Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОГНИТИВНАЯ ВОЙНА / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВАЯ ВОЙНА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СФЕРА / ARMED CONFLICT / CIVIL SOCIETY / COGNITIVE WAR / RELIGIOUS ORGANIZATION / NETWORK WAR / HUMAN SPHERE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Н.В.

Доклад НИИПБ СНГ на Первом Сибирском межконфессиональном форуме «Сибирь-территория диалога» 14-16 сентября 2022 года в п. Листвянка Иркутской области, проведенном в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией и 85-летия Иркутской области. Организаторами мероприятия выступили правительство Иркутской области, Духовное собрание мусульман России, Духовное управление мусульман Кемеровской областиКузбасса при поддержке Фонда исламской культуры, науки и образования. В докладе содержится краткий анализ новых подходов к сущности вооруженных конфликтов нового поколения и перехода военного противостояния в когнитивную сферу с привлечением к участию в нем гражданского общества. Особое внимание уделяется участию в рассматриваемых процессах религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN ARMED CONFLICTS OF THE NEW GENERATION

Report of the Research Institute of Security Problems of the CIS at the First Siberian Interfaith Forum «Siberia the Territory of Dialogue» on September 14-16, 2022 in Listvyanka, Irkutsk region, held as part of the celebration of the 1100th anniversary of the adoption of Islam by Volga Bulgaria and the 85th anniversary of the Irkutsk region. The event was organized by the Government of the Irkutsk Region, the Spiritual Assembly of Russia Muslims, the Spiritual Administration of Muslims of the Kemerovo Region Kuzbass with the support of the Islamic Culture, Science and Education Foundation. The report contains a brief analysis of new approaches to the essence of armed conflicts of a new generation and the transition of military confrontation into the cognitive sphere with the involvement of civil society in it. Particular attention is paid to the participation of religious organizations in the processes under consideration

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

УДК 323.212

Институты гражданского общества в вооруженных конфликтах нового поколения

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

директор НИИПБ СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (e-mail: plm@spi-cis.org)

АННОТАЦИЯ

Доклад НИИПБ СНГ на Первом Сибирском межконфессиональном форуме «Сибирь -территория диалога» 14-16 сентября 2022 года в п. Листвянка Иркутской области, проведенном в рамках празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией и 85-летия Иркутской области. Организаторами мероприятия выступили правительство Иркутской области, Духовное собрание мусульман России, Духовное управление мусульман Кемеровской области - Кузбасса при поддержке Фонда исламской культуры, науки и образования. В докладе содержится краткий анализ новых подходов к сущности вооруженных конфликтов нового поколения и перехода военного противостояния в когнитивную сферу с привлечением к участию в нем гражданского общества. Особое внимание уделяется участию в рассматриваемых процессах религиозных организаций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вооруженный конфликт, гражданское общество, когнитивная война, религиозная организация, сетевая война, человеческая сфера.

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN ARMED CONFLICTS OF THE NEW GENERATION

STUPAKOV NIKOLAY VALERYEVICH,

Director of the Research Institute of Security Problems of the CIS, Editor-in-Chief of the journal «International Cooperation of Eurasian States: Politics, Economics, Law», member of the Scientific Council of the Security Council of the Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor (e-mail: plm@spi-cis.org)

ANNOTATION

Report of the Research Institute of Security Problems of the CIS at the First Siberian Interfaith Forum «Siberia - the Territory of Dialogue» on September 14-16, 2022 in Listvyanka, Irkutsk region, held as part of the celebration of the 1100th anniversary of the adoption of Islam by Volga Bulgaria and the 85th anniversary of the Irkutsk region. The event was organized by the Government of the Irkutsk Region, the Spiritual Assembly of Russia Muslims, the Spiritual Administration of Muslims of the Kemerovo Region Kuzbass with the support of the Islamic Culture, Science and Education Foundation. The report contains a brief analysis of new approaches to the essence of armed conflicts of a new generation and the transition of military confrontation into the cognitive sphere with the involvement of civil society in it. Particular attention is paid to the participation of religious organizations in the processes under consideration.

KEYWORDS: armed conflict, civil society, cognitive war, religious organization, network war, human sphere.

Вооруженные конфликты происходят человечества. Изначально они велись на суше, на Земле с первых моментов существования позднее - еще и на море, в воздухе, в космосе.

Современные вооруженные конфликты ведутся сразу в нескольких «пространствах», сопровождаясь поддержкой политических протестов, экономическим принуждением, активной дезинформацией. Прямыми участниками этих конфликтов становятся люди, которые, казалось бы, далеки от всего, что связано с оружием и насилием.

Территорией войны стала «человеческая сфера» [1]. В западной терминологии эти процессы получили название «когнитивной войны». Ее основной целью является нанесение вреда не столько вооруженным силам противника, сколько всему обществу.

Примечательно, что в качестве объекта воздействия называется не только население противоборствующего государства, но и собственные граждане. Потенциальной угрозой обозначена возможность гражданских лиц быть «пятыми колоннами», которые бросают вызов внедренным и пропагандируемым «ценностям», которые мы сегодня видим - вседозволенность, экстремистская и террористическая идеология, дискредитация традиционных взглядов, включая традиционные религиозные каноны.

Технологии когнитивной войны были опробованы на Советском Союзе, в Афганистане, в восточноевропейских государствах и странах Балтии. Очередным этапом масштабной «когнитивной войны» стала Украина. Первостепенные объекты сегодняшнего дня, которые должны стать продолжением основного театра военных действий, - Россия, Казахстан и другие страны Центральной Азии.

Обычно основное авторство технологии (формулировка теоретических положений и методики проведения) приписывается Франсуа дю Клюзелю [2]. Это бывший французский офицер, который в 2013 году помог создать Центр инноваций НАТО. Центр получает финансирование от Союзного командования по трансформации, которое является одним из двух стратегических командований во главе структуры военного управления НАТО.

В конце 2020 года на сайте Инновационного центра была опубликована работа дю Клюзеля, подготовленная в рамках реализации специализированной программы НАТО по инновациям для обеспечения превосходства в области обороны и безопасности (Innovation for Defence

Excellence and Security, IDEaS). В ней прямо указывается, что «когнитивная война воплощает идею боя без боя. Овладение когнитивной областью представляет собой новую важную задачу, необходимую для создания боевой мощи» [3].

Еще один подход, не меняющий сути происходящего, но более распространенный непосредственно среди военных специалистов, - концепция «сетевой войны». Она была сформулирована американскими военными и названа «войной шестого поколения». «... Ее основной целью является вполне военная цель - отторжение территорий и установление на них американского контроля без использования обычных вооружений». Задача на завоевание территории не ставится в форме приказа. В этом заключается идея сетевой войны: «... Смысл сети - она создается из таких структур, из таких людей и из таких узлов, реакция которых предсказуема, ибо она сформирована западным мировоззренческим кодом». Сетевая война может осуществляться на тактическом, оперативном и стратегическом уровне. Находясь постоянно в обороне, традиционалистское общество отдает стратегическую инициативу «партнерам». Для ведения войны развернута разветвленная сеть информирующих центров, которые выглядят в форме институтов или информационных центров.

Суть технологии и того, и другого подхода состоит в системном воздействии на сознание людей, образ их мыслей.

Впрочем, не следует забывать, что общая цель всех войн остается прежней - изменить существующее распределение материальных благ как внутри страны, так и между обществами различного типа.

Существует и нормативное закрепление этого вида боевых действий, призванных осуществляться самостоятельно или предвосхищать или сопровождать вооруженные конфликты нового поколения.

Так, согласно новой Концепции НАТО задача когнитивной войны - «взлом личности» с помощью использования «уязвимостей человеческого мозга» для последующего применения «социального инжиниринга» с целью переформатирования человека [4].

Упрощая формулировку - формирование новой личности с другими ценностными

ориентирами, моралью и пониманием добра изла.

При этом для применения технологий когнитивной войны не столь важна направленность идеологических или религиозных устоев. Так, мы видим, во что превращается христианская религия в ряде конфессий на Западе - от возложения священства на женщин до обрядов венчания гомосексуальных пар. И это далеко не в самых малочисленных протестантских сектах.

В то же время, наверное, никто лучше присутствующих не знает, как извращаются ваххабитскими «теоретиками» нормы ислама, включая трактовку основных положений Корана, его отдельных сур. Выстраиваются особые теоретические обоснования применения террористических методов ведения войны с «неверными». На этом же фоне сохраняющаяся в информационном пространстве реклама ИГИЛ пропагандирует (в первую очередь в молодежной среде) далеко не канонические исламские идеалы и ценности.

И на Западе, и на Востоке искажаются, казалось бы, незыблемые исторические факты, пишутся новые учебники истории, в которых дается не просто извращенная интерпретация событий, но напрямую подменяются факты, цифры, роль и место отдельных государственных, религиозных и общественных деятелей, атои целых народов и стран.

Безусловно, средства ведения когнитивной войны появились давно - это и печатные издания, и художественные фильмы, и литературные произведения, музеи, выставки и т. д. Сегодня их место занял Интернет, внутри которого даже реклама вовлечена в системное воздействие. Посредством ее отслеживаются интересы конкретного человека, затем следует целенаправленное воздействие на его сознание с учетом личностных запросов и приоритетов. Даже вербовка в международные террористические организации, согласно статистическим данным правоохранительных органов и специальных служб, в определенные периоды времени, например в период «расцвета» ИГИЛ в 2015 году, осуществлялась на определенных территориях через Сеть в 20-40% случаев [5].

Массово приемы когнитивной войны проявляются в попытках замены традиционных

ценностей на либеральные, подмене понятий «нация», «народ», «достоинство», «традиционные ценности». Эти по факту военные цели продвигаются через идеи глобалистов, движение «зеленых», ЛГБТ и прочие «нетрадиционные» структуры на Западе. Через салафитов и иных сектантов на Востоке.

Почему мы сегодня акцентируем внимание на участие в этих процессах институтов гражданского общества, включая и религиозные организации?

Основные объекты когнитивного воздействия - это образование, религиозные устои и культура в целом. При этом не только в странах Балтии и на Украине (кстати, формально на сегодняшний день остающейся в СНГ), но и во многих государствах Содружества Независимых Государств выросло несколько поколений людей, не знающих мировой и отечественной истории, воспитанных в националистических традициях. Здоровым исключением на постсоветском пространстве, пожалуй, остается только Белоруссия.

Культура, включающая в себя нормы морали, этики, обычаи, традиции давно под прессингом «нетрадиционалистов», которые на самом деле координируются и контролируются из определенных центров. Это можно увидеть по количеству и образам неформальных лидеров молодежи, общественного мнения, протестным настроениям, общему нигилизму, неспособности верифицировать информацию, аргументировать свои действия и отвечать за них. Это касается и религиозного воспитания, межконфессионального взаимодействия, подготовки в ряде регионов, в первую очередь Центральной Азии, «духовных лидеров».

Почему в названии выступления мы говорим об участии гражданского общества в вооруженных конфликтах нового поколения? Один из постулатов когнитивного воздействия -создание ситуации не просто «непротивления злу», но всяческое воздействие на аудиторию, которая, впитав в себя новые «ценности», будет отказываться от силового сопротивления, от антитеррористической и антифашистской деятельности, окончательно утратит понимание того, что речь идет о военном противостоянии добра и зла, сил Света и Тьмы. При этом силы Тьмы в нужное для них время могут использовать и используют все имеющиеся ресурсы.

Война сегодня идет не только на традиционном поле боя, от которого, к сожалению, нет возможности отказаться. Объектами воздействия стали новости, аналитические и социологические данные, программы обучения в высших учебных заведениях и школе.

Для защиты от информационной агрессии обществу необходимо быть готовым применять адекватные меры, при этом действовать необходимо на опережение. Современная конфигурация сетей в военной области придала военной деятельности новое содержание.

Что мы видим сегодня и на Западе, и на Востоке?

Украинские батальоны «Азов» и «Айдар» поднимают боевой дух с помощью неоязычества. «Если кто-то из нас погибнет в бою, то в Вальхалле нас ждут наши предки!» - с такими словами обращался командир «Азова» Андрей Билецкий, более известный среди своих соратников как «Белый вождь», к новобранцам во время присяги на Софийской площади в центре Киева.

При этом неоязычники позиционируют себя как «патриотическое» движение, спекулируя на высоких понятиях, прикрываясь при этом «изучением» родной истории, фольклора и т. д. И многие молодые люди на протяжении длительного времени превращались из участников модных исторических ролевых игр в носителей новой идеологии, вбивающей клин между нациями, народами и представителями различных традиционных религий.

Характеризуя европейскую часть нашей страны, известный американский политолог Збигнев Бжезинский много лет назад писал: «После распада СССР у Запада остался единственный враг - православие» [6].

Не без поддержки западных государств на протяжении последних десятилетий практически во всех регионах Украины возникли группы последователей дохристианских культов. Они объединялись идеей возрождения дохристианских верований украинцев и рассматривают христианство как «чуждую» для Украины религию, а процесс возрождения язычества считают необходимым условием процветания украинской нации.

Все это происходит на фоне распространения альтернативных мнений о якобы намерении Советского Союза первым напасть

на Германию, заставляя население самых различных стран, включая государства -участники СНГ, начать сомневаться или даже стыдиться своей истории. И вот уже чтят военного преступника Бандеру, но сносят памятники генералу Ватутину, который фактически предотвратил истребление украинского народа нацистскими захватчиками.

Аналогичные тенденции проявляются и на других направлениях. Эксплуатируя чувства национальной идентичности и принадлежности к тому или иному народу, навязывается стойкое убеждение в угнетении народов советских республик со стороны русских в период их вхождения в состав СССР. Как показывает практика, именно такие подходы провоцируют межнациональные и межконфессиональные противоречия, превращающиеся в длительные, порой непрекращающиеся, кровопролитные конфликты разной степени интенсивности как внутреннего характера, так и международные.

При этом используются и хорошо известные методы, сформулированные в 1930-е годы фашистским идеологом, начальником управления пропаганды НСДАП Йозефом Геббельсом: «Если вы произнесете достаточно большую ложь и будете ее повторять, то люди в итоге в нее поверят», «Отними у народа историю -и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом» [7]. Следует отметить, что в ряде республик бывшего СССР и стран «социалистического лагеря» уже меняется третье поколение, живущее во лжи.

Подобная методика сохраняет свою актуальность. Она используется как на уровне отдельных государств, так и пропагандистскими структурами международных террористических организаций.

К сожалению, несмотря на видимую примитивность, результаты такой пропагандистской деятельности - будь она «правого», «ультралевого», «джихадистского» или иного толка -могут быть катастрофическими.

С другим псевдорелигиозным окрасом, но сходная по тенденции ситуация на Востоке.

С 2018 года мы отмечали активизацию русскоязычного сегмента пропаганды афганского «Талибана», ориентированного на молодежь из центральноазиатских государств. Эта тенденция подтвердилась. Однако появились

и новинки, указывающие на расширение языкового поля пропаганды. Анализ видеоконтента, размещаемого на ресурсах «Талибана», позволил, например, выявить пропагандистские видеоролики на узбекском языке. Озвучивание идет на узбекском языке, но речь с акцентом, т. е. озвучивает человек, для которого узбекский не является родным языком. Изготовление пропагандистских видеороликов поставлено на конвейер. При этом сам видеоряд имеет весьма качественную режиссуру и графику. Устойчиво присутствует такой формат, как видеообращение. Это одновременно и пропаганда, и прямой приказ к действию. Хотя там и нет конкретных объектов и адресов. Но если человека такое видеообращение чем-то «зацепило», он пойдет искать и взрывчатку, и объект. Таким образом, определенная новизна в технологии - на одно звено (вербовщика) сокращается линейка воздействия от пропаганды к новообращенному.

Резкую активизацию вербовщиков МТО в социальных сетях и мессенджерах также отмечают специалисты из Республики Таджикистан. Здесь акцент делается на призывах к вооруженной борьбе против конституционного строя. В целях организации агитационно-пропагандистской работы против правительства зарубежными спецслужбами несколько ранее была создана телевизионная студия «Садоимардум» («Голос народа»). Данный канал вещает через спутник, его офис находится в Варшаве. Подобная ситуация наблюдалась несколько лет назад с «Хизб ут-Тахрир», типография которой довольно долго располагалась в Берлине. Такая вот «смычка» Востока и Запада.

Отдельный «фронт» развернулся в отношении борьбы со все возрастающими массивами недостоверной информации, хейтерства, хайпа на фоне отказа ведущих платформ, например, УоиТиЬе, блокировать и удалять заведомые видеофейки. С каждым днем происходит нарастающее загрязнение информационной среды контентом заведомо ложного и провокативного характера, фейками и постправдой. В том числе связанными со складывающейся обстановкой. Кстати, несмотря на ограничения или прямой запрет, ко многим ресурсам найти доступ довольно легко.

И все это во многом опирается на псевдорелигиозную основу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации наша страна является светским государством, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Вместе с тем весь исторический путь не только России, но и большинства стран мира, неразрывно связан с влиянием религии и структурно оформленных религиозных структур не только на повседневную жизнь людей, но и на формирование мировоззрения, отношения к безопасности, состояние отдельных видов и в целом национальной безопасности.

В лике святых православной церкви прославлены такие «защитники земли Русской», как Александр Невский и адмирал Федор Ушаков. Согласно исторической традиции перед Куликовской битвой Дмитрий Донской был благословлен на победу святым Сергием Радонежским. На протяжении многих веков монастырские стены становились крепостными укреплениями, защищавшими от нападений внешних захватчиков.

«Чудо богатыри! Бог нас водит, Он нам Генерал», - писал генералиссимус А. В. Суворов. «За веру, царя и Отечество» воевали российские солдаты в конце XIX - начале XX века.

Свой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов внесли священнослужители и паства Русской Православной Церкви (РПЦ), мусульманское, иудейское и буддистское духовенство и их прихожане. Так, например, РПЦ организовала сбор средств для фронта, на которые были построены десятки танков и самолетов, передав в Фонд обороны более 300 млн рублей.

Отдельная заслуга религиозных организаций - патриотическое и духовно-нравственное воспитание населения.

По последним обнародованным статистическим данным, на начало 2020 года Министерством юстиции Российской Федерации были официально зарегистрированы 31 392 религиозные организации более 60 различных конфессий. Самые многочисленные - православные (более половины).

Устав Русской Православной Церкви определяет, что она «при уважении и соблюдении

существующих в каждом государстве законов... «заботится о сохранении чистоты православной веры, христианской нравственности и благочестия» [8]. Стоящий во главе каждого прихода настоятель храма призван нести ответственность за религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода.

В традиционных уставах местных мусульманских организаций также на первое место выносятся задачи, напрямую связанные с обеспечением духовно-нравственного воспитания, сохранения мира и благочестия. В большинстве уставов местных мусульманских организаций в качестве основных целей деятельности определено духовно-нравственное воспитание мусульман, распространение идей мира и согласия. А в качестве основных форм деятельности:

- укрепление межнационального согласия и мира, братства между людьми и народами;

- распространение среди мусульман исламского образа жизни и его духовных ценностей;

- содействие искоренению пороков общества.

Не случайно особое внимание религиозным организациям уделяется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, новая редакция которой была утверждена Указом Президента России № 400 2 июля прошлого года. Так, в качестве одной из задач при достижении целей обеспечения государственной и общественной безопасности указывается предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан.

Указывая на то, что в настоящее время человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов, разрушительным воздействием на базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности, а проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть, Стратегия национальной безопасности напрямую ставит задачу

в сфере защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей,культуры и исторической памяти: «поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизацию российского общества, распространение культуры межконфессионального диалога, противодействие экстремизму» [9].

Какой видится сегодня основная роль институтов гражданского общества в ведущейся когнитивной войне? И в первую очередь роль религиозных организаций. Позволю себе только обозначить несколько основных, на наш взгляд, моментов.

1. Недопущение проникновения чуждых мировоззрений, религиозных традиций, в том числе через мигрантов, переселенцев, беженцев.

И в первую очередь через средства массовой информации и Интернет. Сегодня отмечается положительная тенденция присутствия и в СМИ, и в Сети представителей традиционных конфессий. Но насколько оно достаточно? Так, на федеральном уровне на телевидении представлен только телеканал «Спас», многие могут смотреть «Союз» и уникальный, на наш взгляд, детский канал «Радость моя» (основные передачи которого, кстати, далеко не новые). Отдельные передачи других традиционных конфессий, или передачи о межконфессиональном служении и общении - скорее, редкость.

Да и имеющиеся ресурсы используются не всегда должным образом.

Россия - страна с огромной территорией, колоссальным культурно-этническим разнообразием, долгой историей. Эти факторы одновременно являются достоянием России и вместе с тем таят в себе угрозу национальной безопасности.

2. Участие в сохранении исторической правды.

Обращаясь к пастве с проповедью, священнослужители и руководители религиозных общин детально цитируют и объясняют канонические тексты, большое внимание уделяют священной истории, приводя образцовые примеры тысячелетней давности. Не вызывает сомнений, что это имеет особое, возможно, даже не до конца понятное и для глубоко

верующего человека, воздействие. Но поскольку уже сложилась такая ситуация (в первую очередь в образовании), может быть, следует в них уделить большее внимание и вопросам сохранения исторической правды современного периода. Тем более что подавляющее большинство священнослужителей, например РПЦ, имеет несравнимо более глубокое знание отечественной истории, чем большинство из их паствы. Даже светское образование той же Сретенской семинарии, слава Богу, несравнимо со многими гуманитарными вузами.

3. Проблемой является слабая сеть коммуникации между институтами гражданского

Библиография

1. Когнитивная война: война нового поколения // Электронный ресурс: https://russtrat.ru/an а^^/24^екаЬгуа-2021-0010-7763 (дата обращения: 09.09.2022).

2. Электронный ресурс: http://plotniqoff. blogspot.com/2014/02/blog-post_5.html.

3. В. Федоров. Военные ведомства западных стран намерены использовать в своих целях новейшие достижения нейробиологии и социальной инженерии // «Красная звезда». 21.02.2022. Электронный ресурс: http://redstar. ru/darpa-interesuetsya-mozgom (дата обращения: 09.09.2022).

4. Стратегическая концепция НАТО 2022 года. Принята главами государств и правительств на встрече в верхах НАТО в Мадриде 29 июня 2022 года.

общества, их разрозненность и неспособность к объединению, а также плохо развитая инфраструктура поддержки их деятельности (включая собственные сети, СМИ, образование, доступные консультационные ресурсы, о чем говорилось выше). Поэтому сегодняшнее мероприятие - это знаковое событие не только для Сибирского региона.

Одна из основных наших общих задач -формирование идеологии для всего населения Российской Федерации, в том числе через участие в создании соответствующей нормативной базы. Такой, которая была бы понятна и близка каждому ее жителю.

5. Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде. - СПб., ООО «Издательство «Русь», 2018. - 96 с.

6. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы: [Сборник] / Пер. с англ. О. Ю. Уральской. - М.: АСТ, 2013. - 703 с.

7. Агапов А. Б. Дневники Йозефа Геббельса. Тотальная война (июнь-август 1944 г.). - М.: Дашков и Ко, 2013. С. 89.

8. Устав Русской Православной Церкви. Принят на Архиерейском Соборе 2000 года (ред. 2017 г.). П. 4 Главы 1.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400. П. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.