Научная статья на тему 'Институты гражданского общества и их роль в совершенствовании механизмов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях и перспективные тенденции их развития'

Институты гражданского общества и их роль в совершенствовании механизмов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях и перспективные тенденции их развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
821
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАЩИТА / SECURITY / STATE / CIVIL SOCIETY / PROTECTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яцуляк В.В.

Предмет. Начало XXI в. ознаменовано повышением внимания к роли и значению гражданского общества в вопросах национальной безопасности на всех ее уровнях. Цели. Исследование особенностей влияния институтов гражданского общества, а также определение их роли в обеспечении безопасности личности, социума и государства с учетом широкого спектра отношений, имеющих разновекторную направленность, неоднородный набор участников и зачастую противоречивые группы интересов. Методология. В работе использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщение и детализация; сравнение и систематизация. Результаты. Структуры гражданского общества, объединяя людей в целях защиты своих прав и свобод, способствуют развитию политической активности и формированию национального единства. Это превращает гражданское общество в субъект национальной безопасности государства. Использование институтами гражданского общества широкого круга механизмов и инструментов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях усиливает коммуникативный потенциал власти, бизнеса и социума в целом, что позволяет маневрировать силами и средствами обеспечения национальной безопасности, создавать новые, социально-политические форматы защиты национальных интересов в современном глобализированном мире. Выводы. Гражданское общество является особым срезом (исключительным полем) социокультурного пространства, в пределах которого каждый человек в отдельности и группы людей в целом (члены общества) реализуют свои потребности, в том числе по обеспечению национальной безопасности. Реализация этих нужд осуществляется с помощью использования различных инструментов, например политических партий и общественных организаций, путем налаживания взаимоотношений с властью, бизнесом и международными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutions of civil society and their contribution to the improvement of mechanisms for ensuring the personal, social and national security in the current circumstances, and future development trends

Subject At the beginning of the 21st century, the role and importance of civil society attracted more attention from perspectives of the national security. Objectives The research examines a distinctive impact of civil society institutions and determines their contribution to the personal, social and national security in line with an array of different relations, non-homogeneous composition of participants and contradictory groups of investors. Methods The research employs methods of analysis, synthesis, induction and deduction, generalization and specification, comparison and systematization. Results Institutions of civil society drive the development of political activities and contribute to the national unity. This makes the civil society a unit of the nation security. Miscellaneous mechanisms and tools, which the civil society uses to ensure personal, social and national security, strengthen the communicative potential of the power, business and society as a whole, thus allowing to manipulate capabilities and means for ensuring the national security, create new social and political format for protecting the national interests in the globalized world. Conclusions and Relevance The civil society is especially indicative of the social and political milieu, where a person and a group satisfy their needs, including the national security. Those needs shall be satisfied with different tools. For example, political parties and public associations liaison with the power, business and international organizations.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества и их роль в совершенствовании механизмов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях и перспективные тенденции их развития»

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Национальные интересы

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ РОЛЬ

В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ

Вадим Владимирович ЯЦУЛЯК

аспирант факультета государственного и муниципального управления,

Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

9817735586@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-6042-5156

SPIN-код: 3344-1213

История статьи:

Получена 12.07.2018 Получена в доработанном виде 06.08.2018 Одобрена 31.08.2018 Доступна онлайн 15.11.2018

УДК 35.380.10

В07, С19, D11, F03

Аннотация

Предмет. Начало XXI в. ознаменовано повышением внимания к роли и значению гражданского общества в вопросах национальной безопасности на всех ее уровнях. Цели. Исследование особенностей влияния институтов гражданского общества, а также определение их роли в обеспечении безопасности личности, социума и государства с учетом широкого спектра отношений, имеющих разновекторную направленность, неоднородный набор участников и зачастую противоречивые группы интересов.

Методология. В работе использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщение и детализация; сравнение и систематизация. Результаты. Структуры гражданского общества, объединяя людей в целях защиты своих прав и свобод, способствуют развитию политической активности и формированию национального единства. Это превращает гражданское общество в субъект национальной безопасности государства. Использование институтами гражданского общества широкого круга механизмов и инструментов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях усиливает коммуникативный потенциал власти, бизнеса и социума в целом, что позволяет маневрировать силами и средствами обеспечения национальной безопасности, создавать новые, социально-политические форматы защиты национальных интересов в современном глобализированном мире.

Выводы. Гражданское общество является особым срезом (исключительным полем) социокультурного пространства, в пределах которого каждый человек в отдельности и группы людей в целом (члены общества) реализуют свои потребности, в том числе по обеспечению национальной безопасности. Реализация этих нужд осуществляется с помощью использования различных инструментов, например политических партий и общественных организаций, путем налаживания взаимоотношений с властью, бизнесом и международными организациями.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Яцуляк В.В. Институты гражданского общества и их роль в совершенствовании механизмов обеспечения безопасности личности, общества и государства в современных условиях и перспективные тенденции их развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 11. - С. 2012 - 2021. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 11. 2012

Ключевые слова:

безопасность, государство, гражданское общество, защита

Исследования проблем взаимодействия и взаимосвязи демократического правового государства и гражданского общества в течение длительного периода времени носили противоречивый и неоднозначный характер. Это связано прежде всего с тем, что ранее

правовое государство и гражданское общество рассматривались практически как

антагонисты [1]. С течением времени в научных подходах набрала силу тенденция, согласно которой противоречие между указанными акторами общественной жизни

2012

страны начало постепенно исчезать как результат эволюционного перехода некоторых функций, принадлежащих государству, к гражданскому обществу. Как справедливо отмечает современный американский политолог С. Хантингтон: «Перманентная неспособность гарантировать безопасность, обеспечивать процветание, благосостояние, справедливость, равенство, внутренний порядок с течением времени может лишить легитимности даже демократически избранное правительство» [2]. То есть современный тренд развития парадигм государственного управления сосредоточился сегодня не в плоскости абстрактных свобод или популистских лозунгов, а в обеспечении защищенности, благополучия людей и гармоничном развитии государства при непосредственном участии граждан.

Вследствие указанных изменений сегодня четкая артикуляция национальных интересов нынешнего государства уже не может осуществляться вне институтов гражданского общества, поскольку наличие эффективной сети общественных организаций становится одной из важных составляющих системы национальной безопасности [3]. Граждане, их объединения являются субъектами

обеспечения национальной безопасности, а развитие гражданского общества, его демократических институтов сегодня признано приоритетным направлением реализации национальных интересов любого государства1.

Активное многоуровневое гражданское общество играет важную роль в защите различных интересов современного социума во всех его проявлениях и формах. Оно дисциплинирует государство, обеспечивает достаточный уровень ответственности в процессе изучения интересов населения, способствует развитию гражданского и политического участия всех членов общества [4].

1 Handbook of Research on Civil Society and National Security in the Era of Cyber Warfare. M. Hadji-Janev and M. Bogdanoski (Eds). Hershey, PA, Information Science Reference, 2016, 548 р.

Вместе с тем существуют примеры того, как сильное гражданское общество способно порождать опасные политические комплексы и слабости. В связи с этим не вызывает сомнения тот факт, что стремительное увеличение численности заинтересованных групп (даже в зрелых демократических странах) может создавать преграды в работе представительных органов и привести к возникновению необоснованных угроз современному обществу, к искажению политики в пользу деятелей, которые имеют большую ресурсную базу или более эффективную организацию. И чем более несовершенными являются законотворческий и регуляторный механизмы, тем более явной становится эта опасность.

Следовательно, необходимо понимать, что становление гражданского общества является одним из начальных - поэтому не до конца совершенных этапов институционализации общественных отношений, который при данных условиях должен четко соотноситься с особенностями социальной политики, национальной безопасности страны, социума и каждого индивидуума в отдельности.

Теория безопасности в национальном, социальном, экономическом и других измерениях в настоящее время разрабатывается, базируясь на различных мировоззренческих и методологических принципах. В результате еще не сформировался единый категориальный аппарат ее описания и анализа. Это вызывает необходимость уточнения понятий, обоснования теоретико-методологических основ научного исследования в целях адекватного отражения процессов, связанных с участием институтов гражданского общества в обеспечении безопасности на уровне всех составляющих элементов современной жизни.

Сегодня открываются широкие возможности для объединения усилий науки, структур гражданского общества, субъектов и органов государственного управления в направлении формирования действенной концепции обеспечения национальной безопасности, что

2013

в свою очередь обусловливает актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования.

В целом можно констатировать, что по проблематике гражданского общества на данный момент накоплен значительный объем научных работ. При этом следует обратить внимание на то, что если раньше ученые обозначали приоритетную роль или общественных институтов, или государства в обеспечении национальной безопасности, то в настоящее время можно наблюдать концентрацию исследовательских усилий на вопросах и перспективах их практического взаимодействия. Это непосредственным образом связано с проработкой проблем управляемости общественных процессов в условиях интенсификации проявлений глобализации, а также с падением способности государства самостоятельно достигать экономические цели и проводить взвешенную и эффективную социальную политику.

При этом вопросы влияния различных групп интересов, которые представляют те или иные институты гражданского общества, исследованы еще недостаточно. Также в условиях новых вызовов и угроз, связанных с расширением процессов глобализации и интенсивной интеграцией всех сфер общественной жизни, особого внимания требует обоснование эффективных механизмов и инструментов взаимодействия современного общества и государства в направлении формирования политики национальной безопасности - как страны в целом, так и отдельных ее институтов, каждого гражданина в частности.

Таким образом, цель статьи заключается в исследовании особенностей влияния институтов гражданского общества, а также определении их роли в обеспечении безопасности личности, социума и государства в целом с учетом широкого спектра отношений, имеющих разновекторную направленность, неоднородный набор

участников и часто противоречивые группы интересов.

Гражданское общество представляет собой сферу общественных негосударственных институтов и отношений, при этом также является сферой непринудительной человеческой солидарности. Дефиниция «гражданское общество» применяется для обозначения всего спектра существующих в обществе отношений, которые не относятся к государственно-политическим и находятся за пределами сферы директивного

регулирования государства2. Достижение целей и задач гражданского общества обеспечивается благодаря мобилизации людей в политических партиях, профессиональных союзах, общественных организациях и ассоциациях, социальных движениях, так называемом третьем некоммерческом секторе, местном самоуправлении, СМИ и т.д. [5].

Благодаря этим институтам гражданское общество может существенно влиять на состояние национальной безопасности, а именно: информировать граждан о положении в стране, влиять на государственные органы в целях укрепления национальной

безопасности, а также контролировать их деятельность по этим вопросам. Усиление указанного воздействия становится возможным благодаря существенному изменению взаимосвязей правительства, представителей бизнеса и гражданского общества (так называемых «секторов»), которые претерпевают в настоящее время значительные трансформации (рис. 1).

Рассмотрим более подробно влияние гражданского общества на национальную безопасность в разрезе конкретных институтов, сфер взаимодействия и групп интересов.

Прежде всего в качестве доминирующих институтов гражданского общества,

2 Каримова Д.А., Мухаммадиева Л.Н. Гражданское общество: понятие, признаки // Наука XXI века. 2018. № 1. С. 33-35; Умарова З.Я. От толерантного сознания к гражданскому обществу // Научное мнение. 2018. № 2. С. 19-24.

2014

способных оказывать существенное влияние на национальную безопасность как на уровне личности, так и общества в целом, можно выделить политические партии. Любая политическая партия, вне зависимости от ее структуры, идеологии, численности, социальной базы и т.д., в своих программах и практической деятельности акцентирует особое внимание на национальной безопасности. С учетом целей, структуры и задач возможно обозначить функции политических партий в направлении обеспечения национальной безопасности: агрегативная, институциональная, электоральная, организационно-техническая, артикулятивная, соревновательная [6].

Следующий институт - это общественные организации, безусловно, являющиеся в любом обществе важнейшими его структурами. В зависимости от эффективности их работы, влияния на социально-политические процессы можно делать вывод об уровне зрелости гражданского общества [7].

С позиции влияния общественных организаций на национальную безопасность представляется возможным обозначить следующие их типы. В первую группу включены общественные организации, основная деятельность которых прямым образом связана с разнообразными аспектами национальной безопасности. Во вторую группу входят общественные организации, деятельность которых косвенным образом касается национальной безопасности, (например, женские организации,

профессиональные союзы). Третью группу составляют общественные организации, которые в своей деятельности не нацелены на решение проблем национальной

безопасности3.

На следующем этапе проанализируем сущность взаимосвязи гражданского общества

3Анциферова И.В., Тетерева Е.С. Место и роль некоммерческих организаций в системе общественных отношений // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Сер. Социология. 2017. № 18. С. 4-8.

с бизнесом и властью в контексте их важности для обеспечения экономической безопасности общества в целом и благосостояния каждого его гражданина в частности.

Взаимосвязь гражданского общества и бизнеса. Гражданское общество позволяет более эффективно концентрировать легитимность, активы и интеллект деловых кругов в целях поиска решений, которые могут дополнять или согласовываться с интересами частного сектора экономики. После согласования интересов гражданское общество и представители бизнеса могут создавать эффективную коалицию для инициирования дискуссии по важным общественным вопросам с постепенным расширением ее формата [8].

В результате активные игроки предпринимательского сектора, построив условную «дорожную карту» отношений с ключевыми субъектами гражданского общества, существенно влияют на формирование общественного мнения, а также получают возможность воздействовать на государственную политику в сфере экономической безопасности.

Взаимосвязь гражданского общества и правительства. В рамках социальной основы для демократии гражданское общество представляет собой фундаментальную часть демократической системы и акцентирует внимание на вопросах, имеющих первостепенное значение для экономической безопасности [9]. Гражданское общество обладает способностью: указывать на острые социальные противоречия, представляя тех субъектов, голосом которых обычно пренебрегают; мобилизовать движения граждан, заручившись поддержкой всех заинтересованных сторон; способствовать формированию доверия к политической системе путем повышения ее прозрачности и подотчетности.

С точки зрения формирования государственной экономической политики, гражданское общество имеет безоговорочную

ценность как надежный партнер в привлечении граждан к процессам управления, расширении масштаба инноваций, внедряемых в социальных услугах, обеспечении глубоких предметных знаний, а также накопления передового опыта в областях, важных для безопасности экономической системы государства [10, 11]. Представители гражданского общества часто действуют в интересах общества как информаторы, отслеживая добросовестность и ответственность учреждений и отдельных лиц в вопросах экономического характера (например, уклонение от уплаты налогов). Эта ценная услуга существенно дополняет государственное регулирование и надзор.

Взаимосвязь гражданского общества и международных организаций. Будучи ближе к «конечным потребителям» глобальных социальных программ, организации гражданского общества могут быть эффективны в аспекте повышения доверия местных граждан к деятельности международных организаций. Привлечение гражданского общества как партнера делает вмешательства (интервенции) глобальных игроков более эффективными на местах, что позволяет достигать тех целей, в которых имеется наибольшая заинтересованность [12].

С появлением новых форм государственно-частного партнерства гражданское общество может также обеспечить подотчетность международных организаций, делая их деятельность более результативной, социально и экономически ответственной.

Таким образом, гражданское общество, осуществляя коммуникацию бизнеса, правительства, международных организаций и отдельных граждан, способствует усилению внутренней и внешней безопасности государства, обеспечивая тем самым реализацию национальных интересов с учетом интересов отдельных индивидов.

Вместе с тем следует отметить, что с помощью институтов гражданского общества усиливается воздействие отдельных

индивидуумов на политические процессы, касающиеся обеспечения национальной безопасности, посредством определенных групп интересов [13].

Группы интересов, представляющие институты гражданского общества, по сути, являются субъектами политики национальной безопасности, выступая, с одной стороны, как активная часть гражданского общества, а с другой - как одного из самых влиятельных участников политического процесса [14]. Являясь активной частью гражданского общества, они способствуют формализации национальных интересов в секторе безопасности, их согласованию, осуществляют контроль за работой органов власти; их функционирование приводит к уравновешиванию социальной системы (поскольку группы интересов представляют интересы различных секторов общества). Однако группы интересов в процессе достижения своих корпоративных целей являются одновременно и источниками угроз для жизненно важных интересов государства и его граждан - они располагают достаточным ресурсным потенциалом, заставляя государственную власть считаться с ними.

Деятельность наиболее влиятельных групп интересов концентрируется в экономической и политической сферах национальной безопасности, тем самым оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на другие сферы. Осуществляя существенное давление на формирование политики безопасности, эти группы способны спровоцировать возникновение как

конструктивных, так и деструктивных последствий. Группы интересов являются центрами, которые генерируют социальную и политическую активность и вместе с институциональными структурами формируют политический процесс, а также гражданское поведение, действуя при этом как в согласии, так и вопреки интересам безопасности государства [15].

Таким образом, влияние групп интересов на безопасность государства, общества и

2016

отдельного гражданина требует особого внимания ввиду неоднозначности такого «вмешательства». Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки защитных механизмов в случае проявления деструктивных тенденций, которые способны нанести вред общественным интересам.

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам. Национальная безопасность относится к высшим приоритетам любой страны и является одним из основных факторов ее устойчивого развития. Обеспечение национальной безопасности -важная часть государственной политики.

Одним из ключевых источников социального прогресса и основанной на нем национальной безопасности следует признать гражданское общество, которое воплощает в себе прогрессивную социальную культуру граждан. Структуры гражданского общества, объединяя людей для защиты своих прав и свобод, способствуют развитию политической активности и формированию национального единства. Это превращает гражданское общество в субъект национальной безопасности государства.

Проведен анализ механизмов реализации такого воздействия через политические партии и общественные организации, а также благодаря установлению взаимосвязей с представителями бизнеса, власти,

международных объединений. Использование этих инструментов гражданским обществом усиливает коммуникационный потенциал государства, бизнеса и общества, что

позволяет маневрировать силами и средствами обеспечения национальной безопасности, создавать новые социально-политические форматы защиты национальных интересов в современном глобализованном мире.

Особое внимание уделено группам интересов, представляющих определенные институты гражданского общества, как субъектам политики национальной безопасности, которые влияют на ее формирование через активное воздействие на внешнюю и внутреннюю стратегию государства, определяя ее содержательные элементы. Кроме того, они открыто лоббируют групповые интересы, дают возможность власти находить консенсус и тем самым обеспечивают: интеграцию общества, выступая при этом одним из ключевых инструментов разрешения конфликтов; контролируют действия власти; информируют государство об актуальных проблемах, требующих решения.

Вместе с тем группы интересов могут выполнять и деструктивную функцию, отстаивая одностороннее преимущество одних только корпоративных интересов. Иногда они воздействуют на политику, выходя за пределы предложенного им объема властных полномочий в определенном, выгодном для себя направлении, и в тех или иных обстоятельствах способны создавать угрозу национальным интересам. Это, в свою очередь, требует выработки защитных механизмов, способных предупредить или нивелировать негативное влияние на национальную безопасность таких групп.

2017

Рисунок 1

Взаимосвязь правительства, бизнеса и гражданского общества Figure 1

Relationships of the State, business and civil society

Источник: [6] Source: [6]

Список литературы

1. Reed E.D., Dumpe M. (Eds). Civil Liberties, National Security and Prospects for Consensus: Legal, Philosophical, and Religious Perspectives. Cambridge University Press, 2012, 270 р. URL: https://doi.org/10.1017/CBO9781139035286

2. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.: РОССПЭН, 2003. 368 с.

3. Wright K. Redefining Development for National Security: Implications for Civil Society. Development in Practice. 2009. Vol. 19. Iss. 6. Р. 793-798.

URL: https://doi.org/10.1080/09614520903027163

4. McLeod D.M., Shah D.V. News Frames and National Security: Covering Big Brother. New York, Cambridge University Press, 2015, 220 р. URL: https://doi.org/10.1017/CB09781139022200

5. The Role of Civil Society in a World of Globalized Communications: 23-24 November, 2017. EESC, 2018, 387 р.

6. Hajnal P.I. Civil Society in the Information Age. Routledge, 2018, 312 р.

7. Еникеев Р.Н. От правовой организации общественной жизни - к правовому государству // Правовое государство: теория и практика. 2018. Т. 1. № 51. С. 15-19.

8. Doppelt B. Leading Change Toward Sustainability: A Change-Management Guide for Business, Government and Civil Society. Routledge, 2017, 296 р.

9. McKay D. American Politics and Society. Wiley-Blackwell, 2017, 520 p.

2018

10. Marchetti R. Civil Society - Government Synergy and Normative Power Italy. The International Spectator. 2013. Vol. 48. Iss. 4. Р. 102-118. URL: https://doi.org/10.1080/03932729.2013.847692

11. Powell F. The Politics of Civil Society: Big Society and Small Government. Policy Press, 2013, 224 р.

12. Pallas C.L., Uhlin A. Civil Society Influence on International Organizations: Theorizing the State Channel. Journal of Civil Society. 2014. Vol. 10. Iss. 2. Р. 184-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://doi.org/10.1080/17448689.2014.921102

13. Schwarz A., Fritsch A. Communicating on Behalf of Global Civil Society: Management and Coordination of Public Relations in International Nongovernmental Organizations. Journal of Public Relations Research. 2014. Vol. 26. Iss. 2. Р. 161-183.

URL: https://doi.org/10.1080/1062726X.2013.864242

14. Wiarda H. Civil Society: The American Model and Third World Development. Routledge, 2018, 184 р.

15. Pratt B., Hayman R. Civil Society Sustainability: New Challenges in Organizational Legitimacy, Credibility, and Viability. Routledge, 2018, 160 р.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2019

pISSN 2073-2872 National Interests

eISSN 2311-875X

INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY AND THEIR CONTRIBUTION TO THE IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR ENSURING THE PERSONAL, SOCIAL AND NATIONAL SECURITY IN THE CURRENT CIRCUMSTANCES, AND FUTURE DEVELOPMENT TRENDS

Vadim V. YATSULYAK

North-West Institute of Management, Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), St. Petersburg, Russian Federation 9817735586@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-6042-5156

Article history: Abstract

Received 12 July 2018 Subject At the beginning of the 21st century, the role and importance of civil society

Received in revised form attracted more attention from perspectives of the national security.

6 August 2018 Objectives The research examines a distinctive impact of civil society institutions and

Accepted 31 August 2018 determines their contribution to the personal, social and national security in line with Available online an array of different relations, non-homogeneous composition of participants and

15 November 2018 contradictory groups of investors.

Methods The research employs methods of analysis, synthesis, induction and deduction, JEL classification: B07, C19, generalization and specification, comparison and systematization.

D11, F03 Results Institutions of civil society drive the development of political activities and

contribute to the national unity. This makes the civil society a unit of the nation security. Miscellaneous mechanisms and tools, which the civil society uses to ensure personal, social and national security, strengthen the communicative potential of the power, business and society as a whole, thus allowing to manipulate capabilities and means for ensuring the national security, create new social and political format for protecting the national interests in the globalized world.

Conclusions and Relevance The civil society is especially indicative of the social and political milieu, where a person and a group satisfy their needs, including the national Keywords: security, State, security. Those needs shall be satisfied with different tools. For example, political parties civil society, protection and public associations liaison with the power, business and international organizations.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Yatsulyak V.V. Institutions of Civil Society and Their Contribution to the Improvement of Mechanisms for Ensuring the Personal, Social and National Security in the Current Circumstances, and Future Development Trends. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 11, pp. 2012-2021. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 11. 2012

References

1. Reed E.D., Dumpe M. (Eds). Civil Liberties, National Security and Prospects for Consensus: Legal, Philosophical, and Religious Perspectives. Cambridge University Press, 2012, 270 р. URL: https://doi.org/10.1017/CBO9781139035286

2. Hantington S. Tretya volna. Demokratizatsiya v kontse XX veka [The Third Wave: Democratization in the Late 20th Century]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2003, 368 p.

3. Wright K. Redefining Development for National Security: Implications for Civil Society. Development in Practice, 2009, vol. 19, iss. 6, pp. 793-798.

URL: https://doi.org/10.1080/09614520903027163

4. McLeod D.M., Shah D.V. News Frames and National Security: Covering Big Brother. Cambridge University Press, 2015, 220 р. URL: https://doi.org/10.1017/CB09781139022200

5. The Role of Civil Society in a World of Globalized Communications: 23-24 November, 2017. EESC, 2018, 387 p.

6. Hajnal P.I. Civil Society in the Information Age. Routledge, 2018, 312 p.

7. Enikeev R.N. [From legal organization of social life - to the rule of law State]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule of Law: Theory and Practice, 2018, vol. 1, no. 51, pp. 15-19. (In Russ.)

8. Doppelt B. Leading Change Toward Sustainability: A Change-Management Guide for Business, Government and Civil Society. Routledge, 2017, 296 p.

9. McKay D. American Politics and Society. Wiley-Blackwell, 2017, 520 p.

10. Marchetti R. Civil Society - Government Synergy and Normative Power Italy. The International Spectator, 2013, vol. 48, iss. 4, pp. 102-118. URL: https://doi.org/10.1080/03932729.2013.847692

11. Powell F. The Politics of Civil Society: Big Society and Small Government. Policy Press, 2013, 224 p.

12. Pallas C.L., Uhlin A. Civil Society Influence on International Organizations: Theorizing the State Channel. Journal of Civil Society, 2014, vol. 10, iss. 2, pp. 184-203.

URL: https://doi.org/10.1080/17448689.2014.921102

13. Schwarz A., Fritsch A. Communicating on Behalf of Global Civil Society: Management

and Coordination of Public Relations in International Nongovernmental Organizations. Journal of Public Relations Research, 2014, vol. 26, iss. 2, pp. 161-183. URL: https://doi.org/10.1080/1062726X.2013.864242

14. Wiarda H. Civil Society: The American Model and Third World Development. Routledge, 2018, 184 p.

15. Pratt B., Hayman R. Civil Society Sustainability: New Challenges in Organizational Legitimacy, Credibility, and Viability. Routledge, 2018, 160 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.