Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / БАЙКАЛЬСКАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОСОБЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шаралдаева И.А., Ващенко Е.В.

Рассматриваются проблемы развития региона, связанные с институциональными ограничениями.Исследуются внешние условия, определяющие институциональную среду региона (социально-экономические, экологические, правовые, географические).Проанализировано влияние режима особо охраняемых территорий на экономику региона и возможности формирования системы управления особыми территориями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FEARTURES OF DEVELOPMENT IN THE BAIKAL NATURAL TERRITORY

The article deals with the development of the region related to institutional constraints. The external conditions that determine the institutional environment of the region are studied (socio-economic, environmental, legal, geographic). The paper analyzes the impact of the regime of protected areas in the region's economy and the possibility of forming a special areas management.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ»

И.А. Шаралдаева, д-р экон. наук, проф.

Е.В. Ващенко, аспирант, e-mail: vachenko_evgenia@mail.ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

УДК 332.1

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Рассматриваются проблемы развития региона, связанные с институциональными ограничениями. Исследуются внешние условия, определяющие институциональную среду региона (социально-экономические, экологические, правовые, географические). Проанализировано влияние режима особо охраняемых территорий на экономику региона и возможности формирования системы управления особыми территориями.

Ключевые слова: институциональная модель, ограничивающие факторы, байкальская природная территория, управление особыми территориями.

I.A. Sharaldaeva, Dr. Sc. Economics, Prof.

E.V. Vashchenko, P.G.

INSTITUTIONAL FEARTURES OF DEVELOPMENT IN THE BAIKAL NATURAL TERRITORY

The article deals with the development of the region related to institutional constraints. The external conditions that determine the institutional environment of the region are studied (socio-economic, environmental, legal, geographic). The paper analyzes the impact of the regime of protected areas in the region's economy and the possibility of forming a special areas management.

Key words: institutional model, constraints, Baikal natural territory, special areas management.

Особые территории как самостоятельная категория мало изучены как целостное экономическое явление в сфере региональной политики. Особенностями современного этапа развития России являются постоянная корректировка механизма государственного регулирования экономики под глобальные политические и экономические изменения в мире и поиск инструментов для экономического роста и формирования эффективной региональной политики.

Современная ситуация характеризуется высоким уровнем территориального разграничения как в политико-экономическом отношении, так и с точки зрения содержания и инструментов государственного регулирования. Наличие общих и специфических принципов развития регионов присуще современным государствам как социально-экономическим системам. Правовые и экономические условия для развития и поддержки регионов с особым статусом являются той частью региональной политики, которая позволяет дать преимущества целевому направлению развития определенным регионам.

Меры государственного регулирования и региональная политика рассматриваются в структуре административно-территориальных образований - федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципалитетов.

Объективным критерием присвоения отдельным регионам особого статуса являются природные условия, которые не зависят от политических и социальных интересов власти. Таким регионам требуются долговременные правовые, институциональные и экономические инструменты для реализации их целевых направлений. Задача состоит в поиске инструментов охраны и сохранения уникальных природных комплексов как необходимого условия жизнеобеспечения региона.

Российская экономика развивается посредством преобразования институтов с целью создания определенных условий. К таким условиям относятся социальная, политическая и институциональная инфраструктура. Эти условия представляют собой механизм централизованной экономической координации и не решают социальных экологических проблем.

Однако вопросами экологии не исчерпывается круг проблем, касающихся Байкальской территории, к которой принадлежат территории трех субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края. Общая площадь Байкальской природной территории (далее - БПТ) составляет 386,158 тыс. км2, из них: акватория оз. Байкал - 31,5 тыс. км2 (8,2%), Республика Бурятия - 201,422 тыс. км2 (52,2%), Иркутская область -97,628 тыс. км2 (25,2%), Забайкальский край - 55,608 тыс. км2 (14,4%). Следует отметить, что площадь БПТ превышает суммарную площадь всех заповедников и национальных парков России (317 тыс. км2).

Байкальская природная территория - единственная в России, которая находится под юрисдикцией Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», который определяет правовые основы охраны оз. Байкал. В соответствии со ст. 1 данного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят оз. Байкал, водоохранная зона, прилегающая к оз. Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к оз. Байкал, а также прилегающая к оз. Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.

Необходимо отметить, что принятие специального закона о природной территории - необходимое условие Конвенции о всемирном наследии ЮНЕСКО, предполагающее единое юридическое и управленческое поле для эффективного функционирования и надлежащего сохранения объектов всемирного природного наследия (ОВПН), к которым в декабре 1996 г. был отнесен и объект «Озеро Байкал» под номером 754.

На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:

- центральная экологическая зона (88,545 тыс. км2 - 23%) - территория, которая включает в себя оз. Байкал с островами, прилегающую к оз. Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к оз. Байкал; Центральная экологическая зона совпадает по границам с участком Всемирного природного наследия.

- буферная экологическая зона (219,563 тыс. км2 - 57%) - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь оз. Байкал в пределах территории Российской Федерации;

- экологическая зона атмосферного влияния (78,05 тыс. км2 - 20%) - территория вне водосборной площади оз. Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 км на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему оз. Байкал.

Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании ст. 3 ФЗ «Об охране озера Байкал» Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641 -р утверждены границы БПТ и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Почти вся территория Бурятии входит в БПТ, занимая 42,6% центральной экологической зоны (37,73 тыс. км2) и 74,7% буферной экологической зоны (163,755 тыс. км2).

В Центральной экологической зоне в границах Республики Бурятия расположены 9 из 23 муниципальных образований республики: большая часть Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского, Северо-Байкальского районов, г. Северобайкальск, а также частично Тункин-ский, Закаменский, Джидинский, Селенгинский районы. На данных территориях проживает 83,25 тыс. чел. (8,8% населения республики).

Остальные районы Бурятии, за исключением двух северных районов (Муйского и Баун-товского) и северо-восточной части Еравнинского района, полностью входят в буферную экологическую зону.

Разделение БПТ на экологические зоны предполагает введение в каждой из них специфических особенностей природопользования и специальных режимов хозяйствования. Наиболее серьезные ограничения хозяйственной и иной деятельности предусмотрены в Центральной экологической зоне.

Для охраны уникальной экологической системы оз. Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии со следующими принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы оз. Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему оз. Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы оз. Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

На БПТ запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему оз. Байкал: химическое загрязнение оз. Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимика-тов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления; физическое изменение состояния оз. Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в оз. Байкал); биологическое загрязнение оз. Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе оз. Байкал, в оз. Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с оз. Байкал.

На БПТ запрещается строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.

По мнению Т.П. Калихман, в определении БПТ есть несогласованность, в частности, определение «Байкальская природная территория» не позволяет связать его с границами объекта всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Ясно, что объекты всемирного природного наследия и БПТ — разные территории: фактически находясь на одной территории, они имеют разные границы, хотя основной задачей закона о Байкале была регламентация управления объектом природного наследия, огромным по площади и сложным по административной структуре и системе использования природных ресурсов [1].

В институциональной модели БПТ, включающей объект всемирного природного наследия (ОВПН) «Озеро Байкал» и новую систему муниципальных образований, следует учитывать противоречия, заложенные в действующем законодательстве об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) и существующие до настоящего времени границы и функции населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, принятые еще в советское время. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты подлежат особой охране.

Законодательство Российской Федерации об ООПТ состоит из Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Наличие двух уровней: федерального и регионального, обусловлено конституционным положением о том, что особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне законодательство об ООПТ представлено ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На региональном уровне в Республике Бурятия действует Закон Республики Бурятия от 29 декабря 2005 г. № 1438-Ш «Об особо охраняемых природных территориях Республики Бурятия», регулирующий отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Бурятия, включающих в себя особо охраняемые природные территории регионального и местного значений, в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира Республики Бурятия, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Следующей сложностью в институциональной модели становится возможность перевода земель из одних категорий (сельскохозяйственные, поселений, госземзапаса и др.) в другие (ООПТ, рекреационного назначения и др.), а также изменения статуса земель (федеральные, региональные, местные или муниципальные). Основное препятствие - в механизме изменения их категории и статуса. Процесс перевода упоминается в ст. 8 Земельного кодекса РФ. В новой редакции Федеральный закон о переводе земель устанавливает, что это допускается в исключительных случаях. Кроме того, границы населенных пунктов в ООПТ не всегда точно определены или подтверждены комитетами по земельным ресурсам администраций муниципальных образований.

Включение поселений в границы ООПТ является непродуманным решением при организации в 1986 г. Прибайкальского (ПНП) и в 1991 г. Тункинского (ТНП) национальных парков. А границы национальных парков и проекты их функционального зонирования определялись исключительно в рамках проведенного до этого лесоустройства территорий соответствующего ведомства и в дальнейшем так и не были утверждены правительством РФ. Наличие двух и более субъектов природопользования приводит к ситуации постоянных конфликтов местных сообществ и администраций ООПТ, что наиболее ярко проявляется и в ПНП, где сосредоточены основные поселения, и в ТНП, организованном в границах административного района (в ОВПН и БПТ входит 1/10 часть площади парка).

Предложения по установлению границ должны касаться не только поселений, относящихся к объектам градостроительной деятельности особого регулирования, но и границ национальных парков и функциональных зон их территорий с учетом предусмотренного межевания земель. Следовательно, следующая составляющая институциональной модели — это механизм реализации процессов межевания и государственной регистрации земель в соответствии с земельным и градостроительным законодательствами.

Природные парки могут служить «экологическим буфером» между ООПТ и национальными парками, и заповедниками, и используемыми в хозяйственной деятельности территориями. Природные парки более подходят для отдыха местного населения и позволяют снизить рекреационную нагрузку на ландшафты заповедников и национальных парков. В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в природных парках устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности их участков. Именно категория «природные парки» позволяет вывести земли из традиционно сложившегося хозяйственного использования, а также иметь собственную администрацию (в отличие от заказников и памятников природы). И благодаря небольшой площади природные парки более компактны и управляемы, что отличает их от национальных парков. Это еще одна составляющая институциональной модели компакт-

ность и ограниченность территории; односвязность территории с охватом наиболее сохранившихся ценных природных участков; гибкость в управлении и территориальном планировании; направленность на развитие рекреационной и туристической деятельности.

Развитию промышленности в Байкальском регионе особое значение придает то, что значительную его часть составляет водосборный бассейн оз. Байкал, охраняемый законом «Об охране озера Байкал». В пределах этой территории находятся Иркутско-Черемховский промышленный район Иркутской области и основная промышленная зона Республики Бурятия. Этот закон налагает серьезные ограничения на развитие промышленности в регионе. Возникает коллизия между необходимостью охраны окружающей среды в зоне объекта мирового природного наследия и необходимостью обеспечения достойного уровня жизни (особенно в случае закрытия градообразующих предприятий).

Территории, входящие в состав Байкальского региона резко различаются по уровню индустриального развития. Доля продукции Иркутской области в промышленности России составляет около 1,8%, Республики Бурятия - менее 0,3%, а Забайкальского края - 0,2%.

Согласно поправкам в Закон «Об охране окружающей среды» и Постановлению Правительства РФ № 643 от 20 февраля 2014 г. «О дополнительных мерах охраны озера Байкал», а если конкретно - об экономической деятельности в рамках БПТ, перечень запретов увеличился. Хотя в центральной зоне еще с 2009 г. запрещены заготовка древесины и добыча металлических руд, а также разведка и разработка новых месторождений, в том числе лечебных грязей и минеральных вод.

В июне 2014 г. принят Федеральный закон 181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изменения были внесены в Федеральные законы «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Градостроительный кодекс РФ и Водный кодекс РФ. Согласно принятым изменениям, на БПТ запрещается строительство новых хозяйственных объектов и реконструкция действующих без положительного заключения Государственной экологической экспертизы. Теперь на землях практически всего байкальского побережья Иркутской области и Республики Бурятия ограничены многие виды хозяйственной и экономической деятельности. В центральной экологической зоне фактически запрещено открывать новые промышленные производства, а к действующим предприятиям на побережье Байкала предъявляются более строгие природоохранные требования. На прибайкальской территории запрещено возводить предприятия легкой, пищевой, микробиологической, мукомольно-крупяной, комбикормовой и медицинской промышленности. Исключение сделали для заводов по розливу питьевой воды из Байкала и переработке дикоросов, фруктов, ягод и овощей, а также производства лекарственных растений.

Еще одним ограничивающим фактором для экономики Прибайкальской территории стали принятые Госдумой 20 июня 2014 г. поправки в Федеральный закон об обязательной экологической экспертизе проектов. По этому документу для любой без исключения стройки в регионе теперь нужно получать положительное заключение Государственной экологической экспертизы. В перспективе это грозит торможением не только отрасли коммерческого строительства, но и задержкой сроков при возведении многих социальных и инфраструктурных объектов: дорог, детских садов, школ, больниц, социальных учреждений. Введение новых запретов, возможно, оттолкнет инвесторов, не готовых к дополнительным издержкам.

В 2012 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 № 847 была утверждена ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы»*. Целью Программы является охрана оз. Байкал

* Финансирование ранее существующей ФЦП «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», в том числе подпрограммы «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», было прекращено в 2005 г.

и защита БПТ от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов. Общий объем финансирования Программы на 2012-2020 гг. составляет 58 158,5 млн. руб., в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 83,2 % (48 381,1 млн. руб., из них: капитальные вложения - 33 513 млн. руб.; научно-исследовательские работы - 464,1 млн. руб.; прочие нужды - 14 404 млн. руб.);

- за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -14,4 % (8 374,9 млн. руб. );

- за счет средств внебюджетных источников - 2,4 % (1 402,5 млн. руб.).

«Федеральная программа по охране озера Байкал состоит из двух частей. Собственно

охрана озера и социально-экономическое развитие Байкальской территории. В основном говорят только о том, как охранять озеро, но никто не говорит о социально-экономическом развитии региона», - отметил А.К. Тулохонов. По его мнению, поправки к закону об охране Байкала законсервирует экономику региона; федеральный закон об охране оз. Байкал ограничивает развитие экономики и Байкальского региона в целом, так как сделал территорию заповедником. По мнению члена СФ ФС РФ, Бурятия, фактически обладая ресурсами, не может ими пользоваться из-за институциональных особенностей региона [3].

Кроме того, в 2013 г. Министерство природных ресурсов РФ приняло решение о ликвидации Агентства по недропользованию по Республике Бурятия (Бурятнедра). Теперь на территории Сибири и Дальнего Востока отсутствует геологическое управление. Практически по всем вопросам недропользователям Бурятии придется обращаться в территориальное управление в Красноярске. Это явно не улучшит ситуацию с освоением и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых в Бурятии.

Проблема развития Республики Бурятия состоит в том, что республика не получает экономических преимуществ от того, что на ее территории находится уникальный природный объект, а также большое количество разнообразных месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов. Напротив, экономика республики несет повышенные затраты.

Ставки платы (водный налог) за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных и подземных водных объектов, расположенных в бассейне оз. Байкал, более чем в 2 раза выше, чем в бассейне рек Енисей и Лена.

Для БПТ нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

В республике построены станции доочистки на очистных сооружениях (стоимость очистки сточных вод на них более чем в 3 раза выше, чем на очистных сооружениях без до-очистки). На работу лесопромышленного комплекса влияет регламентация в области использования лесных ресурсов из-за увеличения территорий с особым режимом лесопользования -ООПТ, водоохранной зоны, защитных лесов, особо защитных участков. В связи с этим сырьевая база лесопромышленного комплекса «смещена» с наиболее удобных мест, близких к транспортным магистралям и пунктам переработки, в отдаленные горные районы. В Бурятии ограничены сплошные рубки, увеличены объемы экологически обоснованных рубок промежуточного пользования, внедрены экологобезопасная техника и технологии лесозаготовок. Все это в целом увеличило затраты на заготовку древесины.

Действуют экологические ограничения на размещение животноводческих комплексов, на использование химикатов и минеральных удобрений. Это обеспечивает сохранение качества вод Байкала, но в сельском хозяйстве это негативно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур. Хотя это могло бы способствовать производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Однако возможны препятствия в реализации данной продукции, так как рынок РБ заполнен продукцией производства КНР, себестоимость которой значительно ниже, чем будет стоить экологически чистая продукция.

Повышенный уровень производственных издержек и экологических затрат в экономике Республики Бурятия также обусловлен особенностями сложившегося за длительный период хозяйственного комплекса региона. Современная структура экономики региона неэффективна:

- в структуре промышленного производства преобладают отрасли, использующие первичные природные ресурсы;

- промышленное производство размещено на территории неравномерно, вследствие чего в отдельных промышленных узлах наблюдается значительная концентрация, что превращается в основные очаги загрязнения окружающей природной среды;

- в хозяйственном освоении природных ресурсов регион не имеет принципиальных отличий в применяемых технологиях;

- на горнодобывающих предприятиях и в лесном комплексе большие объемы отходов, загрязняющих природную среду и нарушающих сельскохозяйственные и лесные земли;

- комплекс производств не имеет законченного цикла, между ними нет технологической зависимости, что снижает экономическую эффективность их функционирования.

К удорожанию основных видов производственных ресурсов привело изменение статуса территории в связи с признанием оз. Байкал объектом мирового наследия и принятием Федерального закона «Об охране озера Байкал», совпавшего по времени с экономическими преобразованиями.

В настоящее время процесс формирования взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти и финансового обеспечения, передаваемых на региональный уровень полномочий, еще не закончен. В существующих условиях правительством Республики Бурятия проводится работа по поиску подходов к планированию и развитию экономики региона в условиях экологических ограничений.

Данные подходы закреплены в «Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года», согласно которой основная задача правительства Республики Бурятия в долгосрочной перспективе - создание условий для изменения структуры экономики в направлении развития инновационности, связанной с экологосберегающими технологиями. С решением данной задачи будет достигнута и главная цель - повышение уровня и качества жизни населения Республики Бурятия с достижением основных индикаторов до среднероссийского уровня.

Поэтому А.К. Тулохонов считает, что принятые поправки к ФЗ необходимо пересматривать в сторону смягчения экологического режима на прибайкальской территории. Запрет на все виды деятельности в Прибайкальском районе, включая сельхозпроизводство и деревообработку и рыбоводство, приведет к тому, что инвесторы откажутся заходить в этот регион. Это повлечет за собой потерю рабочих мест и безработицу в регионе, что явно не способствует его конкурентоспособности. Поэтому необходима научно обоснованная основа устойчивого развития региона.

Для региона с особо охраняемой природной территорией необходимо регламентировать определенные сферы его существования и развития: правовую базу, устанавливающую механизмы принятия и реализации решений; систему власти; вспомогательные и другие инфраструктурные службы.

Формирование системы специальных институтов управления и взаимоотношений между ними, определение их полномочий не могут не отражать интересов, которым она служит. Таким образом, задача заключается в формировании такой государственной региональной политики, которая позволяет сохранить устойчивость развития и поддерживать особые параметры территорий, значимых для государства.

Процесс управления такими территориями заключается в том, чтобы встраивать новые механизмы регулирования в среду, которая действует в соответствии с собственными правилами. Эффективной можно определить такую систему управления, которая будет обеспечивать согласованную стратегию и практику действий федеральных, региональных и муниципальных властей.

Отсутствие единых правил формирования системы управления особыми территориями означает фактически субъективный подход к установлению основной институциональной нормы, удобной для федеральной власти, следовательно, нестабильность системы управления, а также снижение результатов установления особого режима и специального федерального финансирования.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Регламентация хозяйственной деятельности на БПT должна способствовать решению проблем охраны природы с учетом жизненных интересов местного населения.

2. На сегодня компенсации в прямом виде и покрытие государством производственных издержек предпринимателей, обусловленных экологическими ограничениями, не представляются возможными. Основной формой возмещения экологически обусловленных потерь является привлечение инвестиций на замещение экологически опасного или экологически затратного производства другим видом экономической деятельности либо на замещение технологий и внедрение инноваций, которые позволяют восстановить эффективное функционирование в условиях экологических ограничений.

3. Необходимо разработать действенную систему мер по эффективным механизмам привлечения инвестиций в экологически ориентированную перестройку экономики региона, процедуры отбора эффективных инвестиционных проектов.

4. Необходимо развитие партнерства в области устойчивого развития БПT с точки зрения выработки единой позиции субъектов Российской Федерации, расположенных на БП^ и развития государственного частного партнерства.

Библиография

1. Калихман Т.П. Байкальская природная территория в институциональной модели охраны природы. - Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2008 - 65 с.

2. Максимова И.И. Херритории с особым статусом: типологические и институциональные аспекты: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - M., 2G1G.

3. Данные сайта СО РАН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bscnet.ru

Bibliography

1. The Baikal natural territory in the institutional model of nature environment // T.P.Kalihman. Irkutsk: Geography institute publishing house SB RAS, 2GG8. - 65 p.

2. Maksimova I.I. The territories with the special status: typological and institutional aspects: author's abstract of dis. ... doct. Ec. Sc. - M., 2G1G.

3. Data from the website SB RAS [Electronic resource]. - URL: http://www.bscnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.