Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация населения / институциональные механизмы / устойчивое развитие / экономический рост / институциональная теория / комиссия Брундтланд / пределы роста / проблемы роста / adaptation of a population / institutional arrangements / institutional mechanisms / institutional machinery / institutional structure / sustainable development / economic growth / new institutional theory / neo-institutionalist theory / Brundtland Commission / The Limits to Growth (LTG)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Ксения Сергеевна

В экономической науке значение институциональных механизмов адаптации населения часто сводится к комплексу законодательно инициированных мероприятий государственного или регионального уровней. Однако данное определение, а также вопрос о содержании и целях указанного явления остаются весьма дискуссионными. В настоящей работе предпринята попытка раскрыть содержание феномена институциональных механизмов адаптации населения в контексте, с одной стороны, глобальной идеологической системы, с другой — положений экономической школы, взгляды представителей которой доминируют в современной науке. Основными методами исследования являлись библиографический (в том числе ретроспективный) анализ и теоретическое обобщение для обоснования подходов к определению понятий «адаптация населения» и «институциональные механизмы; контент-анализ отдельных документов ООН, метод обобщения, а также отдельные элементы лингвистического анализа с целью раскрытия многоаспектного понимания, с одной стороны, феномена адаптации населения в контексте концепции устойчивого развития ООН; с другой — понятия институциональных механизмов; обобщение и систематизация для предложения теоретико-методологического подхода и раскрытию содержания понятия институциональных механизмов адаптации населения. К основным результатам исследования следует отнести: во‑первых, определение идеологической и теоретической платформ становления феномена адаптации населения. В первом случае — это концепция устойчивого развития ООН; во втором — новая институциональная экономика неоклассической экономической парадигмы. Во-вторых, установление множественности форм, определяющих в документах ООН явление институциональных механизмов, в единстве характеризующих целенаправленную деятельность, а также взаимодействия (в том числе путем подготовки и заключения ряда соглашений) внутри и между правительственными и неправительственными организациями. В-третьих, раскрытие содержания понятия институциональных механизмов адаптации населения, на основе синтеза концепции устойчивого развития ООН и теории новой институциональной экономики. В данном аспекте институциональные механизмы адаптации населения могут быть определены как система взаимодействий организаций глобального (неправительственные организации) и национального (национальные правительства) уровней по разработке и реализации комплекса соглашений и мер в экономической, социально-демографической и экологической сферах. Дальнейшие направления исследований, на наш взгляд, должны касаться оценки практической реализации рассматриваемых механизмов в контексте комплексного анализа результатов нормотворчества на уровне отдельных государств и их субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL MECHANISMS OF POPULATION ADAPTATION IN A CONTEXT OF THE MODERN APPROACHES INTEGRATION

In economics, an importance of institutional mechanisms of adaptation of a population is often reduced to a set of legislatively initiated measures at a state or regional levels. However, this definition, as well as the question of the content and goals of this phenomenon remains very controversial. In this paper, an attempt is made to reveal the content of the phenomenon of institutional mechanisms of adaptation of a population, in the context, on the one hand, of a global ideological system, on the other hand, of the provisions of an economic school, the views of whose representatives dominate in modern science. A purpose of this work is to reveal a content of the phenomenon of institutional mechanisms of adaptation of the population, in the context, on the one hand, of the global ideological system, on the other –provisions of an economic school, the views of which dominate in modern science. Main research methods were: bibliographic (including retrospective) analysis and theoretical generalization; content analysis of individual UN documents, a method of generalization, as well as individual elements of linguistic analysis; generalization and systematization. Results of the study include: firstly, a definition of ideological and theoretical platforms for a formation of a phenomenon of adaptation of a population. In the first case, it is the UN concept of sustainable development; in the second, it is the new institutional economy of the neoclassical economic paradigm. Secondly, an establishment of a plurality of forms defining a phenomenon of institutional mechanisms in the UN documents that characterize purposeful activity in unity, as well as interaction (including through the preparation and conclusion of a number of agreements) within and between governmental and non-governmental organizations. Thirdly, a disclosure of a content of a concept of institutional mechanisms of adaptation of a population, based on the synthesis of the UN concept of sustainable development and a theory of the new institutional economy. In this aspect, institutional mechanisms of adaptation of a population can be defined as a system of interactions between organizations at a global (non-governmental organizations) and national (national governments) levels for the development and implementation of a set of agreements and measures in the economic, socio-demographic and environmental spheres. Thus, in a context of a synthesis of the UN concept of sustainable development and the theory of a new institutional economy, institutional mechanisms of adaptation of a population are defined as a system of intra- and inter-organizational interactions at a global (non-governmental organizations) and national (national governments) levels for a development and implementation of a set of agreements and measures in an economic, socio-demographic and environmental spheres. A scientific significance of results obtained lies in an expansion of scientific knowledge in the field of clarifying the concept of institutional mechanisms of adaptation of the population in the context of the synthesis of the UN concept of sustainable development and the theory of a new institutional economy. Further research directions, in our opinion, should concern an assessment of a practical implementation of mechanisms under consideration in a context of a comprehensive analysis of the results of rulemaking at the level of individual States and their subjects.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ»

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

УДК: 330.34; 330.82 ЭО1: 10.24412/2071-6435-2022-5-98-125

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ

В экономической науке значение институциональных механизмов адаптации населения часто сводится к комплексу законодательно инициированных мероприятий государственного или регионального уровней. Однако данное определение, а также вопрос о содержании и целях указанного явления остаются весьма дискуссионными. В настоящей работе предпринята попытка раскрыть содержание феномена институциональных механизмов адаптации населения в контексте, с одной стороны, глобальной идеологической системы, с другой — положений экономической школы, взгляды представителей которой доминируют в современной науке. Основными методами исследования являлись библиографический (в том числе ретроспективный) анализ и теоретическое обобщение для обоснования подходов к определению понятий «адаптация населения» и «институциональные механизмы; контент-анализ отдельных документов ООН, метод обобщения, а также отдельные элементы лингвистического анализа с целью раскрытия многоаспектного понимания, с одной стороны, феномена адаптации населения в контексте концепции устойчивого развития ООН; с другой — понятия институциональных механизмов; обобщение и систематизация для предложения теоретико-методологического подхода и раскрытию содержания понятия институциональных механизмов адаптации населения. К основным результатам исследования следует отнести: во-первых, определение идеологической и теоретической платформ становления феномена адаптации населения. В первом случае — это концепция устойчивого развития ООН; во втором — новая институциональная экономика неоклассической экономической парадигмы. Во-вторых, установление множественности форм,

К. С. Гончарова

Публикация подготовлена в рамках выполнения НИР по госзаданию Института экономики Уральского отделения Российской академии наук на 2021-2023 годы № 0327-2021-0011 «Институциональные модели и факторы социальной и экономической адаптации населения региона в условиях перехода к динамичному развитию».

определяющих в документах ООН явление институциональных механизмов, в единстве характеризующих целенаправленную деятельность, а также взаимодействия (в том числе путем подготовки и заключения ряда соглашений) внутри и между правительственными и неправительственными организациями. В-третьих, раскрытие содержания понятия институциональных механизмов адаптации населения, на основе синтеза концепции устойчивого развития ООН и теории новой институциональной экономики. В данном аспекте институциональные механизмы адаптации населения могут быть определены как система взаимодействий организаций глобального (неправительственные организации) и национального (национальные правительства) уровней по разработке и реализации комплекса соглашений и мер в экономической, социально-демографической и экологической сферах. Дальнейшие направления исследований, на наш взгляд, должны касаться оценки практической реализации рассматриваемых механизмов в контексте комплексного анализа результатов нормотворчества на уровне отдельных государств и их субъектов.

Ключевые слова: адаптация населения, институциональные механизмы, устойчивое развитие, экономический рост, институциональная теория, комиссия Брундтланд, пределы роста, проблемы роста.

Введение

Современная динамика изменений окружающей среды требует формирования к ней высокой степени адаптивности как отдельного индивида, так и общества в целом. В связи с этим, по рекомендации международных организаций правительствами большинства государств принимаются специальные нормативно закрепленные программы превентивной (к возможным угрозам) и реактивной (к последствиям) адаптации населения к сложным и противоречивым процессам, происходящим в социальной, экономической, экологической и других сферах жизнедеятельности. Не остается в стороне и законотворческая практика Российской федерации. Так, в апреле 1996 года Президентом России был утвержден Указ № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (действует по настоящее время), а в принятом в феврале 2022 года Постановлении Правительства Российской Федерации № 133 «Об утверждении федеральной научно-технической программы...» прямо указывается на необходимость планирования и применения «экономически эффективных адаптационных мер с целью обеспечения социальной и экологической безопасности населения и повышения его качества жизни» [10].

При этом, несмотря на растущее внимание к проблемам адаптации населения, понимание механизмов ее обеспечения и активации про-

цесса функционирования зачастую остается за рамками нормативных актов, вследствие чего разрабатываемые и реализуемые меры зачастую не приносят планируемых результатов.

Таким образом, целью настоящей работы является раскрытие содержания феномена институциональных механизмов адаптации населения в контексте, с одной стороны, глобальной идеологической системы, с другой — положений экономической школы, взгляды представителей которой доминируют в современной науке.

Методический подход исследования

Методический подход опирался на алгоритм исследования, а также на принципы гносеологического онтологизма (то есть исследование рассматриваемых явлений и процессов с учетом взаимосвязи между ментальными конструкциями — идеями и практической деятельностью человека); единства исторического и логического, предполагающего построение моделей исследуемого явления с учетом анализа динамики его развития, происходящей под воздействием внешних и внутренних факторов; эволюционной иерархичности общественных систем, который предусматривает принятие во внимание возможности давления (в том числе и путем прямого вмешательства) вышестоящих общественных структур на нижестоящие; частным случаем данного принципа является учет в анализе приоритета глобальных интересов над локальными.

Алгоритм исследования феномена институциональных механизмов адаптации населения включал последовательное выполнение четырех (в соответствии с задачами) логически связанных между собой этапов.

На первом этапе, на основе методов библиографического (в том числе ретроспективного) анализа и теоретического обобщения, были обоснованы подходы к определению понятия «адаптация населения». Так нами был проведен семантический анализ текстов публикаций, размещенных на платформе «Web of Science» (Core Collection), объединяющей реферативные базы данных публикаций в отечественных и зарубежных научных журналах. Выбор платформы (между «WoS», «Scopus» и «eLibrary.Ru») обусловливался: более длинным временным рядом сбора публикаций и, как следствие, большим количественным охватом публикаций, а также возможностью более точной категоризация поисковой тематики относительно разделов научного знания. В то же время используемый нами подход имеет существенное ограничение,

заключающееся в низкой доле представленности работ отечественных ученых (по сравнению с eLibrary.Ru), однако нами было принято решение не добавлять в анализ данные платформы eLibrary.Ru во избежание риска двойного учета одной публикации (если она представлена на обеих платформах).

Выгрузка данных осуществлялась по поисковому запросу «adaptation and population» по теме исследования, включающей в себя поиск в заголовках статей, аннотации и ключевых словах; также мы установили ограничение по тематике исследования — «экономика» и «демография». В результате по указанным параметрам было найдено 341 исследование, опубликованное за период с 1985 года по 2022 год.

Результаты выгрузки позволили, во-первых, определить эволюцию интереса авторов к тематике адаптации населения, а также научную актуальность исследования последней; во-вторых, выявить ретроспективную динамику исследований адаптации населения в аспекте отдельных направлений исследований (заявляемых авторами в аннотации и ключевых словах); в-третьих, установить основные подходы к определению феномена адаптации населения в социально-экономических исследованиях.

На втором этапе с помощью метода контент-анализа отдельных документов ООН, метода обобщения, а также отдельных элементов лингвистического анализа было раскрыто многоаспектное понимание, с одной стороны, феномена адаптации населения в контексте концепции устойчивого развития ООН; с другой — понятия институциональных механизмов.

Информационной базой данного этапа являлись официальные документы, размещенные на сайте ООН (www.un.org), такие как ежегодники (англ. The Yearbook of the United Nations), а также отдельные резолюции и справочные материалы, соответствующие тематике настоящего исследования.

На третьем этапе, применяя методы теоретического анализа и обобщения, в аспекте установленного доминирования в научной литературе (по исследуемой тематике) теории новой институциональной экономики авторами было раскрыто понятие институциональных механизмов.

На четвертом этапе на основе методов обобщения и систематизации был предложен теоретико-методологический подход и раскрыто содержание институциональных механизмов адаптации населения

в контексте синтеза концепции устойчивого развития ООН и теории новой институциональной экономики.

Теоретический обзор Ретроспективн ьшатплтз тенетных кодхо дов к понятию «адаптация населения»

Анализ динамики количества пу«ликаций по тематике адкптации населения выявил рост интереса исследователей к ней. Наиболее заметной далиаи тевдянлдо становнксе после 2014 года Урисунок 1).

1985 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 Год публикации ----> Линия тренда динамики публикаций

Рисунок 1.Количествоисследованийпотематикеадаптациинаселения

Источник: составлено автором по данным выгрузки публикаций, размещенныхнаплатформе «WebofScience» (Core Collection);поисковый запрос«adaptation andpopulation»

Проведенныйбиблиографический анализаннотаций и ключевых слов публикаций социально-экономической тематики, результаты которых были размещены на платформе «Web of Science» (Core Collection) в периодс 1985 годапо31 марта2022 года(дата выгрузкиданных), позволил выделить направления, в аспекте которых учеными исследуется адаптация населения.

Всего нами было выделено семь таких тематических направлений (таблица 1).

Таблица 1

Библиографический анализпубликаций, посвященных вопросам адапаации населения

Год публикации

НаправленИ^ исследований

Демография

Качество жизни

Уровень доходов

Институты

Государственное управление_

труд

Экономический рост и развитие

Источник:составлено авторомпо данным выгрузки публикаций,

размещенных наплатформеWebof Science(поисковый запрос: «adaptatюn&populatюn»; ограничение по тематике исследования — «экономика»).Заштрихованнаяячейка означает наличие минимум одной публикации по адаптации населения, исследуемой в контексте тематики, соответствующейстроки.

Представленные в таблице 1 тематические направления, несомненно, являютсяпересекающимися(например,уровеньдоходов и качество жизнинаселения;институтыи государственное управление), однако их условное разделение (соответствующее тематике отдельныхпубли-каций)позволяетуточнить временные трендыисследования частных аспектов адаптации.

Так, сначала (с 90-х годов XX века) адаптация населения преимуще-ственнорассматриваласьв контекстедемографическихпроблем: вопросов перемещения,в томчисле и обусловленных климатическими изменени-ями(по замечанию C. Cattaneo, M. Beine, C. J. Fröhlich и других, миграция является одним из способов реагирования населения на климатические стрессы и потрясения [15], данное мнение поддерживают R. Stojanov, B. Duzi, D. Vikhrov и I. Kelman [24]), включая миграцию населения из сельских регионовв урбанизированные, а такжеперемещениекадровразличной квалификации(например,исследование M. Helbling и D. Meierrieks [18]). В данном аспекте большинством авторов большое значение придавалось вопросам адаптации мигрантов к новым условиям жизни, в том числе и посредством изменения репродуктивного поведения. Помимо оценки

миграционных процессов, ученые здесь сосредоточены на исследовании влияния климата на здоровье населения и уровень смертности.

Следует заметить, что в отличие от зарубежной практики российские ученые чаще исследуют взаимосвязи между адаптацией населения и указанными демографическими параметрами (миграция, смертность, рождаемость и прочее) в аспекте динамики экономических процессов (кризисов) [3; 5; 16]. Это, по нашему мнению, может обусловливаться частым наличием пертурбационных процессов в отечественной социально-экономической сфере.

С начала 2000-х годов к исследованиям адаптации населения, помимо демографических, добавляются аспекты ее взаимосвязи с уровнем и качеством жизни. Здесь анализируется степень уязвимости и адаптивности сообществ и отдельных групп населения к качественным параметрам окружающей среды: безопасности (характеризуемой, например, частотой наступления стихийных бедствий) и комфортности места проживания человека (в том числе в быстро растущих городах и агломерациях), уровню развития социальной инфраструктуры (преимущественно сферы здравоохранения), субъективной оценкой благополучия населения и других.

Также с указанного периода (начало 2000-х годов) адаптация рассматривается в контексте доходов населения, включая вопросы изменения финансового поведения граждан (преимущественно под влиянием экономических кризисов). Внимание исследователей здесь направлено на аспекты адаптации населения к динамике доходов (заключающейся, например, в диверсификации источников доходов и/или изменении структуры потребления), зачастую вызванной климатическими изменениями (в основном, здесь рассматривается изменение доходов населения, занятого в сельском хозяйстве)..

С 2002 года в фокус внимания ученых добавляются институциональные аспекты. Здесь вопросы адаптации рассматриваются в контексте влияния на них различных институтов: формальных (международных организаций, государства, организации — адаптация человеческого капитала к быстро изменяющейся внешней и внутренней среде) и неформальных, включая местные неформальные институты — влияние на адаптацию обычаев, норм, сетей взаимодействия между индивидами, а также проекты добровольного объединения (участия) граждан и реализация социальных инноваций.

Принципиальное значение в исследовании адаптации приобретают вопросы реализации государственной политики (государственному управлению). В данном контексте исследуются вопросы разработки и реализации мер адаптации населения к различным социально-экономическим (реализацию социальной политики в сфере занятости; помощи людям с инвалидностью), климатическим (развитие районов, где высок риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными катастрофами, а также политика оказания помощи населению в случае стихийных бедствий); внедрение экологических стандартов на товары потребительского рынка и демографическим (меры поддержки семей с детьми, адаптации мигрантов) изменениям окружающей среды.

После 2006 года анализ адаптации населения расширяется исследованиями ее взаимосвязи с проблемами функционирования рынков труда и занятости. В данном контексте авторы рассматривают аспекты адаптации населения (преимущественно путем трансформации человеческого капитала) к общим изменениям макро- и мезоэкономической конъюнктуры (в том числе процессам роботизации части производственных процессов, росту безработицы и, сопутствующих данному явлению процессов — изменению привычных паттернов потребления, возникновению «эффекта дополнительного работника»), а также новым условиям труда, учитывая предыдущий профессиональный опыт работников. Зачастую указанные взаимосвязи также рассматриваются в аспекте дополнительного влияния фактора изменения климата.

После мирового экономического кризиса 2008 года актуализировались исследования адаптации в аспектах экономического роста и развития. В рамках данного подхода рассматриваются вопросы взаимосвязи, с одной стороны, общей динамики развития экономики стран, включая уровни их инвестиционной и инновационной активности; с другой, адаптивных возможностей населения к указанным процессам (характер изменения экономического поведения населения — принятие инноваций, изменение уровня образования, характера потребления); способности населения к использованию нововведений (инноваций); адаптации населения к чрезвычайным ситуациям (например, пандемия СОУГО-19).

Таким образом, к настоящему времени основными направлениями исследования адаптации населения стали экономические (уровень доходов, занятость, экономический рост), социально-демографические (демографические проблемы, качество жизни) и институциональные

аспекты. В то же время следует заметить, что, несмотря на широкую контекстную тематику, общим для большинства работ является анализ адаптации в аспекте проблемы глобального изменения климата (данное положение также отражено в результатах обзорных исследований других авторов) [6]. Указанное может свидетельствовать в пользу того, что большинством ученых (как в России, так и за рубежом) различные социально-экономические аспекты адаптации населения рассматриваются преимущественно в контексте концепции устойчивого развития, заключающейся в комплексном (триедином) изучении глобальных и региональных проблем: в экономической, социальной и экологической сферах [5].

Результаты исследования Феномен адаптации населения в контексте концепции устойчивого развития ООН

Принято считать, что основные положения концепции устойчивого развития были изложены в 1972 году группой ученых МТИ (под руководством Д. Л. Медоуза) в докладе «Пределы роста. Доклад Римскому клубу» [7]. Опираясь на системно-динамический подход, а также метод экстраполяции, авторы выделили ключевые проблемы современного (на момент написания доклада) глобального развития, касающиеся трех взаимосвязанных между собой сфер: социально-демографической (численность населения), экономической (промышленное производство, дифференциация населения по уровню доходов, по модели С. Кузнеца), продовольственной безопасности (в связи с ограниченностью земельных ресурсов, пригодных для сельскохозяйственных работ) и экологической (загрязнение окружающей среды, активное потребление невозобновля-емых природных ресурсов). Все указанные тенденции и их значимость, согласно результатам расчетов исследователей, имеют экспоненциальную тенденцию роста и ведут к различным негативным последствиям (достижение пределов роста одного из направлений). В то же время авторы доклада подчеркивают, что при своевременной реализации трансформирующих мировую систему условий развития возможна адаптация общества к необходимым ограничениям (в указанных сферах), что позволит в будущем избежать прогнозируемого группой Д. Л. Медоуза краха мирового развития.

С 1980-х годов начинается переход от теоретических конструкций

концепции устойчивого развития к практической реализации ее положений. В 1983 году Генеральная Ассамблея ООН предложила создать специальную комиссию, деятельность которой, помимо прочего, должна была быть направлена на рекомендацию путей, которые могут привести «к достижению совместных и взаимодополняющих целей, учитывающих взаимосвязи между населением, ресурсами, окружающей средой и развитием» [11, с. 180]. В результате была сформирована Всемирная комиссия по вопросам окружающей среды и развития, ее председателем была назначена Г. Г. Брундтланд (Норвегия), членом комиссии со стороны СССР выступал биолог В. Е. Соколов. Итогом работы группы стал представленный в 1987 году доклад «Наше общее будущее». В общем виде проблематика выполненного исследования и его результаты воспроизводят работу «Пределы роста», опубликованную за 15 лет до этого. В то же время в докладе 1987 года авторы уточняют понятие устойчивого развития, а также определяют основополагающую роль институтов в его достижении: «устойчивое и долговременное развитие представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Мы не утверждаем, что данный процесс является простым или беспрепятственным. Болезненная процедура выбора неизбежна. Таким образом, в конечном счете в основе устойчивого и долговременного развития должна лежать политическая воля» [12, с. 25].

Для описания направлений институционального регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду (в которую включается и социально-экономическая сфера) в докладе используется несколько терминов, которые могут быть переведены с английского языка (оригинальный язык доклада) на русский как «институциональные механизмы» — «institutional arrangements» и «institutional mechanism» (рисунок 2).

В скобках указаны страницы перевода доклада на русский язык, опубликованного в Докладе Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития [12]. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (один из 6 главных комитетов ООН). В сферу его компетенций относят вопросы экономического роста и развития; финансирования развития; устойчивого развития; программы по населенным пунктам; глобализации и взаимозависимости; искоренения нищеты; оперативной

деятельности в целях развития; развития сельского хозяйства; продовольственной безопасности и питания; использования информационно-коммуникационных технологийв целях развития) [1].

institutional arrangements

[—j институционные механизмы (с. 17)

Г~1 организационные меры/ мероприятияс^ - действия, следующие за процессом принятия решений (с. 78, 222) (с. 78);

- координация действий органов власти различных уровней (с. 222);

^ организационные соглашения ф - координация мероприятий (с. 124);

(с. 124, 346) - совместные соглашения (с. 346);

[~~| организационные условия (с. 224)

^ организационные структуры (с. 39) ф - национальные, международные структуры (с. 39);

организационная система (с. 343) ф - выработка, обсуждение и осуществление политики (с. 344).

institutional mechanisms

п организационные механизмы (с. 77- Л - пPоеятиPование, тгажргааже татршп. (с. 11); 1—1 78) - разработка «оценок потенциальных последствий <...>, в

цепях принятия мери (с. 77);

Рисунок2.Отражениеявления«институциональныемеханизмы» висследовании«Нашеобщеебудущее», подготовленногокомиссией по вопросамокружающейсредыиразвития ООН (руководитель проектаГ. Г. Брундтланд) Источник: составлено автором по [12; 13].

Итак, в официальном переводе доклада группы Г. Г. Брундтланд на русский язык «institutional arrangements» и «institutional mechanism» зачастую переводились как «различные организационные действия», во-первых, правительств, во-вторых, неправительственных организаций, которые осуществляют свою деятельность на различных уровнях (международных, национальных, внутринациональных). Сюда относятся выработка и реализации политики; организация мероприятий, координация и контроль их исполнения; разработка системы оценки эффективности реализуемых действий. В то же время употребление в переводе текста доклада словосочетания «institutional mechanism» касается в большей степени аспектов планирования и контроля, тогда как «institutional arrangements» — выработки совместных решений и реализации совместных действий.

Аналогично употребление данных словосочетаний и в других документах ООН. Так, в «Руководстве по статистике...», подготовленном

Департаментом по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН, «institutional arrangements» (институциональные механизмы) определяются как «набор соглашений о разделении соответствующих обязанностей учреждений», которые «должны способствовать созданию надлежащих каналов связи, а также механизмов координации для обеспечения эффективности <...> производства» [21, с. 29-30]. В документе также определяются руководящие принципы создания эффективных институциональных механизмов: стратегический подход к многоуровневому планированию; эффективное управление процессами; периодическая актуализация (корректировка) сложившихся институциональных механизмов; обеспечение учета интересов всех заинтересованных сторон; содействие коммуникациям [21].

В то же время в Ежегоднике Организации Объединенных Наций глава «institutional arrangements» появилась только в 1988 году (до 1990 года в разделе «Экономические и социальные вопросы»), заменив собой существовавшую с 1983 года главу «institutional machinery» (раздел «вопросы политики и безопасности»). Под «institutional machinery (economic and social)» в Ежегодниках 1983-1987 годов значились процессы организации работы подразделений, работающих внутри ООН — Второго (комментарий 1) и Третьего (комментарий 2) комитетов, а также вопросы сотрудничества между ООН и другими международными организациями [25; 26; 28]. Также в справочных изданиях 1983-1988 годов к «machinery» относят непосредственное функционирование международных (англ. The Machinery of the United Nations) и межправительственных организаций («intergovernmental machinery»; следует отметить, что использование сочетания «intergovernmental machinery» сохранится и в более поздних Ежегодниках, где отражены наиболее актуальные и значимые аспекты функционирования институтов ООН, а также вспомогательных структур секретариата [30; 31; 32]), последних как части мировой организации («world organization») [27]. Таким образом, можно заключить, что под «institutional machinery» подразумеваются непосредственно организации и правительства (сообщества), включая их внутренние структуры, самостоятельно функционирующие, а также взаимодействующие между собой.

Как было указано ранее, с 1988 года на смену «institutional machinery» приходит «Institutional arrangements», под последним понимается сотрудничество ООН с неправительственными и межправительственными организациями, межправительственные структура и функции,

инструменты координации ООН в экономической и социальной областях, аспекты эффективности административного и финансового функционирования (рассмотрение финансовых, административных и кадровых вопросов), разработка социальных индикаторов и мониторинга воздействия на условия жизни населения различных стран, функции по составлению программ и координации, совершенствование процедур отчетности, а также программ работы Второго и Третьего комитетов Генеральной Ассамблеи [29; 30]. Также после 1988 года в Ежегодниках используется термин «institutional mechanisms», означающий программы действий для мобилизации общественной поддержки и осуществления мероприятий [29; 31].

В целом, несмотря на некоторое замещение «institutional machinery» (на «institutional arrangements»), к настоящему времени все три формы (machinery, mechanisms, arrangements) сохраняют свою актуальность. На рисунке 3 представлены контексты их употребления в документах ООН, а их совокупность может представлять, на наш взгляд, комплексное понятие «институционального механизма» в контексте документов ООН.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В КОНТЕКСТЕ ДОКУМЕНТОВ ООН V У

-'- 1983 - 1987 годы V > конец 1980-х- нач. 2000-х гг. конец 1980-х гг. -настоящее время

INSTITUTIONAL MACHINERY INSTITUTIONAL MECHANISMS INSTITUTIONAL ARRANGEMENTS

I I I

- комплексное, взаимосвязанное функционирование отдельных или нескольких организационных систем (правительственных/ неправительственных, глобальных/ национальных учреждений и т.д.), поддержание их деятельности (частной или совместной). V - деятельность, направленная на достижение внутрисистемных или совместных (межсистемных) целей. Включает комплекс взаимодействий внутри отдельной организации или между несколькими организациями: определение целей и способов их достижения (интеллектуальное руководство и управление); пошаговое определение программы мероприятий; установление и обеспечение процессов требуемым объемом ресурсов (материальных и нематериальных, включая штатное расписание); разработку системы документооборота, планирования, мониторинга и контроля; повышение эффективности выполнения процессов; координацию и рационализацию процессов. V - разработка и заключение соглашений, направленных на совместную организацию какого-либо процесса и его непосредственную реализацию (включая комплексную поддержку его функционирования и динамики развития, определение системы отчетности, «дорожных карт» и т.д.). ^ J

Рисунок 3. Понятие «институционального механизма» в контексте

документов ООН Источник: составлено автором.

Таким образом, можнозаключить, что к институв^и^ои^алг^и^ьш мам(в аиптексте зиа^]молтов ОхаТО можнр отнесли какзтпочркдссвснно р^ам^л! кмганазации (правительсов) тзз к их функции, реализуемые посредством разработки и контроля выполнения ччмплекса длйст вий, саслтше!^!^^.

мзложаткее ^^з^знл, инетиту-

циoньлекыймьxотиьм адапалтии ^т^е^с^^ет^и^ может быть продсчтален в виде взаимосвязанной, целенаправленной, многоуровневой системы чзнкциинирлоания идейи {жакизацаидейсорий, нчартвлрвных ко до-cгчжeнкепocтaвлeнюыкцзчей гио баоьното развизиа посреоствзм очще-стненншго пзмнядчяккследних. Так, нл чисунз^с 4 псосзллюборичовант схема адаптации, являющейся результатом осуществления комплекса крттшических машPпpиятий,польрляющмк населению мртлшособитьсм к принятой системе идей.

1972 Дрипад Римеирмй ипубу - теоретические положения икнлсолии йечкоччакак озхачччш

V

1983 Дриазд Вескчонко иккчеечч мр вкооксам кюоужзрноо еооды и озхачччш (ООН) - оосgпкжснис апкBзпднко идеологии йсчкочивкгк озхачччш и оозючччсеюме коо дпш оо океччжснчш

V

е лзч. 80-е -а. XX а. Ооазнчхзлчкнныс ечойичйоы ООН - предложение мозичичоеиче мер gксчижсниш йечкоччакак озхачччш и контроль хз че оозпчхзлчоо (а ефооо юккоочонлчо ечойичйоы)

V

г е лзч. 90-е -а. XX а. ч ГпкBзпдныс нсоозаччспдечаснныс и мсжооавичспдсчвснныс коазнчхзлчч, нзлчкнзпдныс оозаичопдечаз - реализация мозичичоеиче мер gксчижсниш йечкоччакак озхачччш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у

Адаптация населения и осапихйсмым морам мр океччжснчр йечкоччакак оахвичиш

Концепты

Институты

Процессы

Кошкро вкхgсосчвис

----> Ккеасннкс акхоооечачс

Рисунок4.Схематичноепредставлениеинституционального механизма адаптации населения в аспекте концепции устойчивого развития Источник: составлено автором.

Соответственно, в рассматриваемомаспекте адаптация является не естественнойвнутреннейреакциейобщества на внешниеобстоятельства

(население как субъект механизма адаптации), а задаваемой посредством реализации комплекса мероприятий, внешней программой (траекторией) приемлемого для внедряемой идеологии поведения и реакций населения (население как объект механизма адаптации). Иными словами, в условиях воплощения в жизнь положений концепции устойчивого развития ООН население не приспосабливается (адаптируется), а его приспосабливают (адаптируют) к диктуемым принятой идеологией условиям.

Понятие институциональных механизмов в теории новой институциональной экономики

Содержание феномена институциональных механизмов адаптации населения в рамках концепции устойчивого развития (в частности, в документах ООН) опирается на теоретические положения новой институциональной экономики (NIE). Так, в трудах одного из ключевых разработчиков данной теории Д. Норта институты определяются как набор искусственно созданных ограничений (формального и неформального характера), структурирующих взаимодействие между людьми [8]. Важное значение в подходе Д. Норта придается институциональным механизмам (the institutional arrangements) [22], определяющим практику правоприменения указанных ограничений [9].

Непосредственное определение институциональных механизмов (institutional arrangements) было раскрыто в работе J. Yifu Lin и J. B. Nugent, как набор «поведенческих правил, которые регулируют поведение в определенной области» [33, с. 2307]. Авторы обращают внимание, что среди исследователей зачастую случается путаница в вопросе определения и соотношения ряда понятий: «институциональные механизмы» («institutional arrangements»), «институциональная структура» («institutional structure») и «институциональные изменения» («institutional change»). На рисунке 5 на основе подхода J. Yifu Lin и J. B. Nugent нами предложена схема, отражающая соотношение данных понятий.

По мнению ученых, институциональная структура «представляет собой совокупность институциональных механизмов в экономике, включая ее организации, законы, обычаи и идеологию. Когда экономисты используют термин „институт", он обычно относится к институциональным механизмам. Аналогичным образом, „институциональные изменения" обычно относятся к изменению одного институционального механизма, а не к изменению всех механизмов в структуре. Для удобства изложения

ДОМИНИРУЮЩАЯ В ОБЩЕСТВЕ ИДЕОЛОГИЯ

Сфера 1 Сфера 2' Сфера N"

у

Сферы жизни общества

Множество институциональных механизмов сферы 1 - (ИМ 1, 2...n; institutional arrangements)

Рисунок 5. Соотношение понятий «институциональная структура» и «институциональные механизмы» в теории новой институциональной экономики Источник: составлено автором по [33].

мы используем термины „институты" и „институциональные механизмы" взаимозаменяемо, а „институциональные изменения" представляют собой изменение институционального механизма (а не изменение институциональной структуры)» [33, с. 2307]. В исследовании авторы указывают на такие характеристики институциональных механизмов, как множественность, взаимозаменяемость и конкурентность (на рисунке отражено как ИМ_1, 2.. .n сферы 1): «всегда существуют альтернативные институциональные механизмы, которые могут выполнять определенную институциональную функцию при заданных транзакционных издержках, один институциональный механизм может предоставлять больше услуг и, следовательно, быть более эффективным, чем другой» [33, с. 2315-2316], и далее — «функции различных институциональных

механизмов взаимозависимы, изменение одного конкретного механизма может привести к соответствующим изменениям в спросе на услуги других механизмов» [33, с. 2321]. Основой выбора для существующих в обществе институциональных механизмов, по мнению Дж. J. Yifu Lin и J. B. Nugent, является принятая идеология, которая воспринимается как форма «приобретенного социального капитала, который наделяет членов общества чувством легитимности в отношении правителя и существующей институциональной структуры» [33, с. 2338].

Аналогичного подхода к определению институциональных механизмов, предложенного J. Yifu Lin и J. B. Nugent, придерживаются и другие авторы [14; 20; 23].

Практические аспекты исследования институциональных механизмов (institutional arrangements) зачастую рассматриваются в контексте теорий, во-первых, транзакционных издержек, во-вторых, принципал-агента. Здесь авторами анализируются проблемы, возникающие при реализации деятельности небольших частных компаний и ассоциаций, в основном в сфере сельского хозяйства. Так, а работе G. A. Fuentes проводится анализ проблем взаимодействия и способов их урегулирования (посредством соглашений) между, с одной стороны, мелкими торговцами рисовых плантаций в деревнях и, с другой стороны, комиссионерами — местными фермерами, привлекаемыми в целях организации закупки риса для крупных рисоводов, а также розничных и оптовых торговцев [17]. В исследовании S. Knight, M. Lyne и M. Roth рассмотрены проблемы функционирования институциональных механизмов в Южной Африке, возникающие между владельцами и работниками фермерских хозяйств при реализации схем совместного участия сельскохозяйственных рабочих, заключающиеся, с одной стороны, в реализации владельцами исключительных прав пользования сельскохозяйственными угодьями, с другой — получении (пропорционально финансовым вложениям) работниками фермы права голоса и выгод (в виде дивидендов) [19].

Относительно использования в зарубежных научных публикациях других форм институциональных механизмов («institutional machinery», «institutional mechanisms») следует отметить их незначительное количество (по сравнению с «institutional arrangements»). Так, в исследовании M. Zainal-Abidin проводится анализ институционального механизма («Institutional mechanism») внешних связей стран АСЕАН в аспекте взаимодействия государств данной группы, установления между ними

деловых контактов и проведения консультаций по вопросам политики [34]. При этом указанный контекст «Institutional mechanism» в полной мере соответствует описанному ранее контексту использования «institutional arrangements», заключающийся в анализе взаимодействий между агентами коммуникации. Ключевое отличие, на наш взгляд, здесь заключается в уровнях данных взаимодействий — так, в случае использования «institutional arrangements» чаще всего речь идет о микроуровне (индивиды, их группы, организации — производители товаров и/или услуг); при использовании «institutional machinery» объектом исследования становятся взаимоотношения макроуровня (между правительственными и неправительственными организациями).

Таким образом, большинство зарубежных авторов рассматривает феномен институциональных механизмов в аспекте новой институциональной теории. Данный подход по своему содержанию в наибольшей степени соответствует (относительно документов ООН) понятию «institutional arrangements» — он уходит от непосредственного анализа процесса функционирования агентов институциональной деятельности, и сосредотачивает внимание на подготовке и исполнении существующих между агентами договоренностей и соглашений.

Соответственно, понятие феномена институциональных механизмов адаптации населения может быть определено в контексте доминирующих в научной литературе подходов к раскрытию содержания понятий, с одной стороны, адаптации населения как ключевого элемента модели устойчивого развития ООН, с другой стороны, институциональных механизмов в отражении документов ООН, а также в аспекте теории новой институциональной экономики (рисунок 6).

На рисунке 6, на онтологическом уровне схематично представлено множество существующих в экономической, социально-демографической и экологической сферах жизнедеятельности общества институциональных механизмов адаптации населения. Здесь могут быть как материальные объекты инфраструктуры (например, социальной), так и правовые, законотворческие инициативы, а также культурно-исторические установки. Через призму идеологии, которая находится на стыке онтологического (реальных действий) и гносеологического (интеллектуальная основа для реализуемых действий) уровней, изображен гносеологический уровень, который представлен доминантной теоретической базой, в настоящее время это теория новой институциональной экономики неоклассиче-

ской школыэкономической мысли. Припереходе отонтологического множества институциональных механизмов адаптации населения мы оопадаен егносеологодче ское единтнво, в котортмоотфильтродаоное мнежесово» инсарлуциоокороных опреооляется

езаимо действием он ут^ии межд у гооедарсав еноымк с труктура ми ообъ -единениями межгосударственного или негосударственного характера.

Гооссодогдоссодо лроасоь

Оотодогдоссодо лроасоь

Содержание феномена институциональных механизмов адаптации населения, оео сдстсоп неедооасЛстндЛ но реереботос д рседдеецдд ооондсосе соглешсодЛ д оср а вооооодоссооЛ, соцдедьоо-асоогрефднссооЛ д воодогдоссооЛ сфсрес.

ж

теория новой институциональнои экономики : I___________________________________________________J

11 41 ^

--------------I.----------------!

идеология устойчивого развития

Экономическая сфера

Социально-демографическая сфера

Экологическая сфера

Рисунок 6.Теоретико-методологическийподходк определению понятия институциональных механизмов адаптации населения Источник: составлено автором.

Такимобразом,в контексте синтезаконцепцииустойчивогоразвития ООН и теории новой институциональной экономики институциональные механизмы адаптации населения определяются как системавнутри и межорганизационных взаимодействий глобального(неправительственные организации), и национального(национальныеправительства)уровней по разработке и реализации комплекса соглашений и мер в экономической, социально-демографической и экологической сферах.

Заключение

На основе полученных результатов исследования нами были сделаны следующие выводы: во-первых, в настоящее время адаптация населения исследуется в основном в контексте парадигмы устойчивого развития,

ставшей, к настоящему времени (при помощи активной поддержки ООН) идеологической платформой глобального и национального развития; во-вторых, в документах ООН, касающихся различных аспектов социально-экономического развития стран и регионов, а также вопросов развития самой организации, значительное внимание уделяется институциональным механизмам, которые представлены в виде трех форм: «institutional arrangements», «institutional machinery» и «institutional mechanisms», в единстве характеризующих целенаправленную деятельность, а также взаимодействия (в том числе путем подготовки и заключения ряда соглашений) внутри и между организациями; в-третьих, в доминирующей в настоящее время неоклассической экономической парадигме понятие институциональных механизмов рассматривается в основном в аспекте новой институциональной экономики как процесс реализации договоренностей и соглашений между агентами. В-четвертых, на основе синтеза концепции устойчивого развития ООН и теории новой институциональной экономики раскрыто содержание понятия институциональных механизмов адаптации населения как системы взаимодействий организаций глобального (неправительственные организации) и национального (национальные правительства) уровней по разработке и реализации комплекса соглашений и мер в экономической, социально-демографической и экологической сферах.

Комментарии

1. Комитет по экономическим и финансовым вопросам (один из 6 главных комитетов ООН). В сферу его компетенций относят вопросы экономического роста и развития; финансирования развития; устойчивого развития; программы по населенным пунктам; глобализации и взаимозависимости; искоренения нищеты; оперативной деятельности в целях развития; развития сельского хозяйства; продовольственной безопасности и питания; использования информационно-коммуникационных технологий в целях развития) [1].

2. Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (один из 6 главных комитетов ООН). К сфере компетенций третьего комитета относят пункты повестки дня, которые касаются социальных и гуманитарных вопросов, прав человека, положения женщин, защиты детей, коренных народов мира, обращения с беженцами, ликвидации расизма и расовой дискриминации, права на самоопределение. Кроме

того, Комитет занимается вопросами социального развития, такими как вопросы молодежи, семьи, старения, инвалидов, предупреждения преступности, уголовного правосудия и международного контроля над наркотиками [2].

Литература

1. Генеральная Ассамблея ООН. Комитеты. Второй комитет. URL: https://www.un.org/ru/ga/second/index.shtml (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

2. Генеральная Ассамблея ООН. Комитеты. Третий комитет. URL: https://www.un.org/ru/ga/third/index.shtml (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

3. Дорошенко С. В. Особенности оценки социально-экономической адаптации населения // Россия: тенденции и перспективы развития. Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Москва. 14-15 декабря 2020 года. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2021. С. 970-973.

4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3(73). С. 6-26.

5. Козлова О. А., Макарова М. Н., Секицки-Павленко О. О. Модели динамики демографических показателей в условиях адаптации населения к изменениям социально-экономической среды // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. № 4. С. 48-58.

6. Кулькова И. А., Бедрина Е. Б., Секицки-Павленко О. О. Развитие теории адаптации населения к экономической динамике в исследованиях Института экономики УрО РАН // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 323-340.

7. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс Ш.В. Пределы роста / Пер. с англ.; предисл. Г. А. Ягодина. М.: Изд-во МГУ, 1991. 205 с.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко; пре-дисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

9. Норт Д. Функционирование экономики во времени / Пер. с англ. В. Малыгина // Отечественные записки. 2004. № 6.

10. Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года № 133. URL: НИр:/^оуегптеп1:.гиМос8/а11/139268/(дата обращения: 18 сентября 2022 года).

11. Процесс подготовки Экологической перспективы на период до 2000 года и далее. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/38/161 от 19 декабря 1983 года: офиц. текст. Нью-Йорк, 1983. С. 179-180.

12. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. Сорок вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Пункт 83е предварительной повестки дня. А/42/427. 4 августа 1987 года. 412 с

13. Al-Athel S. A, Fadika L. M., Läng I., Shijun M. et al. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development. U.K.: Oxford University Press, 1987. 383 p.

14. Barrett C. B., Lee D R., McPeak J. G. Institutional Arrangements for Rural Poverty Reduction and Resource Conservation // World Development. 2005. Vol. 33(2). Pp. 193-197.

15. Cattaneo C, Beine M, Fröhlich и др. Human Migration in the Era of Climate Change// Review of Environmental Economics and Policy. 2019. Vol. 13. Is. 2, pp. 189-206.

16. Cherkovets M.V, Lobanova V. N., Ermakov S. P. Socioeconomic changes and population health crisis in the Russian Federation // 4th International Conference on Citizens and Governance for Sustainable Development, 28-30 September 2006, Vilnius Gediminas technical univ press, Technika. Pp. 173-175.

17. Fuentes G. A. Middlemen and agents in the procurement of paddy: Institutional arrangements from the rural Philippines // Journal of Asian Economics. 1998. Vol. 9(2). Pp. 307-331.

18. Helbling M, Meierrieks D. How climate change leads to emigration: Conditional and long-run effects // Review of Development Economics. 2021. Vol. 25(4). Pp. 2323-2349.

19. Knight S., Lyne M., Roth M. Best institutional arrangements for farm-worker equity-share schemes in south Africa // Agrekon: Agricultural Economics Research, Policy and Practice in Southern Africa. 2003. Vol. 42. Is. 3. Pp. 228-251.

20. List J. A., Mason C. F. Optimal Institutional Arrangements for Transboundary Pollutants in a Second-Best World: Evidence from a Differential Game with Asymmetric Players // Journal of Environmental Economics and Management. 2001. Vol. 42(3). Pp. 277-296.

21. Manual on Statistics of International Trade in Services 2010 Compiler's Guide. Department of Economic and Social Affairs Statistics Division. Studies in Methods. Series M No. 95. United Nations Publication, New York, 2016. 366 p.

22. North D. C. Prize Lecture. Nobel Prize Outreach AB2022. URL: no-belprize.org/prizes/economic-sciences/1993/north/lecture (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

23. Shin H. C., Yu D. J., Park S. et al. How do resource mobility and group size affect institutional arrangements for rule enforcement? A qualitative comparative analysis of fishing groups in South Korea // Ecological Economics. 2020. Vol. 174. Pp. 1-11.

24. Stojanov R., Duzi B, Vikhrov D. и др. Climate extremes impacts and migration as adaptation in Bangladesh: the local experts' knowledge and perception // 14th International Scientific Conference on International Relations — Contemporary Issues of World Economics and Politics, 5-6 December, 2013, Smolenice, Slovakia. Pp. 667-674.

25. Yearbook of the United Nations. 1983. Department of Public Information United Nations. New York, 1983, vol. 37. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook/ (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

26. Yearbook of the United Nations. 1984. Department of Public Information United Nations. New York. Vol. 38. URL: https://www. unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

27. Yearbook of the United Nations. 1986. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 40. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook/

(дата обращения: 18 сентября 2022 года).

28. Yearbook of the United Nations. 1987. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 41. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

29. Yearbook of the United Nations. 1988. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 42. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

30. Yearbook of the United Nations. 1989. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 43. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

31. Yearbook of the United Nations. 1990. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 44. URL: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).Yearbook of the United Nations. 1992. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York. Vol. 46. URL: https://www. unmultimedia.org/searchers/yearbook (дата обращения: 18 сентября 2022 года).

32. Yifu Lin J., Nugent, J. B. Institutions and economic development // Handbook of Development Economics. Chapter 38, 1995. Pp. 2301-2370.

33. Zainal-Abidin M. Institutional mechanism for ASEAN-India cooperation: Trends and prospects // Journal of Asian Economics. 1996. Vol. 7. Is. 4. Pp. 723-741.

References

1. General Assembly of the United Nations. Main Committees. Second Committee. Available at: https://www.un.org/ru/ga/second/index. shtml (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

2. General Assembly of the United Nations. Main Committees. Third Committee. Available at: https://www.un.org/ru/ga/third/index. shtml (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

3. Doroshenko S. V. Osobennosti otsenki sotsial'no-ekonomicheskoi adaptatsii naseleniya [Features of assessment of socio-economic

adaptation of the population]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Materialy XX Natsional'noi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Russia: Trends and Prospects of Development, Yearbook, Proceedings of the XX National Scientific Conference with International Participation], Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2020, pp. 970-973 (in Russian).

4. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sustainable development in an unstable world: educational aspect. Tcennosti i Smysly [Values and meanings], 2021, no. 3(73), pp. 6-26 (in Russian).

5. Kozlova O. A., Makarova M. N., Sekicki-Pavlenko O. O. Models for the dynamics of demographic indicators in the conditions of population adaptation to changes in the socio-economic environment. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, is. 4, pp. 48-58 (in Russian).

6. Kulkova I. A., Bedrina E. B., Sekicki-Pavlenko O. O. Exploring Modern Research on Socio-Economic Adaptation (The Case of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences). Zhurnal Economicheskoj Teorii [Russian Journal of Economic Theory], 2021, no. 18(3), pp. 323-340 (in Russian).

7. Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III V. Limits of growth (translated from English; Preface by G. A. Yagodina). Moscow: House of Moscow State University Publ., 1991, 205 p. (in Russian).

8. North D. Institutes, institutional changes and the functioning of the economy (translated from the English by A. N. Nesterenko; preface and scientific ed. by B. Z. Milner). Moscow: Foundation of the Economic Book «Beginnings» Publ., 1997, 180 p. (in Russian).

9. North D. Economic Performance through Time. Transl. from English by V. Malygin. Otechestvennyezapiski [Domestic notes], 2004, no. 6. (in Russian).

10. On approval of a Federal scientific and technical program in a field of environmental development of the Russian Federation and climate change for 2021-2030: decree of the Government of the Russian Federation No. 133 dated 8 February, 2022]. Available at: http://government.ru/docs/all/139268/ (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

11. Protsess podgotovki Ekologicheskoi perspektivy na period do 2000 goda i dalee [The process of preparing an Environmental Perspective for the period up to 2000 and beyond]. UN General Assembly Resolution A/RES/38/161 of December 19, 1983. New York, 1983, pp. 179-180 (in Russian).

12. Razvitie i mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: problemy okruzhayushchei sredy. Doklad Vsemirnoi komissii po voprosam okruzhayushchei sredy i razvitiya [Development and international economic cooperation: environmental problems. Report of the World Commission on Environment and Development]. Forty-second session of the UN General Assembly. Item 83e of the provisional agenda. A/42/427, August 4, 1987, 412 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Al-Athel S. A, Fadika L. M., Lang I., Shijun M. u gp. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development. U.K.: Oxford University Press, 1987. 383 p.

14. Barrett C. B., Lee D. R., McPeak J. G. Institutional Arrangements for Rural Poverty Reduction and Resource Conservation. World Development, 2005, vol. 33(2), pp. 193-197. DOI: 10.1016/j. worlddev.2004.07.008.

15. Cattaneo C., Beine M., Fröhlich u gp. Human Migration in the Era of Climate Change. Review of Environmental Economics and Policy, 2019, vol. 13, is. 2, pp. 189-206. D0I:10.1093/reep/rez008.

16. Cherkovets M. V, Lobanova V. N., Ermakov S. P. Socioeconomic changes and population health crisis in the Russian Federation. 4th International Conference on Citizens and Governance for Sustainable Development, 28-30 Sep., Vilnius Gediminas technical univ press, Technika, 2006, pp. 173-175.

17. Fuentes G. A. Middlemen and agents in the procurement of paddy: Institutional arrangements from the rural Philippines. Journal of Asian Economics, 1998, vol. 9(2), pp. 307-331.

18. Helbling M., Meierrieks D. How climate change leads to emigration: Conditional and long-run effects. Review of Development Economics, 2021, vol. 25(4), pp. 2323-2349.

19. Knight S., Lyne M., Roth M. Best institutional arrangements for farm-worker equity-share schemes in south Africa // Agrekon: Agricultural Economics Research, Policy and Practice in Southern Africa, 2003, vol. 42, is. 3, pp. 228-251.

20. List J. A., Mason C. F. Optimal Institutional Arrangements for Transboundary Pollutants in a Second-Best World: Evidence from a Differential Game with Asymmetric Players. Journal of Environmental Economics and Management. 2001, vol. 42(3), pp. 277-296.

21. Manual on statistics of international trade in services 2010 compiler's guide. Department of Economic and Social Affairs Statistics Division. Studies in Methods. Series M № 95. United Nations Publication, New York, 2016, 366 p.

22. North D. C. Prize Lecture (1993). NobelPrize.org. Nobel Prize Outreach AB2022. Available at: nobelprize.org/prizes/econom-ic-sciences/1993/north/lecture (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

23. Shin H. C., Yu D. J., Park S. et al. How do resource mobility and group size affect institutional arrangements for rule enforcement? A qualitative comparative analysis of fishing groups in South Korea. Ecological Economics, 2020, vol. 174, pp. 1-11.

24. Stojanov R., Duzi B., Vikhrov D. et al. Climate extremes impacts and migration as adaptation in Bangladesh: the local experts' knowledge and perception. 14th International Scientific Conference on International Relations — Contemporary Issues of World Economics and Politics, 05-06 Dec., 2013, Smolenice, Slovakia, pp. 667-674.

25. Yearbook of the United Nations. 1983. Department of Public Information United Nations. New York, vol. 37. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

26. Yearbook of the United Nations. 1984. Department of Public Information United Nations. New York, vol. 38. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

27. Yearbook of the United Nations. 1986. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York, vol. 40. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook/ (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

28. Yearbook of the United Nations. 1987. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York,

vol. 41. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

29. Yearbook of the United Nations. 1988. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York, vol. 42. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

30. Yearbook of the United Nations. 1989. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York, vol. 43. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

31. Yearbook of the United Nations. 1990. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York, vol. 44. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

32. Yearbook of the United Nations. 1992. Department of Public Information United Nations. United States of America. New York, vol. 46. Available at: https://www.unmultimedia.org/searchers/ yearbook (accessed: 18 September, 2022) (in Russian).

33. Yifu Lin J., Nugent J. B. Institutions and economic development// Handbook of Development Economics. Chapter 38. 1995, pp. 2301-2370.

34. Zainal-Abidin M. Institutional mechanism for ASEAN-India cooperation: Trends and prospects. Journal of Asian Economics, 1996, vol. 7, is. 4, pp. 723-741,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.