Научная статья на тему 'Институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с полицией'

Институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ИНСТИТУТЫ / INSTITUTES / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова Инна Викторовна

В статье рассматриваются институты гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutions of civil society as a subject of cooperation with the police

In article institutes of civil society are considered.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с полицией»

УДК 342 ББК 67.301

институты гражданского общества как субъекты взаимодействия с полицией

ИННА ВИКТОРОВНА ФЕДОРОВА,

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-mail: [email protected] Научный руководитель: доктор юридических наук Зырянов С.М.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются институты гражданского общества. Ключевые слова: общество, институты, саморегулирование

Annotation. In article institutes of civil society are considered. Keywords: society, institutes, self-regulation

Основоположником современных теорий гражданского общества считают А. де Токвиля, который определил, что основой гражданского общества гражданские ассоциации, решающие задачи, которые не подвластны государственным институтам1. Определения понятия гражданского общества пытались сформулировать известные ученые: связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации (Г.В. Гегель)2; союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества (Т. Гоббс); общество политическое, т.е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы (Джон Локк); общество вражды людей друг с другом, которое для ее прекращения преобразуется в государство (Шарль Монтескье) и др.

В современном российском обществоведении, по мнению В.Е. Чиркина, отмечаются крайние позиции: 1) под гражданским обществом понимается нечто совершенно отдельное от государства, оно возникает, когда появляется средний класс, партии, структурированность каналов общественного влияния; 2) гражданское общество существует всегда, в том числе в тоталитарных системах и т.п., т.е. отождествляется с понятием общества в целом3. Анализ существующих точек зрения позволяет определить гражданское общество как сферу самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимую от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной

власти. То есть, гражданское общество не тождественно какой-то части общества как совокупности людей, его необходимо рассматривать, скорее, как общественные отношения, проявления социальной активности, даже потенциальные возможности общественной реакции на значимые события. В соответствии с этим и применительно к проблемам взаимодействия имеет смысл говорить не о гражданском обществе, а о более конкретных его составляющих — об институтах гражданского общества.

В отечественной специальной литературе иногда высказывается мнение о том, что в России гражданское общество не сформировано в полной мере4. И.Н. Бар-циц даже утверждает, что неразвитость гражданского общества является серьезным препятствием созданию эффективной управленческой системы5. Данное утверждение спорно по ряду обстоятельств: во-первых, никто не может сказать, где находится граница, после которой гражданское общество может считаться сформировавшимся. Не известно, как далеко российское общество находится от этой границы, движется ли оно к ней или в ином направлении. Можно ли утверждать, что в каких-то странах гражданское общество уже сформировалось; во-вторых, термин «гражданское общество» содержит ключевое слово «гражданское», что означает отделение его от государства, как цивильное от публичного в праве. Гражданское общество надо рассматривать как нечто неслужебное, не связанное с государственной властной деятельностью6. С этой точки зрения гражданское общество есть всегда

и во всех странах, даже в концлагере формируются институты гражданского общества, регулирующие отношения между заключенными без участия администрации. Другое дело, каков объем сферы, регулируемой самим гражданским обществом. Он, безусловно, в разных странах и в разные исторические периоды может существенно различаться. Симон Кордонский, анализируя идеи Гегеля, говорит, что не может быть современного общества без семьи и государства. Если есть государство и семья, т.е. и гражданское общество, хотя оно и принципиально отличается от общепринятых моделей. Российское гражданское общество не организовано, но всепроникающе и обладает богатыми возможностями для решения многих проблем7. Например, можно вспомнить спонтанно организованный по всей стране сбор предметов первой необходимости, денежных средств и даже людских ресурсов (отряды волонтеров) в помощь пострадавшим от наводнения в Крымске.

Гражданское общество всегда было неоднородным. В нем принято выделять институты, элементы системы или сектора. В состав элементов гражданского общества включают личность, семью, церковь, школу, общественные объединения, политические партии, профсоюзы, независимые СМИ, институты представительной и непосредственной демократии, системы воспитания и образования, социальные группы, слои, средний класс, все негосударственные (неправительственные) структуры, учреждения, связи, отношения8.

Ю.А. Тихомиров отмечает, что правовое опосредование институциональных форм, обеспечивающих стабильное и широкое участие граждан и их объединений в решении частных и публичных вопросов, служит гарантией эффективности функционирования. Уважаемый профессор делает вывод о том, что институты гражданского общества порождены природой общественного и конституционного строя и призваны непосредственно выражать интересы, мнения и позиции граждан и их объединений. При этом объединения не только отражают общие взгляды социальных слоев, групп, но выступают как организационно-юридические структуры, создающиеся для реализации тех или иных интересов9. Ю.А. Тихомиров предложил характеристику институтов гражданского общества через ряд признаков: юридическое основание, самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоответственность. Кроме того, он предпринял попытку «условной» классификации институтов гражданского общества: местное самоуправление; объединение на основе членства — партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы; институты непо-

средственного принятия решений — выборы, референдум, публичные обсуждения и слушания, народное собрание (сельские сходы); ситуационные институты гражданской инициативы; ассоциации — профессиональные, по интересам; средства массовой информации; митинги, шествия, демонстрации; общественные движения; фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты — общественная палата, общественные советы, саморегулируемые организации, некоммерческие организации; семья10. Из перечисленных видов в отношения взаимодействия с полицией могут вступать общественные движения и организации.

Эти организации имеют правовую основу. В законодательстве Российской Федерации называются ассоциации, которые могут быть причислены к институтам гражданского общества. Прежде всего, необходимо вспомнить статью 15 Конституции РФ, которая гарантирует многопартийность и равенство перед законом общественных объединений, запрещая, в то же время, создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В ст. 14 Конституции РФ названы религиозные объединения, которые должны быть отделены от государства и равны перед законом. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование — в ст. 31.

В законодательных актах устанавливается правовой статус общественных объединений ветеранов11, инвалидов12, общероссийских, местных и региональных спортивных федераций13, общественных наблюдательных комиссий14, общественных объединениях по защите прав граждан в сфере охраны здоровья15, общественных объединений потребителей (ассоциаций, союзов)16 и др.

Общие положения об общественных объединениях, приобретающих статус юридического лица, содержатся в Гражданском кодексе РФ (часть 1). Установлению особенностей статусов общественных объединений, регулированию отношений, возникающих в связи с их образованием, реорганизацией, деятельностью, ликвидацией, посвящены специальные федеральные законы: от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»17, от 28 июня 1995 г.

№ 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»18, от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»19, от 12 января 1996 г. № З-ФЗ «О некоммерческих организациях»20, от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»21, от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»22, от 4 апреля 2005 г № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Фе-

дерации»23.

Анализ перечисленных законодательных актов позволяет утверждать, что возможные ассоциации граждан, составляющие материальную часть гражданского общества24, в основном охватываются понятием «общественное объединение», под которым в одноименном Федеральном законе понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» они могут создаваться в нескольких организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Кроме того, общественные объединения могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений, т.е. объединяться с другими общественными объединениями.

Допускается также создание международных общественных объединений, международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации, создание организаций, отделений или филиалов и представительств международных общественных объединений.

Понятие политической партии раскрывается Федеральным законом «О политических партиях», в соответствии со ст. 3 которого это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В отличие от прочих общественных объединения, политические партии подлежат государственной регистрации. Остальные общественные объединения могут быть зарегистрированы, в этом случае они приобретает статус юридического лица.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» кроме организационно-правовых форм классифицирует их по другим основаниям:

• по территории действия: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные;

• по статусу участников: объединения граждан, юридических лиц и смешанные;

• по возрасту участников: выделяются детские, молодежные объединения, во все остальные могут входить только совершеннолетние граждане.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» такими организациями (далее — НКО) признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться в форме общественных объединений или религиозных организаций, общин малочисленных народов, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, в иных предусмотренных федеральными законами формах. Допускается существование иностранных некоммерческих неправительственных организаций, основное отличие которых от отечественных заключается в том, что они созданы за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, а их учредителями не могут быть государственные органы (иностранных государств).

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»25 в числе НКО были выделены НКО, «выполняющие функции иностранного агента».

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» выделяет социально ориентированные НКО, а также создаваемые для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; НКО, участвующие в политической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О про-

фессиональных союзах» данные организации также являются добровольными общественными объединениями граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемыми в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Членами профсоюзов могут быть граждане, достигшие 14-летнего возраста. Профсоюзы могут объединяться по отраслевому, территориальному или иному признаку в общероссийские, межрегиональные, территориальные объединения (ассоциации) профсоюзов.

Особое положение занимают организации, создаваемые по принципу «сверху», но претендующие на место в структуре гражданского общества. Это Общественная палата Российской Федерации, общественные советы и общественные наблюдательные комиссии.

Общественная палата РФ, образованная в 2005 г. в соответствии с одноименным Федеральным законом, стала новым явлением в отечественной истории и обратила на себя внимание исследователей26. Интересно, что А.В. Тиховодова в своей работе, предполагающей рассмотрение Общественной палаты РФ как элемента (института) гражданского общества, приходит к выводу о том, что гражданское общество не может быть сформировано по инициативе власти, тем более по плану представителей власти. А Общественная палата должна служить органом взаимодействия общества и государства27.

В отличие от А.В. Тиховодовой, С.В. Федосов рассматривает Общественную палату РФ как один из институтов гражданского общества, главной функцией которого он считает общественный контроль. Вместе с тем, автор отмечает, что статус Общественной палаты РФ как государственного учреждения не соответствует ее функциям28.

В свою очередь В.В. Гриб занимает более взвешенную позицию. Он считает, что Общественная палата РФ имеет сложную юридическую природу. С одной стороны, она имеет общие черты с общественными объединениями, с другой стороны, в ее статусе явно присутствуют черты государственного института. На этом основании ученый определяет ее статус как постоянно действующий независимый орган публичного права, реализующий миссию функционального представительства с целью обеспечения взаимодействия граждан и их объединений с органами государственной власти и местного самоуправления29.

По нашему мнению, Общественную палату РФ и общественные советы нельзя рассматривать в числе институтов гражданского общества. Это, действительно, органы публичного права, созданные для обеспе-

чения взаимодействия институтов государственной власти с институтами гражданского общества30.

Представляют интерес с точки зрения отношения к институтам гражданского общества общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В отличие от общественных советов, данные организации создаются из представителей общественных объединений, что дает основания считать их институтами гражданского общества.

В последнее время в специальной литературе можно встретить деление общественных организаций на неправительственные31 и правительственные или «государственные-негосударственные», псевдо-обще-ственные (в английском — GONGO, Governmental Non-Governmental Organizations)32. К ГОНГО относят организации, финансируемые и контролируемые институтами государственной власти, но представляющие себя как независимые, подменяя собой реальные институты гражданского общества, выступающие как бы от имени гражданского общества. К таким организациям относят «Лигу безопасности интернета», «Гражданский контроль», «Сопротивление» и др.

Представляется, что организация взаимодействия органов внутренних дел с подобными объединениями граждан утрачивает смысл, поскольку сами эти организации создают лишь видимость гражданской активности, взаимодействие с ними также будет продолжением видимости без содержания.

В.А. Субочева, подходя к вопросу с позиций возможной организации взаимодействия с органами государственной власти, определяет неправительственные организации как не являющиеся государственными или муниципальными (и не имеющие в составе учредителей органов государственной власти или органов местного самоуправления, государственных или муниципальных органов и учреждений) некоммерческие организации, добровольно создаваемые гражданами для достижения и реализации социальных, культурных или (и) правозащитных целей, не связанных с извлечением и распределением прибыли между членами организации33. С таким определением можно было бы согласиться, но, во-первых, излишним представляется указание на то, что цели неправительственных организаций не должны быть связаны с извлечением и распределением прибыли. Это обстоятельство уже заложено в понятии НКО, используемом в определении. Получается повторение. Во-вторых, мы бы дополнили

это определение указанием на отсутствие представителей государства или местного самоуправления в попечительских советах неправительственных организаций.

По нашему мнению, перечень институтов гражданского общества должен быть расширен за счет новых, образующихся с использованием современных технических и информационных возможностей, форм. Например, в сети Интернет получают широкое распространение форумы различной направленности, а также порталы, сайты, страницы, на которых обсуждаются актуальные политические, экономические, социальные проблемы. Это, например, форум сотрудников МВД http://www.police-russia.ru/, неофициальный форум сотрудников МВД http://forummvd.ru/, объединение сторонников концепции общественной безопасности «Осознание» http://kob.su/forum/, Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» (http://www.alrf.ru/), Комитет гражданских инициатив, созданный А. Кудриным (http://komitetgi. ru/), Общероссийский гражданский форум, портал «Открытая полиция» (http://openpolice.ru/) и др.

В этой массе можно выделить группу организаций правоохранительной направленности. Это, прежде всего, конечно же, народные дружины34: народные дружины округов города Москвы (http://www.drujina. ru/, http://www.nd.ivlim.ru/ и др.), Санкт-Петербурга (http://dnd-spbkr.narod.ru/), Молодежная Ассоциация по содействию правоохранительным органам СФО — ДМД «Северный волк» (http://maspo.ru/)

В последнее время наибольшую активность проявляют Поисково-спасательный отряд ЛизаАлерт (http:// lizaalert.org/), который занимается поиском пропавших людей, в первую очередь, потерявшихся детей, созданный в Екатеринбурге Е.В. Ройзманом фонд «Город без наркотиков» (http://www.silavpravde.ru/), действуют центры социальной реабилитации и адаптации «Страна живых» в Переславле, Туле, Подольске, в Москве («Возрождение»), «Стоп-хам», объединения автомобилистов, Архнадзор, экологические объединения35 и др.

В итоге представляется возможным выделить основные направления деятельности общественных организаций:

• охрана окружающей природной среды;

• социальная помощь, адаптация безработных;

• защита прав лиц, находящихся в местах лишения свободы;

• охрана общественного порядка;

• обеспечение безопасности дорожного движения;

• борьба с наркоманией;

Анализ материалов, представленных МВД России, свидетельствует о том, что органы внутренних дел вза-

имодействуют с обществами охотников и рыболовов с волонтерами при поиске пропавших, с казачьими обществами при охране общественного порядка, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с общественными организациями также в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков36. Отмечено подписание соглашения между УМВД России по Ярославской области с региональным отделением Ассамблеи народов России о взаимодействии в области профилактики межнациональных конфликтов в современном обществе37. Сообщается о взаимодействии с поисковыми волонтерскими объединениями «ЛизаАлерт», «Ты не один», «Поиск пропавших детей» Налаживаются контакты с национально-культурными общественными организациями («Крунк», «Иверия», «Алан», «Славяне», «Иристон», «Патрида», Абазашта», «Дагестан», «Адыге-Хасэ» и др.)38. На региональном уровне осуществляется взаимодействие с участниками Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество — детям России»39.

Таким образом, в структуре гражданского общества выделяются различные институты: общественные организации, институты непосредственного принятия решений, институты гражданской инициативы, ассоциации, смешанные институты. Они различаются по своим организационно-правовым формам, по целям и задачам, а также в зависимости от того, кем они созданы и из каких источников финансируются. С точки зрения возможности взаимодействия с полицией выделяются общественные объединения правоохранительной и правозащитной направленности, в том числе волонтерские поисковые отряды, которые во многих случаях не имеют статуса юридического лица. По целям и задачам общественные объединения, представляющие интерес как объекты взаимодействия с полицией, можно разбить на группы:

• участвующие в охране общественного порядка;

• участвующие в обеспечении безопасности дорожного движения;

• участвующие в борьбе с наркоманией;

• занимающиеся поиском потерявшихся детей и взрослых.

1 См., напр.: Токвиль А. Демократия в Америке. — М., 1992. С. 381.

2 См.: Гегель Г.В. Соч., в 14 т. — М., 1929 — 1956. Т. 7. С. 211.

3 См.: Чиркин В.Е. О сильном государстве и его конституции // Государство и право на рубеже веков (Материалы всероссийской конференции). Конституционное и административное право. — М., 2000. С. 14 — 15. См. также: Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия / Под ред. В.А. Якушина. Т.2 — Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2004. С. 257 и др.

4 См., напр.: Бессонова В.В. Гражданское общество: к во-

просу об историко-философском созревании дефиниции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3. С. 6 и др.

5 См.: Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект — М., 2008. С. 398.

6 Гегель писал, что гражданское общество — это дифференциация, которая выступает между семьей и государством. См.: Гегель Г.Ф. Философия права — М.: Юрид. литература, 1990. С. 308.

7 См.: Симон Кордонский. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки.2005. № 6. Электронный ресурс. http://old.strana-oz.ru/?numid=27&article=1168. Вхождение 17.11.2013.

8 См.: Матузов Н.И. Указ. соч. С. 395.

9 См.: Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 35 — 45. СПС Консультант Плюс.

10 См.: Тихомиров Ю.А. Там же.

11 См.: Ст. 25 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ в редакции от 2 июля 2013 г. «О ветеранах» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

12 См.: Глава 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. в редакции от 2 июля 2013 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

13 См.: Статьи 13 — 17 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. в редакции от 2 июля 2013 г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. №. 50. Ст. 6242.

14 См.: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. в редакции от 2 ноября 2013 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

15 См.: Статья 28 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. в редакции от 27 сентября 2013 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

16 См.: Статья 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. в редакции от 2 июля 2013 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

17 Федеральный закон в редакции от 20 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

18 Федеральный закон в редакции от 5 апреля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

19 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

20 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

21 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

22 Федеральный закон в редакции от 7 мая 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

23 Федеральный закон в редакции от 2 июля 2013 г. Первоначальный текст опубликован в СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

24 Ранее мы уже отмечали, что к институтам гражданского общества относятся не только ассоциации разного рода, но и институты принятия решений, что позволяет делить их условно на материальные и нематериальные.

25 См.: СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4172.

26 См., напр.: Тиховодова А.В. Общественная палата в системе гражданского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. — Нижний Новгород, 2008; Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализации гражданского общества: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2010; Федосов С.В. Общественная палата Российской Федерации в системе институтов гражданского общества: конституционно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007 и др.

27 См.: Тиховодова А.В. Указ. соч. с. 11.

28 См.: Федосов С.В. Указ. соч. С. 10 — 11.

29 См.: Гриб В.В. Указ. соч. С. 9.

30 Аналогичный вывод сделан А.Н. Урюпиным. См.: Урю-пин А.Н. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 9.

31 См., напр.: Субочева В.А. Неправительственные организации и органы государственной власти (административно-правовые основы взаимодействия): Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010.

32 См., напр.: Доброхотов Р. ГОНГО-стайл. Зачем государственные организации прикидываются «общественными». Электронный ресурс: http://slon.ru/russia/ gongo_stayl_zachem_gosudarstvennye_organizatsii_ prikidyvayutsya_obshchestvennymi-882335.xhtml#pager. Вхождение 21.11.2013; статья в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wi ki/%D0%93%D0%9E%D0%9D%D0%93%D0%9E. Вхождение 21.11.2013.

33 См.: Субочева В.А. Указ. соч. С. 8.

34 Возникновение народных дружин в России относят к 1881 г., когда в Москве накануне коронации Александра III образовалась добровольная народная охрана, наситывавшая 20 тысяч человек. К 1894 г. ее численность доходила до 80 тысяч человек. См.: Невский С.А., Сычев Е.А. Участие населения в охране правопорядка в Российской империи // Историческая и социальная образовательная мысль. 2011. №. 1 — 2 (7). С. 84 — 91.

35 Есть примеры стихийного объединения граждан, активизации различных общественных объединений, провоцируемого действиями, причиняющими ущерб окружающей природной среде, такие как вырубка лесных массивов в районе городов Химки, Жуковский, разработкой месторождения никеля в Хопре и др.

36 Так, налажено взаимодействие ГУ МВД России по Воронежской области с общественной организацией «Родители против наркотиков». Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/ йет/932378/. Вхождение 24.11.2013.

37 Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/item/687956/. Вхождение 24.11.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 См.: Савельев В.Ю., Зверева И.А. Миротворческий вектор взаимодействия органов местного самоуправления и институтов гражданского общества // Профилактика экстремизма, терроризма, национальной и религиозной вражды в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Материалы научно-практического семинара. Кисловодск, 27 — 28 мая 2011 г. — М., 2012. С. 56.

39 Электронный ресурс: http://mvd.ru/news/item/146863/. Вхождение 24.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.