Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития цифровой экономики в Республике Беларусь'

Институциональные аспекты развития цифровой экономики в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ / ИМПОРТ ИНСТИТУТОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ / ПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шебеко Д.К.

В статье изложены результаты исследования уровня развития цифровой экономики в Республике Беларусь и трансформации ее институциональной структуры, обеспечивающей функционирование отрасли. За последние годы в Беларуси достигнуты существенные результаты по увеличению объемов цифровой экономики и формированию соответствующей институциональной среды. Сделаны выводы об успешности импорта институтов и достижении позитивной институциональной конвергенции на основе оптимального взаимодействия импортируемых и существующих формальных и неформальных норм. В качестве мер экономической политики обоснован переход к прецедентному праву как инструменту формирования новых институтов при невозможности их импорта, или возможности формирования более эффективных институтов по сравнению с государствами, из которых может быть осуществлен импорт. Предлагается распространить на традиционные отрасти действие новых институтов по мере цифровизации этих отраслей, и подтверждения успешности их функционирования в секторе цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития цифровой экономики в Республике Беларусь»

Институциональные аспекты развития цифровой экономики в Республике Беларусь

«

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Шебеко Дмитрий Константинович

аспирант, кафедра национальной экономики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, dshabeka@gmail.com

В статье изложены результаты исследования уровня развития цифровой экономики в Республике Беларусь и трансформации ее институциональной структуры, обеспечивающей функционирование отрасли. За последние годы в Беларуси достигнуты существенные результаты по увеличению объемов цифровой экономики и формированию соответствующей институциональной среды. Сделаны выводы об успешности импорта институтов и достижении позитивной институциональной конвергенции на основе оптимального взаимодействия импортируемых и существующих формальных и неформальных норм. В качестве мер экономической политики обоснован переход к прецедентному праву как инструменту формирования новых институтов при невозможности их импорта, или возможности формирования более эффективных институтов по сравнению с государствами, из которых может быть осуществлен импорт. Предлагается распространить на традиционные отрасти действие новых институтов по мере циф-ровизации этих отраслей, и подтверждения успешности их функционирования в секторе цифровой экономики.

Ключевые слова: Цифровая экономика, экономика Беларуси, импорт институтов, институциональная конвергенция, прецедентное право.

Новая технологическая революция, получившая название цифровой все более существенно влияет на мировую экономику и трансформирует экономики отдельных стран. Исследование таких инноваций, как разработка двигателя внутреннего сгорания и массовое применение электричества, проявивших свое преобразующее воздействие во всех сферах жизни общества, создают предпосылки прогнозирования на основе экстраполяции влияния цифровых технологий на экономику и общество. Особый интерес представляет исследование изменения институтов, регулирующих создание и распространение знаний, объем которых лавинообразно нарастает. Научные разработки в области искусственного интеллекта изменяют характер принятия решений в бизнесе и политике. Интернет вещей ускоряет процесс «шумпетеровского» созидательного разрушения и создает новые парадигмы в сферах занятости населения, производственных технологиях и урбанизации. Блокчейн-технологии содержат значительный потенциал изменения в структуре сделок и экономике в целом, тем самым, способствуют созданию новых бизнес-моделей и типов рынков.

Дигитализация формирует потенциал увеличения производительности и ускоряет темпы роста экономики. Этот рост подтверждается имеющимися статистическими данными, однако уже сейчас заметны отличия во влиянии цифровых технологий на разные отрасли и экономики отдельных стран.

Белорусская экономика не обладает значительными природными ресурсами, однако характеризуется относительно высоким уровнем человеческого капитала, поэтому дигитализация открывает перед ней значительные возможности по преодолению отставания от развитых стран, сложившихся в ходе освоения достижений предыдущих технологических революций. Следует заметить, что цифровая экономика способствует экономическому росту и в традиционных отраслях, не основанных непосредственно на цифровых технологиях.

Развитие цифровой экономики вызывает институциональные изменения. Исторический опыт свидетельствует, что они могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям для отдельных стран. Хрестоматийными примерами служат успешная японская модернизация в ХХ веке и ряд проектов по преобразованию экономики постсоциалистических стран, когда результаты существенно отличались от заявленных в качестве цели преобразований. Таким образом, важным условием успешного использования потенциала цифровых технологий выступают адекватные изменения институтов.

Целью данной статьи является изложение результатов исследования опыта Республики Беларусь по формированию институциональной среды по развитию цифровой экономики и разработка предложений в области экономической политики, направленных на повышение эффективности использования потенциала цифровых технологий.

В рамках исследования использованы общепринятые в институциональной теории методы. В отличие от классических и неоклассических подходов институциональная теория позволяет учесть ряд факторов, имеющих существенное значение для трансформации экономики вследствие растущего применения цифровых технологий. В процессе исследования также были применены такие формально-логические приемы и методы познания, как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. В качестве приемов и методов эмпирического и конкретно-экономического анализа применялись описание и измерение. Исследование выполнялось на основе таких теоретико-экономического принципов, как экономический рационализм и «при прочих равных условиях». В качестве объекта исследования рассматривалась экономическая политика государства в сфере цифровой экономики.

Таблица 1

Объемы и структура валовой добавленной стоимости в секторе информационных и коммуникационных технологий в Республике Беларусь Источник: [6].

1 - в деноминированных рублях

Области 2011 год, млрд бел. рублей 2011 гад, % 2013 год, млрд бел. рублей 2013 год, % 2015 год, .млрд ИС1 рубтен 2015 год, % 2016 год, млн бел, руо н п: 2016 год, %

Брестская 593,1 7 1441,8 7 1847,3 6 205,1 5

Виибская 728,9 3 1541,9 7 2035,3 6 176,2 4

Гомельская 695,5 3 1534,2 3 2375,7 3 236,0 6

Гра и к1 искд и 493,4 6 1094,9 5 1550,2 5 169,2 4

г. Ми иг к 5447,3 62 13222,1 64 2 ¡370,2 68 3155,8 74

Минская 350,8 4 796,7 4 1066,8 3 163,8 4

Могплевскя я 442,8 5 1025,2 5 1376,0 4 159,4 4

Всем» ¡5752,3 100 20706,8 100 31621,5 100 4265,5 100

ео.о

брестская Витебская Гомельская Гродненск эя г. Минск Минская Могилеве* ая Всего

■ 2016 год 38,7 29,4 40,7 42,3 56,5 34,9 43,1 49,9

■ 2016 год 30,8 22,4 33,0 32,3 37.0 23,7 35,3 33,9

■ 2013 год 20,6 15,4 18,9 21,9 25,4 23,3 22,6

■ 2011 год э.о 5.9 7,8 9,5 11,0 7,0 10,3 9.5

Рисунок 1. Валовая добавленная стоимость в расчете на одного занятого в секторе информационных и коммуникационных технологий в Республике Беларусь по регионам, тыс. деноминированных бел. рублей

Источник: составлено автором на основе [4].

К настоящему времени в исследовательском сообществе не сложился консенсус по понятийному аппарату для изучения цифровой экономики. В рамках нашего исследования цифровая экономика определена как экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях.

Количественное измерение цифровой экономики проблематично из-за недостаточной ее изученности в теоретическом плане и проблем с доступностью данных. Как следствие, существуют сложности и с оценкой эффективности институциональной структуры, которая обеспечивает функционирование этой сферы экономики. Таким образом, нет достаточных оснований утверждать, что действующие меры экономической политики по развитию данной отрасли базируется на строгих научных основаниях.

Вместе с тем, косвенные оценки для количественного измерения цифровой экономики в исследовательском сообществе уже сделаны, и, следовательно, существует возможность на их основе исследовать эффективность действующей институциональной структуры и на этой основе разрабатывать меры экономической политики.

К настоящему времени из 10 самых крупных компаний по рыночной капитализации 6 являются представителями цифрового сектора [7].

Международная консалтинговая и аудиторская компания Deloitte оценивает потенциальный рост производительности в развивающихся странах на 25%, при условии, что доступ к интернету в развивающихся странах станет аналогичным доступу к нему в развитых странах. Только приведение доступа к интернету к уровню развитых экономик может при-

вести к дополнительному росту мирового ВВП на 2,2 трлн долларов США и созданию 140 млн новых рабочих мест [12].

Таким образом, эмпирическим путем фиксируется ускорение технологических инноваций и констатируется их роль в качестве фактора устойчивого развития национальных экономик и изменения их институциональной структуры.

Исследования Всемирного банка показывают, что технологические инновации могут обеспечивать экономическую инклюзивность, эффективность и инновации. Но при этом обращается внимание, что существуют риски их негативного влияния на национальные экономики, например, сокращение рабочих мест, ослабление безопасности и сохранности персональных и государственных данных. Возрастающая цифровизация всех отраслей экономики создает риски уязвимости инфраструктурных и промышленных объектов. Также существуют риски усиления неравенства между теми, кто получает выгоды от цифровизации, и теми, кому продукты цифровой экономики недоступны [9].

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости правительственного регулирования технологических инноваций.

В качестве одного из направлений такого регулирования, эксперты Всемирного банка выделяют улучшение институтов и цифровой грамотности. Тенденция к росту автоматизации и расширению использования искусственного интеллекта будет усиливаться. По различным оценкам, до 50% рабочих мест (около 15 трлн долларов США в заработной плате), не требующих высокой квалификации могут быть автоматизированы с использованием уже существующих технологий [10]. Новые рабочие места в цифровой экономике требуют наличие цифровой грамотности у работников.

Правительству следует создавать институты, которые позволят технологическим инноваторам успешно развиваться, конкурировать между собой и защищать свои инновации.

Для повышения цифровой грамотности населения и подготовки рабочей силы к волне технологических инноваций необходима государственная политика развития образования в сфере цифровых технологий.

Также одним из важнейших направлений в сфере цифровой экономики должно стать создание институтов общественного контроля за технологическим сектором, так как высокая степень конт-

© £

Ю

5

9

2 е

9

«

сэ

см

£

Б

а

2 ©

роля информационных ресурсов и доступа к ним может привести к монополизации информации крупными технологическими компаниями, что в свою очередь создает предпосылки социального напряжения и цифрового «неолуддизма».

Для оценки развития цифровой экономики в Республике Беларусь в рамках данного исследования использованы косвенные оценки. Основные результаты представлены ниже. Следует отметить то обстоятельство, что национальные статистические органы предпринимают усилия по измерению цифровой экономики.

Фиксируется устойчивый рост объемов (в 4,8 раза в 2016 г. по сравнению с 2011 г.) в отрасли информационно-компьютерных технологий (Таблица 1) при относительно устойчивой структуре в региональном аспекте.

Более полное представление о развитии цифровой экономики можно получить на основе анализа производительности труда в этой отрасли (Рисунок 1). За исследуемый период она выросла в 5,2 раза. Принимая во внимание, что в качестве средства измерения используется национальная валюта, следует признать достаточность оснований для вывода о значительном росте производительности труда в отрасли.

Анализ рентабельности продаж (Рисунок 2) также фиксирует положительную динамику развития отрасли и устойчивый уровень ее эффективности.

Таким образом, можно сделать вывод, о достаточно успешном развитии цифровой экономики в Республике Беларусь. Что, в свою очередь, дает основания для вывода об успешности создания институтов, обеспечивающих функционирование цифровой экономики.

Трансформация институтов для развития цифровой экономики проводилась Декретами Президента и основывалась на импорте институтов. Ключевым фактором успешности импорта институтов является их конгруэнтность. [3, с. 206210]. При условии, что конгруэнтность институтов находится на достаточном уровне, происходит институциональная конвергенция [8, с. 65-72.], которая, в свою очередь, может быть негативной, позитивной, гибридной, эволюционной и стабильной. Позитивная конвергенция наблюдается, когда происходит оптимальное схождение импортируемых формальных и существующих неформальных норм. Негативная конвергенция происходит в случае, когда нормы недостаточно конгруэнтны между собой. Дж. Гэлб-

Рисунок 2. Рентабельность продаж в секторе информационных и коммуникационных технологий в Республике Беларусь по регионам, % Источник: составлено автором на основе [4].

рэйт и Й. Шумпетер определяли эволюционную конвергенцию как динамическое явление схождения импортируемых и существующих норм. Ф. Перу считал, что статическая конвергенция описывает явление взаимодополнения формальными и неформальными нормами друг друга. Я. Тинберген определял гибридную конвергенцию, как процесс взаимного влияния норм формальных и неформальных, при котором институциональное развитие происходит по смешанному сценарию развития, отличному от сценариев развития по формальному или неформальному пути.

Следует отметить, что данные методики довольно сложно применить к экономике Беларуси с высокой степенью достоверности по причине недостаточности имеющихся данных. Поэтому существует вариант оценки конгруэнтности институтов и институциональной конвергенции по результатам развития регулируемой отрасли. Предполагается, что они обусловлены проведенным импортом институтов и их конвергенцией с неформальными нормами и существовавшими формальными нормами. Такой подход и был использован в рамках данного исследования.

В 2005 году был принят Декрет №12 «О Парке высоких технологий» , который предусматривал формирование условий для развития сферы информационных технологий для адаптации национальной экономики. В 2014 году Декретом №4 расширен перечень видов деятельности

в Парке высоких технологий в целях повышения наукоемкости видов деятельности [1].

За анализируемый период в развитии отрасли достигнуты следующие основные результаты - компании Парка высоких технологий (далее ПВТ) имеют контракты с резидентами из 67 стран мира, 92,3% экспортироуемых продуктов и услуг приходится на страны Западной Европы и США, штат компаний-резидентов насчитывает 33 тыс. сотрудников, а за 2017 г. экспорт увеличился на 205 млн. долларов США или на 25% [5].

Анализ достигнутых результатов позволил перейти к следующему этапу, который был юридически оформлен Декретом №8 в 2017 г. Декрет предусматривает существенное расширение видов деятельности, отражающих мировые тренды в развитии цифровой экономики [2].

Наблюдательный совет ПВТ по своему решению вправе определять новые, не предусмотренные самим Декретом, виды деятельности и инициировать создание новых институтов для уже имеющихся и планируемых видов деятельности с использованием подходов, характерных для британской системы права.

В целях создания условий опережающего развития Декрет продлевает существующие преференции для компаний-резидентов Парка высоких технологий, в том числе освобождение или уменьшение ряда налогов и приравненных к ним платежей.

Таблица 3

Оценка развития институтов в Республике Беларусь по методике Всемирного банка World Governance Indicators, в перцентилях Источник: составлено автором на основе [11].

Год Право Политическая Г)ффе кгнв но ст Качество 13 ерчо венет Контроль

голоса и стабильность и ь регулирован во закона коррупци

подотчетно отсутствие государствени ия и

с Tb терроризма наси лня ого управления

lie.iapycb

2005 3.40 57,20 12,20 5,90 10,50 18.60

2010 7.10 41,00 11.00 11.50 15,20 27.10

2014 6,90 51.90 35,10 13.90 22,60 47,60

2017 12,00 46.00 39,00 25.10 22,70 47,80

Декрет предусматривает существенные упрощения условий работы для резидентов, что влечет за собой уменьшение их трансакционных издержек.

Установлен отличный от других участников экономической деятельности порядок функционирования института субсидиарной ответственности: по обязательствам резидента ПВТ: она не может быть возложена на собственника его имущества, учредителей или других лиц, в том числе руководителя, за исключением случаев, когда банкротство вызвано действиями таких лиц, повлекшими уголовную ответственность.

Декрет предусматривает новые для Беларуси правовые институты [2]:

- безотзывные доверенности; - договоры инвестиционного товарищества;

- договор конвертируемого займа;

- соглашение о возмещении имущественных потерь;

- соглашение о предоставлении опциона на заключение опциона и опционный договор;

- соглашения о неконкуренции с работниками, при условии выплаты работнику средней заработной платы за период, когда работник ограничен в праве уйти работать к конкуренту.

Анализ конвергенции импортируемых институтов с действующими в этой сфере неформальными нормами позволяет сделать вывод о достаточной степени их конгруэнтности, так как произошло ускорение развития. Таким образом, подтверждается целесообразность продолжения политики импорта институтов, основываясь на сценарии, предполагающем ускорение развития.

При этом следует принимать во внимание, что цифровая экономика отличается высокой степенью динамичности и неопределенности. Как показывает анализ исторического опыта, для функционирования таких отраслей экономики сложившиеся в мировой практике системы права имеют различную эффективность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным системам права относят романо-германское (континентальное право), общее (прецедентное право), китайское и мусульманское право. В развитых странах преобладают две системы права - континентальное и прецедентное право [3, с. 108-109]. Континентальное право распространено в странах континентальной Европы, включая транзитивные постсоветские экономики. Общее право, или как его иногда называют по стране его происхождения - британское право, распространено в Великобритании и ее бывших колониях, включая США, Канаду, Австралию.

Между континентальным правом и прецедентным существуют существенные различия. Первое заключается в самом источнике права. В континентальной системе новые правовые нормы принимаются на основе существующих кодифицированных наборов норм. В прецедентном праве новые нормы принимаются на основе прецедента, учитывая нормот-ворческие традиции и уже существующие судебные решения по аналогичным проблемам. Также, в общем и романо-гер-манском праве различна роль судьи в принятии судебного решения. В континентальной системе права судья ищет и применяет правовую норму, которая наиболее полно отражает конкретную правовую проблему. В прецедентном праве судья обладает большей гибкостью при вынесении решения, он не только использует уже действующую правовую норму, но и в некоторой степени создает новую норму, то есть субъективный фактор влияет на степень индивидуальности решений суда в системе прецедентного права. Следует также отметить значительное влияние на принятие решений в рамках этой правовой системы высококвалифицированных экспертов, что делает ее более гибкой и эффективной для новых и малоизученных видов деятельности.

В пользу расширения возможностей применения прецедентной системы права свидетельствуют данные анализа оцен-

ки институтов белорусской экономики Всемирным банком (Таблица 3).

Принимая во внимание невысокий уровень оценки действующих в традиционных отраслях экономики институтов, и относительный успех, достигнутый в развитии цифровой экономики за счет политики импорта институтов, можно сделать вывод о целесообразности расширения возможностей применения прецедентной системы права для регулирования цифровой экономики.

Прецедентное право позволит не только обеспечить устойчивый рост цифрового сектора за счет импорта институтов, активно применяемого на предыдущем этапе. Более важно то, что сформировавшееся за последние годы экспертное сообщество в Беларуси получит возможность влияния на принимаемые решения, тем самым, создаются предпосылки глобальной конкурентоспособности отечественного сектора цифровой экономики.

По мере успешного развития сектора цифровой экономики институты из него могут быть перенесены и адаптированы для традиционных отраслей.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В Республике Беларусь целесообразно ускорение импорта институтов с целью развития сектора цифровой экономики.

2. Представляется обоснованным переход к прецедентному праву как инструменту формирования новых институтов при невозможности их импорта, или возможности формирования более эффективных институтов по сравнению с государствами, из которых может быть осуществлен импорт.

3. Распространение на традиционные отрасти действия новых институтов следует осуществлять по мере «цифровиза-ции» этих отраслей и успешности их функционирования в IT секторе.

Литература

1. Декрет Президента Республики Беларусь «О Парке высоких технологий» от 22 сентября 2005 г. № 12 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь URL: http://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=pd0500012 (дата обращения: 14.01.2019).

2. Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 года. № 8 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь URL: http:// pravo.by/document/

О

3

ю i

ff

2 e

9

&

Б

ей

?guid=12551&p0=Pd1700008&p1=1&p5=0 (дата обращения: 14.01.2019).

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИН-ФРА-М, 2004. - 416 с.

4. Регионы Республики Беларусь, 2018 (том 1) // Национальный статистический комитет Республики Беларусь URL: http://www.belstot.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/ public_compilation/index_10915/ (дата обращения: 14.01.2019).

5. Факты и цифры // Парк высоких технологий Беларусь URL: http:// www.park.by/topic-facts/ (дата обращения: 14.01.2019).

6. Шебеко К.К. Развитие регионов Беларуси: тренды, проблемы регулирования и сценарии // Экономика и банки. 2018. №1. С. 55.

7. 50 largest companies in the world by market capitalization as of 2017 end // URL: https://gfmasset.com/2017/11/50-largest-companies-world-market-capitalization-nov-2017/ (дата обращения: 14.01.2019).

8. Andreff W.Convergence or congruence between eastern and western economic systems/convergence and system change. The convergence hypothesis in the light of transition in Eastern Europe. B. Dallago, H. Brezinski & W. Andreff (eds.). Aldershot: Dartmouth, 1992. P. 65-72.

9. How to Build Inclusive Digital Economies // OECD Development matters URL: https://oecd-development-matters.org/2018/03/01/how-to-build-inclusive-digital-economies/ (дата обращения: 14.01.2019).

10. Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages // McKinsey Global Institute URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobs-lost-jobs-

gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (дата обращения: 14.01.2019).

11. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project // Worldwide Governance Indicators URL: http:// info.worldbank.org/governance/wgi/ index.aspx#home (дата обращения: 14.01.2019).

12. Value of connectivity. Benefits of expanding internet access // Deloitte UK URL: https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/ technology-media-and-telecommunications/ articles/value-of-connectivity.html/.html (дата обращения: 14.01.2019).

Institutional aspects of the development of the digital economy in the Republic of Belarus Shabeka D.K.

St. Petersburg State University of Economics The article presents the results of a study of the level of development of the digital economy in the Republic of Belarus and the transformation of its institutional structure that ensures the functioning of the industry. In recent years, significant results have been achieved in Belarus in increasing the volume of the digital economy and forming the corresponding institutional environment. The conclusions about the success of the import of institutions and the achievement of positive institutional convergence based on the optimal interaction of imported and existing formal and informal norms are made. As measures of economic policy, the transition to case law is justified as a tool for the formation of the new institutions when it is impossible to import them, or there is a possibility of the formation of more effective institutions than importing them. It is proposed to extend the new institutions into the traditional industries as the digitalization of these industries occurs, and after there is a confirmation of the success of these institutions in the digital economy. Keywords: Digital economy, economy of Belarus, import of institutions, institutional convergence, case law.

References

1. Decree of the President of the Republic of Belarus "On the High-Tech Park" dated September 22, 2005 No. 12 // National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus URL:

http://pravo.by/document/ ?guid=3871&p0=pd0500012 (date of access: 14.01.2019).

2. Decree of the President of the Republic of

Belarus "On the Development of the Digital Economy" dated December 21, 2017. No. 8 / / National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus URL: http://pravo.by/document/ ?guid=12551&p0=Pd1700008&p1 = 1&p5=0 (date of access: 14.01.2019).

3. Oleynik A.N. Institutional economics: study guide.

- M .: INFRA-M, 2004. - 416 p.

4. Regions of the Republic of Belarus, 2018 (volume

1) // National Statistical Committee of the Republic of Belarus URL: http:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/izdania/public_compilation/ index_10915/ (date of access: 14.01.2019).

5. Facts and figures // High-Tech Park of Belarus.

URL: http://www.park.by/topic-facts/ (date of access: 14.01.2019).

6. Shebeko K.K. Development of the regions of

Belarus: trends, regulatory issues and scenarios // Economy and Banks. 2018. №1. P. 55.

7. 50 largest companies in the world by end 2017

// URL: https://gfmasset.com/2017/11/50-largest-companies-world-market-capitalization-nov-2017/ (date of access: 14.01.2019).

8. Andreff W. Convergence or congruence between

eco and nomic systems / convergence and system change. The convergence hypothesis in Eastern Europe. B. Dallago, H. Brezinski & W. Andreff (eds.). Aldershot: Dartmouth, 1992. p. 65-72.

9. How to Build Inclusive Digital Economies // OECD

Development matters URL: https://oecd-development-matters.org/2018/03/01/how-to-build-inclusive-digital-economies/ (date of access: 14.01.2019).

10. Jobs lost, jobs, skills, skills, and wages // McKinsey Global Institute URL: https:// www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobs -lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (date of access: 14.01.2019).

11. The Worldwide Governance Indicators (WGI) project // Worldwide Governance Indicators URL: http://info.worldbank.org/governance/ wgi/index.aspx#home (date of access: 14.01.2019).

12. Value of connectivity. Benefits of expanding internet access // Deloitte UK URL: https:// www2.deloitte.com/uk/en/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/value-of-connectivity.html/.html (date of access: 14.01.2019).

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.