Научная статья на тему 'Институциональные условия участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпораций'

Институциональные условия участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАЦИЯ / ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА / КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INNOVATIVE ECONOMY / CORPORATION / STAKEHOLDER / CORPORATE RELATIONS / TRANSACTION COSTS / PROPERTY RIGHTS / CONTRACTUAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко Оксана Викторовна

Подходы к созданию инновационной экономики в России требуют переосмысления, в связи с тем что акцент на использовании только внутренних ресурсов не привел к должным результатам. В статье аргументируется важность участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности, выявлен эталон корпоративных отношений, сформулированы необходимые условия для создания данных отношений в контексте новой институциональной экономической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF STAKEHOLDERS’ INVOLVEMENT IN INNOVATION ACTIVITY OF CORPORATIONS

The approaches to innovation economy development in Russia demands to be rethought. The focus on the application of internal resources only hasn't led to proper results. The article argues the importance of stakeholders’ participation in innovation activities, identifies the standard of corporate relations, formulates the necessary conditions for the establishment of these relations in the context of the new institutional economics theory.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпораций»

УДК 330.34

Федоренко Оксана Викторовна

аспирант кафедры экономической теории Уфимского государственного авиационного технического университета

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Fedorenko Oksana Victorovna

PhD student, Economic Theory Department, Ufa State Aviation Technical University

THE INSTITUTIONAL CONDITIONS OF STAKEHOLDERS' INVOLVEMENT IN INNOVATION ACTIVITY OF CORPORATIONS

Аннотация:

Подходы к созданию инновационной экономики в России требуют переосмысления, в связи с тем что акцент на использовании только внутренних ресурсов не привел к должным результатам. В статье аргументируется важность участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности, выявлен эталон корпоративных отношений, сформулированы необходимые условия для создания данных отношений в контексте новой институциональной экономической теории.

Ключевые слова:

инновационная экономика, корпорация, заинтересованная сторона, корпоративные отношения, трансакционные издержки, права собственности, контрактные отношения.

Summary:

The approaches to innovation economy development in Russia demands to be rethought. The focus on the application of internal resources only hasn't led to proper results. The article argues the importance of stakeholders' participation in innovation activities, identifies the standard of corporate relations, formulates the necessary conditions for the establishment of these relations in the context of the new institutional economics theory.

Keywords:

innovative economy, corporation, stakeholder, corporate relations, transaction costs, property rights, contractual relations.

В современных условиях российским корпорациям свойственны низкая инновационная активность и недостаточность инновационного потенциала, связано это как с отсутствием финансирования, так и с низкой инновационной культурой. Одной из серьезных проблем, редко рассматриваемой исследователями, становится отсутствие активного участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпорации.

В свете нарастания процессов экономической интеграции, интернационализации хозяйственной деятельности, развития глобализации и появления новых информационно-коммуникационных возможностей, как отмечает Э.Л. Доржиева [1], корпорации начинают оценивать взаимодействие с заинтересованными сторонами как инструмент, который может способствовать применению инноваций в создании продуктов и организации процессов. При этом под заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) понимаются как субъекты хозяйственной деятельности, состоящие в прямых экономических отношениях с организацией, так и все общество в целом и каждый его член в отдельности. Ряд исследований [2] доказывают, что взаимовыгодные отношения с заинтересованными сторонами могут увеличить прибыль, снизить риски и трансакционные издержки, обеспечить лучшее управление репутацией, объединить ресурсы (финансы, инфраструктуру и технологии) для решения проблем и достижения целей корпорации, комплексно оценить внешнюю среду корпорации, включая развитие рынков и определение новых стратегических возможностей.

По мнению автора, помочь преодолеть инновационную пассивность российских корпораций возможно с помощью привлечения к разработке инноваций заинтересованных сторон. Эмпирически доказано [3], что фирмы при создании инноваций все в большей мере опираются как на внутренние, так и на внешние источники информации, а также на взаимовыгодное сотрудничество в рамках инновационной деятельности. Таким образом, актуальной задачей и целью данного исследования является разработка рекомендаций по построению корпоративных отношений для успешного вовлечения заинтересованных сторон в инновационную деятельность российских корпораций.

Для отношений корпорации с заинтересованными сторонами характерна разная степень участия стейкхолдеров в инновационной деятельности. Анализ российских и зарубежных корпораций дает возможность обозначить четыре уровня участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпораций (таблица 1). В представленной иерархии корпоративных отношений IV уровень может рассматриваться как определенный эталон, к которому корпорациям следует стремиться.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 1 - Уровни участия заинтересованных сторон

в инновационной деятельности корпорации

Уровень Характеристика

I Участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпорации отсутствует

II Участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпорации отсутствует, однако взаимодействие корпорации и заинтересованных сторон действует в рамках экологических, социальных, благотворительных проектов. Таким образом, корпорации осознают значимость заинтересованных сторон. Инструменты взаимодействия развиты слабо

III Участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности присутствует. При этом участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности обусловлено рядом исследовательских проектов и разработок. Создание инноваций происходит в группах, в процессе работы над конкретно поставленной корпорацией проблемой. Инструменты взаимодействия развиты

IV Участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпорации является непрерывным. Создание инноваций осуществляется каждым индивидуумом в процессе работы над самостоятельно найденной проблемой. Инструменты взаимодействия развиты и совершенствуются

Как видно, стремление корпорации к участию заинтересованных сторон в инновационной деятельности должно вести к масштабной и повсеместной вовлеченности заинтересованных сторон.

Повысить эффективность корпоративных отношений в контексте инновационной деятельности помогает создание определенных условий. При этом рассмотренные ниже условия основываются на постулатах новой институциональной экономической теории (НИЭТ) [4]. Привлечение для анализа корпоративных отношений методологии НИЭТ позволяет учесть особенности современного экономического развития. Главной идеей данной теории становится не просто утверждение о возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но признание принципа методологического индивидуализма, согласно которому «исходной посылкой и основой объяснения в теории социальных процессов должны стать взгляды и поведение отдельных членов общества» [5, с. 113]. Неоинституционалисты отказываются от всевозможных упрощающих предпосылок, подчеркивая, что экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, плохо определенных прав собственности и ненадежных контрактов, в мире, полном риска и неопределенности, что полностью соответствует условиям инновационной экономики.

Условия участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности корпорации, их обоснование и соответствующие инструменты представлены ниже.

Постулат 1 - Поведенческий мотив

Основополагающим поведением для заинтересованных сторон должно стать стремление к инновационной деятельности.

Обоснование. Стремление к максимизации прибыли играет большую роль в деятельности как отдельных заинтересованных сторон, так и корпорации в целом. Однако в инновационной экономике рост числа инноваций способен привести к увеличению не только прибыли, но и удовлетворенности участников отношений.

Инструменты - инновационная культура, система мотивации.

Постулат 2 - Права собственности

Права собственности должны принадлежать создателю инноваций.

Обоснование. В рамках инновационной деятельности пересматриваются обязанности и права многих заинтересованных сторон. Необходимость закрепления прав собственности обусловлена как стимулами мотивации (обладая правами на инновацию, собственник сам вправе ей распоряжаться и может не зависеть от корпорации), так и эффективностью самих инноваций (не будут созданы «пустые» инновации), другими словами, осознание прав собственности ведет к экономическому поведению индивидуума.

Инструменты - патентная система.

Постулат 3 - Трансакционные издержки

Трансакционные издержки от создания инноваций заинтересованными сторонами должны быть меньше предполагаемого дохода от инноваций.

Обоснование. В мире, где существуют трансакционные издержки, необходимой становится задача их минимизации. А в рамках инновационной деятельности они не должны стать препятствием на пути к созданию инноваций.

Инструменты - создание коммуникаций на основе интернет-технологий.

Постулат 4 - Асимметричность информации

Доступность информации о научных разработках компании.

Обоснование. Как бы абсурдно это ни звучало, в современной экономике для участия заинтересованных сторон в инновационной деятельности необходима доступная информация о проблемах и разработках компании. Не вынося на всеобщее обсуждение проблемы и разработки, корпорация теряет важные идеи.

Инструменты - онлайн-платформы. Постулат 5 - Агентские отношения Непрерывная оценка инноваций.

Обоснование. Создание инноваций предполагает их внедрение. Однако появляется проблема выбора конкретных инноваций. Здесь возникает проблема «принципал - агент» в рамках системы «собственник инновации - менеджер».

Инструменты - система оценки и отбора инноваций. Постулат 6 - Распределение риска

Участие заинтересованных сторон в принятии решений о внедрении инновации. Обоснование. Никто наперед не знает, какой эффект может произвести та или иная инновация. При этом экономический результат ложится на плечи многих заинтересованных сторон. Принятие решений в крупных корпорациях остается за топ-менеджментом. Стоит отметить, что в рамках иерархии информация до них может доходить неполной. Таким образом, участие создателя инновации в конечном принятии решения становится необходимым.

Инструменты - мотивация лица, принимающего решения, система оценки риска. Постулат 7 - Контрактные отношения Стремление к созданию отношенческих контрактов.

Обоснование. Отношенческие контракты отличаются долгосрочностью и взаимовыгодностью, в них неформальные условия преобладают над формальными. Таким образом, они порождают доверие между заинтересованными сторонами и корпорацией и ведут к сотрудничеству в рамках инновационной деятельности.

Инструменты - инновационная культура.

Следует отметить, что процесс выстраивания взаимодействия с заинтересованными сторонами может быть сложным и иметь непредсказуемые результаты, если нет разработанной методологии и алгоритмов. Однако участие заинтересованных сторон в инновационной деятельности может стать эффективным инструментом для решения ряда проблем российской инновационной экономики, поэтому требует своего дальнейшего исследования.

Ссылки:

1. Доржиева Э.Л. Теоретические основы инновационного развития российских корпораций // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 4. С. 119-126.

2. Дегтярева И.В. Корпоративное управление: проблемы эффективности российской практики, взаимосвязь с инновационным развитием // Научно-правовое обеспечение развития инновационной экономики и модернизации промышленной политики России : материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. Краснодар, 2012. С. 98-104 ; Barringer B.R., Harrison J.S. Walking a Tightrope: Creating Value through Interorganizational Relationships // Journal of Management. 2000. Vol. 26. P. 367-404 ; Fama E.F. Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work // Journal of Finance. 1970. Vol. 25. P. 383-417 ; Fischer E., Reuber R. The Good, the Bad & the Unfamiliar: The Challenges of Reputation Facing New Firms // Entrepreneurship Theory & Practice. 2007. Vol. 31. Р. 53-75 ; Harrison J.S., John C.H. Managing & Partnering with External Stakeholders // Academy of Management Executive. 1996. Vol. 10 (2). P. 46-60 ; Hill C.W.L., Jones T.M. Stakeholder-Agency Theory // Journal of Management Studies. 1992. Vol. 29. P. 131-154 ; Harrison J.S., Bosse D.A., Phillips R.A. Managing for Stakeholders, Stakeholder Utility Functions and Competitive Advantage // Strategic Management Journal. 2010. P. 58-74.

3. Puncheva P. The Role of Corporate Reputation in the Stakeholder Decision-Making Process // Business & Society. 2008. Vol. 47. P. 272-290.

4. Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. СПб., 2005.

5. Клейнер Г.Б. Новая институциональная экономика: на пути к «сверхновой» // Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4, № 1. С. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.