Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЛОКАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зинич Любовь Владимировна, Кузнецова Наталья Александровна

Развитие регионов неразрывно связано с развитием сельских территорий: в определенные исторические периоды менялись особенности жизненных укладов, построения экономических отношений между территориями и внутритерриториальные производственные отношения, границы территориальных образований. Этому способствовали климатические условия плодородия почв, многолетний опыт возделывания сельскохозяйственных культур, сформированная инфраструктура, позволяющие в долгосрочной перспективе сохранять устойчивость развития сельских территорий. Немаловажным условием развития сельскохозяйственных территорий являются институциональные факторы, которые отражают изменения качественных и количественных параметров развития региона, применение и распределение ресурсов и производственных возможностей региона, устанавливают принципы, правила, границы отношений между экономическими субъектами региона. В статье рассматриваются институциональные условия, включающие нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры, способствующие развитию сельскохозяйственных территорий. Рассмотренные институциональные факторы необходимо учитывать для эффективного использования имеющегося потенциала региона, повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, активизации предпринимательской деятельности, модернизации и диверсификации его экономики, развития кооперации внутри региона и выстраивания сетевых связей за его пределами. В работе актуализируется значение учета воздействия институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий, а также необходимость поиска направлений усиления их положительного воздействия. Статья будет интересна представителям государственного и муниципального управления при разработке целевых программ и проектов, а также в принятии управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зинич Любовь Владимировна, Кузнецова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL AREAS THAT ENSURE THE FORMATION OF LOCAL AGRICULTURAL PRODUCTION ZONES

The development of regions is inextricably linked with the development of rural territories. In certain historical periods, the peculiarities of life patterns, economic relations between territories and intra-territorial production relations, as well as the boundaries of territorial entities have changed. This was facilitated by climatic conditions, soil fertility, many years of experience in the cultivation of agricultural crops, formed infrastructure, allowing in the long term to maintain the sustainability of rural development. Institutional factors are an important condition for the development of agricultural areas. These factors reflect changes in the qualitative and quantitative parameters of the regional development, the use and distribution of resources and production capabilities of the region. Institutional factors establish principles, rules, boundaries of relations between economic entities of the region. Institutional conditions include regulatory and legal institutions, management institutions, socio-economic institutions and production infrastructure institutions that contribute to the development of agricultural territories. The institutional factors need to be taken into account for the effective use of the existing potential of the region, increasing the competitiveness of agricultural producers, boosting entrepreneurship, modernizing and diversifying its economy, developing cooperation within the region and building networks beyond its borders. The authors actualize the importance of taking into account the impact of institutional factors on the development of agricultural areas, as well as the need to find ways to strengthen their positive impact. The article will be of interest to representatives of public administration in the development of targeted programs and projects, as well as in making managerial decisions.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ ЗОН ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 9 • Номер 4 • Октябрь 2022 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Первое

экономическое издательство

Институциональные условия развития

сельскохозяйственных территории, обеспечивающие формирование локальных зон производства

сельскохозяйственной продукции

Зинич Л.В. 1, Кузнецова Н.А. 1

1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск, Россия АННОТАЦИЯ:

Развитие регионов неразрывно связано с развитием сельских территорий: в определенные исторические периоды менялись особенности жизненных укладов, построения экономических отношений между территориями и внутритерриториальные производственные отношения, границы территориальных образований. Этому способствовали климатические условия плодородия почв, многолетний опыт возделывания сельскохозяйственных культур, сформированная инфраструктура, позволяющие в долгосрочной перспективе сохранять устойчивость развития сельских территорий. Немаловажным условием развития сельскохозяйственных территорий являются институциональные факторы, которые отражают изменения качественных и количественных параметров развития региона, применение и распределение ресурсов и производственных возможностей региона, устанавливают принципы, правила, границы отношений между экономическими субъектами региона. В статье рассматриваются институциональные условия, включающие нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры, способствующие развитию сельскохозяйственных территорий. Рассмотренные институциональные факторы необходимо учитывать для эффективного использования имеющегося потенциала региона, повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, активизации предпринимательской деятельности, модернизации и диверсификации его экономики, развития кооперации внутри региона и выстраивания сетевых связей за его пределами. В работе актуализируется значение учета воздействия институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий, а также необходимость поиска направлений усиления их положительного воздействия. Статья будет интересна представителям государственного и муниципального управления при разработке целевых программ и проектов, а также в принятии управленческих решений.

ФИНАНСИРОВАНИЕ:

Исследование выполнено в рамках задания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (контракт № 8-2022 от 12.05.2022).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: институциональные условия, факторы, сельскохозяйственные территории, локальные зоны

Institutional conditions for the development of agricultural areas that ensure the formation of local agricultural production zones

Zinich L.V. 1, Kuznetsova N.A. 1

1 Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Russia

Введение

Условия развития различных сельскохозяйственных территорий определяются не только географическими либо экономическими факторами, но и той институциональной средой, которая складывается на конкретной территории [4, 12-14]. Институциональная среда - это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления, которые определяют основное направление развития социально-экономической системы и быстроту институциональных изменений. Институциональная среда региона определяет векторы развития экономической системы и зависит от институциональных факторов, по своей природе связанных с управлением, координацией и контролем отдель-

ABSTRACT:_

The development of regions is inextricably linked with the development of rural territories. In certain historical periods, the peculiarities of life patterns, economic relations between territories and intraterritorial production relations, as well as the boundaries of territorial entities have changed. This was facilitated by climatic conditions, soil fertility, many years of experience in the cultivation of agricultural crops, formed infrastructure, allowing in the long term to maintain the sustainability of rural development. Institutional factors are an important condition for the development of agricultural areas. These factors reflect changes in the qualitative and quantitative parameters of the regional development, the use and distribution of resources and production capabilities of the region. Institutional factors establish principles, rules, boundaries of relations between economic entities of the region. Institutional conditions include regulatory and legal institutions, management institutions, socioeconomic institutions and production infrastructure institutions that contribute to the development of agricultural territories. The institutional factors need to be taken into account for the effective use of the existing potential of the region, increasing the competitiveness of agricultural producers, boosting entrepreneurship, modernizing and diversifying its economy, developing cooperation within the region and building networks beyond its borders. The authors actualize the importance of taking into account the impact of institutional factors on the development of agricultural areas, as well as the need to find ways to strengthen their positive impact. The article will be of interest to representatives of public administration in the development of targeted programs and projects, as well as in making managerial decisions. FUNDING:

The research was carried out within the framework of the assignment of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation (Contract No. 8-2022 of 12.05.2022).

KEYWORDS: institutional conditions, factors, agricultural areas, local zones

JEL Classification: Q13, Q15, Q18 Received: 21.09.2022 / Published: 10.10.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Zinich L.V. (lv.zinich0omgau.org)

CITATION:_

Zinich L.V., Kuznetsova N.A. (2022) Institutsionalnye usloviya razvitiya selskokhozyaystvennyh territoriy, obespechivayuschie formirovanie lokalnyh zon proizvodstva selskokhozyaystvennoy produktsii [Institutional conditions for the development of agricultural areas that ensure the formation of local agricultural production zones]. Prodovolstvennaya politika i bezopasnost. 9. (4). - 433-444. doi: 10.18334/ppib.9.4.1 16360

ных сфер и областей социально-экономических отношений [1] (Stukach, Starovoitova, Dolmatova, Evdokhina, 2020). Результаты работы институциональных факторов являются частью управленческих решений органов власти и бизнеса на пути мобилизации и использования таких факторов.

Вопросам развития сельскохозяйственных территорий посвящены труды таких авторов, как В.В. Карпов [11] (Aleshchenko, Aleshchenko, Breusova et al., 2017), О.В. Шумакова, О.В. Косенчук [17] (Shumakova, Kosenchuk, 2019), В.В. Алещенко [2] (Aleshchenko, Aleshchenko, Breusova et al., 2017), А. Харитонов [15] (Kharitonov, Bondarev, Bondareva, 2021). Однако влияние институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий, обеспечивающих формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции, ранее не рассматривалось, что и обусловливает новизну данного исследования.

Целью исследования является выявление институциональных условий развития сельскохозяйственных территорий, обеспечивающих формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции, что в последующем может создать основу формирования методологии пространственного размещения и специализации субъектов аграрного сектора экономики региона.

Институциональные факторы отражают изменения качественных и количественных параметров развития региона; определяют формы аккумулирования, применения и распределение ресурсов и производственных возможностей региона; устанавливают принципы, правила, границы отношений между экономическими субъектами региона.

Институциональные факторы обладают следующими функциональными характеристиками:

- создание благоприятных условий для развития бизнеса и обеспечения экономической стабильности;

- регламентация деятельности экономических субъектов;

- сокращение транзакционных издержек;

- выступают мотивационным инструментом при формировании локальных зон производства сельскохозяйственной продукции;

ОБ АВТОРАХ:_

Зинич Любовь Владимировна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (1v.zinich0omgau.org)

Кузнецова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга (na. kuznetsova0omgau.org)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Институциональные условия развития сельскохозяйственных территорий, обеспечивающие формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции // Продовольственная политика и безопасность. - 2022. - Том 9. - № 4. - С. 433-444. doi: 10.18334/ppib.9.4.1 16360

- опосредуют модернизацию механизма интеграции хозяйствующих субъектов региона;

- способствуют совершенствованию каналов коммуникации;

- используют потенциал для организации особых экономических зон и совершенствования процесса управления ими.

Регулирующее воздействие ин ституциснальных фактор ов проявляется через нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры.

Концепчуальную модель институциональных условий раз вития сельскохозяйственных территорий можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Концептуаль ная модель институцио нальных условийразвития сельскохозяйстве н-

ных территорий Источник: составлено авторами.

Институты нормативно-правовой системы определяют суть основных направлений политики региона. Они устанавливают главные правила, по которым в дальнейшем взаимодействуют все остальные институты.

Система законодательных и правовых норм формирует общее экономическое пространство, в рамках которого строятся отношения между субъектами экономики. Данный фактод обеспечивает предприятия и фирмы необходимым инструментарием для ведения хозяй ственной деятельности, заключения контрактов с минимальными затратами для его участников. Правовая система формирует и меняет условия внутренней и международной торговли, устанавливичт систему распределения н нивелирует или, наоборот, лчугубля ет атепень неричснчтва в обществ е, влияет ни до ступнссть образования, на инвестиционную активность.

Нормативно-правовые условия - упорядочивающее воздействие правовыми средствами уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое, научное и кадровое обеспечение агропромышленного производства посредством применения совокупности административно-правовых форм и методов с целью развития сельскохозяйственных территорий, обеспечения продовольственной безопасности и повышения уровня рентабельности агропромышленного производства.

К нормативно-правовым методам регулирования агропромышленного комплекса относятся налоговое регулирование, государственное планирование, квотирование, легализующие методы (лицензирование, регистрация племенного скота, пестицидов, удобрений и т.д.), нормирование (техническое регулирование, установление норм, нормативов, правил, регламентов), таможенно-тарифное регулирование, закупочные и товарные интервенции, ценовое регулирование, антимонопольное регулирование, аграрный протекционизм, прекращение права на земельный участок сельскохозяйственного назначения по инициативе государства.

Налоговое законодательство обеспечивает формирование эффективного уровня налоговых ставок и повышение отдачи от ресурсов, перераспределяемых государством через налоговый механизм.

Антимонопольное законодательство оказывает влияние на структуру отраслевых рынков в целях повышения уровня конкуренции. Высокий уровень монополизации отдельного отраслевого рынка в конечном счете ведет к уменьшению его вклада в экономический рост.

Роль финансово-кредитного законодательства заключается, с одной стороны, в поощрении кредитования бизнеса, стремящегося развивать производство, с другой, в формировании законодательных и организационных предпосылок для образования локальных зон производства агропромышленной продукции. В современных условиях тесная интеграция финансового и промышленного капитала дает дополнительный импульс процессу финансирования роста производства. В то же время в компетенции государства сдерживать такую интеграцию в том случае, если она ведет к неоправданному повышению концентрации производства в отдельных отраслях и усилению монопольного давления на рынке.

Институт управления представляет собой совокупность объединенных организационным единством производственных формирований (объектов управления), которые, будучи составными элементами системы, находятся в определенных отношениях соподчиненности, взаимосвязи и взаимодействия. Институты управления тесно связаны с процессом управления, в ходе которого ему придаются динамизм, способность к подвижности и изменчивости в условиях рынка.

Система управления сельским хозяйством и другими отраслями АПК охватывает несколько территориальных уровней: федеральный (эти органы управления должны

проводить единую государственную политику развития АПК), региональный (областной), районный и уровень предприятия [9] (Koshelev, Petukhovskiy, 2012).

На федеральном уровне выделяют:

- органы общей компетенции (Правительство РФ);

- функциональные органы (Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ и др.);

- органы отраслевой компетенции (Министерство сельского хозяйства РФ, другие министерства и ведомства).

Центральным органом управления АПК на территории России является Министерство сельского хозяйства РФ. В Омском регионе это Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области.

Наиболее актуальны вопросы формирования институтов управления на районном уровне, поскольку в административных районах сосредоточены предприятия различных форм собственности и видов деятельности - производства, переработки, реализации, агросервиса и т.д. Именно здесь управленческие структуры находятся в непосредственном контакте с объектами управления и могут эффективно, экономическими методами воздействовать на механизмы хозяйствования в низовых звеньях производства. Сельские товаропроизводители районного уровня в первую очередь нуждаются в развитии экономической и социальной инфраструктуры, способной функционировать в их интересах, содействовать расширению производства продовольственных товаров для удовлетворения потребительского спроса на агро-продовольственных рынках. В системе институтов управления на районном уровне особое место занимают институты местного самоуправления, которые формируются исключительно по территориальным признакам. Значение местного самоуправления заключается в том, что оно наиболее приближено к населению, им формируется и ему подконтрольно.

В рыночных условиях система управления агропродовольственным комплексом на всех уровнях должна развиваться и совершенствоваться в части государственного управления и местного самоуправления с четко распределенными по вертикали и горизонтали функциями [5] (Zadvorneva, Zinich, Evdokhina, 2018). Применительно к регионам это предполагает переход органов управления регионов от функций непосредственного государственного управления агропромышленным комплексом к функциям государственного регулирования, координации межотраслевых и межрегиональных связей.

Государственное регулирование и контроль осуществляется через систему прямых и косвенных методов с использованием таких инструментов, как налоговые льготы и финансовые санкции, государственные инвестиции и субсидии, инструменты центрального банка регулирования денежной массы, госзаказы, государственные товарные резервы, целевые программы, прямое управление государственными предприятиями и государственными корпорациями, квоты, пошлины, эмбарго и др.

Административно-управленческая среда обеспечивает благоприятные условия для функционирования в динамичной экономической среде, стимулирует развитие эффективных организаций, ограничивает деятельность организаций, нарушающих российское экономическое законодательство.

К социальным институтам, влияющим на развитие сельскохозяйственных территорий, относятся: численность населения (в том числе численность экономически активного населения), динамика естественного прироста и показатели миграции, динамика доходов граждан (это может быть выражено в росте заработной платы), динамика продолжительности жизни (вследствие улучшения здоровья), рост культурного и образовательного уровня.

Существенное влияние на формирование локальных зон производства сельскохозяйственной продукции оказывает обеспеченность трудовыми ресурсами. При недостатке рабочей силы приходится организовывать менее трудоемкие отрасли или сокращать объемы производства.

Социально-экономическое состояние нужно оценивать по следующим аспектам: растет ли производство и растут ли доходы населения, какие перемены происходят в социальной сфере, что меняется в общественном сознании?

Важное условие для формирования локальных зон производства сельскохозяйственной продукции - состояние транспортных средств и путей сообщения. Зональное разделение труда и формирование локальных поясов производства определенного вида продукта предполагает наличие широкого обмена между хозяйствующими субъектами и потребляющими районами как внутри региона, так и за его пределами. Поэтому средства сообщения и транспорт - «кровеносные сосуды» сельского хозяйства. Уровень их развития сужает или расширяет рамки специализации и концентрации производства. Большое значение имеет протяженность дорог с твердым покрытием и специализированный транспорт (рефрижераторы, контейнерные перевозки) [10] (Koshelev, Stukach, Khramtsov, 2011).

Перерабатывающая промышленность воздействует для формирования локальных зон двояким образом. С одной стороны, она определяет этот процесс, так как производство тяготеет к местам переработки сырья и источникам получения кормов, а с другой, переработка не может быть оторвана от сырьевой базы [6, 8] ^ткЬ Kuznetsova, 2021; Koshelev, Evdokhina, 2006). Например, для снабжения населения животноводческими продуктами необходимо, в частности, крупный рогатый скот размещать на всей территории области, а не только в отдельных благоприятных районах. В данном случае размещение отраслей диктует свои условия для предприятий перерабатывающей промышленности, которые появляются повсеместно. Решения требуют в основном вопросы оптимизации специализации и концентрации производства, а также размеры и количество таких предприятий (схема размещения) с тем, чтобы уменьшить потери и сохранить качество продуктов [7] (Koshelev, 2002).

Воздействие институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий выражается в общих и избирательных эффектах (рис. 2).

Рисунок 1. Эффекты воздействия институциональных (фактор ов на развитие сельскохозяйственных территорий Источник: состатлено авторами.

Оценка влияния институциональных условий на социально-экономическое развитие региона является комплексной задачей регионального управления. Результативная реализация установленных целей позволяет комплексно использовать потенциал региона,обеспечивает повышение конкуртнтоспособно сти сельхозтоваропроизводи -телей, активизацию предпринимательской деятельности, модернизацию и диверсификацию его экономики, развитие кооперации знутри °тгиана и выстраивание сееовых связей! за его пределами [3, 16] (\2olkova, Stukachh, 22011; ЕТИmmtsov, Koshelev, 2015).

Заключение

Институциональные факторы определяют рамки деятельности хозяйствующих субъектов с учет ом и нттресев общества и соз даюет дополнительный возможности для их эффективного бизнеса в условиох растущой экономики. Именно через институциональные факторы реализуется политика устойчивого, сбалансированного экономического роста, позволяющая своевременно противодействовать негативным эффектам среднесрочной цикличности хозяйственной деятельности.

Преимущественное влияние институциональных факторов, влияющих на развитие сельскохозяйственных территорий, должно проявляться через нормативно-правовые институты, институты управления, социально-экономические институты и институты производственной инфраструктуры.

Выявление влияния институциональных факторов на развитие сельскохозяйственных территорий может создать основу формирования методологии пространственного размещения и специализации субъектов аграрного сектора экономики региона и выработать комплекс рекомендаций по трансформации специализации аграрных районов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Stukach V.F., Starovoitova N.P., Dolmatova O.N., Evdokhina O.S. Food aid to households: poverty alleviation, social nutrition, infrastructure, organic agriculture, government support // Munich Personal RePEc Archive. - 2020. - p. 9.

2. Алещенко В.В., Алещенко О.А., Бреусова А.Г. и др. Сельские территории Омской области: инструменты перехода к устойчивому развитию. / Монография. -Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2017. - 315 c.

3. Волкова И.А., Стукач В.Ф. Управление технологическим развитием сельского хозяйства: региональный аспект. / Монография. - Омск: ООО «Сфера», 2011. - 220 c.

4. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (с изменениями на 31 марта 2021 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696. Base. garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/402978982 (дата обращения: 18.09.2022).

5. Задворнева Е.П., Зинич А.В., Евдохина О.С. Формирование институциональной инфраструктуры агропродовольственного рынка пригородной зоны мегаполиса: особенности, направления развития // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. - 2018. - № 6(64). - c. 956-967.

6. Зинич Л.В., Кузнецова Н.А. Экономический анализ материально-технического обеспечения отрасли молочного животноводства // Бизнес. Образование. Право. -2021. - № 1(54). - c. 130-134. - doi: 10.25683/V0LBI.2021.54.120.

7. Кошелев Б.С. Совершенствование размещения и специализации сельского хозяйства в Западной Сибири. / Монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. - 252 c.

8. Кошелев Б.С., Евдохина О.С. Экономическое обоснование размещения и специализации зернового производства с учетом межрегиональных зерновых связей. / Монография. - Омск: Сфера, 2006. - 163 c.

9. Кошелев Б.С., Петуховский С.Л. Развитие систем ведения сельского хозяйства в Западной Сибири. / Монография. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. - 424 с.

10. Кошелев Б.С., Стукач В.Ф., Храмцов И.Ф. Многоукладное сельское хозяйство региона: состояние, перспективы развития. / Монография. - Омск: Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2011. - 383 с.

11. Алещенко В.В., Алещенко О.А., Бреусова А.Г. и др. Сельские территории Омской области: инструменты перехода к устойчивому развитию. / Монография. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. - 316 с.

12. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р (с изменениями на 23 марта 2021 года). Base.garant. ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72174066 (дата обращения: 18.09.2022).

13. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564654448 (дата обращения: 18.09.2022).

14. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения: 18.09.2022).

15. Харитонов А., Бондарев Н., Бондарева Г. Теоретико-методологический анализ устойчивого развития сельских территорий. / Монография. - Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «ДИАМАТ», 2021. - 258 c.

16. Храмцов И.Ф., Кошелев Б.С. Повышение конкурентоспособности зернового производства на основе ресурсосбережения в Западной Сибири // Зерновое хозяйство России. - 2015. - № 2. - c. 67-70.

17. Шумакова О.В., Косенчук О.В. Совершенствование механизма управления развитием аграрных территорий на основе многофункциональности сельского хозяйства // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - № 3(37). - c. 227234. - doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.227.

REFERENCES:

Aleschenko V.V., Aleschenko O.A., Breusova A.G. i dr. (2017). Selskie territorii Omskoy oblasti: instrumenty perekhoda k ustoychivomu razvitiyu [Rural areas of the Omsk region: tools for the transition to sustainable development] Novosibirsk: IEOPP SO RAN. (in Russian).

Aleschenko V.V., Aleschenko O.A., Breusova A.G. i dr. (2017). Selskie territorii Omskoy oblasti: instrumenty perekhoda k ustoychivomu razvitiyu [Rural areas of the Omsk region: tools for the transition to sustainable development] Novosibirsk: Institut ekonomiki i organizatsii promyshlennogo proizvodstva SO RAN. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kharitonov A., Bondarev N., Bondareva G. (2021). Teoretiko-metodologicheskiy analiz ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Theoretical and methodological analysis of sustainable rural development] Voronezh: Obshchestvo s ogranichennoy otvet-stvennostyu «DIAMAT». (in Russian).

Khramtsov I.F., Koshelev B.S. (2015). Povyshenie konkurentosposobnosti zernovo-go proizvodstva na osnove resursosberezheniya v Zapadnoy Sibiri [Improving of the competitiveness of grain production based on resource saving in Western Siberia]. Zernovoe khozyaystvo Rossii. (2). 67-70. (in Russian).

Koshelev B.S. (2002). Sovershenstvovanie razmeshcheniya i spetsializatsii selskogo khozyaystva v Zapadnoy Sibiri [Improving the placement and specialization of agriculture in Western Siberia] Omsk: Izd-vo OmGAU. (in Russian).

Koshelev B.S., Evdokhina O.S. (2006). Ekonomicheskoe obosnovanie razmeshcheniya i spetsializatsii zernovogo proizvodstva s uchetom mezhregionalnyh zernovyh svyazey [Economic justification of the location and specialization of grain production, taking into account interregional grain relations] Omsk: Sfera. (in Russian).

Koshelev B.S., Petukhovskiy S.L. (2012). Razvitie sistem vedeniya selskogo khozyaystva v Zapadnoy Sibiri [Development of farming systems in Western Siberia] Omsk: Izd-vo FGBOU VPO OmGAU im. P.A. Stolypina. (in Russian).

Koshelev B.S., Stukach V.F., Khramtsov I.F. (2011). Mnogoukladnoe selskoe khozyaystvo regiona: sostoyanie, perspektivy razvitiya [Multicultural agriculture of the region: state, prospects of development] Omsk: Omskiy gosudarstvennyy agrarnyy univer-sitet im. P.A. Stolypina. (in Russian).

Shumakova O.V., Kosenchuk O.V. (2019). Sovershenstvovanie mekhanizma upra-vleniya razvitiem agrarnyh territoriy na osnove mnogofunktsionalnosti selskogo khozyaystva [Improvement of management mechanism of agrarian territories development based on the multifunctionality of agriculture]. Science of the Person: Humanitarian Researches. (3(37)). 227-234. (in Russian). doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.37.227.

Stukach V.F., Starovoitova N.P., Dolmatova O.N., Evdokhina O.S. (2020). Food aid to households: poverty alleviation, social nutrition, infrastructure, organic agriculture, government support Munich Personal RePEc Archive. 9.

Volkova I.A., Stukach V.F. (2011). Upravlenie tekhnologicheskim razvitiem selskogo khozyaystva: regionalnyy aspekt [Management of technological development of agriculture: regional aspect] Omsk: OOO «Sfera». (in Russian).

Zadvorneva E.P., Zinich A.V., Evdokhina O.S. (2018). Formirovanie institutsional-noy infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka prigorodnoy zony megapolisa: osobennosti, napravleniya razvitiya [Institutional infrastructure formation of the agro-food market in the metropolis suburban areas: characteristics, development directions]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo avtomobilno-dorozhnogo univer-siteta. 15 (6(64)). 956-967. (in Russian).

Zinich L. V., Kuznetsova N.A. (2021). Ekonomicheskiy analiz materialno-tekhnichesk-ogo obespecheniya otrasli molochnogo zhivotnovodstva [Economic analysis of material and technical support of dairy farming]. Business. Education. Law. (1(54)). 130-134. (in Russian). doi: 10.25683/VQLBI.2021.54.120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.