ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ТОРГОВОЙ СФЕРЫ РОССИИ
О.В. Фетисова
Fetisova O.V. The institutional factor of modernising Russia’s trade sphere. The article discusses the degree of the trade sphere’s development, which is many respects determined by the integrating effect of the institutional component through applying federal and regional programmes of trade development, creating free-trade zones, interregional agreements, etc. Institutional factors of developing the trade sphere are seen as various generalised combinations of national and regional standards, rules, traditions, agreements and habits, which regulate and develop trade undertakings’ activity.
Институциональный фактор, в широком его понимании, - это организационное либо правовое (а в ряде случаев - организационно-правовое) закрепление социальноэкономических правил и норм экономической (производственной, торговой, иной) деятельности, способствующее возникновению специализированных в этом направлении деятельности институтов, повышающих эффективность этой деятельности. Например, в торговле к институциональным факторам можно отнести те нормы, обычаи и правила, которые связаны с коллективными формами потребления, поскольку человек -существо общественное. Так, развлекаясь, человек может купить (потребить) больше, чем осуществляя планомерную покупку. Отдыхая с семьей в торгово-развлекательном центре (ТРЦ), он одновременно приобретает и потребляет как материальные, так и нематериальные блага и услуги.
Таким образом, речь идет об институте коллективного потребления. Есть ТРЦ - есть институциональный фактор. То же самое -выставки-ярмарки; ярмарки-продажи. У наших предков на Руси не случайно так развита была ярмарочная торговля. Институциональный фактор здесь не только помогал увеличивать объем продаж: он еще экономил издержки и потребителей и производителей, связанные со временем и с пространством (экономия на транспортных расходах).
Под институциональным фактором, в узком смысле слова, автор понимает совокупность правил и норм, характеризующих уровень соответствия деятельности торгового предприятия законам, постановлениям, рекомендациям органов государственной власти о торговой политике предприятия, сертификации и лицензировании деятельности,
соблюдении прав потребителей, а также степень влияния рыночных институтов на деятельность торгового предприятия (предоставление льгот, совместные проекты и так далее).
В 90-е годы XX столетия, то есть в годы переходной рыночной экономики, все торговые институты четко были поделены на формальные и неформальные, которые, соответственно, занимали места в легальном и теневом секторах национальной экономики.
Институциональная структура торговой сферы РФ менялась по мере изменения законодательства, снижения инфляции, роста доходов населения, роста потребительского спроса. По мере выхода из кризиса, торговая сфера двигалась в своем развитии от неформальных институтов к формальным, от теневой к легальной экономике. И это огромный ее плюс по сравнению с перестроечным периодом, когда, в условиях тотального дефицита и скрытой инфляции, она все более и более вытеснялась из легального сектора в теневой.
Существующие в рыночной экономике торговые институты условно можно разделить на несколько групп, взяв за основу различные признаки их классификации.
По признаку формализации: формальные -оформленные в установленном порядке, официальные; неформальные - неофициальные, не имеющие организационно-правового оформления в установленном порядке.
По признаку легитимизации: легитимные -законные; не лигитимные - не законные.
По признаку владения (принадлежности к собственности) - государственные, частные, общественные, смешанные.
По мере трансформации рыночных отношений в цивилизованные развитые формы, развиваются и торговые институты от не-
формальных, стихийно формируемых - к формальным, легитимизируемым государством, бизнесом, обществом.
Остановимся более подробно на анализе развития торговых институтов по их принадлежности к собственности, так как именно данный признак является определяющим для модернизации торговой сферы региона.
С переходом к рыночной системе хозяйствования, разгосударствление и приватизация затронули, в первую очередь, сферу торговли, во-первых, потому, что по природе своей торговля более чем другие сферы деятельности «приспособлена» к капитализации прибыли (дохода), а во-вторых, быстрый оборот капитала позволяет развивать бизнес в самой агрессивной внешней среде (высокая инфляция, большие ставки процента и налогообложения).
Кроме того, применение таких рыночных инструментов в бизнесе как маркетинг позволяет в условиях монополистической конкуренции занять «свою» нишу, ориентируясь только на «своего» потребителя и при определенных условиях сохранять ее, удовлетворяя определенные, сугубо дифференцированные (индивидуализованные) потребности.
Таким образом, замена государственных торговых институтов частными при переходе к рынку происходила естественно и менее болезненно, чем аналогичные процессы в производственной сфере. Тем не менее, государственные торговые институты в рыночных условиях все же сохраняются лишь в той мере, в какой сохраняется государственная собственность, а с нею и монополия государства на определенные виды деятельности. Например, торговля оружием, стратегическими товарами (ядерные ресурсы, золото, валюта, алмазы, космос и т.п.), государственные закупки для нужд армии, внутренних войск, госаппарата (законодательной, исполнительной, судебной власти), той части госсектора, где производятся товары общественного пользования (больницы, детские образовательные учреждения, школы, вузы, колледжи).
Простое перечисление государственных торговых институтов дает представление об их достаточно узких, но специфических и очень общественно важных функциях.
Частные торговые институты весьма многочисленны и многообразны: от самых
примитивных индивидуально-частных до крупных современных торговых центров и торгово-развлекательных комплексов, в которых универсальный характер деятельности сочетается с демократизмом выбора, когда разные люди, с разным уровнем доходов имеют доступ к товарам одного потребительского ряда, но по разным ценам.
Общественные торговые институты в РФ представлены различными отраслевыми производственно-сбытовыми ассоциациями или союзами, чьи функции сводятся, в основном, к защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции; они служат посредниками между предприятиями отрасли и законодательной либо исполнительной властью, выполняя роль отраслевого лобби.
В качестве примера общественной организации можно привести создание в 1997 году Национальной Торговой Ассоциации, основными задачами которой являются: защита прав и интересов предприятий - членов Ассоциации; оказание содействия членам Ассоциации в расширении возможностей их производственного и социального развития; координация усилий членов Ассоциации для удовлетворения потребностей клиентов и потребителей; пропаганда российских предприятий розничной торговли; увеличение прибыли российских предприятий торговли; участие в разработке законопроектов, касающихся интересов российских предприятий торговли [1].
В России общественные торговые институты развиты, в основном, в сфере торговли услугами (страховыми, банковскими) и производственной сфере (РСПП, региональные ТПП).
В настоящее время Торгово-промышленная палата Российской Федерации является уникальной организацией, статус которой позволяет обеспечивать эффективный диалог российских экономических субъектов как с государственными органами, так и с международными организациями. Это позволяет ТПП РФ являться мощным инструментом российского бизнеса для защиты своих интересов и создания четкой системы взаимодействия с государством, оперативно транслировать свои интересы в государственные органы и обеспечивать их защиту при принятии решений государственными органами. Немалую роль система торгово-промышленных палат России призвана играть и в информа-
ционном, организационном и инфраструктурном обеспечении функционирования российского предпринимательства. Очень важно, что подобный статус торгово-промышленных палат нашел свое законодательное закрепление и имеет уже достаточно устоявшуюся нормативную основу, а также большую правоприменительную практику и опыт организации работы.
Находясь «на стыке» интересов предпринимательства и государства, торговопромышленные палаты призваны выполнять особую роль «транслятора» интересов предпринимательских структур в органах государственной власти. Этим объясняются некоторые особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат с государственными органами.
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации осуществляется обширная деятельность по информационной поддержке российского предпринимательства, проводятся практические семинары, предоставляются консультации и разъяснения по многим практическим вопросам функционирования бизнеса. Для этих целей при ТПП РФ созданы и функционируют целый ряд организаций, предоставляющих всевозможные услуги: от сведений из базы данных российских предприятий с указанием производимых товаров и услуг, до консультационных услуг в сфере финансовой деятельности и бухгалтерского учета.
Являясь наиболее представительной организацией российского бизнеса, ТПП РФ представляет его интересы не только внутри государства, но и в Международной торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности, Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других международных организациях в части, связанной с предпринимательской деятельностью. Это позволяет членам ТПП РФ не только отстаивать свои интересы на международном уровне, но и принимать участие в мировом интеграционном процессе, обмениваться опытом и распространять информацию о себе, своих товарах и услугах.
Таким образом, даже краткий анализ деятельности Торгово-промышленной палаты России позволяет сделать вывод, что данная организация призвана быть не только
самым представительным органом российского предпринимательства, активно отстаивающим интересы своих членов внутри государства и за его пределами, но и, обладая мощными организационными, финансовыми и интеллектуальными ресурсами, определять стратегию и основные направления развития российского бизнеса, в том числе и путем соответствующей корректировки и дополнения деятельности государственных органов в соответствующих сферах. Часть полномочий ТПП России, предусмотренных действующим законодательством, фактически находятся в рамках самоорганизации экономических субъектов, часть полномочий самой Палаты и действующих при ней организаций способствуют более эффективному осуществлению государством своих функций. Уникальный правовой статус ТПП РФ, новые методы руководства и организации деятельности Палаты, объединяющей профессиональных и целеустремленных людей, являются достаточными основаниями предполагать, что ее роль в формировании новых взаимовыгодных путей взаимодействия государства и бизнеса в России в ближайшее время будет только возрастать.
И все же, причина слабого развития общественных торговых институтов в России, как видится автору, заключается в том, что сама по себе торговля более защищена от иностранной конкуренции, чем любой другой вид бизнеса: ее инфраструктура и содержание на современном этапе развития устарели, крайне плохо прививаются западные стандарты обслуживания, безналичная форма оплаты, Интернет-торговля, торговля по почте (дистанционная форма торговли) и тому подобное.
Отсутствие конкурентной среды со стороны мирового рынка в сфере торговли объяснимо: низкий уровень доходов потребителей делает не выгодным иностранные вложения в торговый бизнес России. Отсюда рутинные характер торговой инфраструктуры, не развитое допродажное и послепродажное обслуживание, большой временной лаг между гарантией производителя и продавца, непрозрачность торговли как вида бизнеса, что проявляется, в том числе, в отсутствии безналичной формы торговли (в сфере купли-продажи ТНП практически всегда; в сфере купли-продажи инвестиционных
товаров так же достаточно часто: большие суммы торговых сделок позволяют «отмывать черный нал» и способствуют развитию коррупции за счет «отката»).
Таким образом, частные торговые институты в любой организационно-правовой форме преобладают в российской экономике; общественные торговые институты - не развиты в силу отсутствия реальной конкурентной среды, качественно развивающей данный вид бизнеса, а так же в силу функциональной ограниченности российских общественных торговых институтов.
В конце 90-х - начале 2000-х годов получили широкое развитие смешанные торговые институты (частно-государственные), которые были весьма многочисленные в годы рыночной перестройки, но на качественно новом уровне они возродились в самые последние годы: это ярмарочная торговля (ярмарки), выставки-продажи, аукционы, тендеры и тому подобное. Самое широкое участие в работе таких институтов принимают региональные власти, которые организуют сам процесс, имеют с него прибыль и используют в качестве средства пополнения региональных и городских бюджетов.
Взаимовлияние и структуру торговых институтов можно представить следующим образом (рис. 1).
Институциональные факторы многообразны и могут проявляться в различных формах, порождаемых спецификой области деятельности. К числу наиболее общих из них относится такой институт как «теневая экономика». Она может сложиться в любой форме деятельности (вернее, любая форма деятельности может иметь теневые формы проявления), но, в любом случае, она будет связана с реализацией товара, услуги, обналичиванием средств, то есть так или иначе с торговлей.
Теневая экономика - это совершенно нормальный неофициальный (не надо путать с нелегальным!) сектор экономики, который в своем эволюционном развитии преодолевает временные и пространственные границы. Она возникла одновременно с формальным (официальным) ее сектором еще на заре разложения первобытнообщинного строя (рис. 2).
Например, с появлением излишков продукции, которые присваивались старшими (или самыми сильными в роду) - официальный сектор, появились скрытые излишки, которые обеспечивали выживание другим членам рода, - неофициальный сектор. С появлением налогов, этот сектор разрастался, с их сокращением - сокращался, но присутствовал всегда.
Рис. 1. Среда развития торговых институтов
Рис. 2. Структура теневой экономики
Маржинальные налоги приводят к росту теневой экономики, а любое их послабление -к ее сокращению. Неформальные теневые институты, их возникновение и развитие, являются следствием опережающего развития всего многообразия хозяйственной деятельности (объективная причина существования теневой экономики) над их законодательно-институциональным оформлением. Есть еще и субъективные причины существования теневой экономики, которые связаны со стремлением хозяйствующих субъектов к минимизации налогообложения и собственных издержек на производственную деятельность, что тоже абсолютно нормально (берешь чужие деньги - отдаешь свои; или платишь налоги на общественные нужды, а результата не видишь: плохие дороги, лечение, образование, обслуживание и тому подобное).
В этом случае бороться с теневой экономикой бесполезно, так как устранить объективные и субъективные причины ее возникновения невозможно, как невозможно написать закон для каждой хозяйственной сделки. Можно лишь контролировать размеры теневого сегмента и регулировать их.
Другое дело нелегальный (криминальный) сегмент неофициального сектора экономики. Его, как минимум, необходимо контролировать, как максимум - устранить всеми доступными правовыми и экономическими методами. При этом необходимо помнить, что причины его появления и развития как объективные, так и субъективные - раз-
ные. Там, где у населения нет альтернативных легальных источников существования (как минимум - работы), возникает преступный бизнес (работорговля, наркобизнес, торговля оружием и тому подобное). С изменением экономических условий существования, сужается социально-экономическая база функционирования этого сектора.
Все остальные сегменты неофициального сектора экономики полезны, поскольку заставляют власть всех уровней менять «правила игры»: административные и правовые условия хозяйствования, передавать часть регулирующих функций частным и общественным институтам, либерализовать экономику, что сокращает ее излишнюю зарегули-рованность, а значит, сокращает размеры неофициального сектора.
Применительно к торговле это означает, что контролировать надо не правила торговли (продавец и покупатель об этом прекрасно договорятся сами), а степень (уровень) удовлетворения потребностей граждан (населения) страны. Такой подход переводит «стрелки» государственного регулирования и управления из сферы торговой деятельности в производственную.
Специализация торговых субъектов определяется предприятием торговли самостоятельно и в соответствии со стандартами, правилами торговли и другими нормативными актами государственных и муниципальных органов. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
- развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения;
- налогообложение;
- лицензирование ее отдельных видов в соответствии с действующим законодательством;
- сертификация продукции потребительского назначения, услуг торговли, поверка средств измерений и надзор за их состоянием в порядке, установленном действующим законодательством;
- контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов РФ и местного самоуправления;
- разработка и реализация областных и региональных целевой программы развития отрасли и целевых программ в сфере потребительского рынка;
- прогнозирование потребности населения в товарах и услугах, состояния потребительского рынка на текущий и перспективный период, выявление тенденций развития торговли.
Кроме формальных правил, относящихся к общим институциональным факторам развития торговой сферы, существуют еще и неформальные: сложившиеся стереотипы
поведения, негласные нормы и правила, традиции.
Следует также отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая торговую деятельность, далека от совершенства. Поэтому торговля продолжает оставаться самым бесправным видом бизнеса. «Правила торговли в РФ» насчитывают больше тысячи пунктов, которые выполнить в идеале невозможно. Кроме того, имеется масса нормативно-правовых актов, регулирующих торговлю. Они дублируют, взаимоисключают друг друга, противоречат не только основным конституционным принципам, но и самим себе. Ведомственное нормотворчество, законотворчество субъектов РФ и правотворчество органов местного самоуправления, зачастую прикрываемое заботой о потребителях, а на самом деле нередко решающее другие задачи.
Инициативы принятия Торгового кодекса РФ выдвигались не раз. Поддержки они не нашли. Предложения принять единый федеральный закон очень быстро подавлялись: «Есть закон о защите прав потребителей, его и достаточно; закон о торговле невозможен», -
говорила исполнительная власть. Статья 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности».
Законодательство о защите прав потребителей защищает потребителей, а вот торговое законодательство не ориентировано на защиту торговых операторов. Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ, «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Розничная торговля разве не предпринимательская деятельность? Следовательно, налагать какие-то ограничения на реализацию права отчуждать товары покупателям можно только федеральным законом и никакими иными подзаконными актами. Законодательство о розничной торговле в настоящее время представляет собой никем и ничем не структурированную совокупность норм, содержащихся в гражданском и административном законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, строительном, пожарном и санитарно-эпидемиологическом законодательстве.
По сведениям Госкомстата России, на I полугодие 2002 года численность работников организаций розничной торговли составила 1,8 миллиона человек. Это в два раза больше, чем в электроэнергетике, топливной промышленности или металлургии. Обороты розничной торговли сопоставимы с оборотами в этих отраслях. Предприятия энергетики, металлургии находят время и способы лоббировать свои интересы при принятии тех или иных законов, а розничная торговля -нет. Конечно, нефть и металл сосредоточены в руках десятка-двух монопольных собственников, которым легче выступать единым фронтом, а торговых предприятий тысячи, это преимущественно малый бизнес, а значит у каждого - свое. Поэтому особо актуальным становится объединение руководителей предприятий торговли в макрорегионах в ассоциации, которые также позволят выступать единым фронтом и лоббировать свои
интересы как на федеральном, так и на региональном уровне.
Вместо организации рынков государство в лице реформаторов преуспело в создании институциональных (административных)
барьеров. Оценка совокупных прямых потерь экономики России от наличия административных барьеров проведена в исследовании под руководством В.Л. Тамбовцева [2]. По данным этого исследования, ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и производства составили от 18 до 19 миллиардов рублей. Ежемесячный оборот розничной торговли составлял в 2000 году около 188 миллиардов рублей. Таким образом, доля поборов в товарообороте составила около 10 %. Издержки потребителей от наличия административных барьеров составляют от 500 до 550 рублей в месяц на семью.
Косвенные экономические потери от существования административных барьеров входа на рынок и оперирования на нем связаны со снижением уровня конкуренции на рынках и, как следствие, неэффективным использованием ресурсов. По оценкам исследователей, существует замороженный наличием избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики на уровне 5-7 % ВВП, связанный с недоразвитием конкуренции из-за запретительных высоких издержек входа на рынок для мелкого и среднего бизнеса, а также с пониженной конкурентоспособностью российской экономики по сравнению со странами, где предприниматели не страдают от избыточных административных барьеров [3].
Для того чтобы перейти к иным, более эффективным схемам государственного регулирования, требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и общественное давление, ставящее препятствия на пути рен-
тоориентированного поведения отдельных групп экономических агентов.
Таким образом, система административных барьеров как способ государственного регулирования рынка является избыточной и неэффективной и приводит, во-первых, к возникновению трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, а во-вторых, к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов.
Неэффективность существующих барьеров приводит к тому, что вводятся новые дополнительные барьеры, которые, в свою очередь, также оказываются неэффективными. Таким образом, постоянно растет и количество барьеров и, соответственно, издержки общества от их наличия.
Устойчивость барьерного подхода к регулированию объясняется не в последнюю очередь заинтересованностью части государственного аппарата и коммерческих структур, работающих на обслуживание барьеров, в сохранении этих механизмов.
Необходимы кардинальные шаги по снятию административных барьеров и созданию принципиально новых систем регулирования рынка, в частности, повышения ответственности всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе государства, за реальные результаты этой деятельности.
1. Официальный сайт Национальной Торговой
Ассоциации. Режим доступа: http://www.
nta-rus.com. Загл. с экрана.
2. Тамбовцев В.Л. // Общественные науки и современность. 2001. № 5.
3. Аузан А. // Административные барьеры в экономике: задачи дерегулирования: докл. / Моск. Центр Карнеги. М., 2001. С. 2.
Поступила в редакцию 30.07.2005 г.