Научная статья на тему 'Институты гражданского общества в романо-германской правовой семье'

Институты гражданского общества в романо-германской правовой семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисюк Максим Владимирович

В данной статье анализируются место и роль институтов гражданского общества в романо-германской правовой семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества в романо-германской правовой семье»

äLM

Денисюк Максим Владимирович,

аспирант Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины (г. Киев)

институты гражданского общества в романо-германской правовой семье

Обращаясь к рассмотрению институтов гражданского общества в странах романо-германской правовой системы, для адекватной оценки их действительных места и роли, необходимо учитывать не только чисто правовые, но и политические и экономические реалии их современного существования в этих государствах. Так, в контексте политических реалий С. Зубченко справедливо указывает, что деятельность различных неправительственных организаций часто используется государствами как инструмент политического влияния на правительства других государств, артикулирование определенных ценностей, формирование соответствующего имиджа и соответствующих общественных стереотипов за рубежом [1, с. 107]. Эту же мысль поддерживают и российские специалисты: «Сегодня институты гражданского общества становятся важнейшим инструментом внешней политики, вытесняя предыдущие - классическую дипломатию и военную силу» [2, с. 4]. Что касается экономического аспекта, то эксперты отмечают, что в общественном секторе стран Европейского Союза трудоустроено от 4,4 до 14% трудоспособного населения. Кроме того, в странах Центрально-Восточной Европы общественные организации привлекают втрое больше внутренних и внешних инвестиций в социальную сферу, чем государственные и коммунальные учреждения социальной направленности [3].

Существование гражданского общества предполагает не только наличие автономных (пусть даже относительно) от государства политических и общественных организаций, но и их способность эффективно взаимодействовать с аппаратом власти в определенных пределах. так, европейская практика презюмирует необходимость их симбиотического

сотрудничества для достижения определенных

общих целей (в частности, по внедрению системы демократических ценностей, разработки и принятия прогрессивного, реформаторского законодательства). На такую мысль, в частности, наталкиваетанализп.п. 1-4раздела«Человеческое измерение» Заключительного акта Венской встречи государств-участников ОБСЕ от 15 января 1989. С одной стороны, акцентировалось недопустимость необоснованных вмешательств государств в деятельность неправительственных организаций, с другой - к неправительственным организациям адресовался призыв оказывать содействие государствам в выполнении ими своих обязательств в рамках ОБСЕ [4, с. 24-25].

Таким образом, можно утверждать, что в европейской практике институты гражданского общества и государственные учреждения однозначно не являются антагонистами. Напротив, во многих сферах они являются взаимодополняющими образованиями с общими целями. На это указывает еще и тот факт, что 4060% годового бюджета рядовой общественной организации стран ЕС составляют средства из государственного бюджета.

традиционно в международной политико-правовой практике оперируют не понятием «институты гражданского общества» (которое является более характерным для политологических исследований), а ближе собственно к правовой, законодательной практики понятием «неправительственные организации» (далее - НПО, англ. nongovernmental organizations - NGOs). Термин «неправительственные организации» был впервые использован в Уставе Организации ОбъединенныхНаций 1945 годасцельюотделения межправительственных специализированных учреждений и международных частных организаций. Как и многие другие термины, широко используемые в современных науках, данный термин не имеет общепринятого

определения. Данный вопрос подлежит разному толкованию в зависимости от обстоятельств. К. Мартинс (Kerstin Martens) выделяет два подхода для определения НПО: юридический и социологический. В юридических исследованиях акцент делается на правовом статусе НПО как в национальном законодательстве, так и в международном праве. Социологический подход основан на исследовании социальных субъектов, составе и функциях НПО в транснациональных масштабах [5, с. 271].

Неправительственная организация - это некоммерческая организация, членами которой являются граждане или объединения граждан одной или нескольких стран, направления деятельности которой определяется ее членами в ответ на потребности последних или одной или нескольких сообществ, с которыми сотрудничает организация [6, с. 538]. Неправительственные организации выполняют широкий круг функций, таких как защита прав человека, оказание помощи беженцам, борьба за разоружение, осуществление исследовательских или образовательных мероприятий. Такие организации создают возможность для людей непосредственно участвовать в решении ряда актуальныхпроблем,вналаживаниипартнерского сотрудничества с государственными органами и организациями.

Неправительственные организации играют важную роль как для развитых стран, так и для стран, которые только развиваются. Р. Арквинт в выступлении, подготовленном ко второму региональному конгрессу неправительственных организаций, выделил несколько моделей участия таких организаций в управлении государством и принятии политических решений. Через модель «сверху-вниз» (an up-down model), можно определить позицию Совета Европы, которая является своеобразным зонтиком для всех европейских неправительственных организаций, играющих роль ее партнеров-представителей во многих политических вопросах. Следующая модель подразумевает делегирования полномочий от государства к НПО (в первую очередь в сферах культуры, искусства, благотворительности) и связано с передачей полномочий и денежных ресурсов. Еще один вариант - создание институционализированных органов, ответственных за взаимодействие с властью и государством (эти органы развивают определенный способ практики совместного принятия решений), а так же - механизм круглых столов как неформальный вариант

сотрудничества. НПО должны осознавать, какую форму диалога они хотят избрать при коммуникации с властью [7, с. 95].

в большинстве стран мира юридическая независимость организаций, особенно независимость от правительства, обеспечивается на конституционном уровне. Среди стран романо-германской правовой системы в пример такой практики можно привести Грецию, Италию, Испанию, ФРГ, Швейцарию, Швецию. Однако следует отметить, что конституционные нормы должны находить свое отражение и детализироваться в специальных законах об общественных организациях, что будет способствовать успешному созданию и функционированию таких общественных организаций.втожевремя,недопустимослишком формально подходить к конституционному упорядочению деятельности институтов гражданского общества. так, в действующей Конституции Украины нет прямого упоминания о гражданском обществе. Главное, что в ней закреплены общие конституционные принципы, которые устанавливают соответствующие права граждан, возможности гражданской активности в целом, являются соответствующими современным демократическим практикам.

Одной из важнейших особенностей социальной системы государств романо-германской правовой системы является широкая, разветвленная система благотворительных объединений, играющих важную роль в решении задач социальной защиты. В странах Западной Европы предоставление социальных услуг никогда не было задачей сугубо государственной, оно всегда осуществлялось с привлечением «третьего сектора». В качестве примеров наведем следующее. Так, в ФРГ идут не путем создания бюрократических, закостенелых социальных служб, а путем использования общественно полезных организаций, которые занимаются социальными проектами. Именно социальные проекты являются главным инструментом их функционирования и своеобразным стимулом их дальнейшего существования. Ведь государство выделяет средства только на те социальные проекты, значимость которых доказана. Это стимулирует творческую работу институтов гражданского общества [8, с. 151, 153].

Немецкое законодательство предусматривает лишь две организационно-правовые формы зарегистрированных некоммерческих

объединений: союз (Union) и фонд (Stiftung). Союз трактуется как «группа физических или

юридических лиц, которые добровольно и на длительный срок объединились для достижения определенной общей цели и которые подчиняются организованному волеизъявлению». Причем, к таким объединениям не относятся политические партии, парламентские фракции всех уровней и религиозные общины. В свою очередь фонды в ФРГ, в отличие от союзов, являются результатом волеизъявления одного лица-учредителя, который определяет цели и задачи организации, порядок ее деятельности, а также передает в распоряжение фонда часть своего имущества. Волеизъявление должно быть выраженным в письменной форме. Законодательством ФРГ даже предусмотрена возможность создавать фонды на выполнение завещаний умерших или по просьбе наследников [9, с. 131].

Анализируя опыт Франции, необходимо отметить, что сеть институтов гражданского общества там состоит из более 800 тыс. общественных объединений и охватывает более 20 млн. человек. Ведущим источником права в этой сфере является Закон об ассоциациях 1901 г., в котором зафиксирована свобода создания любых ассоциаций, деятельность которых не противоречит закону или «добрым нравам», не посягает на территориальную целостность и республиканскую форму правления. Источниками финансирования объединений граждан во Франции, прежде всего, являются членские взносы (размер которых не должен превышать 100 франков, а после введения евро - соответствующего эквивалента) и пожертвования частных лиц и организаций, действующих в интересах общества. Кроме того, институты гражданского общества, исключительной целью которых является оказание помощи нуждающимся, благотворительность, научные или медицинские исследования, могут также принимать целевые подарки (в т.ч. по завещанию). Они также имеют право приобретать, владеть и распоряжаться недвижимостью, предназначенной для руководящего объединением органа и проведения заседаний их членов, а также для использования в целях, для которых эта организация создавалась.

Аналогично правовой практики ФРГ и некоторых других европейских стран, в общественных ассоциациях Франции существует возможность получить статус «общественно полезных». Для этого организации предоставляется испытательный срок в три года. Решение о предоставлении неправительственной организации такого статуса принимается

отдельным декретом Государственного совета и дает организации право (закрепленное законодательно) получать государственные субвенции и финансовую помощь от местных органов власти (департаментов, коммун и т.п.).

Следует отметить высокий уровень привлечения институтов гражданского общества к выработке государственных решений в странах романо-германской правовой системы. Например, в Германии органы государственной власти местного уровня постоянно сотрудничают с НПО при обсуждении вопросов местных бюджетов и распределения средств, получаемых из централизованных источников финансирования. Путем совместных дискуссий определяются приоритеты, формируются проекты, создаются группы для их реализации и контроля за их осуществлением. Во Франции с 1983 г. даже создана специальная административная структура - Комиссия по сотрудничеству и развитию, в задачи которой входит привлечение неправительственных организаций к выработке государственных решений по целому ряду проблем. В состав этой комиссии входят государственные чиновники и представители общественных объединений [4, с. 39-40]. Похожие мероприятия практикуются также в Дании, Норвегии, Японии.

Официальные учреждения Европейского Союза находятся в тесном контакте не только с государствами-членами, но и с их гражданским обществом, соответствующими заинтересованными группами. Этот процесс осуществляется и регламентируется, в частности, «Консультационными Стандартами» Европейской Комиссии (2002 г.). Интересным моментом в этом документе является то, что он, следуя принципу «открытости и прозрачности», не предусматривает обязательной регистрации или аккредитации заинтересованных групп, с которыми проводятся консультации. В то же время, эксперты отмечают, что представители неправительственных организаций акцентируют внимание на наличии ряда юридических и организационных проблем и неполное соблюдение заложенных в документах ЕС принципов партнерства между государством и обществом [10, с. 29].

Анализ законодательства Бельгии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции, ФРГ и Швейцарии свидетельствует о том, что в практике государств романо-германской правовой системы традиционно нет практически

никаких ограничений по участию институтов гражданского общества в политической деятельности (в отличие от государств англосаксонской правовой системы). Более того, во многих государствах этой правовой системы прямо закреплено «право на критику», которое позволяет неправительственным организациям использовать все законные средства для отстаивания своих законных интересов и достижения уставных целей. Например, в законодательстве Польши для общественных ассоциаций закреплено право участия в любой политической деятельности, вплоть до избирательной кампании и создания специальных электоральных комитетов [8, с. 167]. Еще более широкими являются политические возможности для неправительственных организаций в Словакии. Иначе урегулирован этот вопрос в Чехии и Венгрии, где создание неправительственных организаций в

политических целях не допускается - политика там является прерогативой политических партий (хотя общественные организации имеют право поддерживать и лоббировать кандидатов). Такая практика, на мой взгляд, более оправданна с точки зрения необходимости политической структуризации общества и развития политической системы.

Конечно, рассмотреть в рамках одной статьи абсолютно все аспекты функционирования

институтов гражданского общества в романо-германской правовой системе, невозможно. Однако вполне реально сделать определенные выводы и выделить ориентиры относительно нормативно-правового обеспечения их деятельности. влияние институтов гражданского общества на общественную жизнь в Европе и их роль в социальных процессах довольно значительна. в подавляющем большинстве стран, относящихся к романо-германской правовой системе, созданы надлежащие нормативно-правовые условия для эффективного, даже симбиотического сотрудничества государства и структур негосударственного сектора, что является положительным ориентиром и для других государств. Результатом такого сотрудничества является повышение эффективности управления обществом, конструктивное решение общественно важных вопросов.

таким образом, можно добиться не только политического эффекта - повышения уровня легитимности власти среди населения, налаживания отношений социального партнерства, реального привлечения граждан к принятию государственных решений, но и экономического - реализовать с помощью частного капитала проекты, которые являются слишком затратными для государственного бюджета.

Список литературы

1. Зубченко С. О. Концептуальш засади пол^ики гумаштарно! безпеки Украшсько! Держави в умовах демократичних перетворень: Дис. ... канд. полгт. наук : 21.01.01 / С.О. Зубченко. - К., 2011. - 202 с.

2. Подберезкин А. И. Роль институтов гражданского общества / А.И. Подберезкин, М.Н. Сангулия // Информационные ресурсы России. - 2006. - № 1. - С. 2-4.

3. Про стан розвитку громадянського суспшьства в Украш: Доповщь [Електронний документ]. -Режим доступу: http://www.niss.gov.ua/public/File/2012_nauk_an_rozrobku/stan_poz_gp_sus.pdf.

4. Матвеева Т.Д. Неправительственные организации в демократических государствах: международные стандарты и опыт России / Т.Д. Матвеева. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 192 с.

5. Martens Kerstin. Mission Impossible? Defining Nongovernmental Organizations // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. - 2002. - Vol. 13, Issue 3. P. 271-285.

6. Schoener Wendy. Non-Governmental Organizations and Global Activism: Legal and Informal Approaches // Indiana Journal of Global Legal Studies. - 1997. - Vol. 4: Iss. 2, Article 10. - P. 537-569.

7. Arquint Romedi. Many organizations are inclined to see authorities as their potential enemies, and not partners // Consolidation of Democracy and Implementation of Democracy Reforms: the Role of NGOs. Ukraine - Russian Federation - Belarus / Edated by A. Yevgenyeva. - Kyiv: Justinian, 2008. - 152 p.

8. Шинелева Л. Т. Общественные неправительственные организации и власть / Л. Т. Шинелева. -М. : Дашков и Ко, 2002. - 220 с.

9. Ялавин М.Ю. Правовое обеспечение деятельности неправительственных организаций / М.Ю. Ялавин // Актуальные проблемы Европы. Неправительственные организации Европы в

условиях глобализации : Сборник научных трудов РАН ИНИОН / [Ред.-сост. Субботин А. К.]. - М., 2005. - 200 с.

10. Buth, Vanessa. Capacities of Participative Governance : The Role of NGOs in EU Politics / Vanessa Buth. - GRIN Verlag, 2007. - 72 p.

Мацаладароман-германдыц цуцыц тобындагы азаматтъщ цогам институттарыныц орны мен рвлг талданылады.

ТYйiн свздер: азаматтыц цогам институттары, мемлекеттж билж органдары, элеуметтж сала.

В данной статье анализируются место и роль институтов гражданского общества в романо-германской правовой семье.

Ключевые слова: институты гражданского общества, органы государственной власти, социальная сфера.

This article examines the place and role of civil society in the Roman-Germanic law.

Keywords: civil society institutions, public authorities, social sphere.

Максим Владимирович Денисюк,

Украина YFA В.М. Корецкий атындагы Мемлекет жэне к^кы; институтыньщ аспиранты (Киев к;.)

Роман-германдык к^кык; To6biHgaFbi азаматтык ко~ам институттары Денисюк Максим владимирович,

аспирант Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины (г. Киев) Институты гражданского общества в романо-германской правовой семье

Denysiuk Maksym Vladimirovich,

post-graduate student of the Institute for State and Law named after V.M. Koretsky of the National Academy of Sciences of Ukraine (Kiev)

Institutions of civil society in the Roman-Germanic law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.