Научная статья на тему 'Институциональные формы и принципы развития локальных общественных благ'

Институциональные формы и принципы развития локальных общественных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРСТРУКТУРА / ФАКТОРЫ / ФОРМЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Анна Викторовна, Абакумов Роман Григорьевич

В данной статье описывается структура и состав сектора общественных благ, дана характеристика институцилнальной среды общественных благ. При анализе институциональной среды сектора общественных благ выделены институты производства, распределения и потребления общественных благ. Обозначены задачи проектирования институциональной среды локальных общественных благ. Рассмотривается социальное предпринимательство как перспективная форма развития сектора общественных благ. Обосновываются институциональные принципы развития сектора общественных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные формы и принципы развития локальных общественных благ»

УДК 330

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ Артеменко Анна Викторовна, студент (e-mail: [email protected]) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

В данной статье описывается структура и состав сектора общественных благ, дана характеристика институцилнальной среды общественных благ. При анализе институциональной среды сектора общественных благ выделены институты производства, распределения и потребления общественных благ. Обозначены задачи проектирования институциональной среды локальных общественных благ. Рассмотривается социальное предпринимательство как перспективная форма развития сектора общественных благ. Обосновываются институциональные принципы развития сектора общественных благ.

Ключевые слова: общественное благо, эффективность, социальная ин-форструктура, факторы, формы, принципы.

Сектор общественных благ представляет собой часть общественного сектора, функционирующую с целью обеспечения населения страны определенным набором услуг (благ), которые объективно являются жизненно необходимыми, но не могут быть произведены с использованием рыночных механизмов в должном качестве.

Для гармоничного развития социально-экономических систем на различных уровнях хозяйствования необходимо оптимальное распределение общественных благ. Развитие общественных благ должно строиться на моральных принципах взаимодействия индивидов и моральных основаниях формирования социальных институтов. В таком случае развитие социальных институтов имеет упорядоченный общественно доступный характер. Институты в общественном секторе должны отвечать на потребности общества и наиболее эффективно использовать общественные фонды.

При производстве общественных благ неформальные социальные взаимодействия формируют социальный капитал c уникальными характеристиками, которые отличают его от физического и человеческого капитала.

Институциональная среда сектора общественных благ - комплекс формальных и неформальных правил и норм взаимодействия среди экономических агентов. Под влиянием не только экономических, но и культурных, социальных, политических, юридических факторов он подвержен непрерывным изменениям и трансформациям. Следовательно, необходимо обеспечение гибкости институциональной среды при сохранении ее стой-

кости. Данные качества могут быть обеспечены при значительных базовых институтах и выстроенной системе оценки и адаптации действующих институтов.

При анализе институциональной среды сектора общественных благ выделяют институты производства, распределения и потребления общественных благ.

Институты производства общественных благ - комплекс правил и норм, которые возникают непосредственно при создании общественных благ. Рассмотрим процесс производства и возникающие в нем экономические отношения более подробно. Основным инвестором общественных благ выступает государство. Государство (государственный орган) создает общественное благо собственными силами или с помощью частных фирм, которые отвечают необходимым критериям и имеют причины и мотивы для производства данного блага. Между государством и частной фирмой возникают отношения, которые необходимо регламентировать. Также процесс выбора государственным органом одной частной фирмы из многих других обеспечен определенной процедурой. Систему подобных отношений относительно производства общественных благ и составляют институты производства. Вопрос построения эффективных механизмов взаимодействия регулирующего органа и частной фирмой пытаются раскрыть в своих работах многие авторы.

Институты распределения общественных благ - это комплекс норм и правил взаимодействия между экономическими объектами, которые регулируют территориальное размещение и распределение общественных благ по группам потребителей. Работа институтов распределения сопряжена с некоторыми противоречиями. Общественные блага - это товары и услуги, представляющиеся населению на безвозмездной основе. Из этого следует, что оно доступно обществу в целом и в его потреблении невозможно отказать. Но, учитывая ограниченность ресурсов, доступ к потреблению общественного блага оказывается ограниченным. В связи с ограниченностью предложения необходимо разработать механизмы распределения общественных благ. Данные институты определяют отношения производителя общественных благ и непосредственного потребителя.

Институты потребления общественных благ - комплекс правил и норм, возникающих при использовании индивидом определенного блага. Между населением и непосредственным производителем общественных благ формируются отношения по поводу доступа к данному благу и использования его возможностей.

Все три уровня производства, распределения и потребления общественных благ в процессе функционирования активно взаимодействуют между собой, имеют большое значение для нормального развития национальной экономики. Только при учете потребностей и предпочтений потребителей, экономических интересов производителей общественных благ, а также задач органов государственного управления возможно обеспечение эффек-

тивных благоприятных институциональных условий развития общественных благ.

Важной задачей проектирования институциональной среды локальных общественных благ является необходимость получения обратной связи от потребителей общественных благ: необходимы постоянная оценка и контроль степени удовлетворенности населения получаемым портфелем локальных общественных благ.

Существует несколько форм развития сектора общественных благ. Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Общественное благо - это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе. За обеспечение населения общественными благами отвечают государственные и муниципальные органы. Государство является главным инвестором в создании общественных благ. Второй формой развития является государственно-частное партнерство. Производителем локальных общественных благ являются частные компании, корпорации, государственных учреждения. Третья форма - социальное предпринимательство, которое выступает альтернативой государственного производства общественных благ.

Рассмотрим социальное предпринимательство как перспективную форму развития сектора общественных благ. Зачастую государство неспособно удовлетворить существующие социальные потребности общества, что может быть обусловлено недостатком бюджетных средств, негибкостью существующей системы, зависимостью от предшествующего развития, неэффективностью институциональных условий, наличием институциональных ловушек и множеством других факторов. В этом случае социальное предпринимательство является альтернативным способом решения данных проблем. Однако нормативно-правовая база РФ в настоящее время не дает определение данного термина, что свидетельствует о недостаточной сфере формализации данной сферы. В самом простом понимании социальное предпринимательство - это предпринимательство, направленное на решение социальных проблем. Существование социального предпринимательства как такового является противоречивым явлением, которое сложно облачить в определенные рамки, и применить к нему традиционные методы исследования. Социальные предприятия ориентированы, прежде всего, на создание социально-значимых благ. Получение прибыли является для них второстепенным вопросом. В руководстве по Социальным инновациям, подготовленным Европейской комиссией по региональной и муниципальной политике, отмечается, что термин «социальное предпринимательство» применяется для описания поведения и отношений отдельных лиц, вовлеченных в создание новых предприятий для реализации социальных целей, способных действовать в рисковых условиях и обладающих способностью

поиска инновационных способов применения недостаточно используемых активов.

В настоящее время существуют как коммерческие, так и некоммерческие формы социального предпринимательства. Особое место занимают, так называемые, гибриды социального предпринимательства, к которым относят коммерческие организации с некоммерческими подразделениями, некоммерческие организации с коммерческими подразделениями, некоммерческие партнерства, партнерства между несколькими некоммерческими организациями.

В 2010 году в законодательстве Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», было введено понятие «социально-ориентированные некоммерческие организации».

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества. Также к социально-ориентированным некоммерческим организациям, относятся организации, ведущие следующие виды деятельности: социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, катастроф, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации и т.д .

В рамках деятельности социально ориентированных организаций часто наравне с благотворительной деятельностью реализуются и проекты государственного предпринимательства. Также, социальные инновации зачастую внедряются общественными организациями, фондами, индивидуальными предпринимателями или конкретными индивидами.

Социальное предпринимательство позволяет точечно решить существующие проблемы. Особое внимание уделяется общественным целям и созданию социальных благ над экономическими целями. Это отличает социальных предпринимателей от традиционных бизнесменов.

Анализ представленных форм, характеризующих институциональную среду развития сектора общественных благ, позволяет сделать вывод, что основным эволюционным трендом при развитии общественного сектора является рост частных предложений для удовлетворения социальных потребностей. Это обусловлено следующими факторами: рост спроса на удовлетворение данной потребности; неэффективность и устаревание существующих способов решения социальных проблем/удовлетворения потребности; трансформация социально-культурных институтов; гибкость частных фирм по отношению к государственных структурам.

Для успешного развития общественных благ особое значение приобретают институциональные принципы развития сектора общественных благ.

Первый принцип развития - успешное развитие современных общественных благ определяется сетевыми взаимодействиями между экономическими агентами общественного сектора. Экономические агенты представлены органами государственной и муниципальной власти, объектами со-циальнокультурного назначения и населением. Сетевое взаимодействие является одним из основополагающих факторов развития общественных благ. Необходимо оценивать состояние институциональной среды объектов локальных общественных, определять место локальных общественных благ в ней, переоценивать реальную потребность населения в данных видах общественных благ.

Современное цифровое общество диктует необходимость применения новых экономических инструментов, учет которых в развитии общественного сектора крайне целесообразен. Второй принцип - ускоренное развитие современных социальных проектов зависит от применения передовых экономических инструментов, таких как социальные инновации, крауд-фандинг, фандрайзинг и др.

Третий принцип - наличие формальной институциональной инфраструктуры обеспечивает успешность социального предпринимательства в общественном секторе. Социальное предпринимательство локально решает существующие проблемы в секторе общественных благ.

Четвертый принцип - формирование социальных инноваций определяется движением социальной проблемы от потенциальных новаторов через развитие идеи ее решения и разработки социально-инновационного проекта до апробации данного проекта обществом.

Пятый принцип - важность и значение для общества социального проекта определяются его позиционированием по координатам систематизации: сфера деятельности, государственное участие, масштаб реализации, уровень инициации и уровень новизны 100 %

Рассмотренные в данной статье компоненты необходимы для развития теоретических оснований моделирования институциональной среды в секторе локальных общественных благ, а также представляют интерес с точки зрения практической реализации программ по улучшению характеристик локальных общественных благ.

Успешное развитие современных общественных благ зависит от взаимодействий между экономическими агентами общественного сектора. Экономическая эффективность реализации социального проекта зависит от реализации коммерческих и общественных выгод. Полученные результаты дают возможность формировать комплексное институциональное моделирование развития общественного сектора в современных условиях с целью прогнозирования дальнейшего формирования его движущих сил.

Список литературы

1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.

Artemenko Anna, student

(e-mail отсутствие: [email protected])

Abakumov, Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia INSTITUTIONAL FORMS AND PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF LOCAL PUBLIC AWARDS

Abstract. This article describes the structure and composition of the public goods sector, describes the institutional environment of public goods. In analyzing the institutional environment of the public goods sector, the institutions of production, distribution and consumption of public goods are singled out. The tasks of designing the institutional environment of local public goods are indicated. Social entrepreneurship is considered as a promising form of development of the public goods sector. The institutional principles of the development of the public goods sector are substantiated.

Keywords: public good, efficiency, social infostructure, factors, forms, principles.

УДК 339.944.2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Витаначчи Лакшита, магистрант (e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье раскрываются возможности развития гостиничного бизнеса в условиях динамично развивающегося данного сегмента услуг. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и аргументированы актуальные тенденции развития гостиничного сегмента экономической деятлености

Ключевые слова: гостиница, гостиничный бизнес, тенденции развития, повышение конкурентоспособности.

Актуальность темы заключается в том, что эффективность гостиничного предприятия напрямую зависит от того, насколько правильно организована финансовая, кадровая, информационная, ассортиментная и маркетинговая политика.

Гостиничный сервис является главным фактором, который определяет перспективы развития въездного туризма, конкурентоспособность отечественного туризма на мировом рынке и внутренний рынок туристических услуг [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.