Научная статья на тему 'Институциональный подход к определению и развитию национального экономического пространства в условиях глобализации'

Институциональный подход к определению и развитию национального экономического пространства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ИНСТИТУТ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / NATIONAL ECONOMIC SPACE / THE INSTITUTIONS OF THE NATIONAL ECONOMIC SPACE / THE GLOBALIZATION OF ECONOMIC SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Виктория Игоревна

Рассматривается институциональный подход к определению понятия «национальное экономическое пространство». Выявлены отличия, характерные для дефиниций: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность. Сформулировано определение понятия национального экономического пространства как института глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смагина Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered an institutional approach to the definition of national economic space. The differences that are typical definitions: foreign economic relations and foreign economic activity. The definition of the concept of national economic space, as an institution of the global economy.

Текст научной работы на тему «Институциональный подход к определению и развитию национального экономического пространства в условиях глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291).

Право. Вып. 34. С. 36-43.

В. И. Смагина

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассматривается институциональный подход к определению понятия «национальное экономическое пространство». Выявлены отличия, характерные для дефиниций: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность. Сформулировано определение понятия национального экономического пространства как института глобальной экономики.

Ключевые слова: национальное экономическое пространство, национальное экономическое пространство как институт глобальной экономики, глобализация экономического пространства.

Осознание необходимости формирования единого экономического, правового, информационного пространства для осуществления свободной и эффективной предпринимательской деятельности способствовало созданию единого мирового пространства, особенностями которого явились усиление роли наднациональных координирующих институтов и механизмов; формирование соответствующей им надгосударственной системы согласования интересов; создание принципиально новой системы регулирования и разрешения споров.

В условиях глобализации переходит на качественно новый уровень развития и такой институт, как внешнеэкономические отношения, что требует нового осмысления его сущности и содержания.

В современной экономической литературе внешнеэкономические отношения недостаточно исследованы, хотя сам термин активно используется российскими учеными. Дискуссия по данному вопросу, как правило, затрагивает такие категории, как внешнеэкономическая политика, внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая деятельность, которые являются формой проявления внешнеэкономических отношений. В связи с этим считаем, что необходимо раскрыть сущностные характеристики данной категории.

Внешнеэкономические отношения — это экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия агентов наднациональных экономических систем, между национальными экономическими системами и государствами по поводу создания и развития единого рынка трансакций.

Глобализация мировой экономики, являющаяся объективным закономерным процессом и призванная сегодня создавать благоприятные воз-

можности для стабильного и эффективного развития всей системы мирохозяйственных связей, выступает как новый качественный этап в развитии процесса интеграции национальных экономик в мировое хозяйство. Сама интеграция начиналась с трансформации международного обмена товарами в международное экономическое сотрудничество, развивавшегося по таким основным направлениям, как международный обмен товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности; международное перемещение факторов производства; международные финансово-кредитные операции; операции с валютой.

Необходимость более тесного переплетения блоков международного экономического сотрудничества привела к возникновению нового этапа интеграционных процессов — интернационализации, основными характеристиками которой выступают преобладание взаимоотношений между самостоятельно развивающимися хозяйствами через мировой рынок; создание дополнительных предпосылок прозрачности государственных границ, особенно в части формальнобюрократических и фискальных процедур; образование международных союзов монополистического типа (ТНК, МНК, ТНБ, международных соглашений картельного типа); развитие практики межгосударственных (двусторонних и много -сторонних) соглашений.

Внешнеэкономические отношения включают в себя три иерархических уровня и имеют как горизонтальный, так и вертикальный срез (рис. 1). В первом случае имеет место равноправный и добровольный характер отношений, во втором — управляющий, императивный характер воздействия. С нашей точки зрения, следует выделять также явные формы проявления внешнеэкономических отношений и неявные. Такое деление ста-

Рис. 1. Схема реализации внешнеэкономических отношений и формы их проявления в условиях глобализации

новится возможным благодаря применению институционального подхода. Явные отношения реализуются через формальные процедуры участия — субъектов во внешнеэкономических связях, внешнеэкономической деятельности, региональных союзах, а неявные — в виде неформальных моделей кооперативного и некооперативного (конкурентного) поведения в форме защитных либо наступательных стратегий.

Следует уточнить, понятие «внешнеэкономические связи» (далее ВЭС) иногда употребляется как тождественное понятию «внешнеэкономическая деятельность» (далее ВЭД)1. Однако считаем, что это различные экономические институты, участвующие в международном обмене.

Пример тому — мнение Л. С. Гребнева, который говорит, что «под внешнеэкономическими связями можно понимать комплексную систему разнообразных форм сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики»2. На наш взгляд, это определение смешивает понятие ВЭС, осуществляемых на межгосударственном уровне, и ВЭД, осуществляемых на уровне хозяйствующих субъектов. С другой стороны, внешнеэкономические связи — это результат деятельности государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. В соответствии с законодательством смысл внешнеэкономических связей состоит в безусловном обе-

спечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств и межправительственных торговых соглашений России. На наш взгляд, и это определение не дает четкого понимания ВЭС, поскольку благодаря им создаются экономико-правовые, организационные, институциональные основы всех форм международного сотрудничества, которые направлены на обслуживание не только государственных нужд. В качестве расширенного понятия внешнеэкономических связей И. Т. Балабановым и А. И. Балабановым предлагается следующая дефиниция: «Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товаров, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство»3. Это определение, с нашей точки зрения, верно выделяет объекты внешнеэкономических отношений, но не акцентирует внимание на том, что субъектами ВЭС являются национальные государства в лице соответствующих органов и международные экономические организации..

В связи с этим считаем, что внешнеэкономические связи — это конкретные формы проявления внешнеэкономических отношений, включающие установление и использование

экономико-правовых и политических институтов на основе организационного и институционального взаимодействия государств в международной сфере торговли, финансов, совместного производства, научно-технического сотрудничества.

ВЭС включают два аспекта их формирования — исторический и экономический. Как историческое явление, внешнеэкономические связи возникают и развиваются вместе с государствами. Как экономическое — ВЭС представляют собой систему экономических отношений, возникающих в процессе обмена материальных и нематериальных благ между государствами. Эти отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность. Институциональной основной внешнеэкономических связей являются контрактные отношения, как многосторонние, так и двусторонние.

Субъектами ВЭС выступают органы государственной власти, среди которых выделяют: государственные органы общей компетенции; государственные органы специальной компетенции по отдельным вопросам.

Итак, отличием внешнеэкономических связей от внешнеэкономической деятельности является то, что ВЭС осуществляются на уровне конкретного экономического субъекта, имеющего самостоятельность в выборе контрагента, определении предмета, цены, объема и срока исполнения контракта. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность — это совокупность институтов с производственно-хозяйственными, организационно-экономическими и коммерческими функциями4.

Основываясь на определении Э. Т. Рубинской5, к объектам ВЭД следует отнести внешнюю торговлю, подрядное сотрудничество, лизинг, сотрудничество на компенсационной основе, сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами, переработку давальческого сырья, привлечение иностранной рабочей силы, производственное кооперирование, научно-техническое сотрудничество, торговлю лицензиями и технологиями, прибрежную и приграничную торговлю, торговлю услугами, иностранный туризм и прочие формы международного экономического сотрудничества. Субъектами ВЭД выступают юридические и физические лица (предприниматели).

Базисом внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации является внешнеторговая деятельность, поэтому часто эти понятия используют как синонимы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г., «внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью»6. Однако внешнеэкономическая деятельность является более широким понятием, чем внешнеторговая деятельность, поскольку включает в себя еще и другие формы сотрудничества в области экономики, а также науки, культуры, туризма. Правовой формой реализации экономических отношений ВЭД является внешнеторговый контракт.

Осуществление внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности происходит при участии различных регуляторов, воздействие которых может носить экономический и организационно-распорядительный характер.

Сферой воздействия экономических регуляторов являются экономические интересы, которые и формируют внешнеэкономические связи. К таким регуляторам следует отнести соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров, работ, услуг по их объемам, качеству и эффективности; прогнозы, планы (не как директива, а как определение экономических перспектив и выбор наиболее выгодных макроэкономических позиций).

Организационно-распорядительное регуляторы — это целенаправленное государственное воздействие на систему ВЭО посредством различных директивных актов. В число таких регуляторов относим квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ, услуг; лицензирование отдельных видов деятельности; валютное регулирование (в том числе механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг); таможенное регулирование, таможенные режимы, таможенное оформление ввоза и вывоза товаров, экспортно-импортный контроль.

Регулирование внешнеэкономических отношений является основной функцией государства для продвижения своих интересов.

Внешнеэкономическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего политического, экономического, военного, социального потенциала и эффективного участия в мировой экономике7.

Внешнеэкономическая политика национального государства направлена на достижение следующих целей: создание условий отечественным производственным и финансовым институтам для продвижения товаров и услуг на мировые рынки; создание благоприятных условий национальным субъектам путем формирования рациональных торговых режимов и валютнофинансовых платформ, взаимодействия с общественными институтами, способствующими урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами; обеспечение защиты национальных интересов страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика, являясь структурным элементом в модели экономического развития государства, направлена на преобразование (реструктуризацию экономики и развитие отраслей, регионов за счет свободного движения товаров, капитала, рабочей силы и т. д.); мобилизацию (выход удержание позиций и расширение внешних рынков); укрепление (национальных интересов с интересами блоков стран, интересов отдельных бизнес-структур в национальном экономическом пространстве и т. д.).

Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия теоретической

базы для ее формирования, учитывающей национальную специфику государства и соответствующей ей системы экономических институтов, конкурентных рыночных структур, обеспечивающих доминирующие позиции национального государства в мировом экономическом пространстве.

Стратегия внешнеэкономической политики государства формируется на основе временных и пространственных аспектов, которые включают долгосрочную и текущую программы развития (оперативное регулирование и решение глобальных, перспективных внешнеэкономических задач, требующих больших временных и финансовых затрат). По основным направлениям влияния на мировую и отечественную экономику выделяют внешнеторговую внешнеинвестиционную, валютную и таможенную политику.

Содержательность внешнеэкономической политики обусловливается как задачами национального хозяйства8, так и усложняющимся взаимодействием национальной экономики с мировым хозяйством (рис. 2).

Национальная экономика все более втягивается в интернационализированные воспроизводственные звенья, превращаясь в их составные части и оказывая воздействие на всю совокупность элементов цепи. Интернационализация экономики принципиальным образом меняет экономические границы, порождая межнациональные образования и интегрированные корпоративные структуры с собственными кросс-национальными интересами, ареалами стратегических целей и схемой интеграционных явлений. В этой сложной конструкции особо

Внешнеэкономическая политика — это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего политического, экономического, военного, социального потенциала и эффективного участия в мировой политике

По сроку регулирования

> 1 \ *

текущая долговременная

По объекту регулирования

внешнеторговая внешнеинвестиционная валютная таможенная

экспортная

импортная

политика импорта иностранных инвестиций

политика экспорта отечественных инвестиций

дисконтная

девизная

валютное

субсидирование

диверсификация валютных резервов

Рис. 2. Виды и направления внешнеэкономической политики

выделяются финансово-кредитные и информационные структуры мирового хозяйства, используется широкий арсенал приемов и правил, норм взаимодействия с внешним миром. В связи с этим в основу внешнеэкономической политики могут быть положены две стратегии: защитная и наступательная. Каждая из них предполагает определенный набор тактических приемов. В частности, в потенциал наступательной стратегии таких государств, как США, Китай, могут быть включены экспансионистские меры по обеспечению сфер влияния в одних регионах, в то время как в отношении других государств ими практикуются меры по активизации и наращиванию форм сотрудничества наряду с мероприятиями по воплощению в жизнь принципов добрососедства и мира.

В зависимости от занимаемой позиции в мировом экономическом пространстве следует также различать стратегии лидирования (высокий процент рабочей силы, занятой в производстве, ведущая роль новейших технологий — «high-trust societies») и стратегии догоняющего развития («low-trust societies»).

К первому варианту стратегии следует отнести внешнеэкономическую политику, проводимую с основными центрами международного сотрудничества США, Японии, ЕС. В целом, всем трем центрам свойственна либеральная промышленная экономика, но в глобальном контексте внешнеэкономическая политика стран направлена на создание для их экономики «тепличных» условий. Ярко проявляется данная стратегия в практике международного сотрудничества в США. Здесь стратегия лидирования стала результатом естественного «исторического отбора». После Второй мировой войны взаимодействие США с Японией и Германией осуществлялось с «позиции превосходства». Победа в войне с этими странами обусловила перераспределение рычагов управления мирохозяйственными связями в пользу союзников и безусловное лидерство США. В середине 1970-х гг. правительство США выбрало выжидающую политику по отношению к странам Юго-Восточной Азии, через 20 лет это обеспечило сужение сферы влияния американской экономики. Сегодня США защищают свои интересы на любом континенте, пытаясь представить их как интернациональные проблемы и активно продвигая эту позицию в представительствах международных экономических и финансовых организаций, стараются придать

им статус «межгосударственных интересов». Декларируемый курс США представляется ими как стремление оказать содействие интеграции национальных государств в мировое сообщество, а на практике — это ограничение сфер интересов соперников и создание условий для влияния на развитие ситуации в масштабе любой территории.

Второй вариант стратегии характерен для развивающихся стран. Для России и других бывших социалистических государств он предопределен в какой-то степени произошедшим нарушением баланса сил в рамках взаимодействия двух ранее разделенных идеологическими барьерами мировых экономических пространств. После разрушения административно-командных систем границы экономического взаимодействия были расширены и у государств появился шанс изменить свои позиции в мировой экономике. Так, например, переориентация России на Запад оставила ряду азиатских государств незаполненную нишу, но для усиления своего экономического влияния среди них не оказалось претендента на роль лидера. Одновременно стали возникать новые экономические союзы, и произошло взаимодополнение экономики стран-партнеров.

По направленности также различаются страте -гия глобализации экономики; стратегия сдерживания, обусловленная не желаниями, а оценкой реальных возможностей страны; стратегия изолированного развития.

Выбор внешнеэкономической стратегии также зависит от экономического потенциала страны. Многие страны так называемого порогового уровня в своем самосознании обозначили контуры той роли, которую могли бы играть на мировой арене. Опыт показывает, что экономический рост государства обусловливается не только эффективным использованием имеющихся природных ресурсов — более того, отсутствует автоматическая связь между понятиями «экономический рост» и «богатство природных ресурсов». Сырьевая обеспеченность перестает быть решающим фактором роста и по отношению к внешнеэкономической политике становится ценностью вторичного порядка. Тот или иной баланс экономических сил на мировой арене в наш век является следствием не только объективных факторообразующих условий, но и целенаправленной внешнеэкономической политики государств. Последняя зачастую уже не дает возможности реализовываться многим

объективным процессам, базирующимся на таких параметрах, как природно-климатические, экономические и другие преимущества стран, а также предреформенное состояние экономики. Нередко страны с идентичными характеристиками и стартовыми условиями развития оказываются на разных иерархических уровнях интеграции в международном разделении труда.

Стратегии снятия ренты с природных ресурсов можно противопоставить более прогрессивную стратегию снятия ренты от внедрения научнотехнических достижений в национальную экономику, что обусловлено использованием разумного государственного вмешательства в процесс управления данным явлением. Так, сегодняшняя Япония — это яркий пример удачного использования данной стратегии с учетом своей национальной специфики, свидетельствующий о качественно новых механизмах вхождения в рыночное пространство.

Однако многие развивающиеся страны в силу инфраструктурных, технологических и институциональных особенностей пока не в состоянии впитать суперсовременные технологии, что предопределяет необходимость стратегическим партнерам очертить круг пороговых государств и использовать усеченные либо адаптированные модели взаимодействия. С другой стороны, развивающимся странам приходится прикладывать все больше адаптационных усилий к внешним воздействиям техногенной цивилизации. При этом эффект модернизирующегося фактора отчасти нейтрализуется затратами на приспособление и преодоление сопротивления со стороны старых институтов и рыночных структур. Многие из развивающихся стран, вливаясь в поток мирового развития, вынуждены создавать принципиально новую социальноэкономическую и правовую систему. Целью переходных экономик и стран с развивающимися рынками является первоочередное достижение макроэкономической стабилизации при одновременном свертывании прямого государственного вмешательства. Их стратегией является достижение, в первую очередь, внутреннего макроэкономического равновесия и устойчивого роста, напрямую связанных с адаптацией новых экономик во внешнеэкономическом пространстве.

Вышеотмеченное предполагает, что более целесообразно рассматривать внешнеэкономическую политику как вполне автономное явление. Здесь важны не только межстрановые сопостав-

ления внутренних факторов, но и внешних регуляторов, обусловивших те или иные общественные преобразования.

Внешнеэкономическая политика характеризуется системой факторов, определяющих ее среду. К основным из них можно отнести: степень однородности национальной структуры государства; местонахождение государства, которое может служить фактором, повышающим преимущества одной страны по отношению к другим; степень обусловленности динамики развития национальной экономики состоянием мирового рынка, в первую очередь, взаимосвязь с теми сегментами, которые ориентированы на высокие технологии.

Следует также отметить незначительность масштабов отечественных монополий в отдельных сегментах рынка по сравнению с монополизацией ТНК на мировых рынках; активизацию региональных движений, когда местные интересы становятся выше общегосударственных; нахождение мирового пространства в процессе становления нового третьего международного порядка.

Изменение баланса сил следует искать, как отмечал А. Неклесс, на стыке «специфических цивилизационных пространств, таких как атлантическое, тихоокеанское, южное и транснациональное». Схема такого типа взаимодействия предполагает различные варианты интеграции каждого государства в мировую экономику, содержательность которого будет определяться силой, приспособлением и нивелировкой отдельных аспектов и в целом — внешнеэкономической политикой.

Многочисленные факторы, формирующие внешнеэкономическую политику страны, можно объединить в несколько групп, такие как национальные, экономические, политические, региональные. Таким образом, внешнеэкономическая политика государств предопределяется конкретными количественными параметрами — масштабность, приоритетность, соотношение отдельных компонентов, и некоторыми качественными характеристиками модели национальной экономики.

Эффективность внешнеэкономической политики также зависит от институциональной среды, в которой она реализуется. В становлении «корейского чуда» все более видится сознательная руководящая роль государства как института, использовавшего меры недемократического характера (централизованное планирование,

кредитно-финансовая монополия, контроль за внешней торговлей и протекционизм).

Модель Южной Кореи сработала в условиях культурно-исторической доминанты мобилизации, то есть при готовности всего населения выдержать напряжение форсированных реформ даже на этапе недемократической стадии их проведения. Немаловажными здесь оказались такие институциональные предпосылки, как доверие, внутреннее согласие, стремление к кооперативному типу поведения. Как отмечают многие эксперты, то, что было сделано на Тайване, вряд ли в другой стране возможно. Реформы «азиатских тигров» базировались на сильном воздействии США в сочетании с использованием опыта развития Японии, у которой заимствовался ряд элементов трансформации. Не исключается и тот факт, что модернизация на восточноазиатском пространстве основана на двух-трех формальных институтах, которые привели к специфической промышленной политике (таргетинг), форсированию экспортной политики и внедрению научно-технических достижений. То есть можно говорить об институциональной среде, которая стала доминантной в определенной модели развития страны.

Институциональная среда оказывала важное влияние и на направленность и эффективность экономической политики в переходных экономиках. Этапы перехода от одного состояния к другому в Восточной Европе и в самой Центральной Европе были ранее не столь продолжительны, как в странах СНГ, где начиная с 1991 г. старое уживается с новым, а новое, зародившись, но не окрепнув, вытесняется последующим, и этот процесс представляет собой цепь переходных состояний. Многосложность и противоречивость этого «коридора» для стран СНГ позволяет выделить два этапа переходного состояния — трансформацию незрелых традиционных экономических систем и трансформацию современных экономических систем в рыночную систему.

Первый этап связан с углублением разделе -ния труда и повышением его кооперации на базе смены форм собственности и ориентирован на долгосрочный период. На втором этапе преобладают тенденции разделения и кооперации труда на базе научно-технического прогресса (НТП), плюрализма форм собственности и социализации личности и общества.

На современном этапе развития перед Россией стоит непростая задача: с помощью внутренних

факторов компенсировать потерю части внешних источников, поддерживать равновесие в народном хозяйстве, снизить возможный отрицательный эффект либерализации внешнеэкономических отношений. Однако акцент на более активное использование собственного потенциала не снимает необходимости эффективного сотрудничества с зарубежными странами. При этом нужна такая внешнеэкономическая политика, которая максимально бы отвечала задачам экономических преобразований и развития хозяйства и была свободна от недостатков и просчетов прошлых лет.

Политические и экономические интересы страны диктуют сохранение принципиальной линии на открытость экономики, на обеспечение свободного хозяйственного взаимодействия отечественных предприятий, фирм и банков с внешним миром. Однако ориентация на открытость уже никак не может оставаться единственным определяющим компонентом успешной внешнеэкономической политики страны. В ее арсенале должны найти подобающее место институты, направленные на защиту национального производства и внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий извне.

И таким институтом является национальное экономическое пространство. Данный институт направлен на качественное улучшение внешнеэкономических отношений и включает в себя совокупность трансакций с участием агентов, доход от реализации права собственности на активы которых обеспечивает прирост национального богатства и положительную динамику макроэкономических показателей. Территория национального экономического пространства определяется как разрыв или снижение плотности трансакций. При этом территория размещения указанных агентов и активов при определении этой границы национального экономического пространства во внимание не принимается. Национальное экономическое пространство закрепляется действующими институтами (Конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, межгосударственные соглашения с участием Российской Федерации и др.). Трансакции являются институтом национального экономического пространства и реализуются в трехмерной системе координат, которая включает расстояние, экономическое время, конфигурацию сферы влияния трансакций. Экономическое расстояние, в отличие от географического, определяется транспортными и дру-

гими издержками перемещения, выраженными в денежной форме. Экономическое время представляет собой системообразующий фактор в отношении экономических процессов, регулятор аллокации ресурсов и институционализации трансакций. Конфигурация сферы влияния трансакций определяется интенсивностью трансакций и проявляется в форме их экстерналий, реципиенты которых совместно с инициаторами образуют полюса и точки роста национального экономического пространства вследствие действия эффекта агломерации.

На наш взгляд, в ближайшей перспективе основные цели этой политики сводятся к следующим: адаптация отечественной экономики к качественно меняющейся системе мирохозяйственных связей; использование взаимодействия с зарубежными странами в качестве катализатора экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; улучшение или как минимум сохранение сложившихся условий для развития внешнеэкономической деятельности.

Ориентация на данные цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных проблем как

в отношениях с зарубежными странами, их региональными объединениями и международными экономическими организациями, так и внутри страны.

Примечания

1 Стровский, Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М. : Юнити, 1999. 823 с.

2 Гребнев, Л. С. Экономика. М. : Логос, 2010. С. 8.

3 Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи : учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. М. : Финансы и статистика, 2000. С. 7.

4 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 6 дек. 2011 г.). Гл. 1. Ст. 2 // Справ. правовая система «Гарант».

5 Рубинская, Э. Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия. М. : Приор, 2001. 240 с.

6 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»...

7 См.: Гребнев, Л. С. Указ. соч. С. 32.

8 Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения : монография / Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин. М. : Высш. шк., 1997. С. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.