Научная статья на тему 'Институциональные ловушки неэффективности высшего образования в России'

Институциональные ловушки неэффективности высшего образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунин Александр Александрович, Костенко Сергей Александрович

Рассматриваются институциональные ловушки неэффективного высшего образования в России: основные тенденции их возникновения, связанные прежде всего с политическими и экономическими аспектами развития общества, с адаптацией системы высшего образования к рыночным отношениям. Это показывает, что система высшего образования входит в более широкий контекст социокультурной жизни и понимается не только как узкая сфера социальной структуры. В статье также анализируется состояние современного российского образования на основе данных исследований, проведенных в последние годы в наших высших учебных заведениях. Внимание сосредоточено не на классификации учебных заведений по уровню подготовки обучающихся, а на объяснении существующих различий и обнаружении факторов, влияющих на результаты обучения. Эти исследования помогают выявить сильные и слабые стороны системы российского образования в целом и описать пути более действенного достижения целей. Демонстрируется понимание образовательной среды университета как полностью организованного пространства, которое гарантирует интеграцию культурных ценностей и своих ценностей со значениями и культурными значениями общества. В статье рассматриваются вопросы повышения качества системы высшего образования в РФ. По мнению автора, наряду с совершенствованием материальной базы значительную роль в этом процессе следует отдать качеству высшего образования, что, в свою очередь, может быть достигнуто за счет использования управления качеством в образовании. Автор приходит к выводу, что с современным развитием высшего учебного заведения процесс накопления противоречий все больше усиливается, постепенная перестройка системы образования уже выходит за рамки образовательного учреждения и влияет на основы развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные ловушки неэффективности высшего образования в России»

Институциональные ловушки неэффективности высшего образования в России Institutional trails inefficiency of higher education in Russia

Петрунин Александр Александрович

Магистр, КубГау Россия, Краснодар e-mail: 23-sasha-23@mail.ru

Petrunin Aleksandr A.

Master, KubGau Russia, Krasnodar e-mail: 23-sasha-23@mail.ru

Костенко Сергей Александрович

Магистр, КубГау Россия, Краснодар

Kostenko Sergey A.

Master, KubGau Russia, Krasnodar

Аннотация.

Рассматриваются институциональные ловушки неэффективного высшего образования в России: основные тенденции их возникновения, связанные прежде всего с политическими и экономическими аспектами развития общества, с адаптацией системы высшего образования к рыночным отношениям. Это показывает, что система высшего образования входит в более широкий контекст социокультурной жизни и понимается не только как узкая сфера социальной структуры. В статье также анализируется состояние современного российского образования на основе данных исследований, проведенных в последние годы в наших высших учебных заведениях. Внимание сосредоточено не на классификации учебных заведений по уровню подготовки обучающихся, а на объяснении существующих различий и обнаружении факторов, влияющих на результаты обучения. Эти исследования помогают выявить сильные и слабые стороны системы российского образования в целом и описать пути более действенного достижения целей. Демонстрируется понимание образовательной среды университета как полностью организованного пространства, которое гарантирует интеграцию культурных ценностей и своих ценностей со значениями и культурными значениями общества. В статье рассматриваются вопросы повышения качества системы высшего образования в РФ. По мнению автора, наряду с совершенствованием материальной базы значительную роль в этом процессе следует отдать качеству высшего образования, что, в свою очередь, может быть достигнуто за счет использования управления качеством в образовании. Автор приходит к выводу, что с современным развитием высшего учебного заведения процесс накопления противоречий все больше усиливается, постепенная перестройка системы образования уже выходит за рамки образовательного учреждения и влияет на основы развития общества.

Annotation.

The institutional traps of ineffective higher education in Russia are considered: the main trends of their occurrence, associated primarily with the political and economic aspects of the development of society, with the adaptation of the educational system to market relations. This shows that the system of higher education is included in a wider context of sociocultural life and is understood not only as a narrow sphere of social structure. The article also analyzes the state of modern Russian education on the basis of research data conducted in recent years in our institutions of higher education. Attention is focused not on the classification of educational institutions by the level of preparation of students, but on the explanation of the existing differences and the detection of factors affecting learning outcomes. These studies help identify the strengths and weaknesses of the Russian education system as a whole and describe ways to more effectively achieve goals. It demonstrates an understanding of the educational environment of the university as a fully organized space, which guarantees the integration of cultural values and their values with the values and cultural values of society. The article deals with the issues of improving the quality of the higher education system in the Russian Federation. According to the author, along with the improvement of the material base, a significant role in this process should be given to the quality of higher education, which, in turn, can be achieved through the use of quality management in education. The author comes to the conclusion that with the modern development of a higher educational institution, the process of accumulation of contradictions is increasingly intensifying, the gradual restructuring of the educational system already goes beyond the framework of an educational institution and affects the foundations of the development of society.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная среда, адаптация, модернизация,

институциональные ловушки.

Key words: Higher Education, educational sphere, adaptation, modernization, institutional traps.

Инновационное развитие России заключается в усилении роли системы высшего образования в экономике страны, поскольку знания создаются и направляются в университетскую среду как основа формирования интеллектуального и человеческого капитала всей нашей страны. Главная роль высшего образования в России определяется его функциями: социализация, то есть постоянный переход будущих поколений к определенным нормам и ценностям общества; механизм повышения собственного статуса: увеличение заработной платы, поиск более престижной работы, и более высокий уровень качества жизни; формирование элитарного общества.

Образовательные услуги приучают многих людей отвечать их потребностям в знаниях. Устроиться на престижную высокооплачиваемую работу, повышение заработной платы для существующей работы и т. п., которые начали возникать в связи с глобальными причинами, такими как повышенный спрос на специалистов с высшим образованием в определенной области или внедрение новейших технологий подготовки уже существующих кадров.

Услуги системы современного высшего образования, имеют следующие основные характеристики:

1. в первую очередь они рассматриваются более детально как общественное благо, главная роль которого - формировать конструктивный и видеть общественный капитал, а также как благосклонность частного;

2. относятся к группе целевых продуктов.

Доверительнные товары - это такие товары, для которых создание необходимого объема и качества покупателем не может быть связано с чрезмерно высокими затратами. Следствием этого является, с одной стороны: постоянный мониторинг и оценка деятельности качества образования в высших учебных заведениях третьими лицами в форме зависимых и независимых агентов оценки качества университетской службы (например, определение рейтингов университетов и т. п.). С другой стороны, «некоммерческий характер, свойственный поставщикам образовательных услуг на этих рынках» [№3 стр.87-93], побуждает их - за счет прибыли - за и абсолютную открытость в поведении, которое оправдывает доверие потребителей. Уменьшая стимулы для оппортунистического поведения, некоммерческие организации в определенных сегментах рынка значительно отдают все свои предпочтения провайдерам: благодаря этому они во многом увеличивают вероятность и уверенность спонсоров или клиентов в том, что они приобретают именно то, за что они платят деньги, стремясь в полной мере компенсировать присущую им асимметричную неспособность заключить вполне надежный контракт;

3. Весь процесс образования характеризуется такой технологией, в которой одним из важных ресурсов является степень подготовки кадров. От усилий и способностей, которые проявляют обучающиеся зависит не только собственный успех, но и результаты других своих одногруппников, так как есть «эффект совместного обучения»: чем лучше обучающийся проявляет себя и раскрывает свои способности в полной мере, тем успешнее учится остальная часть группы. Поэтому все вузы заинтересованы в привлечении более талантливых обучающихся, которые позволят повысить качество образовательных услуг и престиж самого университета, сигнал, который привлекает новых абитуриентов и тех, кто может и желает чему-то научиться. Таким образом, спонсорство академического успеха является рациональной политикой университета;

4. Производства образовательных услуг почти на сто процентов совпадает с процессом их потребления и является той неотъемлемой составляющей пространства и времени (за исключением дистанционного обучения);

5. «Образовательная услуга должна быть интегрирована в собственность своего продукта, то есть чем больше образовательных услуг потребляется, тем гораздо больше объем и качество приобретаемых знаний и навыков и, следовательно, качество подготовки специалистов увеличит рабочую силу» [№2 стр.67-89].

6. «Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (муниципальный и государственный). Поэтому различные учреждения располагают весьма разными ресурсами для осуществления образовательной деятельности. Поскольку комментарии по данной технологии повышают стимул к улучшению качества обучающихся, иерархия, основанная на ресурсах, выделяемых с бюджета, очень искажается. Положение университета на рынке образовательных услуг, его конкурентоспособность определяет его рыночную власть и влияет на способность привлекать сильнейших обучающихся» [№3 с.118-120].

Таким образом, государство и университеты выступают в качестве независимых агентов, а также обучающихся, родителей и руководителей компаний. Они оплачивают агентские услуги, либо напрямую, либо в виде налогов, которые направляются, в том числе на финансирование общественных благ, таких как образование, договорные отношения между агентом и директором. Такие отношения строятся на принципах, регулирующих поведение университета.

7. Образовательные услуги стабильны как в качественном, так и в универсальном плане; в зависимости от того, кто именно предоставляет услугу: ваша личность, навыки межличностного общения, опыт предоставления услуг, результат разный. Поставщики услуг в области человеческого капитала, как правило, стареют и обесцениваются без постоянных инвестиций и обновления.

«В системе высшего образования создаются четыре основные группы рынка образовательных услуг по производству, распределению и потреблению образовательных услуг, получаемых в высших учебных заведениях:

а) государство как заинтересованное лицо определяет образовательную политику при заключении договора об оказании платных образовательных услуг с университетом;

б) высшие учебные заведения, предоставляющие сами образовательные услуги;

в) семьи и учащиеся, которые их представляют - потребители на рынке образовательных услуг;

г) работодатель (государственный сектор и частные компании): косвенные потребители, которые оказывают значительное влияние на структуру образовательного процесса и важность их спроса».[.№2 стр.106109]

1. Институциональная автономия-некоторым университетам предоставляет право на независимое и автономное принятие решений и управление своими делами в рамках собственной разведки, которая создается внутри университетов.

2. Академическое равенство - это тот же уровень академической целостности окружающей среды, что и создаваемые объекты, а именно:

- доступ к высшему образованию безусловно определяется исключительно уровнем интеллекта и талантами самой личности;

- этические нормы честности означают опыт, в течение которого возникает необходимость взвешивать противоречия опыта и знаний, а не какие-либо другие отличия;

- поддержание и развитие определенного стиля поведения в социуме, который характеризуется правильной атмосферой, вежливостью и поощрением к успеху.

3. Степень академической свободы поддерживается социальными механизмами, которые основаны на существующих академических стандартах.

В настоящее время на мировое университетское сообщество, очень огромное влияние оказывают

факторы глобализации и феномен стимулирования потребительского спроса, внедрение самых последних инновационных технологий отсутствие государственного финансирования. На российскую систему высшего образования, очень большое влияние оказывает ряд специфических факторов, которые связанны с историей нашей страны, а также бременем преобразований. Последствия этих эффектов хорошо демонстрируются в появлении институциональных ловушек на рынке образовательных услуг.

Проблема институциональных ловушек уже более десяти лет интересует большое количество исследователей трансформационных процессов в экономике. Как зарубежные, так и российские ученые, такие как Е. Балацкий, глобальные институциональные ловушки [№2; с. 26-31], Е. Бренделева «QWERTY-эффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек» [№2; от. 42-47], Александр и Ирина Ковалевы «проблема институциональных ловушек и теория институтов австрийской школы» [№2; с. 3641], В. Полтерович «институциональные ловушки и экономические реформы» [№2; от. 1-37] и др.

Существует два основных подхода к определению институциональных ловушек:

Об этом свидетельствует Полтерович в своей работе «институциональные ловушки в экономических реформах «..попав в институциональную ловушку, система выбирает неэффективный путь развития, и в конечном итоге переход на эффективный путь уже может оказаться нерациональным» [№2 от; .1-37] он видит опасность и невозможность вырваться из капкана. Точно так же выход институциональной ловушки может сдерживать такие силы, как государство, влиятельные группы интересов и другие экономические агенты.

Е.А. Бренделева в своей работе «QWERTY эффекты с точки зрения теории трансакционных издержек», основные причины институциональных ловушек и прежде всего, отсутствие государственного контроля над общественной деятельностью в переходной экономике, по ее мнению, причины институциональных ловушек можно отнести к несовместимости «импорта» менталитета институтов и экономические привычки и практики государства [№ 2; от 38-49.] кроме того, бросается, последствия недействительность выбранных целевых показателей или искажения в государственной политике с точки зрения теории трансакционных издержек характеризуются как процесс переориентации с долгосрочными закономерностями поведения в краткосрочной перспективе [№2; с. 42-47]. Такая переориентация связана с изменением базовых ценностей системы общества, когда в условиях неопределенности и нестабильности, следующая за долгосрочным поведением приносят значительные убытки, а благоприятные краткосрочные, брокерские услуги доказывают экономическим агентам отказаться от принятой модели, основанной на долгосрочных интересах.

Полное разрушение базовой системы ценностей способствовало многим неудачным попыткам «спасти своих граждан», обесценивших сбережения в финансовых пирамидах, подозрительных банках, сомнительных аферах, которые были в прошлом нашей страны. В то же время с разрушением многолетней модели поведения он должен был разрушить институт доверия к государству, правовой системе и партнерам.

Александр и Ирина Ковалевы в работе "Проблемы институциональных ловушек и теория институтов австрийской школы" подчеркивают особенности институциональных ловушек как "неэффективных, но устойчивых социальных институтов, которые препятствуют нормальному течению социально-экономического процесса» [№ 2; с.36-41].

Таким образом, происхождение ловушек большинство экономистов объясняют несовместимостью «импортных» институтов с традиционным менталитетом и покупательскими способностями, неправильным использованием институтов (например, использование институтов для прикрытия),обеспечение информационной асимметрии, манипулирование институтами, приоритетом интересов производителей вкусов и предпочтений потребителей, недостаточность полноценного государственного контроля, теми органами которые непосредственно за это отвечают, над определенной сферой социальной деятельности.

Эффекты координации, сопряжения и обучения значительно снижают транзакционные издержки текущего неэффективного правила, одновременно увеличивая затраты на его трансформацию, вот именно поэтому выход из институциональной ловушки сложен и связан с очень высокими издержками. Что же касается таких процессов как трансформация в российском высшем образовании, то теория институциональных ловушек позволяет точно определить их наличие и природу в данной области:

1. Очень, слабое финансирование университетов с высоким ростом спроса на высшее образование (из бюджета по большей мере покрываются только для выплаты расходов на заработную плату сотрудникам) привели к сокращению академических стимулов преподавательского состава, принимающих активное участие в образовательном процессе, гарантированное финансовое вознаграждение не достигает желанного уровня социального: «для каждого четвертого преподавателя ( 26,3%) в средней выборке факторов «небольшой, но стабильный заработок» был значительным» [№3; с. 10- 17]. Преподаватели вынуждены зарабатывать деньги на стороне, в других вузах, отказавшись от творческой части образовательной деятельности: репродуктивная деятельность становится повторяющейся.

2. В отличие от большинства европейских университетов, у нас решения принимаются не коллективно, степень участия администрации университета очень значима. В последние годы они активно укрепляет роль министерства: а) высшие учебные заведения принимают участие в формировании списка курсов: большая часть учебного процесса просто переполнена стандартными учебными дисциплинами; б) бюрократизация решений.

Статистика образования за последние годы показывает, что руководитель вуза, т.е. ректор демонстрирует значительную степень влияния, а именно: «свыше 70 % - по всем направлениям деятельности, а по кадровой - более 90 %. Участие преподавателей очень незначительно: от 70 % - влияние при распределении денежных средств до 27,7 % - содержание учебных программ. Хотя у преподавателей есть возможность участвовать опосредованно — через заведующих кафедрами и ученые советы. Влияние обучающихся еще меньше - 13,4 % при определении содержания учебных программ. Курсы по выбору постепенно превратились в курсы обязательные для 0,5 количественного состава студенческой группы». [15.с 25]. Тематика курсов по выбору зачастую совпадает с нормативными курсами и заинтересовывает обучающихся, так как изобилует общеизвестными истинами.

3. В системе современного высшего образования существует также институциональная ловушка: очень высокий спрос на получения высшего образования, но ориентированного не на навыки и знания, а на «университетскую корочку». Недостаток средств от домашних хозяйств для полноценного обеспечения его качества привело к значительному увеличению коммерческих университетов (которые по сути являются коммерческими организациями в своем правовом статусе). Такая ситуация создает благоприятные условия на товарных рынках для оппортунистического поведения со стороны продавцов:

а) продавец поставляет на рынок и реализует некачественный товар, выдавая его за абсолютно качественный продукт;

б) продавец может продать покупателю излишек товара (или, например, товар более высокого качества, чем оптимальный уровень качества);

в) продавец может претендовать на звание эксперта в определенной отрасли, будучи некомпетентным в погоне за материальным товаром в виде прибыли без каких-либо дополнительных вложений средств в образовательный процесс с приглашением высококвалифицированных специалистов.

Все выше сказанное можно выразить в таблице 1.1

Таблица 1. Мероприятия, связанные с интернационализацией высшего образования.

Возможность: увеличение

Угроза

академической мобильности обучаемых Недостаточное финансирование

Сильная сторона: Международное признание научной деятельности университета Заключение договоров об АМ с вузами, где публиковались и участвовали в конференциях и проектах ученые университета. Проведение совместных НИР с вузами, где обучаются студенты по АМ Создание спецфондов. Обменные программы. Совместные участия в проектах

Слабая сторона: Недостаточные темпы развития кадрового потенциала Заключение договоров. Создание благоприятных условий для ППС Создание системы морального поощрения. Привлечение резервов предприятий через корпоративный университет для повышения квалификации ППС за рубежом.

Существование институциональных ловушек на современном российском рынке образовательных услуг приводит к «формированию неэффективной редкой академической среды, в которой присутствуют местные стандарты качества. Финансирование большинства вузов практически не зависит от результатов их деятельности, находятся как бы изолированно, отсутствует мобильность преподавателей между вузами» [№2; с.26-30]. Существующие риски не поддерживают преимущества, поэтому чтобы максимально снизить результаты негативных процессов в российской системе высшего образования, необходимо иметь адекватное понимание происходящего.

Что мы имеем в виду?

Во-первых, приходиться существенно обновлять все то, из чего состоит система образования, повысить его качество. Это можно сделать только за счет снятия перегрузки в учебных программах объектами и информацией, которая не являются новым источником умений и знаний, переходом на модульную систему обучения.

Во-вторых, существенное изменение методов обучения, увеличение удельного веса тех, которые формируют практические навыки анализа информации, эффект самообучения, усиление роли самостоятельной работы обучающихся.

В-третьих, укрепление и восстановление взаимосвязи между профессиональным образованием и научно-практической деятельностью, создание специальных механизмов систематического обновления содержания образовательной программы.

В-четвертых, устранение отставания от современных мировых стандартов качества преподавания общественных наук, переход к абсолютно гибкой и простой разнообразной организации, позволяющей сочетать в себе самые разные формы обучения, создавая индивидуальные траектории обучения.

В-пятых, развитие вариативности и доступности образовательных программ, увеличение целевых стипендий в размере, позволяющем осуществлять расходы на проживание и образование всех участников образовательного процесса ; современное развитие системы «образовательного кредита» для обучающихся из малообеспеченных семей, которые сами не могут оплатить образовательные услуги и организаций.

На наш взгляд, российское высшее образование особо остро нуждается в участии общественности на

всех стадиях получения высшего образования , в управлении образованием, поэтому: крайне необходимо создать систему попечительских советов в рамках образовательных организаций, которые будут непосредственно являться внешними экспертами качества образовательных программ, финансированием поддержки развития частных фондов, накоплением средств юридических лиц и отдельных лиц и направлять их для решения возникших проблем в данной области, системы поддержки профессиональных сообществ в образовании, их непосредственное участия в решении образовательных проблем тактики и стратегии на региональном и федеральном уровнях. Возможно, возникает необходимость досконально продумывать и внедрять конкретные условия, в первую очередь налоговые, для стимулирования различных форм самоорганизации населения и хозяйствующих субъектов в поддержку системы образования.

Таким образом, высшее образование абсолютно необходимо в современном обществе. Оно организует человека как личность. Человек приобретает немаловажный опыт, профессионально и эффективно решает, как производственные, так и личные проблемы. Самое главное, люди, которые привыкли постоянно работать над самими собой, своими навыками и знаниями. Высшее образование обеспечивает выпускников ценностями и системами убеждений, которые определяют их этические принципы и профессиональную строгость на протяжении всей жизни.

Список используемой литературы:

1. Балацкий Е. Глобальные институциональные ловушки/ Мировая экономика и международные отношения, 2014, № 9/ С.35-43.

2. Бренделева Е.QWERTY-эффекты, институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек/ Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2014. Т. 4, № 2. С. 42-47.

3. Ковалев А., Ковалева И. Проблема институциональных «ловушек» и теория институтов австрийской школы // Журнал международного права и международных отношений. - 2013. - № 2 С. 36-41

4.Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 2-28.

5. Гордон Винстон. Субсидии, рыночная власть и образовательная среда: особенности экономики высшего образования // Вопросы образования. 2013. №1. - С. 2-32.

6. Декларация Академической свободы и полномочий. 2013. № 4. С. 141-158.

7. Полищук Л Качество образования в России: роль конкуренции и рынка труда // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 70-86.

8. Агарзаева, Г. Ш., Рабцевич, А. А. Система развития кадрового потенциала // Молодой ученый. - 2015.

- №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.