Научная статья на тему 'Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя'

Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОННЫЙ РЕПОЗИТОРИЙ / РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ЦИТИРОВАНИЕ / ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ / INSTITUTIONAL REPOSITORY / TEACHER RATING / CITATION / OPEN ARCHIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буйницкая Оксана Петровна, Грицеляк Богдан Игоревич

Статья посвящена иституционному репозиторию ВУЗа, размещение научных статей в котором способствует повышению научного рейтинга не только преподавателя, а и всего ВУЗа как в национальных, так и мировых рейтингах среди университетов, благодаря открытости научных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the institutional repository, deployment of scientific articles which promotes scientific ranking not only teachers, but also the entire university, both in national and world rankings of universities, due to openness of scientific resources.

Текст научной работы на тему «Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя»

Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя

Буйницкая Оксана Петровна

доцент, к.п.н., заведующая научно-исследовательской лаборатории информатизации

образования,

Киевский университет имени Бориса Гринченко, ул. М.Тимошенко, 13-Б, г. Киев, 04053, (+38044) 485-20-87 o.buinytska@kubg.edu.ua

Грицеляк Богдан Игоревич

заместитель заведующего научно-исследовательской лаборатории информатизации

образования,

Киевский университет имени Бориса Гринченко, ул. М.Тимошенко, 13-Б, г. Киев, 04053, (+38044) 485-20-87 b.hrytseliak@kubg.edu.ua

Аннотация

Статья посвящена иституционному репозиторию ВУЗа, размещение научных статей в котором способствует повышению научного рейтинга не только преподавателя, а и всего ВУЗа как в национальных, так и мировых рейтингах среди университетов, благодаря открытости научных ресурсов.

The article is devoted to the institutional repository, deployment of scientific articles which promotes scientific ranking not only teachers, but also the entire university, both in national and world rankings of universities, due to openness of scientific resources.

Ключевые слова

институционный репозиторий, рейтинг преподавателя, цитирование, открытые архивы;

institutional repository, teacher rating, citation, open archives.

Введение

Одной из главных задач развития современного университета, как многопрофильного высшего учебного заведения европейского уровня, является повышение качества образовательных услуг, обеспечения их соответствия национальным, европейским и международным профессиональным стандартам, а также активизация деятельности в международном и европейском образовательном пространстве. [1].

Определить уровень качества образовательных услуг и эффективность научной деятельности ВУЗа позволяют международные и национальные рейтинги, которые обеспечивают транспарентность системы образования в целом. Рейтинговое оценивание развития высших учебных заведений является неотъемлемой составляющей мониторинга образовательного процесса, так как эта составляющая удовлетворяет спрос потребителей рынка образовательных услуг и рынка труда относительно репутации ВУЗа, стимулирует состязательность, способствует подготовке нового поколения компетентных профессионалов.

408

Рейтинг - инструмент оценки качества образования

Во многих западных странах рейтинги являются ключевым инструментом оценки качества образования, в то время как украинские ВУЗы не спешат представлять свою альма-матер в мировых рейтингах. [2].

Если к вебометрическому рейтингу Интернет-присутствия университетов мира Webometrics украинские ВУЗы еще попадают, то к академическому, так называемому Шанхайскому (Academic Ranking of World Universities - ARWU) - нет, поскольку он сосредоточен исключительно на научно-исследовательской деятельности университетов. При составлении рейтинга отбираются лишь те университеты, преподаватели или выпускники которых имеют Нобелевскую или Филдсовскую премии. В методологическом плане при складывании Шанхайского рейтинга акцент сделан на легкодоступных источниках данных, в частности на открытой информации относительно количества изданий, индексах цитирования и т. п. Среди основных индикаторов выделяют: цитируемость научных работ преподавателей перечнем из 21 научной дисциплины по версии ISI Highly Cited, количество статей, опубликованных в журнале Nature и Science за предыдущие 5 лет, количество ссылок на статьи в других научных работах (подсчет SCIE - Science Citation Index Expanded, SSCI -Social Sciences Citation Index и AHCI - Arts and Humanities Citation Index). Для попадания в выборку необходимо «опубликовать значительное количество трудов, включенных к Расширенному индексу научного цитирования (SCIE), индекса цитирования в отрасли социальных наук (SSCI), индекса цитирования в области искусств и гуманитарных наук (AHCI)» [3].

Не менее авторитетным мировым рейтингом ВУЗа признан рейтинг университетов по версии «Таймс» (THES-QS), при формировании которого учитывается качество научных исследований, конкурентоспособность выпускников, международное признание, качество преподавания. Особенное внимание уделяется отзывам научного сообщества и индексу цитирования трудов. [4].

Сопоставляя Шанхайский рейтинг и рейтинг Таймс, немецкий исследователь Геро Федеркейль отмечает: «Эти рейтинги объединяют общие подходы, невзирая на разницу предложенных индикаторов. Оба рейтинга оценивают университет в целом и используют принцип иерархической таблицы («league table approach»), при котором, как в футболе, каждая команда имеет определенную позицию, которая определяет ее статус. При этом подходе естественно, что, например, пятая позиция лучше восьмой или десятой». [5]. В то же время, Шанхайский рейтинг оценивает преимущественно исследовательскую активность университетов, тогда как рейтинг Таймс в значительной степени опирается на репутацию университета в академической среде и его международную деятельность. К сожалению, ни одного украинского университета нет среди 500 лучших университетов Шанхайского рейтинга, а также среди 200 лучших по версии Таймс.

Однако перспективным методом оценивания считаем вебометрическое ранжирование университетов. Этот метод заключается не в классификации ВУЗов, а в стимулировании www-публикаций, причем не только open access инициатив, которые фокусируются на стандартных рецензированных научных публикациях, но и в создании архивов для первичных данных, предназначенных для учебных материалов, мультимедийных ресурсов, программного обеспечения и других академических ресурсов.

Аргументируя оправданность подобного подхода, испанские ученые Исидро Акуйо, Жозе Луис Ортега и Марио Фернандес отмечают: «Все больше и больше студентов и исследователей обращаются к Интернету, чтобы получить научную информацию, и академические учреждения прилагают все большие усилия, чтобы быть представленными в Интернете. И если сейчас Интернет для большинства учебных заведений - это средство саморепрезентации, то можно прогнозировать, что

409

уже в ближайшем будущем виртуальные учебные заведения станут не менее важными и влиятельными, чем реальные. В мире, который становится все больше и больше взаимосвязанным, реальное присутствие академического учреждения в глобальном пространстве зависит от его репрезентации в сети Интернет». [6]. Количественное охватывание университетов мира в вебометрическом рейтинге превышает как шанхайский «ARWU», так и британский «Times» рейтинги.

Индикаторы вебометрического рейтинга дают всестороннее представление об университете, его сетевую активность, присутствие в Интернете преподавателей, сотрудников, студентов, а также об их научной активности, поскольку кроме рейтинга ВУЗа есть и вебометрический рейтинг репозиториев.

Для продвижения ВУЗа в современном информационном пространстве важной составляющей есть размещение результатов научных исследований и учебных ресурсов в открытых архивах, что увеличивает доступ к результатам исследований, указывает на их эффективность, увеличивает цитируемость и импакт - авторитет и рейтинг в научном мире.

Институционный репозиторий университета

Осуществление оценки научной деятельности каждого сотрудника и подразделения по количеству публикаций, анализу результатов исследований и их цитирования, получение объективных данных о научной деятельности не только в рамках ВУЗа, но и по отношению к ведущим украинским и мировым учреждениям возможно для руководителей высших учебных заведений при условии размещения научных публикаций в открытом доступе.

В соответствии с действующей международной, общегосударственной законодательной и внутриуниверситетской нормативной базой в Киевском университете имени Бориса Гринченко в январе в 2012 г. было принято решение о создании институционного репозитория, в котором накапливаются, хранятся и поддерживаются в надлежащем состоянии документы научного, образовательного и методического назначения, созданные сотрудниками любого структурного подразделения Университета и студентами. Документы и другие данные хранятся в виде файлов, доступных для постоянного бесплатного, полнотекстового их просмотра через Интернет. Доступ к институционному репозиторию Киевского университета имени Бориса Гринченко в Интернет-сети: http://elibrary.kubg.edu.ua/.

Главное предназначение институционного репозитория - накопление, систематизация и хранение в электронном виде интеллектуальных продуктов научной общественности Университета, предоставление открытого доступа к ним средствами Интернет-технологий, распространение этих ресурсов в среде мирового научно-образовательного пространства.

Основными функциями институционного репозитория определены:

• научная, которая сосредоточена на содействии научноисследовательской деятельности;

• учебная - устремлена на содействие учебному процессу;

• справочно-информационная - на удовлетворение информационных запросов из разных областей знаний;

• накопительная - направлена на пополнение библиотечного фонда оригинальными электронными документами и электронными копиями печатных изданий и их сохранение.

Основными заданиями институционного репозитория Университета установлены:

410

• обеспечение места и средств централизованного и долговременного хранения в электронном виде полных текстов научно-методических ресурсов;

• содействие популяризации Университета путем представления его научной продукции в глобальной сети;

• увеличение цитируемости научных публикаций сотрудников Университета путем обеспечения свободного доступа к ним через Интернет.

Использование и развитие институционного репозитория выгодно для:

• каждого преподавателя - распространение, представление и продвижение исследования; повышение влияния и цитирования исследований; постоянное и длительное хранение; сохранение авторских прав; полнотекстовый поиск;

• структурного подразделения - распространение, рост уровня цитируемости, длительность и постоянство, сохранение;

• университета - распространение исследований; поддержка научной деятельности; повышение качества научной коммуникации; повышение рейтинга, открытый доступ к материалам исследований.

Для распространения исследований в мировом научном сообществе и роста уровня цитируемости институционный репозиторий зарегистрирован в мировых открытых архивах:

• Registry of Open Access Repositories - http://roar.eprints.org/6589/ (рис.1).

Birth Date1: 6 March 2013 14:30:13 UTC

Record Count: 960

Digital Objects3:

Objects Documents Records with Object Records with Documents

958 953 957 952

Daily Deposit Activity2:

Low Rate Medium Rate High Rate

33 28 1

OAI*PMH Interface: http.//elibrarv.kubQ.edu.ua/CQi/oai2 ?ldentifv ?ListMetadataFormats RSSFeed: http /elibrary.kubq.edu.ua/cqi/latest tool?outpLrt=RSS2

Other Registries: QpenDOAR

Record Creator: Bohdan Hrytseliak

Comment Note

1 Birth Date is either when the repository was first registered in ROAR or the earliest record found via the OAI-PMH interface.

2 Deposit activity measures the number of days in the last year that had "low" (1-9), "medium" (10-99) or "high" (100+) numbers of records deposited.

Рис. 1. Институционный репозиторий в ROAR

411

• Directory of Open Access Repositories http://www.opendoar.org/find.php?rID=2638 (рис. 2).

Рис. 2. Институционный репозиторий в DOAR

• The OAIster® database - http://oaister.worldcat.org/ (рис. 3).

Рис. 3. Институционный репозиторий в OAIster

• Open Archive Initiatives (Simple Search Metadata in open Ukraine

Рис. 4. Институционный репозиторий в OAI Ukraine

412

Анализ публикаций в Google Scholar

Научные публикации преподавателей, размещенные в открытых архивах, предоставляют возможность делать выводы об эффективности научных исследований, анализировать активность публикаций и их цитируемость. Осуществить такой достоверный анализ достаточно трудно, поскольку как на процесс подготовки публикации, так и на обнародование материалов влияет достаточно много факторов. Индекс научного цитирования - это показатель значимости научных материалов преподавателя, который определяется количеством ссылок на его публикации. Преподаватель имеет индекс h, если h из его количества статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся статьи цитируются не более чем h раз каждая. Просчитать собственный h-индекс, узнать, как цитируются те или другие научные публикации можно благодаря свободно доступной поисковой системе Google Scholar.

Реализуя на практике слоган «Стоя на плечах гигантов» Google Scholar позволяет находить и индексировать полнотекстовые научные публикации всех форматов по разным отраслям знаний и по разным источникам, включая рецензированные статьи, диссертации, книги, рефераты и отчеты, которые опубликованы научными организациями, ВУЗами, издательствами. В сравнении с другими сервисами такого типа (Scirus (издательство Elsevier), CiteSeer и getCITED, Scopus (Elsevier), Web of Science (Thomson ISI) и др.) Google Scholar опирается на огромную базу данных научных журналов на разных языках. Индексируются в системе не только рецензированные международные онлайн журналы, но и архивы открытого доступа. Для определения более реальных показателей цитирования украинских авторов целесообразнее использовать Google Scholar, поскольку в него включено максимальное количество украиноязычных и русскоязычных публикаций.

Для определения присутствия преподавателя в Google Scholar необходимо в системе (http://scholar.google.com.ua/) задать фамилию автора.

Рассмотрим публикационную активность на примере молодого преподавателя нашего Университета Т.Л. Лях.

Приблизительное количество результатов совпадений этого автора в Google Scholar составляет 84. Если среди указанных статей отсечь статьи однофамильцев, то получим результат 27 статей и 22 цитирования, (рис. 5).

Рис. 5 Присутствие в Google Scholar

413

В институционном репозитории нашего Университета размещено 35 научных

публикаций (рис. 6).

Рис. 6 Публикации в институционном репозитории

И только четыре из них отображаются в Google Scholar, как размещенные на домене elibrary.kubg.edu.ua в институционном репозитории.

Для просчета h-индекса и количества цитирований Т.Л. Лях создала собственный профиль в Google Scholar (рис. 7).

Лях Тетяна Леоновна

КиТвський университет 1мен1 Бориса Гр1нченка, 1нститут психологи та волонтерська Д1яльн1сть - софальна й софально-педагопчна Пщтверджена електронна адреса в kmpu.edu.ua

1ндекси 61блюграф1чних

посилань

Vci 3 2009

&блюграф1чн1 посилання 22 18

Ындекс 3 2

МОчндекс 0 0

Назва / Автор

Б16люграф1чш посилання на моГстатп

. I.. 11

2007 2009 2011 2013

Показувати: 100 ▼ 1-27 Посилання PiK

Використання !нтерактивних метод1в у програмах з формування здорового способу життя ТЛ Лях

Основи громадського здоров'я теор)я i практика- навч-метод. noci6./[TTl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1сторичн1 засади софально-педаголчноТ д1яльносп волонтер1в за кордоном ТЛ Лях ТЛ Лях/Вопонтерство як ресурс социально! роботи у громада 36. статей. 22*23 4 2006

Софалы-ю-педагопчна /дяльнкпъ студентських волоктерських груп ТЛ Лях Науковий часопис 1мен1 МП Драгоманова. Cepifl 11. 4045 3 2009

Google Академ1я

[ Шукати автор>в ]

Отримати власний профшь -Довщка

ГНдписатися на оновлення цього автора

1 читач

Пдписатися на Hosi статл П1дписатися на Hosi б|€гпограф|мн! посилання

Сп1вавтори

Немае cnisasTOpie

Рис. 7 Профиль пользователя в Google Scholar

В профиле пользователя четко отмечается количество ссылок на каждую из публикаций, общее количество ссылок, h-индекс цитирования и т. п. Этих сведений достаточно для того, чтобы в общем узнать о научном уровне молодого преподавателя.

По результатам исследований LSE Public Policy Group (табл. 1) определена зависимость количества цитирований от должности, занимаемой преподавателем в ВУЗе. [7].

414

Таблица!

Зависимость цитированности от должности преподавателя

Вид публикации Преподаватель Доцент Профессор

Статьи 80 66 80

Учебники 13 29 12

Материалы конференций 0,7 0,6 0,8

Прочие публикации 6,3 4,4 7,2

Итого 100 100 100

Процентное соотношение всех цитирований 18,2 14,1 67,7

Принимая во внимание результаты исследований (таб. 1), молодым преподавателям для увеличения собственного h-индекса полезно публиковаться в соавторстве с учеными, которые имеют высокие индексы цитирований.

Заключение

С целью повышения научного рейтинга преподавателя необходимо размещать все результаты научных исследований в институционном репозитории и других архивах открытого доступа. При этом одним из главных условий является правильное указание ФИО автора (желательно транслитерацией) для обеспечения корректности поиска в системе. Для определения влияния публикации, взаимосвязи между цитируемыми публикациями, количества цитирований необходимо зарегистрироваться в Google Scholar и создать собственный профиль с добавлением всех опубликованных материалов как единоличных, так и с известными учеными.

Активизация публикационной активности преподавателей в открытых международных архивах позволит повысить эффективность интеграции отечественных ученых в мировое научное сообщество. Научный вес, значимость конкретной публикации добавляет престижа автору - чем больше таких публикаций, тем значимее автор в своей отрасли знаний, а значит и выше его рейтинг как ученого.

Литература

1. Концепщя розвитку КУ шет Б. Гршченка на 2013-2017 р. - Режим доступу: http://kubg.edu.ua/resursi/dokumenti.html (дата звернення: 14.10.2013).

2. Кривулша Н., Кашин А. Рейтинги ВНЗ: бути чи не бути рейтингу ВУЗгв в УкраМ? -Режим доступу: http://vuz.in.Ua/publications/2.html (дата звернення: 16.10.2013).

3. Академчний рейтинг ушверситепв свггу. - Режим доступу:

http://nauka.lp.edu.ua/index.php?id=5683 (дата звернення: 16.10.2013).

4. Курбатов С., Кашин А. Чому украшсью утверситети ввдсутт у свпових табелях. -Режим доступу: http://www.day.kiev.ua/292015/ (дата звернення: 16.10.2013).

5. Gero Federkeil Ranking and Quality Assurance in Higher Education // Higher Education in Europe. - July-October 2008. - Vol. 33, № 2/3. - P. 224.

6. Isidro F. Aguillo, Jose Luis Ortega and Mario Fernandez. Webometric Ranking of World Universities: Introduction, Methodology, and Future Developments // Higher Education in Europe. - July-October 2008. - Vol. 33, № 2/3. - P. 233.

415

7. Maximizing the impacts of your research: a handbook for social scientists: LSE Public Policy

Group [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.lse.ac.uk/government/research/resgroups/LSEPublicPolicy/Docs/LSE_Impact_Ha ndbook_April_2011.pdf (date of access: 16.10.2013).

8. Морзе Н. Яким мае бути «розумний» утверситет в «розумному» суспшьст? // Сучаст стратеги утверситетсько1 освпи: якiсний вимiр; материи мiжнародноi науково-пракг. конф. (Кив, 28-29 березня 2012 р.). - К.,2012. - С. 87-99. - Режим доступу:

1. http://elibrary.kubg.edu.ua/892/1/N_Morze_KONF_2_NDLIO.pdf (дата звернення:

25.11.2013) .

9. Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. URL: http://www.youngscience.ru/files/shestak 3-12.pdf (дата обращения: 25.11.2013).

10. Галеев И.Х., Галеева Н.Х. Опыт анализа публикационной и издательской активности с

использованием РИНЦ // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2012. - Т.15. - №1. - С. 594-608. - ISSN 1436-4522. - URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i1/html/13.htm (дата обращения: 04.12.2013).

11. Березкина Н.Ю., Хренова Г.С. Использование баз данных «Web of Science» для оценки результатов научной деятельности в Республике Беларусь // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2010. - Т.13. - №3. - С. 311-317. - ISSN 1436-4522. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/html/3r.htm (дата обращения: 04.12.2013).

12. Yaroshenko T. Open repositories: Securing faculty and administration support. - Access mode: myshared.ru/slide/167170/ (date of access: 16.10.2013).

13. Citation Analysis: Measuring the Influence and Impact of Research [Electronic resource] //

University of Florida Libraries: site. - URL:

http://guides.uflib.ufl.edu/content.php?pid=320458&sid=2762523 (date of access:

16.10.2013) .

14. Clifford A. Lynch. Institutional Repositories: Essential Infrastructure For Scholarship In The

Digital Age. - Access mode:

http://muse.jhu.edu/logm?auth=0&type=summary&url=/journals/portal_hbraries_and_the_aca demy/v003/3.2lynch.html (date of access: 04.11.2013).

15. Ефимова Г.З. Анализ эффективности наукометрических показателей при оценке научной деятельности. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18166301 (дата обращения: 04.12.2013).

416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.