Научная статья на тему 'Институциональные основы городского хозяйства регионального центра России в конце XVIII – начале XXI вв. (на материалах Тамбова)'

Институциональные основы городского хозяйства регионального центра России в конце XVIII – начале XXI вв. (на материалах Тамбова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / URBAN MANAGEMENT / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT / STATE AND PUBLIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

Впервые рассматривается история возникновения и развития функций государственных, муниципальных, частных учреждений, предприятий и организаций, составлявших институциональную основу городского хозяйства. Вопрос рассматривается на материалах типичного российского регионального города Тамбова более чем 200-летнего периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF URBAN REGIONAL CENTER OF RUSSIA IN THE END OF 18 TH – BEGINNING OF 21 ST CENTURIES (ON MATERIALS OF TAMBOV)11st Tambov branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The history of the origin and development of the functions of government, municipal and private institutions, businesses and organizations that constitute the institutional framework for the city economy is considered. This question is discussed on the materials typical for Russian regional city such as Tambov for more than 200 years period.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы городского хозяйства регионального центра России в конце XVIII – начале XXI вв. (на материалах Тамбова)»

УДК 93/94

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XXI вв. (НА МАТЕРИАЛАХ ТАМБОВА)

© Алексей Юрьевич ИЛЬИН

1-й Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, профессор, директор, e-mail: auilyin@yandex.ru

Впервые рассматривается история возникновения и развития функций государственных, муниципальных, частных учреждений, предприятий и организаций, составлявших институциональную основу городского хозяйства. Вопрос рассматривается на материалах типичного российского регионального города Тамбова более чем 200-летнего периода.

Ключевые слова: городское хозяйства; государственное и муниципальное управление; государственные и общественные институты.

При всей житейской актуальности вопросов городского хозяйства в историческом плане эти вопросы изучены в очень малой мере. Даже в наиболее крупных исследованиях они рассматриваются как второстепенные сюжеты деятельности органов государственного и городского управления, местного самоуправления [1-4].

Работ, специально посвященных историческому развитию институтов, которые занимались решением вопросов городского хозяйства, практически нет вовсе. В упомянутых выше и подобных им работах речь в основном идет о том, что ведение городского хозяйства было одной из функций городских дум и управ, приводятся отдельные примеры реализации этой функции. Примерно в таком же ключе, только с большим количеством примеров, рассматриваются функциональные обязанности Тамбовской городской думы и управы, в меньшей мере городского совета [5-10].

Вместе с тем, как нам представляется, именно институциональные основы, четкость или неопределенность во взаимодействии органов государственного управления и городского самоуправления определяли оперативность и эффективность решения проблем городского хозяйства.

В данной статье мы попытаемся выяснить функции и в какой-то мере способы реализации функции по управлению городским хозяйством тех институтов, которые так или иначе занимались соответствующими вопросами применительно к российским регио-

нальным центрам на разных этапах истории конца XVIII - начала XXI в. Взятый нами в качестве образца таких центров Тамбов на протяжении двух с лишним столетий являлся типичным губернским, а затем и областным городом Центра Европейской России.

Мы посчитали достаточным для раскрытия темы привлечение в качестве источников главным образом нормативных и справочных изданий как общероссийского, так и местного, тамбовского характера. Среди изданий по городам России особо отметим «Военно-статистическое обозрение Российской империи», «Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 гг.», «Городские поселения в Российской империи», в соответствующих томах которых, в частности, речь идет об обязанностях Городской думы Тамбова по ведению городского хозяйства города. Аналогичные материалы советского времени публиковались в сборниках декретов Советской власти, постановлений Коммунистической партии и Советского правительства [11-16].

Из числа тамбовских изданий особенно отметим путеводитель по Государственному архиву Тамбовской области, который содержит подробные характеристики многочисленных фондов государственных учреждений, органов местного самоуправления и, что самое главное для нашей темы, их структурных подразделений, непосредственно занимавшихся решением вопросов городского хозяйства [17].

В тех случаях, когда информация путеводителя была недостаточной, нам приходилось обращаться к архивным описям фондов интересующих нас институтов. В описях, как правило, достаточно широко описываются структура и функции государственных и общественных органов, учреждений, предприятий, в т. ч. и оставляющих институциональную основу городского хозяйства.

Для конкретизации вопросов темы были привлечены другие региональные справочные издания и некоторые опубликованные делопроизводственные документы [18-22].

В соответствии с российскими бюрократическими традициями городское хозяйство губернских и областных центров находилось под контролем региональных администраций. В конце XVIII - первой половине XIX в. канцелярия Тамбовского губернатора и губернское правление контролировали строительство некоторых хозяйственных объектов в городе, утверждали росписи городских доходов и расходов, занимались вопросами кредитования городского хозяйства, зачастую непосредственно ведали вопросами благоустройства Тамбова. В работах историков приведено немало фактов о деятельности административных губернских органов вплоть до личного участия губернаторов в организации мощения городских улиц, устройства их освещения, поддержания в городе санитарного порядка, озеленения губернского центра [23-27].

На основании «Городового положения» 1870 г. было образовано специальное губернское по городским делам присутствие для надзора за деятельностью учреждений городского самоуправления, в 1892 г. оно вошло в состав единого губернского по земским и городским делам присутствия. Статус этого учреждения соответствовал духу эпохи «Великих реформ». Оно не контролировало повседневную деятельность органов городского самоуправления, осуществляя общий надзор и не доходя до какого-то конкретного руководства вопросами городского хозяйства. Но все-таки оно следило за журналами заседаний и постановлениями городских дум и управ, готовило эти документы на утверждения губернатору. В частности, совместному ведению городских дум и губернских властных структур относились такие вопросы городского хозяйства, как пожарная безо-

пасность, санитарный порядок, градостроительство. По этим вопросам думы и управы направляли все документы в городской стол канцелярии губернатора, который проверял их законность и переадресовывал по назначению [6, с. 19].

Значительно большим административное участие губернских, а затем областных властных институтов в городских делах стало при Советской власти. Не случайно сразу после роспуска Тамбовской городской думы в марте 1918 г. был создан городской муниципальный комиссариат при губернском исполкоме Советов [20, с. 41]. Но, как многие советские решения первых послереволюционных месяцев, это решение имело декларативный характер. Тамбовская городская управа, которая как раз и занималась повседневно вопросами городского хозяйства, была реально ликвидирована только через месяц [20, с. 49]. Нельзя не сказать, что в самые первые послереволюционные годы отдел местного хозяйства был создан при губернском управлении НКВД, которое в первую очередь занималось поддержанием «революционного порядка» на местах.

В такой обстановке советские учреждения вопросы городского хозяйства, как почти все другие вопросы, стремились решать революционными методами. Образцом можно признать постановление Тамбовского горисполкома, которым отделу городского хозяйства поручалось привлечь городскую буржуазию к общественным работам [20, с. 102]. Под такими работами понималось элементарное метение улиц или расчистка их от снега. Эти работы имели не столько реальный хозяйственный смысл, сколько были формой унижения бывших господ.

Считаем уместным отметить, что среди советских деятелей первых послереволюционных лет были не только революционные фанатики, но и вполне прагматические управленцы, трезво оценивавшие институциональные основы коммунального хозяйства. Так, в декабре 1918 г. председатель Тамбовского губисполкома М.Д. Чичканов направил письмо в президиум ВЦИК и Народный комиссариат внутренних дел, в котором доказывал необходимость существования городских исполкомов в крупных городах, где городское хозяйство «слишком обширно». В противном случае, как отмечал там-

бовский губернский руководитель, губис-полкому «придется заниматься главным образом городскими делами, уклоняясь от своей прямой обязанности налаживании советской работы в губернском масштабе» [20, с. 136].

Весной 1920 г. при губернском, уездном и городском исполкомах Советов появились самостоятельные коммунальные отделы. В круг деятельности коммунотделов помимо прочих обязанностей входили муниципализация городской недвижимости; заведование ремонтно-строительными работами в муниципализированных домовладениях, эксплуатация земель, отводимых коммунотделам; заведование коммунальными предприятиями общегородского значения (водопровод, электростанции, канализация, уборка мусора, бани, прачечные и т. п.); благоустройство населенных пунктов; организация местного транспорта; распределение топлива жителям и советским учреждениям.

Коммунальные предприятия, находящиеся в ведении отделов коммунального хозяйства, действовали на основании собственных «уставов» (по-современному, положений и инструкций), имели своей целью обслуживание потребителей: населения, учреждений, предприятий и пр., расположенных на подведомственной территории - каждый в своей сфере.

В соответствии с приказом Тамбовского советского губисполкома от 21 февраля 1924 г., в его составе был образован губернский отдел местного хозяйства (ГОМХ), который являлся исполнительным органом гу-бисполкома по делам промышленности и коммунального хозяйства. Ясно, что при таких функциональных обязанностях внимание к коммунальным вопросам были у этого органа на втором месте.

На основании декрета Совета Народных комиссаров РСФСР от 20 декабря 1924 г. «О коммунальных предприятиях, действующих на началах хозяйственного расчета (трестах), находящихся в ведении исполнительных комитетов» под общим наблюдением и руководством ГОМХа создавались тресты, объединяющие ряд коммунальных предприятий с целью управления данными предприятиями и извлечения прибыли. Совершенно понятно, что такой чуть ли не рыночный подход соот-

ветствовал эпохе новой экономической политики.

После ликвидации Тамбовской губернии на протяжении недолгого времени (19281930 гг.) действовал Отдел коммунального хозяйства Тамбовского окружного исполкома [17, с. 491]. Параллельно с ним вопросы городского хозяйства решал также Отдел местного хозяйства исполнительного комитета окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (окрОМХ. окрместхоз) [28]. Период его деятельности также был ограничен коротким сроком 19281930 гг. В соответствии с духом времени одной из важнейших обязанностей отдела была разработка планов работы подведомственных учреждений и предприятий, в частности, пятилетнего плана коммунального хозяйства на 1928-1933 гг. ОкрОМХ контролировал отчеты коммунальных трестов, занимался электрификацией и благоустройством Тамбова.

Большую часть 1930-х гг. (период отсутствия Тамбовской области) городское хозяйство Тамбова находилось в ведении Воронежского облисполкома. Тамбов для тогдашнего областного центра был одним из районных центров, которому явно уделялось недостаточное внимание, о чем свидетельствуют факты убогого состояния коммунального хозяйства нашего города [7].

С образованием в 1937 г. самостоятельной Тамбовской области был организовано Управление коммунального хозяйства исполнительного комитета областного Совета народных депутатов (облкомхоз) для руководства работой коммунальных предприятий области [17, с. 491]. При облкомхозе были организованы управление жилищного хозяйства (действовало в 1938-1955 гг.), бюро технической инвентаризации, которое за время своего существования несколько раз ликвидировалось и вновь организовывалось, ведомственный арбитраж (1939-1942).

На основании решения облисполкома от 20 июня 1967 г. областной отдел коммунального хозяйства был преобразован в областное управление коммунального хозяйства, в связи с чем структура облкомхоза изменилась. Система подведомственных учреждений управления включала восемь областных организаций (облводоканал, облкоммунэнер-го, облремстройтрест, облгаз, учебный пункт, машиносчетная станция, проектно-

сметное бюро); горкомхозы, включая Тамбовские городские комбинаты коммунальных предприятий и благоустройства.

Управление контролировало сохранность и благоустройство жилищно-коммунального фонда, обеспечивало пропорциональное развитие всех отраслей, подведомственного ему жилищного и коммунального хозяйства на основе установленных норм обслуживания; осуществляло контроль над строительством, восстановлением, реконструкцией и эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства области.

В соответствии с несколькими решениями облисполкома 1988 г., на базе управления ЖКХ области было создано Тамбовское территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно в городах области были созданы многоотраслевые производственные объединения ЖКХ. В их состав по территориальному принципу были переданы все коммунальные и жилищные службы за исключением «Тамбовоблкоммунэнерго», причем в Тамбове с обособленным аппаратом управления.

Будучи типичной структурой советской плановой экономики, объединение главным образом занималось контролем над составлением и исполнением коммунальными службами производственных планов, планов и титульных списков по благоустройству, планов капитальных вложений. Большое значение придавалось проверке годовых технико-эксплуатационных отчетов коммунальных предприятий, статистических отчетов о выполнении планов ввода в действие мощностей, основных фондов и т. д. [17, с. 491].

Помимо специального управления коммунального хозяйства некоторые вопросы городского хозяйства решали другие областные структуры. В частности, действующее с 1940-х гг. по настоящее время Управление архитектуры и градостроительства Тамбовской области следит за жилищным и гражданским строительством в Тамбове, особое значение придает сносу ветхого жилья, фактам нарушения порядка приемки в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского назначения и т. д. [29]. В 1969 г. Управление подготовило специальное решение облисполкома «Об утверждении правил застройки г. Тамбова».

В соответствии с постановлением оргкомитета ВЦИК по Тамбовской области от 24 января 1938 г. была организована областная проектная контора «Облпроект». В частности, эта организация обеспечивала проектно-сметной документацией жилищно-коммунальное строительство, осуществляла авторский надзор за строительством и оказывала ему техническую помощь. Решением облисполкома от 8 июля 1964 г. контора была преобразована в проектный институт. На институт возлагалась разработка генеральных планов городов, в первую очередь областного центра, проектов застройки жилых районов и других градостроительных комплексов с обязательным учетом потребностей коммунального хозяйства. В 1993 г. институт в условиях становления рыночной экономики был преобразован в АООТ ПИ «Тамбовграж-данпроект». Но главные задачи в принципе остались те же: разработка проектной документации возведения зданий и объектов, в т. ч. коммунального назначения, проектов застройки микрорайонов, благоустройства и реконструкции улиц, площадей, скверов, инженерных сооружений [17, с. 463-464].

Некоторую роль в решении вопросов городского хозяйства играли губернские и областные статистические органы: Статистическое бюро (отдел) исполнительного комитета Тамбовского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губстатбюро, губстатотдел), действовавшее в 1918-1928 гг., и Статистическое управление исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся (облстатуправление), созданное в 1937 г [30]. Эти организации проводили обследования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, периодически выпускали статистические сборники «Жилищное и коммунальное хозяйство Тамбовской области», которые давали важный аналитический материал для институтов городского хозяйства.

Специфическую роль в развитии городского хозяйства в советский период играли областные партийная (коммунистическая) и комсомольская организации.

Партийное руководство сферой городского хозяйства институционально выражалось в создании партийных организаций в различных подразделениях коммунального хозяйства. В Тамбове в 1930-1980-е гг. дей-

ствовали организации ВКП(б) - КПСС Тамбовского городского отдела коммунального хозяйства, Тамбовского управления жилищно-коммунального хозяйства, производственного управления водопроводно-коммунального хозяйства («Водоканал»), предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, Тамбовского производственно-энергетического объединения «Тамбовоблкоммун-энерго», Тамбовских городских жилищноэксплуатационных участков, Тамбовского треста зеленого хозяйства [31, с. 134-135].

Наиболее ярким примером прямого партийного руководства коммунальной деятельностью областного центра стало принятие по инициативе Тамбовского обкома КПСС постановления Совета министров РСФСР № 317 от 27 июня 1978 г. «О мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 гг. городского хозяйства г. Тамбова». Выполнение этого постановления на протяжении конца 1970-х -начала 1980-х гг. было одной из важнейших забот областной и тамбовской городской организаций КПСС [32-34].

Особый партийный контроль над выполнением Постановления привел к подключению республиканских институтов власти. Так, в феврале 1979 г. Министерство финансов РСФСР выделило Тамбовскому облисполкому денежные средства для укрепления берегов реки Цна в черте Тамбова, строительства городских магистральных дорог и ливневой канализации в областном центре [21, с. 190].

Участие комсомольской и даже пионерской организации в решении задач городского хозяйства, с одной стороны, было вполне прагматическим делом, связанным с возможностью использовать бесплатный труд молодежи и юношества по уборке улиц, сбору металлолома, озеленению городов и т. п. С другой стороны, все эти виды хозяйственных работ облекались идеологической оболочкой коммунистического воспитания молодежи. Та же уборка улиц от мусора, пыли, грязи, снега, льда проходили под маркой коммунистических субботников. Сбор металлолома многие годы был одной из важнейших воспитательных задач пионерии. Разбитый во многом усилиями молодежи 1960-х гг. парк в заречной части Тамбова был назван значимым для молодых людей словом «Дружба».

Решению некоторых производственных и социальных вопросов работников коммунального хозяйства в определенной мере способствовали областные отраслевые профсоюзные организации. С 1940 г. существовал областной комитет профсоюзов рабочих местной промышленности и коммунальнобытовых предприятий [35], На протяжении нескольких десятилетий работал отдельный областной комитет рабочих жилищного хозяйства, реорганизованный в 1990-е гг. в областной профсовет работников жилищнокоммунального хозяйства и бытового обслуживания [36].

Если губернские и областные административные и общественные институты в большей мере контролировали, направляли, в меньшей мере конкретно содействовали решению вопросов городского хозяйства областного центра, то органы городского самоуправления и управления занимались этой работой непосредственно.

Учрежденные на основании «Жалованной грамоты городам» 1785 г. Городские думы и управы имели немного полномочий вообще и в области городского хозяйства в частности. Да и эти полномочия порой выглядели очень расплывчато.

«Городовое положение» 1870 г. предоставило органам городского общественного самоуправления значительно большие полномочия, в т. ч. в ведении городского хозяйства (благоустройство города, проведении телеграфных и телефонных линий, улучшение уличного освещения, устройство водопровода и электростанций, мостов, дорог, колодцев) [37].

Многочисленные обязанности между членами Управы распределялись примерно одинаково, но с точки зрения руководства городским хозяйством весьма неопределенно. Так, в 1902 г. в ведении члена Тамбовской городской управы Н.И. Ефремова состояли такие вопросы, как контроль над городской скотобойней и наблюдение за сборами и порядком на базаре, а А.А. Ерофеева - контроль над городским водопроводом, ассенизационным обозом, очисткой площадей и улиц, свалкой нечистот, освещением, городским пастбищем, мостовыми 2-й части города, кладбищами и т. п. У членов Управы часто появлялись дополнительные хозяйственные обязанности. Среди них были и, ска-

жем так, несколько неожиданные, например, появившееся в 1907 г. «наблюдение за контрагентом по ловле собак» или введенный в 1909 г. «контроль за поступлением сбора с лошадей, экипажей, велосипедов и собак» [2, с. 64].

Хотя городские думы и управы постепенно формировались как институты гражданского общества, государство пыталось сохранить всевозможные меры административного контроля над органами городского самоуправления. В частности, в обязанности городских полицейских управлений входил надзор за благоустройством городов и за строительством частных жилых домов [17, с. 76].

Как уже отмечалось, еще больший контроль государства и его «руководящей и направляющей силы» Коммунистической партии испытывали городские советы депутатов и их исполнительные комитеты. Собственно они были частью советского государства [38].

Практически изначально в составе исполнительного комитета Тамбовского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был создан отдел коммунального хозяйства (горкомхоз), который пережил целый ряд структурных перестроек [39]. Постановлением Тамбовского губисполкома от 24 мая 1918 г. была утверждена Коллегия по делам местного городского хозяйства, состоявшая из заведующих отделами городского хозяйства. В соответствии с решением горисполкома от 27 сентября 1918 г., коллегия прекратила деятельность с передачей функций отделам городского хозяйства. В 1924 г. горкомхоз реорганизовался в Управление Тамбовским городским хозяйством с подчинением его губернскому отделу местного хозяйства. Управление имело свою сравнительно разветвленную структуру, состоявшую из секций общего делопроизводства, хозяйственной, финансово-отчетной и налоговой, жилищно-земельной, строительной и благоустройства. К концу 1930-х гг. структура Управления коммунальным хозяйством Тамбова еще больше усложнилась. В нее входили жилищное управление (при нем Горжилснаб и Ремстройкон-тора), гостиница, электростанция, трест «Во-доканализация», баня, контора парикмахерских, трест зеленого строительства, трест

очистки города, трест мелких предприятий, трест «Дормостстрой».

Система управления городским хозяйством постоянно менялась и во второй половине XX в. При этом низкую эффективность и большое количество хронических проблем чаще всего пытались компенсировать непрерывными организационными переменами. В 1970- 1980-е гг. подразделения, непосредственно обеспечивавшие содержание жилищного фонда, неоднократно меняли свой статус. Жилищно-коммунальные конторы (ЖКК) становились жилищно-эксплуатационными участками (ЖЭУ), потом реорганизовывались в домоуправления (ДУ), в муниципальные предприятия жилищного хозяйства (МПЖХ), и уже в начале нынешнего века приобрели форму управляющих компаний.

Особым периодом в истории городского хозяйства были 1990-е гг. Именно тогда в результате начавшейся реформы местного самоуправления разрушались централизованные вертикали управления, и складывалась современная структура управления. В Тамбове появились новые институты городского хозяйства (управление дорожного хозяйства и благоустройства, управление пассажирских перевозок, городская аварийнодиспетчерская служба).

В истории городского хозяйства помимо постоянных подразделений возникали и временные структуры (секция городского лесного и топливного хозяйства - 1920-е гг., планировочная комиссия по благоустройству и планировке города - 1930-е гг. и т. д.), над целым рядом секций, трестов, коммунальных предприятий стояла коллегия управления, каждое подразделение имело свое положение как определяющий деятельность документ, коммунальные предприятия горкомхоза действовали в соответствии с уставами, как они назывались в то время, и т. п.

На определенных отрезках советского периода истории функционировали отдельные городские организации, которые в той или иной мере помимо горкомхоза, но во взаимодействии с ним решали вопросы городского хозяйства. Так, в 1918-1927 гг. несколько хозяйственных функций выполнял Тамбовский городской коммунальный трест «Водосвет» [40].

Во время пребывания Тамбова в статусе окружного центра ЦЧО, а затем районного

центра Воронежской области (1928-1937 гг.) существовала Плановая комиссия исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся (горплан), которая вела работу по созданию и контролю исполнения городских планов развития коммунального хозяйства, особо занималась вопросом о расширении городской черты Тамбова и его планировки [41].

В 1931-1946 гг. действовал специализированный Трест дорожно-мостового хозяйства при Тамбовском городском отделе коммунального хозяйства («Гордормосттрест»), который часто переименовывался: Автономная секция благоустройства Тамбовского городского отдела коммунального хозяйства, Автономная секция благоустройства и торгово-складского хозяйства Тамбовского городского отдела коммунального хозяйства, Управление дорожно-мостового хозяйства при Тамбовском городском отделе коммунального хозяйства, Строительный дорожномостовой трест при Тамбовском городском отделе коммунального хозяйства («Дормост-строй»), Трест дорожно-мостового хозяйства при Тамбовском городском отделе коммунального хозяйства («Гордормосттрест»).

Трест занимался такими вопросами городского хозяйства, как организация и производство работ по постройке и капитальному ремонту мостовых и грейдерных дорог, мостов, тротуаров и асфальтобетонного покрытия в пределах Тамбова и его пригородной черты, проектированием развития городского парка культуры и отдыха [17, с. 476].

В 1937-1949 гг. во многом самостоятельно функционировал Тамбовский городской трест «Водоканализация» отдела коммунального хозяйства ЦЧО [42].

Изучение структуры и функций организаций и учреждений, так или иначе занимавшихся городским хозяйством Тамбова, прежде всего, показало бессистемность институциональных основ городского хозяйства. Помимо городских и управ и городских комитетов коммунального хозяйства на всех этапах истории города в ведении его хозяйства постоянно участвовали самые разнообразные административные, общественные, «хозрасчетные» организации и предприятия, что вело, скажем так, к избыточному разветвлению и зачастую ненужному перепле-

тению в институциональных основах городского хозяйства.

Во-вторых, в роли контролеров, а порой и непосредственных участников решения коммунальных вопросов выступали губернские (областные) органы, а порой и российские управленческие структуры.

В деятельности этих региональных и более высоких структур большое место занимала показуха, стремление придать благолепный вид губернскому или областному центру. Забота о создании нормальных условий для жизнедеятельности «рядовых» горожан всегда была на втором месте (печально знаменитый остаточный принцип).

Наконец, отметим и то, что на протяжении всего рассматриваемого длительного исторического периода сложно сочеталась опора государства на свои собственные бюрократические структуры и органы городского самоуправления. Исторический опыт свидетельствует, что создаваемые населением (пусть и во многом формально) муниципальные законодательные и управленческие институты (городские думы с управами дореволюционного времени или современные городские думы с мэриями, либо администрациями городов) вполне в состоянии самостоятельно решать вопросы городского хозяйства и, тем самым, становиться жизнеспособными институтами гражданского общества.

1. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М., 1928.

2. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-90-х годах XIX в.: правительственная политика. Л., 1994.

3. Писарькова Л. Ф. Московская городская дума: 1863-1917 гг. М., 1998.

4. Писарькова Л.Ф. Городские реформы в России и Московская дума. М., 2G1G.

5. Блудов А.М. Городское самоуправление в России на рубеже XIX-XX вв. (на материалах Тамбовской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2GG3.

6. Канищев В.В., Канищев Вл.В., Шлеин М. Тамбовская городская дума. Исторический очерк. Тамбов, 2GG9.

7. Муравьева И.И. Город Тамбов в 30-е годы ХХ века (по материалам Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области) // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем. Тамбов, 2011. С. 179-185.

8. Семенов А.К. Эволюция городского самоуправления в российской провинции в последней трети XIX века (на материалах Тамбовской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2001.

9. Тамбову 370 лет. Юбилейный историко-статистический сборник. Тамбов, 2006.

10. Тимофеев Д.И. Двадцатипятилетие Тамбовской городской думы. Тамбов, 1896.

11. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. XIII. Ч. 1. Тамбовская губерния. Спб., 1851.

12. Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 г. Спб., 1863. Ч. 2.

13. Городские поселения в Российской империи. Спб., 1865. Т. 5.

14. Декреты Советской власти. Т. 1-18. М., 19572009.

15. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3-15. М., 1983-1989.

16. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1-16. М., 1967-1988.

17. Государственный архив Тамбовской области. Путеводитель. Тамбов, 2006.

18. Отчет о деятельности Тамбовского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов за трехмесячный период с 24 сентября по 24 декабря 1918 г. Тамбов, 1918.

19. Города и районы Тамбовской области. Экономико-статистический справочник. Тамбов, 1940.

20. Советы Тамбовской губернии в годы гражданской войны. 1918-1921 гг.: сборник документов и материалов. Тамбов, 1989.

21. Советы Тамбовской области в 1956-1985 гг.: сборник документов и материалов. Тамбов,

1992.

22. Города Тамбовской области. Статистический справочник. Тамбов, 1997.

23. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.

24. Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов,

1993.

25. Мещеряков Ю.В. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности (17861788). Тамбов, 2006.

26. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1961.

27. Чернов А.С. Нобели: взгляд из старого Тамбова. Тамбов, 2005.

28. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-735.

29. ГАТО. Ф. Р-4572.

30. ГАТО. Ф. Р-761, Р-3688.

31. Центр документации новейшей истории Тамбовской области. Путеводитель. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области). Ф. 735. Оп. 14. Д. 19. Л. 9-34, 124-127.

33. ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 20. Д. 139. Л. 1-131.

34. ГАСПИТО. Ф. 1045. Оп. 44. Д. 223. Л. 35-40.

35. ГАТО. Ф. Р-3609.

36. ГАТО. Ф. Р-3691.

37. Городовое Положение // Свод Законов Российской Империи. Т. 2. Спб., 1892.

38. ГАТО. Ф. Р-6.

39. ГАТО. Ф. Р-757.

40. ГАТО. Ф. Р-863.

41. ГАТО. Ф. Р-725.

42. ГАТО. Ф. Р-3239.

Поступила в редакцию 26.10.2012 г.

UDC 93/94

INSTITUTIONAL FRAMEWORK OF URBAN REGIONAL CENTER OF RUSSIA IN THE END OF 18th -BEGINNING OF 21st CENTURIES (ON MATERIALS OF TAMBOV)

Aleksey Yuryevich ILYIN, 1st Tambov branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Professor, Director, e-mail: auilyin@yandex.ru

The history of the origin and development of the functions of government, municipal and private institutions, businesses and organizations that constitute the institutional framework for the city economy is considered. This question is discussed on the materials typical for Russian regional city such as Tambov for more than 200 years period.

Key words: urban management; state and municipal government; state and public institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.