Научная статья на тему 'Институциональный подход к регламентации организации учета в микропредприятиях'

Институциональный подход к регламентации организации учета в микропредприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / УПРОЩЕНИЕ / SIMPLIFICATION / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / MICRO-SIZED ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупинова Е.С.

Предмет. С выделением микропредприятий в отдельную категорию субъектов малого предпринимательства на первый план выдвигаются вопросы формирования качественной институциональной среды их функционирования. Цели. Обоснование институционального подхода при регламентации учетной деятельности микропредприятий. Решены следующие задачи: исследована институциональная среда бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства; в свете институциональной теории сопоставлены структуры национальной системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и Международных стандартов финансовой отчетности; проведен анализ научных публикаций отечественных ученых в области совершенствования учетной деятельности субъектов малого предпринимательства. Методология. Методологическая и информационная база исследования Международные стандарты финансовой отчетности, российские стандарты по бухгалтерскому учету, научные публикации по данной теме. Применялись следующие методы научного исследования: сравнение, анализ, индукция, дедукция, синтез, группировка. Результаты. Обосновывается необходимость внедрения в отечественную учетную практику федерального стандарта по бухгалтерскому учету, адресованного представителям микробизнеса. Сформулированы основные принципы создания такого документа. Приведены результаты анализа целесообразности привлечения в российскую практику приемов, реализованных при разработке Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в целях развития теории и практики бухгалтерского учета. Выводы. Разработка федерального стандарта по бухгалтерскому учету микропредприятий позволит сформировать качественную институциональную среду функционирования микробизнеса в Российской Федерации. Внедрение такого документа в учетную практику систематизирует нормативное правовое обеспечение бухгалтерского учета микропредприятий, а также позволит рационализировать организацию учетной деятельности субъектов малого предпринимательства, заинтересованных в минимизации затрат на осуществление учетных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An institutional approach to the regulation of accounting in micro-sized business

Importance This article considers and discusses the issues of formation of a qualitative institutional environment of activities of micro-enterprises as a category of small business entities. Objectives The article aims to substantiate the institutional approach in regulating the accounting activities of micro-enterprises. Methods For the study, I used the methods of comparison, analysis, synthesis, induction, deduction, and grouping. International Financial Reporting Standards, Russian Accounting Standards, and scientific publications on the subject are the methodological and information base of the study. Results The article justifies the necessity of introduction of the Federal Standard on micro-business accounting in the domestic accounting practice. It formulates the basic principles for the creation of such a document based on the techniques used in the development of the International Financial Reporting Standards for Small and Medium-sized Enterprises. Conclusions The development of the Federal Standard on micro-business accounting will help form a qualitative institutional environment of micro-business operation in the Russian Federation. Introduction of such a standard in accounting practice can legally support micro-enterprises' accounting. The results of the study can be used to develop the theory and practice of accounting.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к регламентации организации учета в микропредприятиях»

pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381

Национальные стандарты учета и отчетности

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОДХОД К РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В МИКРОПРЕДПРИЯТИЯХ

Екатерина Сергеевна КРУПИНОВА

аспирантка кафедры бухгалтерского учета,

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,

Нижний Новгород, Российская Федерация

e.krupinova@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 6396-9600

История статьи:

Получена 01.06.2018 Получена в доработанном виде 06.06.2018 Одобрена 08.06.2018 Доступна онлайн 16.07.2018

УДК 657

М40, М41, М48

Ключевые слова:

микропредприятия, упрощение, нормативное правовое регулирование

Аннотация

Предмет. С выделением микропредприятий в отдельную категорию субъектов малого предпринимательства на первый план выдвигаются вопросы формирования качественной институциональной среды их функционирования. Цели. Обоснование институционального подхода при регламентации учетной деятельности микропредприятий. Решены следующие задачи: исследована институциональная среда бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства; в свете институциональной теории сопоставлены структуры национальной системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и Международных стандартов финансовой отчетности; проведен анализ научных публикаций отечественных ученых в области совершенствования учетной деятельности субъектов малого предпринимательства. Методология. Методологическая и информационная база исследования -Международные стандарты финансовой отчетности, российские стандарты по бухгалтерскому учету, научные публикации по данной теме. Применялись следующие методы научного исследования: сравнение, анализ, индукция, дедукция, синтез, группировка.

Результаты. Обосновывается необходимость внедрения в отечественную учетную практику федерального стандарта по бухгалтерскому учету, адресованного представителям микробизнеса. Сформулированы основные принципы создания такого документа. Приведены результаты анализа целесообразности привлечения в российскую практику приемов, реализованных при разработке Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в целях развития теории и практики бухгалтерского учета.

Выводы. Разработка федерального стандарта по бухгалтерскому учету микропредприятий позволит сформировать качественную институциональную среду функционирования микробизнеса в Российской Федерации. Внедрение такого документа в учетную практику систематизирует нормативное правовое обеспечение бухгалтерского учета микропредприятий, а также позволит рационализировать организацию учетной деятельности субъектов малого предпринимательства, заинтересованных в минимизации затрат на осуществление учетных функций.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Крупинова Е.С. Институциональный подход к регламентации организации учета в микропредприятиях // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21, № 7. - С. 746 - 758. https://doi.Org/10.24891/ia.21.7.746

В последнее десятилетие широкое распространение получили взгляды на процесс развития бухгалтерского учета как науки в свете институциональной теории.

Рассвет идей институционализма в экономике пришелся на вторую половину двадцатого столетия и опирался во многом на исследования Дж. Бьюкенена, Р. Коуза,

Д. Норта, а также их последователей Л. Гурвица, Р. Майерсона, Э. Маскина, О. Уильямсона, Э. Остром, получивших Нобелевские премии по экономике за развитие институциональной экономической теории [1].

В широком смысле институционализм представляет собой экономическое учение, предающее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще1. Обычно под институтами понимают «правила игры» в обществе, то есть ограничительные рамки, созданные человеком, организующие взаимоотношения между людьми, которые включают в себя формальные и неформальные ограничения, а также механизмы давления, принуждающие индивидов к их соблюдению [2]. Следует отметить, что институты представляют собой структурные образования, не только ограничивающие людей, но и влияющие самым прямым образом на их поведение, индивидуальные цели и предпочтения [1].

В целях раскрытия сущности институционального явления важно разделять его на следующие составляющие: неформальная сторона института -исторически сложившиеся в обществе традиции, стереотипы, модели поведения, отношение к бухгалтерскому учету; формальная сторона института - нормативная правовая база; организационная сторона -хозяйствующие субъекты, органы

государственной власти и местного самоуправления (рис. 1).

Исследованием процесса развития бухгалтерской науки в свете идей институционализма занимались ученые Н.В Воскресенская, М.В. Львова [3], В.Н. Жук [4], О.С. Карпова [5], В.В. Панков [6, 7], С.Н. Поленова [8, 9], Л.А. Чайковская [10], Л.Ф. Шилова [11]. Принимая во внимание высокую устойчивость к изменениям неформальных норм, сложившихся в обществе, исследователи отмечают, что

1 Райзберг Б.А. Современный экономический словарь /

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 6-е изд.,

перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 512 с.

реформирование действующей системы бухгалтерского учета должно осуществляться исключительно в рамках уже сложившейся институциональной среды. То есть темпы внедрения новых учетных норм не должны слишком опережать сложившуюся традицию и практику бухгалтерского учета. В противном случае придется иметь дело с институциональными ловушками, являющимися прямым следствием нарушения баланса формальной и неформальной составляющих института.

Конкретными примерами институциональных ловушек в области учета и отчетности, свойственных российскому малому и в особенности микробизнесу, являются свертывание бухгалтерского финансового учета и подмена его налоговым учетом, стремление к уклонению от налогов, игнорирование требований раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Безусловно, институциональная ловушка - это вершина айсберга, под которой скрывается целый комплекс причин: национальный менталитет, отклонение от траектории предшествующего развития института бухгалтерского учета, игнорирование принципиальных различий разных категорий хозяйствующих субъектов при выработке учетных норм. Однако ведущую роль в решении такого рода проблем может играть исключительно государство, принимающее долгосрочные решения по правовому регулированию формальной составляющей института бухгалтерского учета и организации контроля за соблюдением действующих учетных норм.

Структура действующей системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации с точки зрения институциональной теории представлена на рис. 2.

Таким образом, субъектами государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации отдельными учетными подсистемами выделяются: бухгалтерский бюджетный учет в секторе государственного управления;

бухгалтерский учет в кредитных организациях; бухгалтерский учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, обязательный к применению организациями, составляющими, представляющими и публикующими консолидированную финансовую отчетность.

Следует отметить, что схема, приведенная на рис. 2, отображает содержание явления, а не его форму; нормативное правовое регулирование названных учетных систем не является отдельными институциями. Так, Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»2, положения Трудового кодекса Российской Федерации3 едины для всех экономических субъектов; значительная часть документов общего действия, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность хозяйствующих субъектов, применяется в рамках бюджетного учета и учета в кредитных организациях.

Кроме того, в документы общего действия, регламентирующие бухгалтерский учет и отчетность на законодательном и нормативном уровнях, включены отдельные положения упрощенного характера для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. В последнее время появляется все большее количество упрощенных учетных норм, адресованных исключительно представителям микробизнеса, что является нехарактерным для практики нормативного правового регулирования прошлых лет.

Отраслевые учетные особенности хозяйствующих субъектов находят отражение в методических указаниях, рекомендациях и инструкциях - документах, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность на методическом уровне.

Несмотря на то что в 2013 г. некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» выпустило Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению

2 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2011 № 197-ФЗ.

упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности4, актуализирующие терминологию и множество устаревших положений Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н5, органы государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации по-прежнему действие последнего документа не ограничили и поправок в него не внесли. Таким образом, в настоящее время функционируют два документа, регулирующие бухгалтерский учет в субъектах малого предпринимательства, содержащие значительные противоречия относительно формы комбинированного учетного регистра и хозяйствующих субъектов, которые имеют право принять решение внедрить его в свою учетную практику. Однако приоритетное положение сохраняется за документом, содержащим устаревшие учетные нормы.

Правовые коллизии подстерегают хозяйствующих субъектов и при применении документов нормативного уровня -положений по бухгалтерскому учету, которые действуют в части, не противоречащей Федеральному закону № 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете»6, и являются основным источником учетных правил, в том числе для малых и микропредприятий.

Безусловно, противоречия в действующем законодательстве в области бухгалтерского учета и отчетности могут провоцировать допущение суще ственных ошибок хозяйствующими субъектами, особенно представителями микробизнеса, которые

4 Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: утв. решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров

и аудиторов России, протокол от 25.04.2013 № 4/13. URL: http://www.ipbr.org

5 О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

6 О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

имеют весьма ограниченный финансовый потенциал, не позволяющий им использовать труд высококвалифицированных специалистов для обеспечения своей управленческой деятельности, в том числе в области учета. Кроме того, это является серьезным препятствием для реализации на практике права руководителей субъектов малого предпринимательства принимать ведение бухгалтерского учета на себя.

Положительной тенденцией последних лет является систематическое обобщение Минфином России информации о допустимых упрощенных способах ведения бухгалтерского учета в своих информационных письмах: ПЗ-3/20127, ПЗ-3/20158, П3-3/20169. Доступность такой информации способствует своевременному информированию экономических субъектов о вновь вводимых и продолжающих свое действие упрощенных учетных нормах и соответствует Общим принципам установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета10.

Поскольку в реформировании российской системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности выбран курс на Международные стандарты финансовой отчетности (далее -МСФО), рассмотрим структуру действующей системы МСФО (рис. 3).

Таким образом, в международной учетной практике принято выделять три автономные системы бухгалтерского учета: бухгалтерский учет организаций общественного сектора; бухгалтерский учет, основанный на полной

7 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства: информация Минфина России № ПЗ-З/2012.

8 Об упрощенной системе бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности: информация Минфина России № ПЗ-3/2015.

9 Об упрощенной системе бухгалтерского учета

и бухгалтерской отчетности: информация Минфина России от 29.06.2016 № П3-3/2016.

10 Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета: одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол № 7.

версии МСФО; бухгалтерский учет малых и средних предприятий.

Документы, регулирующие названные учетные системы, абсолютно независимы друг от друга. Несмотря на то что методические основы полного комплекта МСФО и упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных на международном уровне для малых и средних предприятий, едины, механизм прямых ссылок был признан нецелесообразным и в настоящее время не применяется. Все положения, касающиеся деятельности малого и среднего бизнеса, продублированы из полного комплекта МСФО в МСФО для малых и средних предприятий (далее - МСФО для МСП). Это позволяет снизить темпы изменения МСФО для МСП и сократить время работы бухгалтеров малого и среднего бизнеса с нормативной документацией.

С вступлением в силу МСФО для МСП в отечественной научной литературе обострилась дискуссия о необходимости внедрения в российскую учетную практику федерального стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий.

С.Н. Гришкина и И.В. Сафонова, проанализировав действующие положения в области бухгалтерского учета малого бизнеса, а также международный опыт по внедрению упрощенных учетных норм, полагают необходимым «разработать и утвердить специализированное Положение по бухгалтерскому учету для малых предприятий, п р ед с тавляю щее со бо й ед и ны й самодостаточный нормативный документ, в котором были бы сведены воедино принципы и правила бухгалтерского учета и отчетности» [12].

С.В. Андреева не только обосновывает необходимость внедрения «стандарта бухгалтерского учета для малых предприятий», но и вносит предложения относительно сферы применения такого документа, объема охвата норм и правил бухгалтерского учета из других ПБУ, степени их упрощения [13]. В более поздних публикациях автора встречаются предложения

о необходимости ориентации такого д о к у м е н т а и с к л ю ч и т е л ь н о н а микропредприятия, поскольку именно п р ед с т ав и т е л и д ан н о й кат е го р и и хозяйствующих субъектов ориентированы |на получение экономического результата в краткосрочной перспективе. Вопросы формирования эффективной управленческой среды не являются для них приоритетными, основная цель учетной деятельности -соблюдение требований законодательства в области бухгалтерского и налогового учета. Таким образом, именно микропредприятия, по мнению автора, особенно заинтересованы в снижении затрат на осуществление учетных функций посредством максимального упрощения правил бухгалтерского учета [14].

В более поздних публикациях И.В. Сафонова настаивает на необходимости стандарта по бухгалтерскому учету для малых предприятий [15]. Для микропредприятий и малых предприятий, находящихся на этапе становления, автор полагает целесообразным применять следующие меры упрощенного характера: освобождение от ведения бухгалтерского учета на начальном этапе ф у н кц и о н и р о в а н и я о р г ан и з ац и и , п р е д о с т а в л е н и е н а л о г о в ы х к а н и к ул ; максимальное упрощение бухгалтерского учета, в том числе посредством сближения правил бухгалтерского и налогового учета; сокращение количества отчетных форм и их показателей. Кроме того, отмечается важность принятия во внимание принципов МСФО для МСП на предмет их возможного заимствования для разработки отечественных упрощенных требований по признанию, оценке и раскрытию информации в бухгалтерской финансовой отчетности малого бизнеса [15].

М.И. Кащеева адресатами «специального комплекта нормативных документов для регламентации учетных вопросов» выделяет малые и средние предприятия [16].

М.В. Кравченко и А.Ф. Мялкина в качестве предложений выносят не только «комплексное положение по бухгалтерскому учету и отчетности малых предприятий», но и упрощенный план счетов и инструкцию по его

применению [17]. Однако принципы формирования и наполнение таких документов авторами не раскрываются.

О.С. Карпова, настаивая на внедрении «федерального стандарта по бухгалтерскому уч е ту д л я с уб ъ е кто в ма л о го предпринимательства», представляет общественности структуру такого документа, состоящую из четырех разделов (общие положения; особенности организации и ведения бухгалтерского учета; особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности; внутренний контроль), а также примерное содержание каждого их них [18]. Кроме того, автор выявляет серьезные препятствия для разработки такого документа и предлагает ряд мероприятий для их устранения.

Из приведенного обзора научной литературы можно сделать вывод, что необходимость федерального стандарта, содержащего упрощенные учетные нормы для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, зреет в профессиональном сообществе не первый год. Однако вопросы сферы применения такого документа и его содержания на сегодняшний день остаются поливариантными и требуют значительной проработки со стороны научного сообщества, бизнес-сообщества, а также субъектов регулирования бухгалтерского учета.

По нашему мнению, выделение микропредприятий отдельной категорией субъектов малого предпринимательства11 является следствием институционального развития российской экономики. Общество начинает осознавать уникальные особенности финансово-хозяйственной деятельности и учетной практики данных хозяйствующих субъектов и осуществляет первые шаги к признанию особого, ни на что не похожего института микробизнеса.

Представители микропредприятий постоянно подчеркивают свою заинтересованность в упрощении учетного процесса и, как

11 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

следствие, снижении финансовой и административной нагрузки, в то время как малые предприятия интересует информативность системы бухгалтерского учета и ее значимость для функций управления. Кроме того, российские стандарты подразумевают ряд упрощенных альтернатив для предприятий малого бизнеса.

В этой связи считаем целесообразным адресовать упрощенный учетный стандарт именно микропредприятиям.

При разработке такого документа важно руководствоваться следующими принципами [19]:

• упрощения - вновь вводимые упрощенные учетные способы должны обеспечивать не только снижение трудоемкости на отдельных участках бухгалтерского учета, но и обеспечивать упрощение всего учетного процесса на микропредприятиях;

• адресности - при разработке новых способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности на микропредприятиях важно принимать во внимание формальную и неформальную составляющие института микробизнеса;

• унифицированности - вновь вводимые упрощенные способы бухгалтерского учета должны поддерживаться методическими рекомендациями по их внедрению и применению;

• целостности - налоговый учет должен быть тесно интегрирован в систему бухгалтерского учета микробизнеса;

• комплексности - бухгалтерская финансовая отчетность микропредприятий должна обеспечивать необходимой информацией не только внутренних и внешних пользователей с финансовым интересом, но и быть полезной для исследования и анализа процесса развития малого предпринимательства в стране.

В статье «Об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях»

[20] нами анализировалась целесообразность привлечения в российскую практику приемов, реализованных при разработке МСФО для МСП. Приведем полученные результаты.

1. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, установленные для микропредприятий, и способы ведения бухгалтерского учета, установленные для всех экономических субъектов, должны базироваться на единой основе.

2 . Ф ед ераль ны й ст анд арт д ля микропредприятий должен охватывать все обязательные к применению представителями микробизнеса нормы д е й ствую щи х п ол оже ни й п о бухгалтерскому учету. Однако следует отметить, что важно производить не копирование учетных норм в новый документ, а их адаптацию к специфике деятельности и учетной практике микропредприятий.

3. Включение в упрощенный учетный стандарт правил учета нетипичных для микропредприятий объектов является нецелесообразным. В случае появления в хоз яй с тв енной де яте льно сти экономического субъекта таких объектов -производить их учет по общим правилам.

4. Устранение альтернатив в методах учета является неэффективным и приведет к нарушению права хозяйствующих субъектов самостоятельно определять рациональность и целесообразность внедрения каждого упрощенного учетного способа вне зависимости от других уже применяемых упрощенных способов12.

5. Необходимо стремиться к интеграции налогового и бухгалтерского учета в единую систему. Безусловно, в данном контексте речь ведется исключительно об общей системе налогообложения, поскольку внедрение концепций, положенных в основу специальных налоговых режимов, в

12 Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета: одобрены Экспертной группой по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства 25.11.2015, протокол № 7.

бухгалтерский учет приведет к несопоставимости финансовой информации, сформированной микропредприятиями, с финансовой информацией хозяйствующих субъектов, формирующих такие данные общими способами ведения бухгалтерского учета.

Разработка федерального стандарта по бухгалтерскому учету, адресованного микропредприятиям, позволит сформировать качественную институциональную среду

функционирования микробизнеса в Российской Федерации. Внедрение такого д о кум е н т а в уч е т н у ю п р а кт и ку систематизирует нормативное правовое обеспечение бухгалтерского учета микропредприятий, а также позволит рационализировать организацию учетной деятельности субъектов малого п р ед п р и н и мат е л ь с т в а, о с о б е н н о заинтересованных в минимизации затрат на осуществление учетных функций.

Рисунок 1

Институциональная среда бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства Figure 1

The institutional environment of accounting in small businesses

Пользователи бухгалтерской информации субъектов малого предпринимательства с косвенным финансовым интересом, в том числе: сЗ

H ^^ <-

- органы государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации V к / й х у H о К S СЗ s Л S X £ 5S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 i а ^ с §• S ^ а: гО •vi К О Он « а; ^ о 1-

Пользователи бухгалтерской информации субъектов малого предпринимательства без финансового интереса, в том числе: о н о § К Л р, а / § s ■а . S

- субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации; SI Он о е

- научно-образовательные организации

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Поль зова те ли бухгалтерской информации субъектов малого предпринимательства с прямым финансовым интересом

Субъекты малого предпринимательства, в том

■ микропредприятия

Рисунок 2

Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации: институциональный аспект

Figure 2

The regulation system of accounting in the Russian Federation: The institutional aspect

Законодательный уровень

Нормативный уровень

Методический уровень

Организационный уровень

Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и

отчетности в Российской Федерации

1 г 1 4 1 Г

Документы Документы. Документы. Международные

общего действия. регламенти- регулирующие стандарты

регулирующие рующие ведение порядок ведения финансовой

бухгалтерский бухгалтерского бухгалтерского отчетности.

учет и отчетность бюджетного учета и введенные в

хозяйствующих учета и формирования действие на

субъектов, в том составление отчетности в территории

числе малых и отчетности в кредитных Российской

микро- секторе организациях Федерации

предприятии государственного

управления

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Система международных стандартов финансовой отчетности: институциональный аспект Figure 3

The International Accounting and Financial Reporting Standards system: The institutional aspect

Международные стандарты финансовой отчетности

I

I

Документы, разрабатываемые Советом по МСФО общественного

сектора (International Public Sector Accounting Standards Board)

Документы, разрабатываемые Советом по МСФО (International Accounting Standards Board)

МСФО общественного сектора (International Public Sector Accounting Standards -IPSAS)

МСФО (International Financial Reporting Standards - IFRS)

МСФО для малых и средних предприятий (International Financial Reporting Standards for Small and Medium-sized Entities - IFRS for SMEs)

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Попов Е.В. Институты: монография. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2015. 712 с.

2. Норт Д.К. Экономическая деятельность в масштабе времени // Мировая экономическая мысль: сквозь призму веков. В 5 т. Всемирное признание. Лекции нобелевских лауреатов. Кн. 1 / отв. ред. Г.Г. Фетисов. М.: Мысль, 2004. 767 с.

3. Воскресенская Н.В., Львова М.В. Институциональный подход в бухгалтерском учете // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 359-362.

URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/mstitutsionalnyy-podhod-v-buhgalterskom-uchete

4. Жук В.Н. Основы институциональной теории бухгалтерского учета: монография. Киев: Аграрная наука, 2013. 408 с.

5. Карпова О.С. Учет и контроль как объекты институционального моделирования экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 3. С. 44-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-i-kontrol-kak-obekty-institutsionalnogo-modelirovaniya-ekonomiki

6. Панков В.В. Институциональный подход и теория учета // Бухгалтерский учет. 2008. № 1. С.51-55.

7. Панков В.В., Кожухов В.Л. Институциональная среда бухгалтерского учета // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2013. № 2. С. 67-72.

8. Поленова С.Н. Институционализм в регулировании бухгалтерского учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 23. С. 13-18.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalizm-v-regulirovanii-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti

9. Поленова С.Н. Категории институциональной теории в развитии бухгалтерского учета // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 57-62.

URL: http://www.auditfin.eom/fin/2014/1/fin_2014_11_rus_02_03.pdf

10. Чайковская Л.А. Теория и методология бухгалтерского учета: институциональный подход // Аудиторские ведомости. 2007. № 12. С. 61-68. URL: https://www.lawmix.ru/bux/57595

11. Шилова Л.Ф. Методология и инструментарий бухгалтерской отчетности организаций: монография. Йошкар-Ола: Стринг, 2010. 210 с.

12. Гришкина С.Н., Сафонова И.В. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 47. С. 17-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-buhgalterskogo-ucheta-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa

13. Андреева С.В. Редуцированная учетная система малого предприятия: методологический аспект // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 4. С. 77-86.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redutsirovannaya-uchetnaya-sistema-malogo-predpriyatiya-metodologicheskiy-aspekt

14. Андреева С.В. Методологическое обеспечение совершенствования учетной деятельности малых предприятий: дифференциация подходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 36. С. 13-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-obespechenie-sovershenstvovaniya-uchetnoy-deyatelnosti-malyh-predpriyatiy-differentsiatsiya-podhodov

15. Сафонова И.В. Актуальные вопросы совершенствования учетного инструментария субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических реалиях // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 5. С. 55-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-uchetnogo-instrumentariya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh

16. Кащеева М.И. Нормативное регулирование бухгалтерского учета для предприятий малого бизнеса // Дельта науки. 2016. № 2. С. 89-95.

17. Кравченко М.В., Мялкина А.Ф. Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 4. С. 48-54.

URL: https://cyberlemnka.ru/arüde/n/proWemy-metodicheskogo-i-normaüvno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-na-malyh-predpriyatiyah-v-rossiyskoy-federatsii

18. Карпова О.С. Современные аспекты развития институциональной модели учета субъектов малого предпринимательства в России // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 157-161.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-institutsionalnoy-modeli-ucheta-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-rossii-1

19. Козменкова С.В., Крупинова Е.С. Принципы бухгалтерского учета микропредприятий: состав и содержание // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 8. С. 460-476. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-buhgalterskogo-ucheta-mikropredpriyatiy-sostav-i-soderzhanie

20. Крупинова Е.С. Об упрощенной системе бухгалтерского учета на микропредприятиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 17. С. 10-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-uproschennoy-sisteme-buhgalterskogo-ucheta-na-mikropredpriyatiyah

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381

National Standards of Accounting and Reporting

AN INSTITUTIONAL APPROACH TO THE REGULATION OF ACCOUNTING IN MICRO-SIZED BUSINESS

Ekaterina S. KRUPINOVA

National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation

e.krupinova@mail.ru

ORCID: not available

Article history:

Received 1 June 2018 Received in revised form 6 June 2018 Accepted 8 June 2018 Available online 16 July 2018

JEL classification: M40, M41, M48

Keywords: micro-sized enterprise, simplification, legal regulation

Abstract

Importance This article considers and discusses the issues of formation of a qualitative institutional environment of activities of micro-enterprises as a category of small business entities.

Objectives The article aims to substantiate the institutional approach in regulating the accounting activities of micro-enterprises.

Methods For the study, I used the methods of comparison, analysis, synthesis, induction, deduction, and grouping. International Financial Reporting Standards, Russian Accounting Standards, and scientific publications on the subject are the methodological and information base of the study.

Results The article justifies the necessity of introduction of the Federal Standard on microbusiness accounting in the domestic accounting practice. It formulates the basic principles for the creation of such a document based on the techniques used in the development of the International Financial Reporting Standards for Small and Medium-sized Enterprises. Conclusions The development of the Federal Standard on micro-business accounting will help form a qualitative institutional environment of micro-business operation in the Russian Federation. Introduction of such a standard in accounting practice can legally support micro-enterprises' accounting. The results of the study can be used to develop the theory and practice of accounting.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Krupinova E.S. An Institutional Approach to the Regulation of Accounting in Micro-Sized

Business. International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 7, pp. 746-758.

https://doi.org/10.24891/ia.21.7.746

References

1. Popov E.V. Instituty: monografiya [Institutions: a monograph]. Yekaterinburg, Institute of Economics of UrB RAS Publ., 2015, 712 p.

2. North D.C. Ekonomicheskaya deyatel'nost' v masshtabe vremeni. Vkn.: Mirovaya ekonomicheskaya mysl': skvoz'prizmu vekov: V5 t. Vsemirnoe priznanie. Lektsii nobelevskikh laureatov. Kn. 1 [Economic Performance through Time. In: World economic thought: Through the prism of centuries: In 5 volumes. World Recognition. Lectures of Nobel Laureates. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ., 2004, 767 p. URL: https://www.nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1993/north-lecture.html

3. Voskresenskaya N.V., L'vova M.V. [The institutional approach in accounting]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University, 2011, no. 4, pp. 359-362. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZinstitutsionalnyy-podhod-v-buhgalterskom-uchete (In Russ.)

4. Zhuk V.N. Osnovy institutsional'noi teorii bukhgalterskogo ucheta: monografiya [Fundamentals of institutional accounting theory: a monograph]. Kiev, Agrarnaya nauka Publ., 2013, 408 p.

5. Karpova O.S. [Accounting and control of the institutional modelling of the economy]. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2015, no. 3, pp. 44-54.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-i-kontrol-kak-obekty-institutsionalnogo-modelirovaniya-ekonomiki (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pankov V.V. [Institutional approach and the accounting theory]. Bukhgalterskii uchet = Accounting, 2008, no. 1, pp. 51-55. (In Russ.)

7. Pankov V.V., Kozhukhov V.L. [Institutional environment of accounting]. Nauchno-analiticheskii zhurnal "Nauka i praktika" Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova = Science and Practice Journal of Russian Plekhanov University of Economics, 2013, no. 2,

pp. 67-72. (In Russ.)

8. Polenova S.N. [Institutionalism in the regulation of accounting and reporting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 23, pp. 13-18.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalizm-v-regulirovanii-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti (In Russ.)

9. Polenova S.N. [Categories of institutional theory in the development of accounting]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2014, no. 1, pp. 57-62.

URL: http://www.auditfin.com/fin/2014/1/fin_2014_11_rus_02_03.pdf (In Russ.)

10. Chaikovskaya L.A. [Theory and methodology of accounting: institutional approach]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2007, no. 12, pp. 61-68. URL: https://www.lawmix.ru/bux/57595 (In Russ.)

11. Shilova L.F. Metodologiya i instrumentarii bukhgalterskoi otchetnosti organizatsii: monografiya [Methodology and tools of accounting reporting of organizations: a monograph]. Yoshkar-Ola, String Publ., 2010, 210 p.

12. Grishkina S.N., Safonova I.V. [Problems and prospects of development of small businesses accounting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2011, no. 47, pp. 17-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXproblemy-i-perspektivy-razvitiya-buhgalterskogo-ucheta-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa (In Russ.)

13. Andreeva S.V. [Reduced small business accounting system: methodological aspect]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2013, no. 4, pp. 77-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redutsirovannaya-uchetnaya-sistema-malogo-predpriyatiya-metodologicheskiy-aspekt (In Russ.)

14. Andreeva S.V. [Methodological support of improvement of accounting activity of small enterprises: differentiation of approaches]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2014, no. 36, pp. 13-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-obespechenie-sovershenstvovaniya-uchetnoy-deyatelnosti-malyh-predpriyatiy-differentsiatsiya-podhodov (In Russ.)

15. Safonova I.V. [Topical issues of improving the accounting tools of small and medium-sized businesses in modern economic realities]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit, 2015, no. 5, pp. 55-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7aktualnye-voprosy-sovershenstvovaniya-uchetnogo-instrumentariya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-sovremennyh (In Russ.)

16. Kashcheeva M.I. [Regulation of accounting for small businesses]. Del'ta nauki = Delta of Science Journal, 2016, no. 2, pp. 89-95. (In Russ.)

17. Kravchenko M.V., Myalkina A.F. [Problems of methodical and standard and legal regulation

of accounting at small enterprises in the Russian Federation]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and Economic Phenomena and Processes, 2015, vol. 10, no. 4, pp. 48-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-metodicheskogo-i-normativno-pravovogo-regulirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-na-malyh-predpriyatiyah-v-rossiyskoy-federatsii (In Russ.)

18. Karpova O.S. [Modern aspects of the development of the institutional model of small business accounting in Russia]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Kuzbass State Technical University, 2015, no. 2, pp. 157-161.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-institutsionalnoy-modeli-ucheta-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-rossii-1 (In Russ.)

19. Kozmenkova S.V., Krupinova E.S. [Accounting principles for microenterprises: Composition and content]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet = International Accounting, 2017, vol. 20, iss. 8, pp. 460-476. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ia.20.8.460

20. Krupinova E.S. [The simplified accounting system of micro-enterprises]. Bukhgalterskii uchet

v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in Budgetary and Non-Profit Organizations, 2015, no. 17, pp. 10-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-uproschennoy-sisteme-buhgalterskogo-ucheta-na-mikropredpriyatiyah (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.