УДК 316.034
Кашкаров Александр Александрович
кандидат юридических наук, доцент
- ,
Крымский юридический институт (филиал), Университет прокуратуры Российской Федерации [email protected]
Кашкаров Алексей Александрович
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры уголовного права и
,
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России [email protected]
Alexander A. Kashkarov
Candidate of Jurisprudence,
Associate Professor
Chair of Criminal Law Disciplines,
Crimean Law Institute (branch)
University of the Prosecutor's Office
of the Russian Federation
Alexey A. Kashkarov
Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Criminology,
Crimean Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
Институты гражданского
общества в системе субъектов противодействия экстремизму и терроризму
Institutes of civil society
in the system of subjects of court action to extremism and terrorism
Аннотация. В статье экстремизм и терроризм рассмотрены как одними из самых опасных угроз современного российского государства и общества, что прежде всего связано с многообразием их проявлений, неоднородным составом экстремистских и террористических организаций. Определено значение государства и институтов гражданского общества в противодействии рассматриваемым негативным явлениям.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, преступление, общество, государство, безопасность.
Annotation. In the article extremism and terrorism are considered as one of the most dangerous threats of the modern Russian state and society, which is primarily due to the diversity of their manifestations, the heterogeneous composition of extremist and terrorist organizations. The importance of the state and civil society institutions in counteracting the negative phenomena under consideration was determined.
Keywords: extremism, terrorism, crime, society, state, security.
Преступления экстремистско-террористичес-кой направленности причиняют вред не только общественной безопасности и государственной целостности Российской Федерации, но создавая реальную угрозу межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному согласию ведут к нарушению гражданского мира и спокойствия в обществе, то есть подрыву основ конституционного строя, добрососедских отношений между многонациональным народом России.
,
-
вышли за пределы отдельных государств и представляют глобальную угрозу безопасности
всего цивилизованного мирового сообщества.
, -
странных государств пытаются использовать методы экстремизма и даже терроризма в качестве инструмента для решения геополитических
, -ния и удержания власти.
Идеология экстремизма и терроризма заключается в возбуждении ненависти либо вражды к другому человеку или социальной группе людей, отличающихся по признакам: пола, расы, возраста, национальной, языковой, религиозной, политической принадлежности. Практика показывает, что угроза распространения экстремизма и терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой преступной идеологии. В связи с
этим, с сожалением приходиться констатиро-
,
-
способствует современное развитие техники,
связанной с передачей информации и доступом . -
рористических сообществ (групп) с целью популяризации своих преступных взглядов, вовлече-
ния (вербовки) в свои ряды новых лиц, в том числе несовершеннолетних и даже малолетних, используют информационно-телекоммуникационные сети, включая «Интернет». Кроме того, именно в «Интернете» размещаются призывы к насильственным действиям (несанкционированным митингам, акциям неповиновения, массо-, ),
инструкции по их проведении и координации со.
Анализ статистически данных, размещенных на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, показывает, что в общей структуре преступности, преступления экстремистской и террористической направленности занимают небольшой удельный вес и
не превышают 0,1 % от всех зарегистрирован,
исчисляться сотнями и тысячами. Так, только за 7 месяцев текущего года в стране зарегистрировано 1101 преступление террористической направленности и 924 преступления экстремистской направленности в том числе [1, с. 8]. В 2017 году эти показатели составляли 1871 преступлений террористической направленности и 1521 экстремистской [2, с. 32]. При этом, нельзя забывать о том, что за большинством из этих цифр стоят десятки, а то и сотни потерпевших, которым причинен реальный вред жизни, здоровью и .
,
вывод, что в современных общественно-политических условиях совершение преступлений рассматриваемой категории является следствием недостаточной социальной адаптации определенных лиц или групп, развития в их сознании асоциальных установок, вызывающих противоправные образцы их поведения. Перечисленные негативные явления выражается в , -
листическими, неофашистскими идеологиями, нетрадиционными религиозными течениями, и проявляются в непосредственном участии в деятельности радикальных движений и групп, совершении общественно-опасных деяний, на почве внушаемых экстремистских или террористических убеждений или по их мотивам. ,
террористической направленности входят в общую структуру преступности, одним из важнейших направлений противодействия этим негативным социальным явлениям в Российской Федерации, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 182-ФЗ от 23.06.2016 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ от 23.06.2016) признается их профилактика, то есть «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление
и устранение причин и условий, способствующих
, -
ние воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или
» [3]
- - -
предительной работы по противодействию этим . , учитывать, что для того, чтобы данная работа была эффективной, она должна носить, системный, плановый, последовательный и целенаправленный характер не только по искоренению
причин и условий, порождающих такую незакон, -
.
Опыт противодействия экстремизму и террориз-
,
, ,
искоренить путем применения одних уголовно-правовых запретов и карательных мер, то есть основными средствами государственного принуждения. По этой причине, мероприятия по противодействию экстремизму и терроризму проводимые только со стороны аппарата публичной власти и прежде всего правоохранительных органов без подключения общественности не могут привести к положительным результатам. Не приносят должного эффекта в профилактике рассматриваемых негативных явлений и отсутствие между органами государственной власти и общественными объединениями четких, согласованных программ по противодействию им.
, -
ность органов публичной власти и институтов
гражданского общества по предупреждению всех , -
- , -, -
ских взаимоотношений между ними, повышению
уровня доверия к органам публичной власти со , -
ложительного имиджа правоохранительных и иных органов публичной власти.
Деятельность институтов гражданского общества носит двунаправленный характер, с одной стороны институты гражданского общества
обеспечивают соблюдение органами публичной , -
зических и юридических лиц, а с другой активно содействуют органам публичной власти в предупреждении преступлений всех видов, в том числе и экстремистско-террористической направ-[3, . 78]. -
нием о том, что представители общественности
являются наиболее социально активной частью
,
, -
вать культуру неприятия любых идей экстреми-.
проявлениям экстремизма со стороны общества,
,
это го явления, установлению гражданского мира и объединению усилий граждан, общества и государства в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей [4, . 790].
На необходимость привлечения институтов гражданского общества к мероприятиям по противодействию экстремизму и терроризму, постоянно обращает внимание Президент России Вла-. ,
безопасности Российской Федерации, проведенного в ноябре 2014 года и на котором рассматривались угрозы «цветных революций» лидер страны выделяя в качестве приоритета работу с молодежью по противодействию экстремизму
среди других направлений деятельности, указал «
действенной помощи в совершенствовании системы госуправления в сфере национальной по, , -
лодых людей в духе патриотизма и ответственности за судьбу Родины... опираясь на граждан,
,
всех этих областях было позволено исключительно с целью закручивания каких-то так назы-
,
не пойдем - будем опираться именно на гражданское общество прежде всего» [5]. Также, на целесообразность вовлечения институтов гражданского общества в сферу предупреждения -
указывают и международные организации [6].
Необходимость взаимодействия институтов гражданского общества с органами публичной власти во многом еще обусловлена тем, что представители общественности более оперативно реагируют на изменения в социуме в целом либо в отдельной социальной группе, что может быть
использовано для работы на опережение угроз и - -
правленности.
Приёмы и методы институтов гражданского общества в сфере предупреждения экстремистско-террористической преступности могут быть различными, к ним могут относиться: - -
патриотического содержания среди населения,
особенно среди молодежи; -
верховенства права и закона; осуществление общественного контроля за деятельностью органов публичной власти; - -
тельно состояния лояльности населения к органам публичной власти; -
-
,
мер по предупреждению данного вида преступ-
;
-
имиджа органов публичной власти и доверия им; - -
ческих и юридических лиц, пострадавших от
-
направленности.
На сегодняшний день общественные отношения,
возникающие в сфере профилактики правона-
,
№ 182-ФЗ. Указанным Федеральным законом
предусмотрено, что одним из основных направлений профилактики правонарушений в Российской Федерации является именно противодействие терроризму и экстремизму а также закреплено, что граждане, общественные объединения и иные организации, то есть составные элементы гражданского общества, участвуют в профилактике правонарушений. Такое участие осуществляется путем оказания содействия или помощи органам государственным власти и местного самоуправления в рамках реализации своих прав и в строгом соответствии с действующим законодательством.
Деятельность институтов гражданского общества не должна быть бесконтрольной, потому что
именно неконтролируемое развитие обществен,
приводит к формированию деструктивных идей и
,
условиях приводит к возникновению террористических и экстремистских организаций, чья деятельность поглощает и парализует социально значимую деятельность иных общественных организаций и органов публичной власти.
Рассматривая вопрос полномочий институтов гражданского общества в сфере профилактики преступлений, не только экстремистской и террористической направленности, необходимо
учитывать, что государство, в лице уполномо-
:
) -
обходимых условий для их нормального развития человека и гражданина, а также функционирования общественных объединений и иных ор-
;
б) оказывает содействие гражданам, общественным объединениям и иным организациям, в осуществлении законной деятельности и сотрудничает с ним по этим направлениям; ) -
ностью общественных объединений и организаций во избежание развития среди них течений антигосударственной, антисоциальной, экстремистской и террористической направленности.
Это необходимо для своевременного выявления, предупреждения и пресечения противозаконной деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, и отдельных физических лиц.
, -
- ,
их настроений как в самом обществе, так и в отдельных социальных группах, должно быть в постоянном поле зрения не только органов государственной власти и местного самоуправления, к
: ,
предприятия, учреждения и организации социально-культурной сферы (образовательные организации, учреждения культуры, искусства, спорта и
),
общества, в том числе общественных объединений.
Отмечая приоритетность воспитания молодёжи в духе патриотизма и ответственности за государство, особо следует отметить роль религиозных и молодёжных общественных организаций в сфере предупреждения экстремизма и терроризма. Это обусловлено рядом факторов, а именно тем, что адептами (сторонниками) радиальных экстремистских движений в большинстве случаев становятся молодые люди, не имеющие собственных, четко сформулированных, ценностно-ориентированных взглядов и представлений относительно социальных процессов. Именно поэтому воздействие на сознание молодёжи чаще всего осуществляется посредством внедрения в сознание подростка извращённых представлений о социальной справедливости имеющий вырванный религиозный, либо идеоло-.
, -
ством совместно с институтами гражданского
,
расширении в обществе знаний о традициях, культуре и религии других народностей. В противовес экстремистским и террористическим
сообществам сегодня необходимо развивать , -
,
развитию населения, создавать детские, молодежные, спортивные некоммерческие организации цели и задачи которых должны направляться на возрождение культуры народов, военно-
патриотическое воспитание молодежи, благо, -
ных видов спорта. Литература:
1. Состояние преступности в России за январь -июль 2018 года. URL : http://crimestat.ru/analytics
2. Состояние преступности в России за январь -декабрь 2017 года. URL : http://crimestat.ru/ analytics
3. Фурсова Е.Б. Гражданское общество в проти-
//
университета МВД России. 2014. № 9. С. 78-81.
4. Пирбудагова Д.Ш. Роль институтов гражданского общества в противодействии экстремизму
/ . . , . . // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 4. С. 784-793. DOI: 10.17150/25004255.2017.11 (4).784-793.
5. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Совета Безопасности от 20.11.2014. URL : http://www.krem-l in.ru/events/security-council/47045
6. Роль гражданского общества в предотвращении терроризма. URL : https://www.osce.org/ru/ odihr/25143?download=true
Принятие необходимых профилактических мер и раннее выявление факторов способствующих распространению экстремизма и терроризма позволят не допустить формирования в обществе негативных явлений влияющих на морально-нравственное развитие человека и способных повлиять на выбор
лицом именно асоциальной модели поведения.
, -
статутами гражданского общества, в том числе по разъяснению принципа неотвратимость наказания за осуществление противозаконной экстремистско-террористической деятельности должны закладывать прочную основу для толерантного воспитания , -
вое негативное отношение к общественно-опасным деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения негативного - -
гии на общество и государство.
Из вышеизложенного следует однозначный вывод о том, что мероприятия по предупреждению экстремизма и терроризма, профилактики преступлений указанной направленности необходимо планировать и проводить с учетом всех возможностей государственных структур и общест-, -
нение должно стать важнейшим направлением работы в данной сфере и достижении постав. -ступлений рассматриваемой категории и обуздания криминальной ситуации в данной сфере
представляется целесообразным усилить про, , -
совершеннолетних путем проведения мер вос--
.
Literature:
1. The condition of crime in Russia in January-July 2018. URL : http://crimestat.ru/analytics
2. The condition of crime in Russia for January -December 2017. URL : http://crimestat.ru/analytics
3. Fursova E.B. Civil Society in Countering Terrorism // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. № 9. P. 78-81.
4. Pirbudagova D.Sh. The Role of Civil Society Institutions in Counteracting Extremism in Russia / D.Sh. Pirbudagova, Z.M. Musalova // All-Russian Criminological Journal. 2017. Vol. 11, № 4. P. 784793. DOI: 10.17150 / 2500-4255.2017.11 (4).784-793.
5. Speech of the President of the Russian Federation V.V. Putin at a meeting of the Security Council of November 20, 2014. URL : http:// www.kremlin.ru/events/security-council/47045
6. The role of civil society in the prevention of terrorism. // URL : https://www.osce.org/en/odihr/ 25143?download=true