Научная статья на тему 'Организационные основы городского хозяйства региональных центров России в конце ХVIII начале ХХI В. (по материалам Пензы и Тамбова)'

Организационные основы городского хозяйства региональных центров России в конце ХVIII начале ХХI В. (по материалам Пензы и Тамбова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И СТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПЕНЗА / ТАМБОВ / MUNICIPAL ECONOMY / INSTITUTIONAL FRAMEWORK AND STRUCTURE / REGIONAL CENTERS / PENZA / TAMBOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

Актуальность и цели. Изучение истории городского хозяйства России позволяет увидеть корни многих современных проблем ЖКХ. Цель работы проанализировать исторические перемены в структуре, функциях и конкретной деятельности органов городского хозяйства Пензы и Тамбова в течение двух столетий. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Российского государственного исторического архива, государственных архивов Пензенской и Тамбовской областей, Государственного архива социально-политиче­ской истории Тамбовской области. Особое место в работе занимают опубликованные нормативно-правовые акты, газетные материалы, воспоминания современников. Методологический потенциал включает: системно-структурный метод, который дал возможность определить степень согласованности в деятельности государственных, муниципальных, частных структур в области городского хозяйства; сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить сходство и специфику организационных основ городского хозяйства Пензы и Тамбова в разные периоды истории. Результаты. Определен круг государственных, муниципальных, общественных, частных организаций, учреждений и предприятий, которые занимались вопросами ведения городского хозяйства Пензы и Тамбова на разных этапах истории этих городов. Проведено сопоставление их функций и механизмов взаимодействия между собой в ходе реализации своих функций. Выводы. Изучение структуры и функций организаций и учреждений, занимавшихся городскими хозяйствами Пензы и Тамбова, показало бессистемность организационных основ городского хозяйства, избыточное разветвление и ненужное переплетение в его институциональных основах. В роли контролеров и непосредственных участников решения коммунальных вопросов выступали губернские (областные) органы. В деятельности этих региональных структур большое место занимала показуха. Забота о создании нормальных условий для жизнедеятельности «рядовых» горожан всегда была на втором месте. Исторический опыт свидетельствует, что создаваемые населением муниципальные законодательные и управленческие институты в состоянии самостоятельно решать вопросы городского хозяйства и со временем стать жизнеспособными институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BASIS OF MUNICIPAL FACILITIES OF RUSSIAN REGIONAL CENTERS IN LATE XVIII EARLY XX CENTURIES (BY MATERIALS OF PENZA AND TAMBOV)

Background. Studying the history of the city economy in Russia allows to see the roots of many of today's housing problems. The purpose of the article is to analyze historical changes in the structure, functions and specific activities of the municipal economy of Penza and Tambov within two centuries. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the use of documents obtained in the Russian State Historical Archives, National Archives of Penza and Tambov regions, the State Archive of Socio-Political History of Tambov region. A special place in the wotk is taken by the published regulations, news stories, memoirs of contemporaries. The methodological potential includes the system-structural method, which made it possible to determine the degree of consistency in the activities of state, municipal and private institutions in the area of municipal services; the comparative historical method, the use of which allowed to compare similarities and the specificity of the organizational bases of municipal services of Penza and Tambov in different periods of history. Results. The author determined a circle of state, municipal, public and private organizations, institutions and enterprises that dealt with urban management in Penza and Tambov at different stages in the history of these cities and compared their functions and mechanisms of interaction in the course of their duties. Conclusions. The study of the structure and functions of organizations and institutions involved in the municipal economy of Penza and Tambov showed unsystematic organizational bases of municipal economy, excessive branching and unnecessary interlacing in the institutional framework of municipal services. The provincial (regional) authorities acted as supervisors and direct participants in municipal issues settlement. Many activities, performed by these regional structures, were made just for show. Creation of normal conditions for the "ordinary" citizens’ life was always in the second place. The historical experience shows that the population created municipal legislative and administrative institutions able to decide questions of municipal economy, and eventually to become viable civil society institutions.

Текст научной работы на тему «Организационные основы городского хозяйства региональных центров России в конце ХVIII начале ХХI В. (по материалам Пензы и Тамбова)»

№ 1 (33), 2015

УДК 930.2(082)"311"(1-35)

Гуманитарные науки. История

А. Ю. Ильин

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII -НАЧАЛЕ XXI в. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЫ И ТАМБОВА)

Аннотация.

Актуальность и цели. Изучение истории городского хозяйства России позволяет увидеть корни многих современных проблем ЖКХ. Цель работы -проанализировать исторические перемены в структуре, функциях и конкретной деятельности органов городского хозяйства Пензы и Тамбова в течение двух столетий.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов Российского государственного исторического архива, государственных архивов Пензенской и Тамбовской областей, Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области. Особое место в работе занимают опубликованные нормативно-правовые акты, газетные материалы, воспоминания современников. Методологический потенциал включает: системно-структурный метод, который дал возможность определить степень согласованности в деятельности государственных, муниципальных, частных структур в области городского хозяйства; сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить сходство и специфику организационных основ городского хозяйства Пензы и Тамбова в разные периоды истории.

Результаты. Определен круг государственных, муниципальных, общественных, частных организаций, учреждений и предприятий, которые занимались вопросами ведения городского хозяйства Пензы и Тамбова на разных этапах истории этих городов. Проведено сопоставление их функций и механизмов взаимодействия между собой в ходе реализации своих функций.

Выводы. Изучение структуры и функций организаций и учреждений, занимавшихся городскими хозяйствами Пензы и Тамбова, показало бессистемность организационных основ городского хозяйства, избыточное разветвление и ненужное переплетение в его институциональных основах. В роли контролеров и непосредственных участников решения коммунальных вопросов выступали губернские (областные) органы. В деятельности этих региональных структур большое место занимала показуха. Забота о создании нормальных условий для жизнедеятельности «рядовых» горожан всегда была на втором месте. Исторический опыт свидетельствует, что создаваемые населением муниципальные законодательные и управленческие институты в состоянии самостоятельно решать вопросы городского хозяйства и со временем стать жизнеспособными институтами гражданского общества.

Ключевые слова: городское хозяйство, организационные основы и структура, региональные центры, Пенза, Тамбов.

A. Yu. Ilyin

ORGANIZATIONAL BASIS OF MUNICIPAL FACILITIES OF RUSSIAN REGIONAL CENTERS IN LATE XVIII - EARLY XX CENTURIES (BY MATERIALS OF PENZA AND TAMBOV)

Abstract.

Background. Studying the history of the city economy in Russia allows to see the roots of many of today's housing problems. The purpose of the article is to analyze

Humanities. History

71

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

historical changes in the structure, functions and specific activities of the municipal economy of Penza and Tambov within two centuries.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the use of documents obtained in the Russian State Historical Archives, National Archives of Penza and Tambov regions, the State Archive of Socio-Political History of Tambov region. A special place in the wotk is taken by the published regulations, news stories, memoirs of contemporaries. The methodological potential includes the system-structural method, which made it possible to determine the degree of consistency in the activities of state, municipal and private institutions in the area of municipal services; the comparative historical method, the use of which allowed to compare similarities and the specificity of the organizational bases of municipal services of Penza and Tambov in different periods of history.

Results. The author determined a circle of state, municipal, public and private organizations, institutions and enterprises that dealt with urban management in Penza and Tambov at different stages in the history of these cities and compared their functions and mechanisms of interaction in the course of their duties.

Conclusions. The study of the structure and functions of organizations and institutions involved in the municipal economy of Penza and Tambov showed unsystematic organizational bases of municipal economy, excessive branching and unnecessary interlacing in the institutional framework of municipal services. The provincial (regional) authorities acted as supervisors and direct participants in municipal issues settlement. Many activities, performed by these regional structures, were made just for show. Creation of normal conditions for the "ordinary" citizens’ life was always in the second place. The historical experience shows that the population created municipal legislative and administrative institutions able to decide questions of municipal economy, and eventually to become viable civil society institutions.

Key words: municipal economy, institutional framework and structure, regional centers, Penza, Tambov.

Попытка выяснить функции по управлению городским хозяйством тех государственных и общественных институтов, которые так или иначе занимались соответствующими вопросами в российских региональных центрах на разных этапах истории конца XVIII - начала XXI в. на примере Тамбова, была уже проведена [1]. Конечно, объявление какого-либо города типичным на основе общеисторических представлений является, мягко скажем, априорным. Поэтому необходимо конкретно-историческое сравнение отдельно взятого города с другими городскими поселениями. В качестве первого шага в этом направлении предполагаем провести сравнение тамбовских и пензенских органов власти и управления, различных государственных, общественных, частных учреждений и предприятий, которые в той или иной мере занимались городским хозяйством. Выбор Пензы обусловлен не только ее территориальной близостью к Тамбову, общностью исторических судеб двух региональных центров, но и тем, что в последнее время появилось несколько специальных исследований по истории взаимодействия государственных властей и городского самоуправления Пензы, в том числе и в вопросах городского хозяйства [2-4].

В качестве источников по дореформенному периоду были привлечены составленные по единой методике некоторые справочные издания общероссийского характера (соответствующие тома «Военно-статистического обозрения Российской империи», «Экономического состояния городских посе-

72

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

лений Европейской России в 1861-1862 гг.», «Городских поселений в Российской империи»). Во всех этих изданиях содержались материалы об обязанностях городских дум по ведению городского хозяйства. Данные источники показывают, что эти обязанности были весьма ограничены и, судя по всему, мало выполнялись именно городскими обществами.

Так, в «Штатах городской полиции», принятых и в Пензе, и в Тамбове в 1805 г., полицейским властям предписывалось следить за выполнением обывателями натуральной повинности по освещению улиц [5, с. 585; 6, с. 42]. Но мы не выявили ни одного источника, свидетельствующего о наличие какого-либо освещения до установки городских фонарей по указанию губернаторов.

По военно-статистическому обозрению Тамбовской губернии можно только косвенно установить, что городское общество обязано было содержать проезжую часть городских дорог, мосты, мостики, гати, тротуары. Но нет ясности с общественным или городским садом Тамбова, который назывался также губернаторским. Поскольку он находился на усадьбе начальника губернии, вероятнее всего, его основали не городские, а губернские власти [7, с. 121, 125-126].

В аналогичной публикации по Пензенской губернии о губернском центре неопределенно сказано: «Город чист и опрятен. Главные улицы вымощены» [8, с. 71]. Чьей обязанностью было поддержание города в чистоте и опрятности, сведения данного источника выявить не позволяют.

Значительно большее число фактов говорит о том, что в соответствии с российскими бюрократическими традициями городское хозяйство губернских и областных центров находилось под контролем региональных администраций. Сравнение пензенских и тамбовских данных показало, что в конце XVIII - первой половине XIX в. канцелярии губернаторов и губернские правления контролировали строительство некоторых хозяйственных объектов в городе, утверждали росписи городских доходов и расходов, зачастую непосредственно ведали вопросами благоустройства [9; 10, с. 31-35].

В работах историков приведено немало фактов о деятельности административных губернских органов, вплоть до личного участия губернаторов, конца XVIII - первой половины XIX в. в организации мощения городских улиц, устройства их освещения, поддержания в городе санитарного порядка, озеленения губернского центра [4, 11-15].

Подобное участие продолжалось и в пореформенный период. В частности, в период эпидемии холеры 1871 г. пензенский губернатор дал поручение губернскому врачебному инспектору разобраться с причиной высокой заболеваемости в одном из районов города. Губернский врач выявил там грубейшие нарушения санитарных норм. В итоге губернатор справедливо объявил выговор полиции и городской управе за бездеятельность в охране общественного здоровья [4, с. 144].

В. А. Тюрин привел несколько фактов о том, что в начале 1870-х гг. пензенской губернатор А. А. Татищев (1872-1887) не раз инициировал меры по благоустройству губернского города, но сталкивался с инертностью Городской думы. Так, в 1873 г. он передал городским органам самоуправления 15 тыс. саженцев, купленных на его личные средства, для высадки горожанами вдоль улиц, напротив домов. Столь полезная инициатива губернатора не

Humanities. History

73

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

встретила отклика у городского населения. Полицмейстер вынужден был просить думу издать обязательное постановление по означенному поводу. В этой ситуации Городская дума не нашла возможности пойти навстречу, так как это мероприятие являлось личным делом каждого домохозяина, а не важнейшим вопросом городской жизни. В апреле того же года, в разгар весенней распутицы, пензенский губернатор указал на затруднительный проезд по улицам из-за грязи и просил думу проложить на некоторых улицах деревянные рельсы, а между ними насыпать песок и щебень. Дума решила в качестве эксперимента воплотить проект на одной из улиц. Полицмейстер предложил свой проект устройства мостовых, но думе он не понравился [4, с. 160].

На заметную роль А. А. Татищева в проведении мероприятий по благоустройству губернского города обратил внимание и пензенский историк А. В. Борисов [2].

Контрольные функции над состоянием городского хозяйства в пределах своих компетенций осуществляло Министерство внутренних дел. Так, в 1840-е гг. министерская ревизия установила факт безобразного состояния мощения базарной площади в Тамбове и предписало провести перемощение [14, с. 110].

В 1878 г. МВД поручило пензенскому губернатору выяснить, что за водопровод функционирует в Пензе, почему о нем ничего не известно министерству, которое выдает разрешение на устройство водопроводов. Министерство также интересовалось, как используется водопровод для тушения пожаров. Информация о водопроводе была получена министерством из журнала заседаний Пензенской городской думы, где наблюдение за ним поручили одному из городских инженеров. Курьез объяснялся довольно просто: словом «водопровод» в Пензе издавна называли несколько желобов, которые самотеком доставляли воду из городского пруда в пожарные чаны на центральной площади города [4, с. 83]. Это замечательный пример оторванности российских центральных органов управления от реальной жизни в стране, бестолковости в работе громоздкого государственного аппарата.

На основании «Городового положения» 1870 г. в Пензе и Тамбове были образованы специальные губернские по городским делам присутствия для надзора за деятельностью учреждений городского самоуправления. В 1892 г. они вошли в состав единых губернских по земским и городским делам присутствий. Статус этих учреждений соответствовал духу реформ второй половины XIX в. Они не контролировали повседневную деятельность органов городского самоуправления, осуществляя только общий надзор. И все же присутствия следили за журналами заседаний, постановлениями городских дум и управ, готовили эти документы на утверждение губернаторам. В частности, к совместному ведению городских дум и губернских властных структур относились такие вопросы городского хозяйства, как пожарная безопасность, санитарный порядок, градостроительство, устройство электроосвещения, строительство трамвая, расширение и расчистка русла рек, протекавших в черте городов. По этим вопросам думы и управы направляли все документы в городской стол канцелярии губернатора, который проверял их законность и переадресовывал по назначению [9, 16].

Значительно большим административное участие губернских, а затем областных властных институтов в городских делах стало при советской власти.

74

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

Не случайно сразу после роспуска Тамбовской городской думы в марте 1918 г. был создан городской муниципальный комиссариат при губернском исполкоме Советов [17, с. 41]. В Пензе в 1918 г. губернская советская власть отстранила последнего городского голову, очень авторитетного железнодорожного рабочего Н. С. Степанова, социал-демократа (меньшевика), депутата 2-й Государственной думы, а в 1917 г. председателя Пензенского городского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [18]. «Соглашателю» не доверяли столь ответственное дело, как городское хозяйство.

В самые первые послереволюционные годы при губернских управлениях НКВД были созданы отделы местного хозяйства, которые в первую очередь занимались поддержанием «революционного порядка» на местах. В такой обстановке советские учреждения вопросы городского хозяйства, как почти и все другие вопросы, стремились решать революционными методами. Образцом можно признать постановление Тамбовского горисполкома, которым отделу городского хозяйства поручалось привлечь городскую буржуазию к общественным работам [17, с. 102]. Под такими работами понималось элементарное метение улиц или расчистка их от снега. Эти работы имели не столько реальный хозяйственный смысл, сколько были формой унижения бывших господ.

В 1920 г. при всех губернских, уездных и городских исполкомах Советов были созданы самостоятельные коммунальные отделы [19, с. 188-189]. Функциями коммунотделов являлись: муниципализация городской недвижимости; заведование ремонтно-строительными работами в муниципализированных домовладениях; эксплуатация земель, отводимых коммунотделам; заведование коммунальными предприятиями общегородского значения (водопровод, электростанции, канализация, уборка мусора, бани, прачечные и т.п.); благоустройство населенных пунктов; организация местного транспорта; распределение топлива жителям и советским учреждениям.

В середине 1920-х гг. были образованы губернские отделы местного хозяйства (ГОМХ), которые являлись исполнительными органами губиспол-комов по делам промышленности и коммунального хозяйства. Ясно, что при таких функциональных обязанностях внимание к коммунальным вопросам было у этого органа на втором месте.

В соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 20 декабря 1924 г. «О коммунальных предприятиях, действующих на началах хозяйственного расчета (трестах), находящихся в ведении исполнительных комитетов» под общим наблюдением и руководством ГОМХов, в Пензе и Тамбове создавались тресты, объединившие ряд коммунальных предприятий с целью управления данными предприятиями и извлечения прибыли [20]. Такой рыночный подход соответствовал эпохе новой экономической политики.

После ликвидации губернии на протяжении недолгого времени (19281931 гг.) действовали отделы местного хозяйства Пензенского и Тамбовского окружных исполкомов [21, Ф. Р-735]. В соответствии с духом времени одной из важнейших обязанностей отделов была разработка планов работы подведомственных учреждений и предприятий, в частности пятилетнего плана коммунального хозяйства на 1928-1933 гг.

Большую часть 1930-х гг. (период отсутствия Тамбовской области) городское хозяйство Тамбова находилось в ведении Воронежского облисполкома. Тамбов для тогдашнего областного центра был одним из районных цент-

Humanities. History

75

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ров, которому явно уделялось недостаточное внимание, о чем свидетельствуют факты убогого состояния коммунального хозяйства города [22, с. 179-185]. Примерно такая же ситуация была и в Пензе, которая в этот период входила в состав Средневолжского, затем Куйбышевского края и даже некоторое время в состав Тамбовской области. Здесь также в 1930-е гг. не решались многие вопросы городского хозяйства ввиду нехватки средств для районного центра [23, с. 48; 24, с. 51-53].

С образованием в 1937 г. самостоятельной Тамбовской области был организован отдел коммунального хозяйства (облкомхоз) для руководства работой коммунальных предприятий области [10, с. 491]. В Пензе такой отдел создан двумя годами позже при образовании самостоятельной области [9, Ф. Р-2207]. В 1967 г. областные отделы коммунального хозяйства были преобразованы в областные управления коммунального хозяйства. Система подведомственных учреждений управлений включала облводоканал, облком-мунэнерго, облгаз, горкомхозы, городские комбинаты коммунальных предприятий и благоустройства, некоторые другие структурные подразделения.

Управления контролировали сохранность и благоустройство жилищнокоммунального фонда, обеспечивали пропорциональное развитие всех отраслей подведомственных им жилищного и коммунального хозяйства на основе установленных норм обслуживания; осуществляли контроль над строительством, восстановлением, реконструкцией и эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства своих областей. Небольшое отличие Пензы было в том, что здесь в 1972-1987 гг. самостоятельно действовало областное производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства [9, Ф. Р-2481].

В 1980-е гг. в Пензе и Тамбове, как и в других регионах страны, были созданы территориальные производственные объединения жилищно-коммунального хозяйства. Будучи типичной структурой советской плановой экономики, объединения главным образом занимались контролем над составлением и исполнением коммунальными службами производственных планов, планов и титульных списков по благоустройству, планов капитальных вложений. Большое значение придавалось проверке годовых технико-эксплуатационных отчетов коммунальных предприятий, статистических отчетов о выполнении планов ввода в действие мощностей, основных фондов и т.д. [10, с. 491].

Специфическую роль в развитии городского хозяйства в советский период играли областные партийные (коммунистические) и комсомольские организации.

Партийное руководство сферой городского хозяйства институционально выражалось в создании партийных организаций в различных подразделениях коммунального хозяйства. В Тамбове в 1930-1980-е гг. действовали организации ВКП(б) - КПСС Тамбовского городского отдела коммунального хозяйства, Тамбовского областного управления жилищно-коммунального хозяйства, производственного управления «Водоканал», предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, Тамбовского производственно-энергетического объединении «Тамбовоблкоммунэнерго», тамбовских городских жилищно-эксплуатационных участков, Тамбовского треста зеленого хозяйства [25, с. 134-135]. В Пензе отдельные парторганизации действовали в отделе коммунального хозяйства облисполкома, Пензенских горэлектросетей, Пензенского управления троллейбуса и др. [26, с. 313].

76

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

Для Тамбова наиболее ярким примером прямого партийного руководства коммунальной деятельностью областного центра стало принятие по инициативе первого секретаря Тамбовского обкома КПСС А. А. Хомякова Постановления Совета министров РСФСР № 317 от 27 июня 1978 г. «О мерах по дальнейшему развитию в 1979-1985 гг. городского хозяйства г. Тамбова». Выполнение этого постановления на протяжении конца 1970-х - начала 1980-х гг. было одной из важнейших забот областной и тамбовской городской организаций КПСС [27].

Особый партийный контроль над выполнением постановления привел к подключению республиканских институтов власти. Так, в феврале 1979 г. Министерство финансов РСФСР выделило Тамбовскому облисполкому денежные средства для укрепления берегов реки Цна в черте Тамбова, строительства магистральных дорог и ливневой канализации [28, с. 190].

Применительно к Пензе, может быть, менее крупным, но весьма заметным явился факт того, что 6 февраля 1944 г., несмотря на военное время, Совнарком СССР принял Постановление № 124 «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства в городах Пензе и Кузнецке», предусматривающее, в частности, пуск в Пензе троллейбуса [23, с. 48]. Совершенно ясно, что без участия обкома ВКП(б) такой документ вряд ли бы появился.

Участие комсомольских и даже пионерских организаций в решении задач городского хозяйства, с одной стороны, было вполне прагматическим делом, связанным с возможностью использовать бесплатный труд молодежи и юношества по уборке улиц, сбору металлолома, озеленению городов и т.п. С другой стороны, все эти виды хозяйственных работ облекались идеологической оболочкой коммунистического воспитания молодежи. Та же уборка улиц от мусора, пыли, грязи, снега, льда проходила под маркой коммунистических субботников. Сбор металлолома многие годы был одной из важнейших воспитательных задач пионерии. Разбитый во многом усилиями молодежи 1960-х гг. парк в заречной части Тамбова был назван значимым для молодых людей словом «Дружба».

В Пензе при активном участии комсомольцев был возведен фонтан в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г. [29, c. 16].

Интересное объяснение неэффективности «добровольно-принудительного» труда по благоустройству города оставил в своей дневниковой записи 25 апреля 1969 г. бывший секретарь Пензенского обкома ВКП(б) Г. В. Мясников: «Утром поехал по городу. Медленно раскачиваются пензяки, нехотя перекапывают газоны, убирают сухие листья и пропавшую траву. Народу мало на благоустройстве... Сколько надо еще лет, чтобы приучить без понукания делать простые вещи по уборке города? А все это оттого, что есть своеобразие историческое в формировании населения города. До революции Пенза - небольшой, хотя и губернский, город, заполненный в основном осколками дворян, мещанами, кустарями. Пролетариата в истинном смысле этого слова нет. Идеал мещанина - уют своего семейного гнезда, до остального ему дела нет. Страсти, волнения - не его удел. После революции, особенно в годы Великой Отечественной войны, за счет эвакуации начинается бурный рост промышленности. Готовых кадров рабочих нет. Их завозят из сел области. Вместе с желанием работать в промышленности они привозят и свои дере-

Humanities. History

77

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

венские привычки: равнодушие к грязи на улице, во дворе, в избе. Все это переплетается и дает сейчас мучительные отрыжки равнодушия к внешнему облику города, его благоустройству» [30]. Судя по дневнику, умный проницательный человек, видевший и понимавший многие недостатки советского общества, Г. В. Мясников в вопросах, связанных с «Великим почином», оставался истинным большевиком, надеялся перевоспитать отношение обывателя к вопросам городского хозяйства.

Решению некоторых производственных и социальных вопросов работников коммунального хозяйства в определенной мере способствовали областные отраслевые профсоюзные организации. В Тамбове с 1940 г. существовал областной комитет профсоюзов рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий [21, Ф. Р-3609]. На протяжении нескольких десятилетий работал отдельный областной комитет рабочих жилищного хозяйства, реорганизованный в 1990-е гг. в областной профсовет работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания [21, Ф. Р-3691]. В Пензе в разные годы функционировали губернский отдел профессионального союза рабочих и служащих коммунального хозяйства, окружной отдел профсоюза работников коммунального хозяйства, областной комитет профсоюза работников местной промышленности и коммунальных услуг, профкомы автотранспортной конторы Пензенского городского отдела коммунального хозяйства, Пензенской автогужевой базы № 3 [26, с. 152, 156, 158, 161].

Если губернские и областные административные и общественные институты в большей мере контролировали, направляли, в меньшей мере конкретно содействовали решению вопросов городского хозяйства областного центра, то органы городского самоуправления и управления занимались этой работой непосредственно.

Как мы уже писали, учрежденные на основании «Жалованной грамоты городам» 1785 г. городские думы и управы имели немногочисленные и расплывчатые полномочия в области городского хозяйства.

«Городовое положение» 1870 г. предоставило органам городского общественного самоуправления значительно большие полномочия, в том числе в ведении городского хозяйства (благоустройство города, проведение телеграфных и телефонных линий, улучшение уличного освещения, устройство водопровода и электростанций, мостов, дорог, колодцев) [31].

Небольшая специфика в деятельности Пензенской городской думы была связана с особенностями географического положения города. Эти особенности требовали от городского самоуправления решения вопросов об исправлении подземных канав, изменении течения р. Пензы, о строительстве временных мостов через реки Суру, Пензу, Мойку, Саксонку [9, Ф. 108].

Хотя городские думы и управы постепенно формировались как институты гражданского общества, государство пыталось сохранить административный контроль над органами городского самоуправления. Мы согласны с пензенским историком А. В. Борисовым, который отмечает, что давление, которое городские думы испытывали со стороны администрации при решении вопросов, связанных с благоустройством и оздоровлением городов, являлось вполне обоснованным [2].

Как уже отмечалось, еще больший контроль государства и его «руководящей и направляющей силы» Коммунистической партии испытывали город-

78

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

ские Советы депутатов и их исполнительные комитеты. Собственно они были частью советского государства [21, Ф. Р-6].

Практически изначально в составе исполнительных комитетов Пензенского и Тамбовского городских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был создан отдел коммунального хозяйства (горкомхозы), который пережил целый ряд структурных перестроек [9, Ф. Р-877].

Постановлением Тамбовского губисполкома от 24 мая 1918 г. была утверждена Коллегия по делам местного городского хозяйства, состоявшая из заведующих отделами городского хозяйства. В соответствии с решением горисполкома от 27 сентября 1918 г. коллегия прекратила деятельность с передачей функций отделам городского хозяйства. В 1924 г. горкомхоз реорганизовался в Управление Тамбовским городским хозяйством с подчинением его губернскому отделу местного хозяйства. Управление имело свою сравнительно разветвленную структуру, состоявшую из секций: общего делопроизводства, хозяйственной, финансово-отчетной и налоговой, жилищно-земельной, строительной и благоустройства. К концу 1930-х гг. структура Управления коммунальным хозяйством Тамбова еще больше усложнилась. В нее входили: жилищное управление (при нем Горжилснаб и Ремстройконтора), гостиница, электростанция, трест «Водоканализация», баня, контора парикмахерских, трест зеленого строительства, трест очистки города, трест мелких предприятий, трест «Дормостстрой».

Система управления городским хозяйством постоянно менялась и во второй половине XX в. При этом низкую эффективность и большое количество хронических проблем чаще всего пытались компенсировать непрерывными организационными переменами. В 1970-1980-е гг. подразделения, непосредственно обеспечивавшие содержание жилищного фонда, неоднократно меняли свой статус. Жилищно-коммунальные конторы (ЖКК) становились жилищно-эксплуатационными участками (ЖЭУ), потом реорганизовывались в домоуправления (ДУ), в муниципальные предприятия жилищного хозяйства (МПЖХ) и уже в начале нынешнего века приобрели форму управляющих компаний.

В истории городского хозяйства Тамбова помимо постоянных подразделений возникали и временные структуры (секция городского лесного и топливного хозяйства - 1920-е гг., планировочная комиссия по благоустройству и планировке города - 1930-е гг. и т.д.). В Пензе таковыми были Управление электрохозяйства «Электросвет», Лесопарковое хозяйство [9, Ф. Р-2405, Р-946]. Каждое подразделение имело свое положение как определяющий деятельность документ; коммунальные предприятия горкомхоза действовали в соответствии с уставами.

Особым периодом в истории городского хозяйства были 1990-е гг. Именно тогда в результате начавшейся реформы местного самоуправления разрушались централизованные вертикали управления и складывалась современная структура управления. В Тамбове появились новые институты городского хозяйства (управление дорожного хозяйства и благоустройства, управление пассажирских перевозок, городская аварийно-диспетчерская служба). В Пензе в этот период функционировали такие муниципальные коммунальные предприятия, как Департамент строительства и дорожного хозяйств, «Теплоснабжение», «Горэлектротранс», дорожно-эксплуатацион-

Humanities. History

79

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ное предприятие, «Пензагорсвет», несколько обществ Пензенских пассажирских перевозок и др. Как и в «стародумские» времена, городские власти Пензы, памятуя о повышенной сырости в городе, способствовали созданию особой организации - ОАО «Подземстрой» [32].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенно очевидно, что даже в 1990-е гг., в условиях выхода из административно-командной системы и появления возможностей для «вольного» организационного творчества, различия в институционных основах городского хозяйства Пензы и Тамбова оставались незначительными. И дело было даже не в однотипности задач этих институтов, но и в неких общероссийских тенденциях, которые в тот период проявились в сугубо формальном создании коммунальных предприятий как акционерных обществ. Фактически эти предприятия в силу российских традиций создавались в централизованной системе муниципального управления, имея реальную самостоятельность только в некоторых оперативных делах.

В этот период продолжала действовать другая российская традиция -связанная со стремлением государственных, а теперь и муниципальных, органов к постоянной организационной перестройке подведомственных структур. Так, в Пензе можно насчитать около десятка предприятий городского хозяйства, которые возникли в 1990-2000-е гг. и тогда же прекратили свое существование [32].

Изучение структуры и функций организаций и учреждений, так или иначе занимавшихся городским хозяйством Пензы и Тамбова, прежде всего показало бессистемность его организационных основ. Помимо городских управ и городских комитетов коммунального хозяйства, на всех этапах истории городов в ведении их хозяйства постоянно участвовали самые разнообразные административные, общественные, «хозрасчетные» организации и предприятия, что вело, скажем так, к избыточному разветвлению и зачастую ненужному переплетению в институциональных основах городского хозяйства.

В роли контролеров, нередко и непосредственных участников решения коммунальных вопросов, выступали губернские (областные) органы, российские управленческие структуры. В деятельности этих региональных и более высоких структур большое место занимали показуха, стремление придать благолепный вид губернскому или областному центру. Забота о создании нормальных условий для жизнедеятельности «рядовых» горожан всегда была на втором месте (печально знаменитый остаточный принцип).

Наконец, отметим и то, что на протяжении всего рассматриваемого длительного исторического периода сложно сочетались опора государства на свои собственные бюрократические структуры и опора на органы городского самоуправления. Исторический опыт свидетельствует, что создаваемые населением (пусть и во многом формально) муниципальные законодательные и управленческие институты (городские думы с управами дореволюционного времени или современные городские думы с мэриями либо администрациями городов) вполне в состоянии самостоятельно решать вопросы городского хозяйства и тем самым со временем стать жизнеспособными институтами гражданского общества.

Список литературы

1. Ильин, А. Ю. Институциональные основы городского хозяйства регионального центра России в конце ХУШ - начале ХХ1 вв. (на материалах Тамбова) /

80

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

А. Ю. Ильин // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - Вып. 1 (117). - С. 272-279.

2. Борисов, А. В. Городское управление провинциальной России в 1870-1905 гг.: на материалах Пензенской губернии : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Борисов А. В. - Пенза, 2006.

3. Пензенская городская Дума: история и современность / В. А. Власов, А. В. Ком-плеев, А. В. Первушкин, О. А. Сухова ; под общ. ред. А. Ю. Казакова, О. А. Суховой, О. В. Ягова. - Пенза : ГУМНИЦ ПГУ, 2013. - 280 с.

4. Тюрин, В. А. Власть и городское самоуправление в Среднем Поволжье: опыт взаимодействия на рубеже XIX-XX веков / В. А. Тюрин. - Самара : Самарский университет, 2007. - 202 с.

5. Городские поселения в Российской империи. - СПб., 1863. - Т. 3. - 699 с.

6. Городские поселения в Российской империи. - СПб., 1865. - Т. 5, ч. 1. - 1040 с.

7. Военно-статистическое обозрение Российской империи. - СПб., 1851. - Т. XIII, ч. 1. Тамбовская губерния. - 291 с.

8. Военно-статистическое обозрение Российской империи. - СПб., 1851. - Т. XIII, ч. 4. Пензенская губерния. - 145 с.

9. Государственный архив Пензенской области. - URL: http://arhiv-pnz.ru/before_ 1917/government/executive

10. Государственный архив Тамбовской области : путеводитель. - Тамбов, 2006. -888 с.

11. Дубасов, И. И. Очерки из истории Тамбовского края / И. И. Дубасов. - Тамбов, 1993. - 466 с.

12. Кученкова, В. А. Неизвестный Тамбов / В. А. Кученкова. - Тамбов, 1993. -221 с.

13. Мещеряков, Ю. В. Гавриил Романович Державин. Тамбовский период деятельности (1786-1788) / Ю. В. Мещеряков. - Тамбов, 2006. - 442 с.

14. Черменский, П. Н. Прошлое Тамбовского края / П. Н. Черменский. - Тамбов, 1961. - 199 с.

15. Чернов, А. С. Нобели: взгляд из старого Тамбова / А. С. Чернов. - Тамбов, 2005. - 318 с.

16. Ильин, А. Ю. Очерки истории городского самоуправления в Тамбове (конец XVIII - начало XX в.) / А. Ю. Ильин, В. В. Канищев. - Тамбов, 2014. - 164 с.

17. Советы Тамбовской губернии в годы Гражданской войны. 1918-1921 гг. : сб. документов и материалов. - Воронеж, 1989. - 378 с.

18. Тюстин, А. В. История Пензы. Причастны. / А. В. Тюстин. - Пенза, 2009. -326 с.

19. Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР. - М., 1943. - 818 с.

20. О коммунальных предприятиях, действующих на началах хозяйственного расчета (трестах), находящихся в ведении исполнительных комитетов : Декрет СНК РСФСР от 20.12.1924. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n= 18976&req=doc

21. Государственный архив Тамбовской области. - URL: http://guides.rusarchives.ru/ browse/guidebook.html?bid=127&sid=146459

22. Муравьева, И. И. Город Тамбов в 30-е годы ХХ века (по материалам Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области) / И. И. Муравьева // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем : сб. материалов науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 19 апреля 2011 г.). - Тамбов, 2011. -С. 179-185.

23. Кашаев, П. В. Пенза: от пролетки до троллейбуса / П. В. Катаев // Городское пространство в исторической ретроспективе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию основания города Пензы (г. Пенза, 12 февраля 2013 г.) / под общ. ред. О. А. Суховой. - Пенза : ГУМНИЦ ПГУ, 2013. - С. 46-48.

Humanities. History

81

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

24. Кирюшина, Т. А. «Квартирный вопрос» и его решение в городе Пензе в 1930-е гг. / Т. А. Кирюшина // Городское пространство в исторической ретроспективе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию основания города Пензы / под общ. ред. О. А. Суховой. - Пенза : ГУМНИЦ ПГУ, 2013. - С. 51-53.

25. Центр документации новейшей истории Тамбовской области : путеводитель. - М., 2002. - 439 с.

26. Государственный архив Пензенской области : краткий справочник. - Пенза, 2001. - 362 с.

27. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области. Ф. 735. Оп. 14. Д. 19. Л. 9-34, 124-127; Ф. 1045. Оп. 20. Д. 139. Л. 1-131; Оп. 44. Д. 223. Л. 35-40.

28. Советы Тамбовской области в 1956-1985 гг. : сб. документов и материалов. -Тамбов, 1992. - 235 с.

29. Пенза. Листая старинный альбом... Фотографии 1940-1960-х гг. / И. Шишкин. -Пенза : Управление культуры и архива Пензенской области, 2012. - 219 с.

30. Мясников, Г. В. Душа моя спокойна... / Г. В. Мясников. - URL: http://www. nasledie-rus.ru/podshivka/6012.php

31. Городовое Положение // Свод законов Российской Империи. - М., 1910. - Т. 2, кн. 1. - С. 281-304.

32. Государственный архив Пензенской области. Список фондов, ликвидированных организаций и предприятий по личному составу, переданных на хранение в ГБУ «Государственный архив Пензенской области». - URL: http://arhiv-pnz.ru/liqud_org

References

1. Il'in A. Yu. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki» [Bulletin of Tambov University. Series: Humanities]. 2013, iss. 1 (117), pp. 272-279.

2. Borisov A. V. Gorodskoe upravlenie provintsial’noy Rossii v 1870-1905 gg.: na mate-rialakh Penzenskoy gubernii: avtoref. dis. kand. ist. nauk [Municipal administration in provincial Russia in 1870-1905: by materials of Penza province: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of historical sciences]. Penza, 2006.

3. Vlasov V. A., Kompleev A. V., Pervushkin A. V., Sukhova O. A. Penzenskaya gorod-skaya Duma: istoriya i sovremennost’ [Penza State Duma: history and modern times]. Penza: GUMNITs PGU, 2013, 280 p.

4. Tyurin V. A. Vlast’ i gorodskoe samoupravlenie v Srednem Povolzh’e: opyt vzaimo-deystviya na rubezhe XIX-XX vekov [Authority and municipal self-government in Middle Volga region: interaction experience at the turn of XIX-XX centuries]. Samara: Samarskiy universitet, 2007, 202 p.

5. Gorodskie poseleniya v Rossiyskoy imperii [Urban settlements in the Russian Empire]. Saint-Petersburg, 1863, vol. 3, 699 p.

6. Gorodskie poseleniya v Rossiyskoy imperii [Urban settlements in the Russian Empire]. Saint Petersburg, 1865, vol. 5, part 1, 1040 p.

7. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossiyskoy imperii [Military statistical review of the Russian Empire]. Saint-Petersburg, 1851, vol. XIII, part 1. Tambov province. 291 p.

8. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossiyskoy imperii [Military statistical review of the Russian Empire]. Saint-Petersburg, 1851, vol. XIII, part 4. Penza province. 145 p.

9. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti [State Archive of Penza region]. Available at: http://arhiv-pnz.ru/before_1917/government/executive

10. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti: putevoditel’ [State Archive of Tambov region: guide]. Tambov, 2006, 888 p.

11. Dubasov I. I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraya [Essays on Tambov region history]. Tambov, 1993, 466 p.

12. Kuchenkova V. A. Neizvestnyy Tambov [Unknown Tambov]. Tambov, 1993, 221 p.

82

University proceedings. Volga region

№ 1 (33), 2015

Гуманитарные науки. История

13. Meshcheryakov Yu. V. Gavriil Romanovich Derzhavin. Tambovskiy period deyatel’nos-ti (1786-1788) [Gavriil Romanovich Derzhavin. Working in Tambov (1786-1788)]. Tambov, 2006, 442 p.

14. Chermenskiy P. N. Proshloe Tambovskogo kraya [Tambov region’s past]. Tambov, 1961, 199 p.

15. Chernov A. S. Nobeli: vzglyad iz starogo Tambova [Nobels: a glance from old Tambov]. Tambov, 2005, 318 p.

16. Il'in A. Yu., Kanishchev V. V. Ocherki istorii gorodskogo samoupravleniya v Tambove (konets XVIII - nachalo XX v.) [Essays on the history of municipal self-government in Tambov (late XVIII - early XX centuries)]. Tambov, 2014, 164 p.

17. Sovety Tambovskoy gubernii v gody Grazhdanskoy voyny. 1918-1921 gg.: sb. dokumen-tov i materialov [Councils of Tambov province during the Civil War of 1918-1921: collected documents and materials]. Voronezh, 1989, 378 p.

18. Tyustin A. V. Istoriya Penzy. Prichastny... [Penza history. The involved...]. Penza, 2009, 326 p.

19. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy Pravitel’stva za 1920 g. Upravlenie delami Sov-narkoma SSSR [Collection of orders and directions of the Government in 1920. Executive office of the Soviet people’s commissariat of USSR]. Moscow, 1943, 818 p.

20. O kommunal’nykh predpriyatiyakh, deystvuyushchikh na nachalakh khozyaystvennogo rascheta (trestakh), nakhodyashchikhsya v vedenii ispolnitel’nykh komitetov: Dekret SNK RSFSR ot 20.12.1924 [On communal enterprises, functioning on self-supporting basis (trusts), under the authority of executive committees: Decree of the Soviet people’s commissariat of RSFSR from 20.12.1924]. Available at: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=18976&req=doc

21. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [State Archive of Tambov region]. Available at: http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=127&sid=146459

22. Murav'eva I. I. Gorod Tambov v proshlom, nastoyashchem i budushchem: sb. materialov nauch.-prakt. konf. (g. Tambov, 19 aprelya 2011 g.) [The town of Tambov in the past, present and future: collected articles of the scientific and practical conference (Tambov, 19 April 2011)]. Tambov, 2011, pp. 179-185.

23. Kashaev P. V. Gorodskoe prostranstvo v istoricheskoy retrospektive: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 350-letiyu osnovaniya goroda Penzy (g. Penza, 12 fev-ralya 2013 g.) [Municiapl space in historical retrospective: proceedings of the AllRussian scientific and practical conference devoted to 350th anniversary of Penza city foundation (Penza, 12 February 2013)]. Penza: GUMNITs PGU, 2013, pp. 46-48.

24. Kiryushina T. A. Gorodskoe prostranstvo v istoricheskoy retrospektive: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 350-letiyu osnovaniya goroda Penzy [Municiapl space in historical retrospective: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference devoted to 350th anniversary of Penza city foundation]. Penza: GUMNITs PGU, 2013, pp. 51-53.

25. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Tambovskoy oblasti: putevoditel’ [Documentation center of the contemporary history of Tambov region: guide]. Moscow, 2002, 439 p.

26. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti: kratkiy spravochnik [State Archive of Penza region: brief reference book]. Penza, 2001, 362 p.

27. Gosudarstvennyy arkhiv sotsial’no-politicheskoy istorii Tambovskoy oblasti [State Archive of Sociopolitical History of Tambov region]. F. 735. Op. 14. D. 19. L. 9-34, 124-127; F. 1045. Op. 20. D. 139. L. 1-131; Op. 44. D. 223. L. 35-40.

28. Sovety Tambovskoy oblasti v 1956-1985 gg.: sb. dokumentov i materialov [Councils of Tambov region in 1956-1985: collected documents and materials]. Tambov, 1992, 235 p.

29. Shishkin I. Penza. Listaya starinnyy al’bom... Fotografii 1940-1960-kh gg. [Penza. Leafing over an old album. Photographs of 1940-1960]. Penza: Upravlenie kul'tury i arkhiva Penzenskoy oblasti, 2012, 219 p.

Humanities. History

83

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

30. Myasnikov G. V. Dusha moya spokoyna... [My soul is at peace...]. Available at: http:// www.nasledie-rus.ru/podshivka/6012.php

31. SvodzakonovRossiyskoy Imperii [Code of laws of the Russian Empire]. Moscow, 1910, vol. 2, bk. 1, pp. 281-304.

32. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti. Spisok fondov, likvidirovannykh organiza-tsiy i predpriyatiy po lichnomu sostavu, peredannykh na khranenie v GBU «Gosu-darstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti» [State Archive of Penza regioof personnel n. List of foundations, terminated organizations and enterprises handed over to the State Archive of Penza region]. Available at: http://arhiv-pnz.ru/liqud_org

Ильин Алексей Юрьевич кандидат исторических наук, профессор, директор Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Тамбов, ул. Бастионная, 16)

E-mail: auilyin@yandex.ru

Ilyin Alexey Yuryevich

Candidate of historical sciences, professor,

director of the Tambov branch

of the Russian Academy of National

Economy and Public Administration under

the President of the Russian Federation

(16 Bastionnaya street, Tambov, Russia)

УДК 930.2(082)"311"(1-35)

Ильин, А. Ю.

Организационные основы городского хозяйства региональных центров России в конце XVIII - начале XXI в. (по материалам Пензы и Тамбова) / А. Ю. Ильин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 71-84.

84

University proceedings. Volga region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.