Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4. The Internet, Scott Windeatt, Oxford University Press, 2008, Oxford.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.:Школа-Пресс, 1994.

6. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001.

Поспелов C.B., к. э. н.

доцент

кафедра мировой экономики ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Россия, г. Москва ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последние годы в нашей стране актуализировалась проблема реализации общественно значимых проектов, реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Данные проекты широко применяются в таких отраслях, как образование, здравоохранение, развитие транспортной инфраструктуры (в частности, аэропортов, мостов, железных и автомобильных дорог), строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, аграрная сфера. Сферы их применения в целом подтверждаются сложившейся международной практикой [6].

Несмотря на то, что взаимодействие частного сектора и государства для реализации социально значимых задач в России осуществляется уже сравнительно долго, однако усложнение хозяйственной практики ведет к возникновению новых видов взаимодействия экономических агентов. Кроме того, с учетом социально-экономической дифференциации регионов страны, реализация ГЧП на региональном уровне зачастую не учитывает собственно стратегию экономического развития регионов, что осложняет реализацию таких проектов. Одновременно с этим, следует отметить, что сохраняющиеся вывозы интеграции российской экономики в систему мирохозяйственной связи способствуют тому, что бизнес вынужден изыскивать принципиально новые объекты для капиталовложений, а это ведет к необходимости корректировки основополагающих принципов и механизмов реализации проектов ГЧП.

В частности, одной из проблем остается организация финансирования ГЧП, т.е. их финансовое обеспечение в кризисных и послекризисных условиях. Отечественные авторы при этом указывают, что в российских условиях при реализации проектов ГЧП необходимо использовать такие принципы, как: федерализм, приоритет публичных интересов, взаимосвязь осуществляемых проектов, интеграция проектов ГЧП в стратегию развития региона, свободная конкуренция [2, С. 4,8].

В развитых странах ГЧП является инструментом устойчивого развития [3], а также инструментом развития малого и среднего предпринимательства. В России проблематика ГЧП стала наиболее актуальной в условиях финансово-экономического кризиса, обусловившего необходимость дифференциации государственной поддержки многих отраслей национальной экономики [7, С. 110] Однако, как отмечается в специальной литературе, в России развитие ГЧП, в отличие от развитых стран, пока еще находится в зачаточном состоянии [13]. Так, имеется ряд федеральных соглашений по поводу автомобильных дорог, реконструкции аэропортов, учреждений здравоохранения [8], однако их явно недостаточно. Представляется, что для стимулирования дальнейшего притока капитала частного бизнеса в реализацию значимых государственных проектов в инфраструктурной сфере, необходимо решение двух задач - снижение долгосрочных рисков инвестирования и дальнейшее совершенствование законодательства.

Среди основных проблем, ограничивающих эффективную реализацию и институционализацию ГЧП проектов, следует назвать: непродуманные стратегии регионального развития и их фрагментарность и неориентированность на решение комплексных проблем экономического развития; некорректность в государственном регулировании и управлении проектами; неравноправность сторон; невысокий уровень развития бизнес-культуры; краткосрочный характер бюджетирования со стороны государства; проблема контроля качества результатов реализации проекта со стороны общества. В качестве решения данных проблем наиболее актуальными вопросами являются: достижение комплексной взаимосвязи между стратегиями развития регионов и реализацией в них ГЧП; развитие системы гарантирования инвестиций бизнеса, осуществляемых в собственность государства; развитие системы подготовки специализированных кадров; трансформация системы финансового планирования с учетом необходимости придания ему долгосрочного характера; необходимость учета социального, а не только экономического эффекта при принятии решений об осуществлении инвестиций в проекты ГЧП.

Что касается финансирования проектов, в литературе встречается немало идей и предложений относительно совершенствования финансовых механизмов ГЧП. В частности, интересным представляется применение синдицированных кредитов, которые позволят до максимума понизить кредитную ставку (до 7%) ввиду того, что риск будет распределен между отдельными банками: тем самым решится задача дефицита финансирования ввиду невысокой капитализации банковского сектора [2, С. 16]. Применение такого механизма, хотя и ставить российских хозяйствующих субъектов в зависимость от кредитов иностранных банков, позволит более эффективно и оперативно распределять денежные ресурсы, облегчит финансовый менеджмент, решить вопрос с недофинансированием отраслей реального сектора.

Важнейшим приоритетным направлением развитие механизмов ГЧП является их широкое внедрение в практику развития экономической интеграции на постсоветском пространстве [5]. Так, в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) необходимо сформировать институциональные основы для эффективного развитие межстрановых проектов ГЧП между странами ЕАЭС. ГЧП должно стать инструментом развития экономического сотрудничества стран. Для этого необходимо: формирование единых принципов и терминологии ГЧП в странах; создание условий для применения в странах единых моделей ГЧП; заключение многосторонних соглашений о кооперации между страновыми центрами ГЧП; унификация законодательства стран; создание специального наднационального органа, который будет заниматься сопровождением международных проектов ГЧП; широкое использование опыта Европейского союза (ЕС) при реализации проектов межгосударственного уровня; внедрение сетевого подхода к организации и развитию ГЧП на постсоветском пространстве и обеспечение координации в данной области.

Вообще, международная практика развития ГЧП представляется интереснейшим аспектом изучения исследуемых в статье проблем. Как показывает опыт зарубежных стран [9], использование концессионного механизма и механизма ГЧП в известной степени способствовала решению проблемы инфраструктурных барьеров. В частности, например, в Китае, изначально, при реформировании экономики, законодательно частный сектор был допущен к участию в энергетических проектах и в сфере транспорта [11], строительства платных дорог, модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства [15]. При этому регионы страны проявляли больший интерес к реализации проектов ГЧП, чем ее правительство, поскольку важнейшим стимулом для регионов стал дефицит бюджетных средств, в результате чего рынки инфраструктуры были открыты для частного инвестора. В итоге в стране была накоплена масштабная практика ГЧП, различные бизнес-модели ГЧП в разных секторах с точки зрения проектных, технологических характеристик, оформления банкротства и т.д. [12, С. 91]. Однако даже в Китае, накопившем большой опыт реализации ГЧП, до сих пор не решена проблема отношения к ГЧП, которое многими представителями бизнеса рассматривается как инструмент получения доступа к финансовым ресурсам [14], хотя очевидно, что в основе ГЧП должен лежать принцип взаимовыгодности сотрудничества сторон. В России актуальной также является реализация принципа управления ГЧП на основе глобальных связей, учете роста потребностей конкретных потребителей, которые заинтересованы в быстром и качественном получении муниципальных/государственных услуг [1].

В условиях перехода к новому технологическому укладу ГЧП также должно стать катализатором инновационного развития, а также более широкого и эффективного развития системы предоставления общественных (государственных) услуг, чему в настоящее время посвящено немало

исследований [4]. Кроме того, на основе института ГЧП возможно повысить интенсивность инвестиций в отрасли нового технологического уклада [9, С. 31]. Между тем, с учетом сложности управления ГЧП необходимо изначально определить сферы ответственности частного бизнеса и государства и инструменты их пересмотра, что не будет подвергать ни одну из сторон существенному риску.

Использованные источники:

1. Аверин, A.B. Контроль и мониторинг качества консультационных услуг в системе обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / A.B. Аверин, В.В. Григорьева // Транспортное дело России. - 2015. - № 3. - С. 42-44.

2. Афимова М.-К.И. Совершенствование финансового механизма государственно-частного партнерства: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Афимова Мария-Кристина Игоревна. - М., 2016. - 21 с.

3. Коряков, А. Г. Исследование подходов к созданию механизма государственного стимулирования устойчивого развития химических предприятий / А.Г. Коряков, A.A. Логинов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 277-281.

4. Кривощекова, Л.П. Роль государственно-частного партнерства в предоставлении государственных услуг и инноваций / Л.П. Кривощекова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. - 2016. -Т. 16. -№2.-С. 31-33.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. - М,: Юрайт, 2014. - 446 с. - ISBN: 978-5-9916-2837-2.

6. Мировая экономика и международный бизнес: учебник, экспресс-курс / под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. -М.: Кнорус, 2010.-280 с. -ISBN: 978-5-406-00653-5.

7. Руденко, Л.Г. Моделирование современного государственно-частного партнерства как института развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства / Л.Г. Руденко // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 3 (36). - С. 109-115.

8. Сазонов, С.П. Как построить государственно-частное партнерство по вертикали власти? Пока больше вопросов, чем ответов / С.П. Сазонов, Ф.Н. Мамедов, В.В. Кабанов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 3 (28). - С. 60-64.

9. Смирнов, E.H. Прорывные направления инновационного развития российской экономики с позиций международного опыта // International Innovation Research: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2016. - С. 30-39.

10. Смирнов, E.H. Противоречия глобального экономического роста, или еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития // ЭКО. - 2015. - № 4 (490). - С. 93-104.

11. Черемная, Т. С. Государственно-частное партнёрство в странах БРИЕСС: опыт и перспективы реализации / Т.С. Черемная // Мировая экономика. - 2015. -№5(44).-С. 190-196.

12. Шарпан, А. А. Особенности государственно-частного партнерства в КНР на современном этапе / А.А. Шарпан // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 15 (57). - С. 91-93.

13. Юшкова, Н. Г. Особенности функционирования социально-экономических систем регионов в проектах государственно-частного партнерства / Н.Г. Юшкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 2 (27). - С. 199-208.

14. Ке Y. Understanding the risks in China's PPP projects: ranking of their probability and consequence / Y. Ke // Engineering, Construction and Architectural Management. -2011. -T. 18. -№. 5. - PP. 481-496.

15. Projects & Operations - China. - World Bank, 2016 [Electronic resource], -Mode of access: http://w\w.worldbank.org/proiects/search?lang=en&searchTerm=&tab=map&cou ntryshortname_exact=China/ (дата обращения: 27.11.2016).

УДК 658.14/. 17

Пошелюк JI.Aк. э. н.

доцент

кафедра «Бухгалтерского учета и финансов»

Ермакова Е.С. студент 3 курса факультет «Экономический» Донской государственный аграрный университет

Россия, п. Персиановский АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО НОВОПОКРОВСКАГРОМАШ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) В статье рассмотрен анализ финансового состояния на примере ООО Новопокровскагромаш. Рассмотрена структура и разделы баланса организации. Так же данная статья предполагает собой изучение состояния и динамики предприятия на таких документах, как актив и пассив баланса.

Ключевые слова:анализ финансового состояния, актив, пассив, бухгалтерский баланс, уставный капитал.

Poshelok, L. A, k.e.s «.Accounting and Finance» Don State Agrarian University Russia, p. Persianovka Ermakova E. S. student

The 3 th year faculty "Economic " Don State Agrarian University Russia, p. Persianovka

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.