Научная статья на тему 'Институциональные и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику региона'

Институциональные и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / REGIONAL INVESTMENTS / INSTITUTIONAL MECHANISMS FOR ATTRACTING INVESTMENT / SOURCES OF FINANCING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / INVESTMENT AGREEMENTS / DIRECT FOREIGN INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чешин Андрей Владимирович

Целью статьи является выявление институциональных и организационных аспектов привлечения инвестиций экономику региона (на примере Оренбургской области) для улучшения инвестиционного климата и формирования эффективной политики с максимальным использованием различных источников финансирования. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть традиционно используемые в хозяйственной практике механизмы привлечения инвестиций в экономику региона; показать сильные и слабые стороны в управлении инвестиционной деятельностью в Оренбургской области с помощью сравнения выявленных стимулирующих и сдерживающих факторов инвестиционного развития региона. Также необходимо раскрыть роль института государственно-частного партнерства в привлечении инвестиций и обосновать возможные пути преодоления негативных тенденций развития регионального инвестиционного процесса. В исследовании дается обзорный анализ достижений региона в применении институционального механизма стимулирования инвестиционных процессов, выделяются наиболее существенные пробелы в этой сфере. В Оренбургской области сформирована достаточная институциональная и нормативно-правовая база, включающая институты развития и необходимые законодательные, нормативные и методические акты, созданы условия для использования всех видов организационного обеспечения инвестиционного процесса, который также включает в себя различные меры государственной поддержки. Автор отмечает негативные аспекты, ограничивающие инвестиционную деятельность: слабое использование или неиспользование ряда финансовых институтов (таких как возможности финансовых рынков для привлечения капитала, отсутствие в области венчурных фондов для реализации рискованных проектов), недостаточная согласованность регионального управления инвестиционной деятельностью с федеральными институтами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чешин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE REGION’S ECONOMY

The purpose of the article is to identify the institutional and organizational aspects of attracting investment in the economy of the region (on the example of the Orenburg region) to improve the investment climate and the formation of effective policy with the maximum use of various sources of funding. The article sets the following tasks: to consider the mechanisms traditionally used in economic practice to attract investment in the economy of the region; to show the strengths and weaknesses in the management of investment activities in the Orenburg region by comparing the identified stimulating and constraining factors of investment development in the region. It is also necessary to reveal the role of the Institute of public-private partnership in attracting investment and to justify possible ways to overcome the negative trends in the development of the regional investment process. The study provides an overview of the achievements of the region in the application of the institutional mechanism to stimulate investment processes, highlights the most significant gaps in this area. In the Orenburg region, a sufficient institutional and regulatory framework has been formed, including development institutions and the necessary legislative, regulatory and methodological acts, and conditions have been created for the use of all types of organizational support for the investment process, which also includes various measures of state support. The author notes the negative aspects that limit investment activity: the weak use or non-use of a number of financial institutions (such as the ability of financial markets to attract capital, the lack of venture capital funds for the implementation of risky projects), the lack of coordination of regional investment management with federal institutions, etc.

Текст научной работы на тему «Институциональные и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику региона»

50 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2019 ТОМ 21 № 4

РИТМ экономики

■ DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-50-57

Институциональные и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику региона

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЧЕШИН, юрисконсульт

АО «Корпорация развития Оренбургской области» (460006, Российская Федерация, Оренбург, ул. Цвиллинга, 14/1). E-mail: cheshin@sirius56.ru

Аннотация: Целью статьи является выявление институциональных и организационных аспектов привлечения инвестиций в экономику региона (на примере Оренбургской области) для улучшения инвестиционного климата и формирования эффективной политики с максимальным использованием различных источников финансирования. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть традиционно используемые в хозяйственной практике механизмы привлечения инвестиций в экономику региона; показать сильные и слабые стороны в управлении инвестиционной деятельностью в Оренбургской области с помощью сравнения выявленных стимулирующих и сдерживающих факторов инвестиционного развития региона. Также необходимо раскрыть роль института государственно-частного партнерства в привлечении инвестиций и обосновать возможные пути преодоления негативных тенденций развития регионального инвестиционного процесса. В исследовании дается обзорный анализ достижений региона в применении институционального механизма стимулирования инвестиционных процессов, выделяются наиболее существенные пробелы в этой сфере. В Оренбургской области сформирована достаточная институциональная и нормативно-правовая база, включающая институты развития и необходимые законодательные, нормативные и методические акты, созданы условия для использования всех видов организационного обеспечения инвестиционного процесса, который также включает в себя различные меры государственной поддержки. Автор отмечает негативные аспекты, ограничивающие инвестиционную деятельность: слабое использование или неиспользование ряда финансовых институтов (таких как возможности финансовых рынков для привлечения капитала, отсутствие в области венчурных фондов для реализации рискованных проектов), недостаточная согласованность регионального управления инвестиционной деятельностью с федеральными институтами и др.

Ключевые слова: региональные инвестиции, институциональные механизмы привлечения инвестиций, источники финансирования, государственно-частное партнерство, институты развития, инвестиционные соглашения, прямые иностранные инвестиции

Статья поступила в редакцию 15 апреля 2019 года.

Чешин А.В. Институциональные и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику региона. Государственная служба. 2019. № 4. С. 50-57.

INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ATTRACTING INVESTMENTS IN THE REGION'S ECONOMY

ANDREI V. CHESHIN, Legal Counsel

Joint-stock company 'Corporation of development of the Orenburg region' (14/1, ul. Tsvillinga, Orenburg, Russian Federation, 460006). E-mail: cheshin@sirius56.ru

Abstract: The purpose of the article is to identify the institutional and organizational aspects of attracting investment in the economy of the region (on the example of the Orenburg region) to improve the investment climate and the formation of effective policy with the maximum use of various sources of funding. The article sets the following tasks: to consider the mechanisms traditionally used in economic practice to attract investment in the economy of the region; to show the strengths and weaknesses in the management of investment activities in the Orenburg region by comparing the identified stimulating and constraining factors of investment development in the region. It is also necessary to reveal the role of the Institute of public-private partnership in attracting investment and to justify possible ways to overcome the negative trends in the development of the regional investment process. The study provides an overview of the achievements of the region in the application of the institutional mechanism to stimulate investment processes, highlights the most significant gaps in this area. In the Orenburg region, a sufficient institutional and regulatory framework has been formed, including development institutions and the necessary legislative, regulatory and methodological acts, and conditions have been created for the use of all types of organizational support for the investment process, which also includes various measures of state support. The author notes the negative aspects that limit investment activity: the weak use or non-use of a number of financial institutions (such as the ability of financial markets to attract capital, the lack of venture capital funds for the implementation of risky projects), the lack of coordination of regional investment management with federal institutions, etc. Keywords: regional investments, institutional mechanisms for attracting investment, sources of financing, public-private partnership, development institutions, investment agreements, direct foreign investments

The article was received on April 15, 2019.

Cheshin A.V. Institutional and organizational aspects of attracting investments in the region's economy. Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. No 4. P. 50-57. In Russian

Введение

Анализ научных публикаций позволяет выделить в качестве приоритетных следующие институциональные и организационные механизмы привлечения и поддержки инвестиций в экономику региона:

Создание институтов для координации инвестиционных процессов, содействующих притоку инвестиций; к ним относятся различные некоммерческие (например, региональные институты развития) и коммерческие организации [Ермакова, 2013. С. 88-90; Шваков, 2014. С. 313-315].

Применение новых источников финансирования инвестиционных проектов, в том числе механизмов фондовой биржи, государственно-частного партнерства и венчурных фондов [Чудаков, 2011. С. 98-100].

Использование финансовых инструментов (субвенций и субсидий, различных форм льготного налогообложения, налогового кредита, бюджетного кредита, государственных гарантий, организация свободных экономических зон и т.п.) [Федорова, 2014. С. 54-60].

Улучшение инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

Для координации работы по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации используется региональный «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата», разработанный Агентством стратегических инициатив в сотрудничестве с бизнесом1. Реализация этого стандарта, как показали результаты его применения в ряде регионов, позволяет увеличить приток инвестиций, создать эффективные коммуникации между властью и бизнесом, обеспечить правовую защиту инвесторов, повысить инвестиционную привлекательность региона в целом [Никотина, 2016. С. 479-481]. Данный документ содержит анализ лучших инвестиционных практик, используемых экономически успешными регионами.

Необходимо отметить, что Оренбургская область сразу присоединилась к его имплементации. В отчете о внедрении указанного стандарта Оренбургской областью отмечено успешное исполнение 4-го раздела (о необходимости принятия законодательных актов, регламентирующих защиту инвестиционной деятельности и прав инвесторов). В регионе были приняты соответствующие

1 «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата»: http://asi.ru/ upload_docs/news/standart/%D0%A1%D1%82% D0%B0%D0% BD% D0% B4%D0%B0%D1%80%D1.%82.pdf

законодательные и нормативные акты2, причем в отчете об их внедрении указаны конкретные положения, которые дают основания для отнесения этих мер к лучшим региональным практикам.

В настоящее время в Оренбургской области функционируют необходимые институты развития. Среди них важнейшее место занимает Общественный совет по улучшению инвестиционного климата3, который был образован в 2012 году. Он включает в свой состав представителей региональной власти (депутаты, министры областного правительства, главы муниципальных образований региона), руководителей финансовых федеральных учреждений на территории области (организационных структур, осуществляющих управление финансами, таких как банки, инвестиционные и страховые компании и фонды, государственный пенсионный фонд), специалистов финансовых органов (министерства финансов области, финансовых департаментов областных и муниципальных органов власти и других органов управления финансами), бизнеса, науки, банковского сектора, а также объединений промышленников, предпринимателей и медиаструктур. Совет координирует взаимодействие государственных властных органов и органов местного самоуправления в сфере инвестиционной деятельности, разрабатывает предложения по наиболее приоритетным направлениям вложения инвестиционных ресурсов. Среди его функций - создание административных, правовых и юридических условий для инвесторов, продвижение региональных проектов и др. Общественный совет обладает правом оценки результатов реализации Стратегии развития региона и региональных инвестиционных проектов.

Привлечение инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов

В Оренбургской области функционирует ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», которая активно занимается привлечением инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов4. Данная корпорация работает в тесной взаимосвязи с Инвестиционным фондом Российской Федерации. Ее основными задачами являются:

2 Закон Оренбургской области от 5 октября 2009 года № 3119/712-IV-03 «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Постановление Правительства Оренбургской области от 5 февраля 2007 года № 38-п «Об утверждении положения о порядке отбора инвестиционных проектов для заключения инвестиционного договора».

3 Портал Правительства Оренбургской области: http://www. orenburg-gov.ru/news/economic/2012-07-16-16-1-2

4 ОАО «Корпорация развития Оренбургской области»: http:// www.orenburg-gov.ru/Info/Invest/kr

- осуществление проектной и предпроектной проработки предложений инвесторов по вопросам размещения новых производств, социальных и инфраструктурных проектов на территории области;

- участие в надлежащем исполнении перед инвесторами всех обязательств властей области (в соответствии с инвестиционными соглашениями);

- обеспечение информационной поддержки инвестиционной деятельности;

- создание и развитие механизмов финансирования индустриальных парков и инвестиционных площадок, которые бы могли минимизировать прямое участие областного бюджета;

- содействие инвесторам в их взаимоотношениях с Инвестиционным фондом Российской Федерации, Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и другими федеральными институтами.

Корпорация развития Оренбургской области координирует внедрение муниципального инвестиционного стандарта. За 2016 год ею было оказано сопровождение 14 проектов с общим объемом инвестиций в 16 029 483 тыс. руб., в результате реализации которых было создано более 900 рабочих мест. Ряд проектов вошел в реестр приоритетных, которые обеспечиваются мерами государственной поддержки. Четыре организации заключили с Правительством Оренбургской области инвестиционные соглашения, по которым им предоставляются льготы. Кроме того, 57 организаций и индивидуальных предпринимателей получили консультационную поддержку, шесть предприятий воспользовались услугами по разработке финансовых моделей и бизнес-планов5.

В числе институтов развития области также находятся два фонда: фонд по содействию инвестиционной деятельности субъектов среднего и малого бизнеса и гарантийный фонд для этой категории бизнес-субъектов. Инструментом методической и информационной поддержки такой деятельности служит инвестиционный портал области «Инвестиции в Оренбуржье»6.

Финансовые механизмы, применяемые традиционно для обеспечения финансирования, можно разделить по типу источников финансирования на бюджетный, проектный, акционерный и венчурный. Бюджетные средства поступают в проекты из регионального или федерального бюджетов, через различные государственные институты развития. Через эти институты могут обеспечиваться

5 Годовой отчет АО «Корпорация развития Оренбургской

области» за 2016 год: http://www.orbinvest.rU/index.html#prior

6 Инвестиционный портал Оренбургской области: http://www.

orbinvest.ru

и другие типы финансирования, такие как венчурное и проектное. Акционерное финансирование осуществляется через использование механизмов фондовой биржи [Чудаков, 2011. С. 98-100]. На практике финансовые источники для реализации региональных инвестиционных проектов включают также кредиты коммерческих банков России, внутренние средства предприятий, участие частного бизнеса через механизмы государственно-частного партнерства, прямые иностранные инвестиции [Литвиненко, 2008. С. 316-324; Lygina, Rudakova, Soboleva, 2015. Р. 365-370].

Бюджетных и традиционных внебюджетных источников инвестиций (кредитных средств и внутренних средств предприятий) недостаточно для удовлетворения потребностей региона, в частности, в инфраструктурной сфере. Поэтому регионам необходимо применение институциональных механизмов привлечения финансовых ресурсов, широко используемых в мировой практике [Жемчужникова, 2014. С. 15-170]. Прежде всего, это организация функционирования фондовой биржи, венчурных фондов, развитие государственно-частного партнерства.

Деятельность фондовых бирж способствует привлечению капитала (в частности, иностранного) в страну и регионы. Наиболее крупные биржи Российской Федерации - это универсальная биржа ММВБ-РТС, биржа ФБСПб (Фондовая биржа «Санкт-Петербург»), Валютная фондовая биржа в Санкт-Петербурге и Московская биржа, которые осуществляют торги регинальными облигациями, акциями, инвестиционными паями и др. Отдельные компании Приволжского федерального округа являются участниками фондовой биржи ММВБ-РТС. Так, например, там торгуются акции компаний «Татнефть», «Таттелеком», «Камаз», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскшины»7. Правительство Оренбургской области регулярно размещает на ММВБ-РТС государственные облигации, однако областные компании пока не участвуют в биржевых торгах, продавая акции на открытых аукционах.

Венчурное финансирование и региональные венчурные фонды

Механизмом привлечения инвестиций в весьма рискованные проекты является венчурное финансирование. Этот вид инвестиционной деятельности важен на начальных стадиях проектов, когда есть трудности в привлечении инвестиционных средств. Для обеспечения этого вида финансирования в 2006 году Правительством Российской Федерации была создана ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО РВК), после чего было образовано

7 Акции компаний Татарстана получат импульс после налоговой реформы США: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/ 5a2554a09a794701f1275f4a

i 1+00

ч. cl 12do

1doo

800

600

wo

zdo

0

22 региональных венчурных фонда. ОАО «РВК» финансирует венчурные проекты в сферах высоких инноваций и технологий в медицине, энергетике, безопасности, телекоммуникациях. Региональные венчурные фонды инвестируют в малые предприятия научно-технической сферы. Такие фонды рисковых инвестиций действуют в ряде регионов Приволжского федерального округа: Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Нижегородской, Саратовской и Самарской областях, Пермском крае8. Согласно результатам исследования, в использовании механизмов фондовой биржи и венчурного финансирования Оренбургская область значительно отстает от лидеров Приволжского федерального округа.

Практический опыт показывает, что успешное осуществление региональных инвестиционных проектов и программ напрямую связано с участием в них смешанных (частно-государственных) и частных компаний. Государственно-частное партнерство дает возможность реализовывать крупные социально значимые инвестиционные проекты [Исрафилов, 2012. С. 51-53], особенно в условиях недостатка у региона собственных финансовых ресурсов, аккумулированных с помощью налогообложения [Ти-щенко, Беляевская-Плотник, 2010. С. 188-192; Исаченко, Раевский, 2013. С. 83-86].

Государственно-частное партнерство и институты развития

При дефиците бюджета государственно-частное партнерство открывает новые возможности [Ланцов, 2014. С. 51-54; Литвиненко, 2008. С. 319-324]. По данным исследования Ассоциации «Центр развития ГЧП», в 2016 году темпы роста экономики на среднемировом уровне обеспечивает устойчивый рост инвестиций в инфраструктуру на 6-10% в год. Однако последние пять лет расходы бюджета Российской Федерации, напротив, снижались на такой же процент, а частные инвестиции составляли не более 3% от объема средств, вкладываемых в инфраструктуру. Механизм государственно-частного партнерства позволяет преодолеть этот негативный тренд. На рисунке 1 показана динамика темпов роста объемов государственно-частного партнерства в Российской Федерации за период 2015-2016 годов9.

8 Российская венчурная компания. Региональные венчурные фонды: https://www.rvc.ru/investments/regional_funds

9 Составлено по: Исследование «Развитие государственно-частного

партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по

уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

Рисунок 1. Объемы частных инвестиций в проектах государственно-частного партнерства за 2015-2016 годы

Figure 1. Volume of private investment in public-private partnership projects for 2015-2016

7

ШЛ

IBJ 132,-fl

titl.h m.OJ

1 [ ■

ДГР&П hi ЫЙ ДОЫкь

Vptjtcsb

gjDiäluA I7 2Q16WA

График показывает тренд изменения ситуации за счет применения механизмов государственно-частного партнерства. Положительная тенденция в темпах роста объемов рынка проектов в основном обеспечивается при поддержке регионов. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, объем «законтрактованных» обязательств частных инвесторов в 1,5 раза превышал объемы 2015 года и в 2 раза - объемы 2014 года, прежде всего, за счет региональных проектов10.

Ассоциацией «Центр развития ГЧП» совместно с Агентством стратегических инициатив регулярно проводятся расчеты рейтинга российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Оренбургская область обратилась к такой форме привлечения частных инвестиций в 2010 году, когда в регионе было подписано одно из первых инвестиционных соглашений с частным инвестором. В связи с этим можно проследить изменение места области в рейтинге, начиная с 2012 года по 2016 год (рисунок 2)11.

Как показывает проведенный анализ, рейтинг уровня развития государственно-частного пар-

10

11

Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

Составлено по: Рейтинг регионов ГЧП - 2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014; Зубайдуллина Г.В. Анализ рейтинга развития государственно-частного партнерства регионов Приволжского федерального округа: http://naukovedenie.ru/PDF/28EVN615. pdf

Рисунок 2. Изменение места Оренбургской области в Рейтинге уровня развития государственно-частного партнерства за период 2012-2016 годов

Figure 2. Changing the place of the Orenburg region in the Ranking of the level of development of public-private partnership for the period 2012-2016

Рисунок 3. Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по многокомпонентным факторам государственно-частного партнерства в 2015 году

Figure 3. Rating of regions of the Volga Federal district on multicomponent factors of public-private partnership in 2015

20

6 ^ 9 -iT-- I

У 17

Ч. . ЦЛ X v'

/

«и t m *S7

iVt Р»

Г-1?1

Фиггплы

tnapcim

I' ^и Плрлйсмнй Oilfi

Ы LmopiMTiH

введенные в отношении Российской Федерации, также негативно повлияли на экономику Оренбургской области. Так, снизился уровень иностранных инвестиций в наиболее развитую нефтегазодобывающую отрасль, упали доходы от энергетического экспорта и экспорта металла и химических продуктов.

Расчетные данные значений отдельных факторов уровня государственно-частного партнерства регионов Приволжского федерального округа за 2015-2016 годы, определенные Ассоциацией «Центр развития ГЧП» совместно с Агентством стратегических инициатив, показывают, какие из показателей требуют усиления. На рисунке 3 представлен рейтинг регионов Приволжского федерального округа по факторам уровня развития государственно-частного партнерства в 2015 году12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Графики показывают, что в анализируемый период государственно-частное партнерство в Приволжском федеральном округе развивалось неравномерно. В ряде регионов требовал усиления фактор развития нормативно-правовой базы. При этом Оренбургская область обнаружила по нему один из наилучших показателей. В 2015 году она вошла, по интегральной оценке, в пятерку лидеров, оставив позади Пермский край. В 2016 году были представлены результаты расчета рейтинга государственно-частного партнерства (в баллах). На рисунке 4 представлены данные для регионов Приволжского федерального округа за 2016 год

13

тнерства в области снижается, с 2013 года приток иностранных инвестиций довольно мал (данные с 2015 года не публикуются в открытой печати, а в 2012-2013 годах они составляли, соответственно, 406,4 и 335,2 млн долл.). Привлеченные иностранные инвестиции были направлены в сферы потребления и распределения, частично в производство, но не в инфраструктурные проекты [Исрафи-лов, 2012. С. 52-54]. Кроме того, в структуре таких инвестиций большую долю составляют средства, выведенные предприятиями в оффшоры и впоследствии возвращенные в качестве иностранных инвестиций, что, по мнению аналитиков, не способствует развитию инфраструктуры. Санкции,

Согласно оценкам рейтинга, механизм государственно-частного партнерства в регионах Приволжского федерального округа в 2016 году развивался более равномерно по сравнению с 2015 годом, на что указывает более компактное расположение балльных оценок. По фактору нормативно-правовой базы Оренбургская область продолжала опережать Республику Татарстан и Пермский

12 Составлено по: Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015-2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

13 Составлено по: Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016.

Рисунок 4. Результаты оценки факторов государственно-частного партнерства регионов Приволжского федерального округа в 2016 году

Figure 4. Results of evaluation of factors of public-private partnership of the Volga Federal district regions in 2016

край и уверенно входила в четверку лидеров. При этом в отчете Агентства стратегических инициатив инвестиционное законодательство области было названо уникальным и одним из лучших на федеральном уровне. Однако оценки двух других факторов - институциональной среды и опыта реализации проектов - в Оренбургской области в 2016 году оказались недостаточными для занятия более высокого места в Интегральном рейтинге государственно-частного партнерства в Приволжском федеральном округе.

В настоящее время в состав институтов обеспечения такого партнерства в Оренбургской области входят:

- органы исполнительной и законодательной власти, среди которых отдел инновационной и инвестиционной политики Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области;

- консультационные, координационные и совещательные органы, среди них - Инвестиционный совет и Общественный совет области по улучшению инвестиционного климата;

- «Корпорация развития Оренбургской области», а также областной фонд по поддержке малого предпринимательства.

Анализ нормативно-правовой базы показал, что правила участия Оренбургской области в государственно-частном партнерстве до недавнего времени определялись законом Оренбургской области от 24 августа 2012 года № Ю41/308^-О3 «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве», который в настоящее время отменен. Поэтому законодателями области обсуждается принятие регионального закона, согласованного с Федеральным законом

Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции»14.

Разработка и принятие подзаконных актов существенно облегчит реализацию региональных проектов государственно-частного партнерства. Кроме того, она может опираться на законы Оренбургской области от 5 октября 2009 года № 3119/712-^-ОЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции от 24 августа 2012 года) и от 16 ноября 2009 года № 3222/739^-О3 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области», а также на другие федеральные законодательно-нормативные и методические акты, которые способствуют развитию государственно-частного партнерства в Оренбургской области [Пальничен-ко, Полякова, 2017. С. 142-150].

Таким образом, на сегодняшний день законодательная база, затрагивающая сферу инвестиционной деятельности в Оренбургской области в целом и государственно-частного партнерства, в частности, практически сформирована. Сама концепция такого партнерства, определяющая общие принципы взаимодействия бизнеса и власти, отражена в разделах инвестиционной стратегии, которые содержат критерии участия в проектах и его возможные формы.

Механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области

Механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в Оренбургской области осуществляются в различных формах: установление специальных налоговых льгот в отношении имущества и ставок налога на прибыль организаций; предоставление субсидий из бюджета области на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов; обеспечение государственных гарантий области; обеспечение обязательств, взятых инвестором, в виде залога государственного имущества Оренбургской области; предоставление грантов лицам и организациям при реализации ими социально значимых проектов в сферах энергоэффективности и энергосбережения; предоставление инвестиционных

14 Бикбов А. Новый федеральный закон о ГЧП: ограничения и возможности: http://realnoevremya.ru/today/10069

налоговых кредитов и ряда льгот и др.15 В регионе также реализуются права лиц и организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность, в отношении защиты их интересов. Кроме этого, Фонд развития промышленности Оренбургской областии, Корпорация развития предоставляют предприятиям новые возможности получения финансирования.

На базе Фонда развития промышленности была сформирована система государственной поддержки предприятий (система «одного окна»), работает консультационный центр, занимающийся проблемами субсидий на реализацию проектов в границах Постановления Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 года № 3, а также программами проектного финансирования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 1044 (субсидии на текущую деятельность, оплату процентов по кредитам и др.).

На наш взгляд, применение указанных механизмов позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе и сформировать эффективную экономическую политику с максимальным использованием различных источников финансирования. Контроль над расходами областного бюджета, направляемыми на инвестиционную деятельность, осуществляется в соответствии с Законом Оренбургской области от 26 декабря 2013 года № 209з/592^-ОЗ «О бюджетном процессе в Оренбургской области».

Проведенное исследование позволяет выделить следующие особенности и тенденции инвестиционной деятельности в Оренбургской области (в части создания условий для привлечения и поддержки инвестиций):

1. В области успешно имплементирован региональный Стандарт Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Создан и действует ряд институтов, развивающих и координирующих инвестиционные процессы (Инвестиционный совет, Общественный совет по улучшению инвестиционного климата, ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», фонд по содействию инвестиционной деятельности субъектов среднего и малого бизнеса и гарантийный фонд для этой категории бизнес-субъектов, интернет-портал области «Инвестиции в Оренбуржье» и др.).

2. Нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность в области и включающая федеральные и областные законодательные и нормативные акты, в целом сформирована для решения важных экономических и

15 Оренбургская область: экономический потенциал, инвестиции

и инновации (инвестиционный паспорт Оренбургской

области): http://www.orenburg-gov.ru/Info/Invest/pasport

социальных задач. Ориентиром для субъектов инвестиционной деятельности служит также «Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года», в которой отражены целе-полагание и соответствующие задачи развития региона.

3. Основными источниками финансирования инвестиционных проектов в регионе являются собственные средства предприятий (74,9% от всех инвестиций 2016 года и 63,8% за 9 месяцев 2017 года), хотя есть тенденция к росту привлеченных средств (на 18,3% в 2017 году к такому же периоду 2016 года). Иностранные инвестиции в основном стимулируют развитие региональных сфер потребления и распределения, что ограничивает инвестиционную деятельность. В области слабо или почти не используются возможности финансовых рынков для привлечения капитала, не развиваются механизмы венчурного финансирования.

4. Наиболее развитым механизмом привлечения частных инвестиций в Оренбургскую область является государственно-частное партнерство. Из трех факторов, составляющих рейтинг государственно-частного партнерства, по фактору нормативно-правовой базы Оренбургская область имеет один из наилучших показателей в Приволжском федеральном округе (при недостаточном развитии другого фактора - опыт реализации проектов). Это свидетельствует о недостатках в управлении инвестиционной деятельностью, отсутствии системности в планировании и реализации проектов, недостаточной разработанности регионального законодательства о государственно-частном партнерстве.

Заключение

Таким образом, для роста инвестиционной активности в регионе необходимо принятие следующих мер для повышения эффективности институционального обеспечения привлечения инвестиций:

• усиление взаимодействия властей региона с федеральными и международными инвестиционными институтами, в том числе финансовыми (инвестиционные банки, компании и фонды); интеграция в мировые и федеральные инвестиционные процессы (освоение механизмов участия в биржевой деятельности путем размещения акций региональных компаний на Московской и мировых биржах по примеру Татарстана и некоторых других регионов Приволжского федерального округа; создание региональных венчурных фондов);

• изыскание дополнительных механизмов и источников финансирования инвестиционного развития (применение ускоренной амортизации для внутреннего финансирования проектов; кредитование инвестиций, применение механизмов лизинга, проектного финансирова-

ния; привлечение средств страховых компаний и внебюджетных фондов; выпуск облигаций и др.);

• системная организация инвестиционного процесса (мониторинг актуальности информации о текущей ситуации, размещаемой на соответ-

Литература

Ермакова Ж.А. Оренбургская область в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России. Вестник ОГУ. 2013. № 1(150). С. 87-91.

Жемчужникова Ю.А. Статистический анализ инвестиционной привлекательности региона: на примере Оренбургской области. Дисс. ... канд. экон. наук. Оренбург, 2014. 214 с.

Исаченко Ю.И., Раевский С.В. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации стратегии развития региона. Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2013. № 3-4. С. 82-87.

Исрафилов Н.Н. Пути привлечения частных инвестиций в различные формы государственно-частного партнерства. Экономические науки. 2012. № 2. С. 51-54.

Ланцов А.Е. Меры стимулирования привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры России. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 39. С. 50-54.

Литвиненко В.А. Направления и методы интенсификации государственной инвестиционной политики в регионах России. Аудит и финансовый анализ. 2008. № 6. С. 314324.

Никотина О.А. Инвестиционный климат Оренбургской обла-

References

Chudakov I. I. Stock exchange as an institution for regulation of the securities market. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad. 2011. № 11-2. P. 97-100. In Russian Ermakova Z. A. Orenburg region in the rating of investment attractiveness of Russian regions. Vestnik OGU. 2013. № 1(150). P. 87-91. In Russian Fedorova E. A. Factors affecting the inflow of foreign investment in the regions. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. 2014. № 43(370). P. 51-62. In Russian Isachenko Y. I., Raevsky S. V State-private partnership as the tool of realisation of strategy region development. Nauchnoe obozrenie. Series 1. Ekonomika ipravo. 2013. № 3-4. P. 82-87. In Russian

Israfilov N. N. Ways to attract private investment in various forms of public-private partnership. Ekonomicheskie nauki. 2012. № 2. P. 51-54. In Russian LantsovA. E. Measures to stimulate investment in the development of Russia's infrastructure. Aktualnye voprosy ekonomicheskikh nauk. 2014. № 39. P. 50-54. In Russian Litvinenko V. A. Directions and methods of intensification of the state investment policy in the regions of Russia. Audit i

ствующих сайтах; усиление координации деятельности региональной власти и институтов развития региона) для обеспечения выравнивания структуры инвестиций в направлениях, заданных инвестиционной стратегией региона.

сти. Молодой ученый. 2016. № 13. С. 478-481.

Пальниченко С.А., Полякова С.О. Реализация проектов государственно-частного партнерства в Оренбургской области // Инновационные подходы в науке и образовании: теория, методология, практика. Монография. Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. С. 141-151.

Тищенко А.Н., Беляевская-Плотник Л.А. Когнитивный подход к регулированию налогообложением на макроуровне. Налоги и финансовое право. 2010. № 10. С. 188-193.

Федорова Е.А. Факторы, влияющие на приток иностранных инвестиций в регионы. Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 43(370). С. 51-62.

Чудаков И.И. Фондовая биржа как институт регулирования рынка ценных бумаг. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. № 11-2. С . 97-100.

Шваков Е.Е. Инвестиционный механизм на территориях регионального развития. Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1(82). С. 313-316.

Lygina N., Rudakova O., Soboleva Yu. Investment attraction of Russian regions in the beginning of XXI Century. Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 24. P. 363-370.

finansovyi analiz. 2008. № 6. P. 314-324. In Russian Lygina N., Rudakova O., Soboleva Y. Investment attraction of Russian regions in the beginning of XXI century. Procedia Economics and Finance. 2015. Vol. 24. P. 363-370. In English Nikotina O. A. Investment climate of the Orenburg region. Molodoi

uchenyi. 2016. № 13. P. 478-481. In Russian Palnichenko S. A., Polyakova S. O. Implementation of public-private partnership projects in the Orenburg region. Innovatsionnye podkhody v nauke i obrazovanii: teoriya, metodologiya, praktika. Monograph. Penza: 'Nauka i Prosveshchenie', 2017. P. 141-151. In Russian Shvakov E. E. Investment mechanism in the territories of regional development. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2-1(82). P. 313-316. In Russian Tishchenko A. N., Belyaevskaya-Plotnik L. A. Cognitive approach to the regulation of taxation at the macro level. Nalogi ifinansovoe pravo. 2010. № 10. P. 188-193. In Russian Zhemchuzhnikova Y. A. Statistical analysis of investment attractiveness of the region: the example of the Orenburg region. Cand. Sci. Diss. (Economics). Orenburg, 2014. 214 p. In Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.