Научная статья на тему 'Институциональный дизайн как фактор развития политической конкуренции в России'

Институциональный дизайн как фактор развития политической конкуренции в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
461
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ПАРТИИ / ВЛАСТЬ / ОППОЗИЦИЯ / POLITICAL COMPETITION / POLITICAL INSTITUTES / PARTIES / POWER / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елисеев Сергей Михайлович

Статья посвящена исследованию условий и факторов развития политической конкуренции в России. Выделяя социально-структурные и институциональные факторы политической конкуренции, автор доказывает решающее значение институциональных факторов в развитии политической конкуренции и выявляет основные тенденции ее изменений на протяжении двух последний десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional design as a factor of political competition development in Russia

This article is devoted to researching conditions and factors of political competition's development in Russia. Defining social, structural and institutional factors of political competition the author proves crucial importance of these factors in political competition's development and reveals the basic tendencies of its changes throughout two last decades

Текст научной работы на тему «Институциональный дизайн как фактор развития политической конкуренции в России»

С. М. Елисеев

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

Современная представительная демократия основывается на конкуренции партий и их лидеров за право осуществлять политическую власть, формировать представительные органы государственной власти, определять основные направления внутренней и внешней политики.

«Партии, — писал К. Джанда, — это особый политический институт общества, опирающийся на поддержку граждан с целью замещения правительственных должностей своими признанными представителями» [7, с. 93]. Аналогичной точки зрения придерживается и авторитетный немецкий политолог К. фон Бейме. «Партии, — пишет он, — это общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти» [7, с. 92].

Развитие стабильных и представительных партий, честно конкурирующих между собой за успешное разрешение важнейших проблем своего общества, является одним из условий укрепления демократии. Когда партии слабы, все остальные институты государства становятся малоэффективными и уязвимыми.

Политическую конкуренцию можно определить как систему публичных сдерживания и противовесов, устанавливающую легитимные правила и нормы взаимодействия политических акторов в борьбе за государственную власть.

Конкуренция есть свойство политического рынка, который сложился в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Она, как правило, оказывает позитивное влияние на развитие политики, поскольку развивает в ней механизмы обратной связи, стимулирует рациональное использование ресурсов, вынуждает акторов быть постоянно включенными в политический процесс, совершенствовать собственные организационные структуры, следить за состоянием и тенденциями изменения политического рынка, электоральными ожиданиями и поведением избирателей, участвовать в осуществлении эффективной политики или стремиться этому.

Конкуренция регулирует взаимодействия акторов в борьбе за власть и ее ресурсы, устанавливая определенные правила и нормы соперничества. Она стимулирует развитие политики и политических акторов, поощряя властью одних, и лишая ее других. Распределяет ресурсы власти между конкурирующими акторами, отдавая предпочтение более эффективным из них. Наконец, конкуренция ограничивает и контролирует количество акторов, принимающих участие в выработке политики.

Политическая конкуренция в условиях современной представительной демократии носит преимущественно партийный характер. Она предполагает конкуренцию партий и их лидеров за право осуществлять политическую власть, формировать представительные органы государственной власти, определять основные направления внутренней и внешней политики. Партии и конкуренция между ними за возможность участвовать в осуществлении

© С. М. Елисеев, 2009

правительственного курса являются фундаментальными характеристиками современной политики. Но политическую конкуренцию нельзя сводить только к конкуренции партий. Кроме партий в борьбе за власть могут принимать участие политические движения, избирательные объединения, независимые политики и т. д. Однако главными субъектами политической конкуренции традиционно считаются политические партии.

В условиях демократии избирательные системы выступают институциональными условиями развития партийной конкуренции. Традиционно под избирательной системой понимают совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти и способ подсчета голосов. Эти нормы и правила регулируют деятельность органов государственной власти, осуществляющих проведение выборов, определяют статус избирателей и избирательных объединений или политических партий, устанавливают процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов выборов и способы обжалования результатов голосования.

Масштабы и характер политической конкуренции определяются взаимодействием объективных первичных социально-структурных факторов и вторичных институциональных ограничений. С одной стороны, политическая конкуренция детерминируются объективными социально-структурными факторами: социальным размежеванием, глубиной социальных конфликтов, различиями позиций групп в социальном пространстве. С другой — конструируемыми акторами политическими институтами: партиями, избирательной системой, электоральными правилами и нормами. Степень влияния социально-структурных и институциональных факторов на развитие политической конкуренции имеет конкретно-исторический и социокультурный характер.

В исследованиях условий и факторов развития политической конкуренции можно выделить два основных направления: социологическое и институциональное.

В рамках социологического направления обращают внимание на поведение избирателей и социальные факторы, его обусловливающие. Поведение избирателей рассматривается как зависимая переменная, определяемая социально-структурными факторами, такими как пол, возраст, социальное положение, место проживания, этническая и религиозная принадлежность, политическая идентичность и т. д. Это направление всегда находилось под сильным влиянием бихевиорального подхода в политической науке. Поэтому его еще называют бихевиористским подходом [3]. В рамках данного направления избирательная система является только одним из факторов, опосредованно воздействующих на поведение избирателей. Она задает границы политической конкуренции, способствует формированию партий и партийной системы, ориентации на которые оказывают влияние на электоральный выбор избирателей

В начальный период формирования социологического направления большинство ученых прежде всего интересовало воздействие электоральных институтов на политику. Вне их внимания оказались явные и скрытые возможности обратного воздействия политики на электоральные институты.

Как писал по этому поводу один из первых критиков социологического направления Дж. Грамм, на практике партийная система вообще предшествует избирательной. В странах с уже сложившейся мультипартийностью пропорциональная система принималась именно для того, чтобы устранить наиболее кричащие несоответствия между долями голосов и количеством мест [8].

Спустя десятилетие С. Липсет и С. Роккан предложили еще одну социологическую концепцию — концепцию социально-политических расколов (clevedge) [1]. В ней на обширном

историческом материале европейских обществ они доказали, что на процессы формирования политической конкуренции в Европе оказали влияние базовые социальные конфликты, а именно — конфликты между центром и периферией, церковью и государством, городом и селом, собственниками и рабочими. В результате этого в Западной Европе сложились относительно стабильные партийные системы, основывающиеся на стабильности партийных предпочтений и воспроизводящихся политических позициях.

Согласно теории Липсета-Роккана, социальные размежевания формируются «снизу вверх». Базовые социально-политические идентичности возникают в результате естественного развития общества, а политические институты и акторы являются своеобразными надструктур-ными образованиями, складывающимися на основе более широкой социальной базы. Следовательно, согласно интерпретации Липсета и Роккана, в основе развития партийной конкуренции лежат объективные, не зависимые от партий социально-экономические переменные. Именно они способствуют формированию социально-политической идентичности, которая находит свое выражение и закрепление в деятельности той или иной политической партии.

Однако, в 70-е гг. ХХ столетия социальная природа расколов была поставлена под сомнение. Сторонники институционального подхода выдвинули гипотезу о том, что политические партии способны преднамеренно политизировать или деполитизировать некоторые линии размежеваний. Этот вопрос вновь приобрел актуальность в 90-е гг., когда политологи стали изучать процессы становления партий и партийных систем в посткоммунистических странах.

Политико-социологические теории, созданные в период относительно стабильного развития западного общества, по сути, были призваны объяснить исторические, социальные и политические причины, приведшие к стабильности. Они были нацелены на выявление основных факторов стабильности сложившихся демократических обществ. Это присуще большинству политических теорий 50-70-х гг. ХХ в.: теории политических систем, теории политических партий М. Дюверже, теории социальных расколов С. Липсета и С. Роккана, теории политической культуры Г. Алмонда и т. д. Общей для всех них является установка на решающую (детерминирующую) роль социально-структурных факторов в политической деятельности акторов. При этом само состояние актора, его социальный и политический опыт, его интересы и цели, его возможности воздействия на условия внешней среды мало интересовали ученых. В качестве аксиомы принималась модель «регулирующего рынка», согласно которой «даже если первоначально участники рынка будут следовать ошибочным моделям, механизмы обратной связи и агенты, специализирующиеся на рыночном арбитраже, заставят их внести коррективы в эти модели, «наказывая» тех, кто ошибался, и подведут оставшихся игроков к верным моделям» [5].

Однако в условиях распада старой политической системы и становления новой акторы попадают в ситуацию институциональной неопределенности и риска. Старые институты уже не способны эффективно управлять поведением акторов и обеспечивать сохранение привилегированных позиций правящей группе, а новые еще не сложились или не обладают достаточной эффективностью, необходимой для поддержания стабильности и порядка. В этих условиях акторы вынуждены проявлять повышенную активность с целью скорейшего устранения неопределенности и минимизации рисков. Для преодоления кризиса и достижения стабильности системы акторам необходимо сделать исторический и институциональный выбор, от которого во многом будет зависеть не только динамика политического процесса, но и условия, детерминирующие их деятельность в будущем.

Возрастание роли актора как субъекта демократического транзита не означает умаления значения социально-экономических и культурно-политических факторов. Скорее речь идет

о возникновении их более сложного взаимодействия [2], раскрытие смысла и содержания которого в значительной мере способствует пониманию содержания и закономерностей трансформационных процессов.

Согласно теории нового институционализма, политические рынки, по сравнению с экономическими, имеют общие признаки и отличительные особенности. Главной общей чертой политического и экономического рынков является конкуренция, борьба за специфические ресурсы.

Но, по мнению Д. Норта, на политических рынках спецификацию соглашений и контроль за их выполнением осуществить гораздо труднее. «В демократических государствах законодатели обменивают предвыборные обещания на голоса избирателей. Избиратель не особенно стремится к приобретению точной информации, поскольку вероятность того, что его голос на что-то повлияет, близка к нулю, а сложность политической проблематики делает для него ситуацию принципиально неопределенной. Контроль над выполнением политических соглашений затруднен, конкуренция гораздо менее эффективна, чем на экономических рынках. Избиратели могут быть хорошо информированы о наглядных, легко поддающихся оценке сторонах политики, так или иначе связанных с их благосостоянием, в остальном в качестве замены информации выступают идеологические стереотипы, от которых и зависит дальнейшее развитие экономики» [5].

Существует несколько способов построения стабильных институтов. Они могут быть созданы как в результате доминирования одной группы над другими, так и в результате кооперации коллективных действий как выражения общего согласия [9, с. 124] либо через дистрибутивный подход, либо через коллективное действие. Первый способ предполагает, что институты возникают в результате координации действий акторов и представляют собой эффективные для всего общества установления, созданные в целях максимизации полезности за счет максимально возможного снижения трансакционных издержек между акторами. Второй предполагает, что институты возникают не как результат координации действий акторов, а как побочный продукт борьбы за власть и распределение ресурсов в обществе [6].

Выбор того или другого способа во многом определяется сложившимися культурными традициями и социальным опытом акторов, а также социальным и политическим контекстом.

Следует принимать во внимание тот факт, что институты в основном создаются не для того, чтобы достичь наибольшей социальной эффективности. Почти всегда их назначение (по крайней мере, если говорить о формальных институтах) — служить интересам тех, чьи позиции на рынке достаточно сильны, чтобы устанавливать новые правила [5]. Группы, обладающие на момент конструирования институтов властью, всегда стремятся производить правила взаимодействия, направленные на стабилизацию своего положения, в условиях противостояния другим акторам, обладающим большим или меньшим объемом власти [9, с. 122]. Конструирование социального порядка осуществляется таким образом, чтобы способствовать воспроизводству привилегированной позиции господствующей группы, а также определять позицию тех, кто пытается изменить status quo. Снижение институциональной неопределенности приносит наибольшую выгоду господствующим группам, однако и остальные группы в каком-то смысле выигрывают от этого за счет получения стабильности и легальности своего существования, хотя и обладают при этом меньшим объемом власти.

Поэтому в одних обществах в условиях кризиса в качестве исторически оправданного способа конструирования институтов используют метод коллективного действия, а в других — дистрибутивный подход.

Метод коллективного действия возможен тогда, когда в обществе складывается вну-триэлитный и национальный консенсус относительно целей и задач общественного развития. В этом случае институты выступают в качестве не только инструментов достижения общих целей, но и гарантий сохранения преемственности в развитии.

Дистрибутивный метод неизбежен, если в обществе по различным причинам не складывается внутриэлитный и общенациональный консенсус и господствующие группы навязывают обществу свое понимание целей и задач общественного развития. При этом институты выступают в качестве не только инструментов достижения целей, навязываемых обществу господствующей группой (группами), но и гарантий сохранения ее властвующих позиций.

Иногда эти два способа институционального конструирования описываются как консенсусная и мажоритарная модели. Считается, что консенсусная модель приводит к появлению более стабильных и эффективных политических институтов и позволяет консолидировать демократию за более короткий промежуток времени. Однако консенсус в институциональном конструировании не может возникнуть сам по себе, он обусловлен вполне конкретными институциональными условиями и предпосылками, которые по мере их вызревания в обществе превращаются в факторы, приводящие к тому или иному результату.

Политическая конкуренция в России сегодня во многом сохраняет дистрибутивный порядок развития. Это обусловлено прежде всего логикой реформирования российского общества. Траекторию политического развития российского общества в целом можно обозначить как движение от умеренного конфликта к слабой конкуренции.

Несмотря на неизбежный и закономерный характер экономических реформ, они усилили поляризацию общества и обострили внутриэлитные конфликты. Не случайно некоторые западные исследователи квалифицировали российскую партийную систему середины 90-х гг. как «поляризованный плюрализм», что выражалось в оппозиции сторонников — противников реформ. Но поляризация общества не привела к социальным расколам, подобным тем, которые пережило европейское общество. Она не сопровождалась ни резким ростом массового социального протеста, ни политическими расколами, пронизывающими все общество. Массы в России оказались значительно более пассивными чем в большинстве стран Восточной Европы. Поэтому постсоветский период, как справедливо отмечают российские ученые, стал подлинной «революцией элит», которые постепенно стали не просто важнейшими, но почти монопольными участниками политического процесса. В модернизированном обществе власть элит ограничена экономическими интересами социальных групп. В современном российском обществе экономические интересы как регулятор массового поведения и политической конкуренции еще не набрали силу. Поэтому именно властная элита оказывает определяющее влияние на эволюцию политической системы [4].

В 90-е гг. прошлого столетия конфликты и противоречия имели открытый публичный характер. Различные фракции элиты и внесистемной оппозиции боролись между собой за собственность и власть.

В условиях обострения конфликтов было очень сложно сохранить преемственность политического курса, т. к. приход к власти оппозиции означал его радикальное изменение и отказ от значительной части ранее принятых политических решений. В такой ситуации главным для правящей элиты было не допустить оппозицию к власти, поскольку результатом этого, вероятнее всего, стало бы изменение правил игры. Отсюда — стремление правящего класса продлить свое пребывание у власти превратилось в самодовлеющую цель. Кроме того, в отличие от большинства стран Восточной Европы, политическое давление граждан на правительство РФ было крайне слабым и принимало неорганизованные и зачастую спонтанные формы.

Неудачи и просчеты экономических реформ первой половины 90-х гг. усиливали опасения правящей группировки относительно возможностей потери господствующих позиций. По этой причине развитие политического рынка и осуществление политических реформ было отложено. Если бы в России в результате политических реформ возникло политическое общество, способное вызвать к жизни новых акторов, то для правящей элиты это означало бы переход на новый уровень политической конкуренции, чреватый потерей господствующих позиций. Но и сохранение состояния институциональной неопределенности не могло удовлетворить ее интересы. В сложившихся условиях необходимо было проявить политическую волю, организовать коллективное действие, направленное на достижение консолидации элиты, вытеснение внесистемной оппозиции на периферию политического процесса и установление стабильных правил политической конкуренции.

Проблема коллективного действия была решена путем «навязанного консенсуса», неформального отказа крупного бизнеса от поддержки внесистемных партий и нелегитимного вмешательства в деятельность органов государственной власти, признания им социальной ответственности перед обществом и государством, демонстрации готовности поддержать экономические, политические и социальные инициативы государства в обмен на государственные гарантии сохранения прав собственности, признания итогов приватизации, введения относительно стабильных правил экономической и политической конкуренции.

Приход к власти в начале XXI в. В. В. Путина и партии «Единая Россия» ознаменовали собой начало нового политического этапа — этапа стабилизации политической системы и реализации консервативно-либеральной политики.

В отличие от предыдущего исторического периода, когда имели место открытые внутриэлитные конфликты и институциональная нестабильность, данный этап в целом характеризуется консолидацией правящего политического класса и стабилизацией внутриэлитных взаимоотношений.

Политическая система вошла в состояние динамического равновесия. На смену противостоянию власти и внесистемной оппозиции пришли институциональная стабильность и политическая конкуренция. Сформировалась политическая система с одним доминирующим актором.

Достижение стабильности, подъем национальной экономики, рост благосостояния граждан, усиление позиций российского государства в мировой политике — вот только некоторые позитивные результаты этого периода.

Однако они были достигнуты путем внесения существенных изменений в институциональный дизайн и создания новой конфигурации политического пространства. Государство как институт власти укрепило свои позиции в политике, стало доминирующим актором политического процесса, значительно усилило контроль над политическим рынком и политическими партиями. В результате с политического рынка были удалены множество мелких неэффективных партий и движений, сократилось количество акторов, имеющих право и возможности участвовать в выборах, что привело к снижению уровня политической конкуренции. Если в период 1999-2007 гг. в обществе наблюдалась конкуренции между различными элитами, то в настоящее время конкуренция приняла форму соревнования внутри правящей элитной группы, формально дифференцированной на две неравные политические организации: «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Есть основания утверждать, что конкуренция приняла сегодня преимущественно партийный характер и проявляется в виде межпартийной и внутрипартийной конкуренции. Первая носит внешний публичный характер. Вторая — внутренний, во многом скрытый от общества. Она, прежде всего, присуща доминирующей партии «Единая Россия». Хотя руководство «Единой

России» и отрицает наличие в партии разногласий и конфликтов, однако региональные и муниципальные выборы дают основания утверждать, что внутри партии развивается внутренняя конкуренция за власть и сопутствующие ей административные ресурсы. Пока руководству партии удается не допустить выход внутрипартийной конкуренции в сферу публичной политики, но эта ситуация может скоро измениться под влиянием внешних факторов. Глобальный экономический кризис может подорвать доверие избирателей к правительству и поддерживающим его партиям. В этом случае есть вероятность перехода внутрипартийной конкуренции в сферу публичной политики и усиления межпартийной конкуренции. Но в настоящий момент такой сценарий развития событий можно оценить как маловероятный. Опросы общественного мнения показывают, что граждане РФ по-прежнему доверяют президенту, правительству и доминирующей партии. Да и результаты региональных и муниципальных выборов 2009 г. свидетельствуют об удовлетворенности большинства граждан содержанием и уровнем политической конкуренции.

Литература

1. Lipset S., Rokkan S. Clevedge structures, party systems and voter alignments. An introduction // Party systems and voter alignments. New York, 1967.

2. Вайнштейн Г. И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий XX-XXI вв. М.; Дубна, 2002. С. 154.

3. Выборы и партии в регионах России / под ред. Г. Люхтерхандт-Михалевой, С. Рыженкова М.; СПБ., 2000. С. 13, 18-24.

4. Гаман-Голутвина О. Верхи и корешки. Будущее элит и неэлитное будущее // Независимая газета. 23.10.2007

5. Норт Д. Функционирование экономики во времени // Отечественные записки. 2004. № 6. URL: www. strana-oz.ru.

6. Патрушев С. В. Институциональная политология: современный институционализм и политическая трансформация в России. М., 2006. С. 54.

7. Современная сравнительная политология: хрестоматия. М., 1997. С. 93.

8. Таагенера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Современная сравнительная политология.

С. 189.

9. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.