Научная статья на тему 'Институты развития и малый бизнес: оценка эффективности взаимодействия'

Институты развития и малый бизнес: оценка эффективности взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / SMALL BUSINESS / REGIONAL SUPPORT / COOPERATION EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодняя Галина Владимировна

Статья посвящена анализу эффективности взаимодействия институтов развития и сферы малого бизнеса в современной отечественной экономике. Цели работы оценка эффективности взаимодействия институтов развития и малого бизнеса, анализ имеющегося положительного опыта в регионах Российской Федерации. Сделан вывод о том, что создание эффективно функционирующих институтов развития способно превратить ранее дотационный регион в преуспевающую область, привлечь инвесторов и крупный бизнес с тем, чтобы со временем сформировать сферу малого бизнеса, занимающегося поставками комплектующих деталей и компонентов для крупных фирм, образовать новые рабочие места. В статье доказывается положение о том, что грамотно выстроенная стратегия взаимодействия институтов развития и предпринимательства может вызвать мультипликационный эффект, демонстрирующий зависимость будущей отдачи от произведенных вложений, поступающих в бюджет в виде налогов, от вложенных средств в создание объектов инфраструктуры для благоприятного функционирования бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development Institutions and Small Businesses: Assessment of the Cooperation Effectiveness

The paper assesses the effectiveness of the cooperation between development institutions and small businesses in the modern national economy. The purpose of the research was to analyze the positive experience gained in the Russian regions. It was concluded that establishment of well-functioning development institutions can transform a previously subsidized region into a prosperous area, attract investors and the big business to form eventually small businesses involved in the supply of parts and components for large companies and create new jobs. It is proved that a clever strategy of cooperation between development institutions and businessmen leads to a multiplication effect demonstrating the dependence of future returns on production investments coming to the budget in the form of taxes as well as on investments into the creation of the infrastructure for the favorable business performance.

Текст научной работы на тему «Институты развития и малый бизнес: оценка эффективности взаимодействия»

УДК 330.3:658.114(045)

ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ И МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КОЛОДНЯЯ ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА,

д-р экон. наук, профессор департамента «Экономическая теория» Финансового университета [email protected]

Статья посвящена анализу эффективности взаимодействия институтов развития и сферы малого бизнеса в современной отечественной экономике. Цели работы - оценка эффективности взаимодействия институтов развития и малого бизнеса, анализ имеющегося положительного опыта в регионах Российской Федерации. Сделан вывод о том, что создание эффективно функционирующих институтов развития способно превратить ранее дотационный регион в преуспевающую область, привлечь инвесторов и крупный бизнес с тем, чтобы со временем сформировать сферу малого бизнеса, занимающегося поставками комплектующих деталей и компонентов для крупных фирм, образовать новые рабочие места. В статье доказывается положение о том, что грамотно выстроенная стратегия взаимодействия институтов развития и предпринимательства может вызвать мультипликационный эффект, демонстрирующий зависимость будущей отдачи от произведенных вложений, поступающих в бюджет в виде налогов, от вложенных средств в создание объектов инфраструктуры для благоприятного функционирования бизнеса.

Ключевые слова: институты развития; малый бизнес; региональная поддержка; эффективность взаимодействия.

Development Institutions and Small Businesses: Assessment of the Cooperation Effectiveness

KOLODNYAYA G.V.,

ScD (Economics), futt professor at the Economic Theory Department, Financial University [email protected]

The paper assesses the effectiveness of the cooperation between development institutions and small businesses in the modern national economy. The purpose of the research was to analyze the positive experience gained in the Russian regions. It was concluded that establishment of well-functioning development institutions can transform a previously subsidized region into a prosperous area, attract investors and the big business to form eventually small businesses involved in the supply of parts and components for large companies and create new jobs. It is proved that a clever strategy of cooperation between development institutions and businessmen leads to a multiplication effect demonstrating the dependence of future returns on production investments coming to the budget in the form of taxes as well as on investments into the creation of the infrastructure for the favorable business performance. Keywords: development institutions; small business; regional support; cooperation effectiveness.

с этого момента полтора десятка лет являются временным промежутком, достаточным для того, чтобы оценить направленность осуществ-

доставить России статус страны с рыночной экономикой без выполнения специальных условий российской стороной в ходе майского саммита Россия — Евросоюз, проходящего в Москве 29 мая 2002 г. URL: http:www.1tv.ru/news/2002/05/29/266663-v_ kremle_prohodit_sammit_rossia_evrosoyuz (дата обращения: 22.07.2015).

30

мая 2002 г. Россия была признана мировым сообществом страной с рыночной экономикой1. Прошедшие

1 Решение по статусу российской экономики было принято США 1 апреля 2002 г. по итогам девятимесячного (в течение 2001-2002 гг.) изучения представителями министерства торговли США экономической и торговой практики России в целях урегулирования возникающих разногласий по антидемпинговым спорам. Евросоюзом было заявлено о намерении пре-

ляемых реформ и проанализировать полученные результаты.

Как известно, в мире преобладает рыночный тип экономической системы. И на это имеются определенные причины. Современная рыночная экономика сформировалась как симбиоз элементов «чистого капитализма», характерного для начальных стадий зарождения и развития капитализма, и государственного регулирования, т.е. является «разумным» сочетанием принципов рыночного саморегулирования и государственного присутствия. В процессе эволюции экономического развития выработался «грамотный» принцип взаимодополняемости института рынка действиями государства, что является необходимым в случае, если рынок начинает давать «сбои»2. Одним из них является невозможность создания равных условий для участия в конкурентной борьбе со стороны малого бизнеса3.

Осознавая весомый вклад малого бизнеса в экономический рост и обеспечение благополучия национальной экономики, государство стремится уменьшить риски ухода с рынка предпринимательских структур по причине их разорения через практику применения различных механизмов поддержки, в частности путем создания институтов развития. Рассмотрим эффективность функционирования отечественных институтов развития, чья деятельность связана с поддержкой работы малого бизнеса.

Поддержка малого бизнеса МСП Банком

Поскольку одной из основных причин банкротства малых предприятий является ограниченность в финансовых ресурсах, работа государственных институтов развития с ними нацелена на решение проблем доступности кредитов. В нашей стране этот круг вопросов

2 Ситуация, когда рыночный механизм не может обеспечить благоприятные условия для развития экономики, в экономической теории получила название «фиаско» или «провалы» рынка.

3 Малый бизнес относится к сфере с наибольшими рисками

функционирования, что подтверждают данные Всемирного банка, согласно которым через год из вновь образованных остается только 50 % малых предприятий, через три года — 7-8 %, через пять лет — 3%.

курирует МСП Банк4 посредством привлечения к процессу кредитования региональных финансовых институтов. Причем МСП Банк не работает напрямую с потенциальными заемщиками — представителями сферы малого бизнеса, а использует двухуровневый механизм направления денежных средств потенциальным заемщикам через региональных партнеров, региональные микрофинансовые организации, банки, факторинговые и лизинговые компании. Такая система позволяет не только уменьшать информационную асимметрию и снижать кредитные риски, но и привлекать регионы к более активному участию в программах кредитования малого бизнеса.

Являясь проводником государственных интересов в сфере предоставления государственных ресурсов для предприятий среднего и малого бизнеса на всей территории Российской Федерации, МСП Банк работает в следующих целевых сегментах:

• регионы с приоритетом государственного развития;

• моногорода с недостаточно стабильным социальным положением;

• субъекты малого бизнеса — резиденты и управляющие компании индустриальных парков;

• субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), осуществляющие производство товаров и услуг для крупных предприятий [1].

Это означает следующее. При рассмотрении заявок на получение финансовых ресурсов первоочередное преимущество получают малые предприятия из перечня приоритетных направлений.

Оценивая деятельность МСП Банка в области кредитования субъектов малого предпринимательства, отметим определенные достижения. На общем фоне достаточно высокой стоимости

4 Создан в 1999 г. С 8 августа 2008 г. по 21 апреля 2016 г. 100% акций МСП Банка принадлежали государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности („Внешэкономбанк")» в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» и распоряжением Правительства РФ от 07.12.2007 № 1766-р «О внесении акций в уставный капитал „Внешэкономбанка"», а с 21 апреля 2016 г. 100 % акций принадлежат АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

привлечения кредитных ресурсов средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выдаваемым банками-партнерами субъектам малого предпринимательства по программе финансовой поддержки МСП Банка в 2015 г., составила 13,3 %, что было значительно ниже ставок, по которым в нашей стране кредитовался малый бизнес. Дальнейшему развитию программы поддержки малого предпринимательства будет способствовать использование новых инструментов. Так, процесс интеграции МСП Банка в Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, проводимый с конца 2015 г., позволит ввести в действие гарантийный механизм, что даст возможность наряду с программой кредитования МСП развивать гарантийную систему — предоставлять гарантию в размере 50% суммы кредита, следовательно, существенно снижать риски кредитования для банков, значительно расширять доступность кредитов для малого бизнеса и добиваться снижения его цены до уровня 11% [2].

Современная рыночная экономика сформировалась как симбиоз элементов «чистого капитализма», характерного для начальных стадий зарождения и развития капитализма, и государственного регулирования, т.е. является «разумным» сочетанием принципов рыночного саморегулирования и государственного присутствия

Малый бизнес в отечественной экономике

Несмотря на проводимую работу по финансовой поддержке сферы малого бизнеса, ситуацию по развитию малого предпринимательства в нашей стране нельзя назвать успешной. Важнейшим показателем, свидетельствующим о возрастании роли малого бизнеса в национальной экономике, является доля ВВП, создаваемого в этом секторе экономике, и количество занятых в нем работников. В странах с

развитой рыночной экономикой предприятиями малого бизнеса, в которых трудится более половины рабочей силы страны, создается основная часть национального продукта — более половины ВВП.

В нашей стране малым бизнесом создается 26 % ВВП, в нем занято 23% работников, им обеспечивается 20% всей выручки [3], хотя и имеется положительная динамика в увеличении его доли в контрактах на поставку продукции для государственных нужд: за период с 2010 по 2014 г. произошло увеличение доли малого бизнеса с 15 % в 2010 г. до 23% в 2014 г. [3].

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования работы по поддержке сферы малого бизнеса в нашей стране и являются закономерным результатом недостаточного внимания со стороны государства вопросам развития малого бизнеса в течение длительного периода времени. Следует отметить, что только в бюджете Российской Федерации в 2005 г. впервые была заложена сумма в размере 1,5 млрд руб., предназначавшаяся на поддержку малого бизнеса в стране. До 2005 г. выделение отдельных статей, связанных с поддержкой малого бизнеса в федеральном бюджете Российской Федерации, не предусматривалось. Неразвитость сферы малого бизнеса в отечественной экономике также является следствием запоздалого принятия соответствующей законодательной базы. Основной закон, регламентирующий поддержку государством МСП, — Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — вступил в силу лишь в 2008 г. Поэтому работа отечественных институтов развития по поддержке сектора малого бизнеса активизировалась только в последние 6-7 лет.

Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере

Одним из институтов развития, чья деятельность связана со стимулированием функционирования малых инновационных предприятий, является Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (1994), или Фонд Бортника, как его принято

называть по фамилии его основателя — Ивана Михайловича Бортника, в прошлом занимавшего пост зампреда Госкомитета СССР по науке и технике. Именно им были созданы и продолжают успешно функционировать финансовые программы, поддерживающие отечественный малый инновационный бизнес, начиная с зарождения идеи — предпосевные «Умник» и «Умник на старт» — для студентов и аспирантов, планирующих создать свой инновационный бизнес, до создания собственного бизнеса — посевные «Старт» — для малых предприятий, «Развитие» — для более зрелых компаний, закрепившихся на рынке и сформировавших свою нишу.

На наш взгляд, Фонд Бортника можно отнести к одному из самых эффективно работающих институтов развития в нашей стране. Фонд имеет широкую степень охвата участников. Его деятельность связана с ежегодной поддержкой около 2 тыс. проектов из различных регионов России. Работа этого фонда строится на принципах безвозвратного финансирования с акцентом на поддержку малых инновационных фирм в научно-технической сфере по направлениям, определенным государством: информационные технологии, медицина, материалы, приборы, биотехнологии. Несмотря на небольшой размер финансирования проектов5, полученные деньги помогают участникам проекта сосредотачиваться на исследованиях с тем, чтобы в дальнейшем создавать свой бизнес. Предназначение Фонда Бортника заключается в том, чтобы поддерживать перспективные идеи, помогать концентрироваться на процессе трансформации идей в успешные работающие бизнесы с тем, чтобы средства, инвестированные в проекты, вернулись государству в виде поступивших в бюджет налогов.

Фонд Бортника проводит мониторинг своих проектов6, формирует success stories или «истории

5 Например, величина гранта по проекту «Умник» составляет 200 тыс. руб. в год, получаемых в течение двух лет. Проект «Старт» предусматривает трехлетнее финансирование, включающее: первый год — 1 млн руб.; второй год — 2 млн руб. с обязательным привлечением 2 млн руб. средств от инвестора; третий год — 3 млн руб. [4].

6 За период с 2008 по 2012 г. 200 предприятий, успешно прошедших все три этапа финансирования по программе «Старт», показали следующие результаты: из 200 выпускников программы «Старт» 168 компаний (84%) имели годовую выруч-

успеха», отслеживает дальнейший путь участников проектов. Согласно данным фонда за двадцатилетний период работы было рассмотрено более 36 тыс. заявок, из которых 11 тыс. проектов из 75 регионов Российской Федерации получили поддержку [4].

Государство стремится уменьшить риски ухода с рынка предпринимательских структур по причине их разорения через практику применения различных механизмов поддержки, в частности путем создания институтов развития

Практика региональной поддержки сферы малого бизнеса

При рассмотрении практики государственной поддержки сектора малого бизнеса посредством институтов выделим регионы, которым удалось добиться существенных успехов в области поддержки сферы малого бизнеса благодаря созданным и активно функционирующим региональным институтам развития.

Заметные успехи в последние годы демонстрирует Ульяновская область. На общем неблагоприятном фоне кризисного состояния отечественной экономики этот регион показывает лучшие в среднем по стране результаты. В 2015 г. ВВП области вырос на 2%, рост промышленного производства составил 0,8% (в среднем по России имел место спад, равный 3,4%) [5]. За последнее десятилетие в Ульяновской области активно развивается сфера малого бизнеса, о чем свидетельствуют показатели развития малого бизнеса в регионе. В 2015 г. в области было создано 22,5 тыс. новых рабочих мест, из которых 17 тыс., или 76%, — в малом бизнесе. Активное развитие малого бизнеса в регионе является результатом проводимой политики, направленной на стимулирование работы малого бизнеса в

ку до 15 млн руб.; 18 компаний (9%) — от 15 до 30 млн руб.; 14 компаний (7%) — более 30 млн руб. [4].

виде ряда преференций, налоговых каникул и льгот.

Определяющая роль в активизации деятельности сферы малого бизнеса принадлежит региональному институту развития — «Корпорации развития предпринимательства», которая курирует вопросы поддержки малого бизнеса, координируя ряд направлений: микрокредитование, поручительство по кредитным договорам, работа по экспортным рынкам, центры развития предпринимательства, бизнес-инкубаторы. Создание инфраструктуры, комфортной для работы бизнеса, привлекло в регион крупных инвесторов, со временем в регионе стала формироваться цепочка поставщиков из малых фирм7.

Своими успехами выделяется Томская область — один из лидеров среди российских регионов по количеству малых предприятий, числу работающих в малом бизнесе и инвестиционной активности малых предпринимательских структур. В малом бизнесе Томской области занято около половины всех работающих8 [6]. В области считают, что весомый вклад в развитие сферы малого бизнеса в регионе вносит созданный одним из первых в России Евро Инфо Корреспондентский Центр (2008), переименованный в дальнейшем в Региональный интегрированный центр (РИЦ). Данным институтом предоставляется комплекс услуг, жизненно необходимых и полезных для успешной работы малого бизнеса: информационные, консультационные, обучающие, организационные. Большую помощь получают предприниматели от РИЦ в процессе выхода на международные рынки.

Благодаря успешной работе сферы малого бизнеса в регионе стремятся довести долю ВВП, создаваемого в инновационной сфере, до 25% при нынешней доле 10%. Активизации развития малого бизнеса в Томской области способствует развитая инфраструктура. Только в Томске построены два промышленных парка и два центра молодежного инновационного предпринимательства [6].

7 В Ульяновской области доля малых производственных предприятий составляет 21%, что гораздо выше, чем в целом по России (16%) [5].

8 По России в целом это показатель составляет всего 23%.

Значительных успехов добилась Калужская область, где команде под руководством губернатора А. Д. Артамонова удалось в течение последних 12-15 лет превратить ранее дотационный регион в преуспевающий. Оценивая успешный опыт Калужской области в сфере развития малого предпринимательства, следует отметить работу созданных и эффективно функционирующих областных институтов развития, а именно: Корпорации развития, Минэкономразвития региона, Агентства инновационного развития, Агентства по развитию малых форм торговли. Как результат — создание в области 12 индустриальных парков и открытие двух площадок особых экономических зон в городах Людинове и Боровске. Формирование производственных площадок с полноценной инфраструктурой, готовых для работы производственных компаний в совокупности с адресным сопровождением инвестиционных проектов, сделало регион привлекательным для частных инвесторов. В короткие сроки в области были открыты новые предприятия. Только за период с 2006-2015 гг. в области было открыто 86 новых предприятий и создано более 23 тыс. рабочих мест. В кризисном 2015 г. в Калужской области начали работу 9 крупных промышленных производств. Всего же в регионе реализуются 155 проектов [7].

Создание благоприятных условий для привлечения капитала крупным бизнесом привело к тому, что постепенно в регионе вокруг производственных площадок крупнейших компаний начали работать средние и малые фирмы, специализирующиеся на поставке комплектующих деталей и компонентов предприятиям крупного бизнеса. В итоге, на сегодняшний день Калужская область имеет семь продуктивно работающих кластеров, включая автомобильный, фармацевтический, агропромышленный, тран-спортно-логистический, информационно-технологический, туристический кластеры и кластер авиационно-космических технологий.

Считается, что ключевым фактором развития региона является создание комфортных условий для привлечения на территорию области российских и иностранных инвесторов. Только за период 2006-2014 гг. на каждый вложенный областью рубль в создание инфраструктуры индустриальных парков предприятия-резиденты возвратили

4,3 руб. в виде налогов [7]. Наглядно проявляется мультипликационный эффект, демонстрирующий гораздо большую отдачу, приходящуюся на единицу вложенных затрат.

Выводы

Анализ эффективности функционирования институтов развития в современной отечественной экономике позволяет прийти к следующим выводам. За прошедший пятнадцатилетний период развития рыночных отношений в нашей стране произошли определенные позитивные изменения. Наряду с этим, имеет место ярко выраженная фрагментация происходящего процесса, а именно: созданы институты

развития на уровне национальной экономики, происходит формирование эффективных институтов развития в ряде регионов Российской Федерации, в некоторых субъектах Российской Федерации только пришло осознание необходимости их создания в целях повышения инвестиционной привлекательности региона, решения проблемы занятости и повышения уровня жизни населения. Приведенные примеры по ряду успешных регионов демонстрируют взаимозависимость инвестирования средств в создание комфортной для функционирования бизнеса среды и высокой отдачи от произведенных вложений, приводящей в конечном результате к росту благосостояния всего общества.

Литература

1. Стратегия развития «МСП Банка» до 2020 года. URL: https://www.mspbank.ru/info/O-banke/strategy (дата обращения: 05.06.2016).

2. Сайт «МСП Банка». URL: https://www.mspbank.ru (дата обращения: 05.06.2016).

3. Данные Росстата. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.06.2016).

4. Сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie.ru (дата обращения: 05.06.2016).

5. Сайт Корпорации развития Ульяновской области. URL: http://www.ulregion.com (дата обращения: 05.06.2016).

6. Ермошин А. Томская область — территория экспортного развития. URL: http://www.ruexpert.ru/ research/ved/3596 (дата обращения: 05.06.2016).

7. Инвестиционный портал Калужской области. URL: http://www.investkaluga.com/medianews/92-5-mind (дата обращения: 05.06.2016).

References

1. The strategy of SME development Bank until 2020 [Strategiya razvitiya «MSP-banka» do 2020 goda]. Available at: https://www.mspbank.ru/info/O-banke/strategy (accessed 05.06.2016).

2. The website of the SME Bank [Sajt «MSP-banka»]. Available at: https://www.mspbank.ru (accessed 05.06.2016).

3. The Data Of Rosstat [Dannye Rosstata]. Available at: http://www.gks.ru (accessed 05.06.2016).

4. The website of the Fund of assistance to development of small forms of enterprises in scientific-technical sphere [Sajt Fonda sodejstviya razvitiyu malyh form predpriyatij v nauchno-tekhnicheskoj sfere]. Available at: http://www.fasie.ru (accessed 05.06.2016).

5. The website of the development Corporation of Ulyanovsk region [Sajt Korporacii razvitiya Ul'yanovskoj oblasti]. Available at: http://www.ulregion.com (accessed 05.06.2016).

6. A. Ermoshin. Tomsk region — the territory of development export [Tomskaya oblast' — territoriya ehksportnogo razvitiya]. Available at: http://www.ruexpert.ru/research/ved/3596 (accessed 05.06.2016).

7. Investment portal of Kaluga region [Investicionnyj portal Kaluzhskoj oblasti. Available at: http://www.investkaluga.com/medianews/92-5-mind] (accessed 05.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.