ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
355
Коды классификатора JEL: Р48
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЗЕБИСОВА З.Г.
Дзебисова З.Г.Республиканский институт повышения квалификации работников образования, аспирантка, старший преподаватель кафедры общественных наук, [email protected]
Статья посвящена проблемам формирования институционального подхода к исследованию экономической системы образования. Разработана модель экономической системы образования с позиций институциональной экономики.
Ключевые слова: институты; экономическая система образования; экономическое пространство; институциональное поле
Современный этап развития сферы образовательных услуг в России требует институциональной модернизации ее экономической системы для эффективного выполнения стратегических задач повышения качества национального человеческого капитала в научно-образовательном пространстве страны.
Под экономической системой согласно традиционной концепции неоклассики принято понимать упорядоченную совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. При таком анализе выделяют субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними. Традиционный подход к исследованию экономической системы включает также рассмотрение ресурсов (факторов), платы за эти ресурсы, их ограниченности и использования для производства ограниченных благ.
С этой точки зрения экономическая система образования представляется как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг на различных уровнях общественной организации, с целью удовлетворения потребностей экономических субъектов в образовании при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Отметим, что экономическая система образования не может не быть существенно иной, чем в производстве материально-вещественных благ. Это вытекает из особенностей образования как сферы накопления и воспроизводства человеческого капитала, результаты деятельности которой реализуются в перспективе.
Экономические отношения, в том числе и отношения, возникающие в сфере образования, тяготеют к внутренней упорядоченности и систематизации. В этом плане исследование функционирования и развития экономической системы образования объективно предрасположено к применению институционального подхода, отправным пунктом которого является принцип упорядочивания и структурирования. С позиций теории институциональной экономики исследование экономической системы предполагает, что взаимодействия экономических субъектов, осуществляющих процессы производства, распределения, обмена и потребления, разворачиваются не в чистом рыночном пространстве, а в поле, где функционируют разнообразные институты [9, с. 90].
Дж. Ходжсон отмечает, что институты - это разновидность структур, принадлежащих социальному пространству: они представляют собой содержание общественной жизни; значительная доля взаимодействий и деятельности людей структурирована в терминах явных или неявных правил [8, с. 28]. Подход, при котором институты рассматриваются не как факторы, а как собственно содержание социальных отношений, способствует анализу формирования новой структуры общественных отношений между людьми в процессе ведения хозяйства, при этом экономика предстает как определенный институциональный комплекс.
Анализ экономики как определенного институционального комплекса означает, что экономическое пространство и институциональное поле существуют в состоянии взаимопереплетения и взаимопроникновения, а все воспроизводственные процессы протекают одновременно и в экономическом пространстве, и в институциональном поле. Как считает Б.А. Ернзкян, «современная институциональная экономическая теория - это теория, действие которой развертывается на пересечении экономического пространства с институциональным полем» [2, с. 62].
Экономическое пространство в широком смысле представляет собой множество ресурсов, продуктов (товаров и услуг) и технологий. В узком смысле границы экономического пространства совпадает с технологическими границами. Под институциональным полем в широком смысле понимается множество возможных взаимодействий между участниками трансакций. В такой трактовке институциональное поле пронизывает внутриэкономическое пространство и образует поле развертывания производственных отношений. Связующим звеном, перекрестком, местом встречи экономического пространства с институциональным полем является трансакция [1, с. 61]. Трансакция, которую обычно трактуют как сделку, соглашение, сопровождаемое взаимными уступками, здесь предстает как форма хозяйственного взаимодействия.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
35В
Результатом ее реализации выступает продукт (услуга). Экономическое воздействие обусловливается совокупностью соответствующих ресурсов и факторов производства, а институциональное - совокупностью соответствующих отношений и связей в процессе обмена и распределения [10, с. 186].
Приведенные методологические положения позволяют применить институциональный подход к исследованию экономической системы образования, раскрыть воспроизводство образовательных услуг как процесс, протекающий в экономическом пространстве и институциональном поле (рис. 1).
Рис. 1. Экономическая система образования с позиций институционального подхода
В экономическом пространстве происходит вовлечение и соединение в процессе производства образовательных услуг различных ресурсов (человеческих, материально-вещественных, технико-технологических, финансовых и др.). Совокупность соответствующих ресурсов производства оказывает экономическое воздействие на трансакцию. Отметим, что в отличие от сферы производства материально-вещественных благ в сфере образования процесс производства образовательных услуг совпадает с процессом их потребления. Поэтому институциональное воздействие на трансакцию осуществляется здесь иначе - посредством всей совокупности отношений по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг.
В целом воздействие институционального поля проявляется в подчинении деятельности участников образовательного процесса определенным институтам, институциям, нормам и правилам, которое осуществляется посредством реализации отношений и связей в процессах производства, обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Указанные связи и отношения складываются по поводу комбинирования и использования различных ресурсов производства и регламентируются:
- принятыми нормами, правилами, принципами вовлечения и использования человеческого ресурса (знаний, умений, усилий), расходуемых в процессе производства образовательной услуги. При этом, поскольку в силу специфики образовательных услуг индивидуальное потребление трудового потенциала производителя совпадает с индивидуальным производством трудового потенциала потребителя, деятельность обучаемых также подчинена определенным нормам и правилам;
- нормами и нормативами использования материально-вещественных и технико-технологических ресурсов;
- нормативами использования финансовых средств и др.
Отношения и связи в рамках образовательного процесса обеспечивают воздействие институционального поля на трансакцию, заданное нормами, правилами, традициями и иными атрибутами институций. Институция как функциональное отношение или отношение функций людей в процессе воспроизводства их жизни вводит человека в статус исполнителя особого социально значимого типа действия [3, с. 15]. Здесь новая институциональная теория смыкается с теорией человеческого капитала. О.В. Иншаков и Д.П. Фролов, исследуя товарные свойства институций, проявляющихся в процессе утверждения статуса, отмечают, что изначально статус субъекта существует как продукт институций, пока он производится для себя, но в дальнейшем, когда статус начинает пользоваться спросом извне, он производится для других, на продажу и превращается в товар, а производящая его институция оборачивается своеобразным человеческим капиталом, приносящим доход [3, с. 21]. С этих позиций образовательный статус, полученный в результате инвестиций в образование, связан с возможностью получения денежных и неденежных выгод.
Положение о взаимопроникновении экономического пространства и институционального поля обусловливает расширительную трактовку трансакционных издержек, первоначально понимавшихся лишь как издержки рыночного обмена. Так, О. Уильямсон определяет трансакционные издержки как затраты всех видов ресурсов для планирования, адаптации к реальным условиям и контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и иных прав, функционирующих в общественном хозяйстве [7, с. 213]. К. Эрроу трактует трансакционные издержки как издержки,
связанные с поддержанием экономической системы на ходу, преодолением неизбежных противоречий, создаваемых в результате социально-экономических взаимодействий различных людей, в том числе и обладателей прав собственностью [9, с. 66].
Анализ подходов к определению трансакционных издержек позволяет сделать вывод о том, что они выступают как:
- критерий влияния на возможности реализации прав для осуществления экономических значимых действий;
- препятствие для реализации возможностей, предоставляемых различными формами социально-экономических взаимодействий; как экономическое препятствие, трансакционные издержки ведут к росту экономических потерь, для уменьшения которых требуются специальные институты;
- стоимость ресурсов, отвлеченных в целях создания и использования институтов как способа экономии трансакционных издержек;
- база для оценки эффективности того или иного института на основе определения экономии или прироста трансакционных издержек при трансформации институциональной структуры.
Трансакционные издержки являются одной из центральных категорий не только институционального анализа, но и теории общественного сектора. Это является еще одним подтверждением востребованности методологии новой институциональной теории для анализа проблем экономики общественного сектора, в том числе экономики образования.
Основной предпосылкой известной теоремы Р. Коуза является предположение о том, что воздействие распределения прав собственности на общественное производство с точки зрения рационального размещения ресурсов менее значимо там, где права собственности строго определены, а трансакционные издержки равны нулю [4]. Согласно этой интерпретации, обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки, которые можно снизить либо с помощью собственно государства (централизованным путем), либо с помощью созданных ассоциаций, групп содействия, добровольных обществ и т.д. Трансакционные издержки свидетельствуют о существовании провалов рынка, они минимизируются с помощью общественного сектора.
Трансакционные издержки являются одним из факторов, формирующих направление институциональных изменений. Особенности и тенденции институциональной динамики, в свою очередь, определяют возможности устойчивого социально-экономического развития. Институциональные исследования причин и факторов возникновения, распространения, закрепления и смены институтов связаны с анализом исторического развития институтов (эволюция во времени) и их перехода из одной страны в другую (эволюция в пространстве). При исследовании эволюции институтов во времени новая институциональная теория учитывает фактор зависимости от предшествующего пути развития (path dependence). Применительно к экономической системе образования такой подход позволяет выявить следы и остатки сложившихся институтов и социально-экономических механизмов в сфере образования, проанализировать процесс выращивания новых институтов и их влияния на процесс производства образовательных услуг.
Процесс перехода институтов из одной страны требует переосмысления мирового опыта и актуализации собственного институционального потенциала. В условиях глобализации такие процессы существенно активизируются, при этом возникает проблема трансплантации, заимствования и переноса институтов, сформировавшихся в одной экономической системе в другую экономическую систему, что связано с необходимостью выявления взаимозависимости и комплементарности заимствуемых институтов и сложившейся институциональной среды. В. Полтерович, исследуя указанную проблему, отмечает, что сформировавшаяся институциональная система может оказывать жесткое воздействие на заимствуемый институт. Им выделены основные типы трансплантационных дисфункций: атрофия и перерождение института, активизация альтернативных институтов и отторжение заимствованной институциональной модели, институциональный конфликт и парадокс передачи [5, с. 24-30]. Невозможность прямого переноса зарубежных институтов, составляющих основу открытого общества, убедительно доказал негативный опыт российских реформ [6, с. 62]. Такой опыт должен учитываться при институциональных изменениях экономической системы образования России, связанных с внедрением рыночной модели и положениями Болонского процесса, в соответствии с которыми функционирует европейское образовательное сообщество.
По мнению В.В. Вольчика и М.М. Скорева, исследуя институциональные изменения, необходимо учитывать, что институциональная структура обладает свойством инертности, которое заключается в том, что большинство институциональных инноваций оказываются отвергнутыми в процессе эволюции экономической или социальной системы [1, с. 701]. Институциональная инерция, с одной стороны, выполняет защитную функцию, как реакцию системы на разрушающие ее инновации, а, с другой стороны, замедляет модернизацию этой системы, что иногда выражается в возвращении к привычным схемам.
Анализ институциональных альтернатив позволяет обозначить подходы к решению проблем, которые появляются в связи с возникновением и изменением различных институтов, в том числе в рамках институциональной модернизации российской экономической системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВольчикВ.В., Скорев М.М. Институциональные факторы производства знания в современном обществе // Экономическая теория в XXI веке - 2(9): Глобальное и национальное в экономике / Под ред. Ю.М. Осипо-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
ва, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. В 2-х т. Т.2. М.: Экономистъ, 2004.
2. Ернзкян Б.А. О логических основах институциональной экономики // Вестник Государственного университета управления. Серия «Институциональная экономика». 2001. №1 (2).
3. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): В 2 т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. Т. 1.
4. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
5. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов// Экономическая наука современной России. 2001. №3.
6. Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. 2007. №2.
7. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация». СПб.: Лениздат, 1996.
8. Ходжсон Дж. Что такое институты?// Вопросы экономики. 2007. №8.
9. Эрроу К. Восприятие риска в психологии и экономической науке// THESIS. 1994. № 5.
10. Homo institutios - Человек институциональный/ под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.