Научная статья на тему 'Институциональные изменения: основа экономического развития современной России'

Институциональные изменения: основа экономического развития современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина М. В.

Институциональный подход к объяснению сути человеческого капитала продуктивнее неоклассического мейнстрима. Он объясняет сущность человеческого капитала не просто как ценность, приносящую поток доходов, а как общественную ценность, использование которой задается институциональной системой. С позиций экономической теории институты это адаптированные обществом формальные и неформальные структуры и правила, влияющие и опосредующие работу надстройки экономической системы, а также упорядочение действий экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные изменения: основа экономического развития современной России»

САВИНА М.В.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ: ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Институциональный подход к объяснению сути человеческого капитала продуктивнее неоклассического мейнстрима. Он объясняет сущность человеческого капитала не просто как ценность, приносящую поток доходов, а как общественную ценность, использование которой задается институциональной системой.

С позиций экономической теории институты - это адаптированные обществом формальные и неформальные структуры и правила, влияющие и опосредующие работу надстройки экономической системы, а также упорядочение действий экономических субъектов. Роль общественных институтов в мировой экономике очень велика. Они оказывают эффективное содействие формированию и воспроизводству человеческого капитала. Пренебрежение совершенствованием общественных институтов лишает страну будущего эффективного развития.

Характеризуя свойства интеллектуальных ресурсов личности, Климов С.М., отмечает те, которые свойственны человеческому капиталу вообще: человеческий капитал неотчуждаем, неликвиден, нехраним, ибо время, в течение которого он не использовался, упущено навсегда. Интеллектуальные ресурсы являются ресурсами двойного назначения: используются не только в производственной (экономической) деятельности, но и в повседневном обиходе. Поэтому инвестиции в формирование интеллектуальных ресурсов, как и человеческого капитала вообще, неотделимы от расходов на потребление. Интеллектуальные ресурсы личности двойственны с точки зрения их рыночной стоимости: в понятиях «базовая стоимость человеческого капитала» и «потенциальная стоимость человеческого капитала». Базовая стоимость человеческого капитала рассматривается как дисконтированная рыночная стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, определяя целесообразность инвестиций в образование. Потенциальная стоимость человеческого капитала - это та стоимость, на которую ориентируется предприниматель, арендующий человеческий, в частности интеллектуальный, капитал. При формировании цены рабочей силы на рынке труда она зависит от доходности ресурса труда и издержек предпринимателя на его оплату. Особенности процесса приобретения и использования знания определяют связь индивидуума с организацией, интеллектуальный капитал которой он формирует. С одной стороны, работник нуждается в организации, особенно в силу продолжающейся специализации знания, которое может быть применено только в организации и через организацию. С другой стороны, работник квалифицированного труда, знания и умения которого образуют его уникальный капитал, значительно отличается от обычного промышленного рабочего. Его капитал (знания) и средства производства (интеллектуальные инструменты анализа, синтеза, моделирования и т. п.) ставят его в положение внутреннего предпринимателя. [2]

Российские социологи довольно низко оценивают профессиональный, образовательный, культурный и инновационный потенциал населения России, а возможность его эффективного применения в реальной экономике они оценивают в половину меньше.

Однако провозглашенная президентом России концепция инновационного развития нацелена по полное преображение нашей страны на основе глобальной модернизации всех структур российского общества. Президент выразил намерение создать в России такие условия жизни для всех граждан, которые были бы даже комфортнее, чем европейские.

Достичь решения задач такого масштаба можно при эффективной модернизации всех институтов нашего общества и задействовав 100% человеческого потенциала: творческие возможности, предпринимательские способности всех сторонников преображения страны.

Попробуем дать адекватную оценку современного состояния некоторых основных структурных образований и институтов, с эффективной работой которых и связан успех этого грандиозного мероприятия и оценить современное состояние человеческого капитала и трудового ресурса нашей страны.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Как показали результаты «Европейского социального исследования», проведенного по заказу ЕС в 2006-2007 гг., только 30% россиян являются профессионалами в своей области [1]. К сожалению, в России наблюдается массовая деквалификация. Уровень образования, особенно, если судить по максимальному числу лет обучения не самый высокий в Европе. (См. таблицу 1). Поскольку образовательная отрасль находится в состоянии реформирования, пока трудно дать оценку этим реформам, но сама неопределенность этого состояния уже сейчас наносит ущерб качеству.

Провозглашенный инновационный курс развития подразумевает необходимость непрерывного повышения образовательного и профессионального уровня работников. Общий темп развития будет сопровождаться ускорением процесса обесценивания знаний, значительным расширением масштабов межгосударственных взаимодействий в условиях глобализации, необходимостью переобучения в кратчайшие сроки огромного числа людей новым специальностям, трансформацией общественного сознания в плане поворота к нематериальным ценностям (в первую очередь - образованию) как неотъемлемым элементам стабильности и благополучия.

Уровень значимости интеллектуальной собственности по сравнению с материальной в нашей стране вообще крайне низок. Новые идеи, новые технологии, конечно, должны быть более капитализированы. Обороты нематериальных активов должны быть хотя бы сопоставимы с оборотами материальных.

Таблица 1

Уровень образования в европейских ст ранах [1]

Страна Среднее число лет обучения Максимум

Россия 12 23

Страны восточной Европы

Болгария 11 22

Эстония 12 24

Венгрия 11 30

Польша 11 24

Словения 11 26

Словакия 12 26

Страны западной Европы

Бельгия 13 26

Швейцария 11 34

Кипр 13 25

Германия 13 36

Дания 13 30

Испания 11 25

Финляндия 12 33

Франция 12 30

Великобритания 13 56

Норвегия 13 28

Португалия 7 24

Швеция 12 31

Источник: «Европейское социальное исследование»

Еще одна серьезная реальная угроза - это миграция квалифицированных специалистов высокотехнологичных отраслей, творческой интеллигенции, прежде всего представителей науки, талантливых менеджеров, финансистов, то есть представителей креативного класса, за рубеж - угроза, связанная с национальной экономической безопасностью России. Она

приводит к серьезной утрате Россией ее интеллектуального потенциала и обрекает ее на развитие сырьевых капиталоемких отраслей. По оценкам экспертов, за период с начала рыночных преобразований страна потеряла примерно одну треть своего научного потенциала. Это следствие научно-технической политики государства, которая была направлена на минимальную поддержку системы образования и науки. Финансирование науки из средств федерального бюджета в РФ было явно недостаточно. Число созданных передовых производственных технологий за последние несколько лет существенно сократилось. Количество патентов за эти годы практически не изменялось. Если в 2003 г. эта цифра составляла 35190, то в 2006 г. 35542. Серьезным фактором утечки мозгов из России являются соци-ально и технологически неадекватные условия труда ученых, уровень оплаты их труда по сравнению с западными коллегами.

Демографическая ситуация и тесно связанная с ней ситуация в здравоохранении в стране стали сейчас важнейшими темами для обсуждения на разных уровнях.

Концепция разгосударствления системы здравоохранения и свертывание бюджетного финансирования этой сферы, перевод ее на коммерческую основу снимает с государства ответственность за обеспечение доступными медицинскими услугами большинства населения страны. И, следовательно, все бремя оплаты медицинских услуг ложится непосредственно на население. Несмотря на сокращение численности населения, заболеваемость в Российской Федерации из года в год возрастает. Так, если в 1990 г. было зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, в расчете на 1000 человек населения, - 651,2, то к 2003 г. эта цифра достигла уже 748,6 человек.

Справедливости ради надо признать, что государство пересматривает свое отношение к социальным проблемам. Национальный проект здравоохранения предусматривает системную модернизацию отрасли. Вот только некоторые направления, по которым намерено двигаться правительство страны: обеспечение подготовки более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики, обновление автопарка «скорой помощи», приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи; обеспечение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей и прежде всего их использование при лечении детей, увеличение числа граждан, которым за счет федерального бюджета оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, увеличение эффективности работы существующих и новых центров высоких медицинских технологий.

Осуществляя расширенное воспроизводство человеческого капитала, нельзя забывать о культурном уровне, досуге, спорте и др. Переход к рыночной системе хозяйствования предопределил перевод, практически, на стопроцентную оплату услуг организаций культуры, туризма, спорта, а также санаторно-оздоровительных организаций, в связи с чем реально сократились возможности проведения отдыха и культурного досуга для большинства наемных работников и членов их семей. Непомерно высокие цены на авиа и железнодорожные пассажирские перевозки, а в ряде случаев и услуги связи существенным образом повлияли на снижение возможностей людей, как отдыхать в других регионах страны и за рубежом, так и общаться со своими родственниками и друзьями.

Культурологи считают очень важным исследование культурных механизмов в жизни общества именно в критические периоды его развития. Для выхода из кризиса в ситуации несогласия между членами общества они предлагают реконструировать сегодняшнюю картину мира, обернувшись немного назад, ведь инвариант подлинного культурного бытия существует в единой цепи культурных связей. По выражению Степанова Ю.С., «...утрата исторической традиции, какой бы отчужденной она ни казалась в отношении к существующему положению вещей, оборачивается представлением о возможности абсолютного произвола по отношению к людям, к социальным институтам, к государству, к культуре в целом, результатом будет трагедия человека и трагедия общества, которое распадается на несогласованные фрагменты и теряет свои интегрирующие и координирующие функции».

Преодоление политики превращения нашей страны в сырьевую провинцию развитых стран, которая привела бы Россию в тупик, спасет и возродит другие ее активы: образование, науку, культуру, высокотехнологичный сектор экономики. Культурным дискурсом, связан-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

ным с поиском национальной идеи, вполне могла бы стать современная практика общественной жизни, направленная на развитие всех общественных институтов и улучшение ситуации в стране, создание в стране климата согласия, общности и гуманизма. Для объединения на основе такой национальной идеи и взаимного доверия, отвечающей чаяниям и традициям нашего народа, власть должна проводить курс на благо интересам абсолютного большинства населения в условиях консолидации, демократии и самоуправления.

Итак, можно видеть, что и с точки зрения неоклассического подхода, и с точки зрения институционального в нашей стране не все благополучно с человеческим капиталом.

Теперь о других институтах.

Сегодняшнее состояние законодательства, связанное с защитой собственности, фактически уничтожает частный бизнес. Собственник совершенно не может быть уверенным в устойчивости своего положения. Конечно, нужны реформы судебной, налоговой систем, выстроенных в контексте будущей архитектуры экономики инновационного развития.

Защита собственности напрямую связана с еще одним малоразвитым институтом - малого и среднего бизнеса. Доля частного сектора в России од-на из самых низких в Европе (см. таблицу 2): 95% - это наемные работники, на себя трудятся всего 4,2% россиян и только 0,8% работают в семейном бизнесе.

Таблица 2

Структура населения по положению на основной работе в 2006 г., % [1]

Страна Наемный работник Работает на себя, не по найму Работает в семейном деле

Россия 95,0 4,2 0,8

Страны Восточной Европы 92,5 6,5 1,0

Болгария 93,0 4,5 2,5

Эстония 93,0 4,8 0,9

Венгрия 92,1 5,6 2,3

Польша 83,4 15,5 1,1

Словения 90,3 6,5 3,2

Словакия 90,8 8,8 0,4

Страны Западной Европы 87,2 11,4 1,4

Бельгия 85,5 12,8 1,7

Швейцария 83,8 13,7 2,5

Кипр 81,3 14,3 4,4

Германия 87,3 11,6 1,1

Дания 90,1 8,6 1,3

Испания 80,6 17,1 2,3

Финляндия 85,7 11,0 3,3

Франция 91 ,4 7,7 0,9

Великобритания 88,2 10,2 1,6

Норвегия 88,7 10,0 1,3

Португалия 84,4 14,9 0,7

Швеция 89,8 9,5 0,7

Источник: «Европейское социальное исследование»

Специалисты связывают это с бюрократическими препонами, коррупцией, несовершенной кредитной политикой, социальной апатией населения и неготовностью к ответственности за собственную жизнь.

Нельзя не отметить также слабость политических институтов. Больше половины россиян не интересуются политикой вовсе. Меньше 10% когда-либо участвовали в политических мероп-

риятиях. Это прежде всего говорит о слабости и неразвитости гражданского общества в стране, тогда как именно оно призвано контролировать и уравновешивать властные институты.

Еще один немаловажный общественный институт - институт семьи. С ним связано очень многое: здоровье, мотивация к труду, отношение к будущему и т.д. В нашей стране более половины жителей (52,5%) не состоят ни в официальных, ни в фактических отношениях. У россиянок из 35 лет репродуктивного возраста на совместную жизнь с мужьями или партнерами приходится всего 17,4 года. Преломить такое негативное отношение к браку очень важно для нас. Как важно преломить и другие негативные социальные показатели, по которым Россия находится едва ли не на последнем месте в Европе.

Переход России от сырьевой модели экономики к инновационной потребует от страны неимоверных усилий. Осуществить такой рывок можно только на основе обоюдного доверия государства и общества.

Безусловно, что такая высокая цель, связанная с улучшением жизни в стране, может быть достигнута при создании в стране обстановки согласия, и гуманизма. Причем обществу потребуется модернизация на всех уровнях: властные структуры должны создать равные возможности всем гражданам и стать ближе к народу, понять его чаяния и устремления, бизнес должен стать более социально ответственным, чем сейчас, население страны должно, наконец, стать гражданским обществом, взять на себя ответственность за собственную жизнь и осуществление контроля над государственными институтами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евромерка для русской души // Газета. 31 марта 2008. - С. 7.

2. Климов С.М. (www.elitarium.ru)

3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М: Логос, 2000.

4. Марцинкевич В.И. Национальная модель социально-экономического развития (концепция и структура). // Мировая экономика и международные отношения. № 1, 2001.

5. Мельянцев В.А. Информационная революция - феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. № 2, 2001.

6. Политэкономический словарь. Под ред. Е.Ф. Борисова и др. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1972.

7. Попова Ю. Остров олимпийской утопии // Эксперт. № 40. 29 октября - 4 ноября 2007.

8. Роденков В.А. Развитие корпоративной системы повышения квалификации кадров. - М., 2007.

9. Савин Э.В. Был бы мальчик (Воспроизводство человеческого капитала в институциональной системе)// Российское предпринимательство. № 11, 2005. (http: www.creativeconomy. ru/mag_rp/index.php?str=38id=78)

10. Цвылев Р. Метаморфозы индустриальной экономики. // Мировая экономика и международные отношения. № 2, 2001.

ГЛУЩЕНКО А.В.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ АГРОХОЛДИНГА

Экономисты единодушны в признании бюджетирования технологией управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающей достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, на основе сбалансированных показателей.

Поэтому при постановке бюджетирования предстоит: сформулировать финансовые и нефинансовые цели; выявить, с помощью каких показателей можно контролировать достижение этих целей; определить задачи, которые могут быть решены с помощью бюджетирования.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.