Научная статья на тему 'Институциональные условия партнерских отношений между государством и бизнесом в инновационном процессе'

Институциональные условия партнерских отношений между государством и бизнесом в инновационном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВО / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / INSTITUTE / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелова Е. Н., Даянова Н. Н., Таишев Ф. Р.

В статье отмечается, что предприятия производственной инфраструктуры испытывают потребность во взаимодействии бизнес структур и государства. Выявлены основные проблемы взаимодействия бизнеса и государства. Рассмотрено разграничение роли государства в достижении согласования интересов бизнеса и государства на разных экономических уровнях.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article it is noticed that the enterprises of an industrial infrastructure feel requirement for interaction business of structures and the state. The basic problems of interaction of business and the state are revealed. Differentiation of a role of the state in achievement of the coordination of interests of business and the state at different economic levels is considered.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия партнерских отношений между государством и бизнесом в инновационном процессе»

УДК 332.012

Е. Н. Горелова, Н. Н. Даянова, Ф. Р. Таишев

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И БИЗНЕСОМ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Ключевые слова: производственная инфраструктура, частно-государственное партнерство, институт,

государство.

В статье отмечается, что предприятия производственной инфраструктуры испытывают потребность во взаимодействии бизнес структур и государства. Выявлены основные проблемы взаимодействия бизнеса и государства. Рассмотрено разграничение роли государства в достижении согласования интересов бизнеса и государства на разных экономических уровнях.

Keywords: industrial infrastructure, the private-state partnership, institute, state.

In article it is noticed that the enterprises of an industrial infrastructure feel requirement for interaction business of structures and the state. The basic problems of interaction of business and the state are revealed. Differentiation of a role of the state in achievement of the coordination of interests of business and the state at different economic levels is considered.

Современные условия развития российской экономической системы требуют институционального обеспечения взаимодействия государства и частного сектора. Практика взаимоотношений бизнес-структур и институтов власти, перспективы их сотрудничества, самоорганизующиеся институты предпринимательства, образующие коммерческий сектор, являются в странах с развитой рыночной экономикой показателями степени развития частногосударственного партнерства [4].

Многие проблемы современной России можно объяснить отсутствием гармонии между интересами четырех основных субъектов хозяйствования в социально-политической и социально-экономических сферах: государства - региональных и муниципальных хозяйств -бизнеса. Активность этих субъектов выражается в наличии у них реальных властных полномочий и механизмов контроля над движением финансовых потоков. Пассивность означает отсутствие не только властных полномочий, но и действительных механизмов контроля над контролирующими финансовые потоки группами интересов.Теоретически государство, регионы, муниципалитеты и предприятия могут либо конкурировать между собой, либо быть партнерами, но на практике эти отношения встречаются редко. И конкуренция, и партнерство могут оборачиваться для общества - как благом, так и потерями. Это означает, что трансакции между двумя сторонами могут приводить к появлению внешних эффектов. Для третьей стороны эти эффекты, могут быть как позитивными, так и негативными.

В условиях инновационного развития производственной инфраструктуры стремительно расширяются, и бурно развиваются сами формы партнерств, которые представлены на рисунке 1. Из рис. 1 видно, что государство может сотрудничать как с коммерческими структурами, так и коммерческими соинвесторами. Коммерческими соинвесторами могут быть: российские и зарубежные корпорации, организации и фонды развития, финансовые институты, государственные институты развития, государственные корпорации. Некоммерческие соинвесторы - это бюджеты регионов, средства в рамках Федерально-целевых программ, некоммерческие организации и крупные корпорации. Взаимоотношения государства и соинвесторов основываются на следующих принципах взаимодействия: приоритетность минимизации рисков, приоритетность доходов, транспорентность действий в рамках проекта, координация действий, участие в управление проектом.

Кроме соинвесторов государство взаимодействует и с партнерами в качестве которых выступают учреждения образования и науки, частные инжиниринговые компании, научно-

исследовательские учреждения, венчурные инкубаторы, технопарки, частные лица и корпорации. Взаимодействие отношений между государством и партнерами основано на предоставлении базы для выполнения проектных работ, совместной реализации проекта, привлечении подразделений и сотрудников к выполнению работ.

Рис. 1 - Формы партнерства в сфере производственной инфраструктуры

Одной из наиболее распространенной формой партнерства является частногосударственное. Если под партнерскими отношениями между хозяйствующими субъектами понимать преобладание в их взаимоотношениях партнерских начал в ущерб конкурентным, то частно-государственное партнерство будет означать партнерские отношения, целью которых является повышение благосостояния общества. В отличие от традиционных рыночных сделок плодом частно-государственного партнерства должно стать создание для общества положительных эффектов в области взаимодействия экономических интересов субъектов и уровней хозяйствования.

Основу реализации экономических отношений хозяйствующих субъектов должно составлять взаимовыгодное сотрудничество субъектов экономической системы, объективной предпосылкой которого служит взаимная, если можно так сказать, потребность друг в друге. Государство нуждается в высокоразвитом централизованном предпринимательстве, способном обеспечить процветание России и укрепить государство, а предприниматели

нуждаются в сильном государстве, способном создать благоприятную макросреду для эффективного функционирования предпринимательских структур и наиболее полной реализации предпринимательских способностей, защищать права предпринимателей и свободу предпринимательской деятельности [3].

По своему содержанию проблема согласования интересов субъектов экономических отношений, координации их экономического поведения в значительной степени относится к числу организационно-управленческих задач. Поэтому пути и формы ее решения следует искать в области организации экономики и управления ею.

В настоящее время в России происходит процесс усложнения структуры хозяйства страны, и как следствие этого, вертикально интегрированные и межотраслевые структуры стали воплощением высшей формы организации общественного производства, а также господства государственно-корпоративной стадии развития современного производства, что и послужило развитием социального партнерства.

Под частно-государственным партнерством следует понимать систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов государственных структур и предпринимательства как субъектов экономических отношений, участвующих в процессе хозяйствования на различных уровнях, способствовать выбору взаимоприемлемых форм сотрудничества и взаимодействия ради реализации общеэкономических целей [2].

Механизм частно-государственного партнерства должен выполнять главные функции: во-первых, он призван обеспечить социальное согласие государственных органов власти и бизнес структур (согласие) в масштабах страны; во-вторых, должен способствовать достижению конкретных соглашений в конкретных отраслях и сферах жизнедеятельности хозяйствующих субъектов [1].

Нужно заметить, что необходимость согласования интересов субъектов хозяйствования на различных уровнях экономической системы связана с разнонаправленностью их интересов, которые при определенных обстоятельствах выступают в противоречие, что ведет к несовпадению их представлений о приоритетных путях социально-экономического развития предприятий, регионов и государства в целом, что чревато пагубными последствиями для состояния экономики. Следовательно, интересы в системах должны согласовываться.

Под институциональной формой согласования интересов следует понимать такой принцип организации взаимоотношений субъектов, такую совокупность приемов, средств и действий, осуществляемых комплексом мер экономического, организационного, управленческого и правового характера, которые способствуют созданию взаимодействия между субъектами хозяйствования в процессе воспроизводства для обеспечения его максимальной эффективности с наибольшей выгодой для обеих сторон на основе соответствующих институтов.

При выборе институциональных форм согласования экономических интересов государства и бизнеса необходимо учитывать существенные особенности этой проблемы. Во-первых, достичь абсолютной согласованности интересов и полного разрешения противоречий субъектов хозяйствования невозможно, ибо полное удовлетворение интересов одного субъекта приводит к ущемлению интересов других субъектов, так как каждый из них стремится получить максимум возможного от другого субъекта экономических отношений при минимуме затрат со своей стороны. Во-вторых, в обществе не существует определенного механизма согласования интересов, поскольку интересы есть форма появления самых важных и многогранных экономических отношений, касающихся жизненно необходимых сторон каждого субъекта. Тем не менее, следует выделить институциональные принципы согласования интересов субъектов хозяйствования различных уровней: принцип социальной справедливости, принцип социальной защиты, принцип координации и согласования интересов, принцип правового обеспечения согласования интересов, принцип учета индивидуально-психологических особенностей хозяйствующих субъектов [5].

В качестве одной из основных форм согласования интересов бизнеса государственных

структур был выделен институт частно-государственного партнерства, под которым следует понимать систему институтов, механизмов и процедур, признанных поддерживать баланс интересов субъектов, участвующих в процессе хозяйствования на различных уровнях, способствовать выбору взаимоприемлемых форм сотрудничества и взаимодействия ради реализации общеэкономических целей.

Таким образом, можно разграничить роль государства в достижении этого процесса на разных экономических уровнях.

Взаимодействие субъектов различных уровней хозяйствования экономической системы должно опираться на институт частно-государственного партнерства. Выстраивание партнерских отношений между государством, регионами и бизнесом имеет целью построение социально-рыночной экономики, в то же время партнерство является не только средством достижения такой экономики, но и ее органической частью. Реализация такого партнерства означает замену сложившихся конкурентных отношений между государством, регионом и предприятием на более продуктивную, партнерскую схему, позволяющую эффективно согласовывать их интересы, тем самым, способствуя эффективному развитию системы экономических отношений.

Формирование действенного институционально-рыночного механизма управления развитием системы экономических отношений представляется необходимым в связи с недостаточной институциональной устойчивостью развития этой сферы. В современных трактовках понятие институциональной устойчивости применяется при обосновании приоритетов институциональной модернизации экономической системы и анализе результативности воздействия институтов на управленческие структуры [6].

Для формирования и реализации на практике в российских условиях институциональной модели развития экономических отношений необходимо действенное государственное регулирование данной сферы как экономическими методами и средствами (частичное финансирование целевых программ и бизнес-проектов, госзаказ, инвестиционный налоговый кредит, субсидии дотации, льготы и д.р.), так и административными (понятие законодательных актов, стимулирующих социальную ориентацию сферы социальных услуг, контроль за соблюдением стандартов обслуживания, его качеством, санкции за нарушение и др.). Следовательно, целесообразно рассмотреть роль государства в обеспечении устойчивого развития системы экономических отношений субъектов хозяйствования.

Литература

1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски/ В.Г. Варнавский. - М.: Наука. 2005. - 315 с.

2. Воронцова Н. Частно-государственное партнерство поможет в реализации самых затратных проектов/ Н. Воронцова // Дальневосточный капитал. 2007. №9, www.zrpress.ru

3. Махмудова З.А. Формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции отечественных производителей/ З.А.Махмудова, А.М. Эсетова // Инновации. - 2008. - №1. - С. 50 - 55

4. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации. «Проблемы формирования государственных политик в России»/ В.А. Михеев. М.: Научный эксперт, 2006. - 196 с.

5. Гилязутдинова И.В. Влияние организационно-экономических преобразований на инновационную активность в сфере производственной инфраструктуры/ И.В. Гилязутдинова, Е.Н. Горелова//Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №5. - С. 263-268.

6. Храмов Ю.В. Влияние государства на процесс формирования и развития экономических и инновационных сообществ/ Ю.В. Храмов, И.В. Гилязутдинова// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №20. - С. 252.

© Е. Н. Горелова - канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, gorelova_82@mail.ru; Н. Н. Даянова - соиск. той же кафедры, dayanovann@mail.ru; Ф. Р. Таишев - асп. той же кафедры, taishev@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.