Научная статья на тему 'Лесной рынок России в условиях экономической глобализации'

Лесной рынок России в условиях экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ РЫНОК / ROUND WOOD / ПИЛОМАТЕРИАЛЫ / TIMBER / КРУГЛЫЙ ЛЕС / ФАНЕРА / PLYWOOD / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / FORESTRY / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ДРЕВЕСИНЫ / MARKET COMPETITION WOOD / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / TIMBER MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хренов Н. В.

Статья посвящена исследованию особенностей функционирования и развития лесного рынка России в условиях глобализации. Отдельно выделены факторы, которые отрицательно сказались на положении лесного рынка России, к числу которых относится нестабильная политическая ситуация в странах союза арабского Магриба, куда входят Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, фитосанитарные требования со стороны Ирана. Особое внимание уделено экспортной составляющей в позиционировании рынка лесоматериалов России на мировом пространстве. Проанализирована динамика экспорта основных видов лесной продукции из России за 2007-2012 гг. На основе изучения прогнозов, экспертных мнений и аналитических отчетов автором обоснованы перспективы развития лесного рынка России в ближайшей перспективе, которые связаны с увеличением спроса со стороны Китая на древесину из Сибири и с Дальнeго Востока, а также сложность дальнейшего наращивания поставок древесины из Новой Зеландии и Канады с повышением спроса на пиломатериалы из хвойных пород древесины на рынках основных импортеров на Востоке Японии и Южной Кореи. В статье также рассмотрено влияние на состояние отечественного рынка лесных товаров факта вступления России в ВТО и изменения внутреннего спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian timber market in the conditions of economic globalization

This article is devoted to research of Russian timber market functioning and development in the conditions of globalization. This work separates out the factors which influenced negatively on the position of Russian timber market; some of them are unstable political situation in the countries of Arabic union Maghreb, including Algeria, Libya, Mauritania, Morocco and Tunis, phytosanitary requirements by Iran. Special attention is paid to export constituent in Russian timber market positioning in the world space. This article analyzes the dynamics of timber products basic types’ export from 2007 to 2012. On the basis of studied forecasts, expert opinions and analytic reports the author substantiates the perspectives of Russian timber market in near perspective; it is connected with growing demand for timber form Siberia and Far East by China, and also difficulty of further increasing supplies from New Zealand and Canada, and also growing demand for saw timber of conifers on the markets of main importers as Japan and South Korea. Also this article considers the state of domestic market of timber products, joining of Russia in WTO and changing of the internal market.

Текст научной работы на тему «Лесной рынок России в условиях экономической глобализации»

Н.В. Хренов, аспирант, кафедра экономики народного хозяйства, Современная гуманитарная академия, г. Москва, Россия, [email protected]

ЛЕСНОЙ РЫНОК РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию особенностей функционирования и развития лесного рынка России в условиях глобализации. Отдельно выделены факторы, которые отрицательно сказались на положении лесного рынка России, к числу которых относится нестабильная политическая ситуация в странах союза арабского Магриба, куда входят Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис, фитосанитарные требования со стороны Ирана. Особое внимание уделено экспортной составляющей в позиционировании рынка лесоматериалов России на мировом пространстве. Проанализирована динамика экспорта основных видов лесной продукции из России за 2007—2012 гг. На основе изучения прогнозов, экспертных мнений и аналитических отчетов автором обоснованы перспективы развития лесного рынка России в ближайшей перспективе, которые связаны с увеличением спроса со стороны Китая на древесину из Сибири и с Дально-го Востока, а также сложность дальнейшего наращивания поставок древесины из Новой Зеландии и Канады с повышением спроса на пиломатериалы из хвойных пород древесины на рынках основных импортеров на Востоке Японии и Южной Кореи. В статье также рассмотрено влияние на состояние отечественного рынка лесных товаров факта вступления России в ВТО и изменения внутреннего спроса.

Ключевые слова: лесной рынок, пиломатериалы, круглый лес, фанера, лесное хозяйство, Россия, Китай, экспорт, импорт, конкуренция на рынке древесины, глобализация.

В современной глобальной и гиперконкурентной экономике ни одна промышленность не развивается изолированно. Можно наблюдать постоянный рост взаимозависимости и взаимовлияния отраслей в отдельных странах, а также в глобальном масштабе. Лесная промышленность включает в себя всю цепь добавленной стоимости от выращивания лесов и управления ими до изготовления конечной продукции, например, бумаги, упаковочных материалов, паркета и т. п. Сегодня мировой лесной рынок переживает изменения и проблемы, связанные с глобализацией, повышением экологических требований, конкуренцией за сырье между странами и отраслями, ограничением доступа к капиталу, а также повышением осознания необходимости инновационного развития.

По результатам исследования, которое проводилось ФАО ООН (Food and Agriculture Organization of the United Nations), «общая площадь лесов в мировом хозяйстве находится на отметке около 4 млрд. га»1, в пересчете это означает, что на душу населения приходится приблизительно 0,62 га лесов. 75% площади мировых лесов расположено на территории десяти государств. Совокупная площадь сертифицированных лесов в 2007 г. равнялась 300 млн. га, при этом большая их часть расположена на территории ЕЭК (Европа, СНГ и Северная Америка, без Мексики)1. Очевидно, что обладая таким потенциалом, международная торговля лесопродуктами развивается очень стремительно. Согласно статистике ФАО, «объемы мирового экс-

порта хвойных пиломатериалов и круглого леса за период с 2001 по 2011 год в количественном выражении увеличились на 8 и 7 млн. м3 соответственно»2. Положительное

влияние на данную тен- _

денцию оказали «стабильный рост мирового потребления лесоматериалов в различных отраслях экономики и увеличение значимости древесины в качестве натурального, экологически чистого и универсального материала»2.

Принимая во внимание тот факт, что 25% площади мировых лесов приходится на Российскую Федерацию, где леса занимают 69% территории страны, стоимость лесных ресурсов России составляет 28 трлн. долл. (для сравнения, соответствующие цифры для газового и нефтяного секторов экономики оцениваются в 19 и 7 трлн. долл.), однако доля России в мировой торговле лесоматериалами составляет всего лишь 4%. «Доход российских производителей с одного кубометра заготовленной древесины равен около 60 долл., что почти в пять раз меньше, чем в среднем на мировом рынке лесоматериалов»3.

Помимо серьезных системных проблем в организации лесного хозяйства и лесопользования в России, которые обусловливают невысокие результаты торговли продуктами данной отрасли в глобальных масштабах, позиционирование отечественных производителей на мировом рынке лесных товаров подверглось серьезному испытанию вследствие вступления России во Всемирную торговую организацию и введения квот на экспорт круглого леса.

Таким образом, низкая результативность лесного рынка России обусловливает необходимость оценки конкурентоспособности продукции лесной промышленности на мировом уровне, а также проведение анализа основных факторов, влияющих на международную эффективность данной отрасли. Указанные обстоя-

Сегодня мировой лесной рынок переживает изменения и проблемы, связанные с глобализацией, усилением экологических требований, конкуренцией за сырье между странами и отраслями, ограничением доступа к капиталу, а также повышением осознания необходимости инновационного развития.

Если в 2006 году 60% импортированной древесины в Китае имело российское происхождение, то на начало 2014 года Россия удерживала только 29% всего китайского импорта пиленого леса.

тельства подтверждают актуальность выбранной темы статьи, ее важность и значимость как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения.

_ Изучением особенностей и перспектив развития лесного комплекса России посвящены работы таких авторов, как Г.П. Бут-ко, Л. Л. Калужнин, П.В. Поротников, В.И. Сухих, А.И. Уткин, О.В. Веретенов, О.В. Гамсахурдия. Анализ условий международной конкурентоспособности лесной отрасли России проведен Д.Г. Замолодчико-вым, Г.Н. Коровиным, О.В. Честных, Е.Н. Абаниной, А.И. Писаренко, В.В. Страховым. Однако процессы глобализации продолжают развиваться, насыщаются новыми качествами и свойствами, вектор развития мирового рынка лесных товаров меняет свою направленность, поэтому рассматриваемые вопросы требуют дальнейших, более углубленных и расширенных исследований.

В соответствии с вышеизложенным, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей формирования и функционирования лесного рынка России в условиях экономической глобализации и обозначении проблемных моментов и перспектив его развития в будущем.

Развитие процессов глобализации во всех секторах мирового хозяйства, а в особенности в экономической сфере, оказало существенное влияние на развитие лесной отрасли России, на объемы продаж лесных товаров. В частности, отечественный рынок лесных товаров оказался под давлением финансового кризиса, экологических проблем, конкуренции за сырье и капитал, быстрого проникновения и захвата позиций на мировом рынке лесной отрасли Китая; отрицательным образом на нем также отразилось снижение темпов экономического развития и объемов строительства. По многим

Таблица 1

Динамика экспорта основных видов лесной продукции из России за 2007—2012 гг4.

Виды продукции 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Лесоматериалы необработанные млн. м3 51,1 36,8 21,7 21,2 21,2 17,0

Пиломатериалы, млн. м3 17,2 15,4 16,2 17,7 18,5 18,7

Фанера клееная, тыс. м3 1493 1326,4 1325,2 1511,9 1516,8 1527,3

ДСП, тыс. м3 438,4 411,4 496,3 490,0 458,0 463

ДВП, тыс. м3 109,2 83,9 83,2 66,0 61,6 63

Целлюлоза, тыс. т 1797,9 1921,1 1582,3 1984,0 1921,0 2068,5

Бумага и картон, тыс. т 2469,9 2737,3 2595,5 2578,1 2519,2 2540

экспортируемым позициям наблюдается стабильная ниспадающая тенденция см. табл. 1.

Основными странами, в которые Россия поставляет свои лесные товары, являются Китай (пиломатериалы и целлюлоза, круглый лес,), Финляндия (круглый лес), Япония (пиломатериалы и круглый лес), Египет (пиломатериалы), Германия (бумага и картон, пиломатериалы), Турция (бумага и картон, целлюлоза), страны СНГ (листовые древесные материалы, круглый лес, бумага и картон, пиломатериалы). Причем две трети всего экспорта лесоматериалов из России осуществляется в страны дальнего зарубежья и только треть в страны СНГ. На рисунке 1 и 2 представлена для примера структура экспорта пиломатериалов из России в 2013 году в натуральном и денежном выражении5.

Наиболее заметным в структуре экспорта отечественных лесопродуктов за последние несколько лет, как видно из таблицы 1, стало снижение поставок круглого

леса. Его экспорт снизился в основном за счет сокращения поставок в Китай. Если в 2006 году 60% импортированной древесины в Китае имело российское происхождение, то на начало 2014 года Россия удерживала только 29% всего китайского импорта пиленого леса. С падением объемов экспорта круглого леса Россия потеряла позиции крупнейшего мирового поставщика необработанной древесины6. В 2006 году РФ занимала долю, равную 44% всей торговли круглым лесом в мире, к 2013 году в перечне ведущих экспортеров кругляка она уже опустилась с верхней позиции на третье место, уступив первенство Новой Зеландии и США. Отечественное сырье теперь занимает только 15% в объеме мировой торговли этим материалом. В структуре валютной выручки доля необработанной древесины снизилась с 33,5% в 2007-м до 15,1 в 2012 г7.

Тем не менее эксперты прогнозируют, что на протяжении 2014 года в глобальном измерении рынок лесоматериалов России

□ Россия всего

□ В страны дальнего зарубежья

□ В страны СНГ

Рис. 1. Структура экспорта пиломатериалов (тыс. пл. м3)

□ Россия всего

□ В страны дальнего зарубежья

□ В страны СНГ

Рис. 2. Структура экспорта материалов (млн. долл.)

вновь сможет обрести свои прежние позиции, это связано с увеличением спроса со стороны Китая на древесину из Сибири и с Дальнего Востока. Также основными стимулами ожидаемой тенденции являются снижение курса рубля и сложность дальнейшего наращивания поставок древесины из Новой Зеландии и Канады.

Негативно на состоянии отечественного рынка лесных товаров в условиях глобализации сказалась нестабильная политическая ситуация в странах союза арабского Магриба, куда входят = Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис. России пришлось сократить объемы поставок и искать альтернативные рынки сбыта. По причине фитосанитарных требований со стороны Ирана отгрузки круглого леса и пиломатериалов из России имеют также отрицательную динамику. Экспорт пиломатериалов в Иран по итогам 2013 года сократился на 19% по физическим объемам и на 26 — по стоимостным8.

Как Финляндия, так и Китай диверсифицировали источники своих закупок древесины с целью охвата других регионов и поэтому стали меньше зависеть от Российской Федерации в плане удовлетворения своих потребностей в древесном сырье. Объемы экспорта пиломатериалов в Финляндию в физическом выражении упали за 2013 год на 13% до уровня 203,6 тыс. м3.

Но в то же время следует отметить, что сокращение поставок лесных товаров на Запад компенсируется увеличением доли продаж в азиатские страны. Это объясняется значительным повышением спроса на пиломатериалы из хвойных пород древесины на рынках основных импортеров на Востоке Японии и Южной Кореи. За 2013 год поставки российских пиломатериалов в Японию выросли на 18% как по физическим объемам, так и по стоимостным. По сравнению с 2008 годом количество отгруженных пиломатериалов в эти страны возросло в два раза. Это направление, считают эксперты, может перетянуть на себя около 40% экспорта уже к концу 2014 года.

Нельзя не отметить, что неоднозначное влияние на состояние отечественного рынка лесных товаров в условиях экономической глобализации оказало вступление России в ВТО. Правительство России в соответствии с соглашением о присоединении

Таблица 2

Динамика импорта основных видов лесопродукции в Россию за 2007—2012 гг4.

Виды продукции 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Фанера клееная, тыс. м3 111,8 115,3 22,0 42,2 81,7 101,9

Древесностружечные плиты, тыс. м3 672,4 768,8 401,1 529,0 944,6 1107,1

Древесноволокнистые плиты, млн. м2 58,6 113,5 43,1 60,9 68,1 68,1

Целлюлоза, тыс. т 71Д 58,7 41,6 60,5 92,1 107,9

Бумага и картон, тыс. т 2071,6 2217,1 1201,3 1534,4 1870,0 2094,4

Мебель, млн. долл. США 1145,7 1484,8 1673,1 2101,8 3198,2 3748,3

к ВТО снизило экспортные тарифы для еловых бревен до 13%, а для сосновых бревен до 15. Однако изменение тарифов не привело к существенному увеличению потока бревен из западной части Российской Федерации в Финляндию, которая является основной страной назначения для российских бревен лиственных пород, равно как и потока бревен хвойных пород с Дальнего Востока России в Китай. Как Финляндия, так и Китай диверсифицировали источники своих закупок древесины с целью охвата других регионов и поэтому стали меньше зависеть от Российской Федерации в плане удовлетворения своих потребностей в древесном сырье. Объемы экспорта пиломатериалов в Финляндию в физическом выражении упали за 2013 год на 13% до уровня 203,6 тыс. м3. Стоимость экспорта составила 58,8 млн. долл. (—5%).

Несмотря на то что лесная отрасль России ориентирована в большей степени на экспорт, состояние лесного рынка России в условиях глобализации и интеграции зависит и от внутреннего спроса. Анализ динамики внутреннего потребления за последние 6 лет показывает устойчивую тенденцию роста емкости внутреннего рынка. При этом в силу ряда причин экспорт лесобумажной продукции уменьшался как по стоимости, так и по структуре внешнеторгового оборота лесобумажной продукции. «Если в 2007 г. коэффициент покрытия импорта экспортом был равен 2,33, то в 2012 г. он составил уже 1,04. Импорт продукции в 2012 г. составил 9,8 млрд. долл. США. В структуре импорта 84% стоимости приходилось на продукцию с высокой до-

Представленная структура российского экспорта продукции лесного сектора РФ свидетельствует о сохраняющемся в нем приоритете

товаров сырьевого назначения и полупродуктов с более глубокой степенью переработки.

бавленной стоимостью (высококачественные виды бумаги и картона, мебель)»9. В таблице 2 представлена динамика импорта основных видов лесопродукции в Россию за 2007-2012 годы.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Россия обладает высококачественными лесосырьевыми ресурсами в достаточном объеме для организации эффективного конкурентного позиционирования своих лесных материалов на мировом рынке. Представленная структура российского экспорта продукции лесного сектора РФ свидетельствует о сохраняющемся в нем приоритете товаров сырьевого назначения и полупродуктов с более глубокой степенью переработки.

Несмотря на определенные трудности и задержки в развитии рынок лесных товаров в России имеет весьма обозримые перспективы развития, которые связаны прежде всего с качеством древесного сырья, особенно березового. Кроме того, российские предприятия могут приобретать отечественную древесину по гораздо более низким ценам, чем финские или китайские компании, что является их безусловным конкурентным преимуществом, которое будет сохраняться и в обозримом будущем. В этой связи следует подчеркнуть важность поддержки отечественных производителей лесобумажной продукции путем развития государственно-частного партнерства, в том числе совершенствования механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освое-

ния лесов. Уверенность вселяет то, что перспективными продуктовыми нишами для российской лесной продукции в глобальных масштабах являются:

♦ по пиломатериалам страны СНГ, Балтии, Евросоюза, Египет, Китай, Япония;

♦ по фанере клееной США, страны Балтии, Германия, Франция, Италия, Египет;

♦ по целлюлозе Китай, страны Западной и Восточной Европы, Республика Корея;

♦ по бумаге и картону Германия, Турция, страны Восточной Европы, Китай.

Не вызывает сомнения тот факт, что более уверенному позиционированию рынка лесных товаров России на мировой арене призваны способствовать законодательные инициативы, в частности утвержденные Правительством РФ «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года». ^ ■

Литература

1. National forest monitoring systems: monitoring and measurement, reporting and verification (M & MRV) in the context of REDD+ activities. Geneva, Switzerland: UN-REDD Programme Secretariat, 2013. 24 р.

2. Forests and water: international momentum and action coordination and content editing Paolo Ceci.

Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2013. 75 р.

3. Паничев Г.П. Стратегия развития лесного комплекса России на долгосрочную перспективу // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 4(96). С. 7-9.

4. Доклад «О повышении эффективности лесного комплекса». Государственный совет Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://region. adm.nov.ru/upload/iblock/863/09doklad_pechat_ itogovaya.pdf. (дата обращения: 10.04.2014).

5. Романов В.В. Современное состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 37-46.

6. Севастьянова К.Д. Основные торгово-экономические партнеры России // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 374-378.

7. Петров А.П. Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 4(96). С. 42-44.

8. Ведущие тенденции недели в лесной промышленности мира. [Электронный ресурс]. URL: http:// whatwood.ru/category/global-news/ (дата обращения: 05.04.2014).

9. Калашникова Н.Н. Препятствия развитию иностранных инвестиций в сфере лесопромышленного комплекса России // Научное обозрение. 2013. № 5. С. 227-232.

RUSSIAN TIMBER MARKET IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC GLOBALIZATION

N. V. Hrenov, postgraduate, the department of national economy, Modern Humanitarian Academy, Moscow, Russia, [email protected]

This article is devoted to research of Russian timber market functioning and development in the conditions of globalization. This work separates out the factors which influenced negatively on the position of Russian timber market; some of them are unstable political situation in the countries of Arabic union Maghreb, including Algeria, Libya, Mauritania, Morocco and Tunis, phytosanitary requirements by Iran. Special attention is paid to export constituent in Russian timber market positioning in the world space. This article analyzes the dynamics of timber products basic types' export from 2007 to 2012. On the basis of studied forecasts, expert opinions and analytic reports the author substantiates the perspectives of Russian timber market in near perspective; it is connected with growing demand for timber form Siberia and Far East by China, and also difficulty of further increasing supplies from New Zealand and Canada, and also growing demand for saw timber of conifers on the markets of main importers as Japan and South Korea. Also this article considers the state of domestic market of timber products, joining of Russia in WTO and changing of the internal market.

Key words: timber market, timber, round wood, plywood, forestry, Russia, China, export, import, market competition wood, globalization.

References

1. National forest monitoring systems: monitoring and measurement, reporting and verification (M & MRV) in the context of REDD+ activities. Geneva, Switzerland: UN-REDD Programme Secretariat, 2013. 24 p.

2. Forests and water: international momentum and action coordination and content editing Paolo Ceci. Rome: Food and Agriculture Organization of the United Nations, 2013. 75 p.

3. Panic hev G.P. Strategiia razvitiia lesnogo kompleksa Rossii na dolgosrochnuiu perspektivu [Strategy for development of the forest complex of Russia for the long term]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoi vestnik — Moscow state forest university bulletin — Lesnoy vestnik, 2013, no. 4(96), pp. 7—9.

4. Report On improving the effectiveness of the forest complex. The state Council of the Russian Federation (in Russian). Available at: http://region.adm.nov.ru/upload/ iblock/863/09doklad_pechat_itogovaya.pdf. (accessed 10.04.2014).

5. Romanov V.V. Sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia lesopromyshlennogo kompleksa [Current state and prospects of development of timber industry

complex]. Regional'nye problemy preobrazovaniia ekonomiki — Regional problems of transforming the economy, 2013, no. 2, pp. 37—46.

6. Sevast'ianova K.D. Osnovnye torgovo-ekonomicheskie partnery Rossii [The main trade and economic partners of Russia]. Molodoi uchenyi — Young scientist, 2013, no. 5, pp. 374-378.

7. Petrov A. P. Ekonomicheskaia organizatsiia ispol'zovaniia lesov Rossii v usloviiakh rynochnykh otnoshenii [Economic organization of forest use in Russia in conditions of market relations]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoi vestnik — Moscow state forest university bulletin — Lesnoy vestnik, 2013, no. 4(96), pp. 42-44.

8. Leading trends of the week in the forest industry of the world (in Russian). Available at: http://whatwood.ru/ category/global-news/ (accessed 05.04.2014).

9. Kalashnikova N.N. Prepiatstviia razvitiiu inostrannykh investitsii v sfere lesopromyshlennogo kompleksa Rossii [Barriers to the development of foreign investment in the field of timber industry complex of Russia]. Nauchnoe obozrenie — Scientific review, 2013, no. 5, pp. 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.