Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ'

ИНСТИТУТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / СТАРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INSTITUTE / OLD INDUSTRIAL REGION / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахмеева И.И., Лысенко А.Н.

Важное значение в процессе современного развития регионов имеет качество институционального управления. Особое значение при этом приобретает состояние институциональной среды в процессе технологического развития на уровне субъекта Российской Федерации. От показателей инновационного, промышленного и технологического развития в большой степени зависят перспективы состояния и развития региона. Особенно это касается старопромышленных регионов, к которым и относятся исследуемые субъекты нашей страны - Свердловская и Брянская области. Старопромышленные регионы хотя и демонстрируют тенденцию к спаду по многим показателям, однако обладают значительным потенциалом роста и развития, что доказывает актуальность их исследования и изучения возможности дальнейших перспектив существования. Несмотря на сходства в развитии рассматриваемых регионов, имеются и различия в уровне их инновационной активности, а также результативности перестройки на новые технологические уклады. Предполагается, что причина этого - различная степень институционализации инновационной и промышленной деятельности. В статье проанализированы формальные и неформальные институты технологического развития на региональном уровне, также предложено наиболее оптимальное их содержание. На основе полученной оценки результатов институционального управления технологическим развитием сделан вывод о его эффективности в Свердловской и Брянской областях. Также предложены рекомендации в целях совершенствования институтов технологического развития в рассматриваемых регионах. Результаты исследования могут служить основой для изучения институционального управления промышленным развитием на региональном уровне, а также для разработки механизмов и стратегий технологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Рахмеева И.И., Лысенко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTES OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF OLD INDUSTRIAL REGIONS

The quality of institutional management in the process of modern regional development is essential. Of particular importance is the state of the institutional environment in the process of technological development at the level of a subject of the Russian Federation. The prospects for the state and development of the region largely depend on the indicators of innovative, industrial and technological development. This is especially relevant for the old industrial regions, including those that have been chosen for our research - the Sverdlovskaya and Bryansk oblasts. Though they tend to decline by many indicators, the old industrial regions have a significant potential for growth and development, which makes a thorough study of their prospects all the more important. Despite the similarities in the development of the regions under consideration, there are also differences in the level of their innovation activity, as well as the effectiveness of restructuring to cope with new technological conditions. We assume that the reason for this is the difference in the degree of institutionalization of innovation and industrial activities. The article analyzes formal and informal institutions of technological development at the regional level, and suggests the most optimal content. The performed evaluation of institutional management of technological development permits to conclude that it is effective in the Sverdlovskaya and Bryansk oblasts. The article also offers recommendations for improving the institutions of technological development in the regions. The results obtained can serve as a basis for studying the institutional management of industrial development at the regional level, as well as for developing mechanisms and strategies for technological development.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ»

Б01: 10.15593/2224-9354/2020.4.13 УДК 330.341.1

И.И. Рахмеева, А.Н. Лысенко

ИНСТИТУТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ

Важное значение в процессе современного развития регионов имеет качество институционального управления. Особое значение при этом приобретает состояние институциональной среды в процессе технологического развития на уровне субъекта Российской Федерации. От показателей инновационного, промышленного и технологического развития в большой степени зависят перспективы состояния и развития региона. Особенно это касается старопромышленных регионов, к которым и относятся исследуемые субъекты нашей страны - Свердловская и Брянская области. Старопромышленные регионы хотя и демонстрируют тенденцию к спаду по многим показателям, однако обладают значительным потенциалом роста и развития, что доказывает актуальность их исследования и изучения возможности дальнейших перспектив существования.

Несмотря на сходства в развитии рассматриваемых регионов, имеются и различия в уровне их инновационной активности, а также результативности перестройки на новые технологические уклады. Предполагается, что причина этого - различная степень институционализации инновационной и промышленной деятельности.

В статье проанализированы формальные и неформальные институты технологического развития на региональном уровне, также предложено наиболее оптимальное их содержание. На основе полученной оценки результатов институционального управления технологическим развитием сделан вывод о его эффективности в Свердловской и Брянской областях. Также предложены рекомендации в целях совершенствования институтов технологического развития в рассматриваемых регионах.

Результаты исследования могут служить основой для изучения институционального управления промышленным развитием на региональном уровне, а также для разработки механизмов и стратегий технологического развития.

Ключевые слова: институт, старопромышленный регион, технологическое развитие, управление, региональная экономика, региональное развитие.

Необходимость ускоренного развития экономики Российской Федерации и ее регионов в интересах сокращения отставания в технологическом развитии с мировыми лидерами выводит на первый план поиск источников данного процесса.

Важным является учет уровня развития институциональной среды, которая способствует повышению результативности функционирования предприятий региона.

© Рахмеева И.И., Лысенко А.Н., 2020

Рахмеева Ирина Игоревна - канд. экон. наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: smartreg66@gmail.ru.

Лысенко Александра Николаевна - канд. экон. наук, доцент кафедры государственного управления, экономической и информационной безопасности ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет», e-mail: sasha14-09@mail.ru.

В качестве объектов исследования выбраны субъект Уральского федерального округа - Свердловская область и субъект Центрального федерального округа - Брянская область. Рассматриваемые субъекты имеют развитую промышленную базу, относятся к старопромышленным регионам, характеризуются многоотраслевым промышленным потенциалом.

В современных условиях сложились различные точки зрения по поводу отнесения региона к старопромышленному.

А.Г. Гранберг в своих работах рассматривал старопромышленные регионы как территории убыточные, потерявшие рынки сбыта [1, с. 12].

По мнению Л.А. Сахаровой, старопромышленный регион изменил свою структуру в процессе индустриального развития, экономика такого региона страдает от роста импорта, который вытесняет отечественную продукцию с низким уровнем конкурентоспособности [2, с. 24].

К.М. Глонти в ранних своих работах определял старопромышленные регионы как территории с невысоким технологическим уровнем промышленности, избытком производственных мощностей и устаревшим оборудованием и технологиями. Однако в более поздних работах исследователь утверждает, что данные регионы обладают потенциалом роста производства наукоемкой продукции путем инновационной трансформации производства [3, с. 29].

С.В. Литовченко [4, с. 148], A. Beer, S. Weller, T. Barnes, I. Onur, J. e Ratcliffe, D. Bailey, M. Sotarauta [5, с. 390] отмечают, что, несмотря на спад, старопромышленные регионы обладают значительным потенциалом для дальнейшего инновационного развития.

И.В. Злобин [6, с. 7] и А.П. Косинцев [7, с. 76] видят в старопромышленных регионах, в первую очередь, потенциал промышленности в реализации международной интеграции, осуществлении инвестиционных проектов.

На основе анализа публикаций Е.Г. Аминицы, В.П. Иваницкого, Э.В. Пе-шиной [8, с. 54], К.М. Глонти [3, с. 29], Б. Мюллера [9, с. 23] выделены проблемы и тенденции развития старопромышленных территорий:

• преимущественно устаревшие средства производства;

• низкий уровень наукоемкости производимой продукции;

• сбыт продукции промышленного производства преимущественно на местных рынках;

• слабая восприимчивость к инновациям;

• низкий уровень конкурентоспособности применяемых технологий;

• низкие показатели мобильности рабочей силы и т.д.

Б. Мюллер [9, с. 9] выделил три главных фактора развития старопромышленных регионов:

1) уязвимость к изменениям во внешних условиях (вследствие монопро-фильности экономической базы);

2) способность экономики адаптироваться к изменениям;

3) способность политико-административной системы поддержать структурную адаптацию.

Следует отметить, что авторами старопромышленный регион понимается как территория с многовековым промышленным «генетическим кодом», учитывая их высокий потенциал промышленного и инновационного развития.

При рассмотрении старопромышленных регионов большое значение имеет необходимость модернизации и инноваций в процессе их технологического развития. Данные проблемы прослеживаются в трудах российских и зарубежных ученых.

Данное понятие впервые встречается в теории социотехнических систем применительно к организации, стремящейся к достижению успеха. Для этого необходимо обеспечить единство социальной и технической составляющей.

О.Б. Казакова [10, с. 9] выделяет ключевые характеристики технологического развития на основе модели «тройной спирали», включающей следующие базисные элементы: наличие развитой научно-исследовательской платформы, диффузии технологий и кадров. При этом технологическое развитие рассматривается как процесс непрерывных технологических изменений, которые основаны на активизации инновационных процессов, привлечении в производственную деятельность результатов интеллектуального труда, что позволит выпускать высокотехнологичную продукцию, имеющую потребность на рынке.

Л.В. Стрелкова, С.С. Кабанов [11, с. 247] считают, что «технологическое развитие относится прежде всего к производственной деятельности, в то время как инновационное может быть связано и с организационными изменениями в непроизводственной сфере».

Е.В. Белякова, А.А. Белякова [12, с. 72] акцентируют внимание на стратегическом технологическом развитии, выделяя этапы его формирования, и считают, что без высокотехнологичной промышленности инновации не станут реальным товаром.

Ж.А. Ермакова [13, с. 63] также отмечает важность высокотехнологично -го уровня промышленности, понимая под технологической модернизацией процесс перевода общественного производства и, прежде всего, промышленного комплекса на высокотехнологичный уровень с целью достижения наибольшего технологического соответствия различных производственных звеньев максимально высокому уровню (определенной технологической однородности или нормальной технологической многоукладности).

Практическая значимость технологического развития подтверждается наличием на федеральном, региональном и местном уровнях стратегий, программ, проектов развития территорий и отраслей.

На примере Свердловской и Брянской областей рассмотрены институты технологического развития старопромышленного региона.

В целом исследуемые регионы обладают схожими неинституциональными факторами, влияющими на технологическое развитие [14, с. 18; 15, с. 394; 16, с. 17; 17, с. 8]:

• развитая промышленность, в том числе обрабатывающие производства;

• развитая научная база и система подготовки кадров для инженерной и производственной деятельности;

• развитый научно-технологический потенциал промышленности;

• развитая промышленная и инновационная инфраструктура (научные лаборатории, конструкторские подразделения, кластеры, технопарки и т.п.);

• востребованность производимой продукции на рынке;

• высокий уровень конкурентоспособности предприятий на рынке;

• внедрение передовых производственных технологий в производство, выпуск на их основе высокотехнологичной продукции;

• внедрение информационных и цифровых технологий на предприятиях;

• усложнение технологических задач;

• наличие интеграционных процессов в проведении исследований и разработок.

При этом авторы согласны с утверждением Дугласа Норта, трактующего инновации не как причину, а как сам рост [18, с. 2]. Таким образом, в случае выявления расхождений в траекториях технологического развития можно говорить о внутренних (институциональных) причинах такого явления.

В рамках исследования авторы рассматривают формальные и неформальные формы воздействия на технологическое развитие региона.

Формальный элемент институциональной среды технологического развития определяется нормативно-правовой базой, которая регулирует промышленное производство, научную и инновационную деятельность. Оптимальное содержание формальной составляющей институциональной среды технологического развития региона отражено в таблице.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Свердловской области институциональная среда представлена более качественно. Это также подтверждается более высокими позициями в рейтингах инновационного и промышленного развития Свердловского региона. Следовательно, связь между уровне технологического развития и качеством развития институциональной среды является прямой.

Несмотря на активность регионов в создании инновационного законодательства, в большинстве случаев в подобных документах речь идет о поддержке инновационной деятельности в целом, без выделения и уточнения специализации, видов инновационной деятельности, ключевых субъектов, учета специфики региона и оценки конечного результата инновационной деятельности [19, с. 101].

Оптимальное содержание формальной составляющей институциональной среды технологического развития региона

Элемент институциональной среды Свердловская область (год принятия действующего акта, количество изменений1) Брянская область (год принятия действующего акта, количество изменений1)

Технологическое (промышленное, инновационное) развитие как один из приоритетов стратегии социально-экономического развития региона + +

Концепция/стратегия технологического (промышленного, инновационного) развития региона + (2013, 0)2 (2019, 0)3

Перечень критических технологий с учетом специфики региона и ориентацией на технологии 5-го и 6-го технологических укладов + (2013, 0)4

Региональный закон о промышленной политике + (2015, 4)5 + (2015, 2)6

Региональный закон о науке, научно-технической и инновационной деятельности + (2001, 7)7 + (2006, 4)8

Региональный закон о поддержке малого предпринимательства + (2008, 17)9 + (2009, 2)10

Региональные акты о поддержке, в том числе финансовой, науки, научно-технической, промышленной и инновационной деятельности + (2010, 9)11

Региональная (государственная, комплексная, целевая) программа развития промышленности, науки, инновационной деятельности + (2013, 24) + (2018, 3)12

Региональные акты в сфере цифрови-зации региона +- +-

1 Количество изменений, внесенных в акт с момента принятия по окончании 2019 г.

2 Постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2013 № 646-ПП.

3 Постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 383-ПП.

4 Постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2013 № 646-ПП.

5 Закон Свердловской области от 23.11.2015 № 136-03.

6 Закон Брянской области от 10.08.2015 № 66-3.

7 Закон Свердловской области от 02.04.2001 № 33-03.

8 Закон Брянской области от 09.06.2006 № 39-3.

9 Закон Свердловской области от 04.02.2008 № 10-0З.

10 Закон Брянской области от 05.10.2009 № 80-З.

11 Закон Свердловской области от 15.07.2010 № 60-0З.

12 Постановление Правительства Брянской области от 27.12.2018 № 729-п.

Окончание таблицы

Элемент институциональной среды Свердловская область (год принятия действующего акта, количество изменений) Брянская область (год принятия действующего акта, количество изменений)

Нормативное закрепление подходов к повышению кооперации промышленных предприятий друг с другом, крупного и малого бизнеса, промышленности и науки + +-

Нормативное закрепление действия на территории региона специализированной формы технологической кооперации и развития (технологические платформы, кластеры, особые экономические зоны) +

Среди уникального регионального опыта институционального управления технологическим развитием авторы выделяют комплексную программу Свердловской области «Уральская инженерная школа», принятую в целях активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития.

К неформальным институтам относятся традиции, ценности, добровольно взятые на себя нормы поведения, конкурсы, неписаные кодексы идеологии и воспитания, уважения к труду и промышленным специальностям, которые выражаются в реальных практиках поведения и взаимодействия. Неформальные институты меняются медленно, а воздействие на них дает существенно отложенный во времени эффект. Однако управление неформальными институциональными условиями играет не меньшую роль, чем разработка и принятие региональных законов, программ и стратегий.

В данной работе авторы сосредотачивают свое внимание на таких базовых неформальных институтах, как доверие и культура (ценности) [20, с. 2], оставляя за рамками исследования дискуссию о перечне и критериях неформальных институтов.

Несмотря на то, что гарантом неформальных институтов выступает общество, а силами инфорсмента - неспециализированные механизмы принуждения, региональные органы власти как активные участники хозяйственных отношений могут оказать существенное влияние на трансформацию неформальной институциональной среды.

Управление неформальными институтами с целью технологического развития осуществляется с помощью:

• создания доверительной среды в бизнес-сообществе, способствующей кооперации и сотрудничеству, снижению трансакционных издержек заключения контрактов и взаимодействия с органами власти;

• воспитания технологической и экологической культуры во всех поколениях;

• поддержания идеологии ценности человека труда и предпринимательства, творчества, в первую очередь технологического, значимости деятельности каждого человека для повышения общего благосостояния;

• изменения парадигмы госуправления и ценностей (культуры) административной элиты и бюрократического аппарата (включая регуляторов и органы контроля) с идеологии «стражей и надзирателей» на идеологию сотрудничества и поддержки бизнеса и инноваторов.

Среди значимых практик управления неформальной институциональной средой в исследуемых регионах можно выделить следующие.

1. В части создания доверительной среды.

В Свердловской области активно развивается институт оценки регулирующего воздействия. Это единственный субъект РФ, в котором в обязательном порядке закреплено проведение согласительных совещаний с участниками публичных консультаций, чьи замечания к проекту были отклонены.

Руководство региона в лице губернатора Свердловской области, его заместителей и министров проводит регулярные публичные встречи с предпринимателями.

2. В части воспитания технологической и экологической культуры во всех поколениях.

В Свердловской области активно развивается дуальное образование в сфере подготовки кадров для промышленности, в ходе которого студенты обучаются по образовательным программам, разработанным в сотрудничестве с промышленными предприятиями, специалисты промышленных предприятий проводят практические занятия, а производственная и преддипломная практика проходит на предприятиях. В результате выпускники подобных программ являются опытными, подготовленными специалистами, востребованными промышленным сектором региона.

В Свердловской области действует Центр инновационного молодежного творчества, фонд «Золотое сечение» (региональный прототип «Сириуса») и ряд подобных структур, где школьники, студенты могут получить первые навыки технологического творчества.

В Брянской области с 2016 г. начали работу центры технического образования для школьников, в деятельности которых принимают участие вузы региона. Их миссия заключается в стимулировании выпускников центров при поступлении в университеты. Обучение в центрах технического образования будет способствовать в будущем увеличению числа студентов технических специальностей и направлений подготовки, которые станут инженерами и вы-

сококвалифицированными рабочими и останутся в регионе. Именно эти специальности сейчас требуются стране. В работе центров технического образования задействованы также промышленные предприятия Брянской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В части поддержания идеологии ценности человека труда и предпринимательства, творчества.

В Свердловской области ежегодно проводятся конкурс «Славим человека труда!» и чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, повышающие интерес молодежи и экономически активного населения к промышленным профессиям, осознание ими своей значимости для регионального сообщества.

В Брянской области ежегодно проводятся конкурс на лучшее изобретение и рационализаторское предложение, который стимулируют изобретательскую активность, выставка и смотр-конкурс инновационных товаров, созданных на предприятиях и в организациях Брянской области.

В 2019 г. в Брянске также впервые прошел международный фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «От Винта!» Центрального федерального округа. Целью фестиваля является развитие системы поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, технологического предпринимательства, популяризации инженерных и технических профессий для сохранения и преумножения научного потенциала России.

4. В части изменения парадигмы госуправления и ценностей (культуры) административной элиты и бюрократического аппарата (включая регуляторов и органы контроля).

В Свердловской и Брянской областях созданы инвестиционные советы и ряд других координационных органов, в состав которых входят представители объединений предпринимателей и крупных промышленных предприятий. В рамках заседаний данных советов принимаются ключевые управленческие решения в регионе.

Об эффективности развития институтов технологического развития говорят его показатели.

Качественное институциональное управление влияет на стабильный рост удельного веса высокотехнологичного производства (рис. 1).

Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в Свердловской и Брянской областях превышает среднероссийские значения, но данные Свердловской области превосходят данные по Брянскому региону и показывают увеличение.

Об эффективности институционального управления говорят многие показатели технологического и инновационного развития, к числу которых можно отнести численность персонала, занятого исследованиями и разработками; инновационную активность организаций; инновационную активность организаций, осуществляющих технологические инновации; объем инновационных товаров, работ, услуг; долю внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП и др.

27 25 23 21 19 17 15

24,4

24,5 24,8 24,9 24,7 .А А-

19,7

19

1 19,4 19,4 19,6

20,2

-1-1-1-1-1-1-1-1-

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

РФ

Брянская область

Свердловская область

Рис. 1. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП региона в 2010-2018 гг., %

Данные о численности персонала, занятого исследованиями и разработками в исследуемых регионах (на 100 тыс. чел. населения) представлены на рис. 2.

600,0 500,0

475,1

1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Т-

# «§5> ^ ^ ^ <х*> ^ ¿Р ^ ^ ¿V ^ ^ ^ ^ ^

Брянская область

Свердловская область

РФ

Рис. 2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в регионах в 2000-2018 гг., на 100 тыс. чел. населения

На рисунке видно, что определенной тенденции (в регионах и Российской Федерации в целом) в изменении численности персонала, занятого исследованиями и разработками, нет. Однако в Свердловской области в 2014 г. наблюдается увеличение данного показателя. В то время как в Брянской области наблюдается его снижение.

Показатели инновационной активности организаций в исследуемых регионах представлены на рис. 3.

0

^ ^ # ^ ^ ¿V ^ ^ ^ а?

Брянская область ^^^ Свердловская область РФ

Рис. 3. Инновационная активность организаций в регионах в 2000-2018 гг., %

На рисунке видно, что на протяжении всего исследуемого периода показатель инновационной активности организаций Свердловской области превышает как значение показателей Брянской области, так и Российской Федерации и имеет положительную динамику роста в последние годы. В то же время в Брянском регионе наблюдается тенденция снижения инновационной активности с 2014 г., причем значение исследуемого показателя ниже среднероссийского значения в 2000-2018 гг.

С 2010 г. ведется статистический учет инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации, что по исследуемым регионам наглядно отражено на рис. 4.

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

^^^ Брянская область Свердловска область РФ

Рис. 4. Инновационная активность организаций, осуществляющих технологические инновации, в регионах в 2010-2018 гг., %

На рисунке видно, что на протяжении исследуемого периода инновационная активность организаций, осуществляющих технологические инновации, в Брянской области ниже показателей Свердловской области и среднероссий-

ских значений. Достигнув в 2015 г. наименьшего значения, показатель Свердловской области имеет тенденцию роста, в то время как в Брянской области наблюдается его снижение.

Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП исследуемых регионов и среднего показателя по Российской Федерации отражена на рис. 5.

1,66 1,63 1

# # # # ^ ^ ^ ^ ^

Брянская область

Свердловская область

РФ

Рис. 5. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП в регионах в 2010-2018 гг., %

На рисунке видно, что на протяжении всего исследуемого периода доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП ниже как показателя Свердловской области, так и среднероссийского показателя. Следует отметить, что в Свердловской области в 2013 г. наблюдается повышение доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП и превышение среднего показателя по Российской Федерации.

В целях совершенствования институтов технологического развития старопромышленного региона необходимо:

1) постоянное обновление инновационного и кластерного законодательства;

2) наличие системного подхода органов власти к инновационному и промышленному развитию территории;

3) применение принципов «умного регулирования»;

4) создание и развитие технологических платформ;

5) разработка законодательной базы для повышения инновационной активности и улучшения инвестиционной привлекательности региона;

6) развитие кооперационных механизмов между различными акторами (наука, крупные и малые предприятия);

7) проведение на территории региона экономических и инновационных форумов и конкурсов всероссийского масштаба;

8) воспитание технологической и экологической культуры во всех поколениях.

Список литературы

1. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира / А.Г. Гранберг, С.С. Артоболевский, Г.А. Ковалева, Э.Э. Россель // Региональное развитие и сотрудничество. - 1998. - № 1-2. - С. 4-23.

2. Сахарова Л.А. Региональная экономика (Приморский край). - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 144 с.

3. Глонти К.М. Старопромышленные регионы: проблемы и перспективы развития // Регионология. - 2008. - № 4. - С. 27-36.

4. Литовченко С.В. Анализ современных подходов к определению сущности старопромышленных регионов // Економiчний проспр. - 2014. - № 92. -С. 138-150.

5. The urban and regional impacts of plant closures: new methods and perspectives / A. Beer, S. Weller, T. Barnes, I. Onur, J. e Ratcliffe, D. Bailey, M. Sotarauta // Regional Studies, Regional Science. - 2019. - № 6 (1). - P. 380-394.

6. Злобш I.B. Визначення штеграцшних прюрите^в Украши в контекст використання потенщалу старопромислових регюшв: автореф. дис... канд. екон. наук: 08.00.02. - Донецьк, 2008. - 19 с.

7. Косинцев А.П. Реструктуризация промышленности старопромышленного региона посредством иностранных инвестиций: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2000. - 275 c.

8. Анимица Е.Г., Иваницкий В.П., Пешина Э.В. В поисках новой парадигмы регионального развития / Ин-т философии и права УрО РАН. - Екатеринбург, 2005. - 109 с.

9. Muller В., Finka M., Lintz G. Rise and Decline of Industry in Central and Eastern Europe. - Berlin: Springer, 2004. - 247 p.

10. Казакова О.Б. Сравнительный анализ технологического развития регионов ПФО // Экономика и управление: науч.-практ. журн. - 2019. -№ 3 (147). - С. 8-13.

11. Стрелкова Л.В., Кабанов С.С. Технологическое развития отраслей промышленности: оценка и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 2(2). - С. 247-251.

12. Белякова Е.В., Белякова А.А. Формирование стратегии технологического развития промышленного комплекса региона // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 21. - С. 72-74.

13. Ермакова Ж.А. Технологическая модернизация промышленности России: стратегия и организационно-экономические факторы (региональный аспект): моногр. / Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2007. - 360 с.

14. Гудкова О.В., Севрюкова С.В. Показатели инновационного развития предприятий регионального уровня в российской экономике // Научное обозрение. Экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 16-20.

15. Лисина А.Н. Совершенствование механизма управления инновационным развитием Брянской области // Вестник ИНЖЭКОНа. Экономика. -2011. - № 2. - С. 393-397.

16. Сухарев О.С. Институты регионального развития: концептуально-практический анализ организационных изменений // Экономический анализ: Теория и практика. - 2012. - № 4 (259). - С. 2-12.

17. Рахмеева И.И. Тренды развития инновационной инфраструктуры Свердловской области // Управленец. - 2013. - № 6 (46). - С. 16-20.

18. North D.C., Thomas R.P. The rise of the western world. - Cambridge: Cambridge University Press, 1973. - 170 p.

19. Котлярова С.Н. Формирование и развитие региональных институтов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2014. -№ 3 (27). - С. 99-109.

20. Dobler С. The Impact of Formal and Informal Institutions on Per Capita Income. - Stuttgart: Universitat Hohenheim, 2009. - 38 p.

References

1. Granberg A.G., Artobolevskii S.S., Kovaleva G.A., Rossel' E.E. Restrukturizatsiia staropromyshlennykh regionov: opyt Rossii i mira [The restructuring of old industrial regions: Experience of Russia and the world]. Regional'noe razvitie i sotrudnichestvo, 1998, no. 1-2, pp. 4-23.

2. Sakharova L.A. Regional'naia ekonomika (Primorskii krai) [Regional economy (Primorsky Territory)]. Vladivostok, Far Eastern Federal University, 2003, 144 p.

3. Glonti K.M. Staropromyshlennye regiony: problemy i perspektivy razvitiia [Old-industrial regions: Problems and development perspectives]. Regionologiia, 2008, no. 4, pp. 27-36.

4. Litovchenko S.V. Analiz sovremennykh podkhodov k opredeleniiu sushchnosti staropromyshlennykh regionov [Analysis of contemporary approaches to defining the essence of old industrial regions]. Ekonomichnii prostir, 2014, no. 92, pp. 138-150.

5. Beer A., Weller S., Barnes T., Onur I., Ratcliffe J. e, Bailey D., Sotarauta M. The urban and regional impacts of plant closures: New methods and perspectives. Regional Studies, Regional Science, 2019, no. 6(1), pp. 380-394.

6. Zlobin I.V. Viznachennia integratsiinikh prioritetiv Ukrai'ni v konteksti vikoristannia potentsialu staropromislovikh regioniv [Defining Ukraine's integration priorities in the context of using the potential of old industrial regions]. Abstract of Ph.D. thesis. Donetsk, 2008, 19 p.

7. Kosintsev A.P. Restrukturizatsiia promyshlennosti staropromyshlennogo regiona posredstvom inostrannykh investitsii [Industrial restructuring of an old industrial region through foreign investment]. Ph.D. thesis. Yekaterinburg, 2000, 275 p.

8. Animitsa E.G., Ivanitskii V.P., Peshina E.V. V poiskakh novoi paradigmy regional'nogo razvitiia [Regional development new paradigm search]. Yekaterinburg, Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the RAS, 2005, 109 p.

9. Muller В., Finka M., Lintz G. Rise and decline of industry in Central and Eastern Europe. Berlin, Springer, 2004, 247 p.

10. Kazakova O.B. Sravnitel'nyi analiz tekhnologicheskogo razvitiia regionov PFO [A comparative analysis of the technological development of the regions of the Volga Federal District]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 3(147), pp. 8-13.

11. Strelkova L.V., Kabanov S.S. Tekhnologicheskoe razvitie otraslei promyshlennosti: otsenka i perspektivy [Technological development of industry branches: Assessment and prospects]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2012, no. 2(2), pp. 247-251. {в русском: }

12. Beliakova E.V., Beliakova A.A. Formirovanie strategii tekhnologicheskogo razvitiia promyshlennogo kompleksa regiona [Formation of technological development strategy for regional industrial complex]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2014, no. 21, pp. 72-74.

13. Ermakova Zh.A. Tekhnologicheskaia modernizatsiia promyshlennosti Rossii: strategiia i organizatsionno-ekonomicheskie faktory (regional'nyi aspekt) [Technological modernization of Russian industry: Strategy and organizational and economic factors (regional aspect)]. Yekaterinburg, Institute of economics, Ural branch of RAS, 2007, 360 p.

14. Gudkova O.V., Sevriukova S.V. Pokazateli innovatsionnogo razvitiia predpriiatii regional'nogo urovnia v rossiiskoi ekonomike [Indicators of innovative development of enterprises at the regional level in the Russian economy]. Nauchnoe obozrenie. Ekonomicheskie nauki, 2018, no. 3, pp. 16-20.

15. Lisina A.N. Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniia innovatsionnym razvitiem Brianskoi oblasti [Improving the mechanisms of management by innovative development of Bryansk region]. VestnikINZhEKONa. Ekonomika, 2011, no. 2, pp. 393-397.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Sukharev O.S. Instituty regional'nogo razvitiia: kontseptual'no-prakticheskii analiz organizatsionnykh izmenenii [Regional development institutions: Conceptual and practical analysis of organizational changes]. Ekonomicheskii analiz: Teoriia i praktika, 2012, no. 4(259), pp. 2-12.

17. Rakhmeeva I.I. Trendy razvitiia innovatsionnoi infrastruktury Sverdlovskoi oblasti [Trends in development of innovation infrastructure in Sverdlovsk region]. Upravlenets, 2013, no. 6(46), pp. 16-20.

18. North D.C., Thomas R.P. The rise of the western world. Cambridge, Cambridge University Press, 1973, 170 p.

19. Kotliarova S.N. Formirovanie i razvitie regional'nykh institutov [Regional institutions: Formation and development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 2014, no. 3(27), pp. 99-109.

20. Dobler C. The impact of formal and informal institutions on per capita income. Stuttgart, Universitat Hohenheim, 2009, 38 p.

Оригинальность 78 %

Получено 11.09.2020 Принято 28.09.2020 Опубликовано 28.12.2020

I.I. Rakhmeeva, A.N. Lysenko

INSTITUTES OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF OLD INDUSTRIAL REGIONS

The quality of institutional management in the process of modern regional development is essential. Of particular importance is the state of the institutional environment in the process of technological development at the level of a subject of the Russian Federation. The prospects for the state and development of the region largely depend on the indicators of innovative, industrial and technological development. This is especially relevant for the old industrial regions, including those that have been chosen for our research - the Sverdlovskaya and Bryansk oblasts. Though they tend to decline by many indicators, the old industrial regions have a significant potential for growth and development, which makes a thorough study of their prospects all the more important.

Despite the similarities in the development of the regions under consideration, there are also differences in the level of their innovation activity, as well as the effectiveness of restructuring to cope with new technological conditions. We assume that the reason for this is the difference in the degree of institutionalization of innovation and industrial activities.

The article analyzes formal and informal institutions of technological development at the regional level, and suggests the most optimal content. The performed evaluation of institutional management of technological development permits to conclude that it is effective in the Sverdlovskaya and Bryansk oblasts. The article also offers recommendations for improving the institutions of technological development in the regions.

The results obtained can serve as a basis for studying the institutional management of industrial development at the regional level, as well as for developing mechanisms and strategies for technological development.

Keywords: institute, old industrial region, technological development, management, regional economy, regional development.

Irina I. Rakhmeeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Regional, Municipal Economics and Administration, Ural State University of Economics, e-mail: smartreg66@gmail.ru.

Aleksandra N. Lysenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State Management, Economic and Information Security, Bryansk State Engineering and Technological University, e-mail: sasha14-09@mail.ru.

Received 11.09.2020 Accepted 28.09.2020 Published 28.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.