Научная статья на тему 'Институциональные условия формирования благосостояния населения региона'

Институциональные условия формирования благосостояния населения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Домнина Светлана Валентиновна

В статье рассматриваются институциональные условия формирования благосостояния населения на уровне региона: правовое, методическое, административное, оценочное, информационное, инфраструктурное, интеллектуальное, мониторинговое, математическое и компьютерное обеспечение. Рассматриваются основные и обеспечивающие процессы и виды деятельности в рамках системы менеджмента благосостояния. Предлагается правовое обеспечение управления благосостоянием населения региона на основе принятия ряда законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные условия формирования благосостояния населения региона»

МЕНЕДЖМЕНТ

УДК 330.12

С.В. Домнина *

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА1

В статье рассматриваются институциональные условия формирования благосостояния населения на уровне региона: правовое, методическое, административное, оценочное, информационное, инфраструктурное, интеллектуальное, мониторинговое, математическое и компьютерное обеспечение. Рассматриваются основные и обеспечивающие процессы и виды деятельности в рамках системы менеджмента благосостояния. Предлагается правовое обеспечение управления благосостоянием населения региона на основе принятия ряда законодательных актов.

Ключевые слова: благосостояние, институциональное обеспечение управления благосостоянием населения региона.

Вопросы благосостояния относятся к числу сложнейших социально-экономических проблем. Во многом это определяется многосторонним характером категории. Благосостояние не сводится только к материальной стороне, уровню жизни, как часто представляется в научных публикациях. Данная категория включает в себя весь спектр полноценного, достойного человеческого существования, обеспечивающего свободное, расширенное воспроизводство и всестороннее развитие всех членов общества.

Следует отметить, что проблема оценки и управления благосостоянием на уровне региона в основном сводится к социологическим исследованиям или к анализу данных официальной статистики по регионам. Однако для повышения благосостояния необходима разработка не только экономических инструментов, моделей, механизмов и принципов управления, но и институционального обеспечения данного процесса. Для этого в соответствии с ИСО 9001—2008 [1] необходимо выделить основные и обеспечивающие процессы.

Основные процессы — это управление уровнем и качеством жизни населения региона как составляющими благосостояния.

* © Домнина С.В., 2011

Домнина Светлана Валентиновна (swdomnina@mail.ru), кафедра теоретической экономики и экономики недвижимости Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.

1 Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» мероприятия 1 «Проведение научных исследований на 2010—2011 гг. в рамках тематических планов по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации».

Обеспечивающие процессы включают в себя систему:

1) методического обеспечения (методика оценки благосостояния населения региона (БНР), управления благосостоянием населения региона (УБНР), оценки эффективности управления БНР);

2) оценки благосостояния населения региона (совокупность показателей, входящих в индекс благосостояния населения региона (ИБНР), социологические опросы, экспертная оценка важности показателей БНР);

3) оценки эффективности управления благосостоянием (модель оценки эффективности управления);

4) административного сопровождения (создание Совета по вопросам повышения благосостояния населения области; разработка матрицы ответственности органов государственной власти в процессе управления БНР);

5) правового обеспечения (разработка и принятие закона «О благосостоянии населения Самарской области», распоряжения «О критериях и системе показателей для оценки благосостояния населения Самарской области»);

6) информационного обеспечения (система показателей официальной статистики, социологические опросы, предоставление информации о благосостоянии населению Самарской области органами государственной власти области через средства массовой информации и через сайт Совета по вопросам повышения благосостояния в соответствии с Положением о сайте);

7) инфраструктурного обеспечения (повышение уровня и качества всех видов инфраструктуры);

8) управления качеством (разработка Стандарта менеджмента благосостояния; принципов управления качеством; модели управления благосостоянием на основе системы менеджмента качества);

9) математического и компьютерного обеспечения (создание программы «Оценка благосостояния населения региона — ИБНР»);

10) интеллектуального обеспечения (меры по созданию института интеллектуальной собственности как фактора повышения благосостояния).

Кроме того, в рамках основных и обеспечивающих процессов должна быть сформирована система мониторинга, включающая в себя анализ, измерение, управление несоответствиями.

Мониторинг благосостояния населения региона — способ измерения работы системы менеджмента качества в области обеспечения благосостояния населения региона. В процессе мониторинга управления благосостоянием населения региона органы государственной власти также должны постоянно повышать результативность системы менеджмента качества (п. 8.5.1 ИСО 9001—2008); предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения (п. 8.5.2 ИСО 9001—2008); определять действия в целях устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Реестр процессов и видов деятельности в рамках системы менеджмента благосостояния можно представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Реестр процессов в рамках системы менеджмента благосостояния

№ п/п Название процесса / вида деятельности

1 Деятельность Совета по вопросам повышения благосостояния населения области в системе УБНР

1.1 Определение миссии, цели, задач и политики в области управления БНР

1.2 Разработка модели системы менеджмента БНР

1.3 Распределение ответственности по территориальным органам государственного управления

Окончание табл. 1

№ п/п Название процесса / вида деятельности

1.4 Осуществление мониторинга

1.5 Совершенствование механизма УБНР

2 Основные процессы системы УБНР

2.1 Управление уровнем жизни

2.2 Управление качеством жизни

2.3 Управление обеспечением расширенного воспроизводства населения региона

3 Обеспечивающие процессы

3.1 Управление методическим обеспечением

3.2 Управление обеспечением оценки БНР

3.3 Управление обеспечением оценки эффективности УБНР

3.4 Административное сопровождение

3.5 Управление правовым обеспечением

3.6 Управление информационным обеспечением

3.7 Управление инфраструктурным обеспечением

3.8 Управление качеством УБНР

3.9 Управление математическим и компьютерным обеспечением

3.10 Управление интеллектуальным обеспечением

4 Измерение, анализ, улучшения в рамках основных и обеспечивающих процессов

4.1 Мониторинг, измерение и анализ процессов

4.2 Управление несоответствиями

4.3 Улучшение процессов

4.4 Аудит

4.5 Корректирующие и предупреждающие действия

4.6 Управление несоответствующей продукцией

4.7 Исследование требований и удовлетворенности населения региона достигнутым уровнем и качеством жизни

Таким образом, институциональный механизм управления благосостоянием населения региона можно представить в виде схемы (рис. 1).

Обеспечение оценки благосостояния населения региона — важный процесс УБНР. До сих пор остаются слабоизученными методологические проблемы формирования интегральной оценки применительно к категории «региональное благосостояние», которая не рассматривается как целостная система, имеющая сложную структуру составляющих (всего их 22 — климатическая, ресурсная, производственная, доходная, обменная, распределительная, потребительная, предпринимательская, имущественная, финансовая, досуговая, интеллектуальная, экологическая, медицинская, демографическая, психологическая, социальная, культурная, образовательная, инфраструктурная, информационно-коммуникационная и составляющая безопасности) [2].

Представляется целесообразным оценивать благосостояние населения региона с помощью показателя «индекс благосостояния населения региона». При расчете ИБНР необходимо использовать, с одной стороны, количественные показатели официальной статистики (их в модели 43), а с другой — социологические (по 22 составляющим благосостояния) и экспертные (43 показателя) оценки. Алгоритм расчета показателя «индекс благосостояния населения региона» (ИБНР) показан на рис. 2.

В данной работе рассчитаны ИБНР для регионов Приволжского федерального округа с 2003 по 2009 гг. Динамика рассчитанных ИБНР с учетом экспертной оценки значимости составных показателей представлена в табл. 2.

Из таблицы видно, что в Самарской области наблюдается тенденция к снижению ИБНР за анализируемый период с 0,6 до 0,55, то есть на 8,3 %. В Республике Татарстан, наоборот, с 2003 по 2009 гг. наблюдается увеличение значения индекса благосостояния населения с 0,53 до 0,58, то есть на 9,4 %.

Рис. 1. Институциональный механизм управления благосостоянием населения региона

_1_

Шкалирование выбранных показателей

_í_

Проведение социологического опроса по всем составляющим благосостояния

_1_

Определение субъективной (качественной) оценки по каждой составляющей (С/)

1

_Анализ результатов расчета ИБНР_

_1_

Принятие корректирующих и предупреждающих мер в целях повышения благосос-_тояния населения региона_

Рис. 2. Алгоритм расчета ИБНР

Таблица 2

Динамика ИБНР в 2003-2009 гг. по регионам ПФО*

Субъект РФ ИБНР-2003 ИБНР-2004 ИБНР-2005 ИБНР-2006 ИБНР-2007 ИБНР-2008 ИБНР-2009

Республика Башкортостан 0,48 0,50 0,48 0,46 0,47 0,52 0,47

Республика Марий Эл 0,37 0,38 0,35 0,36 0,35 0,35 0,33

Республика Мордовия 0,47 0,46 0,47 0,49 0,49 0,49 0,49

Республика Татарстан 0,53 0,54 0,59 0,58 0,61 0,59 0,58

Удмуртская Республика 0,49 0,49 0,48 0,47 0,46 0,44 0,44

Чувашская Республика 0,43 0,44 0,41 0,44 0,43 0,44 0,43

Пермский край 0,46 0,46 0,45 0,46 0,47 0,46 0,46

Кировская область 0,47 0,50 0,46 0,48 0,49 0,45 0,44

Нижегородская область 0,56 0,55 0,55 0,59 0,58 0,56 0,57

Оренбургская область 0,45 0,46 0,42 0,45 0,46 0,46 0,44

Пензенская область 0,47 0,47 0,48 0,45 0,50 0,47 0,49

Самарская область 0,60 0,62 0,58 0,59 0,62 0,57 0,55

Саратовская область 0,51 0,52 0,50 0,50 0,50 0,52 0,50

Ульяновская область 0,42 0,42 0,41 0,42 0,40 0,42 0,44

Для выявления отрицательно влияющих показателей на ИБНР все 22 составляющие благосостояния были проранжированы. Для наглядности ранжирования регионов была использована лепестковая диаграмма (рис. 3).

Из рисунка видно, что более высокий уровень благосостояния в Самарской области. Об этом свидетельствуют точки, обозначающие ранги области по составляющим благосостояния, которые находятся в основном в диапазоне от 1 до 5 в ядре диаграммы. Чем дальше от центра — тем дальше место области по составляющей благосостояния. В Татарстане точки более разбросаны и входят в основном в серединный сегмент диаграммы. Проведенный анализ свидетельствует о наличии в Самарской области большего количества сильных сторон по сравнению с Республикой Татарстан (10 против 7), а снижение ИБНР — о том, что не в полной мере используется потенциал региона в области повышения благосостояния.

В целях преодоления данной негативной тенденции необходимо обеспечить повышение качества управления благосостоянием населения региона на основе правового обеспечения этого процесса.

Проанализировав имеющийся опыт законодательства в сфере правового обеспечения УБНР [3—5], можно сделать вывод о необходимости разработки и принятия Закона «О благосостоянии населения Самарской области» и Распоряжения Губернатора Самарской области «О критериях и системе показателей для оценки благосостояния населения Самарской области».

* В данной работе рассчитана объективная составляющая благосостояния по 43 количественным показателям официальной статистики с учетом их значимости, определенной на основе экспертного опроса.

Климатическая

Рис. 3. Ранжирование регионов ПФО по показателям, входящим в состав ИБНР (Самарская область — слева; Республика Татарстан — справа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость разработки закона «О благосостоянии населения Самарской области» связана с тем, что повышение благосостояния граждан РФ является главной целью развития государства (п. 1 ст. 7 Конституции РФ) [6]. Реализация этой цели требует согласованности политики в области повышения благосостояния на всех уровнях управления. В предлагаемом законе должны быть определены механизм и направления государственной политики в области повышения благосостояния населения в Самарской области, а также полномочия органов государственной власти в пределах компетенции субъекта РФ. Кроме того, должна быть сформирована рыночная схема взаимоотношений государственной власти, общества, бизнеса и граждан с целью установления взаимодействия и обратной связи. Для координации деятельности по регулированию вопросов обеспечения повышения благосостояния населения необходимо создать Совет по вопросам повышения благосостояния населения.

Распоряжение «О критериях и системе показателей для оценки благосостояния населения Самарской области» должно закрепить методику оценки уровня и качества жизни населения — структуру показателей и алгоритм расчета интегрального индекса благосостояния населения региона.

Благодаря принятию вышеназванных законодательных актов будет создано правовое обеспечение системы управления благосостоянием населения региона.

Система качества УБНР предполагает разработку Стандарта менеджмента благосостояния. Его основная функция — установление порядка деятельности по управлению повышением благосостояния населения в Самарской области в целях создания условий, обеспечивающих «достойную жизнь и свободное развитие человека», повышения удовлетворенности населения области своим уровнем и качеством жизни. В Стандарте должны быть распределены в виде матрицы ответственности обязанности органов государственной власти на каждом этапе реализации стратегии повышения благосостояния. В данном документе должны быть также определены модель системы менеджмента благосостояния; миссия, цель и задачи УБНР; этапы процесса обеспечения благосостояния; механизм реализации стратегии УБНР; возможность повышения результативности системы менеджмента качества благосостояния; мониторинг, анализ и улучшение процесса.

Такая документированная процедура и институциональное обеспечение позволят повысить качество управления благосостоянием населения региона.

Библиографический список

1. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001—2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008) (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 № 471—ст; дата ведения — 13 ноября 2009 года).

2. Домнина С.В., Овчинникова Н.В. Анализ составляющих благосостояния региона (на примере Самарской области) // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4 (33). С.56—58.

3. Закон Ханты-Мансийского АО — Югры от 28.02.2006 г. № 35—оз «О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» (Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры 10.02.2006 г.).

4. Распоряжение Главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 9 июля 2004 г. № 989-р «О критериях и системе показателей для оценки качества жизни населения области».

5. Алдоркина Ю.А., Родина Д.Ю. Проект «Государственное регулирование качества жизни населения» [Электронный ресурс] // Сайт Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. URL: http://www.pfo.ru/?id=21322 (дата обращения 15.04.2011).

6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6— ФКЗ, от 30.12.2008 № 7—ФКЗ).

S.V. Domnina*

INSTITUTIONAL CONDITIONS OF FORMING POPULATION WELFARE IN THE REGION

The article considers institutional conditions of forming population welfare in the region: legal, methodical, administrative, appraisal, information, infrastructural, intellectual, monitoring, mathematical and computer provision. Basic and accessorial processes and activities in the system of welfare management are considered. Legal provision of management of population welfare in the region based on accepting some legislative acts is offered.

Key words: welfare, institutional provision of management of population welfare.

* Domnina Svetlana Valentinovna (swdomnina@mail.ru), the Dept. of Theoretical Economy and Economy of the Real Estate, Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.