Научная статья на тему 'Институты гражданского общества в Тульской области, их взаимодействие с региональными органами власти'

Институты гражданского общества в Тульской области, их взаимодействие с региональными органами власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
787
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ / CIVIL SOCIETY / TULA REGION / COMPLAINTS OF CITIZENS / INTERACTION WITH AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесникова Надежда Аркадьевна

В соответствии с классификацией регионов России по потенциалу развития гражданского участия, Тульская область отнесена к третьему типу (классу) среди российских регионов. В тульском регионе существуют институты гражданского общества в каждой из общественных сфер, однако есть угрозы трудно преодолеваемой пассивности граждан. Становлению институтов гражданского общества в тульском регионе способствует деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской в области, Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. В дальнейшем органам власти и институтам гражданского общества тульского региона необходимо продолжать осуществлять взаимодействие и сосредоточить усилия на решении наиболее актуальных для населения области проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN TULA REGION AND THEIR INTERACTION WITH REGIONAL AUTHORITIES

In accordance with the classification of regions of Russia as per potential of civic participation development, Tula region is related to the third type (class) among the Russian regions. In Tula region, there are institutions of civil society in each of the public spheres, but the threat is that it is difficult to overcome the passivity of citizens. The establishment of institutions of civil society in Tula region contributes to the activities of the Commissioner for Human Rights in Tula region, the Public Chamber of Tula region and the Commissioner for Children's Rights in Tula region. In future, the authorities and civil society institutions of Tula region need to continue to interact and focus on solving the most pressing problems of the region's population.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества в Тульской области, их взаимодействие с региональными органами власти»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО общества В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Н.А. Колесникова

В соответствии с классификацией регионов России по потенциалу развития гражданского участия, Тульская область отнесена к третьему типу (классу) среди российских регионов. В тульском регионе существуют институты гражданского общества в каждой из общественных сфер, однако есть угрозы трудно преодолеваемой пассивности граждан. Становлению институтов гражданского общества в тульском регионе способствует деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской в области, Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. В дальнейшем органам власти и институтам гражданского общества тульского региона необходимо продолжать осуществлять взаимодействие и сосредоточить усилия на решении наиболее актуальных для населения области проблем.

Ключевые слова: гражданское общество, Тульская область, обращения граждан, взаимодействие с органами власти.

В соответствии с классификацией регионов России по потенциалу развития гражданского участия, проведенного исследовательской группой ЦИРКОН в 2011 году, Тульская область отнесена к третьему типу (классу) среди российских регионов. Данный тип характеризуется средним уровнем жизни населения и развития экономики, средним потенциалом гражданской активности, где развитие институтов гражданского общества возможно и желательно, поскольку благоприятны условия внешней среды (прежде всего экономического характера), но при этом есть угрозы трудно преодолеваемой пассивности граждан [1, 2].

И действительно анализ институциональной сферы гражданского общества [3] тульского региона внушает определенный оптимизм. Так, по состоянию на 1 марта 2013 года на территории Тульской области было

зарегистрировано 1860 некоммерческих организаций (далее НКО) [4]. Для сравнения по состоянию на 1 марта 2013 года в близлежащих к тульскому региону областях: в Калужской области зарегистрировано 1704 НКО, в Рязанской области -2158, в Воронежской- 908 [5].

На сегодняшний день на территории Тульской области осуществляют свою деятельность 38 региональных отделений политических партий. Свои региональные отделения в Тульской области создали и зарегистрировали такие политические партии, как ЕДИНАЯ РОССИЯ, Коммунистическая партия Российской Федерации, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», Либерально-демократическая партия России, Республиканская партия России - Партия народной свободы, Города России, Альянс Зеленых - Народная партия, ПАТРИОТЫ РОССИИ, ПРАВОЕ ДЕЛО, Аграрная партия России, Молодая Россия, Умная Россия, Новая Россия и др. [6].

На территории региона достаточно хорошо развита система правозащитных организаций. Например, «Тульская областная Ассоциация защиты прав потребителей», «За права человека», «Центр защиты прав и законных интересов граждан и организаций», «Тульский правозащитный центр», «Фонд защиты конституционных прав граждан», Некоммерческое партнерство по защите прав обманутых вкладчиков Тульской области, «Ассоциация приемных семей», «Центр правовой помощи «Советник», «Консультационно-информационный центр правовой поддержки», «Юридический центр правовой помощи «ПАЛЛАДА» и др. Обращаться в указанные организации имеет право любой житель г. Тулы и области. В основном, все правозащитные организации специализируются на решении частных вопросов граждан, а также проблем, связанных с трудовыми отношениями, недвижимостью и т.д.

В приемной правительства Тульской области (Тула, просп. Ленина, д. 2, 10-й подъезд) населению оказывается бесплатная юридическая помощь. Консультации проводят члены Тульского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» [7].

Действуют на территории области и различные благотворительные фонды, например: «Забота», «Добрые дела», «Милосердие и Добродетель», «Опека», «Ангел-Хранитель»,«Анти-СПИД», «Благосостояние», «Взрослый Дом», «Дом на Земле», «МИЛОСЕРДИЕ», «Надежда Есть», «Наука- Экология-Культура-Спорт», «Маленькая страна», «Сердце в ладонях» и др. Фонды оказывают поддержку различным слоям населения, в том числе инвалидам, детям в детских домах, интернатах и прочих детских учреждениях.

Широко представлен спектр общественно-молодежных

спортивных, женских, ветеранских организаций тульского региона. Кроме

этого в нашей области зарегистрировано 259 профессиональных союзов, 17 казачьих объединений, 234 религиозных организации [8].

Что касается информационного пространства Тульской области, то это и печатные издания, и радиостанции, и телекомпании. Средства массовой информации тульского региона предоставляют жителям информацию по социальным, политическим и экономическим вопросам. И здесь наряду с федеральными государственными средствами массовой информации (например, филиал ФГУП «Всеросийская Государственная телевизионная и радиовещательная компания») присутствуют региональные и местные СМИ (например, «Телеканал Тула», газеты «Алексинские вести», «Белевская правда», «Заря. Ефремов», «Ясногорье» и многие другие), в том числе негосударственные (например, ООО «Телевизионное вещание -51» («ТВ 51»), ООО «Телерадиокомпания «Эфир-49», газеты «Слобода», «Красивая меча» и др.) [9].

Становлению институтов гражданского общества в регионе, обеспечению защиты прав граждан также способствуют деятельность Уполномоченного по правам человека в Тульской в области, Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Институт Уполномоченного по правам человека в Тульской области является одним из самых молодых среди субъектов России. В сентябре 2012 года Тульская областная Дума приняла Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Тульской области» [10], в результате которого наш регион стал 68-м субъектом РФ, где учрежден такой институт государственный правозащиты.

В ноябре 2012 года Уполномоченным по правам человека в Тульской области была назначена Галина Григорьевна Фомина, был создан Аппарат Уполномоченного по правам человека.

Основными задачами этого нового для тульского региона института являются: 1) содействие восстановлению нарушенных прав человека и гражданина; 2) подготовка предложений по совершенствованию механизма защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) правовое просвещение населения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты; 4) развитие межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Итоги деятельности Уполномоченного по правам человека в Тульской области за 100 дней работы показали, что граждан нашего региона, как и граждан в целом по России, больше всего сейчас волнуют вопросы, связанные с жильем, в том числе вопросы оказания услуг ЖКХ, и иные вопросы социальной инфраструктуры [11].

Тематику обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Тульской области (по видам прав) можно представить в виде диаграммы (рис. 1).

В целях защиты прав жителей региона, в 2013 году были подписаны соглашения о сотрудничестве Уполномоченного поправом человека в Тульской области с правозащитными НКО, а также сформированы 14 экспертных групп по направлениям совместной правозащитной деятельности.

Важным институтом гражданского общества, обеспечивающим взаимодействие общественности и региональной власти, является образованная в 2005 году Общественная палата Тульской области.

□ право на жилище

■ уголовное право, исполнение наказаний

□ несогласие с судебными решениями

□ по услугам ЖКХ

■ право на мед.помощь

□ соц. инфраструктура

□ право на собственность ■труд.права

■ неисполнение решений

суда

□ пенсионное обеспечение

Рис. 1. Тематика обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Тульской области (в % от общего числа поступивших обращений)

На сегодняшний день палата осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом Тульской области от 14.10.2010 № 1484-ЗТО «Об Общественной палате Тульской области» [12]. Целью деятельности Общественной палаты в соответствии с законом является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Тульской власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Тульской области, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества в Тульской области.

По структуре Общественная палата Тульской области включает в себя, помимо Президиума, самые разнообразные комитеты и советы [13]. При этом два комитета имеют непосредственное отношение к власти (как федеральной, так и региональной) - это Комитет развития Гражданского общества и местного самоуправления и Комитет по взаимодействию с органами власти и общественному контролю их деятельности.

Общественная палата осуществляет достаточно обширную деятельность в области взаимодействия с властью в тульском регионе:

вопрос развития местного самоуправления, национальный вопрос, взаимодействие с общественными организациями, взаимодействие с органами исполнительной и представительской власти, проверка законодательных и нормативных актов. Сами члены Общественной палаты Тульской области ведут прием граждан области и оказывают им бесплатную юридическую и иные виды помощи.

Однако так как все члены палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах, а в структуре Общественной палаты отсутствует свой Аппарат, то в будущем, целесообразно создание Аппарата Общественной палаты Тульской области, который бы осуществлял правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское и иное обеспечение деятельности Общественной палаты Тульской области, обеспечивал организационное исполнение принимаемых решений, осуществлял подготовку совещаний, заседаний, форумов и т.д.

В 2011 году в целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов детей в Тульской области была учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области [14].

Введение данного института в нашем регионе обусловлено реальной необходимостью, так как в последние годы в регионе происходит постепенное сокращение численности детей. Так, за прошедшие 10 лет численность детского населения в возрасте 0-17 лет сократилась на 67,4 тыс. человек (с 300,5 тыс. человек на 01.01.2002 до 233,1 тыс. человек на 01.01.2011) [15].

В целях создания условий, направленных на улучшение положения детей в Тульской области, правительством Тульской области была утверждена Стратегия действий в интересах детей Тульской области на 20122017 годы [16], в которой установлен целый комплекс мер социальной поддержки детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, молодых семей, а также семей, воспитывающих детей-сирот.

В 2011-2012 гг. правительством Тульской области были разработаны и другие специальные программы, направленные на успешную самореализацию жителей области на принципах гражданского общества, на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе. Например, Программа социально-экономического развития Тульской области [17] рассчитана до 2015 года и предусматривает целый комплекс мероприятий, направленных на создание и развитие в регионе инфраструктуры информационного общества; обеспечение доступности и прозрачности для населения публичной власти, привлечение общественности к обсуждению вопросов государственного регулирования; совершенствование нормативной правовой базы в сфере организации местного самоуправления и развития институтов

гражданского общества. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий составит более 181 млн рублей.

Программа государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области на 2012-2014 годы [18] направлена на эффективное использование СО НКО в решении задач социального развития региона, на увеличение доли таких организаций, в том числе для участия в конкурсе социально значимых проектов, увеличение численности добровольцев (волонтеров), привлекаемых к реализации социально значимых проектов. Механизм реализации программы также предполагает предоставление им серьезной финансовой поддержки (более 45 млн рублей) [19].

Таким образом, взаимодействие органов власти и различных структур гражданского общества региона достаточно выгодно для обеих сторон, так как власть может поддержать институты гражданского общества экономически и организационно, в том числе выделить финансовые средства, предоставить льготы, помещения, а общественные организации, в свою очередь, могут взять на себя решение острых социальных проблем, актуальных для жителей области.

При этом такая совместная деятельность должна быть сосредоточена в первую очередь на решении наиболее острых для населения проблем. Анализ обращений граждан Тульской области, показывает, что за последние 5 лет (с 2008 по 2012 г. включительно) наблюдается рост числа обращений населения в органы исполнительной власти и подразделения аппарата правительства Тульской области [20], что наглядно представлено в диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Количество обращений граждан в органы исполнительной власти и подразделения аппарата правительства

Тульской области

В тематическом разрезе наиболее актуальными являлись вопросы: жилищно-коммунального обслуживания - 14880, или 43 % от общего количества обращений (12163, или 41 %, - в 2011 году); транспорта и

дорожного хозяйства - 3541, или 10 % (2026, или 7 %, - в 2011 году); жилищные вопросы - 3500, или 10 % (4159, или 14 %, - в 2011 году); социального обеспечения и социальной защиты населения - 2045, или 6 % (1992, или 7 %, - в 2011 году); здравоохранения - 1754, или 5 % (1545, или 5 %, - в 2011 году).

Таким образом, в тульском регионе в 2012 году, как и в целом по России, отмечен рост обращений граждан по вопросам благоустройства городов и поселков, оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ремонта кровли.

В целях повышения открытости, прозрачности и доступности власти по поручению губернатора Тульской области с 10 сентября 2012 года был организован прием обращений граждан по бесплатному федеральному номеру многоканального «телефона доверия» губернатора. Только в период с сентября по декабрь 2012 года на этот номер поступило 11655 звонков от граждан. Все обращения граждан были оперативно рассмотрены. Положительно в 2012 году решены 47 % от числа рассмотренных, по остальным обращениям направлены разъяснения в соответствии с действующим законодательством.

Также в Тульской области в 2012 году проведены 23 «прямые линии» связи руководителей органов исполнительной власти Тульской области с населением.

На портале правительства Тульской области функционирует «Электронная приемная» [21], с помощью которой граждане направляют обращения в адрес губернатора и правительства Тульской области.

С 1 января 2012 года внедрена процедура, выполняющая автоматизированную обработку запросов информации об обращениях граждан и организаций, поступающих из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

Реализация указанных форм работы с населением обеспечивает эффективные каналы взаимодействия власти региона с населением и позволяет акцентировать внимание на решении наиболее актуальных проблем, волнующих население региона.

Таким образом, главный позитивный итог последних лет состоит в том, что произошло значительное повышение внимания региональной власти к институтам гражданского общества и проблемам населения Тульской области.

Разрабатываются различные средне- и долгосрочные программы, направленные на создание и развитие в регионе инфраструктуры информационного общества, развития и поддержки институтов гражданского общества, в том числе выделяются средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Анализ базы общественных объединений и изучение характера их деятельности показывает, что в регионе сформированы основные институты

гражданского общества в каждой из общественных сфер, а спектр существующих общественных объединений достаточно разнообразен. Этому способствует и деятельность Общественной палаты Тульской области, Уполномоченного по правам человека в Тульской области, Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Однако результаты их деятельности пока не известны большинству населения, которое и само пока не отличается высоким уровнем гражданской активности и инициативы. То есть стратегическая задача на ближайшее время — обеспечить интеграцию активных граждан Тульской области в институты гражданского общества.

Новая тенденция состоит в том, что региональные власти предпринимают активные усилия для привлечения активных граждан к диалогу, в том числе это и возможность напрямую обратиться в органы власти и в органы местного самоуправления в электронном виде через электронные приемные, через «прямые линии» связи. То есть члены правительства Тульской области, руководители органов исполнительных власти активно используют информационные технологии для расширения диалога с населением, что позволяет оперативно отвечать на вопросы граждан, принимать непосредственное участие в решении проблем населения региона и отдельных граждан в режиме онлайн.

Таким образом, потенциал институтов гражданского общества в регионе имеется, а следовательно, необходимо искать различные формы стимулирования и поддержки институтов гражданского общества и общественной активности населения в целом. Совместная деятельность гражданского общества и власти должна быть направлена на решение наиболее актуальных для населения региона вопросов и проблем.

Список литературы

1. Классификация российских регионов по потенциалу развития

гражданского общества // Краткий отчет по итогам анализа данных // Исследовательская группа ЦИРКОН. 2011. URL:

http://www.zircon.ru/upload/iblock/24e/Klassifikacija rossijskih regionov po potencialu razvitija GO.pdf (дата обращения: 26.12.2012).

2. Батанина .А., Лаврикова А.А. Параметры политической системы как фактор развития политического участия в регионах ЦФО// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1. С. 124-134.

3. Нагаева С.К. Политические элементы в структуре гражданского общества // Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Вып 2.

С. 319-327.

4. Колесникова Н.А. Некоммерческие организации как основные институциональные формы гражданского общества// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1. С. 146-155.

5. Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации// URL: http://unro.miniust.ru/NKOs.aspx (дата обращения:

01.03.2013).

6. Официальный сайт Министерства юстиции Российской

Федерации // Управление Министерства Российской Федерации по Тульской области. URL: http://to71 .miniust.ru/ (дата обращения:

04.07.2013).

7. Портал правительства Тульской области. URL:

http: //tularegion. ru/governance/appr/delobr/%D 1 %8E%D 1 %80-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D 1 %89%D 1 %8C/ (дата

обращения: 01.03.2013).

8. Официальный сайт Министерства юстиции Российской

Федерации // Управление Министерства Российской Федерации по Тульской области. URL: http://to71 .miniust.ru/ (дата обращения:

01.08.2013).

9. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций // Перечень наименований зарегистрированных СМИ. URL: http: //www.rsoc.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения:

01.09.2013).

10. Об Уполномоченном по правам человека в Тульской области: Закон Тульской области от 27 сентября 2012 г. // Тульские известия. 2012. 28 сент. № 144.

11. Информация предоставлена диссертанту 27 февраля 2013 года Уполномоченным по правам человека в Тульской области Г.Г. Фоминой и его Аппаратом.

12. Об Общественной палате Тульской области: Закон Тульской

области от 14 октября 2010 года № 1484-ЗТО. См.: текст закона на портале правительства Тульской области. URL:

http://health.tularegion.ru/netcat files/423/556/h d795839bf6cd06034a8e28cc1 315dc3b (дата обращения: 08.04.2013).

13. Официальный сайт Общественной палаты Тульской области. URL: http://optula.ru/index.html (дата обращения: 02.06.2013).

14. Об уполномоченном по правам ребенка в Тульской области: Закон Тульской области от 1 апреля 2013 г. № 1891-ЗТО // Тульские известия. 2013. 11 апр. № 53.

15. Доклад Уполномоченного по правам ребенка Тульской области И.А. Щербаковой на заседании Общественного совета комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству «О создании в Тульской области Служб сопровождения замещающих

семей» 15.11.2012. URL: http://prava rebenka.tularegion.ru/publ/ (дата

обращения: 08.02.2013).

16. О Стратегии действий в интересах детей Тульской области на

2012-2017 годы: Распор.правительства Тульской области от 8 октября 2012 г. № 621-р. URL: http://prava_rebenka.tularegion.ru/documents/npa/ (дата

обращения: 04.03.2013); также см: Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии действий в интересах детей Тульской области на 2012 - 2017 годы: Распор. правительства Тульской области от 24 декабря 2012 г. № 858-р. URL:

http://prava rebenka.tularegion.ru/documents/npa/_____(дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

04.03.2013).

17. О программе социально-экономического развития Тульской области до 2015 года: Закон Тульской области от 7 мая 2011 г. № 1560-ЗТ0 // Тульские известия. 2011. 12 мая. № 65.

18. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Г осударственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Тульской области на 2012-2014 годы: Постановление правительства Тульской области от 10 сентября 2012 г. № 501 // Тульские известия. 2011. 20 сент. № 139.

19. О грантах Тульской области социально ориентированным

некоммерческим организациям: Закон Тульской области от 30 ноября 2011 г. № 1666-ЗТО // Тульские известия. 2012. 20 сент. № 139; О Порядке предоставления грантов Тульской области социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление правительства Тульской области от 7 августа 2012 г. № 431. URL:

http://nko.economy.gov.ru/Files/ClaimDocuments/2fe9ac7a-41e8-43ab-a3bd-a0d1b7ed5d6f.pdf (дата обращения: 03.04.2013).

20. Информация о работе с обращениями граждан //Портал

правительства Тульской области. URL:

http: //tularegion.ru/governance/appr/delobr/tekdej atdok/obr/ (дата обращения

04.03.2013).

21. Огнева В.В., Балховитина Т.С. Социально-политическая активность как фактор повышения эффективности интернет-коммуникационного взаимодействия власти и общества// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С. 54-66.

Колесникова Надежда Аркадьевна, зам. начальника Штаба Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Туле, Nadin061179@mail. ru, Россия, Тула, УМВД России по г. Туле.

CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN TULA REGION AND THEIR INTERACTION WITH REGIONAL AUTHORITIES

N.A. Kolesnikova

In accordance with the classification of regions of Russia as per potential of civic participation development, Tula region is related to the third type (class) among the Russian regions. In Tula region, there are institutions of civil society in each of the public spheres, but the threat is that it is difficult to overcome the passivity of citizens. The establishment of institutions of civil society in Tula region contributes to the activities of the Commissioner for Human Rights in Tula region, the Public Chamber of Tula region and the Commissioner for Children's Rights in Tula region. In future, the authorities and civil society institutions of Tula region need to continue to interact and focus on solving the most pressing problems of the region's population.

Key words: civil society, Tula region, complaints of citizens, interaction with authorities.

Kolesnikova Nadezhda Arkadievna, Deputy Chief of Staff of Tula City Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nadin06II79 a jvail.ru, Russia, Tula, The Russian Ministry of Internal Affairs for the city of Tula.

УДК 323

РОЛЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.А. Колесникова

Местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского общества в современной России. Именно на местном уровне должны быть решены основные вопросы благоустройства территорий, проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, правового просвещения жителей, помощи незащищенным слоям населения и т.п. На современном этапе развития государство и гражданское общество находятся в поиске новых эффективных моделей взаимодействия на местном уровне.

Ключевые слова: местное самоуправление, население, благоустройство, сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), энергоэффективность, коммунальные услуги, правовое просвещение.

Местное самоуправление - один из основных институтов гражданского общества, это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.