Научная статья на тему 'Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования'

Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1668
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / ИНСТИТУТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ / MONETARY POLICY / THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE KEY RATE / THE INSTITUTION / REGULATION / TARGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин В.Ю.

Рассматривается денежно-кредитная политика в ключе институтов её формирования и реализации. Рассмотрена роль и место Центрального банка в системе государственной политики как главного института осуществления денежно-кредитной политики государства. Разобраны инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, дана оценка их эффективности, приведены проблемы реализации, а также предложены векторы развития денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникин В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutions of State Power in the Sphere of Monetary Policy: Their Role and Instruments of Regulation

The article considers monetary policy in the key of the institutions of its formation and realization. Particularly, the role and place of the Central Bank in the system of state policy as the main institution for implementing the state''s monetary and credit policy is examined. The tools for regulating of the monetary and credit sphere are reviewed, the estimation of their efficiency is given, and the problems of realization are presented. The vectors for the development of monetary policy are proposed.

Текст научной работы на тему «Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 122-131. УДК 321.02

DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.122-131

В. Ю. Аникин

ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ИХ РОЛЬ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассматривается денежно-кредитная политика в ключе институтов её формирования и реализации. Рассмотрена роль и место Центрального банка в системе государственной политики как главного института осуществления денежно-кредитной политики государства. Разобраны инструменты регулирования денежно-кредитной сферы, дана оценка их эффективности, приведены проблемы реализации, а также предложены векторы развития денежно-кредитной политики.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; Центральный банк Российской Федерации; ключевая ставка; институт; регулирование; таргетирование.

V. Y. Anikin

INSTITUTIONS OF STATE POWER IN THE SPHERE OF MONETARY POLICY: THEIR ROLE AND INSTRUMENTS OF REGULATION

The article considers monetary policy in the key of the institutions of its formation and realization. Particularly, the role and place of the Central Bank in the system of state policy as the main institution for implementing the state's monetary and credit policy is examined. The tools for regulating of the monetary and credit sphere are reviewed, the estimation of their efficiency is given, and the problems of realization are presented. The vectors for the development of monetary policy are proposed.

Keywords: monetary policy; the Central Bank of the Russian Federation; the key rate; the institution; regulation; targeting.

Структурные изменения в финансовой системе России требуют дальнейшего совершенствования инструментария денежно-кредитной политики. Растёт сложность финансовой системы, формируются её новые сегменты, на каждом из которых импульсы денежно-кредитной политики проявляются по-своему. Периодичность финансовых кризисов 1998 г., 2008 г., происходящих в мире и России, свидетельствует о недостаточной разработке теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики государства с учётом специфики развития мировой финансовой системы и в частности глобализации финансовых рынков. Поэтому действенность инструментов, а также роль институтов в определении, проведении и реализации денежно-кредитной политики

© Аникин В. Ю., 2018

представляется очень важной проблемой, актуальной и требующей детального разбора и изучения.

В исследование проблем денежно-кредитной политики внесли значительный вклад работы западных экономистов, в частности Л. Харриса, К. Р. Макконнелла, С. Л. Брю, Э. Долана, Р. Кэмпбелла и др. Основу исследования денежно-кредитной политики государства составляют труды отечественных учёных Д. Н. Ананьева, О. И. Лаврушина, Д. С. Львова, С. Р. Моисеева, В. Г. Павлючен-ко, А. Ю. Симановского, О. С. Сухарева и др. В дополнение к названным выше отдельно следует отметить многочисленные труды специалистов банковского дела, экспертов и практиков. В их числе - работы Н. П. Бе-лотеловой, С. Ю. Глазьева, М. В. Ершова,

С. М. Игнатьева, А. А. Козлова, А. Д. Ни-кепелова, Г. А. Тосуняна, В. Т. Рязанова, А. В. Улюкаева и др., нашедшие отражение в научных публикациях.

Несмотря на многочисленные исследования в данной сфере, вопросы повышения эффективности денежно-кредитной политики государства в основном рассматриваются односторонне с точки зрения монетарного регулирования. В более тщательной проработке нуждаются вопросы роли и инструментов институтов денежно-кредитной политики с учётом быстро меняющейся экономической ситуации. В целом значимость и развитость банковской системы, особенности финансового рынка России в сложившихся условиях не находят нужного отражения в исследованиях, несмотря на то что эти элементы являются составной частью государственного регулирования экономики.

Таким образом, главная цель статьи заключается в определении роли институтов государственной власти в осуществлении денежно-кредитной политики, а также в выделении инструментов регулирования и их эффективности.

Главным институтом в России, решающим практически все вопросы денежно-кредитной политики, является Центральный банк РФ. Так, ст. 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка РФ, определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2) [1]. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, развитие финансового рынка РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы [2].

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип

независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В настоящее время достаточно актуальным является разграничение полномочий между Банком России и другими органами государственной власти и создание условий, обеспечивающих взаимодействие между ними, способствующих реализации государственной денежно-кредитной политики. Это позволит наиболее полно определить роль Центрального банка РФ в системе денежно-кредитной политики.

Между Банком России и Правительством РФ сложились тесные связи. Правительство РФ заинтересовано в надёжности Центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики. Однако тесные связи Центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Независимость Центрального банка от Правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности. Это особенно важно в плане ограничения возможностей Правительства использовать ресурсы Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем независимый характер деятельности Центрального банка носит относительный характер, так как экономическая политика Правительства не может быть успешной без согласования и тесной связи её основных элементов: денежно-кредитной

и финансовой политики. Поэтому в стратегическом плане политика Центрального банка формируется на основе приоритетов макроэкономического курса Правительства. В конечном счёте любой Центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

Взаимоотношения Банка России и Государственной думы РФ полагают подотчётность Банка России Государственной думе РФ. Одной из форм подотчётности Банка России Государственной думе РФ является её право проводить парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год Банк России представляет в Госдуму ежегодно не позднее 1 декабря. Проект основных направлений денежно-кредитной политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ [3, с. 48-49].

Реализуя возложенные на него функции и достигая поставленных целей, Банк России активно взаимодействует с Правительством РФ: участвует в разработке экономической политики Правительства РФ; совместно разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля; они информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации и совещания. В заседаниях Правительства РФ принимает участие Председатель Банка России или один из его заместителей.

Правительство РФ также участвует в заседаниях Совета директоров Банка России. Представителями Правительства РФ в этом случае являются министр финансов РФ и министр экономического развития РФ, их заместители, имеющие право совещательного голоса.

Основополагающее значение для банковской системы России имеет координация взаимных действий Банка России и Минфина России. Например, Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ, как внешнего, так и внутреннего, с учётом их

воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Являясь федеральным органом по управлению финансами в РФ, Минфин России осуществляет функции, тесно связанные с деятельностью Банка России, в частности, в области денежного обращения, государственного кредита, в области развития рынка ценных бумаг, валютного регулирования, налоговой системы.

Банк России и Минфин России активно взаимодействуют в процессе реализации бюджетных отношений. Единый счёт федерального бюджета (единый счёт Федерального казначейства) находится в Банке России. При этом счета Федерального казначейства в Банке России ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством России с учётом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ. Минфин России совместно с Банком России проводит операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ в порядке, установленном федеральными законами; управляет в установленном порядке государственным внутренним и внешним долгом РФ, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию финансового рынка, включая фондовый, денежный, рынок драгоценных металлов, валютный; проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг. За последние 10 лет объём внутреннего долга стремительно растёт, также увеличивается доля государственных гарантий в валюте РФ. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом её внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Так, на сегодняшний момент размер

внутреннего долга составляет 8,318 трлн рублей (147 429 млн долл.), а внешний долг (включая задолженность по внешним облигационным займам и государственные гарантии РФ в иностранной валюте) - 48 556 млн долл.

Таким образом, подводя итоги сказанному, можно отметить, что Центральный банк РФ активно сотрудничает с разными федеральными органами власти, имеющими важное стратегическое значение (такими, как Государственная дума РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ), по отдельным вопросам банковского регулирования, но при этом сохраняет свою независимость основного регулятора в финансовой системе России. Также тенденцией, вызывающей неподдельный интерес, является укрупнение Банка России, консолидация на его базе многих других институтов, регулирующих различные стороны финансового рынка России (например, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в 2014 г. стала соответствующим отделом Центрального банка), создание, как сейчас говорят, мегарегулято-ра, когда практически все элементы денежно-кредитной политики сосредоточены в «руках» одного института финансового регулирования.

Стремление Банка России одновременно сдерживать инфляцию и курс рубля объясняются тем, что оба процесса негативно влияют на темпы экономического роста в среднесрочном периоде. Высокая инфляция оказывает дестабилизирующее влияние на экономику и финансовые рынки. Негативное воздействие инфляции обусловливается ростом неопределённости при прогнозировании доходности инвестиций, снижением реальных доходов от операций с ценными бумагами, повышением корпоративных и трансак-ционных издержек, а также ухудшением условий кредитования, что является непременным элементом развития бизнеса и экономики страны в целом. Укрепление рубля, теоретически являющееся инструментом снижения инфляционного давления, на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных компаний. В краткосрочном периоде укрепление национальной валюты стимулирует приток иностранного капитала, что ещё более усиливает негативный эффект ревальва-

ции рубля. Проблема в том, что методы решения этих задач носят противоречивый, порой даже взаимоисключающий характер. К снижению инфляционного давления на экономику приводят меры по повышению процентных ставок и ограничению денежного предложения, однако это вызывает укрепление рубля. Напротив, для сдерживания роста курса рубля Банк России покупает валюту на рынке и тем самым увеличивает денежное предложение, стимулируя рост цен. По мнению многих учёных, выбраться из этой ловушки Банк России может, лишь отказавшись от двойственности целей путём установления фиксированного курса рубля либо проведения политики таргетирования при плавающем валютном курсе. Большинство западных стран и их Центральные банки в последнее время склоняются ко второму варианту. О таргетировании инфляции написано много работ, ведётся много дискуссий, но о безоговорочной эффективности говорить сложно. Ярким тому примером служат ситуации в Европе и Японии, где Центральным банкам приходится бороться не с инфляцией, а с дефляцией, вливая огромные суммы денег в финансовый рынок. Это доказывает, что нельзя сводить политику денежно-кредитных властей к одному инструменту - манипулированию процентной ставкой, ориентируясь главным образом на выбранный уровень инфляции. Также, если соотнести прогнозируемую целевую инфляцию и фактическую, цифры очень разнятся. Поскольку факторов, влияющих на экономическую ситуацию, крайне много.

Центральный банк следующим образом характеризует денежно-кредитную политику нашей страны: денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргети-рования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, т. е. достижение стабильно низкой инфляции. С учётом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4 % в 2017 г. и сохранению её вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе. Денежно-кредитная политика

воздействует на экономику через процентные ставки, основным её параметром является ключевая ставка Банка России, от которой зависят размеры ставок практически всех инструментов денежного рынка, банковско-кредитной системы. Ввиду распределённого во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности. Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России [4]. Поскольку понимание участниками финансовой системы деятельности Центрального банка РФ, предсказуемость его политики, а также её эффективность приводят к стабильности и устойчивости финансово-экономического развития, а также к повышению инвестиционной привлекательности страны.

Разберём инструменты денежно-кредитной политики более подробно. Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. Сегодня этот документ представлен в виде программы «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на три года. Так как за последние 25 лет произошло уже несколько финансовых кризисов, которые не просто негативно сказались на экономике нашей страны, но и откинули в развитии на годы назад, представляется очень важным то, что Центральный банк планирует и прогнозирует свою деятельности не только на ближайший год, но и на два года вперёд. Так, политика денежно-кредитных властей более предсказуема и понятна другим органам власти, а главное, непосредственным участникам финансовой системы России - банкам, инвестиционным компаниям, страховым компаниям, пенсионным фондам, бизнесу, представляющему реальный сектор экономики. «Основные направления единой госу-

дарственной денежно-кредитной политики» включают в себя концептуальный взгляд на развитие финансовой системы государства, главные цели, реализуемые Банком России, перечень инструментов и методов, направленных на достижение возлагаемых на Центральный банк целей, а также список мероприятий, направленных на усовершенствование денежно-кредитной системы, стабилизацию курса национальной валюты и уровня цен на товары и услуги.

Согласно текущим реалиям инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:

1) лимиты кредитования;

2) прямое регулирование ставки процента;

3) изменение нормы обязательных резервов;

4) изменение учётной ставки (ставки рефинансирования);

5) операции на открытом рынке.

Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные -косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования. В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального снижения ключевой ставки (ставки рефинансирования). Сейчас она составляет 9,25 %. Минимальный размер ставки пришёлся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. по 27 февраля 2011 г. Роль Банка России в регулировании денежно-кредитных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса с учётом настойчивых рекомендаций банковского сообщества наконец активизировалась. Вряд ли столь узкое понимание роли денежно-кредитной политики именно в кредитном регулировании можно признать достаточным. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер. Лишь в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным

образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объём которых в условиях кризиса сократился. При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешёвым, следовательно, более привлекательным. Возрастание объёмов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает. Изменение учётной ставки Центрального банка РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учётной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно, достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Ещё один существенный инструмент контроля над денежной массой - это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов коммерческих банков. Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги. Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему. Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы

должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности. Одним из заметных мест проекта «Основных направлений...» является оценка показателей денежной программы. В качестве её ключевых показателей Центральным банком выбраны: денежная база в узком определении; чистые международные резервы; чистые внутренние активы; чистый кредит банкам. В документе уделено внимание развитию операций рефинансирования банковской системы. Основные варианты прогноза основаны на том, что источником роста денежной базы будет рост чистых международных резервов. В целом стратегия по управлению денежным предложением пассивна и ориентирована на внешнюю конъюнктуру. В части политики валютного курса заявлена цель постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры управления курсом будут определяться с учётом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Конкретных мер по усилению влияния курса на диверсификацию экономики в «Основных направлениях.» не указано. В части применения инструментов денежно-кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования: развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании, и др. Таким образом, приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются: развитие содержательных подходов к организации надзора; развитие подходов к надзору за кредитным риском; совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности; совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кре-

дитными организациями современных информационных систем; совершенствование отчётности, в том числе развитие надзора на консолидированной основе и другое повышение прозрачности денежно-кредитной политики и совершенствование аналитической работы. В «Основных направлениях.» содержится ряд дополнительных мер в части совершенствования банковского надзора: оценка деловой репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности [4]. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий. Отдельный интерес вызывает позиция Центрального банка по тарге-тированию: в настоящее время основные методы денежно-кредитной политики, используемые Центральными банками, включают валютное регулирование, таргетирование денежной массы и таргетирование инфляции. Государственное регулирование - важнейший принцип экономической стратегии и политики России - может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в нашей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики. Регулирование валютного курса основано на поддержании определённой стоимости национальной валюты по отношению к иностранной валюте или корзине валют. Его основными инструментами являются валютные интервенции Центрального банка и манипулирование процентной ставкой. Таргетиро-вание денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определённого денежного агрегата или группы агрегатов. Таргетирование темпов роста денежной массы может быть эффективным в случае наличия чёткой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и изменениями темпов роста инфляции. Инфляционное таргетирование предполагает установление Центральным банком целевого

уровня инфляции и ориентацию на него при разработке мер денежно-кредитной политики [5, с. 34]. Ключевым методом достижения поставленной цели является механизм процентных ставок. До сих пор в России одним из основных макроэкономических «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, всё большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране. Эта политика изначально предполагает наличие плавающего валютного курса. Кроме того, она ориентируется на достаточно высокий уровень развития финансовой системы и рынков, обеспечивающий адекватную и своевременную реакцию экономики на изменения процентной ставки. Преимущество инфляционного таргетирования заключается в том, что установление целевого уровня инфляции в качестве номинального якоря создаёт условия для прогнозирования действий Центрального банка и формирования системы принятия решений экономическими агентами.

Анализируя процессы, происходящие сейчас в экономике нашей страны, можно выделить внутренние и внешние факторы, влияющие на общеэкономическое состояние в целом и на постановку целей денежно-кредитной политики РФ. Во-первых, низкий уровень монетизации экономики, дефицит банковской ликвидности, немонетарный характер инфляции, которые ограничивают возможности проведения жёсткой денежно-кредитной политики. В этой ситуации повышение процентных ставок и сжатие денежного предложения могут обернуться значительным снижением темпов экономического роста и резким сокращением инвестиционной активности в стране. Во-вторых, в условиях зависимости внутреннего рынка от импорта потребительских товаров и продовольствия увеличение волатильности курса рубля способно ускорить инфляционные процессы в экономике. Указанные обстоятельства, на наш взгляд, требуют в среднесрочной перспективе применения смешанного режима денежно-кредитной политики, основанного на таргетировании инфляции и валютного курса. Центральный банк РФ в настоящее время придерживается «плавающего» курса рубля. Курсовая политика направлена на сглаживание резких колебаний обменного

курса, не обусловленных фундаментальными факторами, а также на сдерживание инфляции и поддержку конкурентоспособности отечественного производства. Кроме того, необходимо иметь в виду, что Центральный банк не способен контролировать предложение денег полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки, которые осуществляют эмиссию безналичных денег. Для обеспечения ликвидности банков и оборотным капиталом Центральный банк России может использовать краткосрочное и среднесрочное кредитование. Одновременно операции на фондовом рынке казначейскими обязательствами и другими краткосрочными ценными бумагами между банка-

Если рассматривать связку показателей «ключевая ставка» - «инфляция» в период с 2002-го по 2006 г., чётко прослеживается такой факт: ключевая ставка всегда превышает инфляцию, при этом у обоих показателей тенденция к снижению. Картину поменял кризис 2007-2008 гг., когда резко взлетела инфляция и индекс потребительских цен соответственно. Так, Банку России пришлось переломить тенденцию смягчения денежно-кредитной политики, повысив ставку до 13 %. После 2008 г. отмечается очень стабильная ситуация как по ставке (в районе 8 %), так и по инфляции (в районе 6,5 %). Следующим пиком явился 2014 г., когда сильным фактором влияния на экономику России стала геополитика (помимо бегства капитала за рубеж, повышения волатильно-сти и активности спекулянтов на финансовом рынке, снижение деловой активности, санкции Запада и др.). Ставку подняли до уров-

ми будут способствовать перемещению денежных средств между ними, а не будет необходимости брать кредиты в Центральном банке России. Между тем это возможно, когда развит денежный рынок и финансовые рынки, как, например, в США и Евросоюзе в отличие от России.

Теперь рассмотрим ключевые показатели более детально, на которые Центральный банк РФ, так или иначе, воздействует, достигая своих целей. Это ключевая ставка, индекс потребительских цен, наиболее полно характеризующий уровень инфляции в стране, курс рубля (всё на конец года, в 2017 г. - на текущий момент) (табл.).

ней начала 2000-х. И если уровень инфляции стабилизировать удалось, то курс рубля в 2014 г. упал практически вдвое, а затем ещё на 25 %. Таким образом, курс рубля только в начале 2017 г. стал стабилизироваться в канале 56-60 рублей за доллар. Анализируя вышеприведённые цифры и тенденции, можно сказать, что зависимость инфляции и курса рубля от изменения ключевой ставки Центральным банком РФ неочевидна. В первом обозначенном периоде изменение ставки правильнее охарактеризовать как адаптацию к текущим условиям. В последнем же прослеживаются попытки влияния на сложившуюся ситуацию в рамках принятой политики таргетирования инфляции и сведения всех инструментов практически к одному - изменению ключевой ставки. Соотнеся цифры по всем представленным показателям за последние 15 лет, можно с уверенностью сказать, что ключевая ставка, её изменение,

Ключевые показатели в деятельности Центрального банка РФ с 2002-го по 2017 г. [6]

го го го

Показатель > VO оо с* > VO

<N <N <N <N <N <N <N

Ключевая 21 16 13 12 11 10 13 8,75 7,75 8 8,25 8,25 17 11 10 9,25

ставка, %

Инфляция 15,1 12 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,8 8,8 6,1 6,6 6,5 11,4 12,9 5,4 1,3

(ИПЦ), %

Курс рубля

к доллару, 31,8 29,3 27,7 28,8 26,3 24,5 28,3 29,4 30,4 31,2 30,6 32,9 56,7 70,3 60,1 56,5

руб.

в соответствии с прогнозируемой инфляцией, не решает всех проблем денежно-кредитной политики, не всегда является эффективным и бывает запоздалым, не позволяет достигать основных целей, стоящих перед Банком России как главным институтом денежно-кредитной политики. Также резкие повышения процентной ставки не всегда приводят к снижению инфляции в стране и стабилизации курса национальной валюты, имеют большие негативные последствия, такие как удорожание денег и кредитов, снижение деловой активности, замедление темпов роста экономики и потребления, снижение инвестиционной привлекательности и т. д. Поэтому представляются очень важными формирование системного подхода в регулировании денежно-кредитной сферы государства, развитие инструментов и рычагов влияния, помимо изменения ключевой ставки.

В перспективе для повышения эффективности денежно-кредитной политики в России необходимо решение ряда задач, а именно:

1) продолжить активно использовать операции по рефинансированию банков с целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции;

2) продолжить совершенствовать инструментарий денежно-кредитной политики (в том числе операций на открытом рынке, в том числе операций РЕПО), сохранять регулирование валютного курса и отслеживать показатели финансовой стабильности;

3) создать в отношении рубля ряд условий для выполнения им всех функций денег в интересах стабильного социально-экономического развития страны;

4) сбалансировать применение инструментов денежно-кредитной политики, направленных на комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую стабильность, устойчивость финансового рынка, макроэкономическую стабильность.

Без повышения роли финансовых рынков и укрепления доверия экономических

агентов к банкам, заметно пошатнувшегося в ходе кризиса, невозможно рассчитывать на то, что политика таргетирования инфляции позволит координировать инфляционные ожидания и сдерживать ценовое давление. Механизм денежно-кредитной политики должен обеспечивать взаимную согласованность целей. Это может быть обеспечено за счёт сбалансированного применения инструментов денежно-кредитной политики, направленных на комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую стабильность, устойчивость финансового рынка, макроэкономическую стабильность. Таким образом, действующая в России система институтов денежно-кредитной политики, включая Центральный банк РФ как основу денежно-кредитного регулирования экономики, требует дальнейшего детального разбора и развития, совершенствования арсенала используемых инструментов, повышения эффективности реализуемых сегодня мер, а также создания и апробации принципиально новых методов, приводящих к устойчивости финансового рынка, стабильности цен, устойчивости экономического роста, инвестиционной привлекательности и в целом повышению благосостояния граждан РФ как главной цели политики государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. -Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс. - 4-е изд., стер. - М. : КноРус, 2010. - 320 с.

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов. - URL: https:// www.cbr.ru/publ/?PrtId=ondkp&pid=dkp&sid = ITM_10655 (дата обращения: 18.05.2017).

5. Улюкаев А. В. Контроль инфляции - главное, для чего существуют центробанки // Комер-сантъ. - 2008. - № 77. - С. 32-38.

6. Официальный сайт Банка России. - URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 16.05.2017).

Информация о статье

Дата поступления 18 декабря 2017 г.

Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Аникин Вадим Юрьевич - магистр кафедры политологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,

Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: vadimanikin.ru@mail.ru

Для цитирования

Аникин В. Ю. Институты государственной власти в сфере денежно-кредитной политики: их роль и инструменты регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 122-131. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.122-131.

Article info

Received

December 18, 2017

Accepted February 1, 2018

About the author

Anikin Vadim Yurievich - Master of the Department of Political Science of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: vadimanikin.ru@mail.ru For citations

Anikin V. Y. Institutions of State Power in the Sphere of Monetary Policy: Their Role and Instruments of Regulation. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 122-131. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1. 122-131 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.