ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Р.В. Илюхина,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России;
И.В. Фирсов,
соискатель Московского университета МВД России
Аннотация. Рассматриваются теневая экономика как на сложная, разветвленная структура, являющуюся составной частью современной российской экономики. В статье рассмотрена роль экономических институтов в решении задач по обеспечению экономической безопасности России и сделан вывод, что успешная борьба с экономической преступностью возможна только при оптимальном совместном использовании экономических и правовых институтов противодействия теневой экономике.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, система обеспечения экономической безопасности, противодействие теневой экономике, экономическая преступность.
INSTITUTES OF PROVIDING OF ECONOMIC SECURITY AND COUNTERACTION TO THE SHADOW ECONOMY
R.V. Ilyukhina,
doctor of economic Sciences, Professor, Professor of the Department of economic safety and economy of Moscow University of the MIA of Russia
I.V. Firsov,
seeker Moscow University of the MIA of Russia
Annotation. The authors of the article pay attention to shadow economy as on a difficult, ramified structure, being component part of the modern Russian economy. In the article the role of economic institutes is considered in the decision of tasks on providing of economic security of Russia and drawn conclusion, that a successful fight against economic criminality is possible only at the optimal sharing of economic and legal institutes of counteraction to the shadow economy.
Keywords: shadow economy, economic security, system of providing of economic security, counteraction to the shadow economy, economic criminality.
Теневая экономика представляет собой сложную, разветвленную структуру, являющуюся составной частью современной российской экономики. Теневые экономические отношения возникли ещё в советской плановой экономической системе. Однако в период рыночных реформ, в силу особенностей радикальной либерализации экономических отношений, имевшей место модели приватизации собственности, при постоянном запаздывании формирования и развития соответствующих институтов, — масштабы теневой экономики, её глубина
и укорененность в современной экономической системе приняли беспрецедентный характер.
Функционирование теневой экономики в России наносит колоссальный вред обществу и государству, дестабилизирует нормальные экономические отношения, и, в целом, является одной из самых острых угроз экономической безопасности Российской Федерации. Наибольшие опасения вызывает рост криминальных экономических отношений: организованной, экономической и профессиональной преступности. Конечно, в системе противодействия
теневой экономике важную роль играют и меры экономической политики, и государственный финансовый контроль, и правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности. Но, на наш взгляд, особую важность имеет институциональный аспект проблемы, т.е. наличие или отсутствие экономических и правовых институтов, которые обусловливают объективную необходимость и возможность хозяйствования в правовых рамках, стимулируют соответствующие мотивации бизнеса, способствуют выявлению и пресечению теневых и противоправных форм экономической деятельности.
Государство, являясь единственным носителем публичной политической власти, стремится с помощью созданных в своей структуре органов обеспечить национальную безопасность в экономической сфере. В России, в основном, сложились экономические и правовые институты, направленные на противодействие теневой экономике и экономической преступности.
Роль экономических институтов в решении задач по обеспечению экономической безопасности России специфична: они призваны оказывать регулирующее и контролирующее воздействие на теневую экономику.
Правовые институты призваны не только обеспечить правомерность применения экономических рычагов воздействия на теневую экономику, но и реализовать охранительную функцию права. Правовые институты противодействия теневой экономики воплощены, в первую очередь, в деятельности правоохранительных органов, которые обладают монополией на применение самых строгих мер юридической ответственности за совершение преступлений.
Успешная борьба с экономической преступностью возможна только при оптимальном совместном использовании экономических и правовых институтов противодействия теневой экономике. Это и позволяет ставить вопрос о комплексном использовании экономико-правовых институтов в данной сфере.
Росту теневой экономики в России способствует непоследовательное проведение экономических преобразований, сохраняющийся институциональный вакуум, жесткие государственные ограничения и административные барьеры.
Для оценки теневой экономики используется множество методов. Поскольку прямая оценка величины теневой экономики затруднительна, то все методы основываются в той или иной мере на косвенных данных. Использование методов оценки теневой экономики позволяет составить представление о размерах теневой экономики в России. По различным данным доля теневой экономики в ВВП составляет от 26 до 47 %. В структуре теневой части ВВП значительное место занимает прибыль (порядка 60 %), заработная плата (25 %) и суммы неуплаченных налогов (14 — 15 %).
Данные о состоянии теневой экономики могут
быть использованы для определения ее тенденций. Общей закономерностью является то, что по мере укрепления базовых институтов, стабилизации экономико-правовой ситуации сфера теневой экономики сужается.
Тенденции теневой экономики достаточно противоречивы. С одной стороны, имеются достаточные основания утверждать, что в России сложились предпосылки для снижения теневой экономики. Во-первых, проводятся экономические преобразования, направленные на преодоление бедности. Во-вторых, проводится административная реформа, в результате которой предполагается уменьшить коррупцию и снизить административные барьеры, способствующие уходу в тень.
В-третьих, проводятся налоговые реформы, результаты которых уже очевидны: налоговое бремя непрерывно снижается.
Вместе с тем, процесс глобализации, транснационализация теневых отношений и экономической преступности, активность международных организованных преступных групп, новейшие тенденции в развитии международного терроризма и финансовых источников его обеспечения могут стимулировать всплески активизации теневой деятельности. Глобализация, наряду с позитивными сдвигами несет в себе и мощный теневой потенциал, который может привести к новому качественному скачку в динамике теневой экономики.
В структуре теневой экономики выделяются элементы криминальные и некриминальные отношения. Четкой границы между криминальными и некриминальными экономическими отношениями не существует. Это объясняется размытостью границ противоправности и общественной вредности, совершением ряда деяний «на грани» закона.
Теневая экономика как явление общественно вредное является угрозой для экономической безопасности России. Основным фактором угрозы является тот материальный вред, который причиняет теневая экономика обществу и государству. Поэтому методологически обоснованным стал анализ способов оценки ущерба от ее функционирования. При решении этой задачи исследователи сталкиваются с неизбежными трудностями, связанными со сложностью определения ущерба, т.к. важнейшим свойством теневой экономики является ее неконтролируемость. Наиболее опасные проявления теневой экономики одновременно являются и наиболее латентными. Поэтому при оценке ущерба от экономических преступлений приходится прибегать к методу экспертных оценок, который не позволяет надежно и точно определить размер причиняемого данным явлением ущерба.
Анализ сущности, детерминант, тенденций теневой экономики, угроз, исходящих от нее, позволил перейти к построению системы противодействия данному социально-экономическому явлению.
Система мер противодействия теневой экономике должна быть дифференцирована: общественно опасные деяния должны быть искоренены, а общественно неопасные — по возможности легализованы.
Общей целью противодействия теневой экономике, по нашему мнению, является ее сдерживание на оптимальном уровне, т.е. в границах порогов экономической безопасности.
Основным субъектом противодействия теневой экономики является государство в лице своих органов. В настоящее время назрела острая необходимость проведения административной реформы, которая определяется ролью и местом государства в создании сильной экономики.
Сильные институты возможны только при создании системы права, адекватной сложившимся потребностям общества, общеобязательность которой гарантирована эффективной деятельностью государства по ее защите.
Можно выделить следующие направления институциональных преобразований. Во-первых, это трансформация формальных институтов. Во-вторых, создание благоприятных с точки зрения предпринимательского климата неформальных институтов. В-третьих, ликвидация общественно вредных институтов. И, наконец, разрушение функциональных связей и организаций, воспроизводящих криминальные институты.
Следует выделить ряд существенных условий эффективного противодействия теневой экономике.
Во-первых, возложение задач противодействия теневой экономике на органы власти должно осуществляться на основании критериев необходимости и достаточности. В соответствии с первым критерием отбираются те задачи, которые наиболее эффективно решаются путем реализации государственно-властных полномочий. В соответствии со вторым в компетенцию государственного аппарата должны входить все без исключения задачи, признанные необходимыми для противодействия теневой экономике.
Во-вторых, орган государственной власти для разрешения вопросов, отнесенных к его ведению, должен быть наделен необходимыми для этого функциями. В указанном случае также должны использоваться логические критерии необходимости и достаточности.
В-третьих, эффективная реализация основных направлений деятельности органов власти возможна в случае их наделения достаточными полномочиями.
В-четвертых, определение процессуального порядка реализации тех правомочий государственного органа должно с одной стороны происходить с учетом конституционных гарантий прав человека и гражданина, а с другой — позволять эффективно осуществлять правоохранительную деятельность.
В-пятых, функционирование органов государственной власти должно быть обеспечено наличием
кадровых, информационных, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.
Анализ подходов к оценке эффективности деятельности правоохранительных институтов противодействия теневой экономике приводит к выводу о необходимости использовать наряду с правовыми и экономические показатели.
Выделение указанных проблем позволило нам сформулировать основные направления их решения.
Во-первых, необходимо разработать единую государственную политику по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, учитывающую их качественные отличия от общеуголовной преступности, масштабы общественного вреда и экономического ущерба.
Во-вторых, необходимо в полной мере использовать возможности сложившихся институтов противодействия теневой экономике и экономической преступности, последовательно выстраивать их систему, особо уделяя внимание линиям взаимосвязи между различными органами обеспечения безопасности и правопорядка как элементами системы.
В-третьих, важным направлением совершенствования правоохранительных институтов является улучшение нормативно — правовой базы их функционирования с учетом целей и задач противодействия теневой экономике.
В-четвертых, необходимо непрерывно совершенствовать формы и механизмы взаимодействия между правоохранительными органами по противодействию теневой и криминальной экономике как на основе национальных планов и программ борьбы с теневой экономикой и экономической преступностью, так и в процессе конкретной оперативно-служебной работы. Очень важно обеспечить государственную информационно-аналитическую инфраструктуру такого взаимодействия и наладить эффективный информационный обмен.
В-пятых, борьба с коррупцией в правоохранительных органах является одним из самых важных направлений противодействия теневой и криминальной экономике. Нужна продуманная система стимулов и санкций, которые с, одной стороны, делают службу в правоохранительных органах общественно престижной и экономически обеспеченной, а, с другой стороны, гарантируют неотвратимость и обоснованную тяжесть наказания за содеянные коррупционных преступления. При этом, масштабы возмещенного экономического ущерба при раскрытии экономических правонарушений и преступлений таковы, что они могут стать реальным источником стимулирования сотрудников правоохранительных органов за эффективную работу. И, наконец, в-шестых необходимо коренное улучшение ресурсного обеспечения деятельности правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью.