Научная статья на тему 'Институциональные условия создания и методические аспекты оценки эффективности функционирования кластеров: Российский и зарубежный опыт'

Институциональные условия создания и методические аспекты оценки эффективности функционирования кластеров: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / INSTITUTIONAL CONDITIONS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PROGRAM / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / CLUSTER POLICY / CLUSTER PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плахин Андрей Евгеньевич, Огородникова Екатерина Сергеевна, Генералов Иван Георгиевич

Задача повышения конкурентоспособности экономики является перманентной для национальных правительств и международных организаций. Значимость ее возрастает в условиях поляризации социально-экономического пространства и усиления международной конкуренции. В статье рассмотрена одна из современных концепций повышения конкурентоспособности экономики основанная на кластерной концепции, которая получает все большее развитие в зарубежных странах. Целью работы стала разработка рекомендаций по совершенствованию методологии оценки эффективности функционирования кластеров. Практической составляющей исследования являются предлагаемые автором показатели эффективности, которые могут быть положены в основу комплексной оценки эффективности кластера как для целей получения государственной поддержки, так и целей, которые преследуют акционеры и менеджмент кластера. В статье также проведен анализ институциональных условий формирования кластеров в контексте стратегии инновационного развития России. Рассмотрены основные условия и факторы государственной политики, направленные на создание условий кластерообразования. Изучены методы оценки эффективности функционирования кластеров в России и за рубежом в целях получения государственного финансирования. Рассмотрены и проанализированы критерии эффективности кластеров в зарубежной и российской методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL CONDITIONS OF CREATION AND METHODICAL ASPECTS OF ESTIMATION OF EFFICIENCY OF CLUSTER FUNCTIONING: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The task of increasing the competitiveness of the economy is permanent for national governments and international organizations. Its significance rises in the conditions of polarization of the socio-economic space and the intensification of international competition. The article considers one of the modern concepts of increasing the competitiveness of the economy based on the cluster concept, which is gaining increasing development in foreign countries. The aim of the work was to develop recommendations for improving the methodology for assessing the effectiveness of clusters. The practical component of the study is the efficiency indicators proposed by the author, which can be used as a basis for an integrated assessment of the effectiveness of the cluster both for the purposes of obtaining state support and for the purposes pursued by shareholders and cluster management. The article also analyzes the institutional conditions for the formation of clusters in the context of the strategy of Russia's innovative development. The main conditions and factors of state policy aimed at creating conditions for cluster formation are considered. Methods for assessing the efficiency of the operation of clusters in Russia and abroad were studied in order to obtain state funding. Criteria for the efficiency of clusters in the foreign and Russian methodology are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия создания и методические аспекты оценки эффективности функционирования кластеров: Российский и зарубежный опыт»

УДК 334.012

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

© 2017

Плахин Андрей Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», заместитель директора института менеджмента информационных технологий Огородникова Екатерина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62, e-mail: cmb_8@mail.ru) Генералов Иван Георгиевич, старший преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22, e-mail: ivan.generalov.91@bk.ru)

Аннотация. Задача повышения конкурентоспособности экономики является перманентной для национальных правительств и международных организаций. Значимость ее возрастает в условиях поляризации социально-экономического пространства и усиления международной конкуренции. В статье рассмотрена одна из современных концепций повышения конкурентоспособности экономики основанная на кластерной концепции, которая получает все большее развитие в зарубежных странах. Целью работы стала разработка рекомендаций по совершенствованию методологии оценки эффективности функционирования кластеров. Практической составляющей исследования являются предлагаемые автором показатели эффективности, которые могут быть положены в основу комплексной оценки эффективности кластера как для целей получения государственной поддержки, так и целей, которые преследуют акционеры и менеджмент кластера. В статье также проведен анализ институциональных условий формирования кластеров в контексте стратегии инновационного развития России. Рассмотрены основные условия и факторы государственной политики, направленные на создание условий кластерообразования. Изучены методы оценки эффективности функционирования кластеров в России и за рубежом в целях получения государственного финансирования. Рассмотрены и проанализированы критерии эффективности кластеров в зарубежной и российской методологии.

Ключевые слова: кластер, инновация, институциональные условия, эффективность функционирования кластеров, программа развития, кластерная политика.

INSTITUTIONAL CONDITIONS OF CREATION AND METHODICAL ASPECTS OF ESTIMATION

OF EFFICIENCY OF CLUSTER FUNCTIONING: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

© 2017

Plakhin Andrey Evgenyevich, Candidate of Economic Sciences, associate professor «Management», deputy director of institute of management of information technologies Ogorodnikova Ekaterina Sergeyevna, Candidate of Economic Sciences, associate professor «Management»

Ural State Economic University (620144, Russia, Yekaterinburg, st. on March 8, 62, e-mail: cmb_8@mail.ru) Generalov Ivan Georgiyevich, senior teacher of «Economy and Automation of Business Processes» department Nizhny Novgorod state engineering and economic university (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya St., 22, e-mail: ivan.generalov.91@bk.ru)

Abstract. The task of increasing the competitiveness of the economy is permanent for national governments and international organizations. Its significance rises in the conditions of polarization of the socio-economic space and the intensification of international competition. The article considers one of the modern concepts of increasing the competitiveness of the economy based on the cluster concept, which is gaining increasing development in foreign countries. The aim of the work was to develop recommendations for improving the methodology for assessing the effectiveness of clusters. The practical component of the study is the efficiency indicators proposed by the author, which can be used as a basis for an integrated assessment of the effectiveness of the cluster both for the purposes of obtaining state support and for the purposes pursued by shareholders and cluster management. The article also analyzes the institutional conditions for the formation of clusters in the context of the strategy of Russia's innovative development. The main conditions and factors of state policy aimed at creating conditions for cluster formation are considered. Methods for assessing the efficiency of the operation of clusters in Russia and abroad were studied in order to obtain state funding. Criteria for the efficiency of clusters in the foreign and Russian methodology are considered and analyzed.

Keywords: cluster, innovation, institutional conditions, cluster performance, development program, cluster policy.

Возрастающая популярность кластеров находит свое отражение в растущем числе поддерживающих их стратегий и инициатив. Проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о том, что кластеры являются движущей силой конкурентоспособности и инноваций, создания новых высокопроизводительных рабочих мест и в целом экономического роста.

Сегодня под кластером принято понимать близко расположенные и взаимодействующие компании, университеты, институты, объекты инфраструктуры, которые взаимодополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга [1].

Экономическая теория неоднократно доказывала обоснованность и убедительность кластерного подхода к повышению конкурентоспособности экономики. В частности, внутренняя конкуренция позволяет усиливать преимущества каждого участника кластера, а их большая концентрация привлекает кадры и клиентов. АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)

Кластерный подход получил широкое распространение с 90-х годов двадцатого века и связан с работами Майкла Портера. Вопросы теории и методологии развития кластеров различных отраслей рассматривались в работах таких российских исследователей как Воробьев В. П., Губайдуллина Ф. С., Древинг С. Р., Иваненко Л. В., Карлик А. Е., Миролюбова Т. В., Носов А. Н., Пилипенко И. В., Печаткин В. В., Сахно Т. В., Соловейчик К. А.

Традиционная кластерная теория развития экономики определяет кластер как моноотраслевое образование, локализованное в рамках определенной территории. Сетевой характер экономики и развитие информационно-компьютерных технологий оказали влияние на формирование и развитие кластеров: происходит процесс эволюции межфирменных связей от территориально-производственных комплексов к формированию международных промышленных кластеров. Интеграция России в мировое экономическое сообщество, созда-

ние в 2015 году Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС), развитие внешнеэкономических связей, промышленного сотрудничества и кооперации международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода в России.

Современная трансформация региональной специализации национальной экономики связана с разработкой стратегии локализации кластеров. Исследование этого процесса показывает, что в российской экономике происходит формирование закономерностей, которые характерны для большинства развитых рыночных экономик в состоянии равновесия. Проявление эффектов формирования повышенной добавленной стоимости и производительности хозяйствующих субъектов, работающих в рамках кластерных образований, смещает векторы регионального развития, образуя группы регионов лидеров и аутсайдеров. При этом кластерный анализ применяется для решения широкого спектра задач [2].

Существенную роль в данном процессе играют институциональные условия, целенаправленно формируемые на конкретной территории. Наиболее ярким примером таких процессов является автомобильный кластер на территории Калужской области, за несколько лет сделавший регион лидером как по объему поступлений в бюджет, так и по уровню инвестиций и развития инфраструктуры [3].

В России институциональные условия к кластерному развитию экономики нашли отражение в различных государственных программных документах и, прежде всего, элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года [4]. Реализация целей создания кластеров в Российской Федерации осуществляется при поддержке государства в рамках соответствующих законов и государственных программ: Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации» [5], Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [6], Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортоза-мещения» [7].

В августе 2012 года Правительством России был утвержден перечень 25 инновационных территориальных кластеров, в отношении которых Министерству экономического развития поручено сформировать меры государственной поддержки. В соответствии с программой субсидирования пилотных инновационных кластеров в 2013-м первые 13 кластеров получили 1,3 млрд рублей субсидий, а в 2014-м году было распределено 2,5 млрд рублей уже между 25 кластерами.

В состав участников инновационных территориальных кластеров вошли ведущие российские научные институты РАН (в частности, национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»), ведущие национальные исследовательские университеты (в частности, МФТИ, МИЭТ и МИСИС и др.), ведущие машиностроительные компании (в частности, Государственная Корпорация «Росатом», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «Камаз» и др.) и компании информационно - коммуникационного сектора (в частности, ОАО «Ростелеком», ОАО «Яндекс», ОАО «Ростелеком» и др.), а также ведущие компании сектора биотехнологий (в частности, ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Химико-фармацевтический комбинат «Акрихин» и др.), крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса (в частности, ОАО «Газпром», ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др.) [8].

Примером успешной реализации кластерной поли-

тики является автомобильный кластер на территории Калужской области, в котором наибольший удельный вес в объеме промышленного производства имеет немецкий гигант ООО «Фольксваген Груп Рус» (доля 19,5 %) [9].

Федеральные субсидии дополняются региональными, размер которых зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона. Несмотря на объективные проблемы, (закрытость российских компаний, большая удаленность от центра) постепенно созданные ранее кластеры становятся на путь развития. Более того, появляются новые. Так уже в этом году, будет создан передовой оборонный кластер, которые формируется на базе предприятий Тамбовской области. Его стоимость превысит 4 миллиарда рублей [10].

В качестве субъектов кластерной политики национального уровня выступают: Минэкономразвития РФ, Совет по национальной конкурентоспособности, Национальный институт конкурентоспособности и др.

С N

С : рукуipa кластера

V_У

Управление кластером / Стратегия кластерной

организации -

• Структура использования различных источников финансирования (государственной Финансирование финансирование, платные услуги, членские взносы и другие частные вложения) в общем управления бюджете УК кластера в зависимости от возраста кластера

кластером • Финансовая устойчивость УК кластера

v_у

Л Услуги, предоставляемые УК кластера (спектр и интенсивность) V •Привлечение внешнего финансирования •Разработка совместных технологий, трансфер технологий или НИОКР без внешнего финансирования •Информация, общение, обмен опытом между участниками кластера •Развитие человеческих ресурсов •Развитие предпринимательства •Партнерство и взаимодействие с внешними контрагентами / продвижение локализации кластера •Интернационализацияучастников кластера

• Количество внешних запросов по кооперации, полученных УК кластера •Институциональны характер запросов о внешнем сотрудничестве •Географическийхарактер запросов о внешнем сотрудничестве • Характеристики сотрудничества с другими международными кластерами •Публикации в прессе •Влияние работы УК кластера на научно-исследовательскую деятельность участников кластера •Влияние работы УК кластера на предпринимательскую деятельность участников кластера •Влияние бизнес услуг УК кластера на работу малых и средних предприятий кластера • Степень интернационализации участников кластера • Влияние работы УК кластера на международную деятельность участников кластера ^

Достижения и внешнее признание УК кластера

Рисунок 1 - Обзор показателей бенчмаркинга кластеров, используемых ESCA

Анализ сформированных кластеров в России показывает узкоотраслевую направленность реальных и формируемых кластеров в стране. В представленных выше списках представлены промышленные кластеры и кластеры, созданные на основе научно-образовательных учреждений.

При этом, что же касается распределения ролей при формировании кластерной политики, то в основном инициатива принадлежит государственным структурам. При этом, одним из эффективных институтов межрегионального развития, на наш взгляд, являются крупные исследовательские центры и университеты. Для более эффективного функционирования они способны обеспечить взаимосвязь кластеров с другими элементами инновационной системы, т.е. опереться на концепцию «тройной спирали инноваций», сформулированной Г. Ицковицем и Л. Лейдесдорфотом [11].

Кластерная политика как обширный набор конкретных государственных стратегий, целью которых является укрепление существующих кластеров или содействие появлению новых как часть европейской промышленной политики реализуется сегодня благодаря успешной Европейской комиссии по поддержке экономических кластеров.

В целом можно идентифицировать два типа политик, используемых за рубежом и суммирующих фактически множество различных аспектов, а именно: политики, которые поддерживают развитие существующих кластеров или кластеров, которые сейчас находятся в процессе формирования и политики, которые используют информацию о том, как индустриальное развитие в кластерах происходит для обоснования и разработки различных общих стратегий.

Как показывает зарубежный опыт, одним из эффективных инструментов, используемых европейскими институтами для поддержки развития предпринимательства является финансовое стимулирование промышленных предприятий к образованию и участию в интеграционных формах, в различных консорциумах, и, прежде всего в кластерных интеграционных формах, что в последствии предполагает дальнейшее привлечение в рамках этих форм европейских фондов к получению необходимых средств для промышленного развития субъектов малого и среднего бизнеса, а также регионов, где расположены кластеры.

Вышеупомянутые фонды чаще всего обеспечивают поддержку тем кластерам, которые были предварительно оценены аккредитованными учреждениями. На данный момент методика оценки кластеров осуществляется Европейским секретариатом кластерного анализа (ESCA), с использованием набора показателей, основанных на качестве управления кластерами (рисунок 1) [12].

Совершенно очевидно, что использование на общеевропейском уровне кластерного бенчмаркинга становится все более необходимым требованием в условиях интернационализации и жесткой конкуренции, с которой сталкиваются кластеры.

Представленный перечень показателей оценки эффективности функционирования кластеров, применяемый Европейским секретариатом кластерного анализа демонстрирует многоаспектность и глубину исследования вопросов развития кластеров. Высокая рейтинговая оценка по перечисленным показателям и соответствующий сертификат позволяет управляющей компании кластера получить существенную финансовую поддержку и другие преференции.

На наш взгляд, наиболее значимым в представленном перечне показателей является то, что практически все из них являются критериями, в основе которых лежит параметр потенциала, т.е. влияния на дальнейшее развитие кластера. Другими словами, это критерии, позволяющие оценить не столько текущий уровень, сколько перспективы развития кластера.

На наш взгляд, заслуживают повышенного внимания такие показатели, используемые ESCA как «Международные участники кластера в структуре кластера», «Услуги УК по интернационализации участников кластера», «Степень интернационализации участников кластера», «Влияние работы УК кластера на международную деятельность участников кластера» (выделено на рисунке 1).

Совершенно очевидно, что усиление глобализации и информатизации общества, растущая роль знаний и потребность в генерации инноваций привели к смещению акцентов с географического расположения участников в кластере к их организационной близости. Наиболее сложным, на наш взгляд, является формирование меж-страновых кластерных взаимодействий в рамках международных кластеров, что сопряжено с вовлечением в кластер участников, принадлежащих к различным институциональным системам.

С другой стороны, среди представленных показателей отсутствуют те или иные экономические, в том числе стоимостные, структурные или динамические критерии. Совершенно очевидно, что ряд из представленных показателей могут быть детально разложены на компоненты, включающие более точные измеримые показатели.

Отечественные исследователи предлагают также

дифференцированные параметры, которые можно использовать для оценки эффективности функционирования кластеров.

Следует отметить, что значительное внимание в научной литературе уделяется принципу целенаправленности, сущность которого применительно к проектам формирования кластеров представлена в работах М. А. Николаева, М. Ю. Махотаевой [14]. Авторы отмечают, что в зарубежной литературе под оценкой эффективности проектов понимается анализ с точки зрения соответствия целям компании, а при решении задач оценки эффективности необходимо учитывать, что коммерческие организации имеют достаточно широкий спектр целей, т. ч. выживание фирмы в условиях конкуренции, финансовая устойчивость, рост рыночной доли, сокращение затрат и рост прибыли и др.

Представляется весьма справедливым мнение авторов о том, что в качестве целевой установки может быть использована максимизация рыночной стоимости компании, а с точки зрения эффективности кластера - рост рыночной стоимости компаний участников путем роста рентабельности компаний и минимизации производственных и финансовых рисков.

Интерес также представляют исследования Тюкавина Н. М., который предлагает выделить следующие показатели, которые могут быть оценены как по состоянию на текущий момент, так и динамике за последние годы [13]:

- доля кластера в общей численности занятых в отрасли;

- доля кластера в общем объеме основных фондов в отрасли,

- доля кластера в валовом выпуске продукции в отрасли;

- доля кластера в общей численности предприятий отрасли;

- доля инвестиций в основные фонды (капиталовложений) кластера в общем объеме инвестиций в отрасль.

Согласно более ранним исследованиям Федорова В. К., Бендерского Г. П., Белевцева А. М., Епанешниковой И. К. [15] предлагаются такие показатели как для предприятий малого бизнеса - количество созданных рабочих мест, прибыльность, восприимчивость к инновациям, для кластера в целом - наличие социальных коллективов, работающих на принципах саморегулирования, форм доверия между участниками кластера, прозрачность коммерческой деятельности внутри кластера.

Среди показателей, предлагаемых рядом других исследователей выделяются также следующие критерии, характеризующие инновационную результативность деятельности участников кластера:

- доля персонала, занимающегося НИОКР;

- доля расходов на НИОКР;

- доля патентов;

- доля предприятий, которые ввели новые или усовершенствовали существующие процессы производства;

- среднее количество новых процессов производства;

- доля компаний, которые ввели инновационные продукты и пр.

Поскольку кластеры или кластерные образования во многом близки другим интеграционным формам развития субъектов экономического пространства, в частности промышленным паркам, технологическим паркам, бизнес-инкубаторам, технополисам, то можно отметить сходимость критериев оценки эффективности этих структур. Так, Миронов Д. С. [16] предлагает выделить 4 группы показателей, в том числе показатели и факторы развития, показатели рентабельности; показатели конкурентоспособности; показатели финансовой устойчивости.

Таким образом, многие исследователи сходятся во мнении о том, что при оценке эффективности кластеров следует учитывать, как цели, так и интересы участников кластерного образования.

При этом согласно приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» [7] в качестве показателей, учитываемых при принятии решения о выделении субсидии принимаются следующие:

- количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятии (предприятиях) - инициаторе (инициаторах) совместного проекта;

- объем добавленной стоимости промышленной продукции, создаваемой предприятием (предприятиями) -инициатором (инициаторами) совместного проекта.

В качестве целевых показателей (приложение 2 Постановления) эффективности реализации совместного проекта по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения определены следующие:

- среднесписочная численность персонала на предприятии (предприятиях) - инициаторе (инициаторах) совместного проекта;

- количество единиц высокопроизводительных рабочих мест на предприятии (предприятиях) - инициаторе (инициаторах) совместного проекта;

- сумма затрат инициатора(ов) совместного проекта на закупку комплектующих у организаций, не являющихся участниками промышленного кластера

- сумма затрат всех участников совместного проекта на закупку комплектующих, произведенных инициатором(ами) совместного проекта

- объем добавленной стоимости промышленной продукции, создаваемой предприятием (предприятиями) -инициатором (инициаторами) совместного проекта;

- выручка предприятий - участников совместного проекта от продаж промышленной продукции промышленного кластера организациям, не являющимся участниками промышленного кластера.

На наш взгляд, представленный перечень критериев, применяемых в промышленности политике Российской Федерации, может быть существенно расширен как наработками российских исследователей, так и зарубежной практикой.

В отличие от российской практики, зарубежный опыт интересен с точки зрения выделения, прежде всего, таких критериев, как уровень интернационализации кластера, развития внешних и, прежде международных связей, что во многом определяет перспективы развития кластера в масштабах, выходящих за рамки региона или национальной экономики.

Синтезируя зарубежный опыт, а также российскую теорию и практику можно предложить следующую модель оценки эффективности функционирования кластеров, в основу которой заложены инструменты как качественного, так и количественного измерения результативности кластера и перспективности его развития (таблица 1).

Успешный европейский опыт развития кластеров актуализирует вопросы дальнейшего развития кластерной политики в России Федерации. Внедрение в практику системы оценивания эффективности функционирования уже созданных кластеров, а также прогнозирование их перспектив развития даст возможность дифференцировано подойти к вопросам поддержки и финансирования, создающихся и развивающихся на территории России кластерных образований.

Выбор приоритетов развития кластеризации является обобщающим вектором региональной стратегии, который продиктован факторами и условиями развития экономики. Иными словами, это выбор перспективных отраслей и секторов промышленности [17; 18; 19; 20; 21: 22].

Подобные аналитические процедуры проводятся на

подготовительном этапе создания концептуальных направлений региональной промышленной политики, поэтому профессиональный аналитический подход будет являться гарантией для успешной реализации данной политики. Осуществление подобного исследования требует создания системы конкретных показателей, критериев и оценки определения приоритетов.

Таблица 1 - Модель оценки эффективности функционирования кластера

Субъект оценки Виды достигаемого эффекта Показатели (за последний год, в динамике за последние 5 лет, нарастающим итогом)

Государство Бюджетная Объем налоговых поступлений по всем уровням бюджетной системы (за последний год, в динамике и нар а стающим итогом) Объем инвестиций из бюджетов разных уровней, и оценка по эффективности инвестиций по показателям NPV, IRR. РР, DPP, IP, MLRR

Социально-общественный эффект- Численность занятых, число высокопроизводительных рабочих мест, долянмпортозамещающей продукции, средняя заработная плата

Международный эффеп Интегральный показатель по данным УК нучастниковкластера

Управляющая Коммерческая Показа т ели р ент а б е л ьно сть Показатели финансовойустойчивости Показатели деловой активности Показатели ликвидности ПоказателиэффектиБностиинвестиций (NPV, IRR. РР. DPP, IP, MIRR.)

Интеграция кластера в хозяйственные связи страны региона Количество контрагентовв стране/регионе Торговый баланс сроссийскими контрагентами

Инновационный потенциал кластера Объем НИОКР всех участников кластер а Доля НИОКР в общем обороте кластера Число участников, проводящих НИОКР Доля уч а стнико в, р еэлнзукицнх инновацио нны е р азр а б отки и разрабатывающих инновационную продукцию Объем средств УК, направленных на развитие инновационной деятельности участниковкла стера Наличие собственного технопарка Число участников кластера, взаимодействующих с технопарками и НИИ в том числе с российскими и зарубежными Количество и доля участников кластера от общего числа регистрирующих патенты

международной деятельности Количество зарубежных контрагентов Торговый баланс с зарубежными контрагентами Количество проведенных мероприятий международного уровня Число участников кластера принявших участие в международных мероприятиях, в том числе за счет средств УК Объем средств УК, направленных на развитие международной деятельности участниковкла стера

Результативность поддержки участников кластера Число услуг УК Наличие собственного бизнес-инкубатора Объем доходов УК отуслут, оказываемых участникамкластера Объем привлеченных средств для финансирования проектов участников кластера Коммерческаяэффективность инвестиционных проектов, реализованных с участием УК Доля УК в капитале участников кластера Рыночная стоимость УК

Субъект оценки эффекта Виды достигаемого эффекта Показатели (за последний год, в динамике за последние 5 лет, нарастающим итогом)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммерческая Показ а т ели рентабельность Показатели финансовойустойчивости Показателнделовой активности Показатели ликвидности Рыночная стоимость компании Показателя эффективности инвестиций {NPV, IRR. РР. DPP. IP. MIRR)

инновационной деятельности Объем НИОКР Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска Количество зарегистрированных патентов на инновационные

международной деятельности Доля импорта/экспорта в закупках/продажах компании Объем импорта/экспорта в закупках/продажах

Хар актеристики Число занятых Численно сть вновь созданных рабочих мест, в том числе высокопроизводительных Средняя заработная плата

Хар актеристики производственной деятельности Число объектов основных средств Средний возраст оборудования % износа оборудования ДоляоборудованияБвозрастене старше 5 лет

Анализ законодательных и нормативных документов, определяющих порядок функционирования промышленных предприятий, а также развития промышленности в целом, показывает недостаточность методической составляющей в принятии тех или иных решений в данной области, в частности по созданию и реализации положений отраслевой и региональной промышленной политики в части кластеризации. Вопрос совершенствования методического обеспечения процессов разработки и реализации определенных нормативных документов, центральным из которых, с точки зрения эффективного развития промышленного комплекса, могла бы стать программа региональной промышленной кластерной политики.

Представленная модель оценки эффективности функционирования кластеров может быть расширена и положена в основу совершенствования государственной кластерной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мальцев А. Н. Кластеры в современном мире: рейтинг самых развитых стран [Электронный ресурс] // АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2(19)

Режим доступа http://ppt.ru/news/134649 (дата доступа 11.05.2017).

2. Сембер С. В., Матевка Т. В. Кластеры в сфере лесопромышленного производства региона: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 66-73.

3. Плахин А. Е. Принципы кластеризации при создании индустриальных парков в Российской Федерации // Управленец. 2014. № 4 (50). С. 72-78.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82134/ (дата доступа 11.05.2017).

5. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 N 488-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата доступа 11.05.2017)

6. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183798/ (дата доступа 11.05.2017).

7. Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 41 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/media/files/7QTlRH58taCD hnZj2AtMKj4kI5Zd0y2X.pdf (дата доступа 11.05.2017).

8. Плахин А. Е., Огородникова Е. С. Институциональные условия создания кластеров в экономики России и республики Беларусь // Труды Уральского государственного экономического университета - сборник научных статей. Екатеринбург. 2016. С. 187-190.

9. Соколова А. А., Губанова Е. В. Проблемы инвестиционного развития Калужской области // Системное управление. 2015. № 3 (28). С. 23.

10. Романчук Я. Как сделать экономику роста и развития. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// liberty-belarus.info/ekonomika-belarusi/mezhdunarodnye-organizatsii-v-rb/item/3669-konkurentosposobnost-2017 (дата доступа 11.05.2017).

11. Михайлов А. С., Михайлова А. А. Межстрановые кластерные взаимодействия: теория вопроса // Регион сотрудничества. 2012. № 1. С. 52-87

12. Васильев К. А., Шамин А. Е. Методические подходы к оценке потенциала кластеризации аграрной сферы региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 7-18.

13. Тюкавкин Н. М. Методы оценки эффективности функционирования кластеров в промышленности // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3 (9). С. 109-113.

14. Николаев М. А., Махотаева М. Ю. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2012. № 1. С. 48-60.

15. Федоров В. К., Бендерский Г. П., Белевцев А. М. Епанешникова И. Е. Особенности организации и перспективы развития инновационно-производственных кластеров // Инновации. 2008. № 9. С. 96-98.

16. Миронов Д. С. Методология оценки эффективности функционирования промышленного парка // Вестник НГИЭИ. 2016. № 9 (64). С. 90-97.

17. Аксёнов Д. А. Современные тенденции развития международных систем расчетов по ценным бумагам // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Финансовая академия

при Правительстве Российской Федерации. Москва. 2008. 25 с.

18. Полянская Н. А., Рейн А. Д. Кластеризация районов по параметрам конкурентоспособности и эффективности производства молока // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 79-85.

19. Седова Н. В. К вопросу о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 3. С. 70-73.

20. Игнатьев С. В., Мешков И. А. Мировой опыт интенсивного развития экономики, основанного на национальном сырьевом потенциале (на примере Норвегии) // European Social Science Journal. 2016. № 11. С. 27-39.

21. Рзун И. Г., Старкова Н. О. Управление конкурентоспособностью региона // Вестник НГИЭИ. 2016. № 11 (66). С. 89-99.

22. Седова Н. В. Интегрированные структуры в агропромышленном комплексе российской экономики. Москва. 2010.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Разработка стратегии взаимодействия промышленных кластерных формирований Свердловской области и Республики Беларусь в рамках Союзного государства» (16-07-00018)

Статья поступила в редакцию 07.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.