Научная статья на тему 'Институциональные преобразования системы продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения'

Институциональные преобразования системы продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / НУЖДАЮЩИЕСЯ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / NSTITUTIONAL CHANGES / THE NEEDY SEGMENTS OF THE POPULATION / FOOD SECURITY / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушакова Е. А., Кондратьева О. В., Леушкина В. В., Асташова Е. А.

В статье выявлены и обоснованы основные направления институциональных преобразований системы продовольственного обеспечения для нуждающихся слоев населения. Особое внимание уделяется распадающимся субъектам: сельское население и сельскохозяйственные производители, проблемы которых сконцентрированы на «остаточном» и «масштабном» принципе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional transformations of the food supply system for necessitous public

The article identifies and substantiates the main directions of institutional transformations of the food supply system for the needy segments of the population. Special attention is paid to decaying subjects: the rural population and agricultural producers, whose problems are concentrated on the "residual" and "large-scale" principle.

Текст научной работы на тему «Институциональные преобразования системы продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения»

Ушакова Е. А., Кондратьева О. В., Леушкина В. B., Асташова Е. А. Институциональные преобразования системы продовольственного обеспечения нуждающихся слоев населения// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№4 (15) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/4/00639.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 364.2

Ушакова Елена Александровна

преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск,

финансовый директор

ООО «Омский майонезный завод», г. Омск

[email protected]

Кондратьева Оксана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск

[email protected]

Леушкина Виктория Викторовна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск vv. [email protected]

Асташова Екатерина Анатольевна

кандидат экономических наук ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск ea. [email protected]

Институциональные преобразования системы продовольственного обеспечения

нуждающихся слоев населения

Аннотация. В статье выявлены и обоснованы основные направления институциональных преобразований системы продовольственного обеспечения для нуждающихся слоев населения. Особое внимание уделяется распадающимся субъектам: сельское население и сельскохозяйственные производители, проблемы которых сконцентрированы на «остаточном» и «масштабном» принципе.

Ключевые слова: институциональные преобразования, нуждающиеся слои населения, продовольственное обеспечение, институциональная среда.

Социальные преобразования, проводимые в России, привели к экономической трансформации всех сфер жизнедеятельности общества. Произошли изменения, как в экономической, так и в социальной сферах. На сегодняшний момент времени эти изменения характеризуется низкой степенью удовлетворения основных индивидуальных и групповых потребностей большинства граждан, в т. ч. нуждающихся слоев населения. Социально-

экономическая угроза развития страны связана в первую очередь со снижением качества человеческого потенциала, с ростом социального неравенства и социальной дифференциации. Таким образом, в регионах России реализуются разные программы по поддержки малообеспеченных слоев населения и организации социального питания в рамках внутренней продовольственной помощи. Основной задачей является создание системы социального питания, участниками которой будут являться местные сельхозпроизводители, малых форм хозяйствования, организации сбыта продукции, и нуждающиеся граждане.

Для решения вопроса по обеспечению населения продовольствием, необходимо создать институциональную среду. Такой средой выступает инфраструктура ВПП, которая включает в себя целый механизм, состоящий из производства и переработки продукции, каналов сбыта продовольствия, логистической сети, финансового обеспечения.

Институциональные преобразования подразумевают взаимно-сочетаемые преобразования экономических, правовых, финансовых, социальных, организационно-управленческих и собственнических институтов. К институциональным преобразованиям относят создание новой системы управления народным и сельским хозяйством путем замены государственных рычагов на экономические методы, а так же взаимодействие малых форм хозяйствования и крупнотоварных сельскохозяйственных организаций.

Применительно к агропродовольственному рынку, институциональная структура представляет собой систему заданных ограничений в виде взаимосвязанных групп институтов, призванных координировать и мотивировать рыночный обмен и тем самым способствовать эффективному продвижению агропродовольственной продукции к потребителю. В. Гутник выделяет два типа институтов:

1. внешние - устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер;

2. внутренние - делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки [1].

В современной экономике необходимы новые теоретические знания в сфере влияния институтов, в частности, отношение нуждающегося населения к государственной поддержке, отношения владельцев угодий к почвозащитным технологиям в земледелии, охране земель от разрушения.

Актуальной проблемой в настоящее время является - формирование алгоритмов продуктового движения по схеме: от первичного производителя до конечной поставки потребителям, используя механизм формирования и развития звеньев инфраструктуры продовольственной помощи и взаимодействия всех участников продуктового движения. Состав такого движения отражен на рисунке 1.

переработка

5 ни К Я н й О торговля

ДОПОЛНИТЕЛ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНО логистика

кредитные

организации

ОСНОВНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

физическое лицо П О К

юридическое лицо )НЕЧНЫЙ ГРЕБИТЕЛЬ:

муниципальные лица

Рис.1 Состав участников продуктового движения

Ограничителями экономического поведения всех участников рынка выступают рыночные институты. Они регулируют деятельность субъектов рынка; минимизируют ущерб их поведенческой деятельности; ограничивают усилия в поисках и договоренностях между собой, а так же являются организаторами процесса передачи информации.

Главной задачей рыночных институтов является координирующая деятельность. Координация деятельности участников рынка происходит через существующие нормы и правила, которые регламентируют, ограничивают, регулируют и согласовывают взаимодействие всех участников рынка. Рыночное институты формируют институциональную среду, устанавливают основные правила, по которым функционирует рынок, и определяют направления его изменений; имеют большое влияние в форме поддержки через свои инструменты, предлагающие свои программы и оценку различных ситуаций на рынке на всех ее этапах деятельности.

В свою очередь институциональную среду агропродовольственного рынка создают рыночные институты, как объекты и субъекты отношений с их нормами, которые являются базой для производства, обмена и потребления. Главной производственной силой является человек и его экономическая деятельность. Стратегически важной задачей для АПК является продовольственная безопасность страны, которая состоит из институциональной среды (рис. 2). Это целый многофункциональный комплекс, который обеспечивает эффективную работу рынка в целом, повышая конкурентоспособность региона, где в свою очередь, оказывает огромное влияние на функционирование предприятий и организаций от развития до экономического результата их деятельности.

Элементы институциональной среды продовольственной безопасности

правила ВТО (совокупность международных соглашений) нормативно-правовые акты программы поддержки отраслей народного хозяйства органы государственной власти и региональные организации

Рис. 2 Институциональная среда продовольственной безопасности

Именно от сформированности институциональной среды, всех институтов и механизмов их взаимодействия, зависит эффективность и стабильность продовольственной безопасности в регионе. Институциональные преобразования охватывают все стороны жизни региона. В различных сферах жизнедеятельности влияние таких преобразований складывается различными способами. Прежде всего, адаптация экономических субъектов и их групп (федеральные, региональные и местные органы власти, предприятия и организации, личные подсобные хозяйства) к постоянно изменяющимся условиям. Это могут быть территориальные, профессиональные, производственные аспекты.

Главной проблемой в настоящий промежуток времени являются адаптационные ресурсы. Одни субъекты приспосабливаются к меняющимся условиям, другие наоборот распадаются. К распадающимся субъектам следует отнести сельское население и сельскохозяйственных производителей, проблемы которых сконцентрированы на «остаточном» и «масштабном» принципе.

Российские села развиваются по «остаточному» принципу, путем жестких методов установления диспаритетных цен на сельскохозяйственную продукцию и большой миграции сельского населения в города. Другой проблемой является масштаб территории - общий охват территории и численность населения села значительно меньше, чем масштаб и население города, что приводит к неформальным и не субординационным отношениям между экономическими субъектами (организации, сельские сообщества, сельские администрации).

Так же можно отметить, что именно на селе влияние институциональных факторов на социальные, экономические и другие аспекты жизнедеятельности ощущаются в большей степени. Угрозой являются сложившиеся традиции и менталитет населения на селе. Но, с

другой стороны сельское население в меньшей степени адаптируется к рыночной экономике, в частности из-за высокого уровня безработицы.

Ведь именно сельское население, занимающиеся личным подсобным хозяйством и фермерством является одним из важных звеньев институциональной среды, как одним из основных производителей сельскохозяйственной продукции.

На основании этого инструментами господдержки можно создать механизм помощи фермерам, ведущим сельскохозяйственное производство. Нередко по причине бедности фермеры, осуществляющие производство в масштабах домохозяйства, сами являются нуждающимися в продовольственной помощи. Для достижения цели востребованы новые теоретические знания: влияние на систему продовольственной помощи неформальных институтов; выявление социально-экономической сущности возникновения в фермерской среде бедности; мотивация землевладельцев к охране земель, связанная с уровнем доходности производства; механизмы регулирования процесса взаимодействия всех участников в системе обеспечения продовольствием: производство, переработка, логистика, торговля, финансово-кредитные организации, потребители продовольствия.

В мировой практике, при решении новых проблем продовольственного обеспечения регионов применяются пилотные проекты, в которых реализуется определенная модель поддержки. Анализ российских условий показывает, что поддержка сельскохозяйственных производителей, имеющих личное подсобное хозяйство, недостаточно координируется с программами социальной защиты, предусматривающими льготное обеспечение ресурсами или централизованная закупка урожая для удовлетворения финансируемых правительством нужд. Такая помощь является основой для совершенствования производства, укрепляет развитие сельских территорий. В этом случае государственные расходы на нужды сельского хозяйства и социальную защиту населения, нуждающегося в поддержке, обеспечивают мультипликационный эффект. Важным побуждающим мотивом для развития системы продовольственной помощи в условиях институциональных преобразований, наряду с социальной значимостью, является отказ от ограничений на прямую поддержку товаропроизводителей.

В России обеспечение населения страны продовольствием и создание необходимого потенциала декларируются Доктриной продовольственной безопасности. Доктрина принята Указом Президента Российской Федерации. Она определяет совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной политики в области обеспечения продовольствием. В сфере производства и национальной конкурентоспособности, наряду с другими направлениями, определяет объемы производства и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; предусматривает бюджетную поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов; объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.

Экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная уровнем доходов населения. Физическая доступность продовольствия определяется уровнем развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны, региона обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и необходимом ассортименте. Доктрина ориентирует на меры, направленные на снижение уровня бедности. Ставится задача обеспечить приоритетную поддержку наиболее нуждающимся слоям населения, не имеющим достаточных средств, для организации здорового питания [3]. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации предусмотрено обеспечение экономической и физической доступности продуктов питания в пределах рациональных норм потребления для различных социальных групп населения.

В настоящее время существует проблема в нескоординированности программы, которая направлена на организацию социального питания, а следовательно, неполное использование продукции местных производителей. В связи с этим перед органами местного самоуправления стоит главная задача в поисках экономического роста региона для развития отраслей региональной экономики АПК. Суть таких задач опирается на обеспечении бесперебойного снабжения населения продовольственными товарами, без возможности повышения цен на товары, и ставит перед собой следующие задачи:

- модернизация системы социального питания, адресной помощи через создание товаропроводящей инфраструктуры;

- возможность изменять нормативную базу и проводить необходимые мероприятия по созданию единого комплекса социального питания;

- нести полную ответственность за внутреннюю продовольственную помощь в регионе;

- анализировать работу всех участников в системе внутренней продовольственной помощи.

Таким образом, в современных условиях для обеспечения продовольственной безопасности региона, необходимо решить проблемы институциональных преобразований в аграрном секторе. Потому что институциональная среда с неразвитой системой институтов может тормозить социально-экономическое развитие региона. Она оказывает огромное влияние на функционирование предприятий и организаций, в ней им приходится развиваться, производить продукцию, услуги, налаживать сбыт своей продукции. От того, насколько ее элементы многообразны и взаимосвязаны, зависит, в конечном счете, экономический результат их деятельности. А развитие и стабильность продовольственной безопасности напрямую зависит от сформированной в регионе институциональной среды, различных сочетаний институтов и механизмов их взаимодействия.

Институциональная среда не всегда является достаточно гибкой, так как не обладает в полной мере информацией о реальной ситуации функционирования каждого элемента института. Институциональная среда развития сельского хозяйства испытывает значительные негативные тенденции из-за внешних и внутренних социально-экономических и экологических факторов, малоразвитости инфраструктуры, оттока населения, имеющихся значительных бюджетных дефицитов муниципалитетов и других структур. В аграрном секторе сложилась ситуация, в которой производители и переработчики недостаточно эффективно взаимодействуют между собой: не используют достижения современной науки, далеки от кооперации и интеграции, хотя, на наш взгляд, именно эти институциональные инструменты способствуют снижению уровня трансакционных издержек. Если сложившаяся институциональная среда в регионе не обеспечивает устойчивое воспроизводство, то региональная власть для удовлетворения потребности населения использует институциональные преобразования. В связи с трансформацией системы управления экономики, кризисными явлениями, появлениями новых отраслей, видов деятельности, изменениями политической обстановки и меняющимися интересами различных социальных групп населения процесс институциональных преобразований является неизбежным. Институциональные преобразования направлены на ликвидацию различных противоречий, которые возникают между хозяйствующими субъектами. Целесообразность институциональных преобразований обусловливается меняющимися ценностями в обществе, либо имеющиеся правила и нормы становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами. В процессе институциональных преобразований формальные институты можно изменить одномоментно, посредством вступления в силу новых законов, политических решений. Исходя из этого, процесс институциональных преобразований протекает медленно. Многообразие элементов институциональной среды позволяет: увеличивать производство продовольствия; отслеживать товарную цепочку; положительно

влиять на качество и безопасность продуктов; повышать количество налоговых поступлений; снижать безработицу; увеличивать доходы населения; развивать малый и средний бизнес, т.е. в целом решать проблему обеспечения продовольственной безопасности и улучшения уровня жизни населения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Правительства Омской области в рамках научного проект № 18-410-550027: «Фундаментальные процессы формирования системы обеспечения незащищенных слоев населения экологически чистым питанием с использованием выведенных из сельскохозяйственного оборота земель в рамках реализации стратегии развития Омской области».

Ссылки на источники

1. Гутник, В.П. Рыночные институты и трансформация российской экономики / В.П. Гутник // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №7. - С. 50-64.

2. Стукач В.Ф. Инфраструктура: рыночные институты, социальная сфера, производство: монография / В.Ф. Стукач, Л.В. Гришаева Е.А. Асташова, В.С. Пецевич и др.. - Омск :, 2015. - с.

3. Стукач В.Ф. Regional infrastructure internal food aid/ Стукач В.Ф., Ушакова Е.А.//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 8-1 (39). С. 72-80

4. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. (2010). 3 февраля.

5. Кондртьева, О.В., Леушкина, В.В. Формы поддержки малого предпринимательства Омской области в рамках программы развития региона // Потенциал развития агропродовольственного комплекса: социальный капитал, инновации, производство, международная интеграция: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летнему юбилею заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора Стукача Виктора Федоровича. Омск. 2017. С. 104-107.

Elena Ushakova

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk LLC Omsk Mayonnaise Plant, Omsk Oksana Kondratieva FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Viktoria Leushkina FSBEI HE Omsk SA U, Omsk Ekaterina Astashova FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Institutional transformations of the food supply system for necessitous public

Annotation. The article identifies and substantiates the main directions of institutional transformations of the food supply system for the needy segments of the population. Special attention is paid to decaying subjects: the rural population and agricultural producers, whose problems are concentrated on the "residual" and "large-scale" principle.

Keywords: institutional changes, the needy segments of the population, food security, institutional environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.