Научная статья на тему 'Институциональные факторы повышения эффективности внешнеторговой деятельности российского лесного сектора'

Институциональные факторы повышения эффективности внешнеторговой деятельности российского лесного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ЛЕСНОГО СЕКТОРА / ЛЕСНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / INSTITUTIONS OF TIMBER SECTOR / TIMBER AND WOOD-WORKING INDUSTRY / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаев Илья Алексеевич

Рассмотрена роль институтов, регулирующих отношения лесного сектора, с точки зрения влияния на развитие лесной промышленности и внешнеэкономическую деятельность предприятий лесной промышленности. Раскрыты недостатки лесного законодательства. Предложены направления совершенствования правовой среды лесного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FOREIGN TRADE ACTIVITY OF RUSSIAN TIMBER SECTOR

The author considers the role of the institutions regulating the relationships of a timber sector from the point of view of its influence on the development of timber industry and external economical activity of the enterprises of timber industry. He reveals the shortcomings of the forest legislation. He offers aspects to perfect the legal sphere of the timber sector.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы повышения эффективности внешнеторговой деятельности российского лесного сектора»

ку проекта реинжиниринга в любой точке деловой единицы, возможно, одновременно в разных местах она однозначно интерпретируется. • Производится тестирование новой модели - ее предварительное применение в ограниченном масштабе.

4. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы. Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом определяется степенью тщательности выполнения подготовительных работ.

Риск при проведении реинжиниринга довольно значителен. Однако следует подчеркнуть, что причины его неудач заключаются в нарушении правил его проведения. Участники реинжиниринга в меру своих знаний и умений могут влиять на результаты. Главное -избегать глобальных ошибок.

Риск реинжиниринга бизнеса можно разделить на две категории:

1) риск, связанный с изменением процесса;

2) риск, связанный с используемой технологией.

По мнению большинства специалистов, 80 % неудач при проведении реинжиниринга вызваны такими «мягкими» факторами, как мотивация, обязательность участия руководства, необходимость экспертного руководства. Для того чтобы гарантировать успех проекта реинжиниринга, необходимо придерживаться следующих принципов:

- несколько рабочих процедур объединяются в одну, т.е. происходит горизонтальное сжатие процесса (по имеющимся оценкам горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз);

- исполнители принимают самостоятельные решения, т.е. осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов (наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них приводит к значительному повышению отдачи);

- шаги процесса выполняются в естественном порядке;

- процессы имеют различные варианты исполнения

(тот или иной вариант выбирается в зависимости от конкретной ситуации, состояния и т.д.);

- работа выполняется в том месте (подразделении, отделе), где это целесообразно (устраняется излишняя интеграция, что приводит к повышению эффективности процесса в целом);

- уменьшается количество проверок и управляющих воздействий;

- минимизируется количество согласований путем сокращения внешних точек контакта;

- единая точка контакта обеспечивается уполномоченным менеджером (в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды).

В заключение хотелось бы отметить, что первая отечественная практика применения БРР показала не только необходимость реинжиниринга, но и его возможность. Однако для успешного его проведения важно использование обоснованных методологий и современных инструментальных средств, адекватных решаемым задачам. Впервые появившись в США, БРР как научно-практическое направление за пять лет превратился в одну из ведущих и активно развивающихся отраслей информатики. Сегодня уже начато продвижение консалтинговых услуг и инструментари-ев по БРР и на российский рынок. Применение мирового опыта построения эффективных компаний представляет огромную ценность для нашей страны, проводящей глобальную экономическую реформу и активно внедряющейся в мировую экономическую систему.

Библиографический список

1. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. Манн, Иванов и Фер-бер, 2006. 276 с.

3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.

4. Тельнов М. Реинжиниринг бизнес-процессов. М., 2004.

5. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса. М.: ЭКМОС, 1998.

УДК 339.1, 339.52

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ЛЕСНОГО СЕКТОРА

И.А.Ермолаев1

Московская финансово-юридическая академия, г. Москва, ул. Б. Черемушинская, 17 А.

Рассмотрена роль институтов, регулирующих отношения лесного сектора, с точки зрения влияния на развитие лесной промышленности и внешнеэкономическую деятельность предприятий лесной промышленности. Раскрыты недостатки лесного законодательства. Предложены направления совершенствования правовой среды лесного сектора. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: институты лесного сектора; лесная и деревообрабатывающая промышленность; ценовая политика.

1Ермолаев Илья Алексеевич, аспирант, тел.: 89263450502, e-mail: [email protected]

Ermolaev Ilja Alekseevich, a postgraduate, tel.: 89263450502, e-mail: [email protected]

INSTITUTIONAL FACTORS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FOREIGN TRADE ACTIVITY

OF RUSSIAN TIMBER SECTOR

I.A.Ermolaev

Moscow Financial and Juridical Academy 17A B.Cheremushinskaya St., Moscow

The author considers the role of the institutions regulating the relationships of a timber sector from the point of view of its influence on the development of timber industry and external economical activity of the enterprises of timber industry. He reveals the shortcomings of the forest legislation. He offers aspects to perfect the legal sphere of the timber sector. 4 sources.

Key words: institutions of timber sector; timber and wood-working industry; pricing.

Лесной сектор - это сфера экономических отношений, которая включает в себя предприятия по добыче древесного сырья, его переработке и продаже сырья и продукции лесного хозяйства на внутреннем и внешнем рынках страны.

Лесной сектор экономики принято разделять на две части: 1) лесопромышленный комплекс включает предприятия, которые специализируются на получении и переработке лесного сырья; к предприятиям лесной промышленности относятся комбинаты по заготовке и переработке лесного сырья; 2) лесное хозяйство, т.е. деятельность, направленная на сохранение и рациональное использование лесных ресурсов. Согласно статье 12 «Лесного Кодекса» России, к основным требованиям, которые предъявляются к ведению лесного хозяйства, относятся: повышение природоохранного значения леса; сохранение и усиление экологической функции леса, воспроизводство леса и улучшение его породного состава, а также эффективность ведения лесного хозяйства.

Лесная промышленность была всегда одной из важных отраслей экономики и определяла развитие социально-экономической составляющей регионов, увеличивая валютные резервы государства благодаря экспорту древесины. Поле деятельности органов, занятых государственным управлением лесами (лесным хозяйством), традиционно рассматривалось правительством как нечто дополнительное к лесопромышленному комплексу, а сами леса России - как сырьевая база для лесозаготовок.

Рассмотрим соотношение характеристик лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. По площади лесов, которые составляют 809 млн. га, Россия занимает первое место в мире, опережая Бразилию (478 млн. га) и Канаду (310 млн. га). На душу населения нашей страны приходится более 5 га леса, тогда как в среднем в мире - 0,62 га. В лесах России сосредоточено 25% мировых запасов лесов - «зелёного золота» - более 86 млрд. м3, при этом хвойные леса России (более ценные, чем листопадные) по объему древесины составляют половину мировых и почти 80% российских запасов древесины2, что говорит об огромном ресурсном потенциале лесного сектора.

Производство лесной продукции занимает в структуре экономики России пятое место по объемам внут-

2Михайлин М.Н. Пособие по внешнеэкономической деятельности. М., 2008. С. 26.

3 Российский статистический ежегодник. Госкомстат. М., 2004. С. 159, 391.

реннего валового продукта (ВВП) и четвертое место по объемам экспорта. Доля лесопромышленного комплекса России в национальной экономике составляет 4,5%, а в 45 субъектах Российской Федерации - от 10% до 50% от общего объема промышленной продукции3. Промышленными лесозаготовками, переработкой древесины и торговлей лесоматериалами, включая мебель и бумажную продукцию, в стране заняты более 30 000 предприятий. В итоге от леса напрямую и косвенно зависит около 5 миллионов работников лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, включая членов их семей. Торговля лесной продукцией, особенно экспорт лесоматериалов, являются важным источником доходов государственного бюджета России. Только объем валютных поступлений в бюджет от экспорта лесоматериалов занимает третье место после газа и нефти и в 2000 г. составлял 3,3 млрд. долларов.

Однако эффективность использования российского лесного потенциала невысока. Обладая четвертью всех запасов древесины мира, Россия производит лишь 1/20 часть мировой продукции ЛПК. Ежегодная валютная выручка стран - ведущих конкурентов, имеющих более скромные лесосырьевые ресурсы, составляет значительно более высокие показатели: Канада получает от экспорта леса около 26 млрд.долл. (в 7 раз больше России), США - 16 млрд. долл. (в 5 раз), Швеция - 12 млрд.долл.(в 4 раза), Финляндия - 10 млрд.долл. (в 3 раза больше).4

На этом фоне удручающе выглядит первое место в мире по экспорту необработанного круглого леса. В 2006 году из России вывезено в основном в Финляндию и Китай 51 млн м3 круглого леса, в 2007-м - 49,3 млн. кубометров.5 В валютной выручке от продажи лесной продукции продолжают преобладать круглые лесоматериалы и пиломатериалы, доля которых никогда не была ниже 32% по круглым лесоматериалам и 25% - по пиломатериалам. Конкуренты же практически не экспортируют круглый лес, в их экспорте преобладает целлюлозно-бумажная продукция, которая составляет в валютной выручке Финляндии - 82%; Швеции - 77%; Канады - 68%; США - 55%. Доля России на мировом рынке лесобумажной продукции, т.е. продукции высокого передела, составляет 4%, в то время как доля Финляндии - 9%, США - 13%, Канады

4 Боровский Е.Э. Лес рубят. //Биология. №2. 2008. С.7.

5Российская экономика - прогнозы и тенденции. Москва. 31.12.2008. Номер выпуска: 012.

6 См. Боровский Е.Э. Лес рубят. Там же.

- 17,5%.6 Российский экспорт по товарной группе «древесина и целлюлозно-бумажные изделия» в 2008 г. составил 2,5%7.

В России вырубается в год 180 миллионов кубометров древесины (при огромном запасе в 86 млрд. м3), однако доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины составляет около 70 долларов. Это в 5 раз меньше, чем в странах с развитой лесной промышленностью. Если в Финляндии из тысячи кубометров древесины производят 212 м3 пиломатериалов, 27 м3 фанеры, 213 м3 целлюлозы и 237 м3 бумаги и картона; в Канаде - 340 м3 пиломатериалов, 100 куб. м бумаги, то в России из 1000 м древесины львиную долю составляют пиломатериалы - 238 м3 и лишь 34 м3 фанеры, 48,7 - целлюлозы, 56,2 - бумаги8. Выпуск продукции глубокой переработки еще настолько слабо освоен, что Россия вынуждена ввозить высококачественную бумагу и картон. Экспортируя кругляк (48 млн. м по 70 долл. за кубометр) и при этом импортируя переработанную продукцию с большой добавочной стоимостью по 200700 долларов за м3, страна теряет на разнице в цене более 100 млн. долларов. Для сравнения: за счет переработки леса-кругляка Китай получает на 1,5-2,0 млрд. в год больше, чем дает весь российский лесной экспорт.

Объем экспорта в Китай с 2001 по 2005 гг. бревен ели и пихты составил 3,5 млн. м3 по цене в среднем по 45 долларов США, в Японию - 3,4 млн. м3 по 54 долл., в Корею - 3,5 млн.м3. по 42 долл. Эти данные взяты из таможенных деклараций. Однако, по данным китайских и североамериканских источников, российские экспортеры за этот же период фактически поставили в Китай 17,6 млн.м3, что включает нелегальные поставки, из них ель и пихта составили 3,64 млн.м3.

В дополнение к неэффективному использованию леса, имеет место хищническая эксплуатация лесного фонда, включая крупномасштабные криминальные рубки и организацию мощных контрабандных потоков «кругляка» ценнейших пород на Запад и Восток9.

В экономике одним из ведущих подходов последних лет является объяснение экономических явлений с точки зрения действующих институтов. Институты -это правила, нормы, регулирующие поведение экономических агентов, объясняющие причины принятия тех или иных решений. Рассмотрим роль институтов, регулирующих отношения лесного сектора, оказывающие влияние на его эффективность и внешнеэкономическую составляющую.

Институты лесного сектора - это базовые структуры лесного комплекса, которые позволяют упорядочить как работу этого сектора экономики, так и производственно-торговые отношения внутри него. Одним из самых важных институтов в лесном хозяйстве является лесное законодательство. Лесное законодательство относится к формальным институтам лесно-

7 Михайлин М.Н. Пособие по внешнеэкономической деятельности. М. , 2008. С.28

8 Российская газета. 26.12.2007. С. 1-4.

9 Экономика и образование. 2005. №7-8. С. 42.

го хозяйства. От того, как происходит регулирование отношений в сфере лесного бизнеса, в частности, между властью, промышленниками и рынком сбыта, зависит дальнейшее развитие этой отрасли. Так, в соответствии с «Лесным Кодексом» использование лесных фондов без ограничений может осуществляться только в эксплуатационных лесах, расположенных на землях лесного фонда.

Те противоречия, которые существуют в законодательстве, регулирующем отношения в сфере лесной промышленности, значительно отражаются на экономическом эффекте и снижают прибыльность этой сферы хозяйства. Так, в «Основах лесного законодательства», принятых в 1993 году, говорится о том, что лесные ресурсы находятся в собственности государства, но, наряду с этим, не отрицаются и другие формы собственности. Также закон не устанавливает четкого разграничения прав субъектов лесной промышленности и лесопользователей. Также завышены сроки действия арендных договоров на пользование лесными участками (от 10 до 90 лет в России против 15-25 в развитых странах мира - данные получены на основе сравнительного анализа лесного законодательства России, Соединенных Штатов Америки, Канады и Швеции).

На данном этапе развития лесной промышленности преобладают неформальные институты, регулирующие отношения между правосубъектами в лесном комплексе. Такие неформальные институты (не подкрепленные законодательно договоры, отсутствие штрафных санкций в сфере лесного хозяйства и т.д.) значительно тормозят развитие рыночной экономики в этом секторе, кроме того, приводят к постепенному упадку в этой отрасли хозяйства.

Одним из существенных недостатков «Лесного кодекса» является отсутствие четкой границы между терминами «лес» и «лесной участок». Лес определяется как участок земли, на котором произрастают лесные породы растений. При этом на лес как отдельную территорию не распространяется право собственности. Оно распространяется на понятие «земельный участок», на котором и может произрастать лес. Лесной участок определяется как самостоятельный природный объект, который имеет определенный правовой статус. Еще один недостаток кодекса - ценовая политика. Российская древесина на международном рынке реализуется по ценам, значительно уступающим другим странам. С одной стороны, это позволяет привлечь покупателей, но, с другой - ценное сырье продается практически за бесценок.

Отсутствие четкого разграничения прав собственности на лесные участки не защищает лесные ресурсы от несанкционированного использования, не обеспечивает охрану лесных ресурсов и не стимулирует предприятия лесной сферы принимать меры по сохранению лесных фондов.

Понятие «использование лесов» трактуется довольно широко: как применение древесины в качестве сырья для деревоперерабатывающей промышленности и как использование лесных зон в рекреационных целях.

Прежде всего совершенствования требует правовой институт лесного сектора. Для выработки четкого законодательства необходимо точно определить понятие леса, лесных фондов, разработать классификацию лесных участков. Внимания требует и сфера правовых отношений в лесном секторе: в частности, регулирование прав на собственность лесных участков, заключение договоров на аренду лесных участков.

Изменения в лесном законодательстве призваны стабилизировать ситуацию в лесном секторе экономики. Так, четкое разграничение собственности - частной, муниципальной или государственной - позволит обеспечить финансирование развития лесного хозяйства на том или ином участке, сформировать программу по сохранению лесных фондов. Четкий механизм досрочного расторжения договора на аренду лесных участков в связи с нарушением арендатором условий договора позволит сохранить лесные территории от несанкционированных действий. Регулирование вырубки лесов на законодательном уровне поможет сохранить редкие и ценные породы деревьев, что будет способствовать не только сохранению лесных фондов, но и поддержанию биологического разнообразия на лесных территориях.

Для повышения качества лесной продукции необходимо выделять средства на поддержание состояния лесов, а также их восстановление после природных бедствий (лесных пожаров, наводнений и т.д.). Кроме того, необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов в сферу лесного хозяйства - а для этого следует обеспечить социальные гарантии и повышать престижность профессии лесных инженеров.

Своевременный мониторинг причин лесных пожаров позволит в будущем свести к минимуму риск их возникновения и обеспечить пожарную безопасность лесных участков.

Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование институтов в лесном секторе экономики России, позволит не только сохранить и преумножить лесные богатства страны, но и повысить эффективность использования лесных ресурсов, а также вывести лесной бизнес на качественно новый уровень развития. Повышение рентабельности предприятий лесопромышленного комплекса создаст условия для привлечения инвесторов в лесной сектор экономики, улучшит работу ЛПК. Наряду с тем, такая стабилизация положения в лесопромышленном комплексе России позволит значительно повысить престиж страны на международном рынке. Но в погоне за экономической выгодой не следует забывать о том, что леса выполняют в первую очередь важнейшую экологическую функцию - очищают воздух и способствуют сохранению климата.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации [Государственная Дума Российской Федерации от 22.01. 1997 г. № 22-ФЗ] / Собрание законодательства РФ, 03.02.1997.

2. Положение об аренде участков лесного фонда: постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г.

3. Козырева Г.Б. Проблемы формирования социальных институтов устойчивого лесоуправления. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006.

4. Устойчивое управление лесами России и европейский рынок лесоматериалов: материалы ТАСИС. М., 2006.

УДК 330.322.23

ЯПОНСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.В.Жаркова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья содержит данные о реализации проектов инвестирования Японской национальной корпорацией по нефти, газу и металлам JOGMEC в нефтегазодобывающий комплекс Иркутской области, показана взаимосвязь проекта со строительством транспортного трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: японские инвестиции; инвестирование в нефтегазодобывающий комплекс; инвестиционное и внешнеэкономическое сотрудничество Россия-Япония; укрепление японо-российского сотрудничества в регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

JAPANESE INVESTMENTS INTO THE DEVELOPMENT OF OIL AND GAS EXTRACTIVE COMPLEX

OF IRKUTSK REGION

E.V.Zharkova

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The article contains data on reasons and the realization of investment projects of the Japanese oil, gas and metal national corporation JOGMEC into the oil and gas extractive complex of Irkutsk region. It demonstrates the correlation of the project with the construction of the transporting pipeline "East Siberia-The Pacific Ocean". 3 sourses

1Жаркова Елена Викторовна, аспирант, старший преподаватель Международного института экономики и лингвистики ИГУ, тел.: 89025616014, e-mail: [email protected]

Zharkova Elena Viktorovna, a postgraduate, a senior lecturer of the International Institute of Economics and Linguistics of Irkutsk State University, tel.: 89025616014, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.