ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ (БИБЛИОТЕКИ, АРХИВЫ, МУЗЕИ) В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Волкова В.Н.
д.э.н., профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ КАК ОСНОВА НЕГЭНТРОПИЙНЫХ
ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ
Ключевые слова: институты социальной памяти, энтропийные и негэнтропийные процессы в обществе, социальная память, научные коммуникации.
Для исследования роли институтов социальной памяти и коммуникационного пространства предлагается отобразить его как самоорганизующуюся систему с активными элементами.
1. Наличие в системах с активными элементами одновременно энтропийных
и негэнтропийных процессов
Одна из основных принципиальных закономерностей сложных систем - способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и проявлять негэнтропийные тенденции. Именно эта закономерность принципиально отличает развивающиеся открытые системы с активными элементами от закрытых систем, для которых справедлив закон физики - стремление системы занять минимальное энергетическое состояние, т.е. к возрастанию энтропии («второе начало термодинамики» или просто «второе начало»).
При применении этого закона для осмысления процессов в живых и социально-экономических системах процесс возрастания энтропии в закрытых системах, изолированных от других систем, объясняют таким образом: «...В технике это называется амортизацией, в химии - деструкцией, а в биологии - старением» [3, с. 5]. Такие процессы наблюдаются на практике и в социально-экономических системах.
По Л. фон Берталанфи [1] способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и проявлять негэнтропийные тенденции обусловлена наличием активных элементов. Эти элементы стимулируют обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой и проявляют собственные «инициативы». Благодаря действию активных элементов в системах нарушается закономерность возрастания энтропии (аналогичная второму закону термодинамики, действующему в закрытых системах, так называемому «второму началу») и наблюдаются негэнтропийные тенденции, т.е. самоорганизация и развитие.
Энтропийно-негэнтропийные процессы сложно трактовать в упрощенных терминах.
С одной стороны, существует представление об энтропии как о хаосе, мере неупорядоченности системы, а о не-гэнтропии как мере упорядоченности. Но, с другой стороны, именно негэнтропийные тенденции являются основой развития (травинка пробивает асфальт благодаря этой тенденции), любых инноваций, а они дестабилизируют систему, вносят нестабильность, т.е. неупорядоченность («креативное разрушение» по В. Зомбарту и Й. Шумпетеру). В то же время энтропийные тенденции, напротив, стабилизируют состояние системы, поскольку минимальное энергетическое состояние, к которому они приводят - самое устойчивое.
2. Информация - основа негэнтропийных тенденций и процессов
Анализ истории появления представлений об источниках негэнтропийных тенденций позволяет осознать, что их источником является информация. Становление этого понятия связано с рядом предшествующих понятий и философских концепций, близких терминов и определений, вводимых философами античности, средних веков и последующих периодов развития науки: эйдос, идея, форма (\n-form - в форме), мысль, сведения, знание, разъяснение (лат. т/отшайо) [8, 11], которые использовались для обозначения явлений и процессов, связанных с негэнтропийными тенденциями. Эти формы до появления собственно термина «информация» Ю.Ю. Черный называет протоинформацией.
«... Подобно тому как музыка может рождаться из природной стихии в результате подражания ей (например, из шума прибоя), возможно допустить наличие некоторой протоинформации в живой или даже неживой природе. Вероятно, между человеческим сознанием как частью природы и другими натуральными феноменами нет непроходимой границы. А потому на низших эволюционных уровнях информация оказывается тоже присутствующей, «разлитой», хотя и не в столь явной форме, когда речь идет о смысле, представленном в человеческом сознании» [13, с. 234].
3. Информация - категория, парная материи
Диалектический подход предполагает, что для развития необходимы парные категории, что подтверждается развитием представлений о материи и сопутствующих категорий - от эйдоса до информации. В диалектике Г. Гегеля информации соответствует «абсолютная идея», с которой он начинает процесс эволюции, что вызвало критику в материалистической философии. Ф. Энгельс попытался убрать абсолютную идею и представить процесс развития без нее («Диалектика природы»), что не получилось. Вместо абсолютной идеи в теории К. Маркса - Ф. Энгельса предлагается понятие «самодвижение целостности», т.е. наличие неких активных начал, которые обеспечивают развитие. В современной атрибутивной теории информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы [10]. Таким образом, развитие понятия «Информация» привело ученых к выводу, что ее можно рассматривать как субстанцию, определяющую единство и развитие мира, категорию парную материи.
4. Осмысление информационных процессов с точки зрения теории систем
Модель преобразования информации Ф.Е. Темникова
В 1970-е гг. Ф.Е. Темников для осмысления функций преобразования информации предложил модель, приведенную на рис. 1 и 2, на которых введены следующие обозначения: С - связь, М - «память», К - расчет (обработка); Я -«рассудок»; Р - политика [3].
Рисунок 1
Рисунок 2
Передача информации в пространстве иллюстрируется рис. 2, а. Передача в пространстве и во времени - на рис. 2, б. Преобразование информации по трем координатам - пространство О, время г и обработка У - на рис. 2, е.
Те
Рисунок 3
Модель преобразования информации А.А. Денисова
Понятие отражения и преобразования информации по А.А. Денисову, предложенное в (1974 г.) [5], иллюстрируется рис. 3, на котором обозначено: М - материальные свойства;
J - чувственная информация или информация восприятия; H - логическая информация или сущность, значимость, потенциал; С = J ^H - информационная сложность, содержание, смысл.
Необходимость переработки первичной информации
Модели Ф.Е. Темникова и А.А. Денисова позволяют сделать вывод о том, что первично полученная, воспринятая информация преобразуется. Причем не только передается во времени (память), но и перерабатывается: у
Ф.Е. Темникова - К, и в последующем - Я и Р); у А.А.Денисова - первично воспринятая информация 3 преобразуется -в сущность, потенциал Н и смысл С, т.е. происходит осмысление информации, при этом вводятся оценки информации восприятия I и значимости (потенциала) Н [3, 5], что позволяет оценить смысл ее сбора, хранения и использования для конкретных приложений.
4. Роль институтов социальной памяти и научных коммуникаций
Осмысление роли энтропийно-негэнтропийных процессов в развитии общества позволяет глубже осознать роль институтов социальной памяти и научных коммуникаций как основы создания эмерджентных свойств системы, т.е. появления у нее принципиально новых, неожиданных свойств, способствующих развитию системы.
Негэнтропийные тенденции обеспечиваются передачей накопленной новой информации от предыдущего поколения к последующему, что осуществляется различными способами, основные из которых приведены на рис. 4.
Информация предшествующего поколения
Информация последующего поколения Рисунок 4.
Способы передачи информации от предшествующего поколения к последующему
Библиотеки, музеи, архивы и др. хранилища информации играют важнейшую роль. Они накапливают информацию и передают информацию от предшествующего поколения к последующему, сохраняя ее в течение длительных периодов с момента возникновения.
В то же время при оформлении информации в виде документов, создании хранилищ, архивов она в определенной мере «омертвляется», и необходимы меры по ее «оживлению», т.е. обеспечивающие активизацию ее использования. В музеях эту роль выполняют гиды; в библиотеках - библиографы, информационные работники справочно-информа-ционных фондов. Однако при росте источников информации, при усложнении общественных и информационно-коммуникационных процессов нужны и специальные формы, обеспечивающие активизацию использования информации.
Кроме того, модели Ф.Е. Темникова и А.А. Денисова обращают внимание на тот факт, что для активизации практического использования информации ее необходимо преобразовывать, перерабатывать.
5. Роль научно-технической информации и органов НТИ
Исследование информационных процессов на практике приводит к заключению, что не любая информация способствует развитию системы.
В 1960-е годы была осознана роль научно-технической информации как основы развития науки, которая является основой негэнторопийных тенденций в социальной системе, основой развития всех сфер общества. В большинстве развитых стран из разрозненных информационных служб были созданы центры НТИ, а в ряде стран - и национальные системы НТИ, а в нашей стране такая система формировалась централизованно как Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ) [7, 12], расширяющая возможности библиотек, являющихся основными хранилищами культурного наследия любого общества, путем создания специальных органов НТИ, выполняющих функции обработки (реферирование, подготовка обзорных, экспресс-информаций, ориентированных на развитие науки в различных отраслях, аналитических обзоров и т.п.), избирательного распространения научно-технической информации, издания сигнальных информаций). В тот же период 1960-1970-х гг. была осознана значимость научных коммуникаций как одного «из важнейших компонентов сложнейшего социального явления, называемого наукой» [8].
Для углубленного исследования информационно-коммуникационных процессов и роли различных институтов, обеспечивающих переработку информации, полезно использовать закономерности теории систем.
6. Осмысление информационных и коммуникационных процессов с точки зрения
закономерностей теории систем [3]
Закономерность целостности (эмерджентность) приводит к появлению у системы новых свойств, которых не было у ее элементов, что усиливает действие отдельно возникающих негэнтропийных факторов, которые в социально-
экономических системах реализуются в форме инноваций. Закономерность иерархичности приводит к усилению процесса появления новых, в том числе непредсказуемых и неконтролируемых свойств любой системы, общества.
Любая развивающаяся система находится, как правило, между состоянием абсолютной целостности и абсолютной аддитивности, т.е. распадом системы, и выделяемое состояние системы (ее «срез») можно охарактеризовать степенью проявления одного из этих свойств или тенденций к его нарастанию или уменьшению. На основе информационного подхода А.А. Денисов ввел сравнительные количественные оценки степени целостности а и коэффициента использования свойств элементов р в целом [3].В соответствии с закономерностью историчности существует «жизненный цикл» любых процессов.
Исследования показали, что эффективность функционирования системы вначале при возрастании степени регулирования (а) увеличивается, а при чрезмерном регулировании начинает снижаться, поскольку подавляются инициативы (негэнтропийные тенденции), способствующие развитию системы, а это отрицательно влияет на рост эффективности системы, а в последующем может привести систему к гибели. Снижение эффективности функционирования системы можно объяснить тем, что в числе новых свойств системы (в том числе общества), появляющихся в результате проявления закономерностей эмерджентности и иерархичности, могут быть не только способствующие развитию системы, но и свойства, опасные для ее существования, несущие разрушающие факторы.
При этом целостность обеспечивается не только регулированием «сверху», но и усилением связности (связь -ограничение свободы элементов» (например, в компьютерных сетях, в результате чего в них проявляются негативные процессы - коммуникационный тоталитаризм, ограничивающий свободу компонентов сети.
Заключение
Таким образом, осмысление роли энтропийно-негэнтропийных процессов в развитии общества позволяет глубже осознать роль институтов социальной памяти и научных коммуникаций как основы создания эмерджентных свойств системы, способствующих развитию системы.
В то же время при оформлении информации в виде документов, создании хранилищ, архивов она в определенной мере «омертвляется», и необходимы меры по ее «оживлению», т.е. обеспечивающие активизацию ее использования, что возможно на основе реализации функций переработки информации, обеспечиваемых органами системы научно-технической информации.
Исследование энтропийно-негэнтропийных и коммуникационных процессов с точки зрения закономерностей теории систем позволяет сделать вывод о том, что для развития общества необходимо создание единого информационного пространства, объединяющего все информационные ресурсы общества и системы социальной памяти, включая библиотеки, органы НТИ, музеи, архивы, локальные базы данных, хранилища информации, ресурсы Интернет.
При этом в настоящее время осознается возрастающее воздействие новых технологий на информационно-коммуникационные процессы, увеличение степени целостности за счет увеличения взаимосвязей в сетях (связь - ограничение степени свободы элементов), в большой степени за счет компьютеризации, что иногда квалифицируют как «коммуникативный тоталитаризм». Следовательно, необходимо искать формы управление энтропийно-негэнтропий-ными процессами.
Представляется целесообразным создание системы управления объединением институтов социальной памяти, но не на основе жестких принципов управления, а на основе принципов, исследуемых в других междисциплинарных научных направлениях, и в частности, в тектологии (всеобщей организационной науки), предложенной А.А. Богдановым [2], теории координации М. Месаровича [5], обеспечивающих возможность постоянного анализа состояния системы и корректировки ее на основе координирующих воздействий.
Список литературы
1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. -С. 23-82.
2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука: Тектология. В 2-х кн. - М.: 1905 - 1924.
3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ: учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 616 с.
4. Граве П.С., Растригин Л.А. Кибернетика и психика. - Рига: Зинатне, 1973. - 96 с.
5. Денисов А.А. Современные проблемы системного анализа: учебник. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. -304 с.
6. Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. - М.: Мир, 1973. - 344 с.
7. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики. - М.: Наука, 1968. - 756 с.
8. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика - М.: Наука, 1976. - 435 с.
9. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2001.
10. Техническое задание на совершенствование Единой системы научно-технической информации в стране. - М.: ГКНТ СМ СССР, 1972. - 34 с.
11. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. - М.: Наука, 1975.
12. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф.Губский и др. 2003.
13. Черный Ю.Ю. Послесловие к 7-му заседанию семинара «Методологические проблемы наук об информации» / Теория и практика общественной научной информации: сб. науч. тр. / РАН, ИНИОН. - М., 2014. - Вып. 22. - С. 234.