между собой в иерархической соподчиненности [4]. Гражданское законодательство выделяет две родовые группы классификации. Одна базируется на содержательной стороне

оо

сч

страхового предпринимательства, другая — на формах, при помощи которых реализуется содержание.

Классификация по своему содержанию определена двумя отраслями страхования: личным и имущественным. Имущественное страхование — это отношения, направленные на защиту в соответствии с законом имущественных прав страхователей. Отношения по имущественному страхованию возникают вследствие наступления предусмотренного в договоре события (страхового случая). Убытки, причиненные вследствие этого события, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя выплачиваются страховой организацией в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) за счет страховых фондов [2].

Объектами имущественного страхования являются такие имущественные интересы, как риск гибели, недостачи или повреждения конкретного имущества, риск убытков от предпринимательской деятельности вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения предполагаемых доходов, Н именуемый предпринимательским риском, риск ответственности по обя- | зательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью т или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, — риск 3 ответственности по договорам, или риск гражданской ответственности. О Различие объектов страхования на основе содержательного критерия о подразделяется на отрасли, подотрасли и виды страхования. е

На второй ступени правового регулирования страхования в России на- С ходятся специальные нормативно-правовые акты, непосредственно регули- а рующие страховое дело, но посвященные общим вопросам его реализации. ш Основными из них являются Федеральные законы: от 27 ноября 1992 г. б № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», С от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании * в Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном р социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профес- | сиональных заболеваний», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязатель- н ном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и § в связи с материнством», от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от 16 июля 1999 г. 93 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 25 апреля — 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др. ¡^ Указанные акты прежде всего регулируют правовые отношения: ^

- между лицами, осуществляющими отдельные виды страховой | деятельности; 8

- по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела; |

- иные отношения, связанные с организацией страхового дела. ° Поскольку целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев, то отношения по поводу страхования регулируются иными федеральными законами, подзаконными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, которые также являются составной частью страхового законодательства и относятся к источникам страхового права.

Третью ступень правового регулирования страхования в России занимают акты подзаконного характера, которые посвящены отдельным вопросам организации и реализации страхового дела. Они имеют узкоспециальную сферу действия. К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты федеральных министерств.

В этой группе актов, по нашему мнению, нет актов законодательного характера.

Особенность российского законодательства, регулирующего общественные отношения в области страхования, состоит в том, что в правовых актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования, тогда как в актах третьей ступени содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности. ^ Следует упомянуть и про судебную практику, которая играет немало-д. важную роль в правовом регулировании страхования в России. Именно с помощью анализа судебной практики законодатель выявляет пробелы в за-§ конах и правовых актах, реализует стратегию развития страхования. 2 С точки зрения финансового права нормативно-правовые акты этой отрасли регулируют порядок контроля и надзора за деятельностью страховых < организаций, порядок формирования страховых фондов, финансирования ^ расходов на обязательное государственное страхование за счет средств фе-^ дерального бюджета.

о В целях модернизации системы страхования Правительством РФ была к утверждена Стратегия развития страховой деятельности в Российской т Федерации до 2020 года. В соответствии со Стратегией были разработаны ш мероприятия по повышению требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков, определены особенности проведения процедур банкротства и мер по предупреждению банкротства страховых организаций, д4 меры по восстановлению платежеспособности страховых организаций, обо— значены процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования.

Данный акт необходимо рассматривать как программный, стратегический документ, несмотря на то, что он не может быть отнесен к какой-либо ступени правового регулирования страхового дела.

Кроме того, предполагается организовать систему внутреннего контроля и аудита страховщика с целью повышения эффективности управления рисками с учетом международной практики регулирования страховой деятельности, в том числе принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров [2].

оо ^

о

сч

гд

В целях осуществления мониторинга финансового состояния страховщиков планируется утвердить систематизированный перечень финансовых показателей (коэффициентов), которые будут использоваться как один из инструментов «дистанционного» надзора.

Нельзя оставить без внимания роль института административного права, регулирующего страховое дело путем государственного контроля и надзора за деятельностью страховщиков. Административное право как отрасль права объединяет в себе нормы, регулирующие властные отношения, одним из субъектов которых является государство в лице своих органов или должностных лиц. К числу таких отношений относятся отношения по лицензированию, возникающие между лицензирующим органом и субъектом лицензируемого вида деятельности. Поскольку деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, отношения между страховщиком и лицензирующим органом характеризуются юридическим неравенством сторон, решения последнего обязательны для других участников лицензионной процедуры [6].

В заключение сделаем вывод о том, что современное российское страховое законодательство представляет собой совокупность правовых норм, Н содержащихся в законодательных и подзаконных правовых актах различных | отраслей права, регулирующих страховое дело. Т

При этом в условиях динамично развивающегося финансового рынка 3 страхование, являясь социально-экономической категорией, нуждается в О совершенствовании нормативно-правовых основ, прежде всего Закона РФ от о 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской ^ Федерации». В частности, необходимо уточнить статус, права и обязанности С субъектов страхового дела, включая страховых посредников, обеспечить а защиту прав страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей. ш Кроме того, требуются дальнейшие научные исследования, направленные б на изучение страхового права, совершенствование законодательных и под- С законных правовых актов, регулирующих страховые отношения. *

Список литературы:

ю

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосовани- о

а

ем 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398. 95

2. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р «Об утверждении _

Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года»

// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 31, ст. 4255. ь

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. ^ № 14-ФЗ // Российская газета. — 1996. — № 23. а

4. Страхование: учеб. пособие / под ред. В.А. Щербакова, Е.В. Костяевой. — 4-е а изд. — М.: Проспект, 2016. — 267 с. ^

5. Страховое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности *

«Юриспруденция», «Финансы и кредит» / под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, ° А.Н. Кузбагарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2011. — 399 с.

6. Финансовое право Российской Федерации: учебник / под ред. М.В. Карасевой. - М., 2005. - 300 с.

М.М. Тазиева,

аспирантка кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского федерального

университета

M.M. Tazieva,

Graduate student of department of the administrative and financial law North-Caucasus Federal University murina.tazieva@mail.ru

Категория «информация» и ее режим в законодательстве Российской Федерации

Аннотация: в демократическом государстве гражданам на конституционном уровне должна быть предоставлена возможность получать информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Российской Федерации право граждан на доступ к информации о деятельности органов публичной власти основано на нормах Конституции РФ и актах конституционного законодательства. В этих законах определен правовой режим информации о деятельности органов публичной власти и порядок ее гражданского оборота. Установлены требования к порядку поиска, получения, распространения и хранения такой информации; права jE участников конституционно-правовых отношений, складывающихся по поводу доступа к информа-s ции о деятельности органов публичной власти; ответственность за нарушение правового режима ^ такой информации. При этом в России действует большое количество законодательных актов, к прямо или косвенно регулирующих оборот информации.

оз Ключевые слова: информация, права и свободы, право на доступ к информации, информационное

§ общество, информационные права, правовой режим информации. £

с Category "information" and its mode

< in the constitutional and legal legislation

s of the Russian Federation

О Abstract: In the democratic state at the constitutional level an opportunity to obtain information on activity of

public authorities and local governments has to be given to citizens. In the Russian Federation the right of citizens for access to information on activity of bodies of the public power it is based on standards of the Constitution of Russia and acts of the constitutional legislation. In these laws the legal regime of information on activity of m bodies of the public power and an order of her civil circulation is defined. Respectively, requirements to an order ûl of search, receiving, distribution and storage of such information are established; the rights of participants of the c constitutional legal relations developing concerning access to information on activity of bodies of the public power are established; the responsibility for violation of a legal regime of such information is established. At the same 96 time, in Russia a large number of acts directly or indirectly regulating information turn works.

__Keywords: information, rights and freedoms, right for access to information, information society,

information rights, legal regime of information.

СЧ

^ Информация всегда играла важную роль в жизни человека.

Невозможно переоценить ее значение на современном этапе развития общества. «Информация в истории развития цивилизации служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.