Научная статья на тему 'Институциональные основы высшего образования в условиях глобализации'

Институциональные основы высшего образования в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанов Дмитрий Вадимович

В статье рассмотрены проблемы сохранения институциональных основ высшего образования в условиях глобализации. Показаны тенденции развития информации в условиях глобальной экономики знаний и роль высшего образования в этих тенденциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы высшего образования в условиях глобализации»

УДК 378

Д. В. Русанов

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрены проблемы сохранения институциональных основ высшего образования в условиях глобализации. Показаны тенденции развития информации в условиях глобальной экономики знаний и роль высшего образования в этих тенденциях.

Современные процессы глобализации затрагивают все стороны развития общества и, прежде всего, характеризуют тенденции, влияющие на рост взаимосвязанности и взаимозависимости в мире. Это результат взаимозависимости экономических и финансовых секторов на мировом уровне. Причем глобализация все чаще рассматривается в единстве с финансово-экономической сферой в силу того, что сегодня возможно извлечение более высокой прибыли от вложения капитала в сочетании с возможностью размещения производства товаров и услуг почти по всему миру.

Глобализация начиналась, прежде всего, как экономический процесс, как стремление к нахождению новых рынков сбыта и дешевой рабочей силы. Сегодня транснациональные корпорации создали разветвленные, опутывающие весь мир организационные сети, координирующие производство продукции и ее продажу.

Экономические источники глобализации подчеркивают практически все исследователи, которые рассматривают ее как революционный, гетерогенный, уникальный характер. Так, по мнению У. Бека, функционирующая в глобальных масштабах экономика подрывает основы национальной безопасности и национальных государств [1, с. 10-11]. Современные процессы активизируют то, что всегда незримо присутствовало в капитализме: предприятия, особенно функционирующие в глобальном масштабе, играют ключевую роль не только в организации экономики, но и общества в целом (они в состоянии отнимать у общества такие материальные ресурсы, как капитал, налоги, сырье, рабочие места и т.д.).

Связь глобализации с капитализмом подчеркивает и другой современный социолог - З. Бауман, хотя и не сводит ее только к капиталистическим отношениям. Развитие неолиберализма и глобальных процессов сделали ключевым потребительский, поверхностный стиль жизни. Глобализация порождает ориентацию общества на рыночные ценности, тем самым глобальные экономические отношения заменяют власть национальных государств. Одновременно с этим экономическая составляющая, по мнению и У. Бека, и

З. Баумана, оставляет глобальные потоки за капиталом, рынками, транснациональными корпорациями, тогда как большинство населения («бродяги») находятся в болоте «локализации», создавая множество гетерогенных общностей, часто изолированных друг от друга.

Интеграция высшего образования в процессы глобализации приводит к целому ряду институциональных, структурных, организационных трансформаций высших учебных заведений [2, с. 54-77]. Университет как основной социальный институт, провозглашенный в знаменитых теориях постиндустриального общества Д. Белла, под влиянием информационно-глобальных

тенденций трансформируется, получая новые конфигурации, которые ставят под сомнение само институциональное существование высшего образования. Воспринимая глобализацию как экономические процессы, многие авторы стремятся обосновать рыночноориентированную направленность университета, «академический капитализм» как основу научно-исследовательской и инновационно-образовательной деятельности.

Признавая экономические источники глобализации первичными, необходимо отметить, что под влиянием современных процессов экономика сама изменяется. Глобальная экономика отличается от предшествующих типом производственной деятельности, базовыми технологиями, структурой [3, с. 40-41]. Современные процессы информатизации и глобализации породили новый этап развития экономики знаний, в котором качественно меняются такие экономические параметры, как факторы производства, тип производственной деятельности, базовые технологии, разновидности товаров, услуг, производственная деятельность человека и т.д. На базе использования новых технологий происходит формирование отраслей, специфическим образом сочетающих формы производства товаров и услуг: 1Т, средства связи, интернет-услуги. Высокие технологии проникают и в другие сектора экономики.

Основными ресурсами глобальной экономики выступают знания и информация, которые могут выступать и как предмет, и как средство труда. В первом случае это первичные необработанные данные, во втором - совокупность знаний, с помощью которых информация может быть обработана и использована.

При этом информация как производственный ресурс специфична [3, с. 41]. Распространение информации тождественно ее самовозрастанию -она становится стандартным свойством факторов производства. Потребление информации не ведет к ее исчерпаемости как производственного ресурса: вне зависимости от того, кто и в каких количествах, насколько интенсивно использует информацию, она не уменьшается в объеме.

Социальная составляющая информации как основы современной экономики формирует социокультурную направленность процессов глобализации. В этом отношении большой интерес представляют работы постмодернистов (Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко), которые, говоря об информации, не используют экономические категории, не затрагивают изменения в структуре занятости, не касаются обмена информацией во времени и пространстве. Постмодернисты воспринимают информацию, прежде всего, как систему знаков и символов. Они исследуют быстрое развитие средств массовой информации, их гипнотическое воздействие на общество в целом и его отдельные социальные группы, разнообразные медийные формы, кабельное телевидение, рекламу, моду, человеческое тело, тату. Они привлекают наше внимание к проникновению глобализации в повседневную жизнь, пытаясь представить ее как глокальную (глобальную и локальную одновременно), говоря об исчезновении публичного пространства, которое происходит одновременно с исчезновением приватного пространства. «Одно - уже более не спектакль, другое - уже более не тайна» [4, р. 130].

По мнению Р. Барта, любой наш жизненный опыт - опыт информационный. Поэтому мы не просто живем в мире, в котором у нас есть какая-то информация, мы обитаем в мире, созданном информацией. В таких условиях высшее образование способствует не просто передаче определенного количе-

ства знаний, а формирует умение получать эти знания, уметь дифференцированно воспринимать информацию из разных источников и применять ее в профессиональной деятельности. Образование в современных условиях приобретает метаквалификационные характеристики, которые позволяют каждому человеку интегрироваться в структуры занятости, досуга, общественной деятельности и т.д.

Таким образом, глобализация представляет собой именно социокультурный феномен, поскольку культура - наиболее глобализированная сфера, где социальные отношения максимально символизированы и могут осуществлять без привязки к определенной территории. Такая трактовка глобализации позволяет рассматривать и изменения в высшем образовании как социокультурные изменения, что способствует сохранению его институциональных основ.

Глобализация высшего образования затрагивает и экономические, и социокультурные основы и выражается в следующих тенденциях:

- усиление диверсификации высшего образования путем расширения приоритетов его развития;

- нахождение определенного равновесия между централизацией и децентрализацией, которые обеспечивают, с одной стороны, приоритетность высшего образования в государственной политике, а с другой - усиливают независимость высших учебных заведений за счет новых источников финансирования, что способствует развитию предпринимательской культуры в стенах университетов;

- превращение высших учебных заведений в мультиструктуры, которые интегрируют функции обучения, научных исследований, служение обществу.

Глобализация высшего образования способствует созданию мирового образовательного пространства. По мнению С. И. Лашко, можно выделить три подхода к исследованию процесса формирования единого образовательного пространства: системный, эволюционно-культурологический и постиндустриальный [5, с. 16].

В рамках постиндустриального подхода акцент делается на изменении структуры знаний, необходимости инновационного обновления, «на опережение» не только явных, но и неявных знаний. С точки зрения эволюционно-культурологического подхода функция знаний раскрывается через традиционные и нетрадиционные каналы передачи информации, определяются прямые и косвенные способы интеграции национальных образовательных систем, нацеленные на снижение культурных барьеров движение явных знаний на глобальном рынке образовательных услуг. С точки зрения системно-институционального подхода функция знаний раскрывается через принципы целеполагания при импортировании институтов знаний для достижения определенного системного качества всего образовательного пространства в целом.

На наш взгляд, в рамках постиндустриального подхода под влиянием сиюминутных практических требований выживания и повышения уровня конкурентоспособности университетов и их выпускников в высшем образовании переосмысливается и сужается понятие «знание». Проявлением этого выступают следующие проявления процессов глобализации в отдельных университетах [6, р. 81-105]:

- стремление университетов набрать как можно больше иностранных студентов и преподавателей;

- сдвиг научных школ в сторону сближения стратегий административного управления, разработки учебных программ, отбора научных направлений и абитуриентов;

- выбор вузом какой-то узкой специализации, привлекающей наибольшее число абитуриентов;

- заметное повышение роли университетских органов административного управления, т.к. в основе глобализации лежит принцип «стратегического управления», требующего наличия глубокого знания внешних союзников и конкурентов для быстрого принятия решений;

- рост количества временных преподавателей, вызванный расширением рынка образовательных услуг и возрастанием разрыва между преподаванием и научно-исследовательской работой.

Одновременно с этим мировой рынок образовательных услуг, предполагая разветвленный экспорт образования, включает в себя разные формы предоставления образовательных услуг, которые способствуют сохранению институциональных основ высшего образования. Согласно генеральному соглашению по торговле и услугам (GATS) существует четыре способа торговли образовательными услугами [7, с. 20; 8, с. 58-59; 9, с. 9-10]:

- потребление образовательных услуг за рубежом при посещении страны-поставщика (передвижение потребителей). Интеркультурные взаимодействия проникают в систему высшего образования, способствуя межкуль-турной коммуникации, интернациональным связям;

- поставка услуги через границу без участия потребителя (дистанционное обучение). Дистанционное образование стало возможным за счет использования новых информационных технологий (кабельная и спутниковая связь, проведение аудио- и видеоконференций, программное обеспечение для ПК и CD-ROM и Интернет), и по мере развития этих технологий можно прогнозировать дальнейшее развитие дистанционного образования. Провайдерами образовательных услуг в рамках дистанционного обучения могут быть любые высшие учебные заведения, а также компании или сетевые объединения вузов и(или) компаний, занимающихся представлением высшего образования за рубежом. Создание системы регулирования деятельности провайдеров, заинтересованность в социальной защите потребителей образовательных услуг - пример институциональной направленности высшего образования;

- коммерческое присутствие поставщика в стране-потребителе (офшорные иностранные университеты). Мобильность вузов пока не получила такого широкого распространения, как мобильность студентов или преподавателей, поскольку такая форма предоставления образовательных услуг сопряжена с определенным предпринимательским риском. Наиболее распространенная форма такого образования - открытие иностранных университетов или зарубежных обучающих центров, создаваемых иностранными провайдерами образовательных услуг. Этот вид обучения не дает студентам такого культурного и языкового опыта, как при обучении за рубежом, но преимуществом такого вида потребления образовательных услуг становится их низкая стоимость. Создание офшорных зон высшего образования широко распространено в австралийских университетах;

- участие в образовательном процессе профессорско-преподавательского состава из страны-поставщика в стране-потребителе (передвижение по-

ставщика услуг). Один из традиционных способов развития интернациональных связей в высшем образовании, получивший распространение еще в средневековых университетах, сегодня получает почти такое же распространение, как и мобильность студентов.

В глобальном обществе, где формируется экономика знаний, повсеместно признается, что инвестиции в высшее образование могут принести пользу не только индивиду, но и обществу в целом [10, 11]. Однако большинство исследований подчеркивает экономическую выгоду от инвестиций в высшее образование. В докладе ЮНЕСКО «Финансирование инвестиций в образование и отдача» (2002) на основе исследований в 16 странах было показано, что инвестиции в человеческий капитал обеспечивают увеличение темпов экономического роста на 0,5 %. В огромном количестве международных исследований доказывается, что образованная рабочая сила позволяет существенно повышать производительность труда, и одновременно профессионализм отдельных индивидов способствует поддержанию занятости на устойчивом уровне, а также ведет к повышению заработной платы и доходов. Таким образом, общество возвращает вложенные в высшее образование средства в виде высокой базы налоговых поступлений и роста спроса на товары и услуги [10, с. 27]. Выгоды от развития системы высшего образования и повышения уровня граждан выходят далеко за рамки чисто экономических преимуществ.

К областям, на которые получение гражданами высшего образования оказывает положительное воздействие, относятся личное здоровье, развитие местного самоуправления, участие граждан в жизни местных сообществ, политическое участие, уменьшение зависимости от государственных программ помощи и т. д.

Социальная и культурная ценность высшего образования как социального института выступает локальной ценностью европейского высшего образования. Европейские исследователи высшего образования постоянно подчеркивают, что данный социальный институт остается общественным благом (хоть и конкурентоспособным), что обеспечивается путем значительного государственного финансирования национальных систем высшего образования [12, 13]. В Европе достигнута договоренность о государственной ответственности за высшее образование, которая подразумевает как минимум разработку структуры образовательной системы, общих условий оказания услуг высшего образования (вне зависимости от того, кто их оказывает). В рамках документов Болонского процесса подразумевается, что государства:

- определяют структуру степеней и соответствующие требования;

- обеспечивают систему оценки качества и его обеспечения;

- обеспечивают равный доступ для всех достаточно способных кандидатов;

- финансируют системы высшего образования наряду с потребителями образовательных услуг.

Институциональная направленность высшего образования признается и в отечественной традиции образования, на что направлены и процессы модернизации высшей школы, и интеграция в европейское образовательное пространство, и развитие социальных механизмов защиты высшего образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Поддержка высших учебных заведений, внедряющих инновационно-образовательные программы, способствует сохранению и развитию отечественных

научных школ, сконцентрированных в университетах; созданию и поддержанию современной учебно-лабораторной и информационной базы университетов, конкурентоспособной на мировом рынке; повышению качества подготовки специалистов и т.д. В целом это способствует сохранению социальной направленности высшего образования как одного из основных институтов современного общества.

Список литературы

1. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. - М., 2001.

2. Налетова, И. В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма / И. В. Налетова. - Тамбов, 2005.

3. Карпенко, О. М. Трансформация экономического пространства и системы образования в условиях современности / О. М. Карпенко, И. А. Крутий, Ю. П. Лежнина // Социология образования. - 2007. - № 4.

4. Baudrillard, J. Ecstasy of Communication / J. Baudrillard // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. - Port Townsend : Bay Press, 1983.

5. Лашко, С. И. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг: теория, модели, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / С. И. Лашко. - Ростов-на-Дону, 2008.

6. Stromquist, N. P. Internationalization as a response to globalization: Radical shifts in university environments / N. P. Stromquist // Higher Education. - 2007. - V. 53. -№ 1.

7. Белам, Е. П. Стратегическое управление развитием регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Е. П. Белан. - Ростов-на-Дону, 2007.

8. Воинова, О. В. Мировой рынок образования / О. В. Воинова // Социология образования. - 2008. - № 1.

9. Карпенко, М. П. Экспорт российского высшего образования / М. П. Карпенко // Социология образования. - 2008. - № 1.

10. Крихельс, С. Польза от высшего образования / С. Крихельс // Социология образования. - 2006. - № 1.

11. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. -М., 2003.

12. Ниборг, П. Высшее образование как общественное благо и предмет ответственности общества / П. Ниборг // Высшее образование в Европе. - 2003. -Т. XXVIII. - № 3.

13. Баркхольт, К . // Болонский процесс и теория интеграции: сближение и независимость. - 2005. - Т. ХХХ. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.