Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАРРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ / INSTITUTIONAL ECONOMICS / NARRATIVE ECONOMICS / HIGHER EDUCATION / INSTITUTIONAL TRAPS / INTEREST GROUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяев Игорь Михайлович, Маскаев Артём Ильич, Мокроусова Дарья Игоревна

Данная статья посвящена изучению институциональных ловушек оптимизации в сфере образования и науки и той роли, которую в их воспроизводстве играют существующие в данной сфере группы интересов. Цель статьи состоит в том, чтобы, основываясь на методе фокус-групп, проиллюстрировать идентифицированные институциональные ловушки и группы интересов в сфере образования и науки с помощью нарративов, рассказанных работниками вуза, для верификации концепции институциональных ловушек оптимизации. Исследование опирается на предшествующие работы, в ходе которых в российской сфере образования и науки были выявлены несколько институтов, которые рассматриваются в качестве институциональных ловушек. Данная работа продолжает изучение следующих институциональных ловушек сферы образования и науки: ловушки метрик, ловушки возрастающей бюрократизации, ловушки дефицита финансирования, ловушки электронизации и цифровизации, ловушки редукции качества образования, ловушки кадрового потенциала. В работе обосновывается возможность применения метода фокус-групп для выявления групп интересов как реальных или потенциальных субъектов институциональных изменений. Применение метода фокус-групп для изучения институциональных ловушек и групп интересов дает возможность увидеть противоречия и борьбу различных интересов, что, в свою очередь, позволяет уточнить понимание сущности выявленных институциональных ловушек, предложить рекомендации по преодолению негативных эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRAPS AND INTEREST GROUPS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE

The article is devoted to study of institutional traps of optimization in education and science spheres. Our analysis also identifies the role of key actors or groups of interests in education sphere in reproduction of aforesaid institutional traps. The main purpose of this paper is to demonstrate identified institutional traps and groups of interests with help of narratives that were generated in the course of organized focus-groups with university stuff. This article is based on previous research where key institutional traps in education sphere were identified and described. This paper continues the analysis of following institutional traps: metrics trap, the trap of increasing bureaucracy, the trap of financing gap, the trap of electronisation and digitalisation, the trap of reducing the quality of education, the trap of human resources and justifies the efficiency of focus groups research method for detection groups of interests as real or potential actors of institutional changes. This method enables to find out the existing contradictions inside the groups and as a consequence to deepen the understanding of the nature of studied institutional traps and propose recommendations for overcoming the negative effects of it.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ»

ВОПРОСЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

www.hjournal.ru йй!: 10.17835/2078-5429.2020.11.4.087-104

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ШИРЯЕВ ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: shiriaev@sfedu.ru;

МАСКАЕВ АРТЁМ ИЛЬИЧ,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: maskaev@sfedu.ru;

МОКРОУСОВА ДАРЬЯ ИГОРЕВНА, _

Южный федеральный университет,

г. Ростов-на-Дону,

см

e-mail: dashamokrousova@mail.ru о

--с

■н

Данная статья посвящена изучению институциональных ловушек оптимизации в сфере ^ образования и науки и той роли, которую в их воспроизводстве играют существующие в ;> данной сфере группы интересов. Цель статьи состоит в том, чтобы, основываясь на методе ф фокус-групп, проиллюстрировать идентифицированные институциональные ловушки и группы интересов в сфере образования и науки с помощью нарративов, рассказанных работниками вуза, для верификации концепции институциональных ловушек оптимизации. Исследование опирается о на предшествующие работы, в ходе которых в российской сфере образования и науки были g выявлены несколько институтов, которые рассматриваются в качестве институциональных ловушек. Данная работа продолжает изучение следующих институциональных ловушек сферы образования и науки: ловушки метрик, ловушки возрастающей бюрократизации, ловушки дефицита финансирования, ловушки электронизации и цифровизации, ловушки редукции

<п

<

качества образования, ловушки кадрового потенциала. В работе обосновывается возможность с?

применения метода фокус-групп для выявления групп интересов как реальных или потенциальных ^

субъектов институциональных изменений. Применение метода фокус-групп для изучения о

институциональных ловушек и групп интересов дает возможность увидеть противоречия и ^

борьбу различных интересов, что, в свою очередь, позволяет уточнить понимание сущности ш

выявленных институциональных ловушек, предложить рекомендации по преодолению ^

негативных эффектов. р

Ключевые слова: институциональная экономика; нарративная экономика; высшее ^

образование; институциональные ловушки; группы интересов

Благодарность: Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных

исследований, грант № 18-010-00581 «Институциональные ловушки оптимизации сферы

образования и науки». §

О о ш

о <

--ее

о ш ее о

© Ширяев И. М., Маскаев А. И., Мокроусова Д. И., 2020 о

INSTITUTIONAL TRAPS AND INTEREST GROUPS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE

IGOR M. SHIRIAEV,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: shiriaev@sfedu.ru;

ARTYOM A. MASKAEV,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: maskaev@sfedu.ru;

DARIA I. MOKROUSOVA,

Southern Federal University, 0 Rostov-on-Don,

CM

o

CM

о e-mail: dashamokrousova@mail.ru

■H ■H

о

X

The article is devoted to study of institutional traps of optimization in education and science spheres. Our analysis also identifies the role of key actors or groups of interests in education sphere in reproduction of aforesaid institutional traps. The main purpose of this paper is to demonstrate identified institutional traps and groups of interests with help of narratives that were generated in the course of organized focus-groups with university stuff. This article is based on previous research where key institutional traps in education sphere were identified and described. This paper continues the analysis of following institutional traps: metrics trap, the trap of increasing bureaucracy, the trap of financing gap, the trap of electronisation and digitalisation, the trap of reducing the quality g of education, the trap of human resources and justifies the efficiency offocus groups research method ю for detection groups of interests as real or potential actors of institutional changes. This method ^ enables to find out the existing contradictions inside the groups and as a consequence to deepen m the understanding of the nature of studied institutional traps and propose recommendations for

overcoming the negative effects of it. ^ Keywords: institutional economics; narrative economics; higher education; institutional traps;

о. interest groups

£ Acknowledgment: This publication has been prepared in the framework of the project funded by the

a. Russian Foundation for Basic Research (project № 18-010-00581) "Institutional traps of optimization of the sphere of education and science".

1 JEL: B52, I23

§

1. Теоретические подходы к идентификации институциональных ловушек ос 1.1. Институциональные ловушки

У В данной работе принимается, что «институциональные ловушки представляют

о собой устойчивые неэффективные институты, т.е. правила, механизмы инфорсмента и о нормы поведения, которые регулируют поведение людей в течение продолжительного ш времени, но при этом скорее затрудняют сотрудничество между людьми, чем способствуют о ему» (Полтерович, 1999; Балацкий, 2005; Вольчик и Маслюкова, 2018). В результате < наличия таких институтов экономика не достигает пределов производственных возможностей. Сотрудничество людей оказывается несовершенным, вследствие чего 5 может наблюдаться стагнация или упадок в экономике (Вольчик и Ширяев, 2020).

Институциональные ловушки как устойчивые неэффективные институты были впервые описаны В.М. Полтеровичем (Полтерович, 1999). По В.М. Полтеровичу причиной возникновения институциональных ловушек являются стратегия реформирования и сопутствующая ей макроэкономическая политика. Например, в качестве более конкретных причин формирования ряда институциональных ловушек в России в 1990-е гг. В.М. Полтерович указывал следование «Вашингтонскому консенсусу», быструю либерализацию, расчет на спонтанное развитие рыночной экономики.

В дальнейшем концепция институциональных ловушек получила в российской экономической мысли значительное развитие и множество трактовок. Например, в трактовке А.В. Верникова подчеркивается роль субъекта институциональных изменений: «смысл и коннотация слова "ловушка" указывает на наличие умысла и целенаправленные действия, а не на самопроизвольность или случайность» (Верников, 2020, с. 9).

Институты, которые наблюдателю-экономисту представляются неэффективными,

могут являться для некоторых субъектов крайне выгодными, например, они могут

создавать доходы рентного характера. Таким образом, важно проанализировать

намерения и действия субъектов реформирования, выявить, каким образом они

поспособствовали возникновению неэффективных и устойчивых институтов. В

данном случае важным уточнением является то, что построение институциональной

ловушки может не быть целью реформ, это может стать непреднамеренным и даже

неожиданным последствием реформ, имевших некоторую другую цель. То есть имеет

■н

значение разграничение между преднамеренными институциональными инновациями ,н и непреднамеренными последствиями (Ширяев, 2020). [о

В российской сфере образования и науки имеется несколько институтов, которые трактуются в качестве институциональных ловушек. Выделяются следующие институциональные ловушки сферы образования и науки: ловушка метрик, ловушка i возрастающей бюрократизации, ловушка дефицита финансирования, ловушка I электронизации и цифровизации, ловушка редукции качества образования, ловушка кадрового потенциала (Жук и Фурса, 2019). Сложившиеся в настоящее время условия m явным образом способствуют сохранению, воспроизводству и даже укреплению указанных институциональных ловушек (Вольчик и Ширяев, 2020).

о

1.2. Нарративный анализ ^

Нарративный анализ представляет собой изучение повествований о событиях ££ на основе выявления в них сюжета. Нарративный анализ широко используется в g гуманитарных и общественных науках (Czarniawska, 2004). Нарративная экономика представляет направление экономической мысли, которое стремится применить анализ нарративов для изучения экономических явлений. Данное направление развивается в работах Дж. Акерлофа, Д. Сноуера, Р. Шиллера (Акерлоф и Шиллер, 2010; Akerlof and Snower, 2016) и др.

Нарративы в данной работе определяются как повествования о некоторых

о см о см

о с

о

X

о

С

О

m

событиях, обладающие сюжетом, представленные в текстовой форме или в устном сс

виде, зафиксированные на носителе информации. Согласно структурному подходу в —

нарративе посредством сюжета соединяются событие, действие и герой (персонаж). о

Преимущество изучения нарративов состоит в легкости их интуитивного понимания. о

Это определяется спецификой строения человеческого мозга, который в наибольшей мере ш

11

приспособлен к восприятию информации, передаваемой в форме нарратива (Тамбовцев, о

2020). Это также влияет и на значимость нарративов как способов распространения < информации между людьми. В частности, в институциональной экономике анализ

нарративов позволяет получить «важную информацию о коллективных действиях и о

связанных с ними правилах и ограничениях» (Вольчик, 2020). Таким образом, на основе нарративного анализа возможна идентификация институтов и групп интересов.

В целом в институциональной экономике существуют различные подходы к идентификации институтов (Ширяев, 2017). Различаются подходы, ориентированные на дедуктивные и индуктивные методы выявления институтов. Разработка методов идентификации институтов представлена в работах У. Нила (№а1е, 1987), А. Грейфа (Грейф, 2013), В.М. Ефимова (Ефимов, 2011), В.Л. Тамбовцева (Тамбовцев, 2020).

Стоит отметить, что преодоление институциональных ловушек невозможно без участия групп интересов, которые потенциально могут быть заинтересованы в таких институциональных изменениях. Именно поэтому попытки «внешних», непричастных к данной группе лиц изменить сложившуюся ситуацию в итоге не приведут к ожидаемому результату в силу отсутствия должной мотивации. Это обусловливает необходимость выявления непосредственных участников процессов, стабильная неэффективность которых позволяет говорить о наличии институциональной ловушки.

Представляется возможным выделить два различных подхода к выявлению групп интересов — дедуктивный и индуктивный. В первом подходе группы выделяются на основе теоретических представлений исследователя относительно социальной структуры в исследуемой сфере деятельности (Ширяев, 2010; Ширяев, 8 2014; Вольчик и др., 2017). В индуктивном подходе идентификация групп интересов см может опираться на агрегирование субъектов на основе сходства выраженных ими взглядов на желаемые ситуации или изменения в изучаемой сфере. В таком подходе может быть полезен в том числе и нарративный анализ, но стоит отметить, что ■н нарративный анализ позволяет идентифицировать группы интересов в том случае,

0 если в нарративах в качестве действующих лиц упоминаются некоторые группы. Идентификация таких групп интересов имеет гипотетический характер; факт

® существования таких групп в реальности может быть поставлен под сомнение. Это ^ определяется тем, что «нарративы отражают мнения людей относительно действий,

1 а не сами действия» (Вольчик, 2020).

т 1.3. Метод фокус-групп и его применение в изучении институтов

§ Метод фокус-групп (или глубокого группового интервью) является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го разновидностью качественных методов и широко применяется при изучении

& социальных взаимодействий. Ключевое отличие группового глубинного интервью

^ от индивидуального заключается в наличии нескольких участников, что позволяет

££ заменить взаимодействие между участником и интервьюером (модератором)

з на взаимодействие участников друг с другом, активизируя дискуссию и обмен

о. мнениями. Участники фокус-группы, как правило, — типичные представители

с

о изучаемой части населения. В нашем случае это работники вузов. Важным условием " проведения фокус-группы является однородность, гомогенность состава группы, о так как это позволит участникам почувствовать себя достаточно комфортно для свободного высказывания своего мнения. В ходе проведения фокус-группы делается акцент на конкретной, достаточно четко определенной теме, в рамках которой ее происходит сбор мнений участников группы. Основной целью метода фокус-групп, в — отличие от других качественных методов исследования (например анкетирования), о является не только выявление личного отношения респондентов к той или иной о проблеме, но и наблюдение за способом построения взаимодействия внутри группы Ш в ходе спланированного модератором обсуждения и совместного построения смысла о (Вгутап, 2012). Наблюдение за обсуждением дает уникальную возможность < увидеть и результат массового сознания, и процесс его формирования — выявить степень влияния используемых в рамках обсуждения нарративов на этот процесс. о Таким образом, фокус-групповое исследование позволяет анализировать не только

высказывания отдельных участников, но и их реакцию на взгляды других участников, что в итоге может привести к уточнению или даже изменению индивидуальных точек зрения на основе «обновления» имеющихся у респондентов представлений о том или ином объекте обсуждения. Эти возможности означают, что фокус-группы также могут быть весьма полезны в выявлении широкого спектра различных точек зрения в отношении конкретного вопроса.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить четыре отличительные черты фокус-группового исследования: вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте; взаимодействие участников друг с другом; руководство профессионала-модератора над всем ходом обсуждения; использование заданного сценария (Гринбаум, 1998). Данные характеристики фокус-групп применимы как к традиционным фокус-группам, проводимым в офлайн, так и к фокус-группам в онлайн-формате. Некоторые исследователи и вовсе не разделяют эти методы и считают, что онлайн-формат проведения фокус-группы является разновидностью традиционных очных фокус-групп (Im and Chee, 2006). Онлайн-формат проведения фокус-группы получает все большее распространение, вместе с тем отличается особой сложностью при проведении и предъявляет повышенные требования к качеству предварительной организации фокус-группы и профессионализму модератора.

Важным этапом метода фокус-групп является анализ полученной информации — g

расшифровка аудиозаписей, анализ видеозаписей с целью изучения невербальных

реакций респондентов, а также сопоставление полученных результатов с ожиданиями ^

и анализ результатов. с

■н ■н

2. Практическая часть 2.1. Описание методики проведения фокус-групп, описательная статистика

В рамках исследования «Институциональные ловушки оптимизации сферы § образования и науки» научным коллективом в июне 2020 г. проведены три фокус- I группы. В связи с неблагоприятными эпидемиологическими условиями было принято решение о проведении фокус-групп с научно-педагогическими работниками ЮФУ в m дистанционном формате. Основной целью проведения фокус-групп был поиск способов преодоления существующих институциональных ловушек в сфере образования и

о

X

науки. о.

Участники исследования — акторы системы высшего образования: научно- ^ педагогические работники (НПР), а также работники, выполняющие руководящие и управленческие функции в сфере образования и науки (управленческие кадры). Репрезентативная выборка акторов сферы образования и науки была сформирована

ф œ

15 о О Ci

путем целевого отбора респондентов, работающих на факультетах Южного федерального о университета, как гуманитарных, так и естественнонаучных, а также других ^ специальностей. Участники были приглашены после переписки по электронной почте. о Состав каждой фокус-группы являлся однородным, так как у участников была общая ^ тема для дискуссии. В качестве инструментария, необходимого для сбора информации, ^ был разработан гайд-сценарий. се

Всего было проведено три онлайн-фокус-группы с использованием корпоративной — платформы Microsoft Teams (16, 17 и 18 июня 2020 г.) в режиме реального времени (чат- о группы), все участники использовали веб-камеры, аудио- и видеофиксация проводилась о встроенными инструментами Microsoft Teams. Данные были проанализированы по ш

LL

группам, индивидуально и по дням исследования. В исследовании приняли участие о 36 человек, из них 20 — мужчины, 16 — женщины (распределение по специальностям, < степени и званию в табл. 1). ее

О

Таблица 1

Распределение участников фокус-групп

Направления науки и образования

Естественнонаучное и физико-математическое Гуманитарное и социально-экономическое Инженерное Психология и педагогика Архитектура и искусство

9 (25%) 17 (47,3%) 1 (2,7%) 6 (16,7%) 3 (8,3%)

Ученое звание

Без звания Доцент Профессор

15 (41,6%) 15 (41,6%) 6 (16,8%)

Ученая степень

Без степени Кандидат наук Доктор наук

2 (5,5%) 23 (63,9%) 11 (30,6%)

Возраст

до 30 31-45 46-60 старше 60

3 (8,3%) 17 (47,3%) 12 (33,3%) 4 (11,1%)

О см

° 2.2. Иллюстрация выявленных институциональных ловушек

^ высказываниями участников фокус-групп

2 Все выявленные ранее институциональные ловушки получили отражение в ходе

обсуждения на фокус-группах.

■н ■н

_ Ловушка метрик

® Респонденты признают, что в системе образования используется большое количество

целевых показателей, которые препятствуют повышению эффективности управления. | Некоторые показатели отчасти позволяют получить ограниченное представление ° о реальном положении дел, но в их совокупности они не способны дать верного и § целостного представления о проблемах и достижениях.

«Безусловно, я думаю, уже всем давно понятно, что полного описания количественными индикаторами таких сложных и многомерных процессов, как образовательная деятельность, достичь не удастся. Безусловно, часть из с? них может выполнять некоторую вспомогательную роль для формирования

го

Ш О

О Ш СИ

о

оценки, но оценка должна всегда носить экспертный характер. Количественное усредненное некоторое число никогда не сможет верно отобразить весь характер деятельности в этих сложных областях. Абсолютизация индикатора наносит

о о с^ а

ш огромный вред хотя бы тем, что она транслируется. Эта индикаторная привязка,

2 или менеджеризм, транслируется сверху и во многом снизу трактуется совершенно

р неправильно. Что наносит еще больший вред всей системе образования и

научной деятельности в России. Приведу такой пример, который характеризует пресловутое соотношение 1 студент к 12 преподавателям. Некогда в 2012 году это соотношение было прописано в программе развития в высшей школе в России как цель, которая может быть достигнута в среднем по образованию. Однако § затем этот индикатор уже не как средний стал транслироваться на каждый вуз, а

8 каждый вуз затем стал транслировать это на каждое структурное подразделение.

ц_ И этот усредненный подход нанес большой урон тем направлениям науки и

_1 образования, которые являются ресурсоемкими, в которых соотношение на

2 группу магистров в 25 человек невозможно достигнуть, так как обучение должно

=э быть более персонифицированным. Но это было сделано не правительством,

не министерством, это делалось уже на местах, у нас. Поэтому подход "трансляция сверху вниз" наносит еще больший вред, так как многое надо решать с использованием показателей на местах, т.е. здесь у нас» (зав. кафедрой, естественные науки).

Респондент отмечает, что причиной внедрения показателей в организациях являются предписания государственных органов. Но отрицательная роль местных бюрократов состоит в грубой интерпретации предписаний, что показано в приведенном нарративе.

Ловушка возрастающей бюрократизации Обсуждение ловушки возрастающей бюрократизации напомнило респондентам о тех конкретных проблемах, которые возникли в образовательной организации при прохождении государственной аккредитации. Процесс аккредитации в ЮФУ проходил в 2018 г., но неэффективность данного процесса обусловила то, что он надолго останется в памяти работников, которые в нем участвовали. Другим запоминающимся проявлением бюрократизации является оформление документов образовательных программ для следующего набора студентов.

«Я выскажу общее мнение, так как совсем недавно мы проходили см

аккредитацию. Это было совершенно что-то неподобное, такого количества бумаг, см

которые мы готовили и готовили неоднократно, перепечатывали, переделывали ^

и, в конце концов, когда приехали проверяющие, опять переделывали, °

■н

■н

£

§ т

невозможно представить. Невозможно посчитать те наши трудозатраты и то

количество деревьев, которые погибли зря, когда их переработали на бумагу,

которую мы испортили. Это было что-то страшное! Мы постоянно видим, что-то

все время изменяется, приходят документы, регламенты, положения, правила.

Мы вынуждены опять перерабатывать документы, которые, казалось, уже

откатали. Мы опять вынуждены с ними работать. Те, кто является руководителем

образовательных программ или тесно связан с ними, знают, что у нас через

четыре дня начинается приемная кампания, и к этому времени все программы

набора 2020 года должны быть на сайте. Но когда все это было уже готово и ^

утверждено, вышло положение о новом регламенте изучения иноязычных ^

ш

компетенций, и мы были вынуждены переделывать опять всё, что было уже о

сделано. Конечно, такого рода изменения выбивают из колеи руководителей <

образовательных программ, которые готовы работать, готовы что-то сделать, но ой

о.

когда выходит очередное новшество, то это просто подкашивает людей. Понятно, 2

что в тех бумагах по образовательной программе нет ничего необычного, они так о

или иначе прописаны и в государственных, и наших стандартах. Мы должны о

ш

подтвердить пункт стандарта, что мы его выполняем. В том же самом ФЗ об

образовании ничего лишнего и ничего нового нет. Но вот единой схемы, по о

которой мы могли бы спокойно работать хотя бы год, у нас не получается, и у ^ нас разительно отличаются программы одного года набора от другого. Сейчас,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учитывая дистанционную форму общения со студентами, все приказы, все ш

бумаги сыплются на нас как из рога изобилия. Мы опять прописывали все наши о

дистанционные формы в РПД и ФОСах. Это, конечно, очень сильно напрягает ^

преподавателей, и они уже с чувством обреченности воспринимают очередное ^

изменение. Эта сторона вопроса невероятно сложна: кто сталкивался с этим ш

напрямую, кто выводил программы на аккредитацию, на лицензирование или о

профессиональную аккредитацию, общественную, международную или сетевую ^

образовательную или международные двуязычные. Есть такие программы у ^

почвоведов, у Солдатова, например, они очень интересные, но я представляю, о

какой огромный труд вложен во все это — у нас в университете правила одни, в другом университете уже правила другие (даже если это сетевая программа с федеральным вузом), а международная кооперация — это правила третьи. Это очень серьезная проблема, а выход из нее неизвестен. Возвращаясь к аккредитации — а все должно было быть на сайте, в электронном виде, а приехал проверяющий — все распечатать. Получается, что такая и такая форма документа должна быть. Это очень большой труд, и как бы наши руководители структурных подразделений нам ни помогали и с бумагой, и картриджами, но основная нагрузка материального обеспечения подготовки всех документов легла на заведующих кафедрами и руководителей образовательных программ. С тех же самых грантов заправляем картриджи, покупаем бумагу и представляем необходимый пакет документов. Я вот так долго говорила, потому что не один год в этом варюсь, и это действительно трагедия. Честно говоря, я выхода из этой трагедии не вижу, учитывая сложившуюся ситуацию. Я надеюсь, что вот из этой ситуации, дистанционной, мы выкарабкаемся, но так или иначе у нас все остается: пойдут стандарты 3++ (еще не у всех они есть), пойдет система 2+2, которую упоминал наш президент в своем послании Федеральному Собранию. Коллеги, я оцениваю и смотрю на это с тревогой, если честно» (доцент, естественные науки).

о см

см Высказывание респондента отражает ситуацию бюрократического хаоса и

^ прогнозирует сохранение тенденции бюрократизации.

Й Ловушка дефицита финансирования

о Проблема дефицита финансирования получила различную трактовку у разных

респондентов. Некоторые респонденты признают, что заработная плата преподавателей ® и научных сотрудников возрастает и в сравнении с зарплатой в других отраслях является ^ достаточно конкурентоспособной. При этом респонденты полагают, что финансирования расходов на обновление оборудования недостаточно. Но другие респонденты с такой оценкой не согласны, полагая, что и заработная плата финансируется недостаточно,

0

1

т что является причиной другой институциональной ловушки — ловушки кадрового

о ш ее о

потенциала.

«То, что у нас заработная плата преподавателей и научных сотрудников ^ выросла, — это факт. И в принципе она более или менее вышла на тот уровень,

который по сравнению со средним уровнем в нашем регионе является в принципе ничего. Да, это не супер-пупер, но если сравнивать ситуацию, которая была лет 10 назад, то это "небо и земля". Однако нерешенной остается одна из важнейших

а> с^

15 о о с^

о проблем, причем я разделил бы эту проблему на две сферы: образовательную

" и научную. В частности, в деятельности химического факультета в силу

о того, что у нас бюджетные проблемы достаточно велики, мы испытываем

гигантский дефицит в обновлении лабораторной базы, которая нам насущно необходима для подготовки специалистов в области химии. Это лабораторная база, общелабораторное оборудование, оснащение лабораторий необходимыми средствами защиты личной безопасности для работы с различными химическими о веществами. Базовая закупка такого рода оборудования за счет университета

о последний раз производилась где-то примерно в 1985—1986 году. То есть мы и

ш студенты работаем с оборудованием 20-30-летней давности. Многие химические

о реактивы используются с 70-80-х годов. У них на «лейблочках» так и написано:

< «Произведено в СССР». То есть тогда эти запасы были созданы и используются до

сих пор. Все закупки, которые делаются для лабораторных практикумов, очень о ограничены и позволяют только покупать расходные материалы, но не позволяют

покупать лабораторную посуду, печки и так далее, что тоже необходимо для каждодневной работы. Такая ситуация из-за того, что у нас в университете недостаточное подушевое финансирование на направления подготовки химического факультета. Оно не позволяет производить такого рода покупку оборудования вообще. Эта проблема могла быть решена на уровне университета, если бы университет переделал систему составления бюджета у себя внутри, потому что есть структурные подразделения, где реализуются программы, которые не требуют такого рода оборудования. Разумное перераспределение средств позволило бы за несколько лет перевооружить те же самые лаборатории физического, химического, биологического факультетов, института наук о земле, т.о. те образовательные программы, которые содержат ресурсоемкий компонент. И вторая проблема — это научное оборудование. Сегодня у нас было заседание заведующих кафедрами с ректором, была проанализирована публикационная активность. Из тех статей, которые попадают в первый квартиль по классификации журналов, практически все были опубликованы с участием международных групп (за исключением экономического факультета). Что касается физиков, химиков — это статьи, которые только в сотрудничестве с международными группами выходят в первом квартиле. В данном случае наши исследователи, с учетом отсутствия у нас высококлассного лабораторного оборудования, пользуются оборудованием, ^

которое есть там. Наши ученые ездят за рубеж убирать клубнику, потому что клубнику сажают там, где находится оборудование. Не мы генерируем тематики, ^

которые дают эти публикации, а их генерируют за нас. Мы исполняем роль с

неких подельщиков, которых могут подсоединить к проекту, а может быть, и нет. .н

Поэтому встает вопрос об устойчивости этих направлений развития. Чтобы быть устойчивыми, мы должны иметь свои собственные тематики. В области физики и химии они могут базироваться только на собственном оборудовании, собственных центрах коллективного пользования, которые имеют первоклассное оснащение. 1

И вот этот вопрос в рамках университета не решается уже очень давно, и я не I

знаю, будет ли он решаться или нет» (зав. кафедрой, естественные науки). ^

т

Проблема дефицита финансирования также может быть сформулирована в терминах оптимального распределения ограниченных финансовых ресурсов. В данном случае проблема видится в том, что финансирование направляется на второстепенные цели при недостатке финансирования важнейших целей. ^

X

ф

с^

15 о О с^ с О

т

«По своему опыту могу сказать, что, сколько бы денег у нас не было, их никогда не хватит. Когда только пришла Марина Александровна и стала ректором, она спросила, что нужно для полного счастья? Все коллеги писали, и если сложить, то это десятки миллиардов. Напоминая, что наш университет,

участвуя в национальном проекте, получал уже более 10 миллиардов рублей о

дополнительно сверх бюджета. <...> Хочу напомнить, что лет 40—50 назад наши <5

коллеги строили собственными руками, когда мы говорим, куда еще должны ^

гт ш

ходить. Я согласен, что никуда не должны ходить, мы должны получать ее

удовольствие от работы в университете. Но наши коллеги строили сами себе —

рабочие места, девятиэтажные корпуса, институты физики, химии, НИИ ФОХ и о

т.д. А сейчас вспоминают как лучшие годы в своей жизни. Я пришел в университет о

в начале 90-х, на Горького, 88, не было отопления зимой, и была такая труха ш

в этом знаменитом здании, где учился Солженицын и был Рахманинов, зимой о

сидели полностью в одежде. Сейчас мы тоже вспоминаем как хорошее время. И <

тогда денег не было и сейчас, когда мы обсуждаем совершенно другие проблемы: к

нашу оснащенность электронной, информационной базой и т.д. Денег никогда о

не будет хватать, вопрос рационального использования. Мы должны правильно направлять потоки (все участвуем в этом процессе): какие нужно выработать правильные механизмы на кафедре, в структурном подразделении, на уровне университета. Обсуждались вопросы и ремонта, и закупки оборудования, публикаций. Мы думали об эффективном и рациональном использовании тех ресурсов, а у нас их достаточно немало. И заработная плата, конечно, очень мала, но если мы посмотрим на уровень нашей деятельности и по многим другим видам деятельности, она в неплохом состоянии, тем более в ситуации, в которой мы находимся. Вопрос правильной оценки, восприятия и правильных трат, если коротко, я вижу ловушку в этом» (профессор, общественные науки).

Ловушка электронизации и цифровизации Респондентами в фокус-группах были выявлены проблемы, порожденные целенаправленной цифровизацией образования. Показано, как цифровизация связана с рядом других институциональных ловушек. Цифровизация усугубляет проблему недостатка финансирования, так как для цифровизации требуется соответствующее оборудование. Также цифровизация парадоксальным образом способствует росту бюрократизации.

о см

см «Мы живем в век цифровизации экономики, образования, здравоохранения, а

это не приведет к уменьшению трат. Цифровизация приведет только к большему бюрократизму и большим затратам, так как нужно менять инфраструктуру, ■н закупку техники. Это то, что мы делали 2008 году, когда были большие вливания

0 в университет. При этом государство будет создавать или под государством будут создаваться различные структуры, которые будут лоббироваться, и нам придется закупать их продукцию или поддерживать их существование. Сейчас

^ мы видим, как идет вброс онлайн-курсов, которые должны выбираться. Они не

1 всегда хорошие, но университет должен тратить деньги, чтобы эти платформы ^ закупать. А преподаватели вынуждены эти курсы как бы проходить, потому что т нельзя рекомендовать студентам то, что низкого качества. Это тоже затраты § преподавателя, чтобы отследить оптимальные, хорошие онлайн-курсы. Никто

это не диагностирует, и в рейтинги это не включено. Следующий момент: документооборот будет возрастать, увеличатся затраты, в том числе и времени: если раньше была пишущая машинка, и, пока сделают качественный документ, ££ уходило достаточно много времени, и это были штучные экземпляры. То теперь

ценность документа ничтожна: приказ создается, корректируется, изменяется, происходят различные изменения в базе, и мы не всегда можем это проследить.

_û о о

о Эти все проблемы не столько финансовые, а затрагивают все остальные» (зав.

"" кафедрой, естественные науки).

о

Респондент показывает, что цифровизация взаимосвязана с проблемой низкого качества образования, потому что широкие возможности быстрого создания цифрового образовательного контента сталкиваются с необходимостью проверки и оценки достоверности представляемой информации. Специфическими проблемами, о порожденными цифровизацией и электронизацией образования, являются воздействие о более продолжительного пребывания у компьютера на здоровье людей и воздействие ш дистанционного общения на социальный капитал индивидов.

Ll_

О

< «Я коснусь тенденции цифровизации, как учитель информатики немного

QÇ связан с этим. Онлайн-курсы не всегда хороши, и вот нас подключили к

о Coursera. Перед рекомендацией студентам сам записался на ряд из них и

о ш ее о

пытаюсь посмотреть и оценить, что дают в курсах и какая подача материала.

Ряд курсов, не буду называть какие, нельзя рекомендовать. Это затратное

дело, я трачу много времени на изучение материала, который мне и не нужен

сейчас, но, чтобы подключить студентов, я не могу этот некачественный продукт

преподнести. Здесь перед общественностью научной и методической стоит

анализ того контента, который поступает в информационное пространство. Этого

никто не делает, на этом зарабатывают деньги, это модно, поэтому ляпают кто

во что горазд и предлагают на таких платформах за определенную плату. Да,

она небольшая, но тем не менее она есть. Второй момент: цифровизация требует

вложения денег. Это и техника, и ресурсы. Но никто не оценивает человеческие

ресурсы, сколько здоровья тратится за компьютером. Например, я лекцию читал

в аудитории, ходил туда-сюда, поднимал отвечать студентов, у меня была бы

и физическая нагрузка, и эмоциональное общение. А сейчас за компьютером в

скрюченной позе и пытаюсь на доске что-нибудь выводить. Ресурсы позволят —

куплю себе графический планшет, чтобы это более-менее по-другому построить.

Но здоровье наше никто не контролирует, никто не проверяет, а оно тратится

на работу за компьютером. Ну и прочие эмоциональные проблемы... Первое —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

это здоровье преподавателя и студента. Преподаватели пришли-ушли, а студент

сидит по 3 пары за компьютером, а потом самостоятельная подготовка, домашняя ^

работа и прочее. Второе — качество того, что преподносится на электронных ^

платформах. Я пытался проанализировать у школьных учителей, там тоже не

все хорошо. Может, кому будет полезно, в качестве одного из заданий у студентов

■н

математиков мы предлагаем просмотреть электронные ресурсы и онлайн-курсы с .н

точки зрения методики: оценить их значимость, как они строятся, и возможности

использования в образовательном процессе. Не с точки зрения замены нашей

дисциплины этим курсом, а с точки зрения оценки на соответствие нашим целям.

Это проблема, с которой столкнулись на самоизоляции. Ну и, конечно же, не 1

хватает живого общения» (зав. кафедрой, естественные науки). I

о

х О

Ловушка редукции качества образования т

Высказывания респондентов в фокус-группах позволяют уточнить понимание сущности институциональной ловушки редукции качества образования. Проявлениями данной ловушки являются такие наблюдаемые исследователями явления, как о. фрагментация знаний, пассивность студентов и низкая посещаемость, загруженность ^ преподавателей, в том числе не свойственными им бюрократическими функциями. ££ Но сущность падения качества образования — это неспособность вуза формировать у з обучающихся человеческий капитал, востребованный на рынке труда.

о с

X

о

с О

т

«Если говорить о качестве, нужно определиться, что такое идеальное качество

для нас. Мне кажется, что в глобальном смысле качество образования — это о

способность и готовность человека к некоторой профессиональной деятельности, <5

профессиональной самореализации. Тогда у нас расширяется перечень факторов, ^

которые на это влияют. Тогда наша ловушка в этой неготовности. Конечно, и ¡г

наш процесс неидеальный, но у нас заведомо ожидания от студентов выше. —

Мы каждый год проводим опросы студентов «Их ожидания в вузе» с механико- о

математического и информационной безопасности направления. Вот сейчас о

мы вышли на примерный показатель, что около 50% поступающих более-менее ш

мотивированы на свою профессию и получение диплома. У нас с техническими о

специальностями проблема, раньше вообще оставались пустые места, сейчас мы < берем всех, у кого соответствующий ЕГЭ. Совсем нет конкурса, только сейчас

он появился. Нам бросают столько мест, сколько мы захотим. Поэтому наша о

проблема набрать, а не отобрать. Мы хотели бы отобрать лучших, но вот так... И что мы сейчас видим: появляется все больше людей, которые больше готовы, которым и школа, и родители создали условия для самоопределения, и они уже неситуативно подходят, не потому что 1Т-шники много получают, а потому что им хочется. Они считают, что их способности соответствуют специальности. Но желание заниматься проектной деятельностью всего у 20% студентов. Они смотрят на это довольно пассивно. Готовность преподавателей также важнейший элемент, она связана, прежде всего, с метриками, где именно наша готовность воспринимать эти метрики не абсолютно, а преломляя через наши ценности. <...> Мы рвемся вперед, но еще у нас не подтянулась готовность субъектов для этого» (зав. кафедрой, общественные науки).

Ловушка кадрового потенциала Институциональная ловушка кадрового потенциала получила в высказываниях респондентов различную трактовку, как и проблема дефицита финансирования. Расхождение имеет место в оценке влияния уровня зарплаты на привлекательность занятости в вузе. В то же время респонденты единогласны в том, что современная система защит диссертаций создает значительные и необоснованные барьеры для

о

см молодых ученых. см

«Унизительная зарплата преподавателей высшей школы не позволяет брать достойных выпускников. Они говорят: зачем нам идти в высшую школу ■н и преподавать? Они, может, были бы замечательными преподавателями. Масса

о препон для защиты диссертации с этими сумасшедшими закрытиями советов.

Еще три-четыре года и советов не будет. Защищаться будет некому. Вымрет ® наше поколение, и при тех условиях, что сейчас созданы, и требованиях к тем

^ советам невозможно создать советы. А из вашего среднего поколения — раз-

два и обчелся, нет людей, которые бы потом вели высшее образование. Нужно, чтобы были ученые, школы, иначе уровень тех преподавателей, которые будут (о формироваться, будет еще ниже» (доцент, естественные науки).

о

х §

О ш ее о

Таким образом, данный респондент пессимистично оценивает возможности развития кадрового потенциала вузов. В то же время некоторые молодые преподаватели не наблюдают проблем с преемственностью научных школ и снижением кадрового потенциала, что иллюстрирует следующий нарратив.

«Вы знаете, не представляю, как обстоят дела в других подразделениях,

го ш о

а. ^

< ф

.

15 о О

.

о но у нас в принципе такой проблемы нет. Во-первых, если говорить в целом о

" ситуации, то мы должны несколько поменять идеологию. Как однажды на форуме

о «Территория смыслов» кто-то из спикеров сказал, что нам пора переходить от

идеологии подготовки кадров к идеологии подготовки талантов. Кадры, тем более в нашей творческой среде, никому уже не нужны. В нашем институте безупречно отлажена система преемственности поколений, у нас представлены

все возрастные когорты. Еще я вроде как молодой ученый, мне 30 лет, мне

„ „

О казалось, что я молодой, но я оглядываюсь и понимаю, что за моей спиной уже

о стоит очередь из молодых ученых, которые сегодня-завтра защитятся и тоже

ш будут молодыми преподавателями, доцентами. Профессором сейчас нереально

о стать вообще, поэтому мы здесь подходим как раз к институциональным

< ловушкам. Я считаю, что нам, наоборот, как раз не надо никого пускать извне. Я считаю, что нам есть еще из кого выбирать. В нашем университете прекрасные,

о талантливые выпускники, и желательно, чтобы они были нашими. А если мы

хотим подпитаться опытом других коллег, то есть институт постдоков, можно приглашать людей, есть институт визит-профессоров. Я считаю, что в нашем университете эта система прекрасно отлажена. Взять хотя бы конференции, которые мы проводим. Поэтому у нас это все есть, и мы можем за счет внутренних ресурсов жить. Но проблема другая — проблема в аттестации научных кадров. Посмотрите, мы сейчас перешли на систему самостоятельного присуждения ученых степеней. Например, в Казани, Белгороде уже открыто 30—40 местных диссоветов. Сколько у нас функционирует? Я так сейчас не вспомню, но в лучшем случае 10—11. Но дело даже не в количестве. Защититься можно в любом университете, здесь уже дело в научных связях. Дело—в другом. Каков будет статус этих новых кандидатов и докторов наук? Какова эта система? Многие говорят, что она становится еще жестче, чем даже ВАКовская система. Поэтому я считаю, что институциональная ловушка состоит не в том, что у нас нет людей. У нас есть из кого выбирать, у нас очень талантливые студенты, магистранты, аспиранты, и один-два человека с каждого потока регулярно остаются в стенах университета и свою карьеру строят. Тем более гранты позволяют молодому ученому не бегать и собирать почасовку в других вузах, а все же работать без отрыва, заниматься наукой и образованием. И вот это единство науки и образования обеспечивать. А вот проблема все-таки в системе аттестации. <...> Вот в чем институциональная ловушка» (доцент, общественные науки).

о см о см

2.3. Выявление групп интересов на основе анализа фокус-групп

В проведенных фокус-группах был выявлен ряд нарративов о группах специальных интересов. Группа специальных интересов представляет собой «совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага»1. Отличительная особенность групп специальных интересов — создание формальных или неформальных структур для лоббирования политических и экономических решений, а также участие в перераспределении ограниченных ресурсов.

Выделенные в данном исследовании группы можно типологизировать двумя способами. Во-первых, являются ли они инсайдерами (внутренними) или аутсайдерами (внешними) для университета. Во-вторых, по их функциональной принадлежности: научно-профессиональные сообщества; часть «техноструктуры», участвующей в подготовке рекомендаций и решений, как это понимал Дж. Гэлбрейт2; управленческие группы.

Таблица 2

Действующие в ЮФУ группы специальных интересов

Научно-профессиональные сообщества Техноструктурные Управленческие

Внешние Профессорские собрания вузов Экспертные комиссии различных уровней Министерство; крупные вузы

Внутренние Профессорские клубы; объединения молодых ученых Рабочие группы по разработке программ Руководство вуза; руководство структурного подразделения; руководство кафедры

о с

■н

■н

§ т

X

го ш

О ^

<

ь ф

с^

15 о О с^ с

о т

о §

3

о ш ее о

о о ш

о <

СИ 3

о

Группы, разрабатывающие предварительные решения, являются частью техноструктуры, осуществляющей управление информацией и предварительными

1 Вольчик В. В. (2006). Группы специальных интересов и институт власти-собственности в экономической истории России // Историко-экономические исследования, 7(3), 119-140, 126.

2 Гэлбрейт Дж. К. (2008). Новое индустриальное общество. Избранное. М.: Эксмо.

решениями. Например, рабочие группы по разработке локальной документации в значительной мере влияют на институциональную ловушку возрастающей бюрократизации.

«В Академии педагогики и психологии были созданы рабочие группы, которые разрабатывали образ будущего Академии, программу развития и те Форсайты, которые проводились. Они рассматривали, на каком уровне сегодня находится педагогическое образование в ЮФУ, какие необходимо предпринять шаги для того, чтобы изменить существующую ситуацию. И у нас действительно разработана стратегия развития психологического образования и концепция развития педагогического образования. На основе этих документов созданы стандарты ЮФУ, по которым работает очень много структурных подразделений университета. Далее мы получили статус экспериментальной площадки, которая имеет право разрабатывать педагогический дизайн учебных планов, РПД, РПМ, на основе которых будет осуществляться набор в 2020 году. Есть такое сообщество, которое объединяет разные структурные подразделения, и оно очень эффективно работает на сегодняшний день» (зав. кафедрой, гуманитарные науки).

8 Значение данных групп в определенной мере ограничено уровнем правил и норм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

см отдельной организации. Но для изменения правил более высокого уровня могут

^ существовать определенные экспертные группы. На внеуниверситетском уровне

создавались и создаются экспертные комиссии, подготавливающие решения для

■н научно-образовательной системы в целом. Конструирование формальных институтов с

о привлечением экспертов оказывается подвержено влиянию интересов привлеченных

экспертов. Данный эффект иллюстрирует один из нарративов, собранных в ходе

проведения фокус-групп. Таким образом, личная заинтересованность проявляется

^ при разработке формальных правил, используемых государственными органами при

5 принятии решений. о

х

§

т «Мне несколько десятков лет назад довелось принимать участие в составлении

§ рейтинга по заданию Министерства, это касалось рейтинга строительных вузов.

Так эта работа была поручена Ростовскому строительному университету, тогда это еще институт был. Так вот мы составили рейтинг таким образом, что наш вуз оказался в числе передовых вузов СССР. Поэтому нельзя абсолютизировать ££ эти формальные оценки преподавателей, к этому нужно подходить достаточно

обоснованно, отдавая себе отчет, что это все-таки формальная оценка» (профессор, технические науки).

о о с^ с

о т

Также можно выделить элитарные группы, задача которых — способствовать научным исследованиями и социальным взаимодействиям участников, например, профессорские клубы, аналогичную роль могут играть различные объединения молодых ученых.

ос «На мой взгляд, такой группой может быть профессорское собрание. Я могу

— привести пример позитивного влияния профессорского собрания на решение

о тех или иных проблем. При образовании ЮФУ планировалось соединить шесть

о вузов, но один из вузов по каким-то причинам не пожелал вступать в это новое

ш объединение. Они собрали профессоров, и профессора приняли соответствующее

о обращение-прошение. Правительство это обращение услышало, хотя не

< думаю, что это было единственной причиной решения. <...> Больше 10 лет назад я пытался организовать деятельность профессорского собрания в нашем

о университете, тогда ректором был покойный Владислав Георгиевич Захаревич.

Поначалу эта инициатива развивалась, но потом ее очень быстро к рукам прибрали «бюрократы», которые решили сделать профессорское собрание ступенькой для своей карьеры, а профессура при этом пассивно со всем согласилась. Тем не менее такое сообщество может быть тем элементом, который озвучивает обсужденные нами вопросы. Приведу пример очень полезной работы профессорского собрания Санкт-Петербурга, я в свое время с ними сотрудничал, это то общество, которое может реально озвучивать проблемы, существующие и у нас» (доцент, естественные науки).

Для идентификации групп интересов могут быть полезны фокус-группы и интервью

не только как материал для нарративного анализа, но в качестве источника информации

о самоидентификации участников. Внутренние группы с различными специальными

интересами формируются на каждом этаже иерархической структуры образовательного

учреждения: на уровне кафедры, структурного подразделения и административного

персонала университета. Например, такие фрагменты, как «учитывать и руководству

нашего вуза и нам, как управленцам» (заведующий кафедрой, гуманитарные

науки), «мы сами являемся бюрократами этого мероприятия» (доцент, гуманитарные

науки), позволяют предположить возможность идентификации групп руководителей,

управленцев или бюрократов. ^

К внешним «управляющим» группам помимо министерских чиновников можно

отнести крупные вузы, формирующие научно-образовательную политику в Российской ^

Федерации. Так, участник фокус-группы обращает внимание на то, что идентификация с

■н

возможна в зависимости от принадлежности к вузам различного статуса: .н

£

«Мы не обладаем субъектностью. Под словами "мы" я имею в виду не

только рядовых преподавателей, доцентов, заведующих кафедрами, но и даже

руководство вуза. Не факт, что оно обладает субъектностью, т.е. субъектностью 1

как способностью самостоятельно решать. <...> Высшая школа экономики, |

наверное, обладает субъектностью, она может выбирать и обозначать критерии ^

развития» (доцент, общественные науки). т

о;

3. Заключение ^

о <

Нарративный анализ проведенных в ходе исследования фокус-групп показывает, что в сфере высшего образования и науки существуют устойчивые, но в целом неэффективные институты. В системе образования используется большое количество ^ метрик (количественных целевых показателей), которые не способны дать верного и целостного представления о проблемах и достижениях работников, подразделений

о о с^

и организаций в целом, что препятствует повышению эффективности управления. о

Сохраняется тенденция бюрократизации деятельности вузов. Наблюдаются некоторые ^

проблемы с финансированием: в то время как уровень расходов на заработную о

ь

плату вызывает противоречивые оценки от достаточного до неприемлемо низкого, ^

уровень расходов на приборы и оборудование рассматривается работниками вуза ^^

ш

как недостаточный, имеются дискуссии относительно оптимального распределения ее

ограниченных финансовых ресурсов. В вузах целенаправленно внедряются электронно- — цифровые технологии, что затрудняет передачу неявного знания, контроль и о обратную связь при обучении, увеличивает ожидаемые издержки образовательной о и управленческой деятельности, создает угрозу для здоровья пользователей ш

компьютера, повышает зависимость от надежности используемых информационно- о

коммуникационных технологий. Существует обеспокоенность степенью соответствия < содержания образовательных программ нуждам работодателей и их ожиданиям к

относительно знаний и навыков выпускников, а также более общая обеспокоенность о

падением качества образования. Кадровый потенциал вузов оказывается под угрозой из-за сложности организации защит и высоких требований при защите диссертаций, а также недостаточно конкурентоспособной заработной платы работников вузов, с учетом требуемых вложений в человеческий капитал. Данные факты подтверждают и дополняют концепцию институциональных ловушек оптимизации высшего образования и науки.

Проведение фокус-групповых исследований позволило выявить группы специальных интересов и предложить ряд мер по борьбе с институциональными ловушками. Рассмотрение научно-исследовательских сообществ, управленческих групп и групп, ответственных за подготовку предварительных решений, позволило подтвердить утверждение, что институциональные ловушки возникают в ситуации квазиоптимального равновесия, удовлетворяющего притязаниям основного числа участников. Таким образом, в качестве предварительного вывода необходимо отметить, что не наблюдается четко определенных групп интересов, которые бы целенаправленно боролись с выявленными институциональными ловушками. Многие респонденты обозначили свою нормативную позицию, выражаемую в призывах к преодолению институциональных ловушек, однако значительная доля участников не считает возможным или целесообразным осуществление подобной борьбы, характеризуя 8 сложившуюся ситуацию как удовлетворительную. Тем не менее можно утверждать, см что многие проблемы, порождаемые институциональными ловушками, могут быть смягчены или преодолены в рамках организации путем более изощренной адаптации к ограничениям, существующим в системе образования и науки в целом.

тН

| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ф Акерлоф, Дж., Шиллер, Р. (2010). Spiritus Animalis, или Как человеческая

психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма. М.: s Юнайтед Пресс.

о Балацкий, Е. В. (2005). Диссертационная ловушка // Свободная мысль, 21(2), 92-104.

§ Верников, А. В. (2020). Концепция институциональных ловушек: попытка

£ применения к анализу нового института. М.: Институт экономики РАН.

Вольчик, В. В. (2020). Нарративы и понимание экономических институтов // Terra Economicus, 18(2), 49-69. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69

Вольчик, В. В., Маслюкова, Е. В. (2018). Нарративы, идеи и институты // Terra £ Economicus, 16(2), 150-168.

Вольчик, В. В., Фурса, Е. В., Филоненко, Ю. В., Зотова, Т. А. и др. (2017). Институциональные изменения структуры российской сферы образования и адаптивное экономическое поведение (на примере Ростовской области). Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета.

Вольчик, В. В., Ширяев, И. М. (2020). Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права, 14(2), 235-248.

Грейф, А. (2013). Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. М.: ИД Высшей школы экономики.

Гринбаум, Л. (1998). Учебник и практическое руководство по фокус-групповым z исследованиям / Пер. с англ. И. Петренко. Toronto: Lexington Books_D. S. Heath and 8 Company_Massachusetts.

li_ Ефимов, В. М. (2011). Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и

_i истории экономической науки // Экономическая социология, 12(3), 15-53. z Жук, А. А., Фурса, Е. В. (2019). Нарративный анализ институциональных ловушек

g сферы образования и науки России // Journal of Institutional Studies, 11(1), 176-193.

tc

CO

о <

15 о О

С

О

m

о ш си о

Полтерович, В. М. (1999). Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы, 35(2), 3—20.

Тамбовцев, В. Л. (2020). Методология эмпирического анализа неформальных институтов // Journal of Institutional Studies, 12(3), 6-23. DOI: 10.17835/20766297.2020.12.3.006-023

Ширяев, И. М. (2010). Экономические институты, группы интересов и государственная политика на Дону в XIX и начале XX века с точки зрения эволюционного подхода // Journal of Economic Regulation, 1(2), 88-98.

Ширяев, И. М. (2014). Экономическое значение образования в контексте теорий социального капитала и групп интересов // Journal of Economic Regulation, 5(3), 55-67.

Ширяев, И. М. (2017). Подходы к идентификации институтов в институциональной экономике // Journal of Institutional Studies, 9(1), 105-116.

Ширяев, И. М. (2020). Институциональные ловушки в контексте государственного регулирования сферы образования и науки // Актуальные направления развития системы высшего образования: дистанционное образование - проблемы и преимущества: Материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 16-17 июня 2020 г.) / Отв. ред. С.А. Дюжиков; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. С. 291-295. g

Akerlof, G. A., Snower, D. J. (2016). Bread and Bullets // Journal of Economic Behavior 04 and Organization, (126), 58-71. DOI: 10.1016/j.jebo.2015.10.021.

Bryman, A. (2012). Social Research Methods. Fourth Edition. New York: Oxford University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Czarniawska, B. (2004). Narratives in Social Science Research. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. DOI: 10.4135/9781849209502

Im, E. O., Chee, W. (2006). An Online Forum as a Qualitative Method: Practical Issues // Nursing Research, 55(4), 267-273.

Neale, W. C. (1987). Institutions // Journal of Economic Issues, 21(3), 1177-1206.

Balatskyi, E. V. (2005) The Dissertation Trap. Free Thought, 21(2), 92-104 (In Russian). Bryman, A. (2012). Social Research Methods. Fourth Edition. New York: Oxford University Press.

§

X

tc rn О

s <

REFERENCES

Akerlof, G. A., Snower, D. J. (2016). Bread and Bullets. Journal of Economic Behavior and Organization, (126), 58-71. DOI: 10.1016/j.jebo.2015.10.021

Akerloff, G. A., Shiller, R. J. (2010). Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy, and Why It Matters for Global Capitalism. Moscow: United Press (In Russian). ¡^

15 o o

d o

Czarniawska, B. (2004). Narratives in Social Science Research. Thousand Oaks, CA:

Sage Publications. DOI: 10.4135/9781849209502 z

Efimov, V. M. (2011). Discursive Economics: Methodology and history of economics ¡= reconsidered. Economic Sociology, 12(3), 15-53 (In Russian).

Greenbaum, T. L. (1998). The handbook for focus-group research. Toronto: Lexington Books_D. S. Heath and Company_Massachusetts (In Russian).

Greif, A. (2013). Institutions and the Path to the Modern Economy. Lessons from

Medieval Trade. Moscow: Higher school of economics Press (In Russian). z

Im, E. O., Chee, W. (2006). An Online Forum as a Qualitative Method: Practical Issues. 8

Nursing Research, 55(4), 267-273. ^

Neale, W. C. (1987). Institutions. Journal of Economic Issues, 21(3), 1177-1206. 2 Polterovich, V. M. (1999). Institutional traps and economic reforms. Economics and z

mathematical methods, 35(2), 3-20 (In Russian). g

о

Ш СИ

о

104

WupneB M. M., MacKaeB A. M., MoKpoycoBa A. M.

Shiriaev, I. M. (2010). Economic Institutions, Interest Groups and Public Policy at the Don in The XIX and Early XX Century From the Position of the Evolutionary Approach. Journal of Economic Regulation, 1(2), 88-98 (In Russian).

Shiriaev, I. M. (2014). Economic significance of education in the context of the theory of social capital and interest groups. Journal of Economic Regulation, 5(3), 55-67 (In Russian).

Shiriaev, I. M. (2017). Approaches to identification of institutions in institutional economics. Journal of Institutional Studies, 9(1), 105-116 (In Russian).

Shiriaev, I. M. (2020). Institutional traps in context of government regulation of education and science system. Relevant areas of development of High education system: distance education - problems and advantages: Proceedings of International scientific (Rostov-on-Don, 16-17 of June 2020) / Executive editor S.A. Duzhikov; Southern Federal university. Rostov-on-Don; Taganrog: SFU Press, 291-295 (In Russian).

Tambovtsev, V. L. (2020). The methodology of empirical analysis of informal institutions. Journal of Institutional Studies, 12(3), 6-23. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.3.006-023 (In Russian)

Vernikov, A. V. (2020). The concept of institutional traps: An attempt of application to the analysis of a new institution. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (In Russian).

8 Volchik, V. V. (2020). Narratives and understanding of economic institutions. Terra

° Economicus, 18 (2), 49-69. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69 (In Russian)

Volchik, V. V., Fursa, E. V., Filonenko, J. V., Zotova, Т. А., et al. (2017). Institutional changes of structure of Russian education system and adaptive economic behavior (based on th example of Rostov region). Rostov-on-Don; Taganrog: SFU Press (In Russian).

0 Volchik, V. V., Maslyukova, E. V. (2018). Narratives, ideas and institutions. Terra Economicus, 16(2), 150-168 (In Russian).

Volchik, V. V., Shiriaev, I. M. (2020). Distant higher education under self-isolation and

1 the problem of institutional traps. Actual problems of economics and law, 14(2), 235-248 (In 1 Russian).

g Zhuk, A. A., Fursa, E. V. (2019). Narrative analysis of institutional traps of education

m and science system ofRussia. Journal ofInstitutional Studies, 11(1), 176-193 (In Russian).

o; s x CD m

o <

CD 15

O O

d O

m

LLl

cc o

o o

LLl LL

o <

cc

3

o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.