Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева С.А., Ситников А.А.

Основой обеспечения государственных и муниципальных нужд является контрактная система в сфере закупок, сопровождающаяся комплексом нормативно - правовых, стратегических, проектных и программно-целевых документов по развитию всех сфер общественной жизни на территории Российской Федерации. Актуальные тенденции масштабной цифровой трансформации проявляются во всех сферах общественно-экономических отношений, находят отражение в различных процессах управления социально-экономическими системами, что характеризует устойчивое развитие цифровых технологий отечественной контрактной системы. Государственные закупки - это процесс, который фактически отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса. Органы власти, реализуя закупочную деятельность, представляют интересы общества и действуют с целью обеспечения высокого уровня качества жизни населения страны, в том числе за счет повышения эффективности распоряжения бюджетными средствами. Общество, являясь конечным потребителем услуг и товаров, закупаемых органами власти, заинтересовано в получении качественных товаров, работ и услуг. В целях более полного и основательного изучения института закупок для обеспечения публичных нужд крайне важно обратиться к историческим аспектам становления и развития закупочной деятельности в Российской Федерации. Понимание сущности отечественных закупочных процессов в исторической ретроспективе, анализ эволюции закупочной деятельности в России позволит оперативно и качественно реагировать на современные вызовы, обусловленные глобальной трансформацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL ASPECT OF THE FORMATION OF THE CONTRACT SYSTEM RUSSIAN FEDERATION

The basis for ensuring state and municipal needs is the contractual system in the field of procurement, accompanied by a complex of regulatory, legal, strategic, project and program-targeted documents for the development of all spheres of public life on the territory of the Russian Federation. The current trends of large-scale digital transformation are manifested in all spheres of socio-economic relations, are reflected in various processes of managing socio-economic systems, which characterizes the sustainable development of digital technologies in the domestic contract system. Public procurement is a process that actually reflects and ensures the quality of relations between the state, society and business. The authorities, implementing procurement activities, represent the interests of society and act to ensure a high level of quality of life for the population of the country, including by increasing the efficiency of the management of budgetary funds. The society, being the final consumer of services and goods purchased by the authorities, is interested in receiving quality goods, works and services. For a more complete and thorough study of the institution of procurement to meet public needs, it is extremely important to turn to the historical aspects of the formation and development of procurement in the Russian Federation. Understanding the essence of domestic procurement processes in historical retrospect, analyzing the evolution of procurement in Russia will allow us to quickly and efficiently respond to modern challenges caused by global transformation.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Институциональный аспект формирования контрактной системы Российской Федерации

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, ugmzmag@yandex.ru

Ситников Артем Андреевич

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова», ugmzmag@yandex.ru

Основой обеспечения государственных и муниципальных нужд является контрактная система в сфере закупок, сопровождающаяся комплексом нормативно - правовых, стратегических, проектных и программно-целевых документов по развитию всех сфер общественной жизни на территории Российской Федерации. Актуальные тенденции масштабной цифровой трансформации проявляются во всех сферах общественно-экономических отношений, находят отражение в различных процессах управления социально-экономическими системами, что характеризует устойчивое развитие цифровых технологий отечественной контрактной системы. Государственные закупки - это процесс, который фактически отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса. Органы власти, реализуя закупочную деятельность, представляют интересы общества и действуют с целью обеспечения высокого уровня качества жизни населения страны, в том числе за счет повышения эффективности распоряжения бюджетными средствами. Общество, являясь конечным потребителем услуг и товаров, закупаемых органами власти, заинтересовано в получении качественных товаров, работ и услуг. В целях более полного и основательного изучения института закупок для обеспечения публичных нужд крайне важно обратиться к историческим аспектам становления и развития закупочной деятельности в Российской Федерации. Понимание сущности отечественных закупочных процессов в исторической ретроспективе, анализ эволюции закупочной деятельности в России позволит оперативно и качественно реагировать на современные вызовы, обусловленные глобальной трансформацией. Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, институциональный аспект, эволюция отечественной системы закупок.

Основой обеспечения государственных и муниципальных нужд является контрактная система в сфере закупок, сопровождающаяся комплексом нормативно - правовых, стратегических, проектных и программно-целевых документов по развитию всех сфер общественной жизни на территории Российской Федерации. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд базируется на следующих принципах [3]:

- принцип открытости и прозрачности - имеет центральное значение для контрактной системы и предполагает свободный и безвозмездный доступ общественности в целом и непосредственно участникам торгов открытую информацию о правовом регулировании, политике и практике закупок;

- принцип обеспечения конкуренции предполагает возможность участия в торгах всех заинтересованных участников (соответствующих правовым предписаниям закупочных процедур), независимость торгов от дислокации их участников (за счет реализации дистанционного доступа), единообразие процедур оценки участников торгов на основании указанных в проекте и технической карте закупки, использование стандартных унифицированных методологий и ставок и т.п.;

- принцип профессионализма заказчиков предполагает размещение достоверной, полной и однозначно трактуемой информации заказчиком, а также осуществление закупок профессиональными контрактными службами и квалифицированными специалистами, добросовестно исполняющими свои обязанности по закупке;

- принцип стимулирования инноваций предполагает, что при прочих равных условиях приоритет закупок отдается инновационным и высокотехнологичным продуктам, при производстве которых используются применяются передовые результаты НИОКР, т.е. высококонкурентным видам продукции;

- принцип единства контрактной системы в сфере закупок предполагает двоякую направленность: во-первых, единство механизмов осуществления закупочных процедур и их правового регулирования на всей территории страны независимо от особенностей регионов или секторов экономики, а, во-вторых, единство логической последовательности реализации цикла закупочных процедур всеми участниками закупок;

- принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок предполагает достижение экономичности и соотношения цены и качества при использовании минимума средств и ресурсов.

В целях более полного и основательного изучения института закупок для обеспечения публичных нужд крайне важно обратиться к историческим аспектам становления и развития закупочной деятельности в Российской Федерации.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

СП

01

о ш Ш X

3

<

т о х

X

Хроники свидетельствуют о том, что система государственных закупок возникла достаточно давно: первые упоминания о закупках для обеспечения публичных нужд встречаются еще в Указе об условиях доставки муки и сухарей в г. Смоленск 1654 г. Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича в ближайшие к Смоленску города были направлены специальные грамоты, адресованные воеводам и боярам[10]. Требовалось выявить купцов, которые были готовы отвезти сухари и муку в Смоленск за определенную плату.

В свою очередь, груз освобождался от уплаты пошлины. В тот период государство фактически не проводило открытого конкурса в его современном, классическом виде, однако, сам непосредственный поиск исполнителей, формирование непосредственного заказа и определение условий будущего контракта следует рассматривать как один из первых прообразов закупок, осуществляемых для обеспечения публичных нужд. Инициатива, которая исходила от царской власти, свидетельствовала о важности взаимодействия с поставщиком в условиях выгодного и рационального сотрудничества. С.М. Яруллин утверждает, что в упомянутом выше Указе 1654 г. уже прослеживаются первые, значимые признаки государственного заказа, в частности, публичность, условия, объявленные заранее, поиск исполнителей, которые будут согласны сотрудничать на экономически выгодных для царской власти условиях[12].

В период правления Петра I институт закупок для обеспечения государственных нужд продолжил свое непосредственное развитие. Отмечается возникновение первых открытых торгов, публичных конкурсов[5]. В тот период на городских воротах регулярно размещались специальные вывески, с помощью которых будущие поставщики извещались о государственных заказах. Кроме того, на подобных вывесках находила отражение информация об уже заключенных контрактах, о возможности применения различных льгот поставщиками, о купцах, которые уже выполняют государственный заказ на тех или иных условиях. Учет данных сведений вела Канцелярия Сената, которая также всю необходимую информацию по закупкам собирала и систематизировала.

В условиях развития закупочной деятельности того времени участвовать в закупках могли любые предприниматели, которые считались благонадежными. Для подтверждения надежности субъекта, желающего участвовать в осуществлении закупок, требовался поручитель из числа видных общественных деятелей или уважаемых жителей города, которые выступали гарантами выполнения предпринимателем, участвующим в закупочной деятельности, своих обязанностей, признавали его ответственное отношение к делу. В случаях, если купец вследствие каких-либо обстоятельств не выполнял свои обязательства по заказу, то на него накладывалась пеня.

В каждой конкретной ситуации государь лично определял размер штрафных санкций, как правило, исходя из важности дела. Т.В. Ромашкин отмечает, что зачастую размер пени превышал сумму контракта более чем в два раза. При этом санкции применялись не только к предпринимателю, осуществляющему закупочную деятельность, но и его поручителям, гарантировавшим на начальных этапах согласования благонадежность субъ-екта[11]. Следует отметить, что для закупочной деятельности петровского времени были характерны определенные черты.

В частности, гражданскими государственными закупками занималась исключительно Канцелярия подрядных дел, тогда как закупками в военных структурах ведали специально уполномоченные должностные лица. В данной сфере военные чиновники действовали гораздо активнее и эффективнее; именно накопленный ими опыт снабжения на конкурсной основе способствовал развитию и совершенствованию законодательства о публичных торгах.

В тоже время, А.Д. Катрич отмечает, что деятельность военных ведомств по вопросам осуществления закупок для обеспечения нужд армии провиантом и амуницией не была лишена недостатков. Прежде всего, отмечалось резкое увеличение случаев злоупотреблений среди уполномоченных должностных лиц, задействованных в сфере закупок. В связи с чем государственные средства использовались по назначению, но распределялись исключительно в рамках личной заинтересован-ности[7].

В условиях подобных нарушений процедуры осуществления закупочной деятельности взаимоотношения между купцами и чиновниками не были достаточно прозрачными, все чаще отмечались нарушения порядка проведения закупок, обязательства исполнялись недостаточно качественно, либо не исполнялись вовсе. В этой связи публичные нужды не получали надлежащего обеспечения, поставленные цели не достигались. В сложившейся ситуации государству требовалось оперативно упорядочивать процедуры и правила публичных торгов, особым образом усиливая контроль над их исполнением.

Несмотря на активную заинтересованность царских властей в дальнейшем совершенствовании института закупок для обеспечения публичных нужд, достичь намеченных целей не удалось. Октябрьская революция 1917 г. отрицательно повлияла на развитие закупочной деятельности, во многом, необходимости в проведении закупок просто не было. Советские власти признали важность использования закупок для обеспечения публичных нужд только в период НЭПа. Так, М.А. Кузнецов подчеркивает, что уже в 1927 г. были утверждено соответствующее положение о поставках и государственных подрядах[8].

В указанном положении особым образом подчеркивалось, что при определении и выборе кандидатуры поставщика не следует ограничиваться только ценовой политикой. Данное положение свидетельствовало о том, что выгодные условия закупочной деятельности не пребывали в прямой зависимости от предложения низкой цены. Для обеспечения максимальной выгоды при выполнении государственного контракта заказчику следовало принимать во внимание опыт подрядчика, его надежность как хозяйствующего субъекта.

В конце 20-х гг. прошлого века экономика стала плановой и концепция НЭП уже не представляла практического интереса, поскольку распределение стало государственным. К 1927 г. упоминание о публичных торгах носило исключительно формальный характер, а в течение всего 1930 г. в средствах массовой информации не присутствовало ни одного упоминания о проведении торгов. Фактически в России проводились только аукционы, тогда как закупки на конкурсной основе не использовались на практике.

Серьезные изменения в законодательном регулировании и дальнейшем развитии закупок для обеспечения публичных нужд произошли после распада Советского

союза, когда значительные перемены в экономической и политической жизни страны обусловили трансформации в большинстве сфер общественной жизни. В 19921997 гг. активно формируется законодательная база, ориентированная на полноценную регламентацию и создание системы закупок[6].

Отправной точкой в развитии современного института закупок для обеспечения публичных нужд стало принятие в 1999 г. важного Федерального закона № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[1]. Отметим, что данный правовой акт стал за долгое время одним из наиболее значимых документов, направленных на комплексную структуризацию и систематизацию закупочной деятельности и связанных с ней отношений. Федеральный закон № 97-ФЗ достаточно подробно регулировал сферу деятельности государственных заказчиков, определял и уточнял их правовой статус как активных субъектов отношений в сфере закупок. Однако без внимания законодателя в упомянутом правовом акте остался институт контроля над процедурами размещения заказов. В этой связи в 2005 г. был принят Федеральный закон № 94-ФЗ, посвященный размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд[2].

Данный Закон № 94-ФЗ имел весьма положительное значение для развития системы закупок. Именно благодаря данному законодательному акту приобрели распространение электронные аукционы. Законодатель отказался от усложненной системы двухэтапного размещения государственных заказов. Кроме того, Федеральный закон № 94-ФЗ закрепил определение цены контракта, а также определил случаи, когда допускалась закупка у единственного поставщика. Не допускалось проведение закрытых торгов, кроме тех, которые непосредственно касались предметов, составляющих государственную тайну. На сегодняшний день именно электронные аукционы являются наиболее распространенными, поскольку позволяют минимизировать вмешательство государства в сферу закупок, расширяют границы для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в данной сфере. Кроме того, электронные площадки позволили сделать закупочную деятельность более прозрачной, расходование бюджетных средств оптимизировалось.

Немаловажное значение для реформирования системы закупок для обеспечения публичных нужд в РФ имел Указ Президента РФ № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»[4], изданный еще в 1997 г., который позволил определить дальнейший вектор развития законодательства о закупочной деятельности.

Особым образом в данном Указе № 305 подчеркивалась необходимость эффективного снижения бюджетных затрат, которого можно добиться путем улучшения процедурных аспектов осуществления закупок для обеспечения публичных нужд. Однако в Указе № 305 отсутствовали важные уточнения, например, на предмет применения санкций в отношении субъектов, совершающих дискриминирующие деяния в сфере закупок. Также не отмечалась важность обеспечения прозрачности и доступности сведений о торгах для хозяйствующих субъектов, не учитывалась острая необходимость учета

данных о торгах, хотя была очевидна важность создания единой базы и систематизации статистических сведений в данном направлении.

Действующий в настоящее время Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 г. (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ). В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что закупочная деятельность, направленная на обеспечение публичных нужд, существенным образом влияет на экономику страны.

Закупки - это эффективный финансовый инструмент, используемый для управления экономическими отношениями, однако, требующий полноценного правового регулирования и разумного практического применения. Т.В. Кузьмина поясняет, что закупочная деятельность выполняет различные по своей значимости функции - инновационную, социальную, регулятивную, оптимизационную, стимулирующую[9].

Например, выполнение регулятивной функции позволяет закупкам управлять государственными расходами, обеспечивать оптимальное и в меру взвешенное расходование средств бюджета. Всегда можно сократить расходы, но это не всегда гарантирует сокращение потребностей при осуществлении закупочной деятельности.

Социально-экономическая функция государства отражает содержание социальных аспектов закупок для обеспечения публичных нужд. В частности, именно закупки позволяют достичь социальной стабильности, например, предоставляя необходимые преимущества некоммерческим организациям, имеющим социально-ориентированную природу. Выполнение социальной функции в рамках закупочной деятельности позволяет предоставлять необходимые льготы субъектам малого бизнеса, обеспечивать малообеспеченные слои населения работой.

Сущность стимулирующей функции закупочной деятельности состоит в том, чтобы отечественный производитель был действительно заинтересован в получении преференций, льготных условий, например, при закупке отдельных видов товаров.

Кроме того, государственные закупки позволяют стимулировать деятельность в направлении перспективного планирования экспериментальной продукции, уникальной по своей природе, в том числе с учетом научно-исследовательских достижений.

Учитывая перечисленные функции, следует пояснить, что государственные закупки - это регламентация отношений хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свои функции и деятельность в направлении достижения поставленных целей, обусловленных обеспечением публичных нужд.

Следовательно, при осуществлении закупочной деятельности необходимо учитывать цели, для достижения которых ее организуют и проводят. Цели закупок для обеспечения публичных нужд (рис. 3):

- развитие добросовестных конкурентных отношений на рынках товаров, работ и услуг;

- оптимизация и эффективность использования бюджетных средств при осуществлении закупок;

- прозрачность и гласность закупочной деятельности;

- создание необходимых условий для максимального полного удовлетворения публичных нужд и их обеспечения;

X X

о

го А

с.

X

го т

о

ю

2 О

м

сч

0 сч

СП

01

о ш т

X

3

<

т О X X

- противодействие коррупционным проявлениям и иным потенциально возможным злоупотреблениям. Следовательно, при осуществлении закупок необходимо стремиться к достижению обозначенных целей, в том числе путем соблюдения принципов, упомянутых законодателем в ст. 6 Федерального закона № 44-ФЗ. Речь идет о принципах прозрачности и открытости информации, обеспечения конкуренции и профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, системного единства и ответственности за результаты. Отметим, что упомянутые законодателем принципы контрактной системы в сфере закупок пребывают в тесной взаимосвязи с уже перечисленными выше функциями закупок. С точки зрения анализа существующих принципов следует пояснить, что государственные закупки - это приобретение товаров, услуг, работ для обеспечения публичных нужд на счет средств бюджета, направленных не на их перепродажу в дальнейшем, где в покупателем выступает государство.

Отметим, что, начиная с июля 2018 г. действуют поправки к Федеральному закону № 44-ФЗ, которые касаются проведения различных электронных процедур. Закупки в РФ в последнее время были переведены в электронный вид. Теперь определение поставщика осуществляется в электронном виде. Фактическое содержание государственного контракта включает в себя различные его наиболее существенные условия, правильное определение которых на практике способно обеспечить сторонам гарантии его правовой действительности и надлежащего исполнения. Это касается и подрядчика, и заказчика, подписывающих документ.

Существенные условия государственного контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ представляют собой положения, включаемые в подписываемый сторонами договор в соответствии с требованиями действующего в настоящее время закона. Без них соглашение не будет недействительно. За предоставление проекта государственного контракта с теми или иными нарушениями может быть наложен штраф в размере 3 тыс. руб. в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В ч. 13 ст. 34 Федеральному закону № 44-ФЗ говорится о том, что представляют собой существенные условия контракта в соответствии со статьей 44 ФЗ. Они представляют собой обязательные условия договора для подписываемого договора по ГК РФ. Есть также специальные условия, обозначенные в Федеральном законе № 44-ФЗ. В соответствии с действующим сейчас в РФ законодательством в проекте контракта отражены наиболее важные условия контракта по Федеральному закону № 44-ФЗ/

Сейчас существуют типовые формы контрактов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ на поставку, а также работы и услуги (например, на работы, связанные с регулярным осуществлением перевозок пассажиров автотранспортом, городским электротранспортом, на основании установленных регулируемым тарифов; на образовательные услуги, предназначенные для госслужащих; в сфере ремонта оптического и электронного оборудования; обслуживание автотранспорта; на осуществление переработки отходов атомных подводных лодок; на медицинские изделия и услуги; научно-исследовательские, технологические работы с применением при этом результатов интеллектуальной деятельности; на лекарства; обучение охране труда).

Институт закупок для обеспечения публичных нужд прошел длительный этап становления и развития. Первый прообраз закупок встречается в хрониках Российской империи, однако, уже в тот период времени царские власти предпринимали действия для урегулирования отношений в сфере закупочной деятельности. Отдельные сложности в развитии закупок были связаны с революционными событиями, политическими и экономическими кризисами в истории России.

В настоящее время система закупок для обеспечения публичных нужд уже сформировалась. Законодателем, с учетом накопленного в течение долгих лет опыта, регулярно вносятся изменения и дополнения в сферу регулирования закупочной деятельности, разрабатываются разнообразные механизмы для минимизации рисков и оптимизации бюджетных затрат. Кроме того, в данном направлении продолжается работа по совершенствованию финансово-правовых основ регламентации закупочной деятельности при активном участии органов исполнительной власти и использованием информационно-коммуникационных технологий.

Закупки, как эффективный инструмент развития экономических отношений и оптимизации расходования бюджетных средств, активно рассматриваются в современной науке. Среди отечественных ученых и исследователей отсутствует единое мнение по поводу природы закупок и их сущности. При этом все ученые утверждают, что закупки обладают важным, отличительным признаком: оплата производится за счет бюджета соответствующего уровня либо внебюджетного фонда. При организации закупок для обеспечения публичных нужд важно соблюдать ряд общих принципов: эффективное расходование средств бюджета, подотчетность, прозрачность и открытость информации, равноправное и справедливое отношение ко всем участникам закупочной деятельности, ответственность. Государственные закупки - это процесс, который фактически отражает и обеспечивает качество отношений государства, общества и бизнеса. Органы власти, реализуя закупочную деятельность, представляют интересы общества и действуют с целью обеспечения высокого уровня качества жизни населения страны, в том числе за счет повышения эффективности распоряжения бюджетными средствами. Очевидно, что общество, являясь конечным потребителем услуг и товаров, закупаемых органами власти, заинтересовано в получении качественных товаров, работ и услуг.

Литература

1.Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 91, 13.05.1999.

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 09.08.2005.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. № 80.

4. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и

сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Российская газета, № 74, 15.04.1997.

5. Бондарева Е.А. Становление и развитие института государственных закупок в России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2016. № 8. С. 30.

6. Буримов Р.Ю., Ибрагимов О.А. Понятие, принципы и виды общественного контроля государственных закупок в России: юридический анализ // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 3. С 84.

7. Катрич А.Д. История развития государственных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-2. С. 139.

8. Кузнецов М.А. Развитие российского законодательства о государственных закупках в историческом аспекте // Аспирант. 2016. № 9 (25). С. 37.

9. Кузьмина Т.В. Государственные закупки // Вестник науки и образования. 2017. № 10 (34). С. 56.

10. Князьнеделин Р.А., Смуров А.М. История становления и развития системы закупок для государственных нужд в России // Экономическое возрождение России. 2016. № 1 (47). С. 113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ромашкин Т.В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности // Наука, образование и инновации. 2017. № 8. С. 148.

12. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России // История государства и права. 2010. № 20. С. 45.

References

1. Federal Law of 06.05.1999 No. 97-FZ "On tenders for placing orders for

the supply of goods, performance of work, provision of services for state needs" // Rossiyskaya Gazeta, No. 91, 13.05.1999.

2. Federal Law of July 21, 2005 No. 94-FZ (as amended on July 2, 2013) "On

placing orders for the supply of goods, performance of work, provision of services for state and municipal needs" // Parliamentary Gazette, No. 138, 09.08.2005 ...

3. Federal Law of 05.04.2013 No. 44-FZ (revised from 24.02.2021) "On the

contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" // Rossiyskaya Gazeta. 2013. No. 80.

4. Decree of the President of the Russian Federation of 08.04.1997 No. 305

"On priority measures to prevent corruption and reduce budgetary expenditures when organizing the purchase of products for state needs" // Rossiyskaya Gazeta, No. 74, 15.04.1997.

5. Bondareva E.A. Formation and development of the institution of public pro-

curement in Russia // Electronic Bulletin of the Rostov Socio-Economic Institute. 2016. No. 8.P. 30.

6. Burimov R.Yu., Ibragimov O.A. Concept, principles and types of public con-

trol of public procurement in Russia: legal analysis // Legal paradigm. 2020.Vol. 19.No. 3.S 84.

7. Katrich A.D. The history of the development of state and municipal procure-

ment // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 5-2. P. 139.

8. Kuznetsov M.A. Development of Russian legislation on public procurement

in the historical aspect // Postgraduate student. 2016. No. 9 (25). P. 37.

9. Kuzmina T.V. Public procurement // Bulletin of Science and Education.

2017. No. 10 (34). P. 56.

10. Knyaznedelin R.A., Smurov A.M. The history of the formation and development of the procurement system for state needs in Russia // Economic revival of Russia. 2016. No. 1 (47). P. 113.

11. Romashkin T.V. Legal aspects of the modern procurement system // Science, education and innovations. 2017.No. 8.P. 148.

12. Yarullin S.M. The history of the emergence and development of the state

order in Russia // History of state and law. 2010. No. 20.P. 45.

The institutional aspect of the formation of the contract system Russian Federation Sergeeva S.A., Sitnikov A.A.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow Metropolitan Governance University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The basis for ensuring state and municipal needs is the contractual system in the field of procurement, accompanied by a complex of regulatory, legal, strategic, project and program-targeted documents for the development of all spheres of public life on the territory of the Russian Federation. The current trends of large-scale digital transformation are manifested in all spheres of socio-economic relations, are reflected in various processes of managing socio-economic systems, which characterizes the sustainable development of digital technologies in the domestic contract system. Public procurement is a process that actually reflects and ensures the quality of relations between the state, society and business. The authorities, implementing procurement activities, represent the interests of society and act to ensure a high level of quality of life for the population of the country, including by increasing the efficiency of the management of budgetary funds. The society, being the final consumer of services and goods purchased by the authorities, is interested in receiving quality goods, works and services. For a more complete and thorough study of the institution of procurement to meet public needs, it is extremely im-

portant to turn to the historical aspects of the formation and development of procurement in the Russian Federation. Understanding the essence of domestic procurement processes in historical retrospect, analyzing the evolution of procurement in Russia will allow us to quickly and efficiently respond to modern challenges caused by global transformation.

Keywords: public procurement, contract system, institutional aspect, evolution of the domestic procurement system.

> c.

X

ro m

о

ю

2 О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.