Научная статья на тему 'ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАМКАХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНёРСТВА'

ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАМКАХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНёРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3617
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСТВО / ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / PARTNERSHIP / AUTHORITY / BUSINESS / COORDINATION OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поровская Анна Ярославовна

Выявлены и эмпирически проиллюстрированы мотивационные установки взаимодействия государства, бизнеса и населения, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что их взаимодействие является взаимовыгодным и на современном этапе имеет форму частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поровская Анна Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author gives empirical illustration of motivational aims in the interactions among state, business and population that cause their interests intersection. These interactions are mutually beneficial and at modern stage exist in the form of public private partnership.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАМКАХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНёРСТВА»

А.Я. Поровская

ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РАМКАХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЁРСТВА

Выявлены и эмпирически проиллюстрированы мотивационные установки взаимодействия государства, бизнеса и населения, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что их взаимодействие является взаимовыгодным и на современном этапе имеет форму частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: партнерство; власть; бизнес; согласование интересов.

В последние годы в российском обществе активно разрастается дискуссия вокруг частно-государ-

ственного партнёрства (ЧГП), зарекомендовавшего себя в мировой управленческой практике как действенный механизм решения социально-экономических проблем путем объединения ресурсов государственного и частного секторов экономики. Вместе с тем в отечественной экономической науке недостаточно теоретических разработок по вопросам перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса, в первую очередь, касающихся базовых предпосылок участия данных экономических субъектов в проектах частногосударственного партнёрства. Это обусловливает актуальность исследования содержания интересов государства и бизнеса как субъектов ЧГП в рамках реализации соответствующих проектов.

Рассмотрение содержания интересов государства и бизнеса целесообразно начать с анализа понятия «интерес», сущность которого сводится к таким характеристикам, как субъективность и объективность. Субъективность интересов проявляется в том, что они имеют собственного носителя - субъекта интереса - и их проявление является субъективным, т.к. только осознанный интерес может превратиться в стимул к хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Объективность интересов заключается в том, что они выражают социальноэкономические отношения, сложившиеся в обществе. Следовательно, «интерес базируется на материальной основе - потребностях, и социальной - сложившихся

Постиндустриальная

эпоха

Эпоха сбыта

Эпоха массового производства

Эпоха свободной (совершенной) конкуренции

на данном этапе общественного развития экономических отношениях» [1. С. 99].

Применительно к нашему исследованию субъективность интересов означает, что их носителями являются государство (совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках власть, принимающих решения в государственном масштабе и распоряжающихся государственной собственностью [2. С. 185]) и бизнес (совокупность фирм (предприятий), т.е. самостоятельных хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и использующих свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств [3. С. 36]). Будучи осознанными (поддержанными, принятыми) большинством населения как основного агента экономической системы, конституирующего и органы власти, и фирмы (предприятия), интересы государства и бизнеса становятся стимулами к хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение наиболее актуализированных в конкретный промежуток времени потребностей. При этом данные потребности опосредуются общественными отношениями, что делает их объективными, и приобретают специфический характер выражения и удовлетворения, зависящий от исторической ступени развития общества. В логике нашего исследования это требует определения закономерностей взаимодействия государства и бизнеса в ходе эволюции общественных отношений, направленного на удовлетворение их потребностей. Для достижения данной цели предлагаем использовать основные принципы теории потребностей А. Маслоу (рис. 1).

Со-регулирование общест-______венного развития

Социально ответственное ведение бизнеса

Расширение бизнеса, установление власти над рынком, монополия

Максимизация прибыли, соблюдение принципа экономического либерализма, защищенность от произвола власти

Правовое социальное государство, рыночные принципы хозяйствования

Тотальный контроль над всеми сферами ______жизни со стороны государства_________

Политическая и социальная стабильность, ограниченное регулирование экономики

Эпоха дорыночной экономики

Получение прибыли и удовлетворение ______потребностей потребителей

Получение доходов и удовлетворение потребностей потребителей

ПОТРЕБНОСТИ БИЗНЕСА

ПОТРЕБНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Рис. 1. Взаимодействие государства и бизнеса в ходе общественного развития

Как видно из представленной модели, потребности государства и бизнеса разделены на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что при удовлетворении своих потребностей органы власти и бизнес-структуры движутся по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.

В качестве первого уровня этой иерархии предлагаем рассматривать базовые потребности в получении прибы-

ли (дохода) и удовлетворении потребностей потребителей, характерные для эпохи дорыночной экономики.

Отметим, что по своей природе «цели частной коммерческой фирмы... и интересы общества хотя бы частично, но конфликтны» [4. С. 469], поскольку потребности бизнеса, основанные на стремлении к максимизации полезности (прибыли), противоположны интересам государства, направленным на изъятие части доходов ча-

стных хозяйствующих субъектов в виде налогов и иных платежей с их последующим перераспределением. Такое положение вещей является источником нестабильности и конфликтов в отношениях между государством и бизнесом, которые, в свою очередь, негативно отражаются на состоянии как отдельных организаций, так и экономики страны в целом. Это позволяет согласиться с мнением Ф. Шамхалова о том, что в самой природе базовых потребностей государства и бизнеса содержатся предпосылки для поиска механизмов регулирования подобных ситуаций [5. С. 110], т.е. антагонистическая природа базовых потребностей государства и бизнеса является неотъемлемым условием формирования хозяйственных связей и альянсов между ними.

Вместе с тем считаем, что рассмотрение получения прибыли в качестве единственной базовой потребности бизнеса, принятое неоклассической и марксистской школами, не соответствует сущности предпринимательства, которая раскрывается в процессе выполнения бизнесом своих функций. Помимо стремления обеспечить максимально возможную в данных условиях прибыль, каждый частный хозяйствующий субъект выполняет одновременно и общественную функцию, непосредственно связанную с удовлетворением платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг, что означает участие частного капитала в удовлетворении материальных потребностей общества. Это позволяет разделять точку зрения, оценивающую деятельность бизнес-структур по результатам сочетания личной выгоды с общественной пользой [6. С. 110], и определить в качестве еще одной базовой потребности бизнеса удовлетворение потребностей потребителей в лице населения, органов власти и иных хозяйствующих субъектов.

Удовлетворение потребностей потребителей также является и базовой потребностью государства, которую органы власти реализуют путем исполнения возложенных на них полномочий. Потребителями их услуг выступают бизнес-структуры, население и органы власти иных уровней.

Таким образом, учитывая роль бизнеса в удовлетворении потребностей общества, можно утверждать, что полноценное выполнение государством своих социально-экономических функций невозможно без эффективно функционирующего бизнеса, с помощью которого органы власти реализуют возложенные на них полномочия, используя при этом эндогенные качества и функции бизнеса в экономической системе. В то же время бизнес не может эффективно развиваться без содействия государства, поскольку для этого необходимо создание определенных социально-экономических условий, обеспечивающих его функционирование, прежде всего это касается определения правил организации и регулирования деятельности всех без исключения субъектов хозяйствования. Следовательно, именно от характера, форм и эффективности механизмов взаимодействия государства и бизнеса как главных участников экономического процесса зависит удовлетворение потребностей населения -еще одной группы основных агентов экономической системы, а также перспективы социально-экономического развития государства в целом.

По мере развития рыночного хозяйства и удовлетворения потребностей первого уровня социальноэкономические функции государства и бизнеса умно-

жаются и усложняются, что, согласно принципам теории А. Маслоу, приводит к появлению новых потребностей. В данном случае потребности второго уровня заключаются в максимизации прибыли, соблюдении принципа экономического либерализма и защищенности от произвола власти для бизнеса, политической и социальной стабильности, ограниченном регулировании экономики для государства.

Эффективное функционирование частных хозяйствующих субъектов может быть обеспечено только в условиях политической и социальной стабильности, гарантируемой государством. Отсутствие полноценного диалога, конфликты в отношениях между бизнесом и властью приводят к тому, что оба субъекта не в состоянии удовлетворять свои потребности и выполнять свои функции в экономической системе. Как следствие и бизнес, и государство не могут в полном объеме удовлетворять потребности населения, что, в свою очередь, может привести к социальным взрывам, нестабильности и кризису общества в целом. Таким образом, на данном уровне, несмотря на сохранение антагонистического характера потребностей государства и бизнеса, их удовлетворение также зависит от способности бизнеса и власти играть функционально разделяющие и взаимодополняющие роли.

Потребностями более высокого порядка, к удовлетворению которых стремится бизнес, являются расширение сферы деятельности, установление власти над рынком и монополия. Удовлетворение бизнесом данных потребностей может служить основанием для действий государства по созданию системы механизмов, базирующихся на законодательных и правовых нормах, направленных на устранение деструктивного поведения монополизирующихся структур, мешающих нормальному функционированию не только данного сегмента рынка, но и всей национальной экономики.

Со стороны государства по мере укрепления его позиций в обществе и повышения уровня социальноэкономического развития также появляется стремление к регулированию и установлению контроля над всеми сферами жизни, в ряде стран сопряженное с переходом к административно-командному управлению экономикой. Таким образом, данный уровень характеризуется максимизацией антагонистической природы отношений органов власти и бизнеса, что значительно усложняет процесс удовлетворения их потребностей доминирования в обществе, поскольку действия «сильного» бизнеса и «сильного» государства имеют взаимоисключающую направленность.

Вместе с тем следует учитывать, что функциями государства является обеспечение социального мира и сплоченности общества, экономического прогресса, роста доходов населения, конкурентоспособности национальной экономики и т.д. Именно государство заинтересовано в безболезненном разрешении конфликтов и противоречий и соблюдении принципа «баланса интересов», который подразумевает обеспечение соблюдения интересов организаций различных форм собственности, субъектов государственного управления и населения. Для этих целей им разрабатывается соответствующая законодательная база и создается правовая инфраструктура, направленная на выработку согласованной социально-экономической политики, достижение оптимального баланса в реализации интересов субъектов эконо-

мической системы, содействие разрешению конфликтов в отношениях между органами власти и бизнес-структурами, выражающиеся в стратегических планах и программах социально-экономического развития.

Замена принципа «конфликта» интересов, выражавшегося во взаимном игнорировании либо подчинении интересов одного субъекта другому, имевшем место на стадиях свободной конкуренции и массового производства, на принцип «согласования» интересов государства и бизнеса с вытекающей из него стратегией «взаимодействия», возникшей в эпоху сбыта, на наш взгляд, существенно изменила понимание роли государства в рыночной экономике, направив дальнейшее развитие отношений государства и бизнеса на сближение их потребностей. Как следствие потребностями четвертого уровня является социально ответственное ведение бизнеса и построение правового социального государства с рыночными принципами хозяйствования.

На данном уровне происходит качественное изменение системы потребностей государства, основой которой становится гражданин, его естественные права и свободы, уровень и качество жизни, а социальные нормы и отношения, получая официальный, охраняемый государством статус, начинают носить общеобязательный характер. При этом экономической основой правового социального государства является регулируемая социально-ориентированная рыночная экономика, при которой происходит отказ от доминирования экономических целей над социальными и достигается их гармоничное сочетание с реальными условиями. С. Калашников отмечает: «.без торжества либеральных идей не было бы государства и социального и правового одновременно - государства, где социальные права граждан не даруются им сверху, а их перечень не зависит от монаршей воли, где эти права закрепляются в законах и гарантируются государством в силу притязаний (потребностей) гражданского общества и требований норм международного права» [7. С. 124].

Выполнение бизнесом своих общественных функций, связанных с увеличением общественного капитала и продукта, постепенно способствует осознанию им сво-

Для общества в целом взаимная реализация интересов государства и бизнеса, с нашей точки зрения, позволяет достичь следующих положительных эффектов:

- повышения благосостояния населения, роста уровня и качества его жизни;

ей социальной ответственности перед обществом и превращает его в доминирующую фигуру рыночной экономики, действующую в русле интересов общества и поддерживаемую этим государством. Подобная направленность функционирования бизнес-структур в длительной перспективе создала благоприятные условия как для получения ими максимально возможной прибыли, так и для экономического роста страны и повышения качества жизни ее населения в целом, что создало объективную основу существования хозяйственных отношений между данными экономическими агентами.

Это позволяет рассматривать в качестве наивысшей потребности государства и бизнеса со-регулирование общественного развития, а партнерские отношения между ними неотъемлемым условием нормального функционирования современной рыночной экономики, непосредственно связанным с реализацией их потребностей и, как следствие, интересов. Как считает С. Кирдина, основываясь на анализе мировой практики, «использование определенных способов, форм и методов взаимодействия государства, бизнеса и населения предполагает получение оптимального социально-экономического результата. Причем такого результата, который был бы наилучшим не с точки зрения интересов тех или иных социальных групп, а оптимальным для основной массы населения, потому что только в этом случае сохраняется целостность и непрерывность хозяйственной деятельности всего общества» [8. С. 94]. Институциональной формой такого взаимодействия на этапе постиндустриального развития является частно-государственное партнерство. Следовательно, под частно-государственным партнёрством целесообразно понимать институт со-регулирования общественного развития, основанный на обеспеченной нормами права системе взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса, направленных на достижение синергетического эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно значимых проектов.

Исходя из вышесказанного, интересы государства и бизнеса могут быть представлены в виде таблицы.

- экономического роста страны и ее регионов, повышения инвестиционной привлекательности российской экономики;

- повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса, синергии государственной федеральной и региональной политики и бизнес-стратегий;

Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнёрства

Интересы государства Интересы бизнеса

Модернизация государственного и муниципального секторов экономики Получение доступа к новым, ранее закрытым для частного сектора сферам экономики

Доступ к информации о стратегических планах частного бизнеса Координация планов развития бизнеса с государственными и муниципальными планами

Экономия бюджетных средств органами власти и получение дополнительных доходов от использования государственных активов и увеличение налоговых поступлений Получение дополнительных доходов в виде прибыли от использования государственных активов и прибыли на частный капитал

Синергия в использовании ресурсов и применении управленческих ноу-хау Привлечение бюджетных средств для осуществления инвестиционных проектов

Разделение рисков реализации проектов с частным сектором Разделение рисков реализации проектов с органами власти

Создание конкурентной среды в области оказания публичных услуг Устранение структурных ограничений роста и развития за счет расширения и модернизации инфраструктуры, включенной в процессе оказания публичных услуг

Повышение эффективности процессов принятия решений и увеличение производительности труда в государственном секторе Позитивная социальная реклама

- повышения эффективности института государства и конкурентоспособности российского бизнеса;

- повышения эффективности использования ресурсов в рамках страны;

- политической и социальной стабильности, гармоничного развития страны в рамках совместных стратегий развития.

Таким образом, в рамках проведенного исследования нами выявлены и представлены в виде универсальной модели, характерной для мирового экономического раз-

вития, мотивационные установки взаимодействия государства и бизнеса, обусловливающие пересечение их интересов. Установлено, что взаимодействие государства и бизнеса является взаимовыгодным, что приводит к возрастанию его масштаба в ходе общественного развития. На современном постиндустриальном этапе взаимодействие имеет форму частно-государственного партнерства, позволяющую максимально учесть интересы государства и бизнеса и дающую положительный импульс развитию общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гершкович Б.Я. О противоречивом единстве экономических интересов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Об-

щественные науки. 2006. № 4.

2. РайзбергБ.А., Лозовский Л.Ш., СтародубцеваЕ.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

3. Зотов В.В., Пресняков В.Ф. Фирма как экономическое явление и институт общества // Экономика и математические методы. 1995. Т. 31, вып. 2.

4. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М., 2002. 536 с.

5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2005. 714 с.

6. БусыгинА.В. Предпринимательство: Учеб. М.: Бусыгин, 2003. 614 с.

7. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: Экономика, 2006. 362 с.

8. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 2001. 213 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 18 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.