Научная статья на тему 'Институциональные инновации: источники и типологизация'

Институциональные инновации: источники и типологизация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
946
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аржанов Сп

В исследовании анализируются особенности институциональных инноваций, их типы, способы внедрения в общество. Рассматривается инновационная деятельность российских предприятий, а также особенности инновационной активности России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL INNOVATIONS: SOURCES AND CLASSIFICATION

In research features institutional innovations, their types, ways of introduction in a society are analyzed. Innovative activity of the Russian enterprises and also features of innovative activity of Russia at the present stage are considered.

Текст научной работы на тему «Институциональные инновации: источники и типологизация»

MATE MA ТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 33:518/519

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ: ИСТОЧНИКИ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ

С.П. Аржанов,

кандидат технических наук, докторант кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Деятельность любого экономического субъекта связана с институциональными инновациями различного рода. Однако далеко не все разрабатываемые и применяемые инновации являются институциональными.

Псд институциональными инновациями принято понимать новшества в формальных и неформальных институтах, механизмах их обеспечения. Это также инновационные изменения в правилах игры, сложившихся между различными субъектами, в их экономическом поведении, принимаемых решениях и даже в их образе мыслей. Для институциональных инноваций характерны следующие фазы жизненного цикла: зарождение изменения (институциональное нововведение); функционирование нового института и его отмирание; исчезновение института, являющегося одновременно фазой возникновения нового института.

Исследуя институциональные инновации, необходимо учитывать, что институциональная система в целом обладает свойством инертности, которое заключается в том, что большинство институциональных инноваций (обычно с постоянным и убывающим эффектом масштаба) оказываются отвергнутыми в процессе эволюции экономической или социальной системы. Инертность институтов, т.е. сопротивление изменениям, вытекает из природы институтов как таковых. Согласно Дж. Ходжсону, институты - ус -тойчивые системы существующих и укоренившихся общественных правил и обычаев, структурирующих социальные взаимодействия. Язык, деньги, закон, системы мер и весов, фирмы и другие организации - всё это институты . Частично устойчивость институтов определяется их способностью успешно создавать стабильные ожидания в отношении поведения людей.

Инертность институциональной системы определяет важность другого феномена, используемого в последнее время для анализа экономических явлений, - зависимости от предшествующего пути развития (path dependence). Институциональная инерция также является защитной реакцией системы от разрушающегося воздействия на сложившиеся в ней взаимосвязи в процессе внедрения институциональных и технологических инноваций. Если бы все инновации удавалось внедрить, то данная система просто не смогла бы нормально функционировать, поскольку внедряемые институты (формальные и неформальные) и технологии чаще всего противоречат друг другу Это обусловливает необходимость координации и управления институциональными инновациями.

Известно, что управляемое развитие институциональными инновациями общества может осуществляться двумя способами:

1) копирование формальной структуры успешной экономики (путем легализации и импорта соответствующих институтов);

2) построение собственной формальной структуры по контурам существующей неформальной структуры (социально-экономическая генетика).

Институты и институциональные инновации воздействуют на индивидов и организации с помощью нисхо-дящей причинной связи. Суть такого взаимодействия заключается в том, что институты изменяют функции предпочтения экономических субъектов, включенных в сферу их влияния. Дж. Ходжсон вводит более общее понятие «преобразовывающей нисходящей причинной связи», которая охватывает и индивидов, и население, не только ограниченных определенными факторами, но также изменившихся в результате действия сил причинных связей, имеющих отношение к высшим уровням. Таким образом, институты, которые относятся к высшим уровням социальной регуляции, формируют предпочтения, которые, в свою очередь, в результате социальных взаимодействий влияют на институты через изменение, например, относительных цен на рынках. Следовательно, институты можно рассматривать как социальные структуры, которые обладают свойством преобразовы -вающей нисходящей причинной связи и которые действуют на укоренившиеся привычки к определенному образу мышления и поведения.

Ведущая роль в механизмах нисходящей причинной связи принадлежит обучению. Обучение в самом широ -ком смысле представляет собой нечто большее, чем просто открытие или получение информации. Обучение - это преобразование индивидуальных качеств и пред -почтений, что равносильно изменению отдельной личности. Обучение не только определяет познавательные возможности индивида, но и задает вектор качественного изменения институтов в рамках обратной, уже восходящей причинной связи. Институциональная инерция в такой системе будет приводить к тому, что положительные, как и отрицательные, изменения могут иметь куму -лятивный эффект вследствие закрепления сравнительно неэффективных институтов, которые детерминируют функции предпочтения у субъектов, не позволяющие создать во взаимодействиях последних сигналов для изменения сложившегося положения дел.

Процесс внедрения институциональных инноваций может быть связан с институциональными конфликтами, которые могут быть и источником развития, и провоциро -вать институциональные ловушки. Институциональный конфликт - между укоренившимися и внедряемыми нормами - иногда приводит к появлению нежизнеспособных институтов (таких, как закон о банкротстве в период кри -зиса неплатежей), но в ряде случаев появляются устой -чивые, хотя и неэффективные образования-мутанты, являющиеся еще одной формой институциональной ловуш -ки. Яркий пример такого мутанта - появившаяся в результате российской приватизации новая форма предприятия - открытое акционерное общество, контролируемое работниками. Стремясь не допустить создания коллективных предприятий, плохо поддающихся реструктуризации, и «привив» на российской почве систему корпораций западного типа, государственные структуры факти -чески вывели гибрид, менее всего способный к обновлению. Если основная часть акций фирмы распределена между менеджерами и рабочими, то менеджеры не мо -гут позволить себе массовое увольнение рабочих: в слу -чае, если уволенные продадут акции внешним инвесто -рам, велика вероятность смены менеджеров. По анало-

гичным причинам рабочие должны опасаться увольнять менеджеров, ибо после продажи ими акций контроль над фирмой может перейти в руки новых хозяев, так что рабочие окажутся под угрозой увольнения. Многие российские фирмы имеют избыток рабочей силы и страдают от низкой квалификации управляющих, однако их парадоксальная организационная структура препятствует и существенному сокращению затрат труда, и привлечению новых менеджеров. Введение норм и правил экономического поведения без соответствующих механизмов контроля способствует созданию контрправил, которые будут формироваться спонтанно. В такой институциональной среде постепенно складываются неформальные институты, регулирующие экономическое поведение, для изменения которых недостаточно инженерии новых формальных институтов.

Институциональные инновации (ИИ) можно классифицировать по различным признакам (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Типологизация институциональных инноваций

Признак типологизации Виды институциональных ин новаций

Уровень хозяйствования Масштабы распространения Источники Виды институтов Взаимодополняе мо сть Степень легитимности Мега-, макро-, мезо-, микро-, наноинновации Общие, локальные, точечные Вьращенные (институциональное проектирование), заимствованные (импорт), спонтанно возникшие Фо рм ал ьн ые, неформальные, экономические, право -вые, социокультурные Комплементарные / некомплемента рн ые; Легитимные / нелегитимные

Субъекты ИИ ИИ с положительными и отри ца те льны м и экстер нал ия ми

Виды экстерналий ИИ с положительными и отри цате льн ыми экстер нал ия ми

Степень соответствия институциональной матрице ИИ, соответствующие и не соответствующие институци -ональной матрице

Сфера формирования Виды благ Механизмы распространения Эндогенные, экзогенные Общественные, клубные, частные Социальное обучение, целенаправленное информирова -ние, индивидуальное обучение, рынок институтов

Представленная типологизация институциональных инноваций позволяет не только систематизировать их, но и выявить существующие между ними взаимосвязи прямого и обратного порядка, структурировать их.

Институциональные инновации в силу таких характеристик, как масштабность и мобильность распространения, вероятностный характер появления, возможность обеспечения монопольной прибыли и снижения трансак-ционных издержек, представляют определенную дополнительную выгоду Она может заключаться в инициативной разработке новых правил игры, вовлечении в них достаточно широкого круга субъектов, что обеспечивает институциональным инноваторам реальную экономическую власть.

Следует отметить, что «бум» институциональных инноваций в нашей стране пришелся на период перехода к рынку Изменилось действующеезаконодательство:

было принято множество новых законов, в частности законы, закрепляющие правомерность института частной собственности, института предпринимательства, сформировались новые рыночные структуры - биржи, коммерческие банки, акционерные общества и т.п. В ходе осуществления кардинальных преобразований в российской экономике многие предприятия столкнулись с новыми для них правилами игры - проблемами конкуренции, банкротства, выживаемости в жестких условиях рынка. Поэтому на микро- и макроэкономическом уровнях сложилось понимание важности институциональных инноваций в обеспечении текущей и перспективной хозяйственной деятельности субъектов и экономики страны в целом.

В XX в. изменение экономических институтов стало в значительной мере результатом реформ, целенаправленных мероприятий разного масштаба, проводимых по определенному проекту Реформы генерируют поток институциональных инноваций, часть которых оказывается способной к развитию в их первоначально задуманном варианте, другая часть реализуется в виде, отличном от первоначального проекта, третья - быстро отторгается из-за значительных расхождений с существующей институциональной средой. Поэтому теорию реформ следует рассматривать как важнейшую часть институциональной экономики.

Институциональные инновации требуют времени и затрат, причем значительных. Многие институциональные инновации непосредственно связаны с технологическими инновациями, инициируются последними. Это позволяет рассматривать технологические инновации в качестве источника институциональных инноваций. Поэтому косвенным свидетельством масштабности, динамики институциональных инноваций могут служить инновационные затраты, в том числе расходы на научные исследования и технологические разработки. В развитых странах расходы на такие исследования и разработки составляют более одной трети от инновационных затрат, а в обрабатывающей промышленности - половину. В российской экономике эти данные намного скромнее. Основная причина состоит в неразвитости науки в предпринимательском секторе. Потенциал отраслевой науки и особенно заводского ее сектора и ранее в Рос -сии был не слишком развит. В 90-е гг. XX в. он оказался практически утраченным и только начинает восстанавливаться.

Инновационная деятельность большинства российских предприятий сосредоточена на приобретении далеко не самых прогрессивных технологий. При приобретении оборудования преобладают отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Снижение их инновационной активности подтверждают международные сравнения (табл. 2).

Факторы торможения инновационной деятельности зависят от социально-экономической и политической ситуации в стране. Например, в Великобритании на первом месте среди экономических факторов - слишком высокие прямые издержки на инновации, трудности финансирования; среди внутренних (производственных) факторов - недостаток квалифицированного персонала, организационные проблемы; среди прочих -влияние стандартов и мер по регулированию деятельности фирм.

Для России из экономических факторов важнейшим является недостаток собственных денежных средств, а вторым по важности - недостаток финансовой поддержки со стороны государства; среди внутренних или производственных факторов недостаток квалифицированного персонала отмечают почти в десять раз меньше фирм по сравнению с числом фирм, указавших на проблему нехватки собственных денежных средств; среди прочих факторов важнейшими признаны низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию и недостаточность правовых актов, стимулирующих инновационную деятельность.

В докладе Давосского экономического форума о глобальной конкурентоспособности приведены 12 показателей, которые определяют состояние инновационного процесса в странах и их восприимчивость к технологическим новшествам (табл. 3). В табл. 3 приводится рейтинг конкурентоспособности среди 117 стран, участвую -щих в проекте.

Согласно этому исследованию даже в более развитых при общей низкой конкурентоспособности странах (Россия - 73, Украина - 85 и Казахстан - 77 позиция) сохранена достаточно сильная научная среда: по роли инновационного фактора в уровне технологической кон-куренто способности позиции этих стран существенно лучше - 29, 33 и 47 место соответственно, что свидетельствует о возможности более активного использования инноваций в модернизации их экономик На начало 2003 г в странах СНГ только 10% нефти добывалось с использованием современной технологии: аналогичный показатель по машиностроению - 20%; 60% стали вы -плавлялось на основе устарелых технологий.

Следует отметить, что в России пока еще слабо развита венчурная индустрия. В настоящее время в России действует более 40 финансовых институтов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции. Согласно экспертным оценкам, общий объем венчурных инвестиций в 1994 - 2005 гг составил всего около 2,5 млрд дол., при этом около 35% приходится на Северо -запад. В России еще нет так называемых «бизнес-ангелов» - состоятельных людей, инвестирующих собственные средства в частные компании на начальных стадиях развития. Нередко утверждается, что венчурные разработки в нашей стране поддерживают западные фонды с общим объемом средств порядка 4 млрд дол. Однако при этом надо учитывать, что это деньги западных фондов и лишь крайне незначительная часть этих средств достается российским инноваторам. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готово инвестировать в компании, находящиеся на стадии расширения производства и на стадии развитого производства.

Столь большие различия в рангах факторов, препятствующих инновационной деятельности, требуют разработки и реализации различных методов и подходов для ее активизации в России. Простое копирование инновационной политики, осуществляемой в наиболее развитых странах, в России невозможно из-за различного экономического, социального и правового базиса.

Рассмотрим отдельные институциональные инновации, которые применяются современными фирмами, в том числе российскими, и знаковые макроэкономичес -кие инновации XXI в. - аутсорсинг аутстаффинг и виртуальные деньги.

Т а б л и ц а 2

Показатели инновационной активности России (2002 г.) и Великобритании (2001 г)

Показатели Госкомстат Россия ИЭПП РЭБ Великобритания

Доля инновационно активных предприятий 9,8 41 77 35 - 70 *

Горнодобывающая промышленность 5,5 - (2003 г.) 47 ** 35

Машиностроение (производство машин, оборудования, приборов и транспортных сре дств ) 18,4 50 - 70

Доля инновационно активных предприятий, - - - 8/5

предлагающих новые для рынка инновации (про дукт/пр оцесс)

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции 9,2 (16,0 - 1995 г.; - - 14 - 35 *** 35 *

инновационно активных предприятий 19,7 - 1997 г.;

промышлен ности 13,0 - 1998 г.)

Горнодобывающая промышленность 6, 0 (9,6 - 1995 г.; 0,1 - 1997 г.; 1,5 - 1998 г.) 28

Маши но строение 13,9 (19,0 - 1995 г.; 22,7 - 1998 г.; 20,2 - 1997 г.) 32 - 35

Доля пр ед пр ияти й- ин новаторов, осуществлявших самостоятельно НИОКР 34 33 - -

Доля предприятий, считающих, что результаты НИОКР важны для их деятельности Число предприятий промышленности 421084 33 - 42 126775 **

Число опрошенных предприятий Около 22120 (оценка) 12 00 Около 1000 1 9602 ** (1 5,5% от общего числа)

Число предприятий, давших ответ - 724 - 8172 ** (41,7% от опрошенных)

Число инновационно активных предприятий промышлен ности 2168 (2002 г.) 2066 (2001 г.) - - -

* отрасли промышленности (диапазон разброса для семи отраслей); ** отрасли промышленности и сферы услуг (всего);

*** Россия - только технологические инновации; Великобритания - все типы инноваций.

Практика перепоручения определенных (как правило, непрофил ьных) сфер деятельности фирмам-профессионалам получила название аутсоринг (от англ. о^зоигэ1пд - использование чужих ресурсов). В этом случае внешней фирме передается выполнение различных (в том числе вспомогательных) бизнес-функций или процессов. Как правило, они не являются частью основной деятельности компании, однако необходимы ей для полноценного функционирования. При аутсорсинге ком -пания покупает не труд конкретных работников, а услугу (например, уборка помещений, охрана, ведение бухгал-терского учета и др.) Такие отношения оформляются договором возмездного оказания услуг Плюсы работы по договору аутсорсинга:

- аутсорсинг предоставляет возможность сфокусировать усилия на процессах, являющихся основными для компании, т.е. на тех, которые непосредственно прино -сят прибыль;

- при использовании модели аутсорсинга нет необходимости увеличивать штат компании за счет непро -фильных для бизнеса специалистов;

- нет затрат на поиск, отбор и интеграцию новых специалистов. Любой новый сотрудник требует на адаптацию от 3 до 6 месяцев, иногда более, для полного пони -мания специфики работы;

- при применении информационных технологий аут -соринга происходит снижение косвенных затрат;

Т а б л и ц а 3

Технологические инновации и степень их проникновения в экономику, позиция в мире, 2004 г

Показатель Россия Украина Казахстан

Техническая готовность 77 78 64

Внедрение технологий на уровне предприятий 63 86 59

Распространенность лицензирования иностранных технологий 101 96 82

Насколько ПИИ приносят в страну новые технологии 98 111 89

Расходы компаний на исследования и разработки 43 38 44

Качество естественно-научного и математического образования 21 47 52

Сотрудничество университетов и промышленности в научных исследованиях 42 46 54

Качество научньх учреждений 31 47 52

Пользователи мобильной связи на 100 жителей 65 79 90

Пользователи Интернета на 10 тыс. жителей 66 75 93

Вн има н ие правительства к инфотехнологиям 91 70 40

Персональные компьютеры на 100 жителей 52 83

Источник: World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2005 - 2006. Geneva. Switzerland, 2003 - 2006.

- нет необходимости дублировать ключевых специалистов (например, для небольшой компании достаточно одного системного администратора);

- нет затрат на обучение технических специалистов.

При аутстаффинге (от англ. outstaffing - букв. внештатный) компания переводит часть своих работников в штат другой организации. При этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности. Только работодателем для них будет другая организация. У прежнего работодателя сотрудники трудятся благодаря договору оказания услуг (сторонами в котором выступают новый и прежний работодатели). Именно такие договоры на практике и называют договорами аутсорсинга (путая аутсорсинг и аут-стаффинг), предоставления персонала или лизинга (аренды) персонала.

Аутстаффинг актуален, если заказчик применяет упрощенную систему налогообложения и у него есть ограничения по численности персонала, или необходимость сократить штат без потери квалифицированных кадров, или потребность нанять работников в регионах, не создавая при этом обособленные подразделения. Также выгоды есть и у компаний с обычной системой н алогообложе ния: уменьша ются административны е расходы, при этом компания получает полную юридическую защищенность в кадровых вопросах.

Увеличение спроса на аутстаффинг (помимо налоговой экономии) связано с экономическими причинами. Так, аутсорсинг позволяет заказчику снизить затраты на организацию второстепенных бизнес-процессов, поскольку основой снижения стоимости услуг аутсорсера является его специализация в конкретной области. Еще одно преимущество - в снижении административных расходов на содержание собственной службы персонала и бухгалтерии. Например, после перевода сотрудников компания может сократить количество бухгалтеров, занимающихся расчетом зарплаты и соответствующих налогов, и тем самым сэкономить на зарплате этих работников. Кроме того, вознаграждение по договору аут-стаффинга позволяет заказчику снизит налогооблагаемую прибыль. Ведь затраты на оплату услуг по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций относятся к прочим расходам.

Крупные компании в основном выводят за штат персонал, который чаще всего подвергается проверкам различных контролирующих органов, например продавцов (у них обычно проверяют медицинские книжки), персонал , занятый в производственных (строительных) компаниях, где достаточно высокий риск травматизма. Широко используют аутстаффинг иностранные компании, которые принципиально не хотят оформлять в штат российских сотрудников. Кроме того, в последнее время компании берут по договору аутсорсинга работника на испытательный срок и только после его успешного прохождения зачисляют этого работника в штат. Аутсорсинг и аутстаффинг чаще принимают транснациональные компании. Это обусловлено тем, что российские подразделения западных фирм имеют ограничения относительно численности персонала и работают в жестких бюд-

жетных рамках. Аутстаффинг позволяет им дополнительно нанимать необходимый персонал, взимая расходы на оплату труда с других статей бюджета. На договор аут-стаффинга переводится любой персонал, не составляющий основу фирмы. Это могут быть рабочие технических служб, торговые представители, страховые агенты, водители, продавцы.

Знаковой макроэкономической ин новацией являются виртуальные деньги. Деньги становятся виртуальными и по своей технологической природе, и по социальной форме. В первом случае - это продукт развития информационных технологии, создающих: 1) вид виртуальной реальности, заменяющей золото (металл); 2) возможность неограниченного перемещения и преобразования форм в информационных сетях и финансовых системах. Во втором случае деньги виртуальны как продукт тотального корпоративно-сетевого рынка и виртуального (фиктивного) корпоративного финансового капитала, «живущего» в информационных сетях. Виртуальность денег в данном случае означает их вероятностное, неустойчивое, случайное бытие. Деньги из «абсолютного» всеобщего эквивалента (продукта всеобщего труда), сращенного с устойчивой натуральной формой (золота или серебра), превращаются в аморфную совокупность продуктов жизнедеятельности виртуального капитала, причем совокупность качественно разнородную. Иными словами, деньги лишь вероятностно (виртуально) исполняют роль и меры стоимости, и средства обмена, и уж тем более средства накопления.

Виртуальный капитал - деньги конца XX - начала XXI вв. - в отличие от фиктивного капитала XIX в.:

1) является глобальной виртуальной сетью (а не ато-мизированной совокупностью денежных единиц, регулируемой национальным государством или совокупностью обособленных финансовых корпораций), единой во всех своих звеньях (виртуальный капитал мгновенно перемещается по ее «капиллярам», реагируя на изменения в любом из «нервных центров» сети), функционирующей по определению стихийно (в силу своей глобальности и единства) и потому неподконтрольной национальным и наднациональным государственным структурам;

2) приватизирован ограниченным кругом частных лиц (будучи мировой суперсетью), но при этом им не подконтролен; это виртуальный анархически не организованный хозяин современного корпоративно-сетевого рынка;

3) играет роль «неоденег» - универсального «регулятора» и всеобщего эквивалента (меры стоимости, средства осуществления трансакций, сокровища и т.п.), корпоративно-сетевого рынка, роль своего рода «сети сетей», что делает всю систему цен (на товары, капиталы , в том числе инвестиции, рабочую силу и т.п.), трансакций, сбережений и т.п. зависимой от состояния этой суперсети (как некогда от золота);

4) обладает в силу перечисленных выше свойств качеством виртуального самовозрастания (накопления виртуальной, вероятностной ценности, выражаемой, однако, в «обычных» деньгах - долларах, евро, - ибо они тожестановятся виртуальными), ли шь косвенно свя -занного с производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.